на чем основано единство русских
В чем единство народов нашей страны?
Рассуждают пастыри
4 ноября (22 октября по ст.ст.) Церковь чтит Казанскую икону Божией Матери, а наше государство отмечает День народного единства. Мы решили спросить пастырей: состоялся ли на сегодняшний день этот праздник как истинно всенародный? И в чем вообще заключается или может заключаться единство народов нашей страны?
Чтобы День народного единства состоялся,
нужно наше постоянство в доброделании
– Неслучайно День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери. Через эту икону Пресвятая Богородица не раз являла нашему народу Свое особенное покровительство и защиту. Но при непременном условии крепкой веры, благочестия и покаяния. И вот сейчас особенно остро встает вопрос о возвращении нашего народа к ясному осознанию своего Богоначертанного пути.
Вообще всенародное приобщение важнейшим духовным смыслам – в силу нашей территориальной огромности и «разбросанности» людей по городам и весям, в силу разницы обстоятельств и условий их жизни, в силу известной инерции – требует времени и постоянства в утверждении этих смыслов.
Чтобы День народного единства укоренился, устоялся в нашем народе, чтобы понимание его действительного значения – духовного, культурного и нравственного – твердо вошло в сознание людей и стало действительно общенародным, нужно, чтобы прошло время при условии нашего постоянства в доброделании.
И прежде всего нам всем, православным верующим, нужно прилагать усилия к тому, чтобы самим жить по тем принципам, которые служат основанием нашего единства. А затем и доносить до как можно большего числа людей ту простую мысль, что единственное подлинное основание нашего всенародного единства – это наша причастность православной вере с ее богатейшей культурой борьбы со страстями, приобщения Божественной благодати, достижения единства и согласия с Богом во Христе Иисусе. Это есть наша цель и наше объединяющее начало. Другого нет и не будет. И чем раньше мы это поймем, чем раньше без ненужных уклонений и экивоков, без стремления угодить и потрафить иным народам и наднациональным структурам (зачастую чуждым нашей вере и культуре), чем раньше мы начнем строить свою личную, семейную и общественную жизнь на твердом фундаменте святой православной веры – тем лучше будет для нас всех и в духовном, и в душевном, и в житейском смысле.
Православная культура «уклонения от зла и сотворения блага» важна и в контексте страшных революционных событий и их катастрофических последствий в России. Потому что именно приобщение этой культуре может служить основанием общенационального примирения. Когда одни – власть имущие – станут прилагать особые усилия в борьбе с корыстолюбием, эгоизмом и жестокосердием, а другие – страждущие и озлобленные – станут сознательно бороться с нетерпением, ропотом и гневом. Когда первые будут с верою утверждаться в воздержании и милосердии, а вторые – в терпении и благодарности.
Если так будем строить нашу общую жизнь, можно с уверенностью сказать, что Господь нас не оставит, исполнит небесных и земных Своих благ и поможет воздвигнуть Отечество наше на добром основании веры, водворить в нем согласие, мир и порядок.
Нас могла бы объединить идея справедливости
Праздник единства будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира
– Мне кажется, что, когда придумали праздник народного единства, это была очень хорошая идея. Потому что если вы живете в деревне, где все друг с другом враждуют или находятся на грани между враждой и войной, и вы собираете всю деревню и говорите: давайте будем отмечать один день мира и примирения между нами, то любой нормальный человек ответит: давайте, это важно и нужно. А те люди, которые скажут, что этот праздник дурацкий или ненужный, они как раз мира не хотят. И такой праздник будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира.
Что же касается идеи, которая могла бы объединить людей нашей страны, как верующих, так и неверующих, то это, конечно, идея справедливости. Но, к сожалению, сегодня Россия – несправедливая страна. Плохо работают закон и суды. Страшная пенитенциарная система, чудовищное расслоение в обществе, социальное и финансовое. И идея справедливости, которая снизу возникнуть и реализоваться не может, если бы она исходила от руководства страны, то, я вас уверяю, она воодушевила и объединила бы практически всех. Но, к сожалению, пока этого не видно.
