на чем летают стрижи на каких самолетах
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
Трюки на боевых истребителях. «Стрижи» — о высшем пилотаже и новых МиГ-35
Одной из отличительных особенностей МиГ-35 является интуитивно понятная работа в кабине. В критической ситуации система может предложить оптимальное действие, так как её работа направлена на помощь лётчику. Бортовой комплекс оборудования МиГ-35 имеет глубокую степень самоконтроля и отслеживает состояние систем самолёта и условий полёта. В случае отказов или попадания на близкие к критическим режимы лётчик будет проинформирован, а в некоторых случаях автоматика возьмёт управление на себя и уведёт самолёт из опасного режима.
Руководитель дирекции программ МиГ-29М и МиГ-35 подчеркнул, что МиГ-35 получил новые боевые способности, благодаря чему этот самолёт стал эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе.
Первое выступление «Стрижей» за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда лётчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции. С тех пор лётная программа постоянно совершенствуется. «Стрижи» демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание «Лучшая пилотажная группа мира».
В 2004 году пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полёт пяти самолётов Су-27 и четырёх МиГ-29 в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название «Кубинский бриллиант», ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.
Также «Стрижи» демонстрируют обновлённую программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.
Ещё в 2017 году руководство Воздушно-космических сил заявляло о том, что «Стрижи» получат новые истребители МиГ-35. Лётные испытания этих самолётов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолёта. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолёта.
За время пандемии сократилось количество воздушных показов в различных регионах, группа сосредоточилась на внутренних делах. Несмотря на свой статус, «Стрижи» являются обычным структурным подразделением и приравниваются к авиационной эскадрилье.
Группа высшего пилотажа «Стрижи»: история создания
6 мая 2011 года исполняется 20 лет со дня образования авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи».
Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владевших техникой высшего пилотажа для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29, началось в Кубинке в 1980-х гг., после того, как в июле 1983 г. на вооружение 237-го гвардейского Проскуровского авиаполка поступили два десятка истребителей МиГ-29. К тренировкам летчики 1 авиаэскадрильи полка приступили в середине 1984 г. Через несколько месяцев была подготовлена группа летчиков к выполнению полетов «ромбом» на МиГ-29. В 1990 г. перед летчиками была поставлена задача, освоить пилотаж в плотном строю в составе шести машин и они с ней блестяще справились. Они летали с интервалом и дистанцией около 3 м, выполняя сложный комплекс фигур.
Официальным «днем рождения» группы считается 6 мая 1991 г., когда она впервые выступила на авиационном показе на самолетах со специальной раскраской и под названием «Стрижи». После этого маршал авиации Иван Кожедуб лично вручил пилотам группы медали «За укрепление боевого содружества между государствами».
В 1993 г. «Стрижи» стали участниками авиашоу LIMA’93 на острове Лангкави в Малайзии, а также воздушных праздников в Бельгии и Таиланде, причем на выставке в Таиланде авиаспециалистами группы был установлен своеобразный рекорд скорости сборки самолетов: инженерно-технический состав группы за три дня собрал и подготовил к полетам четыре МИГ-29, которые в разобранном виде были доставлены туда на транспортном самолете АН-124 «Руслан».
В 1993 г. авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».
Начиная с 1991 г., группа «Стрижи» ежегодно проводит свыше 50 показов. Летчики группы побывали с визитами в Финляндии, Швеции и Таиланде, в Малайзии, Бельгии и Германии, Италии, Австрии и Китае и т.д., всего в 28 странах. Группа также является постоянным участником авиационных парадов в Тушино и авиасалонов в Жуковском. «Стрижи» неоднократно выступали с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимали участие в праздновании 850-летия Москвы.
К 65-летию образования 237-го гвардейского полка ЦПАТ в марте 2003 года пилотажная группа «Стрижи» совместно с четверкой «Русских Витязей» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 г. в День независимости России впервые после длительного запрета на полеты над Москвой «десятка» прошла над Красной площадью.
В 2004 г. в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
9 мая 2005 г., в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Стрижи» совместно с «Русскими Витязями» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью в Москве.
С тех пор стал традиционным совместный пролет пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» в воздушной части парада над Красной площадью.
На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолетов пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи» (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») впервые в истории мировой авиации выполнили элемент высшего пилотажа «бочку» в виде авиационного построения «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб»).
Летчики группы отрабатывают и выполняют не только элементы высшего пилотажа, но и все задачи, предусмотренные для обычного истребительного полка. Все полеты «Стрижи» выполняют на фронтовых истребителях 4-го поколения МиГ-29.
Вопросы организации показов группы «Стрижи», как на территории РФ, так и за ее пределами лежат на соответствующих службах Главного штаба ВВС и Управления международного военного сотрудничества МО РФ.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи»
«Стрижи» — авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи».
Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29 началось в истребительном авиаполку в Кубинке (Московская область) в середине 1980-х годов, когда самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах.
Опытные летчики быстро освоили новую технику и пилотаж в строю из шести машин, минимальное расстояние между которыми доходило до трех метров.
В октябре 1991 года «Стрижи» впервые выступили за границей на авиабазе Уппсала в Швеции, а в мае 1992 года группа из шести МиГ-29 поразила своим мастерством французских зрителей на празднике, посвященном 50-летию эскадрильи «Нормандия-Неман». Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — «пеленг» переходил в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду».
Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, имеющихся на истребителях.
В последующие годы «Стрижи» с достоинством представляли авиацию нашей страны в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».
С 1993 года «Стрижи» являются непременными участники международного авиасалона МАКС. Они принимали участие в разные годы в летной программе гидроавиасалона в Геленджике и Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге, а также в международных авиационных салонах во французском Ле Бурже и британском Фарнборо.
Пилотажная группа неоднократно выступала с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимала участие в праздновании 850-летия Москвы.
12 июня 2003 года, впервые после длительного запрета на полеты над Москвой, пилотажная группа «Стрижи» в едином строю с четверкой «Русских Витязей» прошла над Красной площадью.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации. Эта девятка получила название «кубинский бриллиант». Именно в таком строю «Стрижи» участвуют в воздушной составляющей парадов над Красной площадью 9 мая.
Воздушное построение «кубинский бриллиант» официально внесено в книгу рекордов Гинесса.
Летчики группы готовятся и выполняют не только полеты на высший пилотаж, но, в том числе, все задачи, предусмотренные для обычного истребительного полка. Все полеты «Стрижи» выполняют на фронтовых истребителях четвертого поколения МиГ-29.
С 2003 года самолеты группы имеют специальную окраску — красно-белую с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами «МиГ» на килях.
Сама подготовка высшего пилотажа проходит по общему принципу — «от простого к сложному», и, как правило, летчик готов к показам авиатехники в воздухе через 2-3 года после зачисления в группу. Средний налет летчика в год составляет от 60 до 100 часов.
Комплекс пилотажа, который выполняют «Стрижи», — плод коллективного усилия всех летчиков группы; все элементы отрабатываются в тренировочных полетах, а затем уже представляются на суд зрителей.
Сегодня летчики группы выполняют полный набор фигур высшего пилотажа. В арсенале выступления — встречный пилотаж пары и соло.
Пилотажная группа базируется на подмосковной авиабазе «Кубинка» и входит в состав Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний (г. Липецк).
В 2017 году пилотажная группа «Стрижи» будет выступать на новых самолетах, так как ресурс самолетов, на которых летают летчики группы, подходит к концу.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Летчик группы «Стрижи»: 31 декабря позволим себе по бокалу шампанского
Несмотря на то, что до новогодних каникул остались считанные дни, летчики пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи» продолжают тренировки в небе над Кубинкой практически каждый день. О том, как авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» получила свое имя, зачем воздушные асы будут учиться летать на самолетах Як-130, и, наконец, как пилоты будут встречать Новый год, в преддверии праздника корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной рассказал ведущий летчик группы Сергей Осяйкин.
— Сергей Иванович, какие планы выступлений есть на следующий год у «Стрижей»?
— Утвержденного на 2014 год плана показов пока нет, но в будущем году мы, прежде всего, планируем принять участие в воздушном параде над Красной площадью — это наша священная обязанность. Принимать участие в параде очень почетно, и мы серьезно к этому готовимся. Над главной площадью страны мы пролетим смешанной группой из девяти самолетов: пять Су-27 («Русские витязи») и четыре МиГ-29 («Стрижи»).
Затем, 22-25 мая, планируется наше участие в международном салоне «Кадекс-2014» в Казахстане, а осенью полетим в Геленджик на «Гидроавиасалон-2014». Там планируем выступить вместе с «Русскими витязями» — как отдельными группами, так и смешанной группой составом из 9 самолетов.
Было приглашение в Швейцарию для участия в юбилее Военно-воздушных сил этой страны, но пока решение по этому визиту не принято. Подготовка любого зарубежного визита — работа достаточно кропотливая, и начинается она за три-четыре месяца.
— Перевозка военных истребителей для выступлений за рубежом требует особого регламента?
— Мы добираемся во все страны, где выполняются демонстрационные полеты, своим ходом. Часто такой перелет состоит из нескольких этапов. Так, при полете на международную выставку в город Чжухай, это на юге Китая, группе пришлось делать шесть промежуточных посадок. Три в России (Екатеринбург, Новосибирск и аэродром Белая недалеко от города Усолие-Сибирское), далее одну в Улан-Баторе, затем две промежуточные в Китае — в городах Хохот и Ухань. И только затем группа долетела до места назначения в Чжухае, где и проходила выставка.
Правда, у «Стрижей» был опыт перелета, когда МиГи группы перевозили в разобранном состоянии самолетами военно-транспортной авиации. Для этого были задействованы два Ан-124 «Руслан». Было это в 1993 году. Группу пригласили для участия в международной выставке в Малайзии, проходившей на острове Лангкави. Четыре самолета группы были собраны нашими инженерами и техниками за двое суток. Затем летчики их облетали и только после этого выполняли демонстрационные полеты.
При выполнении перелета над территорией других государств полет выполняется по международным воздушным линиям — тем же, по которым летают гражданские воздушные суда. Установленным порядком подается летный план, и группа выполняет полет по заявленному маршруту. Естественно, для пересечения госграницы требуется дип-разрешение.
— Как складывалась группа «Стрижи»? Почему она получила такое название?
— Пилотажной подготовкой в Кубинке занимались очень давно — задолго до образования известных ныне «Стрижей» и «Русских витязей». Просто в советское время у авиагрупп не было названий, да и цели такой не стояло — широко рассказывать о достижениях и особых умениях отечественных авиаторов. После разрушения железного занавеса началось более активное общение с представителями других государств, авиационными специалистами, и возникла необходимость создания авиационных групп для демонстрации нашей авиатехники и мастерства пилотов.
Днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда «Стрижи» выполнили свой первый показ, уже под своим именем, на самолетах в своей оригинальной раскраске. Кстати, первый вариант раскраски и название группы придумали сами пилоты. Сейчас уже и не вспомнить, кто из летчиков его предложил. Это произошло, как часто водится, абсолютно случайно.
Предложенное тогда название утвердил командующий ВВС Московского военного округа генерал-полковник Николай Тимофеевич Антошкин. Он был в числе инициаторов создания группы и внес в общее дело значительный вклад. Наше название, мне кажется, очень удачно подчеркивает суть высшего пилотажа. Стриж — очень быстрая и ловкая птица, за которой приятно наблюдать. И МиГ-29 — это высокоманевренный самолет, настоящий труженик неба.
— «Стрижи» выступают то четверкой, то пятеркой. Сколько всего самолетов в группе?
— Оптимальное количество самолетов в группе, позволяющее показывать различные перестроения и пилотажные строи, — это шесть самолетов. В прошлом году в группе произошла смена поколений: «Стрижей» покинули три пилота, им на смену было подготовлено двое, поэтому сейчас группа выполняет полеты только в составе пяти самолетов. Подготовка летчиков в группу ведется постоянно, и я надеюсь, что в следующем году мы уже увидим «Стрижей» в полном составе.
Когда мы закончим подготовку двух пилотов, то еще двоих возьмем, чтобы процесс обучения был непрерывным, чтобы была преемственность.
— В российской прессе уже неоднократно проходили публикации о том, что летчиков группы «Стрижи» с истребителей МиГ-29 хотят «пересадить» на учебно-боевые самолеты Як-130. Насколько мне известно, все пилоты авиагруппы уже прошли в Борисоглебске теоретическую подготовку по Якам и с нового года начнут полеты на этих самолетах. Для чего это делается?
— В настоящий момент замена МиГ-29 в составе авиационной группы «Стрижи» на какие-либо другие машины не рассматривается. Цель нашего пребывания в Борисоглебской авиационной базе заключается в том, чтобы поделиться опытом групповых полетов с летчиками-инструкторами базы. Действительно, мы прошли теоретическую подготовку на Як-130 и со следующего года приступим к их практическому освоению — для того, чтобы потом научить других пилотов групповому пилотажу на этих новых учебно-боевых самолетах.
— Сколько нужно готовиться, чтобы попасть в авиагруппу?
— В Центр показов в Кубинку летчики приходили и приходят из строевых частей ВВС. Представители Центра ездили по разным авиационным полкам, знакомились с летчиками, оценивали уровень их летной подготовки, учитывали желание выполнять высший пилотаж и отбирали лучших. Затем кандидат приезжал в Кубинку, здесь он сдавал экзамены по основным теоретическим дисциплинам и практический экзамен на спарке (двухместном учебно-боевом самолете — ред.) в воздухе.
И если летчик все сдавал успешно, то его переводи служить в Кубинку. Изначально брали пилотов в возрасте до 30 лет, затем этот возрастной ценз был увеличен. Сейчас средний возраст летчиков в группе — 34-35 лет. Подготовка летчика в группу занимает полтора-два года.
Не все, с кем мы начинали работать, потом оставались в группе. На то были совершенно разные причины. Или состояние здоровья начинало подводить, или человек начинал летать и понимал, что это не его. Еще могло быть, что по каким-то параметрам летчик нас не устраивал — по технике пилотирования или по человеческим, личным качествам.
— Очень важны. Группа — это очень сплоченный коллектив, где должно быть полное взаимопонимание. Здесь все на виду… И быть единомышленниками в такой ситуации — единственный возможный вариант. Конечно, каждый со своим характером и это обязательно надо учитывать. У летчика должно быть, прежде всего, огромное желание летать.
— Как взаимодействуете с РСК «МИГ»?
— В 2000 году было модернизировано шесть самолетов МиГ-29 из состава группы, их оснастили специальным авиационным оборудованием для полетов по международным линиям и для захода на посадку в международных аэропортах. Поставили дополнительную радиостанцию, которая позволяет в полете менять частоту с «военной» на «гражданскую». Специалисты корпорации нам очень в этом помогли.
К сожалению, некоторые из этих переоборудованных самолетов уже находятся в ремонте. Конечно, вопросы модернизации мы рассматриваем, и если такое решение будет принято, то для группы это будет большим благом. Ремонт самолетов и регламентные работы проводятся согласно плану как в пределах части, так и на авиаремонтных заводах. Капитальный ремонт самолета длится семь месяцев. За это время проверяется все — двигатель, планер, авиационное и радиоэлектронное оборудование.
— Наверное, мастерство пилотов с годами растет? Можете сравнить тех «Стрижей», которые летали в 90-е годы, и современных?
— «Стрижи» всегда достаточно много летали, даже в те времена, когда полетов было мало. Старались поддерживать должный уровень натренированности, даже когда в 1990-е годы керосина не хватало в частях. Группа выполняла показательные полеты и была востребованной.
— Кто летает в группе вместе с вами?
— В настоящий момент в группе «Стрижи» летают левый внутренний ведомый — Дмитрий Зубков, левый внешний ведомый — Дмитрий Селиванов, правый внутренний ведомый — Дмитрий Рыжеволов, правый внешний ведомый — Денис Кузнецов.
— За каждым летчиком закреплен определенный самолет?
— Мы стараемся летать на одних и тех же самолетах. Каждая машина имеет свои особенности. Если ты на ней постоянно летаешь, ты знаешь о ней все, учитываешь все детали в полете. Но это не является догмой. У строевых летчиков закрепления за определенным истребителем нет.
— Как будете встречать Новый год? Неужели полеты будут даже 31 декабря?
— Я надеюсь, что мы с конца декабря и до середины января будем в отпуске. Мы обычно одновременно и летаем, и отдыхаем, чтобы группу не разделять. Отпуск, конечно, все будут проводить по-разному, но я очень хочу съездить на Урал, навестить родителей и покататься на горных лыжах.
— Позволят ли себе асы пилотажа бокал шампанского в новогоднюю ночь?
— Обязательно позволят! Мы нормальные люди, естественно, у нас есть семьи и друзья, с которыми мы стараемся проводить все свободное время. Поэтому будем традиционно встречать наш замечательный праздник, как все его встречают. Мы семьями дружим, и если есть возможность, выезжаем на природу. Дети у всех маленькие, они очень любят отдых на свежем воздухе.
— Но это праздники, а в рабочие будни употреблять алкоголь летчикам, наверное, вообще запрещено?
— Накануне полетов это категорически запрещено, за сутки — ни грамма. А если учитывать, что мы летаем почти каждый день, то, сами понимаете, на праздники времени почти не остается. Все люди взрослые и ответственные, здесь даже контроль не нужен.
— А курение?
— Я не курю и никогда не курил. К сожалению, в группе есть курильщики. Мы с этим, честно говоря, боремся. В предыдущем составе группы из шести человек курили только двое. Я надеюсь, что наступит тот замечательный момент, когда никто из летного состава «Стрижей» курить не будет. Очень надеюсь!
Каждый год мы, как и все военнослужащие, сдаем нормативы по физической подготовке. И тут становится сразу понятно, кто чем дышит. В Центре показов есть спортзал, тренажерный зал. Пусть и не самый современный, но при желании всегда можно позаниматься. Игровые виды спорта практикуем, но, к сожалению, получается не так часто, как хотелось бы. Играем в футбол, волейбол. В прошлом году в хоккей играли.
— Наверное, супругам летчиков приходится нелегко, волнуются за вас?
— Жены спокойно относятся к нашей профессии. Хотя, может быть, просто вида не подают, чтобы нас не расстраивать. Наши семьи все понимают и накануне полетов дают отдохнуть. У нас очень загруженные графики: четыре смены полетов, шестидневная рабочая неделя. Усталость накапливается, и, конечно, без взаимопонимания в семье, без поддержки близких было бы очень тяжело. Спасибо им огромное.
— Сколько лет вы летаете?
— Мы все заканчивали летные училища. Я закончил Качинское высшее военное училище летчиков в 1994 году. Затем мы все успели послужить в воинских частях ВВС и только потом все по-разному пришли в Центр показа авиатехники. Я попал в Кубинку в 1998 году в составе группы из 22 человек, молодых летчиков из разных полков. Это был тяжелый период сокращения воинских частей, и чтобы сохранить летчиков, было принято решение о создании такой команды в Кубинке. Мы летали большим составом, а по прошествии двух-трех лет кто-то остался здесь, а кто-то был переведен служить в другие авиационные части. В основном составе группы «Стрижи» я летаю с 2005 года.
История
История авиационной группы высшего пилотажа Стрижи
Официальным днем рождения Стрижей считается 6-го мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием Стрижи. Через несколько дней, в первом, бело-голубом, варианте окраски, Стрижи прибыли с дружественным визитом во Францию.
234–й гиап был лидерным полком советских ВВС, который приступил к переучиванию и освоению истребителя 4–го поколения МиГ–29. Первыми новый самолет осваивали летчики 1–й авиационной эскадрильи под командованием подполковника С. И. Безлюдного, начавшие летать на МиГ–29 с 3–го августа 1983 г. И уже летом следующего года первый «ромб» из четырех МиГ–29 в составе ведущего (С. И. Безлюдный), левого ведомого (майор В. А. Соловьев), правого ведомого (майор В. В. Кравец) и хвостового ведомого (майор Л. В. Спица) продемонстрировал комплекс высшего группового пилотажа.
Летом 1986–го года летчики 1–й эскадрильи участвовали в сенсационном визите группы из шести МиГ–29 на финскую авиабазу Риссала, во время которого впервые за границей были показаны советские боевые самолеты 4–го поколения.
В рамках этого визита летчики продемонстрировали в воздухе «шестерку», которую вел командир 9–й истребительной дивизии полковник В. В. Лонгиненко, строй дополняли подполковник В. В. Яшкин, который к тому времени стал ведущим «ромба», майоры В. А. Соловьев, В. В. Кравец, Л. В. Спица и В. Н. Шилин.
На рубеже 1990–х годов 234–й гсап имел на вооружении 1–й авиационной эскадрильи самолеты Су–27, 2–й эскадрильи — истребители МиГ–29, 3–й эскадрильи — самолеты Су–25, Су–22 и Су–24. В 1991–м году по инициативе командующего ВВС МВО Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Н. Т. Антошкина на базе трех эскадрилий полка началось формирование трех пилотажных групп.
Официальным «днем рождения» группы считается 6–го мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи». После этого Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб лично вручил пилотам группы медали «За укрепление боевого содружества между государствами».
Мировая известность
Через несколько дней «шестерка» свежеокрашенных бело-голубых МиГ–29 в составе ведущего — зам. командира 9–й иад полковника В. П. Басова, командира 234–го гсап полковника В. Г. Бычкова и летчиков первого «ромба» «Стрижей»: ведущего — подполковника А. Н. Кутузова, майора А. Е. Захарова, капитанов А. Г. Каташинского и А. П. Макаренко вылетели с дружественным визитом во Францию на авиабазу Реймс.
А в октябре того же года «Стрижи» побывали на авиабазе Уппсала в Швеции.
Первая публичная зарубежная премьера «Стрижей» состоялась в мае 1992–го года во Франции на воздушном празднике, посвященном 50–летию эскадрильи «Нормандия–Неман». Группа поразила искушенных западных зрителей своим мастерством. Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — «пеленг» переходил в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду». Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, установленных на истребителях.
В 1993–м году «Стрижи» стали участниками авиашоу LIMA’93 на острове Лангкави в Малайзии, а также воздушных праздников в Бельгии и Таиланде, причем на выставке в Таиланде авиаспециалистами группы был установлен своеобразный рекорд скорости сборки самолетов: 4 «мига» прибыли сюда в разобранном виде на транспортном самолете Ан-124 «Руслан» и российские техники и механики успели ввести их в строй всего за 3 дня. В 1995–м году «Стрижи» вновь посетили Швецию, в 1997–м — Финляндию.
Летчики побывали с визитами более чем в 28 зарубежных странах. Не обходятся без них и — ставшие традиционными — авиасалоны в Жуковском. «Стрижи» неоднократно выступали с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимали участие в праздновании 850-летия Москвы.
В 1993–м году авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира», а на международном аэрошоу в Финляндии в 1997–м командир группы гвардии подполковник Николай Дятел занял первое место в одиночном пилотаже.
Зимой 2003 года самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. МиГи перекрасили в новую красно-белую форму с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами «МиГ» на килях. Впервые в новом обличье их продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка.
С этого момента начинается активное сотрудничество с пилотажной группой «Русские Витязи». Российские лётчики первые и единственные в мире демонстрируют совместное выполнение фигур высшего пилотажа на разных типах самолётов, а знаменитый «Кубинский бриллиант» стал визитной карточкой российских пилотов на разных авиашоу мира.
Своими демонстрационными полетами летчики пилотажной группы «Стрижи» радуют многочисленных зрителей и любителей авиации виртуозным выполнением фигур высшего пилотажа, мастерским владением техникой, подтверждая блестящими выступлениями тот факт, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой.