на чем основана периодизация всемирной истории медицины

Периодизация истории медицины.

Изучается история медицины в соответствии с принятой в современной исторической науке периодизацией всемирной истории, т.е. по следующим разделам:

1. Первобытное общество (около 2 млн. лет назад ― 4-е тысячелетие до н.э).

2. Древний мир (5-е тысячелетие до н.э. ― середина 1-го тысячелетия н.э.).

3. Средние века (476 год ― середина XVII в.).

4. Новое время (середина XVII ― начало XX вв.).

5. Новейшее время (1918 год ― начало XXI в.).

Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.

К концу X века христианство стало официальной религией Киевского государства. Борьба насаждавшегося сверху христианства со старым местным язычеством сопровождалась и приспособлением их друг к другу. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими. На месте языческих мольбищ строились храмы и монастыри, вместо идолов и кумиров ставились иконы, свойства языческих ботов передавались христианским святым, тексты заговоров переделывались на христианский манер. Христианство не смогло сразу вытравить существовавшую у славян религию природы. По существу оно не опровергало языческих богов, а ниспровергало их: весь мир «духов», которыми славянин населял природу, христианство объявило «нечистой силой», «демонами». Так древний анимизм превратился в народную демонологию.

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X век) в числе преступлений против церкви и христианства считал волхвование и зелейничество, но церковь не смогла победить народной медицины.

Образование в Киевской Руси было в первую очередь достоянием лиц из правящего класса и духовенства. Многие литературные произведения исторического, юридического и богословского характера, а также естественнонаучного содержания, сохранившиеся от времени Киевской Руси, свидетельствуют не только о высоком литературном таланте их авторов, но и об их широкой осведомленности, общей образованности, знакомстве с греческими и латинскими источниками и многими произведениями Древнего Востока.

В Киевской Руси XI—XIII веков видны зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного, истинного знания о материальной действп-1ельности в духе стихийного материализма.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за ‘византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.

Татаро-монгольское иго не способствовало сохранению древнейших литературных произведений специального характера, не имевших такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы.

Бич средневековых русских городов и монастырей — многочисленные пожары уничтожили много ценных источников.

В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

В середине XIII века Русь подверглась татарскому нашествию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Северо-Восточную Русь, а в 1240—1242 гг. осуществил поход в Южную Русь. В 1240 г. татары заняли Киев, южную часть Польши, Венгрию и Моравию. Татарское нашествие XIII века явилось страшным бедствием для русского народа. Разорение городов, увод в плен населения, тяжелая дань, сокращение посевов — все это нарушило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Монгольские завоеватели растоптали и расхитили цветущую культуру Киевской Руси в момент ее наивысшего подъема.

Героическая борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей, не прекращавшаяся на протяжении XIII—XV веков, не позволила татарам двинуться на Запад, создала тем самым условия для развития западноевропейской цивилизации.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. «С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя» (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.

Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

Стоглавый собор 1551 г., созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях Стоглава записано:

Источник

Iii периодизация всемирной истории медицины

Периодизация всемирной истории медицины.

III.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

ПериодХронологические рамкиДлительность
Первобытное обществоОколо 2 млн. лет назад – 4 тыс. до н.э.20 тыс. веков
Древний мир4-е тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э.40 веков
Средние века476 г. – середина 17 в. (1640 г.)12 веков
Новое времяСередина 17 в. (1640 г.) – начало 20 в. (1918 г.)3 века
Новейшее время1918 г. – начало 21 векаменее века


— два направления: практические и религиозное

— развитие представлений о происхождении болезней, связанные с природой, религиозно-мистические,

— формирование основ врачебной этики.