Так что как праздник единства, по вложенному в него смыслу, этот день скорее не состоялся. Он состоялся как просто еще один выходной день. Пока еще не осознали, какая угроза висит над всеми нами. Так и перед революцией 1917 года люди считали, что хуже быть не может. Хотя они страшно ошиблись на этот счет. Хуже может быть всегда. Тем же профессиональным революционерам расскажи году в 1912-м, как они закончат свою жизнь и во что превратят страну, они, конечно, одумались бы и перестали разваливать державу. Например, из 11 членов ЦК, которые принимали решение об Октябрьском восстании, к концу 1930-х осталось в живых лишь двое – Иосиф Сталин и Александра Коллонтай. «Что посеет человек, то и пожнет», – говорит апостол Павел (Гал. 6: 7). К человеку неминуемо возвращается то зло, которое он посеял.
Для подлинного народного единства
власть должна полюбить тот народ, из которого вышла
– День народного единства может быть народным праздником лишь тогда, когда народ как источник законной власти и избранная этим народом законодательная и исполнительная власть будут едины в своем понимании дальнейшего курса страны, как это было в дни Смутного времени. Тогда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского смогло преодолеть внутренние разногласия перед лицом интервенции. Сейчас нельзя закрыть глаза на тот факт, что недовольство народа своими выдвиженцами во власть достигло практически критического состояния. Как быть власти в этой ситуации, учитывая при этом сложную экономическую и геополитическую обстановку, я сказать не могу, но то, что для подлинного народного единства власти требуется полюбить тот народ, из которого она вышла и ради благополучия которого она должна трудиться, – это несомненно.
Исконным разделителем всех от всех является грех
– Прожив на Святой Земле практически полгода, в последние два месяца на Елеонской горе (в Спасо-Вознесенском монастыре), я как-то очевидно для себя заметил, что люди объединяются, когда тянутся к Богу, когда имеют одни и те же святыни, когда участвуют в одном богослужении. И неважна национальность, ибо Божия благодать объединяет всех.
Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми
То есть главное здесь то, что люди объединяются друг с другом, когда имеют единение с Богом. Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми – непременно вторгнутся скандалы, конфликты, потому что грех – он всегда разделитель.
Для меня много значит собственно праздник Казанской иконы Божией Матери. Он дорог по многим причинам, поскольку проходит сквозь личную жизнь мою, моей супруги, моих родителей. Для меня Днем народного единства и является сам праздник Божией Матери. И если бы все от самого сердца обращались к Божией Матери, то давно бы и объединились все.
Но вот еще чисто человеческие размышления. Единство народов нашей страны сейчас, к сожалению, не очень чувствуется. Если и чувствуется, то в недостаточной мере.
Во-вторых, общество оказалось разделено социальными и экономическими факторами. Одни быстро обогатились, другие, напротив, обнищали. Это повлекло отдаление друг от друга различных слоев общества. Люди перестают общаться друг с другом, когда экономические и социальные уровни расходятся. Преодолеть это трудно.
В-третьих, оказались резко противопоставлены друг другу мировоззренческие позиции современных людей. Уже лет двадцать в СМИ весьма популярны публичные дискуссии, споры, несогласие друг с другом, противопоставление своих позиций на ток-шоу и т.д. Редко когда мы видим мирный итог и обретение противоборствующими сторонами единого мнения. Главным стал сам по себе дух захватывающих зрелищ.
В-четвертых, к великому сожалению, люди противопоставлены друг другу и в своем отношении к религиозности. Одни стали глубоко верующими и не боятся исповедовать веру публично, другие над верой открыто смеются, цинично издеваются над религиозностью. То есть и в этом отношении единства не так много.
Не будет враждовать с ближними тот, кто приучился к духовному труду над собой
Однако общее восприятие всё же показывает, что Россия находится на новом витке своего существования и начинает идти вперед. В каком-то смысле это первые шаги. Пусть это начало пути, но уже делаются шаги к цели, к созиданию крепкой державы, в которой разные народы ощущают себя как единый живой организм. Дай Бог, чтобы всем прийти к единению. Дай Бог выстоять перед лицом внешних угроз.
Повторю, что исконным разделителем всех от всех является грех. Он отделяет людей от Бога, мир земной от мира небесного, на земле народ от народа, в семьях мужей от жен и детей от родителей. От нашей греховной натуры – ссоры, споры, осуждение, негодование, вражда.
