на чем катаются в горах летом
7 предметов, на которых веселее всего кататься с гор
Сомневаться в том, что катание с горы как одно из лучших зимних развлечений будет существовать всегда, не приходится. За свою историю человечество сумело пройти путь от катания с гор на коровьих лепешках и сене до изобретения санок-ракет. И хотя новые модели сноубордов и горных лыж создают ежедневно, пока есть ледянки — шанс скатиться с горы есть у всех.
В ближайшие месяцы катание с гор будет обязательным еще и потому, что необычайно снежная зима пришла не только в Россию, но и в Европу. И если вы твердо решили побить рекорд Гиннесса по скорости катания на санях — а это 100,18 км/ч, которые в апреле 2010 года удалось развить немцу Рольфу Аллердиссону, — не стоит откладывать это в долгий ящик.
Forbes выбрал 7 предметов, на которых веселее всего съезжать с горы.
Тобогган ($120) или скелетон ($33)
Вообще тобогган — это древнейший вид санок, который канадские индейцы когда-то использовали для перевозки грузов, а позже и людей. В конце XIX века тобогган получил распространение и в США, где стали проводиться соревнования по спуску на нем с гор.
Сегодня тобогганом называются любые деревянные сани без полозьев, с загнутым кверху передним краем. Однако в целом тобогган известен скорее как предшественник скелетона — саней с металлическими полозьями, на которые ложишься животом вниз, а руки держишь вытянутыми вдоль тела. Кстати, наравне с тобогганом прародителями скелетона могут считаться также и распространенные полтора века назад норвежские сани kjaelke, на которых просто катались по льду.
Скелетон в конце XIX века изобрел англичанин по фамилии Чайлд. Название, по одной из версий, возникло потому, что по форме они напоминали скелет; по другой — из-за неправильной англоизации норвежского слова kjaelke.
Где купить: Amazon (коллекционный тобогган), SnowSpeeders.com (скелетон)
Тюбинг «Ватрушка» (от 1300 рублей)
Надувные резиновые санки тюбинг часто называют ватрушками из-за их круглой формы, причем задолго до распространения самого термина «тюбинг» такой вид спуска с гор был широко известен в СССР благодаря катанию на старых автомобильных шинах и камерах.
Хорош тюбинг тем, что за счет обтекаемой формы и маленькой силы трения развивает довольно высокую скорость, скользя по снегу практически как судно на воздушной подушке. По бокам у него обычно есть ручки, за которые можно держаться, но при этом тюбинги практически неуправляемы, сильно подскакивают на кочках, и остановиться можно только тогда, когда заканчивается горка.
Кстати, помимо снежного бывает еще водный тюбинг — катание на таких же резиновых ватрушках по воде за моторной лодкой. Когда лодка развивает большую скорость, водный тюбинг может легко превратиться в воздушный.
Где купить: «Русский тюбинг»
Эйрборд Freeride (2000—20 000 рублей)
Эйрборды — это тоже резиновые сани, но в отличие от тюбингов на эйрборды не садятся, а ложатся. Все, что нужно, — это разбежаться и прыгнуть животом вниз на этот надувной матрац, ухватившись за ручки по бокам.
Изобретен эйрборд был швейцарцем Джо Штайнером, который, катаясь в 1990 году на сноуборде, получил серьезную травму и был вынужден несколько лет провести без катания вообще. Тогда ему в голову и пришла идея об эйробордах, на разработку которых у него ушло целых 10 лет: свою идею Штайнер воплотил в жизнь лишь в 2001 году.
Сегодня эйрбординг наиболее популярен в Швейцарии, Германии, США, Канаде, Японии и Новой Зеландии. Изначально, кстати, эйрбордистам запрещали кататься на трассах вместе с лыжниками и сноубордистами. Но спрос был так высок, что в итоге для них открыли отдельные трассы на горнолыжных курортах. Сейчас в мире около 60 трасс для эйрбординга. Обязательным же условием для катания на общих трассах является часовое обучение под руководством инструктора.
Где купить: Airboard
Снежный самокат ($35)
Снежный самокат устроен достаточно просто: человек стоит на одной лыже и управляет ею при помощи руля. Появились снежные самокаты еще в начале 1990-х во Франции и изобрел их любитель экстремального катания Франк Пету. Его снежный скутер-самокат представлял собой соединение лыж и велосипеда BMX и состоял из двух отдельных лыж, расположенных по принципу велосипедных колес и соединенных с рулем.
Однако в 2004 году на British Invention Show сразу две премии — в номинациях «Досуг» и «Дизайн» — получил другой бывший лыжник, Эндрю Хьюберт фон Стофер, за свой снежный скутер-самокат. По признанию самого Стофера, этим изобретением он обязан своей жене Марии, которая не умела кататься на лыжах. Однажды на летнем отдыхе Мария заметила детей, катавшихся на обычных самокатах, и сказала мужу, что, если бы он изобрел снежный самокат, она бы легко ездила на нем зимой.
Где купить: Amazon
Кикслед — это санки, состоящие из сиденья, держащегося на паре длинных полозьев. Позади сидящего становится второй человек, который может ехать, стоя на полозьях и держась за ручку впереди. Есть еще один вариант — кикследы без сиденья, состоящие только из двух лыж и высокой ручки: на таких кикследах можно ехать только в одиночестве.
Изобретены кикследы были в Скандинавии еще в XIX веке, изначально они использовались для транспортировки продуктов через замерзшие реки и озера. Но уже к концу века стали проводиться соревнования на кикследах, и из сугубо утилитарной вещи кикслед неожиданно сделался развлечением.
Где купить: Amazon
Санки Mad River Rocket ($30-130)
Санки Mad River Rocket представляют собой пластиковую доску с закругленными краями со специальными местами для коленей. Придумал эти сани известный американский архитектор Дэвид Селлерс, который помимо этого проектировал и часть собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке (правда, его санки Mad River Rocket пользуются большей популярностью).
Mad River Rocket специально созданы для того, чтобы съезжать с горы, не опасаясь столкновения с деревом или другими препятствиями, — ими можно управлять руками, сидя на коленях. Хотя Селлерс создавал свои сани исключительно для семейного отдыха, они сразу превратились в любимое средство передвижения у экстремалов, которые выделывают на них различные трюки.
Где купить: TheFind
Ледянка (от 170 рублей)
Самые простые санки и одновременно санки с самой таинственной историей — это санки-ледянки: неизвестно наверняка, когда и где они впервые появились. Но, скорее всего, история возникновения ледянок восходит к старинному обычаю катания на замороженных коровьих лепешках — кизяках, которые впоследствии заменил пластик.
Ледянка, пожалуй, самая удобная вещь, которую только придумали для катания с гор. Во-первых, ее легко взять с собой в дорогу. Во-вторых, она не требует никаких навыков в управлении — просто садись и съезжай, держась на ручку. Ледянки бывают разных форм: круглые, треугольные, глубокие, двухместные, с ремнем. Разнообразнее всего ассортимент ледянок у немецкой фирмы KHW, которая, кстати, является крупнейшим мировым производителем обычных санок.
От электросамоката до уницикла: на чем кататься летом, чтобы удивить других
Фотоальбом с необычными средствами передвижения читателей Т—Ж
Нам прислали фото и подробные рассказы о самых разных велосипедах, самокатах и даже джамперах. В первом фотоальбоме собрали самые необычные экземпляры — полюбуйтесь!
Джамперы UpWing
Это наша команда на «Бегущем городе» в Санкт-Петербурге в 2012 году. Заняли тогда второе место, уступив команде роллеров.
Я на джамперах фирмы UpWing, модель Standard. Бегаю на них с 2011 года, до сих пор целы. Из неудобств — подколенный упор натирает, приходится подкладывать что-то мягкое. В более поздних моделях это исправили, заменив жесткие упоры на мягкие манжеты.
Сами «копыта» обошлись примерно в 13 тысяч рублей. С тех пор потратил еще около 1500 рублей на замену лопнувших креплений подколенного упора и где-то столько же — на замену резиновых подошв: две пары стоптались, сейчас пользуюсь третьей, четвертая лежит про запас.
Электросамокат Hiper VX800
Прошлым летом купил электросамокат Hiper VX800. На покупку решился после того, как опробовал в прокате самую простую модель. Очень понравилось.
Долго выбирал, смотрел на Xiaomi M365, но дороги в моем городе не позволили бы использовать его ежедневно для поездок на работу, а покататься у дома можно и на таком.
Купил его за 19 620 рублей в местном магазине электроники со скидкой. Обслуживание простое: протер пару раз от пыли. Купил в конце сезона и успел накатать всего 136 км. Думаю, если придерживаться моего сценария использования с эпизодическими поездками по ровному асфальту во дворе дома или в парке и при сухой погоде, со временем износиться может только аккумулятор.
Ролики Roces
У меня есть ролики фирмы Roces. Купил их в 2018 году и использую как прогулочные: не для регулярных поездок, а просто для развлечения.
Ролики стоили 13 тысяч рублей, но была скидка, и я урвал их за полцены, после того как сдал предыдущую сломанную пару по гарантии. Очень повезло, что сломались предыдущие ролики и я смог купить снарягу качественнее и за меньшую цену. Пока ничего не тратил больше, но в будущем поменяю колеса, так как они стираются, — это около 3 тысяч рублей на обе ноги.
Электросамокат Ninebot Max
Фанатею от электросамокатов уже третий год. На фотографиях мой электросамокат Ninebot Max.
Этот городской электросамокат хорош по всем фронтам, в нем ничего не ломается. Я проехал уже 2000 км и поменял лишь подшипники — 1000 рублей за оба колеса. Теперь самокат едет тихо и плавно. Он рассчитан на вес до 100 кг, но я и мои знакомые ездим вдвоем с весом до 170 кг.
Кроме того, я сам разработал для него прошивку, так что это стоило мне лишь свободного времени.
Уницикл
Это мы с дочкой насмотрелись трансляций представлений цирка «Дю Солей», и после первой она научилась делать колесо, а после второй мы очень захотели купить ей уницикл. Теперь осваивает.
Купили за 5600 рублей, плюс подрезали трубу под сиденьем, плюс сборка самого агрегата — еще 500 рублей.
Вы можете стать героем нашего нового материала. Заполните анкету и расскажите о своем любимом летнем транспорте.
когда начинаешь читать статью Т-Ж, а приходишь в себя на сайте электросамокатов)
Купила моноколесо, чтобы ездить на работу. Мои коллеги пришли в восторг, тренируются в остроумии, шлют шуточки из интернетов, и это они еще его ни разу не видели. На работу приехать на нем опасаюсь, боюсь все полопаются от переполнивших чувств. Вообще окружающие люди к колесу неравнодушны, ко мне постоянно подходят дети, их родители и даже два пьяных рыбака. Меня такое внимание напрягает, особенно потому что езжу не очень хорошо. Надеюсь, не утратила последние навыки моноколесника, пока сидела дома
Настя, на 20+ км/ч окружающие только разойтись успевают. Не забывайте о защите запястий, как минимум.
Шерегеш: что нужно знать перед поездкой
Шерегеш — поселок на юге Кемеровской области и горнолыжный курорт.
В 2018 году Шерегеш признали лучшим горнолыжным курортом России по версии National Geographic Traveler Awards 2018.
Главное преимущество Шерегеша — долгий сезон. В октябре курорт уже засыпан снегом. Официально сезон стартует в ноябре, а катаются там до мая. Снежная шапка на горе держится большую часть года — до 280 дней.
Шерегеш славится своим «пухляком» — мягким и сухим снегом, комфортным для катания в любую погоду. Он не твердеет и практически не обваливается — это уменьшает опасность схода лавин.
Последние три года в Шерегеше активно развивается летний туризм. Цены на жилье летом ниже зимних в 2—3 раза. Туристам нравится горный воздух и потрясающая красота природы, большой выбор развлечений, начиная с вечеринок у бассейнов и заканчивая экстремальными поездками на квадроциклах.
Я живу в Шерегеше шесть лет. Приехала покататься на лыжах из родной Юрги и осталась. В статье расскажу, за что я люблю Шерегеш, что нужно предусмотреть перед поездкой и на чем можно сэкономить.
Что вы узнаете
📌 Вводные данные
Сколько лететь: из Москвы до Новокузнецка — 4,5 часа, из Новокузнецка до Шерегеша — еще 2 часа на авто.
Разница с Москвой: +4 часа.
Когда сезон: зимний — с начала ноября до конца апреля, летний — с начала июня до середины сентября.
Средняя температура в сезон: зимой −15 °C, летом +25 °C.
❄️ Погода
Климат в Шерегеше резко континентальный: холодная зима и жаркое лето.
Осенью, обычно после 20 сентября, погода резко меняется. Температура воздуха редко превышает +15 °C. В это время выпадает первый снег. Как правило, на вершинах гор он уже не тает. В поселке и у подножия гор постоянно идут дожди.
К середине октября температура воздуха редко поднимается выше 0 °C. В это время формируется снежная подушка на склонах. В начале ноября начинается сезон.
На мой взгляд, самое комфортное время для катания в Шерегеше — конец ноября: снегопады через день, горы пухляка, пустые склоны, нет очередей на подъемники, свободные инструкторы для новичков, большой выбор жилья и выгодные акции от гостиниц. Температура колеблется от −10 до −15 °C.
Зимой на курорте в среднем −15 °C. В ноябре и декабре случается потепление до −10 °C и выше. В это время часто бывают обильные снегопады и плохая видимость. В ясные дни морозно — от −18 °C и ниже. В январе температура держится на уровне −18 °C, но к концу месяца часто падает до −35 °C.
Март и апрель в Шерегеше называют бархатным сезоном из-за теплой погоды. На солнце доходит до +15 °C. Снега достаточно, кататься на трассах по-прежнему комфортно. На склонах — сотни лыжников и сноубордистов в майках и купальниках. В это время цены на проживание взлетают в 1,5—2 раза по сравнению с зимой.
✈️ Как добраться
На мой взгляд, у Шерегеша неудачное расположение по сравнению с другими горнолыжными курортами. Транспортная логистика в большинстве мест гораздо проще. В радиусе 200 км от Шерегеша нет крупных городов. Это неудобно для туристов из европейской части России и местных жителей. Им приходится ездить в Новокузнецк, чтобы купить одежду, отремонтировать машину, сходить на прием к высококвалифицированным врачам или в кинотеатр.
Самолет. Самолеты S7 и «Аэрофлота» прилетают в аэропорт Спиченково в Новокузнецке — ближайшем к Шерегешу крупном городе. Стоимость перелета — от 10 000 до 18 000 Р независимо от времени года. Лучше выбирать билеты заранее, чтобы купить по самой низкой цене.
От аэропорта до Шерегеша — 170 км, время в пути на авто — 2,5—3 часа. Есть несколько способов добраться из аэропорта до Шерегеша:
Еще в Шерегеш добираются через Новосибирск. Перелет стоит дешевле, чем в Новокузнецк, — от 6500 Р в одну сторону. Но ехать из Новосибирска до Шерегеша гораздо дольше — 7—10 часов.
Из Санкт-Петербурга ходит поезд № 14. Он отправляется с Ладожского вокзала, время в пути — 2 дня 17 часов. Цена билета — от 8700 Р в плацкарте, от 12 300 Р — в купе.
Из Новосибирска до Новокузнецка ходят поезда № 118, 14, 59, 250 и 243. Они отправляются с вокзала Новосибирск-Главный. Среднее время в пути — 7 часов, цена билета — от 1100 Р с местом в плацкарте, от 1600 Р — в купе.
Ближайшие к Шерегешу железнодорожные станции расположены в Таштаголе и Чугунаше. От вокзала Новокузнецка до курорта добираются несколькими способами:
Автомобиль. Жителям соседних регионов и близлежащих городов комфортно добираться на курорт на собственных машинах.
Дорога из Новокузнецка до Шерегеша проходит по трассе Р366. По ней доезжают до поселка Кузедеево мимо Сосновки. На развязке, под знаком «Кузедеево — Бийск — Таштагол», сворачивают налево. Здесь начинается участок дороги, который ведет до курорта мимо поселка Мундыбаш.
Путь из Новокузнецка занимает примерно 2 часа в зависимости от загруженности трассы и погоды. Зимой дорогу регулярно чистят. Будьте аккуратней после Мундыбаша: трасса напоминает горный серпантин с крутыми спусками и поворотами. Летом возле поселков по дорогам ходит скот: коровы, овцы, кони. Придерживайтесь скоростных ограничений и своей полосы движения.
🗺️ Карта
🎫 Сколько стоит кататься в Шерегеше
Стоимость ски-пасса зависит от количества трасс и подъемников, которые в него включены. О трассах я подробнее расскажу дальше. Дети до восьми лет катаются бесплатно.
Зачем ехать в горы летом: что делать в горах, когда нет возможности покататься
Каждый раз, когда приходит лето – появляется вопрос: «Куда поехать отдыхать в этот раз?»
Выбор места для летнего отдыха и планирование путешествия— большое испытание. Вы знаете, время — это деньги. Мы хотим помочь, потому что знаем вариант летнего отдыха, который, вероятнее всего, вы ещё не пробовали.
Рассказываем, почему в это время нужно ехать на горные курорты и чем там заниматься.
Красота летних гор
Вы прилетаете в аэропорт, садитесь на такси или другой трансфер и едете по дороге в сторону горной долины. Вас будут окружать живописные виды, горные реки и водопады. Важно: в летних горах нет изнуряющей жары, какую можно встретить на пляже или в прибрежных городах.
Спокойствие, только спокойствие
Если вы ищете места для отдыха поспокойнее, то горы — ваш вариант. Летом здесь значительно меньше людей, чем у моря. Не надо будет ни с кем бороться за место под солнцем и стоять в огромных очередях во время обеда.
Возможность сэкономить
Горный отдых летом — это недорого. Может звучать необычно, но это правда. Номер в гостинице будет стоить дешевле, чем в зимний «горячий» сезон. Кафе и рестораны устраивают сезонные предложения для посетителей. Есть всё на любой вкус и кошелёк.
Что делать, если не кататься?
В зависимости от того, в какие горы вы отправляетесь и где они находятся (можно ведь выбрать для себя не только горы Северного Кавказа), у вас будет возможность проникнуться местным колоритом и попробовать что-то новое для себя.
8 горнолыжных курортов, на которые можно отправиться летом
Летом с горнолыжным туризмом в Европе все обстоит не очень радужно. В теплое время года кататься здесь можно только на ледниках, но часть канатных дорог не функционирует, а катальный день длится максимум 3-4 часа. Так что это, скорее, способ провести выходные, чем цель для путешествия. Тем не менее в мире существует довольно много мест, где можно прекрасно покататься на лыжах или сноуборде с мая по сентябрь. И если не брать во внимание курьезы вроде южноафриканского Тиффинделя на границе с Лесото, где снежные пушки ночами ухитряются настрелять метр снежного покрова, то география летнего снега получается довольно обширной: это не только вершины Латинской Америки, Гренландии и Исландии, но и весьма экзотические с точки зрения горнолыжного спорта Новая Зеландия и Австралия.
Forbes отобрал восемь горнолыжных курортов, на которые можно отправиться этим летом вместо привычного отдыха у моря. Хотя некоторые из перечисленных курортов не исключают и пляжного отдыха после спуска с гор.
Сезон: февраль—июль
Подробнее о месте: www.stromma.se/en/Riksgransen
Ближайший аэропорт: Кируна, Швеция (130 км от Риксгрансена) или Эвенес, Норвегия (90 км от Риксгрансена)
Перепад высот: 504—909 м
Типы катания: трассы, фрирайд, бэккантри, хели-ски
Цены: ски-пасс на неделю — 1455 шведских крон, хели-ски — 5000 крон за 5 часов; предусмотрены скидки на многодневные программы
В трехстах километрах за Полярным кругом снег стабильно держится до середины июня, а иногда даже подсыпает свежий. Шведский Риксгрансен — самый северный лыжный курорт. Официально его население составляет лишь 30 человек, однако количество обитателей существенно возрастает в сезон полярного дня — так называемого «полуночного солнца», когда подъемники работают до часу ночи. Возможно, выглядит курорт скучновато, но легкодоступные снежные просторы и отсутствие толпы даже в пик сезона (количество лыжников здесь регулируется количеством мест в единственной гостинице) делают эту глушь одним из самых привлекательных мест для завершения зимы. За день, привыкнув к сухому скользкому снегу, можно переходить к произвольной программе: например, поехать в норвежский Нарвик, чтобы выпить пива, или спуститься к фьорду Ромбак, где вас будут ждать лодка и обед, или забраться на снегоходах на соседние сопки и оставлять там первые следы, или слетать на вертолете к дальним фьордам — все это легко организуется и бронируется прямо у администратора отеля. Но главное приключение — это само полуночное катание: с 22:00 до 0:00 вертолет поднимает на три пика (2950 крон), и как раз в это время здесь тянется долгий с роскошными красками закат, после которого солнце, повинуясь законам полярного дня, снова выпрыгивает из-за горизонта.
Как организовать: самый удобный способ добраться — ночной поезд из Стокгольма с конечной станцией в Риксгрансене. Здесь всего один жилой комплекс Riksgränsen Ski and Spa resort, где можно арендовать гостиничный номер, апартаменты или шале к кухней и сауной. В Arctic Elements можно забронировать несколько дней вертолетного катания вместе с проживанием и прочим, что имеет смысл, так как номера в гостинице разбирают быстро, а у агентств есть своя бронь. В период «полуночного солнца» продаются пакеты «отель+вертолет» за 1460 крон на три ночи (с четверга по воскресенье), крайний срок для бронирования — 22 июня.
Лас Леньяс (Аргентина)
Сезон: июнь—сентябрь
Подробнее о месте: www.laslenas.com/english
Ближайший аэропорт: Malargue (70 км от Лас Леньяс)
Перепад высот: 2240—3430 м
Типы катания: трассы, фрирайд, бэккантри
Цены: ски-пасс от 880 аргентинских песо (низкий сезон) до 1349 песо (высокий сезон) в день
Как организовать: в связи со сложным трансфером лучше забронировать поездку через какое-нибудь уважаемое европейское агентство. Поселиться можно в пятизвездочном Piscis с роскошным рестораном или в симпатичных, но приемлемых по цене апартаментах — квартиры с кухней позволяют сэкономить на ужинах, которые далеко не дешевы, хотя волшебная аргентинская говядина, приготовленная на разные лады, стоит этих денег. Жилье бронируется через www.laslenas.com.
Тасилак (Гренландия, Дания)
Сезон: март—июнь
Подробнее о месте: www.tasiilaq.net
Ближайший аэропорт: Кулусук
Перепад высот: 0—1500 м
Типы катания: хели-ски
Цены: около €10 000 за недельную программу (перелет оплачивается отдельно)
Гренландия — самый большой в мире остров, представляющий собой, по сути, гигантский кусок льда. Высшая точка здесь — это гора Гуннбьорн, всего 3700 м. Горнолыжниками обжиты оба побережья: на западном центром стал Манитцог, где базируются гиды со всего мира. А на восточном — Тасилак, похожий скорее на полярную станцию, чем на городок. Но на этом берегу выпадает больше осадков, бухта остается замерзшей всю зиму, а среднегодовая температура ниже — все это делает атлантический снег в этой части острова легким, пушистым и глубоким. Поэтому если уж лететь в Гренландию, то стоит выбрать именно Тасилак, где бывает совсем мало народу и самолюбие приятно щекочет тот факт, что почти каждый спуск здесь — это первопроход. Катание осуществляется только с вертолетов в режиме, который европейские агентства тактично называют экспедиционным. Вертолет базируется на аэродроме Кулусука. Он рассчитан на четверых пассажиров плюс пилот и гид. При летной погоде вертолет забирает лыжников от гостиницы и за считаные минуты доставляет в район фьорда Ангмагссалик, или к фьорду Сермилик, или Сермилигак. То спуск ведет по горбатым ледовым полям, будто отлакированным и специально созданным для любителей широких жестких лыж, то нитка маршрута ныряет в чашу с метровой целиной, то выводит в узкие кулуары со стенами из хищных ледовых разломов. Высота высадок невелика — около 1500 м, но перепад оказывается внушительным, ведь спуски обычно заканчиваются на нулевой отметке над уровнем моря, прямо на пляже, с видом на айсберги и, если повезет, гренландских китов.
Как организовать: Elemental Adventure Heliskiing предлагает вертолетные туры с легендарным гидом Ником Крэддоком, уроженцем Новой Зеландии, имеющим за плечами опыт гида в 20 с лишним сезонов. Кроме того, именно Крэддок первым проложил лыжные маршруты по восточному побережью Гренландии (всего 6 лет назад).
Сезон: июнь—сентябрь
Подробнее о месте: www.vallenevado.com
Перепад высот: 3025—3670 м
Типы катания: трассовое катание, фрирайд, хели-ски
Чтобы ехать сюда, нужно быть в очень хорошей форме — Валье Невадо находится в настоящих горах-шеститысячниках на высоте более 3 км над уровнем моря, а все катание сосредоточено выше 3500 м. Ощущения горной болезни почти неизбежны. Чтобы иметь достаточно времени на акклиматизацию и возможность переждать непогоду, сюда следует ехать минимум на две недели. Поначалу стоит изучить ближайшие места. Самое роскошное катание доступно влево от верхней станции подъемника Andes Express — т. н. Олимпийская чаша не отмечена на карте, поэтому там всегда можно найти кусочек целины. В соседние долины лучше не ездить — соединены они лишь символически, траверсы неудобные, времени уходит много, а в непогоду можно и вовсе застрять в Ла Парве. Да и в самой долине Невада в случае метели (которая начинается всегда внезапно) первыми закрываются дальние подъемники, выбираться с которых при плохой видимости — сомнительное удовольствие. Как только погода станет солнечной и ясной и выпадет свежий снег, бросайте все и прыгайте в вертолет: ради дешевого по европейским меркам и высотного (высадки на 4500 м) катания сюда и летят через всю планету. Самые популярные районы для вертолетного катания — это Лос Оливарос с южной стороны горы Пломо (5480 м) и Парагуерре в районе вулкана Тупунгато (6800 м). В вертолет помещается 4 лыжника с гидом и пилотом (лучше, конечно, лететь со своей компанией). Кроме активного катания здесь очень бурная ночная жизнь: в барах выпивают и пляшут до 6 утра, а ночами плавают в открытом бассейне.
Как организовать: российские агентства предлагают неделю вертолетного катания (без перелета до Сантьяго) за €10 000 с человека, но их помощью стоит воспользоваться лишь в том случае, если на курорте не осталось свободных мест. Кстати, в Валье Невадо можно совсем не носить с собой кошелька, а просто говорить бармену или гиду: «Запишите на такой-то номер», а потом обнаружить в чеке оплату за вертолет — где-то между счетами за мини-бар и телефон.
Уакапапа (Новая Зеландия)
Сезон: июнь—октябрь
Подробнее о месте: www.mtruapehu.com
Ближайший аэропорт: Веллингтон
Перепад высот: 1600—2300 м
Типы катания: трассы, бэккантри
Цены: ски-пасс 86 новозеландских долларов в день
Если уж лететь летом за снегом, то почему бы не полететь к антиподам, тем более, что в Новой Зеландии и Австралии (в отличие от Южной Америки) официальный язык английский, что существено облегчит общение для большинства путешественников. В Новой Зеландии катание сосредоточено на вулкане Руапеху (2786 м), на северном склоне которого находится курорт Уакапапа, а в юго-западной части — лыжная станция Туроа. Несмотря на небольшую, по альпийским меркам, зону катания, здесь есть и вольготные ледниковые поля, и скалы, и крутые участки, и целина, и бугры, плюс отличный сноуборд-парк. Но самое увлекательное — это сам вулкан. В мире всего два места, где можно на лыжах или сноуборде съехать в кратер действующего вулкана: это здешний Руапеху и Мутновский на Камчатке. Последний раз вулкан весьма эффектно извергался в 1996 году, когда образовался новый кратер, заполненный водой, температура которой составляет около 20 градусов. Чтобы устроить себе такую прогулку, нужно нанять гида, подняться на подъемнике, немного пройти пешком с лыжами за спиной (все занимает не больше часа), а потом скатиться по подтаявшему снегу прямо в жерло вулкана. Внутри отчетливо чувствуются ядовитые испарения, так что пикник лучше устраивать на гребне кратера, а не на берегу озера.
Как организовать: если забронировать перелет самостоятельно, то все остальное планируется через сайт курорта. Здесь полно типичных новозеландских развлечений: зорбинг (спуск с горы в надувном шаре), банджи-джампинг, катание на спид-ботах, поездки на горячие источники или к мигрирующим китам (с полным списком можно ознакомиться тут). Здесь же можно и получить скидку. А с подтверждением оплаты гостиницы, ски-пасса и прочим можно будет идти за визой.
Фолс Крик (Австралия)
Сезон: июнь—сентябрь
Подробнее о месте: www.fallscreek.com.au
Перепад высот: 1450—1860 м
Типы катания: трассы, бэккантри
Цены: ски-пасс на день — от 80 австралийских долларов (в зависимости от сезона)
Самый современный австралийский курорт — Фоллс Грик — вряд ли поразит опытных лыжников своими возможностями. Однако если оставить жен и детей на трассах и нанять опытного гида, например Стива Ли — чемпиона мира и легенду австралийского горнолыжного спорта, который знает эти горы как свои пять пальцев, — то можно с лыжами за спиной дойти до совершенно невероятных склонов: крутых сбросов на горе Маккей, широких снежных полей и участков целины Rocky Knobs и Dam site. Эти программы, конечно, пользуются популярностью, а в группу берут всего 6 человек, так что стоит застолбить себе место заранее. Кроме собственно катания Фоллс Крик развлекает приезжих изо всех сил: чуть ли не каждый день здесь проводятся соревнования, на открытых верандах ресторанчиков играет живая музыка, проводятся сафари на снегоходах, кинофестивали и фейерверки. Самые буйные вечеринки сопровождают закрытие и открытие сезона. Открытие в этом сезоне совпадает с российскими длинными выходными — 12 июня.
Как организовать: на сайте курорта можно забронировать отель, сначала ознакомившись со множеством спецпредложений. С письмом из гостиницы можно идти за визой, хотя именно трудоемкость получения австралийской визы и является причиной, по которой лучше заказывать тур в агентстве, а не заниматься этим самостоятельно.
Сезон: апрель—июнь
Ближайший аэропорт: Акурейри
Перепад высот: 0—1500 м
Типы катания: хели-ски
Цены: около €1000 за день вертолетного катания (также включено проживание, питание, услуги гидов)
Несмотря на вулканическую активность, парализовавшую авиасообщение в Европе, над самой Исландией чистое небо, и приключенческие компании не только не отменяют туры, но и делают внушительные скидки для тех, кто все же готов лететь в Рейкьявик. Север Исландии, где в глубине фьорда находится база Акурейри, может похвастаться вершинами, где у каждого фрирайдера есть шанс оставить на склоне самый первый след — а если удастся проехать по впечатляющему маршруту, то спуск может даже получить ваше имя. Однако гиды редко приветствуют рискованную самодеятельность, хотя победителей, конечно, не судят. Если поселиться в Klængshóll Lodge (с гастрономическим рестораном и горячими источниками под боком), то до ближайших склонов будет всего три минуты лету.
Как организовать: самостоятельно организовать такое путешествие непросто, однако еще есть свободные места на четырехдневные программы в начале июня в уважаемой конторе Arctic Heli skiing.
Сезон: сентябрь—ноябрь
Перепад высот: 0—4500 м
Типы катания: хели-ски
Цены: по запросу
Только представьте себе, что каждое утро вы просыпаетесь в новом, еще незнакомом месте, в горах, где до вас, может быть, катались два-три человека, где всегда к вашим услугам вертолеты и гиды специально выбирают из трех десятков доступных склонов — самый пушистый, самый освещенный солнцем и с хорошим видом на океан. И при этом от вас не требуется никаких усилий, кроме как целую неделю получать удовольствие. И это не сон, а реальная возможность: вертолетное катание с яхты организуется всего в двух местах на земле — в Британской Колумбии зимой и в чилийской Патагонии летом. Яхта Atmosphere, принадлежащая Nomad of the Seas, вмещает 16 лыжников вместе с гидами, пилотами, командой, двумя вертолетами, бассейном, баром, рестораном и всеми прочими атрибутами хорошего горнолыжного курорта. Яхта идет вдоль берега, каждое утро бросая якорь в новом заливе. Почти каждый спуск здесь — первопроход, и Патагония с ее космическими пейзажами еще долго останется одним из плохо разведанных лыжных регионов хотя бы по причине космических же цен. Правда, благодаря этому она не сильно изменилась с тех пор, как ее — с того же ракурса, что и постояльцы «Атмосферы», — увидел Магеллан. Придется признать, что велика вероятность попасть в плохую погоду, когда туман не даст подняться ни на одну из вершин — тогда придется развлекаться каякингом, океанской рыбалкой, поездками на горячие источники или к морским котикам и китам. Рекламные буклеты не врут: это путешествие будет незабываемым.