на чем летают русские витязи пилотажная группа
Боевые крылья: почему ЦРУ охотилось за главным секретом «Русских витязей»
Авиационная группа высшего пилотажа в составе Военно-воздушных сил РФ была создана 5 апреля 1991 года. С тех пор «Русские витязи» стали гордостью страны. Они постоянно представляют Россию на различных авиашоу и демонстрируют возможности нашей военной техники за рубежом. Мастерство пилотов восхищало не только специалистов, но и кадровых американских разведчиков, мечтавших разгадать секрет профессионализма российских лётчиков.
Фото © ТАСС / Антон Новодережкин
Для чего создали «Русских витязей»?
Секретный приказ: как российские десантники захватили аэродром Слатина и предотвратили третью мировую войну
Активно летать как внутри страны, так и за её пределами «Русские витязи» начали сразу после формирования. Основой авиагруппы стали шестеро лётчиков.
Фото © ТАСС / Марина Лысцева
Техника для новой пилотажной группы была обычной — «Витязям» передали шесть новеньких Су-27. Яркость этим машинам придавала фирменная раскраска. Истребители покрасили в цвета российского флага. Так самолёты стали узнавать даже на стоянке или на рулёжке. Кстати, за синее брюхо фюзеляжа, синие крылья и киль за рубежом к «Витязям» едва не прилипло другое название — «Русские ангелы». Кто-то из французских журналистов назвал их так в одном из своих материалов, видимо, перепутав российских лётчиков с эскадрильей Blue Angels ВМС США.
Бешеная птица: почему советские лётчики ненавидели самолёт Ту-104 и считали машину «проклятой»
В 1992 году, когда отношения между Россией и США ненадолго улучшились, «Ангелы» ВМС США прилетели в гости к «Русским витязям» для обмена опытом. По одной из версий, вместе с американской группой в Россию прибыли и кадровые разведчики из ЦРУ. Главной задачей этих специалистов стало изучение манеры пилотирования «Витязей» и поиск ответа на главный вопрос: в чём кроется секрет полёта на грани катастрофы. Полетав с российскими асами, американцы вернулись домой. И до середины 90-х «ромбики» российской авиагруппы активно изучали на авиабазе ВВС США Мирамар в Калифорнии. Чтобы понять «загадочную русскую технику», авиагруппу из России даже хотели пригласить в гости с ответным визитом, но в 1995 году произошла трагедия, навсегда изменившая облик «Русских витязей».
Открытие памятника в посёлке Кубинка в Новом Городке русским лётчикам, погибшим 12 декабря 1995 года в авиакатастрофе во Вьетнаме.
12 декабря 1995 года при заходе на посадку в аэропорт Камрань три истребителя Су-27 врезались в гору и взорвались при ударе. История с крушением самолётов авиагруппы даже на фоне разразившегося скандала выглядела странной — из материалов уголовного дела исчезали доказательства, свидетели внезапно «путались в показаниях». Фактически «Русские витязи» были обескровлены — полковник Борис Григорьев, гвардии подполковник Николай Гречанов, гвардии подполковник Николай Кордюков и гвардии подполковник Александр Сыровой стояли у истоков создания авиагруппы и считались наиболее опытными лётчиками, без которых само существование группы оказалось под угрозой. После трагедии в Камрани поползли слухи, что до группы «добрались недоброжелатели», главной целью которых могла стать кампания по чёрному пиару российской техники на мировом рынке вооружений.
Первая кровь «Русских витязей». Как пилотажная группа потеряла лучших лётчиков за один полёт
Эта катастрофа надолго отодвинула участие группы в полётах за рубежом. Специалисты по истребительной авиации отмечают: именно «Русские витязи» должны были отправиться с дружественным визитом в США в 1997 году. Эта поездка, в которую вместо пилотажной группы отправились лучшие российские лётчики-испытатели, также едва не стала последней для российских специалистов — двигатели российских Су-27, заправленные американским керосином, отказали прямо в полёте, и только чудо помогло запустить их снова.