Мое глубокое убеждение: подлинное единение рождается в чистом и любвеобильном сердце. Не будет враждовать с ближними или питать чувства ненависти к другим людям тот, кто приучился к духовному труду над собой, к преодолению в себе греховных навыков.
Чистому сердцу от Бога даруется благодать, и тогда для тебя каждый человек становится во Христе братом или сестрой, отцом или матерью, он теперь воспринимается как возлюбленное чадо Божие. Вот он, путь к подлинному единению.
Христианские качества русского народа привлекли к нему другие народы и составили великую Россию
Но есть единение в любви. К единомыслию нас призывают слова на Божественной литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Как одно единение отличить от другого?
В мире идут разнообразные процессы, и их описывает Евангелие следующими словами. «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мк. 13:8). Интересно, что не сказано, что восстанут народы на народы, но народ на народ. Здесь говорится о едином народе Божием, собранном из всех народов Земли, начиная от евреев, к которым пришел Христос. Из всех народов, которым было проповедовано христианство, выделилась та часть, которая приняла эту проповедь и составила народ Божий. А из тех, кто не приняли этой проповеди, из каждого народа создается единый антихристианский народ, который ожидает пришествия Антихриста, который ему поклонится и будет стремиться установить на Земле его царство.
Нет ни одного народа, который целиком бы встал на ту или иную сторону. У нас та часть народа, которая приняла Христа, называется Святой Русью и составляет наш национальный идеал. Именно христианские качества русского народа, христианская любовь привлекла к нему другие народы и составила великую Россию. Эта любовь должна и может быть основанием единства народов не только нашей страны, но и всех народов мира, которым мы должны нести истину о Христе.
Что же касается праздника Народного единства, установленного в день празднования Казанской иконы Божией Матери, то надо помнить, что празднование Казанской иконы Божией Матери было установлено в честь освобождения Москвы и прекращения Смутного времени. Тогда именно единение перед этой чудотворной иконой, совместная молитва и пост прекратили раздоры в русском войске, когда бунтовали казаки и хотели отъединиться. Объединенными усилиями удалось тогда победить неприятеля.
Установление праздника народного единства на эту дату подчеркивает, что и новая смута, терзавшая Россию весь 20 век, может закончиться только при помощи Божией, при покаянии и молитве Пресвятой Богородице.
Вообще нам надо смотреть на мир глазами покаяния, как учит Ефрем Сирин: «Даруй мне зрети моя прегрешения». Если мы будем видеть свои грехи, то мир нам будет видеться прекрасным, как он, например, виделся Серафиму Саровскому, который встречал всех словами «Радость моя».
Един ли русский народ и что определяет единство?
ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?
Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.
От реальности такое представление весьма далеко.
Приведу лишь наиболее яркие примеры:
1) Есть народы говорящие на двух и более языках:
— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.
— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,
— на португальском говорят португальцы и бразильцы;
— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.
Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.
— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).
Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).
Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).
Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.
Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.
Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.
Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).
Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:
— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).
— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).
Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.
Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?
Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?
Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?
А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?
Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.
Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет: и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»
«Люби ближнего твоего, как самого себя…»
Мы продолжаем тему, поднятую в предыдущем материале о внутреннем расколе и поиске единства, опубликованном 8 апреля на нашем сайте
Когда закончится гражданская война?
«Гражданская война не закончилась». Эта фраза, недавно услышанная мною, поразила как молния. А ведь действительно, наша междоусобная брань только видоизменилась и усложнилась, но не закончилась. И не видно ей конца и края.
«Есть у революции начало. Нет у революции конца»
Поётся в известной советской песне. Но не в одной песне не поётся, что в гражданской войне не может быть победителей. Только проигравшие.
Из этой безвыходной ситуации есть только один выход – единение.
На первый взгляд это кажется наивным, и даже глупым. Разве возможно объединиться русскому аристократу, утратившему «настоящую» Россию, с коммунистами, свергнувшими «прогнивший» строй, а затем уничтожившими и старую аристократию, и священство, и «кровопийц-кулаков»? Разве возможно объединение между западниками и почвенниками, между созидателями и разрушителями? Невозможно. Но зато возможно объединение людей любящих Россию. А это существенно меняет дело.