Медицина древнего мира развивалась на основе преемственности. Врачи др. Греции систематизировали, дополнили и развили медицинские представления народов др.Востока. С падением Зап.Рим.империи византийские и арабские врачи дополнили ее рядом новых открытий и передали эстафету врачам Европы, трудами которых на фундаменте наследия врачей древности были заложены знания современной медицины.6. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумерском государстве, Вавилоне, Ассирии),Подготовка врачей осуществлялась при храмах. Группировка заболеваний осуществлялась на основе общности клинических проявлений. Болезни делились на тифоидные (т.е. болезни от ветров) и нервнодушевные. Представления о причинах болезни делятся на три категории:

1. Связанные с нарушением принятых правил.

2. Связанные с явлениями природы и образом жизни.

3. Связанные с религиозными верованиями.

Именно это – первые медицинские записи в истории.

8. Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка (божественный двойник человека, олицетворяющий собой жизненную силу) после смерти отделялась от тела и отправлялась в странствия по загробному царству. Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку бальзамирование было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга.

9. О знаниях древних египтян в области акушерства и гинекологии свидетельствует папирус из Кахуна (2200—2100 или 1850 гг. до н.э.). В нем описаны признаки маточных кровотечений и лечебные меры при них, а также при нарушениях менструального цикла, некоторых воспалительных заболеваниях женской половой сферы и молочных желез. Наряду с ошибочными представлениями (например, египтяне считали, что матка открывается вверх) в медицинских папирусах содержалось немало рациональных рекомендаций. Например, в качестве противозачаточного средства рекомендовалось вводить во влагалище листья акации (в настоящее время выяснено, что акация содержит вид камеди, которая при растворении образует молочную кислоту). Для установления беременности проводилась проба, выявлявшая ускорение прорастания пшеницы и ячменя под влиянием мочи беременной женщины. Именно этот прием под названием «проба Мангера» был предложен для диагностики ранних сроков беременности в начале 20 в.

10. Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья
и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.
Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.
Имелись высшие школы – университеты. Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

11. Источниками изучения древнеиндийской М. являются данные археологических исследований, а также памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Хирургия почиталась как первая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутации конечностей, мочепузырное камнедробление, очищать и сушить раны. Был известен метод остановки кровотечения наложением лигатур.

12. В Индии существовало большое число лекарственных средств. Растительных лекарственных средств, по источникам того времени, насчитывалось свыше 1000. врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс.

13. Наиболее распространенная оздоровительная техника в Китае – Ци-Гун.В ней испульзуется ряд упражнений позволяющих укрепить костно-мышечную систему и внутренние органы. Другой вид китайской гимнастики – У-Шу является воинкимискусством. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных способностей организма.

14. В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Основным органом, по представлениям древнекитайских врачей, было сердце. Печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь — мужества. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения.

15. оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской М., являлись широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и прижигание. Древнекитайские врачи широко использовали диетотерапию,

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.

По сравнению ней медициной в странах медицинации в меньшей находилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния.

В Древней Греции в ряде городов (Афины,Эгина,Самос) имелись общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий, домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи —периодевты обслуживали торговцев и ремесленников Светские врачи обслуживали раненых во время войн. Наряду с асклепеионами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах), продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др.

17. Храмовая медицина. Асклепейоны. Светская медицина.

В медицине Древней Греции имелось два направления: светская и храмовая(асклепионы).

Храмовая.Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепии (Эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу в качестве бога врачебного искусства.

Лечение в асклепейонах при храмах заключалось в значительной степени во внушении: подготавливали больного постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда имело место и более активное вмешательство, до хирургических операций включительно. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпа-телиу-зонды и пр.

При раскопках обнаружены также слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, иногда,как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом

случае своеобразный вид гонорара жрецам. Одновременно они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.
светская
Медицина в Греции издавна носила светский характер: ‘Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.’
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением.
Были некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура ‘Иллиады’ и ‘Одиссеи’ составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Существовали объяснения возникновения заразных болезний.
18. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская школы.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.

Книдская: представители научились описывать симптомы болезней и их значение. Они описали шум, трения плевры посредством выслушивания груди(шум кипящего уксуса). Считали, что болезни возникают «из-за смещения соков тела», при котором возникает состояние, которое они называли дискразией.