Фото © ТАСС / Николай Малышев
Весь следующий год после трагедии в Камрани оставшиеся в живых лётчики не летали — физически возможность выполнять полёты была, но пережить потерю боевых товарищей было сложно. Однако в 1996 году тренировки «Русских витязей» возобновили. Поначалу пилоты летали в паре, но постепенно численность отряда начали увеличивать. Относительно спокойной работа группы была до начала нулевых, но вскоре «Витязи» понесли новую потерю — в мае 2002 года после тяжёлой болезни умер командир группы Сергей Климов. Во главе уникального отряда встал Игорь Ткаченко, под руководством которого группа участвовала в международных выставках и помогала российским конструкторским бюро создавать новые машины следующие семь лет.
Авторитет и опыт Ткаченко считались непререкаемыми, однако 16 августа 2009 года два самолёта авиагруппы столкнулись во время репетиции воздушной части парада на Красной площади. Двое лётчиков успели катапультироваться, однако Ткаченко начал уводить машину от жилых домов и не успел включить систему спасения.
По другой версии, катапульта в кресле Су-27 Ткаченко просто не сработала. Установить подлинные причины этой катастрофы специалисты не могут до сих пор. В качестве одной из вероятных причин гибели Ткаченко называют месть за нанесённые оскорбления лётчикам из США — во время визита американских «Ангелов» в 1992 году и ответной поездки спустя пять лет российские Су-27 регулярно одерживали верх над F-15 в учебных боях.
Уникальные люди на уникальной технике
Во время церемонии передачи новых истребителей Су-30СМ «Русским витязям» в Кубинке. Фото © ТАСС / Марина Лысцева
В 2016 году «Русские витязи» получили восемь сверхманёвренных истребителей Су-30СМ. Выступление российских лётчиков на этих машинах произвело сильное впечатление на зарубежных покупателей — помимо российских ВКС эти машины продали в 12 стран. В 2019 и 2020 году в распоряжении авиагруппы появились Су-35 — уникальные сверхманёвренные машины с ещё большим потенциалом. Их, как и Су-27 / Су-30, «Русские витязи» испытывали в условиях, максимально приближенных к боевым.
Высшая лига авиации. МС-21 может «обнулить» Boeing и Airbus
«Визитная карточка российской авиации»: как прошло перевооружение пилотажной группы «Русские витязи»
Группа высшего пилотажа «Русские витязи» завершила перевооружение на новые типы авиационной техники: вторая партия сверхманёвренных истребителей Су-35С поколения 4++ поступила в её распоряжение. Об этом сообщили в Минобороны РФ.
«Четыре новейших многоцелевых истребителя Су-35С поступили на вооружение авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи». Экипажи пилотажной группы завершили перебазирование с завода-изготовителя в городе Комсомольске-на-Амуре в пункт дислокации в подмосковной Кубинке, выполнив промежуточную посадку в Новосибирске», — отметили в оборонном ведомстве.
Там сообщили, что специалисты Центра показа авиационной техники провели комплексную проверку и приём самолётов на заводе-изготовителе в Комсомольске-на-Амуре, проверив качество сборки авиационной техники и работу всех систем, механизмов и агрегатов на земле.
«В завершение приёмки лётный состав пилотажной группы провёл контрольный облёт авиационной техники, проверив работу техники в воздухе», — говорится в сообщении.
Для освоения новых машин экипажи авиагруппы «Русские витязи» прошли переучивание на базе Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России в Липецке.
«В настоящий момент авиационная группа высшего пилотажа полностью укомплектована современными образцами авиационной техники», — указано на сайте МО РФ.
Первую партию из четырёх истребителей Су-35С «Русские витязи» получили в ноябре 2019 года. С 2016 года на вооружении пилотажной группы стоят Су-30СМ.
Сверхманёвренный и малозаметный
Как отмечают разработчики, по своим характеристикам Су-35С превосходит существующие российские и зарубежные истребители поколений 4 и 4+.
Разработанная в ОКБ «Сухого» машина предназначена для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех типов целей. Помимо этого, в её задачи входит поражение наземных и надводных объектов войск, наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных расстояниях от аэродрома базирования.
Технически Су-35С — глубокая модернизация истребителя Су-27. В ходе усовершенствования была значительно повышена эффективность его работы. Отмечается, что в конструкции самолёта использованы самые удачные решения, применённые ранее при создании самолётов семейства Су-27/Су-30.
Как отмечают эксперты, Су-35С объединяет в себе качества современного истребителя и тактического самолёта. Это означает, что, помимо сверхманёвренности и большой дальности полёта, он также располагает широкой номенклатурой вооружений, развитой системой радиоэлектронной борьбы и пониженной радиолокационной заметностью.