Чему учит история
Недоразумений, разногласий, противоречий в русской истории, как впрочем, и в любой другой, было в избытке:
1223 год
Первая встреча с монголами на Калке. На битву вышли дружины многих южнорусских князей. Но все действовали разрозненно и безславно погибли порознь.
1237 год
Полчища Батыя подошли к Рязани. Противостоять нашествию можно было только объединёнными силами. Но никто не пришёл на помощь. Героическое сопротивление рязанцев закончилось страшным погромом и разорением. Вслед за ними погибли княжества северной, а затем и южной Руси.
1991 год
Советский Союз был разорван на части жаждущими свободы и самостоятельности окраинами. Теперь отдельные обрубки некогда единого тела кровоточат и саднят, но срастись им вновь не позволяют невидимые палачи.
Таких примеров множество. Но есть и красные страницы в русской истории:
1380 год
В единое общерусское войско сошлись дружины московские, суздальские, ярославские, коломенские, псковские, брянские, серпуховские, каргопольские и разбили мамаевы орды, рассеяв их по степи.
1612 год
Долгая смута и неразрешимые, казалось, противоречия, привели страну на край гибели. Спасительным стало общерусское ополчение, изгнавшее и захватчиков и предателей.
1941-1945 годы
Послереволюционная классовая борьба к началу войны ещё не закончилась, но страшное нашествие жестокого врага сплотило людей. Великую победу в Великой войне одержал уже единый народ, отложивший свои противоречия ради общей цели.
Мировая история добавит краски в уже написанную картину.
Это закон. Царство, разделившееся само в себе, погибает. А государство, объединяющееся на прочной основе, крепнет.
Тот же Рим, собравший отдельные итальянские области, вновь обрёл общеевропейское политическое влияние. Равно как и Берлин, объединивший дотоле самостоятельные немецкие земли. Князь Олег, собравший в IX веке полян, древлян, полочан, кривичей и вятичей, словен новгородских в единую Русь, создал могущественное европейское государство. Великий Князь Владимир, приняв христианство, скрепил его духовное единство на тысячу лет вперёд.
Вывод очевиден. Единение благо для государства, благо для народа. Распад неизбежно ведёт к гибели. Это довольно быстро осознали большевики, шедшие к власти с лозунгом «права наций на самоопределение». Уже через пять лет после революции они создали новый союз – СССР. И ещё через семнадцать лет вернули почти все самоопределившееся окраины.
После революции 1991 года, приведшей к расчленению страны, этот процесс идёт значительно медленнее, но неуклонно.
Первой ласточкой было Приднестровье. В настоящее время в республике два государственных флага: Приднестровский (сохранивший цвета и символы советской Молдавии) и Российский.
Похожая ситуация и Грузии. В 2008 году была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, что фактически означает их повторное добровольное присоединение к России.
Возвращение Крыма в 2014 стало воистину общенациональным праздником. Высочайший духовный подъём, который мы испытали в те дни, сопоставим с радостью великой Победы 1945 и первого полёта в космос Юрия Гагарина.
Все ждали продолжения подобных возвращений, но вместо этого последовал жестокий погром в Одессе и затяжная кровавая война на Донбассе и Луганщине. Враг вцепился зубами в русские земли, оторванные революционной перестройкой, и добровольно их не отдаст. Это ещё одно доказательство тому насколько сложно возвращение земель, утерянных в результате революций.
Вот и воссоединение с родной братской Белоруссией идёт очень туго. Скорее это даже похоже на сближение двух кораблей, размётанных бурей. И ещё не известно куда белорусский корабль утянет, учитывая внутренние брожения в нём.
Трудный путь единения
И всё же создать объединение «бывших республик Советского Союза» удалось. Это Евразийский экономический союз, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В Организацию Договора о коллективной безопасности входят те же участники, а также Таджикистан.
Сложность в том, что за тридцать лет отдельные части некогда единого государственного организма теряют внутреннюю связь. Она есть, и будет стягивать нас ещё долго. Этого желает большинство народов распавшегося Советского Союза, но бешено сопротивляются антирусские силы, потратившие на разрушение многие годы, силы и деньги. Дело воссоединения временно разделённого государства вопрос времени и наших усилий.
Слава Богу, время безумного саморасчленения закончилось.
Необходимость сохранения целостности самой России теперь ни у кого сомнения не вызывает. (Разве что у наших врагов и их подпевал). При этом совершенно очевидно, что крепость государства зависит от его внутреннего единства. Единства народов России, при определяющем значении русского народа. Единства самого русского народа.
Народы России
Однако, в современной национальной политике много путаницы, оставшейся от ельцинских «реформ». Подобно лозунгу «берите суверенитета, сколько переварите» в новой редакции Конституции записано, что «источником власти в стране является её многонациональный народ». Но народ не может быть многонациональным. К примеру, калмык может быть только калмыком, нанаец нанайцем, русский русским. Калмыки, нанайцы, русские, татары и другие народы России составляют Российский народ, а не безликий многонациональный. Марийцы, удмурты, карелы, нивхи, чукчи, ненцы, башкиры называют себя россиянами. Это правильно. Так сложилось исторически.
Но в Российском народе есть сердцевина, стержень – это русский народ. И это тоже результат исторического развития. Со времени создания Древнерусского государства до середины XX века русские составляли абсолютное большинство населения России. И сейчас составляют более 80 процентов.
И прежде всего осознание себя каждым русским человеком частицей единого русского народа.
Многие из нас готовы в трудный час помочь ближнему, но в повседневной жизни мы утратили общинный дух, ранее присущий русским людям. Нам важно понять, что наши близкие (родственники, соседи, друзья, сослуживцы) тоже наши ближние. И их по завету Спасителя надо возлюбить больше себя самого. А мы, прежде чем помочь раздумываем; белый он или красный, коммунист или монархист.
«Русский помоги русскому» – увидел я однажды листовку, приклеенную над дверью электрички. Он прав, этот неизвестный доброжелатель. Уважение к человеку своего племени, родственному по крови и по вере естественно повлечёт за собой уважение к собственному народу, любовь к своей Отчине. И это будет помощь себе самому, и детям, и внукам. Всё-таки первым делом должно произойти исцеление от русофобии, поразившей часть нашего общества, и тогда проще будет строить свой Общероссийский Дом.
Русский народ по духу своему народ общинный, соборный. У нас и крестьянская жизнь строилась по общинным законам, и работники собирались в артели, и воины в дружины. И все вместе были членами церковных общин. И сейчас в крупных городах люди собираются в землячества. Но мы утратили и общинность и соборность, и чувство общерусского единства. Нет у нас взаимопомощи. А надобно, чтобы каждый русский человек почувствовал себя составной частью единого общерусского землячества. В особенности это важно с началом русского рассеяния, разбросавшего миллионы русских людей по всему свету. Русская взаимопомощь должна стать законом жизни. В известной притче отец велел своим сыновьям переломить связку прутьев. Безуспешно. А развязав, они легко переломали её по одному прутику.
В единстве сила. Это настолько очевидно, и настолько же трудноосуществимо. Но необходимо. Жизненно необходимо.
Наша цель– воссоздание Великой Державы Российской
Для того, чтобы такое объединение произошло, необходимо общерусское дело. Большое дело. Когда перед русским человеком стоит большая цель – он в состоянии горы свернуть.
И такое дело у нас есть – восстановление Великой Державы Российской.
Наши предки создали величайшее государство всех времён и народов. Шестая часть суши! Сейчас многие земли утрачены. В том числе исконно русские. Наши предки создали культуру мирового значения. Сейчас мы всё больше и больше скатываемся к задворкам западного шоу-бизнеса. Наши предки создали Русскую цивилизацию, вставшую вровень с другими мировыми цивилизациями. Что мы знаем о ней? Почти ничего. Да и знать-то не стремимся.
Так вот, ещё раз повторим. Наша цель – воссоздание Великой Державы Российской. Звучит по-книжному и отвлечённо? Да. Но только до тех пор, пока эта цель не укрепится в нашем сознании. А если наше сознание примет эту великую цель, тогда она станет осуществима. И она объединит нас в единый сплочённый непобедимый Русский Народ.
Вместе со всеми народами, проживающими в нашей единой стране, мы сможем возродить Великую Державу Российскую!