Косская школа. Учеником этой школы являлся Гиппократ. Представители этой школы обращали внимание на общее состояние больного и занимались преимущественно объективным исследованием больного, прогностикой, этиологией заболевания

19. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.

Создал принцип индивидуализации болезни, он говорил, что нужно лечить больного а не болезнь. Особенно внимание уделял не только внешнему вид больного, но и на его внутреннее состояние. Он отбросил религиозные взгляды. Занимался прогностикой. Обосновал такие принципы, как:

Противоположное лечить противоположным

Приноси пользу, а не вред

Избавляться от болезни следует с помощью природы

Гиппократ изучил опорно-двигательную систему. В его травматологии описываются способы наложения давящих и фиксирующих повязок. Он классифицировал болезни на индивидуальные и эпидемии, создал основы гигиены и диеты. Гиппократ подробно описал шумы в легких при тех или иных заболеваниях. Гиппократ уделял большое внимание врачебной этике. Позже его суждения были оформлены литературно в виде «Клятвы».

Источник

Назовите разделы истории медицины

+1. Общая история медицины

–2. Конкретная история медицины

+3. Частная история медицины

–4. Конфиденциальная история медицины

–5. Всеобъемлющая история медицины

–6. Примитивная история медицины

Что изучает общая история медицины?

+1. Закономерности и отличительные черты развития медицины

+2. Влияние знаменитых ученых на эволюцию медицинских знаний

–3. Возникновение и развитие узких медицинских дисциплин и специальностей

+4. Определяющие научные направления, важнейшие открытия и достижения

–5. Деятельность выдающихся ученых в какой-то узкой научной области

–6. Только наиболее актуальные проблемы современного здравоохранения

Что изучает частная история медицины?

+1. Возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин

–2. Закономерности и особенности развития медицины в целом

–3. Определяющие научные направления, важнейшие открытия и достижения

–4. Влияние знаменитых ученых на эволюцию медицинских знаний

+5. Деятельность выдающихся ученых в каждой области медицины

–6. Только наиболее актуальные проблемы современного здравоохранения

5. Фармация и медицина РФ имеет…

–1. Исключительно национальный характер, ее создавали только этнические русские

+2. Интернациональный характер, ее создавали представители разных национальностей

–3. Исключительно национальный характер, лица других национальностей не допускались к медицинской практике и научной деятельности

–4. Исключительно интернациональный характер, ее создавали иностранные медики и фармацевты

–5. Межконтинентальный характер: ее создавали представители всех континентов

–6. Традиционный характер, т.к. базируется на традиционных для России философских системах

Назовите выдающихся ученных и врачей, которые родились в России

+1. Николай Склифосовский

+3. Святослав Фёдоров

+5. Зиновий Баркаган

На чем основана периодизация всемирной истории медицины?

+1. На современной периодизации всемирной истории

–2. На принятой в медицинской науке классификации болезней

+3. В основу положена смена социально-экономических формаций

–4. На жизнеописаниях выдающихся деятелей медицины

–5. На алфавитном перечне наиболее известных врачей и ученых

–6. В основу положена классификация методов лечения

Сколько периодов включает всемирная история медицины и фармации?

–5. Каждое столетие – это новый период всемирной истории

Какой эпохе соответствуют характеристики: первобытнообщинный строй; эмпирические знания; само- и взаимопомощь, формирующаяся медицина; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; культовое врачевание?

+3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: рабовладение; влияние мифологии и религии; жреческая медицина; формирование традиционной, профессиональной и государственной медицины; народная медицина?

–3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: феодализм; влияние христианства и ислама; народная медицина; профессиональная, монастырская медицина; зарождение научной медицины и фармации?

–3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: капитализм; влияние материализма и естествознания, медицина научная, профессиональная, государственная; сохраняются народная и традиционная медицина?