Достоинствами Су-35С также называют радиолокационные и оптико-электронные системы большой дальности, которые повышают эффективность истребителя в дальнем воздушном бою, возможность одновременного сопровождения большого числа целей и участия в групповых действиях с автоматизированным обменом информацией и распределением целей.
Кроме того, у Су-35С есть единая интегрированная информационно-управляющая система интеллектуальной поддержки лётчика, которая обеспечивает взаимодействие между экипажем и системами комплекса бортового оборудования. Истребитель может атаковать управляемыми снарядами, не заходя в зону ПВО, и одновременно функционировать в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».
По словам генерал-майора, заслуженного лётчика РФ Владимира Попова, Су-35С по своим боевым характеристикам вплотную подошли к самолётам пятого поколения.
«На сегодняшний день у нас есть машины, близкие по тактико-техническим характеристикам к самолётам пятого поколения, но они официально числятся в группе 4++. К ним можно отнести Су-35С. Он очень близок к нашему перспективному истребителю пятого поколения Су-57», — рассказал RT эксперт.
Боевое крещение истребитель получил в ходе операции российских ВКС по борьбе с международным терроризмом в Сирии. В данный момент Су-35С активно поставляется в ВКС России. Только в 2020 году Вооружённые силы получат 20 истребителей.
«Элемент престижа государства»
Формально группа «Русские витязи» ведёт свою историю с 1991 года. Однако, как поясняется на её сайте, в действительности это подразделение было образовано двумя годами ранее. В мае 1989-го на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители Су-27. Опытные лётчики освоили новую технику и приступили к тренировочным полётам в составе пары, тройки, а затем и четвёрки машин в строю «ромб».
«Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолёта, его инертность и, как ни странно, его отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе. И только огромное желание и упорство русских лётчиков помогли преодолеть все трудности», — говорится на сайте пилотажной группы.
В 1991 году был окончательно сформирован состав группы и утверждено название. В том же году «Витязи» дебютировали за границей — сначала на авиашоу в Познани, а затем в Англии и Чехии.
За свою историю группа успела выступить во многих странах. Кроме того, «Русские витязи» стали постоянными участниками Международного аэрокосмического салона (МАКС) в Жуковском, они регулярно выступают на крупных торжествах в России, принимают участие в мероприятиях по случаю Дня Победы.
На сайте «Витязей» отмечается, что пилоты продолжают боевую подготовку: «В промежутках между командировками лётчики оттачивают мастерство в учебных воздушных боях, выполняют полёты на бомбометание и стрельбу по наземным целям, обучают молодой лётный состав».
Эксперты отмечают, что пилотирование тяжёлых истребителей связано с большими физическими перегрузками, а фигуры высшего пилотажа при этом требуют постоянной и предельной концентрации, высокой слаженности работы экипажа.
«Ни в одной стране мира нет такой группы, кроме как в России. У нас есть «Русские витязи», «Стрижи», есть ещё вертолётная группа «Беркут» — они также работают на боевых машинах. В остальных странах мира, как правило, используются спортивно-тренировочные или учебно-боевые самолёты, а это совсем другое дело. У нас же — настоящие боевые серийные машины. И на них выполнять такие комплексы боевых показов, боевого мастерства — это дорогого стоит. Это требует сложной многолетней подготовки», — отметил Владимир Попов.
Аналогичной точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков.
«Есть специальные самолёты, которые производят для выполнения фигур высшего пилотажа. Пилотирование тяжёлых истребителей гораздо сложнее в техническом плане, потому что всё-таки самолёт предназначен для больших высот и расстояний. Поэтому то, что делают лётчики «Русских витязей», другие повторить не могут», — подчеркнул собеседник RT.
По мнению Попова, наличие таких пилотажных групп — вопрос престижа государства. «Эта группа может выполнять и осуществлять показы для иностранных делегаций разных стран, которые желают посмотреть и приобрести ту или иную технику российского производства. В мирное время они выполняют сюжетно-боевые задачи, но во время войны или в близкой к ней обстановке призваны выполнять боевые задачи», — рассказал Попов.
Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи»
Авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России «Русские Витязи» образована 5 апреля 1991 года на базе первой эскадрильи 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка для демонстрации возможностей истребителей Су-27. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба (ЦПАТ).
Создание первой авиационной группы высшего пилотажа произошло еще в мае 1989 года, когда на вооружение первой авиационной эскадрильи поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю «ромб». Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолета, его инертность и отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе, но летчики справились с этими трудностями.
В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов, а 5 апреля того же года официально основана пилотажная группа, получившая название «Русские Витязи». Для нового подразделения была придумана эмблема — щит, на голубом фоне которого ромб из четырех самолетов, для летчиков были пошиты специальные комбинезоны.
Название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом 24 августа 1991 года на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей». Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ «Сухого» на разработку единого дизайна и осуществление раскраски всех истребителей группы. За основу были взяты цвета государственного флага России.
Первое выступление группы состоялось в сентябре 1991 года в Великобритании, во время которого «Русские Витязи» прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows.
Той же осенью на авиашоу в Праге (Чехия) двое летчиков из группы «Русских Витязей» выступили в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 отказались от выступления из опасения «потеряться» на фоне русских.
С тех пор «Русские Витязи» стали постоянными участниками крупнейших мировых авиасалонов и аэрошоу. Они побывали с визитами в Финляндии, Франции, Германии, Швеции, Бельгии, Италии, Малайзии, США, Канаде, Словакии, Люксембурге, Австрии, Китае, Голландии, Норвегии, Бахрейне, Китае, Индии, Венгрии, Объединенных Арабских Эмиратах, где продемонстрировали высочайшее летное мастерство и передовые достижения российского авиастроения.
По всему миру выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты и восторг зрителей.
Группа также является неизменным участником всех российских авиасалонов, не обходятся без них и на праздниках в различных городах России. По городам России «Русские Витязи» выполняют более 10 показов в год.
Пилотажная группа является участником праздничных мероприятий и традиционных авиапарадов. В 1997 году во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» на четырех истребителях с выпущенными шасси и включенными фарами появились в вечернем небе над Воробьевыми горами, где в этот момент разворачивалось лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра. В марте 2003 года в честь 65-летия 237 гвардейского Центра показа авиационной техники впервые была продемонстрирована совместная программа показательного пилотажа групп «Русские Витязи» и «Стрижи», летающих на самолетах МиГ-29. В полете участвовали десять самолетов (четыре Су-27 и шесть МиГ-29). 12 июня 2003 года в честь Дня России «десятка» прошла над Красной площадью в Москве.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (пяти Су-27 и четырех МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью в Москве.
С тех пор стал традиционным совместный пролет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в воздушной части парада над Красной площадью.
В истории пилотажной группы «Русские Витязи» есть и печальные страницы. Так в 1995 году, когда группа возвращалась с авиашоу в Малайзии, произошла трагедия во время промежуточной посадки на вьетнамском аэродроме Камрань. Из-за сложных метеоусловий разбились сразу три самолета «Русских Витязей», погибли четыре летчика.
16 августа 2009 года во время тренировочных полетов в Жуковском произошло столкновение двух самолетов пилотажной группы «Русские Витязи», в результате погиб командир группы Игорь Ткаченко. Два других пилота, находившиеся в двухместном самолете Су-27УБ, катапультировались, один из них получил травму позвоночника.
Участие группы в МАКС-2009 ограничилось тогда лишь полетом «ромба» в последний день проведения авиационно-космического салона.
9 мая 2010 года во время воздушного парада, посвященного 65-летию Победы над фашизмом, «Русские Витязи» с новым командиром совершили совместный пролет над Красной площадью с пилотажной группой «Стрижи». Элементы высшего пилотажа во время воздушного парада не демонстрировались из соображений безопасности, но и прохождение в едином строю на минимальных дистанциях до одного метра требовало максимальной концентрации, опыта и, соответственно, тренировок.
14 мая 2010 года в честь 90-летия Ивана Кожедуба летчики пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» устроили грандиозное шоу в небе над авиабазой Кубинка.
В группе «Русские Витязи» освоен весь комплекс фигур высшего пилотажа: «Бочка», «Петля Нестерова», «Косые петли», «Колокол», роспуск «Фонтан», роспуск «Тюльпан», «Ухо» и многие другие.
Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель». Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех и шести истребителей, а также синхронный, встречный пилотаж двух самолетов. «Русские Витязи» продолжают выполнять групповой высший пилотаж в составе девяти самолетов совместно с группой «Стрижи».
В распоряжении группы находятся самолеты Су-27 и Су-27УБ (двухместная модификация Су-27).
В начале 2016 года главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что «Русские Витязи» в 2017 году будут выступать на новых самолетах. По его словам, решение на каких самолетах будет летать пилотажная группа примет министр обороны РФ.
Командиром авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» является гвардии подполковник Сергей Щеглов.
На начало 2016 года в летный состав группы, кроме командира, входили еще пять летчиков: полковник Андрей Алексеев (заместитель командира Центра показа авиационной техники, до 2013 года командир группы), подполковник Александр Богдан, подполковник Олег Ерофеев, капитан Владимир Кочетов, майор Сергей Еременко.
Всё, что нужно знать о «Русских витязях»
Сегодня в результате крушения истребителя Су-27 погиб майор — лётчик пилотажной группы «Русские витязи». Сергей Ерёменко до последнего момента пытался увести машину с неисправным двигателем от жилых домов. Когда до земли оставалось менее 100 метров, он попытался катапультироваться, но было уже слишком поздно. В память о погибшем Лайф собрал 10 фактов о пилотажной группе «Русские витязи».
Фото: © L!FE/Кирилл Зыков
Пилотажная группа «Русские витязи» была сформирована 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. Стала первой советской пилотажной группой, выступившей за пределами Советского Союза, совершив в сентябре 1991 года поездку в Англию.
Первоначально, ещё при создании, авиационная группа получила название «Голубые молнии», однако чуть позднее выяснилось, что пилотажная группа ВВС Японии называется Blue Impulse, и, чтобы избежать созвучия, решили переименовать эскадрилью в «Русских витязей», а изготовленные шевроны со старым названием пустили на сувениры.
Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель», а также в том, что истребители являются серийными образцами. Группа является неизменным участником всех российских и многих зарубежных авиасалонов.
В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолётов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
Полёт со «Стрижами»
9 мая 2010 года группа пролетела над Красной площадью совместно со «Стрижами» во время воздушной части Парада Победы. Также группа приняла участие в выступлении в честь 90-летия И.Н. Кожедуба на авиабазе Кубинка, выступила на фестивале «Нашествие-2010» в Тверской области. 4 сентября «Русские витязи» продемонстрировали высший пилотаж в небе над Волгоградом — на авиашоу в честь 100-летия Качинского высшего военного авиационного училища.
«Ангел»
В 2013 году на 75-летие Центра показа авиатехники в Кубинке и к собственному 22-летию группа показала удивительный по красоте воздушный номер, который называется «Ангел». Четыре истребителя Су-27 в течение 6 секунд идеально чётко отстрелили тепловые ловушки и распустили в нужном направлении дымовой след от них, «нарисовав» в небе фигуру ангела.
В сентябре 1991 года состоялся визит группы в Великобританию. «Русские витязи» были в качестве гостей пилотажной эскадрильи «Красные стрелы» Королевских ВВС Великобритании в Скемптоне и участвовали в авиашоу в Лукарсе. Группа прошла строем над резиденцией Королевы в Шотландии. После этого были показы в других странах. Состоялось два визита в США. Также были выступления в Канаде, во Франции, в Голландии, в Словакии, в Норвегии, в Бельгии и в Люксембурге.
После возвращения с авиасалона в Малайзии, состоявшегося в декабре 1995 года, 12 декабря при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полётов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя «Русских витязей». Эта трагедия привела к гибели четырёх лётчиков пилотажной группы.
16 августа 2009 года погиб ведущий группы Игорь Ткаченко. Самолёт Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником. В результате падения самолёта Ткаченко на земле погибла жительница посёлка Сосны-23. Все трое лётчиков обеих машин катапультировались.
Прирождённый ас
Фото: © russianknights.ru
Свой жизненный выбор погибший сегодня Сергей Ерёменко сделал ещё в десятом классе, когда впервые сел за штурвал спортивного самолета Як-52. Уроженец Зернограда Ростовской области, Ерёменко одним из самых счастливых своих дней считал 21 марта 2015 года, когда ему довелось продемонстрировать своё мастерство землякам — «Русские витязи» участвовали в авиашоу в Ростове. Чуть больше чем за месяц до своей трагической гибели лётчик пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Ерёменко дал интервью Лайфу. Высшим пилотажем он занимался с 2011 года. Налёт — более 900 часов. В свободное время отец двоих дочерей увлекался футболом, а также был заядлым болельщиком.