на чем основан сюжет фильма хрустальный
«Хрустальный»: как реальная история насилия превратилась в потрясающий сериал
Следователя из Москвы в родном городе ждут брат, старая любовь, учитель, а еще воспоминания об изнасиловании. Вот он — взрослый крепкий мужик, а вот — маленький голубоглазый мальчик, с которым случилось страшное (намеренно не рассказываю подробно, тут как ни описывай, будет спойлер). С этим страшным он живет много лет, оно выжирает его изнутри, заставляя заливать воспоминания спиртным. Со временем герой сам себя начинает ощущать монстром, по-крайней мере говорит, что детей у него не будет, потому что их семья ничего хорошего миру дать не может.
Социум в этом случае не очень-то помогает, потому что тема-то табуированная: предпочитают либо замалчивать, либо обвинять жертву. Если тебя изнасиловали, то ты уже «порченный» и «опущенный» и делать с тобой можно что угодно. Как жить со всем этим ребенку, не очень понятно, тут взрослые-то не справляются. Ребенку говорят: «Молчи об этом, никому ни слова!» И он молчит, молчит, молчит, пока его травма не становится основой его личности, не становится им самим, не становится в итоге больше его.
Главный герой «Хрустального» использует расследование и поиски пропавших мальчиков как шанс — шанс помочь себе, маленькому. Если его уже не спасти, если он уже вынужден жить со своими болью и драмой, но у этих мальчиков еще есть шанс. Им не придется выпрыгивать из окна, спасаясь от маминого ухажера, который избил его и велел ему раздеваться.
Эта страшная сцена, которую хочется перемотать, основана на реальных событиях. Точнее, она и есть реальное событие, которое произошло со сценаристом «Хрустального» Олегом Маловичко. Несколько лет назад он написал колонку под названием «Я могу говорить», в которой рассуждал о жертвах насилия и о том, почему общество так любит предъявлять им претензии. Он рассказал о том, что произошло с ним много лет назад, когда дружок его матери решил «воспитать» потенциального пасынка:
Он бил меня, пока не устал. На шкафу стояла статуэтка — довольно тяжелая. Он взвесил ее, словно уверяясь, что она подходит. И сказал, что сейчас он меня трахнет, а потом убьет. Ею.
Меня спасла выпивка, за что я и отплатил сполна позже, на собственном опыте узнав, что нет для алкоголика тяги сильней недопитой бутылки. Он велел мне раздеваться и ушел на кухню допивать — там еще оставалась водка.
Больше всего меня поразила обыденность происходящего. Скукожившись в позе эмбриона, я лежал и думал: неужели это происходит на самом деле, это слишком дико, чтобы быть правдой, и вот же они, обои в моей комнате, такие же выцветшие, как всегда, ничего не поменялось — так почему вдруг обрушился мир?
Потом пришла мысль, что он сейчас вернется, и тогда будет хуже. И я осознал: это последний шанс. Я ничего не теряю, хуже не будет, что бы я сейчас ни делал. Я вышел из оцепенения. Встал, пересек комнату, дернул оконный шпингалет и подумал: хорошо, что сейчас лето, а не зима и окна не заклеены. Окно отошло со скрипом, этот противный звук впервые вселил в меня надежду — свобода возможна, я вскочил на подоконник и услышал его быстрые шаги и неразборчивую пьяную брань, но что он мог сделать — я уже вдохнул свободы, и если эта метафора кажется кому-то банальной, мне всё равно: чем я тогда не заботился, так это вторичностью метафор.
Я шагнул вниз.
Следующие полгода я провел в больнице. Через четыре месяца я смог встать на костыли».
Психологическая травма длинною в жизнь: О чем на самом деле сериал «Хрустальный» от автора Олега Маловичко
В онлайн-кинотеатре KION, который начал работать 20 апреля, появилась первая партия проектов линейки KION Originals. Среди них и драматический детектив «Хрустальный», главную роль в котором исполнил Антон Васильев («Звоните ДиКаприо», «Ученик», «Спутник»). Судя по первым эпизодам, перед нами одно из первых художественных киновысказываний на тему насилия сильного пола, причем основанных на реальных событиях.
Сериал собран по классической схеме: восемь эпизодов по 50 минут раскроют историю детской травмы главного героя, Сергея Смирнова (Антон Васильев). Он на хорошем счету в московском Следственном комитете, считается одним из лучших «охотников на маньяков» в столице. По стечению обстоятельств в его родном городе появляется маньяк, целями которого становятся беззащитные дети. Губернатору края накануне выборов убийца в области совсем ни к чему, поэтому он добивается, чтобы именно Смирнов был командирован для расследования этого дела.
Когда-то Сергей уехал из родного города не просто так. В детстве с ним произошел трагичный инцидент, в результате которого психике ребенка была нанесена тяжелая травма. Обсудить ее было не с кем — Смирнову не поверила родная семья, а брат Геннадий (его взрослую версию играет Николай Шрайбер — «Аритмия», «Триггер», «Роддом») открестился от него. Спустя годы Геннадий хорошо устроился в местном ОВД и в целом по жизни: красавица-жена, дети, хороший дом, стабильная работа.
Вернувшись в Хрустальный спустя 20 лет отсутствия в городе, Сергею придется столкнутся с новыми обстоятельствами жизни некогда родных и близких ему людей. Без их помощи, а также доверия, которое необходимо выстроить в процессе поиска маньяка, ни о каком успешном закрытии этого дела мечтать не приходится. Родным братьям придется пройти и огонь, и воду, и песочные пляжи — на одном из них в далеком детстве и произошел тот самый инцидент.
Стоит отметить, что «Хрустальный» не повторяет тропы популярных российских сериалов о маньяках вроде «Хорошего человека» или «Чикатило». В первую очередь это история преодоления детской травмы и лишь во вторую очередь криминальный детектив. У руля сценария находится Олег Маловичко — сценарист многих сериальных проектов компании «Среда» Александра Цекало, среди которых «Мажор», «Метод», «Спутник», «Шерлок в России» и многие другие. К слову, «Хрустальный» для Олега — более чем личная история. Трагический опыт в детстве Маловичко пережил лично, о чем поведал в колонке Esquire несколько лет назад.
Режиссером «Хрустального» стал 40-летний сербский постановщик Душан Глигоров, ранее работавший над такими сериалами как «Майя» (Russian World Studios) — его сюжет также связан с переживанием детской травмы (можно сказать, что Глигоров уже «набил руку» на этой теме) — и «Выжить после», постапокалипсис в Москве (СТС, Art Pictures Vision). Душан всегда берется за непростые истории. Среди еще не вышедших проектов, над которыми он работал вместе со своим неизменным оператором Батыром Моргачевым, сериал «Технарь» (в ролях Владимир Жеребцов, Виктор Добронравов, Екатерина Олькина и Федор Лавров) о том, как жизнь главного героя постепенно замещает таинственный незнакомец.
Сценарист Олег Маловичко: «Рассказ про серийных убийц — это рассказ про всех нас»
«Хрустальный» — один из первых оригинальных сериалов нового онлайн-кинотеатра KION. По сюжету один из лучших «охотников на маньяков» в Москве приступает к расследованию похищений и убийств мальчиков в родном городе Хрустальном. Сценарий написал автор «Метода» Олег Маловичко. О саморазоблачении в своих текстах он рассказал в интервью «Афише Daily».
— Один известный режиссер, сделавший себе имя на историях про маньяков, сказал такую фразу: «Думаю, люди — извращенцы. На этом построена моя карьера». Чем вы можете объяснить популярность историй про серийных убийц?
— При этом все чаще в публичном поле начинается дискуссия, что любое интервью, документальный фильм, сериал или полный метр о маньяке — это романтизация его образа. Как вы относитесь к такой полемике?
— Не согласен с мнением, что фильмы о серийных убийцах повышают градус насилия в обществе. Мне кажется, динамика как раз обратная: это своего рода способ спустить пар и остановиться. Точно так же и компьютерные игры не провоцируют агрессию и стрельбу в школе. Мы все время пытаемся вынести какое‑то окончательное решение, можно снимать про маньяков или, наоборот, категорически нельзя. На мой взгляд, все зависит от каждого конкретного случая. Всегда дело в такте автора — его способности поговорить о случившемся тактично и сделать вывод, который далек от восхваления, который заставляет нас обратить внимание на это явление, сочувствовать и помогать не маньяку, а его жертвам.
Мы должны говорить обо всем открыто, но при этом проявлять такт. Если мы запретим фильмы о серийных убийцах, то они никуда не исчезнут. Из истории мы знаем, что самые страшные серийные убийцы действовали в обществе, где о них не упоминали. Нельзя замалчивать вообще ничего, ведь молчание работает на насильника.
— Про «Метод» вы говорили, что этот сериал задает вопрос, можем ли мы на зло отвечать злом или все-таки нужно отвечать прощением. Какой вопрос в таком случае задает сериал «Хрустальный»?
— Для меня это разные истории. Если в «Методе» мы больше смотрели на зло, которое несут в себе серийные убийцы, то в «Хрустальном» главным было исследовать героя и его травму. Все остальное, что происходит в сюжете, — это просто способ поднести зеркало к нему. Здесь мы смотрим на героя и пытаемся понять, как травмированное добро пытается выжить через зло, как оно пытается понять себя и восстановить.
— Город Хрустальный в сериале — это реальный прототип или собирательный образ провинциальных городков России?
— Я бы даже сказал, что этот город не столько собирательный, а, не побоюсь этого слова, архетипический. Есть такой тип умирающего моноресурсного города, живущего на дотации и утратившего смысл существования.
— В вашей биографии есть такой же город Хрустальный, и вы говорили, что хотели бы туда вернуться, но не ногами, а через рефлексию. Сценарий «Хрустального» стал такой рефлексией?
— Да, безусловно. Город, в котором я рос, до недавнего времени назывался Красный Луч, там началась война в 2014 году. И впервые идея этого сериала возникла, когда я прочитал новость о том, что власти Украины переименовали город. Теперь Красный Луч называется Хрустальный [на подконтрольной Украине территории]. Меня поразило несоответствие этого звенящего названия тому, что там происходило в этот момент, там ведь шла война. Война в Хрустальном — это само по себе оксюморон. Так родился образ сериала, который на самом деле рассказывает о детстве.
— Еще одна ваша цитата: «Любой сценарий — это обнажение и эксгибиционизм». Так работает каждый сценарист или в начале своего пути авторы неохотно откровенничают в сценарии?
— Как бы вы описали этот психотип?
— Это рефлексирующие травмированные люди, которые постоянно пытаются заглянуть к себе внутрь и заигрывают со злом в себе. Они не понимают, хорошие они или плохие, но хотят быть хорошими. Постоянно что‑то себе пытаются доказать. Это люди подполья, которые то ли боятся сорваться, то ли, наоборот, хотят этого.
— И Праченко, и Пронченко топят свои проблемы в бутылке. Так поступают многие герои российского кино. Почему алкоголь — это первый же путь, который они выбирают?
Опять же, вспоминая примеры западного кино и разных травмированных персонажей, например, Раста Коула из «Настоящего детектива», именно алкоголь является реакцией номер один на травму, а не уход в работу или социальная замкнутость. Думаю, это интернациональная беда.
Сериал “Хрустальный” Содержание Сюжет Всех Серий — Чем Закончится
Год производства: 2021 (1 сезон)
Режиссер: Душан Глигоров
Количество серий: 10
Начинается один из главных проектов платформы Kion весьма тривиально, мы видели такое не раз и не два: опытный следователь из Москвы (Чикаго, Лондона) возвращается в маленький городок, где он вырос, чтобы распутать сложное дело. Тут же выплывают флэшбеки и сцены из прошлого, герой борется в итоге не столько с маньяком, сколько со своими демонами. Так бы и остался «Хрустальный» на уровне добротного детектива, если бы не поднял тему, о которой в российском кино предпочитают не говорить, и раскрыл ее так реалистично, что становится жутко.
Хрустальный — описание и сюжетная линия сериала (рецензия)
В шахтерском городке Хрустальный (снимали в Шахтах Ростовской области) череда жутких убийств: кто-то насилует мальчиков, вырезает им внутренние органы, выкалывает глаза. Как водится, в помощь местным операм приезжает опытный следователь из Москвы Смирнов (Антон Васильев). Смирнов родом как раз из Хрустального, о чем бы он предпочел забыть навсегда: у него тяжелая психологическая травма после жуткого случая в детстве — он сам стал жертвой насильника и вдобавок терпел абьюз со стороны родной матери. На месте ему приходится работать с родным братом Геннадием (Николай Шрайбер) — начальником угрозыска, и поневоле будоражить болезненные воспоминания (флешбеков в сериале много). К тому же Геннадий явно замешан в каких-то темных делишках с местными властями, и в это тоже приходится окунаться.
С первой же серии в голове всплывает недавно наконец-то закончившийся (хочется верить, что навсегда) «Метод». Во-первых, сценарий «Хрустального» написал Олег Маловичко, который был ключевым сценаристом «Метода». А во-вторых, у героя Антона Васильева тоже есть метод, сближающий его с Меглиным — ища убийцу, он сам почти становится им: думает как маньяк, чувствует как маньяк, хочет убивать как маньяк и в кадре это выглядит по-настоящему жутко; а когда его отпускает, он восхищается силой духа маньяка Пичушкина (реально орудовавшего в московском Битцевском парке в 1990-е и в начале 2000-х).
Наконец, оба сериала снимала продюсерская компания Александра Цекало Sreda.
Сравнение двух проектов — в пользу «Хрустального». В отличие от надрывного «Метода» с его вымороченной театральщиной, нелепым сценарием и пенопластовой игрой актеров новый сериал — действительно мощный, реалистичный психологический триллер с очень тугим клубком сюжетных интриг. И «Вдруг Смирнов сам кого-нибудь убьет?» — лишь одна из них.
1 серия
Сергей Смирнов известен, как один из лучших детективов в Москве. Его направили в область, чтобы разобраться с новым делом о маньяке. Он похищает и убивает мальчиков. Маньяк орудует в родном городе Сергея, Хрустальном. Отец с сыном поздним вечером рыбачат на озере. Из-за того, что мальчик шумел, отец попросил его принести мальков. Через некоторое время в темноте раздается крик ребенка.
2 серия
Сергей делится своими догадками с коллегами. Он считает, что преступник мумифицирует жертв. Это указывает на то, что преступник явно страдает умственной отсталостью и мумии составляют его компанию.
3 серия
Сергей проводит время в уютном клубе со своей подругой Ириной. И у женщины есть много вопросов к Сергею. У него такое чувство, что нет необходимости связывать все преступления вместе.
4 серия
Сергей знакомится со своим другом. В ходе разговора всплывают подробности прошлого Сергея. Они много узнают о жизни главного подозреваемого. Сергей готов приложить все силы, чтобы поймать маньяка.
5 серия
Сергей все время вспоминает свое прошлое, все сожаления и травмы детства. Его это сильно беспокоит в работе, он злоупотребляет алкоголем. Витя пытается рассказать взрослым о своей встрече с маньяком, но его слова не особо помогли расследованию.
6 серия
Сергей пытается переосмыслить свое прошлое. Он вспоминает ссоры родителей и их развод, рассказывает психологу, которая предложила помощь, о секретах своего детства. Паралельно вместе с командой Сергей ищет потенциального маньяка.
7 серия
8 серия
Рана у Сергея была поверхностной, к нему подоспела помощь, Головченко был задержан. Он умственно больной и признается Сергею в шести случаях, но он рассказывает, что мальчики «падали с неба». В этот момент пропадет еще один мальчик. Сергей уверен в том, что настоящий преступник не пойман. Он очень хитрый и расчетливый и не оставляет никаких следов. Сергей подозревает Барса, а Геннадий другого мнения. Барс дает понять Гене, что если Сергей не перестанет под него копать, пострадает семья. Сергей расспрашивает Ирину о Барсе, она рассказывает, что он любит причинять боль. Гена пишет рапорт на Сергея его начальнику. Сергей зовет поработать психолога с задержанным. И Александр в финале серии рассказывает ей что-то о преступнике, она вызывает Сергея, чтобы он тоже услышал его рассказ.
9 серия
Головченко рассказывает Сергею, что он не убивал детей, а хотел их воскресить. Их скидывали в бункер уже мертвыми. Они были для него друзьями. Сергей уверен, что убийца Барс, но Гена его не хочет слушать. Следователь выбивает показания с Головченко. Сергея отстраняют от дела и приказывают прибыть в Москву. Он едет в охотничий дом Барса и держа его под прицелом, спрашивает, где мальчик. Началась перестрелка. В этот момент в доме появляется Геннадий и арестовывает брата. Он предлагает ему уехать, либо его посадят на приличный срок. Сергей покидает город. Губернатор отказался обедать у Барса и сказал Гене, что Барс прошлое этого города. Он упомянул Джена о его продвижении и поддержке и пообедал со своей семьей. Они показали, что мальчик был еще жив, сидел на цепи в подвале, мужчина в маске приносил ему еду, добавляя снотворное. В финале шоу пропадает сын Ирины, она обращается в полицию, но Гена говорит ей не паниковать. Звонит и сообщает об этом Сергею.…
10 серия
«Это история, в которую могут попасть все»: почему стоит посмотреть сериал «Хрустальный»
Психологический детектив «Хрустальный» — сериал, созданный на основе реальных событий «МТС Медиа» в сотрудничестве с продюсерской компанией «Среда». В картине затрагивают тему домашнего насилия и детских психологических травм.
на площадке «Старт Хаб» состоялась дискуссия о сериале. Организаторы — онлайн-кинотеатр KION совместно с проектом «Сноб» и порталом «Такие дела».
Сюжет «Хрустального» — история о том, как главный герой Сергей возвращается в родной город, чтобы найти орудующего там убийцу детей. Во время расследования ему придется встретиться со старательно забытыми собственными детскими психотравмами.
Создатели опасались, что тема детских психотравм настолько табуированная, что зрители не смогут ее воспринять. Однако в обществе созрела ситуация, когда об этом говорить хочется.
Олег Маловичко, сценарист и автор идеи сериала «Хрустальный»: «Для меня стал большой неожиданностью тот резонанс и реакция, которую вызвал сериал. Я не мог себе представить, что подобный —стигматизированный — герой подключит зрителя до такой степени, что у нас индекс одобрения 90+. Для меня это огромный сюрприз. Я безумно благодарен не только тем людям, которые дали мне возможность эту историю написать. На мой взгляд, история получилась больше, чем то, что я в нее вкладывал».
«Этот сериал надо было назвать «Брат-3», потому что впервые за десятилетие у нас появился герой времени. Два героя, два брата — изломанные, поломанные с детства, преданные и предающие, мучившие и мучающиеся сами», — заметила Елена Афанасьева, ведущая «Эха Москвы», директор креативного планирования Первого канала.
«По результатам опроса группы компаний «Михайлов и партнеры» 68% респондентов, которых били в детстве, оправдывают это и говорят, что их били заслуженно», — констатирует Марианна Максимовская, автор социологического исследования «Когда наказание детей становится насилием» и президент группы компаний «Михайлов и Партнеры».
По мнению психолога Елены Голяковской, сериал «без киношной искусственности» показывает ситуацию насилия и его последующего переживания.
«Я работала с подростками, обращающимися в центр. И помимо того, что им важно понять, что они не виноваты, им нужно, чтобы их выслушали, не перебивая, и выдержали ту историю, которую они рассказали», — отметила она.
Посмотреть все вышедшие серии «Хрустального» можно в онлайн-кинотеатре KION. Финальный эпизод будет доступен на сервисе с 16 июня.