–3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: капитализм и социализм; влияние научно-технической революции, научность, техногенность, интернациональность и международное сотрудничество; различные формы организации; сохраняются народная и традиционная медицина?

–3. Первобытное общество

14. Средства и приемы лечения, которые являются результатом многовекового опыта народа; они передавались устно из поколения в поколение – это …

–1. Научная медицина

–2. Клиническая фармакология

+3. Народная медицина

–4. Традиционная медицина

–5. Клиническая медицина

–6. Профилактическая медицина

15. Совокупность средств и приемов врачевания, основу которых составляет стройная религиозно-философская концепция – это…

–1. Научная медицина

–2. Клиническая медицина

–3. Народная медицина

+4. Традиционная медицина

–5. Медицинская философия

–6. Философская гигиена

Назовите основные черты традиционной медицины

+1. Основу составляет самобытная религиозно-философская концепция

–2. Экспериментальное подтверждение теорий и гипотез

+3. Стабильность и постоянство на протяжении столетий

+5. Наибольшая эффективность и жизнеспособность на исторической родине

–6. Основу составляет научный эксперимент

Назовите основные черты научной медицины

+1. Создание научно- (экспериментально-) обоснованных концепций

–2. Стабильность и постоянство на протяжении столетий

–3. Основу составляет самобытная религиозно-философская концепция

+4. Основу составляет научный эксперимент, который должен подтверждать все философские идеи, эмпирические знания, гипотезы, теории

+5. Принадлежит всей человеческой цивилизации

–6. Наибольшая эффективность и жизнеспособность на родине ученого

Какие существуют группы источников изучения истории медицины?

+1. Этнографические источники

–2. Минеральные источники

+3. Письменные источники

+4. Материальные источники

+5. Фото-, видео-, аудиодокументы

–6. Рукодельные источники

19. Назовите примеры этнографических источников изучения истории медицины

20. Назовите примеры фольклорных источников изучения истории медицины

К какой группе исторических источников можно отнести монеты, медали, значки, амулеты, талисманы, иконы и т.п.?

–1. Этнографические источники

–2. Устные (фольклорные) источники

–3. Письменные источники

+4. Материальные источники

–5. Минеральные источники

–6. Классические источники

К какой группе исторических источников можно отнести папирусы; глиняные таблички с клинописью; религиозные книги; государственные законы и т.п.?

–1. Этнографические источники

–2. Устные источники

+3. Письменные источники

–4. Магнитные носители информации

–5. Фольклорные источники

–6. Минеральные источники

Каким термином английский лорд Б.Мойниган обозначил врачей, которые помимо медицины проявили себя в политике, технике, литературе, искусстве и других сферах?

–1. Медицинские альтруисты

–2. Альтернативные врачи

–3. Параллельные медики

Назовите наиболее известные общие эмблемы медицины

Что такое анк (таукрест)?

+1. Один из наиболее древних медицинских символов

–2. Профессиональный псевдоним Н.Пирогова

+3. Символ древнеегипетского бога-врачевателя Имхотепа

–4. Сосуд для лекарств в Древней Индии

–5. Средство для обезболивания во время операции

–6. Храм-больница в древней Греции

Какую область медицины символизирует птица пеликан?

ТЕМА 3. Медицина в первобытном обществе. Народная медицина

Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведения

+1. Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки

–2. Труды ученых, живших в эту эпоху

+3. Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа

–4. Папирусы, мумии фараонов

+5. Обряды, заговоры, заклинания и другие

–6. Компьютерные диски, созданные врачевателями эпохи

Для каких первобытных обществ источником изучения врачевания и лекарствоведения являются обряды, заговоры, заклинания, лекарственные средства, методы лечения и т.п., которые приводятся в описаниях путешественников?

Что изучает палеопатология?

+1. Патологические изменения останков скелета первобытного человека

–2. Профессиональную патологию

–3. Патологические изменения из-за негативного воздействия природных факторов

–4. Патологические изменения древних лекарственных растений

–5. Патологию беременности у женщин первобытных племен

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *