на чем летают стрижи и русские витязи
«Визитная карточка российской авиации»: как прошло перевооружение пилотажной группы «Русские витязи»
Группа высшего пилотажа «Русские витязи» завершила перевооружение на новые типы авиационной техники: вторая партия сверхманёвренных истребителей Су-35С поколения 4++ поступила в её распоряжение. Об этом сообщили в Минобороны РФ.
«Четыре новейших многоцелевых истребителя Су-35С поступили на вооружение авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи». Экипажи пилотажной группы завершили перебазирование с завода-изготовителя в городе Комсомольске-на-Амуре в пункт дислокации в подмосковной Кубинке, выполнив промежуточную посадку в Новосибирске», — отметили в оборонном ведомстве.
Там сообщили, что специалисты Центра показа авиационной техники провели комплексную проверку и приём самолётов на заводе-изготовителе в Комсомольске-на-Амуре, проверив качество сборки авиационной техники и работу всех систем, механизмов и агрегатов на земле.
«В завершение приёмки лётный состав пилотажной группы провёл контрольный облёт авиационной техники, проверив работу техники в воздухе», — говорится в сообщении.
Для освоения новых машин экипажи авиагруппы «Русские витязи» прошли переучивание на базе Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России в Липецке.
«В настоящий момент авиационная группа высшего пилотажа полностью укомплектована современными образцами авиационной техники», — указано на сайте МО РФ.
Первую партию из четырёх истребителей Су-35С «Русские витязи» получили в ноябре 2019 года. С 2016 года на вооружении пилотажной группы стоят Су-30СМ.
Сверхманёвренный и малозаметный
Как отмечают разработчики, по своим характеристикам Су-35С превосходит существующие российские и зарубежные истребители поколений 4 и 4+.
Разработанная в ОКБ «Сухого» машина предназначена для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех типов целей. Помимо этого, в её задачи входит поражение наземных и надводных объектов войск, наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных расстояниях от аэродрома базирования.
Технически Су-35С — глубокая модернизация истребителя Су-27. В ходе усовершенствования была значительно повышена эффективность его работы. Отмечается, что в конструкции самолёта использованы самые удачные решения, применённые ранее при создании самолётов семейства Су-27/Су-30.
Как отмечают эксперты, Су-35С объединяет в себе качества современного истребителя и тактического самолёта. Это означает, что, помимо сверхманёвренности и большой дальности полёта, он также располагает широкой номенклатурой вооружений, развитой системой радиоэлектронной борьбы и пониженной радиолокационной заметностью.
Достоинствами Су-35С также называют радиолокационные и оптико-электронные системы большой дальности, которые повышают эффективность истребителя в дальнем воздушном бою, возможность одновременного сопровождения большого числа целей и участия в групповых действиях с автоматизированным обменом информацией и распределением целей.
Кроме того, у Су-35С есть единая интегрированная информационно-управляющая система интеллектуальной поддержки лётчика, которая обеспечивает взаимодействие между экипажем и системами комплекса бортового оборудования. Истребитель может атаковать управляемыми снарядами, не заходя в зону ПВО, и одновременно функционировать в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».
По словам генерал-майора, заслуженного лётчика РФ Владимира Попова, Су-35С по своим боевым характеристикам вплотную подошли к самолётам пятого поколения.
«На сегодняшний день у нас есть машины, близкие по тактико-техническим характеристикам к самолётам пятого поколения, но они официально числятся в группе 4++. К ним можно отнести Су-35С. Он очень близок к нашему перспективному истребителю пятого поколения Су-57», — рассказал RT эксперт.
Боевое крещение истребитель получил в ходе операции российских ВКС по борьбе с международным терроризмом в Сирии. В данный момент Су-35С активно поставляется в ВКС России. Только в 2020 году Вооружённые силы получат 20 истребителей.
«Элемент престижа государства»
Формально группа «Русские витязи» ведёт свою историю с 1991 года. Однако, как поясняется на её сайте, в действительности это подразделение было образовано двумя годами ранее. В мае 1989-го на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители Су-27. Опытные лётчики освоили новую технику и приступили к тренировочным полётам в составе пары, тройки, а затем и четвёрки машин в строю «ромб».
«Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолёта, его инертность и, как ни странно, его отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе. И только огромное желание и упорство русских лётчиков помогли преодолеть все трудности», — говорится на сайте пилотажной группы.
В 1991 году был окончательно сформирован состав группы и утверждено название. В том же году «Витязи» дебютировали за границей — сначала на авиашоу в Познани, а затем в Англии и Чехии.
За свою историю группа успела выступить во многих странах. Кроме того, «Русские витязи» стали постоянными участниками Международного аэрокосмического салона (МАКС) в Жуковском, они регулярно выступают на крупных торжествах в России, принимают участие в мероприятиях по случаю Дня Победы.
На сайте «Витязей» отмечается, что пилоты продолжают боевую подготовку: «В промежутках между командировками лётчики оттачивают мастерство в учебных воздушных боях, выполняют полёты на бомбометание и стрельбу по наземным целям, обучают молодой лётный состав».
Эксперты отмечают, что пилотирование тяжёлых истребителей связано с большими физическими перегрузками, а фигуры высшего пилотажа при этом требуют постоянной и предельной концентрации, высокой слаженности работы экипажа.
«Ни в одной стране мира нет такой группы, кроме как в России. У нас есть «Русские витязи», «Стрижи», есть ещё вертолётная группа «Беркут» — они также работают на боевых машинах. В остальных странах мира, как правило, используются спортивно-тренировочные или учебно-боевые самолёты, а это совсем другое дело. У нас же — настоящие боевые серийные машины. И на них выполнять такие комплексы боевых показов, боевого мастерства — это дорогого стоит. Это требует сложной многолетней подготовки», — отметил Владимир Попов.
Аналогичной точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков.
«Есть специальные самолёты, которые производят для выполнения фигур высшего пилотажа. Пилотирование тяжёлых истребителей гораздо сложнее в техническом плане, потому что всё-таки самолёт предназначен для больших высот и расстояний. Поэтому то, что делают лётчики «Русских витязей», другие повторить не могут», — подчеркнул собеседник RT.
По мнению Попова, наличие таких пилотажных групп — вопрос престижа государства. «Эта группа может выполнять и осуществлять показы для иностранных делегаций разных стран, которые желают посмотреть и приобрести ту или иную технику российского производства. В мирное время они выполняют сюжетно-боевые задачи, но во время войны или в близкой к ней обстановке призваны выполнять боевые задачи», — рассказал Попов.
Играя солнцем на крыльях: как «Русские Витязи» и «Стрижи» готовятся к Параду Победы
Отличить их истребители от любых других самолетов строевой авиации очень просто. По левому борту у них написано «Русские Витязи», каждая машина окрашена в бело-сине-красные цвета, а по правому борту флаги стран, в небесах которых им удалось выступить. Впервые громко о себе летчики заявили в Великобритании на авиа-шоу в 1991 году. Посмотреть на русских тогда пришли 160 тысяч человек. Не обошлось и без казусов, но даже ошибку летчики превратили в преимущество.
Эта легендарная пилотажная группа рождалась в трудные времена распада Советского Союза. С трудом удалось пошить спецкомбинезоны и покрасить самолеты. У летчиков не было международной навигации и языковых навыков. Но за штурвалами истребителей Су-27 сидели лучшие военные асы того времени. И сейчас попасть в группу мечтает каждый летчик.
«Русские Витязи» зажигают своим изящным мастерством на авиа-шоу по всему миру под восторженные рукоплескания зрителей. Но что кроется за этими виражами, понимают лишь военные пилоты. Однажды в Англии, Владимир Басов прокатил на Су-27 летчика-истребителя «Торнадо».
Спустя три десятка лет виражи стали круче, скорости выше, а мастерство и точность на крылатых машинах уже демонстрирует новое поколение. В их арсенале «Косые петли» и «Горки», синхронная «Бочка» и групповая «Петля Нестерова», «Плоский штопор», «Ромб» и знаменитый «Кубинский бриллиант» из девяти самолетов. И это лишь малая часть из того, чем могут удивить даже самого искушенного зрителя эти легендарные асы.
Часовой 12+
«Стрижи» и «Русские витязи». Часовой. Выпуск от 16.05.2021
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Единственные в мире пилотажные группы на боевых самолетах — «Стрижи» и «Русские витязи». Первые летают на легких фронтовых истребителях МиГ-29, вторые — на самых современных многоцелевых Су-30СМ и Су-35С.
Ведущий «Часового» Алексей Рафаенко отправился на Кубинку, чтобы узнать, в чем сложность высшего группового пилотажа, а главное, своими глазами увидеть уникальную программу воздушных асов. Тем более что специально к празднику летчики обещали показать кое-что новое, чего не делали прежде.
«Кубинский бриллиант» — визитная карточка пилотажных групп. Совместный полет девяти тяжелых Су-35С и легких МиГ-29. Казалось бы, вершина летного мастерства. Но нет — «Русские витязи» и «Стрижи» не перестают удивлять!
В выпуске принимают участие:
Дмитрий Косоруков — командир пилотажного звена «Стрижи»;
Сергей Осяйкин — зам. начальника ЦПАТ;
Игорь Ткаченко — командир пилотажного звена «Русские витязи»;
Алексей Рыжков — инженер пилотажной группы «Русские витязи»;
Андрей Алексеев — начальник ЦПАТ;
Филипп Матвеев — старший летчик пилотажной группы «Стрижи».
Трюки на боевых истребителях. «Стрижи» — о высшем пилотаже «с петлями и перестроениями»
6 мая исполняется 30 лет со дня создания авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи». Корреспондент ТАСС побывал в гостях у летчиков на авиабазе в подмосковной Кубинке и узнал, чего больше всего они ждут в преддверии юбилея, какие сюрпризы приготовила группа для зрителей, а также какие новые возможности даст группе новый истребитель МиГ-35, который находится на завершающей стадии испытаний
Кто такие «Стрижи»
Истребители МиГ-29 «Стрижей» во время учебно-тренировочных полетов на авиабазе в Кубинке, 1993 год
Источник изображения: © Владимир Яцина/ТАСС
Первое выступление «Стрижей» за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда летчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции.
С тех пор летчики постоянно совершенствуют свою летную программу, которую демонстрируют во время выступлений в городах по всей России и во многих странах мира: «Стрижи» демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание «Лучшая пилотажная группа мира».
В 2004 году пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полет пяти самолетов Су-27 и четырех МиГ-29 в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название «Кубинский бриллиант», ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.
Истребители Су-27 «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей» во время построения «Кубинский бриллиант»
Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС
Также «Стрижи» демонстрируют обновленную программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы авиационных двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.
«С петлями и перестроениями»
Истребители Су-27 «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей» во время построения «Кубинский бриллиант»
Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС
По его словам, премьеру этой девятки летчики планируют во время совместного празднования юбилеев «Стрижей» и «Русских витязей» в Кубинке 15 мая.
Истребители МиГ-29 «Стрижей» во время выступления на форуме «Армия-2020» на аэродроме «Кубинка»
Источник изображения: © Сергей Савостьянов/ТАСС
МиГ-29 и МиГ-35
Еще в 2017 году руководство Воздушно-космических сил (ВКС) РФ заявляло о том, что «Стрижи» получат новые истребители МиГ-35. Летные испытания этих самолетов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолета. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолета.
Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС
Директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК «МиГ» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян поздравил личный состав и ветеранов авиагруппы с юбилеем и подчеркнул, что корпорация заинтересована в том, чтобы «Стрижи» получили современный авиационный комплекс МиГ-35.
Истребитель МиГ-29 «Стрижей» на авиабазе в Кубинке
Источник изображения: © Наталья Дмитрак/ТАСС
Превосходство МиГ-35
Истребители Су-30СМ «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей»
Источник изображения: © Антон Новодережкин/ТАСС
Источник изображения: © Гавриил Григоров/ТАСС
Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС
Истребитель МиГ-35 на МАКС в Жуковском, 2019 год
Источник изображения: © Гавриил Григоров/ТАСС
Балоян подчеркнул, что МиГ-35 получил новые боевые способности, благодаря чему этот самолет стал эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе.
Подготовка летчиков и планы
Истребители МиГ-29 «Стрижей»
Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС
Он пояснил, что, несмотря на свой статус, «Стрижи» являются обычным структурным подразделением и приравниваются к авиационной эскадрилье.
До пандемии «Стрижи» регулярно выступали за границей. В 2020 году из-за пандемии коронавируса многие выступления авиационной группе пришлось отменить. В этом году зарубежных командировок летчики не планируют, зато пилотажную группу ждет множество выступлений в пределах страны.
Истребители МиГ-29 «Стрижей» во время авиашоу в честь 250-летия единения Республики Ингушетия с Россией, 2020 год
Источник изображения: © Елена Афонина/ТАСС
Таких «Стрижей», «Русских витязей» и «Русь» вы еще не видели
Видовыми фотоальбомами от профессиональных фотохудожников сейчас трудно кого-то удивить. Цифровое изображение практически сравнялось по качеству с аналоговым, а в каких-то моментах даже превзошло. И полиграфическое воспроизведение в российских условиях, отдадим должное, ничуть не уступает издательским возможностям на Западе.
В 1996 году он стал фотографом и видео-оператором в составе пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Не единожды снимал на фото и видео показательные выступления эскадрильи «Русь» на реактивных учебно-тренировочных самолетах Л-39. С 2017-го возглавляет направление в структуре Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина.
Сам автор книги «Глубокое погружение в небо» объясняется с теми, кому она адресована, так: «Я стремился создать новую, ранее неизвестную профессию, объединяющую летчика, инженера, конструктора, фотографа, видеооператора и большого романтика. Ни больше и не меньше. Летное училище и служба военным летчиком окончательно определили направление моей работы и творчества. Каждый полет неповторим и уникален, особенно на высшем пилотаже или в пилотажной группе. Всегда хотелось передать свой взгляд не только из кабины истребителя, но и с самых фантастических, невообразимых ракурсов».
О том, что получилось, профессионалы судят по результату. Вот мнение семикратной абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу Светланы Капаниной:
Немало ярких фотографий и видео сделано в те моменты, когда за штурвалом самолета находился летчик-испытатель Герой России Михаил Беляев. Он свое отношение к творческой работе Саркисяна выразил лаконично: «Искренне благодарен автору за возможность в какой-то степени быть к этому причастным!»
Как рассказала в диалоге с «РГ» руководитель издательства «ВегаПринт» Виктория Радишевская, это не первый их творческий контакт с Артуром Саркисяном. Эффектные, запоминающие работы мастера уже выходили в фотоальбомах к юбилею города Жуковский и ЛИИ им. Громова, а также в книге, посвященной летчику-испытателю Георгию Мосолову, с которым Артур Саркисян был лично знаком…