на чем катались в старину зимой
Семь зимних забав на Руси (7 фото)
ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА
Когда играющих было много, составлялись целые армии. Одни защищали снежную крепость, другие атаковали ее. Осада шла по всем законам военного искусства: в бой шли пешими и на лошадях, использовали подкопы, из подручных предметов строили осадные орудия. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки метлы, лопаты, сыпали на врагов чаны со снегом, стреляли для устрашения лошадей холостыми зарядами из ружей. Следить за соблюдением правил выбирали «городничего». По его команде начинался штурм, по его команде и заканчивался.
Иногда в игре участвовали женщины. В этом случае девушки становились защитницами, а парни, разделившись на «коней» и «всадников», начинали атаку. Их задачей было ворваться внутрь и захватить женское знамя. Если «всадника» сбивали с «коня», он тут же выбывал из игры. По правилам, «воин», захвативший знамя, имел право перецеловать всех защитниц. Но те обычно бились столь яростно, что мужчинам редко перепадало такое счастье.
Играли в «клюшки», используя деревянные шары и «клюки» из изогнутых корней деревьев. По правилам надо было загнать шар в ледяные лунки или же отправить его за линию на территории противника. Ну, чем не хоккей с мячом?! Большим поклонником этой игры был Петр I. В его царствование на ледовые турниры собирались сотни зрителей. При этом в руках у доморощенных хоккеистов были клюшки из гибкого можжевельника, а на ногах — деревянные, с железными вставками коньки.
Рядом с искусственными катками нередко устраивались ледяные и деревянные горки. Катались на дровнях, катались на дощечках, катались на салазках и ладейках. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом.
Эволюция детских санок — от решета и корежек до тюбингов
Сани, наряду с детскими санками, — это одно из самых первых средств передвижения. Когда-то для спуска с ледяных и снежных склонов применяли обычное решето, в наше время на помощь детям пришли новые технологии, которые позволили изобрести тюбинги — прочные надувные камеры.
Катание с горок — старинное развлечение для детей и взрослых
Как только приходили первые морозы и выпадал снег, на Руси начиналось время для активного зимнего отдыха. Гвоздем программы для детворы были катания с горки — веселое и экстремальное развлечение.
На чем катались в старину
Дети использовали подручные средства и специальные конструкции:
Проще говоря, ребята использовали все, что хорошо скользило по снежной или обледенелой поверхности.
Для детей из богатых и благородных семей делали специальные санки, украшая их декоративными элементами — резьбой и позолотой, создавая из саней настоящие произведения искусства. Впрочем, на их ходовые характеристики это точно не влияло.
Катание на санках как способ подготовить землю к весне
Взрослые не отступали от детворы. В старину катание с горок было не просто развлечением, а носило особый смысл, считалось, что во время скольжения люди будили землю и подготавливали ее к весне.
В народе считалось, что кто скатится со спуска дальше всех, у того будет хорошо сбиваться масло — для кого-то эта перспектива служила дополнительным мотивом и привносила в развлечение соревновательный дух.
Постепенно в продаже стали появляться уже фабричные санки. Хитом советского периода стали сани на алюминиевой основе и с платформой, выполненной из разноцветных деревянных плашек. Катились они хорошо, но имели жесткую конструкцию (хотя, смелых советских детей это нисколько не отпугивало).
Тюбинги — или как отвлечь ребенка зимой от смартфона
Для катания с горок современные дети используют ватрушки, они же тюбинги. Такое название получили санки в виде надувной камеры круглой формы с усиленным дном. Камера расположена в чехле из прочного материала, выдерживающего высокие нагрузки (некоторые участки дополнительно усиливаются).
Несколько «За» в пользу тюбингов
Почему именно ватрушки так полюбились детворе и родителям? На это есть объективные причины:
Отдельно нужно упомянуть такое преимущество тюбингов, как безопасность. Часто можно слышать мнение, что среди всех детских транспортных средств для спусков, это самый безопасный вариант.
Детские ватрушки имеют мягкую структуру и оснащаются удобными ручками, за которые можно держаться во время поездки. Если сравнить тюбинги с санками прошлых времен (взять хотя бы советские на жестком алюминиевом каркасе), их уровень безопасности не идет ни в какое сравнение.
Производители стали оснащать ватрушки ремнями безопасности, удобными сидениями, светоотражающими элементами (это не только красиво, но и безопасно, когда на улице начинает постепенно темнеть).
Можно ли кататься на тюбингах взрослым
Да, и они с удовольствием это делают. Специалисты рекомендуют именно взрослым проверять горку, прежде чем пускать на нее малыша (чтобы оценить скорость, качество склона и убедиться в безопасности).
Некоторые модели тюбингов выдерживают вес до 180 кг и справляются с сильными подпрыгиваниями, так что при желании родители всегда могут присоединиться к ребенку и весело провести время.
Производители улучшают ватрушки, используя армированные нитки в местах нахождения ручек (с целью их укрепления), прочную тентованную ткань для нижнего слоя, увеличивая глубину посадки и т. д.
Вместо заключения
Как итог, у современных детей есть отличный повод выйти из дома зимой, чтобы отвлечься от интернета и смартфона, активно отдохнуть на свежем воздухе, получить положительные эмоции.
Катание со снежных горок остается одной из любимых зимних забав у детей, и это хорошо.
Зимние забавы Славян
Зимнее время – это особое состояние Природы. Земля отдыхает под снежным покровом, засыпают деревья, впадают в спячку многие обитатели лесов и полей. Солнечный день гораздо короче ночи. Замедляются все природные процессы. Это сказывается и на человеке. Его жизнь становится спокойнее, размереннее. К этому времени урожай давно в закромах, да и зимние заботы оставляют гораздо больше свободного времени. Долгими морозными вечерами так хорошо всей семьей собраться у очага и слушать мудрые предания и сказки.
Но это время года невозможно представить и без удалых зимних забав, которые бодрят Дух, разгоняют кровь. Самое время померяться силой, ловкостью, смекалкой. У наших Предков все праздники, развлечения и забавы были преисполнены глубокого смысла. Они помогали человеку настроиться на природные и космические ритмы, почувствовать себя частью огромного Мира.
Не случайно в самое холодное и суровое время года на Руси всегда были самые веселые и захватывающие праздники. Они врывались в повседневный быт яркими красками, шумными многолюдными забавами. Разве можно представить нашу зиму без ледяных горок, расписных санок, катания на тройках, взятия снежных городков, хороводов и переплясов?
Многие из зимних забав Славян насчитывают не одно тысячелетие. Именно на территории нашей страны обнаружены самые древние лыжи, сани и коньки. Так, на Псковщине археологи нашли лыжи, которым 4300 лет, а в торфянике неподалеку от Сыктывкара сохранилась передняя часть лыжи с фигуркой лося возрастом в целых 8 тысячелетий!
Несколько тысяч лет насчитывает история саней, около трех тысячелетий самым древним костяным конькам. И, конечно, у Славян сохранилось множество игр и состязаний, связанных с коньками, санками и лыжами.
Многие зимние забавы Славян были так или иначе связаны с воинским искусством наших Предков. Взятие снежного городка, кулачные бои, игра под названием «Царь горы» иногда носили шуточный характер, а порою напоминали настоящие воинские состязания.
Взятие снежного городка – тоже одна из самых старинных забав. В шуточном варианте городок обороняли девушки. Вооружившись метлами и лопатами, они отважно защищали крепость, засыпали атакующих парней снегом и заранее приготовленными снежными снарядами. Атакующие делились на пеших и конных, понятно, что в этом варианте роль коней тоже доставалась мужской половине. Если кого-то сбивали с «коня», он выбывал из игры. Задачей атакующих было разрушить снежную крепость и захватить знамя. Захвативший знамя получал право перецеловать всех защитниц, но это редко кому удавалось, поскольку девушки оборонялись изо всех сил. Осада и защита городка сопровождалось шутками, прибаутками, частушками, смехом и весельем.
Порою эта игра была максимально приближена к настоящему бою. В этом случае в ней участвовали только мужчины. Тогда и ледяная крепость строилась по всем правилам фортификации, и нападали на нее настоящие всадники. Защитникам разрешалось палить из ружей холостыми, чтобы напугать лошадей.
Битва снежками могла быть и самостоятельной игрой с четко продуманными правилами.
Кулачные бои – еще одна воинская забава Славян. Она была распространена по всей стране. Это оттуда известное правило – не бить лежачих. Самым важным было не держать злобу на противника, биться «с легким сердцем». Существовало и много других правил, ведь это должен быть честный бой, настоящее состязание на силу, ловкость, умение действовать сообща.
Название «Взятие городка» получила еще одна старинная забава. Заключалась она в том, чтобы достать приз с высокого и гладкого столба. Наверху обычно крепили сапоги, отрез сукна или кафтан с рукавицами. Задача осложнялась тем, что столб обливали водой на морозе. Карабкаться по обледенелой поверхности и впрямь нелегко. Иногда вместо столбов устанавливали гибкие жерди, которые гнулись под тяжестью смельчака, но это не отбивало охоту у желающих испытать свою силу и ловкость.
Катание с горок и сегодня одна из излюбленных зимних забав. Но если в нынешнее времена это считается детским развлечением, то в старину кататься с ледяных горок любила и молодежь. Но чем только не катались! В ход шли не только сани, но и рогожи, шкуры, плоские «ледянки», «катульки», выдолбленные из дерева «корежки», напоминающие корыто или долбленую лодку. Парни зачастую управляли корежкой не сидя, а стоя на ногах, правя, как настоящей лодкой, при помощи палки или шеста. Иногда из нескольких санок делали целые санные поезда. Санки порою сталкивались, переворачивались, седоки скатывались в снег, то-то было смеху и веселья!
Невозможно себе представить нашу зиму и без катания на русских тройках, или просто на санях, запряженных лошадьми. Сани украшали ярким сукном, войлоком и даже бархатом. Расписную дугу и конскую сбрую – разноцветными ленточками, бубенцами, колокольчиками. В конские гривы вплетали ленты, украшали их шелковыми кистями. Сами сани застилали шубами, коврами. На таких санях катались все, от мала до велика, включая самых маленьких детей. Пожилые люди катались отдельно. Молодежь устраивала настоящие скачки наперегонки.
Еще одна старинная и почти позабытая игра – клюшки. Считается, что она стала прообразом хоккея с мячом. У игроков были клюки из гибкого можжевельника. Только мяч надо было забить не в ворота, а в ледяные лунки. Играли в «клюшки» на коньках, которые получили свое название из-за того, что в прежние времена их украшали резные изображения конских голов. Первые коньки были костяными, потом появились деревянные, позднее их стали оббивать железными полозами. Кстати – слово полозья – от полоза, змеи. Как, собственно, и сани, поскольку на древнеславянском «сани» как раз и означает змею. А ведь и сами полозья, и след от саней и вправду напоминают змеиный след.
Почти забыта сегодня игра под названием «Кубарь». Кубарь напоминает юлу или волчок, по сути, это цилиндр, стесанный книзу конусом. До наших дней дошло выражение «скатиться кубарем», то есть, вращаясь. Вот и кубарь вращали при помощи веревки или прутика. Задача игроков была запустить кубарь по льду, чтобы он вращался как можно дольше. Иногда устаивали состязания, когда игроки, управляя кубарем при помощи прута, обходили препятствия, умельцы могли и заставить кубарь перевернуться в воздухе. Иногда кубари сталкивали, побеждал тот, что продолжал вращаться.
Редкий зимний праздник обходился без катания на лыжах. Кстати, слово «лыжи» происходит от славянского «улизнуть», «елозить», этому слову не меньше 800 лет. Лыжные состязания у наших Предков были в чести.
Что не удивительно, ведь лыжи зимой использовали с давних пор и повсеместно. Истории известны даже реальные лыжные сражения, начиная с 15 века, были даже особые лыжные воинские соединения. Кстати, лыжи современных размеров и формы обнаружены в Древнем Новгороде, их датируют 13 веком.
Ну и, какая зима без плясок и хороводов! Некоторые славянские танцы включали в себя настоящие боевые движения, а такие, как старинный танец «Скобарь» по музыкальному сигналу превращался в настоящий поединок.
Зимние забавы наших Предков не только дарили бодрость и здоровье, воспитывали силу, ловкость, смелость, смекалку, умение действовать сообща… Они продолжали древние славянские традиции, да и сами были частью миропонимания наших дедов и прадедов, нашего культурного наследия, которое сегодня, как никогда, необходимо сохранять и беречь.
На чём покататься зимой? История и современность
Что только не изобрело человечество для спуска с заснеженных склонов. Санки-салазки, снегокаты, ледянки, тюбинги. Вам интересно, как эволюционировала «инженерная» мысль? Что общего у ледянки и ящика? Читайте наш увлекательный экскурс в историю зимних ездовых приспособлений.
По материалам журнала «Игры и Игрушки». Автор: Дарья Мороз, активная мама.
Санки
Люди ездили в санях до того, как впервые появилось колесо. Древнеславянское «сань» значило «ползущий», при этом скользящее движение повозок ассоциировали со змеёй, откуда и появилось данное название. Конечно, сани были, прежде всего, транспортом на Руси. Ввиду плохого состояния дорог, езда на них была гораздо удобнее, чем на колёсном транспорте. Удобнее и почётнее. Знатные бояре и сами цари с князьями выезжали на санях, отличавшихся пышным убранством.
Сани имели особое значение во время ритуалов – свадеб и похорон. Именно на санях в праздник Масленицы с гор ради забавы катались и дети, и взрослые, и старики.
Конструкция санок за десятки веков практически не изменилась. Все сани устроены по одному принципу – жёстко скреплённые между собой полозья и сиденье. С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.
Сани использовались не только в северных странах, но и, например, в древнем Египте. Сохранилось немало тому подтверждений.
Самые дорогие сани продаются в Швейцарии. Эти эксклюзивные сани ручного производства стоят больше 7 тыс. у. е.
А санки для лета не хотите?
И такие придумали. Слайсеры – так называют санки, на которых можно кататься на протяжении круглого года. На их днище есть специальные решётки со льдом. Поездка на таких санях с горы в жару выйдет удачнее, чем зимой, потому что при высокой температуре таяние льда происходит быстро, днище покрывается скользкой водяной плёнкой, что позволяет развить хорошую скорость.
Снегокат
Изобретая приспособления для спуска с гор, человечество не могло остановиться на каком-либо одном варианте.
Перед вами снегокат – гибрид лыж и санок. В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Вот так и появились первые снегокаты. Со временем их снабдили тормозом, рулём, подвеской и даже мотором.
В отличие от классических санок, снегокат лучше управляется. Но этот транспорт в силу своего посадочного места плохо подходит детям.
Ледянки
Снегокаты и сани используются для катания по снежным горкам. А для ледяных поверхностей нужны, по логике вещей, ледянки. Какие только предметы-изобретения не использовались в этом качестве. Историки-этнографы могут составить целое исследование!
В одних деревнях старые плетёные корзины выносили на мороз, обливали водой, чтобы они покрылись тонким слоем льда, а затем, сидя в них, скатывались с гор. В других – замораживали плоские лепёшки навоза и сена. Говорят, такие приспособления были очень и очень скоростными.
В-третьих – использовали ящик или деревяшку для катания. А в советское время ребятня каталась с ледяных гор прямо на своих портфелях. Затем промышленность стала выпускать пластмассовые ледянки самых разнообразных форм. В последние годы появились ледянки-коврики из полипропилена. Толстый вспененный материал хорошо проявляет себя и на ледяных, и на снежных склонах. С развитием и распространением технологий продвигалась и человеческая изобретательность.
Ледянка – это упрощённые санки для катания с горки. Именно это занятие издавна являлось любимым развлечением для детворы. Детская ледянка была придумана специально для катания с ледяных горок и имеет неоспоримые преимущества перед санками и другими подручными средствами. Во-первых, ледянки имеют небольшой вес и размер по сравнению с классическими санками или тюбами. Во-вторых, сейчас в магазинах широкий ассортимент ледянок для детей разных возрастов. А значит, можно найти ледянку по вашим индивидуальным предпочтениям: нужной формы, цвета, размера и материала. Ну и, конечно, цена на ледянки в разы ниже стоимости любых санок.
Различают два вида основных вида ледянок: для катания по обледенелым горкам и для катания по снежным склонам. Это самое важное и принципиальное их отличие. К первому типу относятся самые простые овальные «ледянки-подкладки» с одной ручкой диаметром около 35 см. Они считаются наиболее травмоопасными несмотря на то, что развивают не самую большую скорость. А всё потому, что ноги ребёнка не защищены от соприкосновения с ледяным покровом горки, и малыш может получить различные ушибы. Такая модель идеально подходит для катания на небольших ровных ледяных горках.
Ко второму типу относятся «ледянки-тарелки» и «ледянки-корытца». Такие модели могут быть как с одной, так и с двумя ручками. Также они чаще всего имеют специальные углубления для ног, которые помогают детям удобнее и безопаснее расположиться на ледянке. Они наиболее безопасные и, в то же время, самые скоростные. Однако на обледенелых горках становятся крайне непредсказуемыми в движении, поэтому и советуют их использовать именно для спуска по снежным склонам.
В наши дни ассортимент ледянок настолько широк, что каждый может выбрать то, что хочется именно ему. Единственное общее требование при выборе ледянки – это качественный, морозоустойчивый, прочный, экологически чистый материал.
Тюбинги-ватрушки
Когда прочные водонепроницаемые ткани перестали быть диковинкой, из них решили сшить надувной круг. И вот готов новый транспорт – тюбинг или «ватрушка», как ласково называют его в народе. Тюб – надувная круглая камера в чехле с усиленным дном и ручками. Чехол для камеры сделан из прочного материала, а участки, испытывающие максимальные нагрузки, дополнительно усилены капроновой лентой. Специальное покрытие минимизирует трение с поверхностью при скольжении, что позволяет развивать большую скорость даже на склонах с маленьким уклоном. Сама мягкая надувная камера смягчает скольжение по неровностям горки.
Первые такие транспортные средства относят к 1820 году. А на сегодняшний день «ватрушки» признаны самым безопасным и удобным транспортом для катания с гор.
Снегоход
Санки, лыжи, ледянки, тюбинги. и среди них красавец-снегоход. Нажал ручку газа, и уже мчишься сквозь снежные просторы. Да только вот родители справедливо задаются вопросом: детская ли это игрушка?
Снегоход – это достаточно требовательное к водителю средство передвижения.
Во-первых, обязателен утеплённый костюм и закрытый шлем. Поездка в минусовую погоду даже на небольшой скорости оборачивается пронизывающим ветром и снегом в глаза. Поэтому без экипировки подходить к снегоходу не рекомендуется.
Во-вторых, покорять препятствия на этом аппарате не так легко, как кажется на первый взгляд. Пока едешь по прямой накатанной колее, всё чудесно. Но стоит дороге пойти вверх или вниз, резко повернуть, а то и вовсе кончиться, как сразу приходится несладко. Поэтому взрослые, хоть раз ездившие на снегоходе, вряд ли воспримут его как детский вид транспорта. И окажутся неправы!
Снегоходы для детей обладают меньшими размерами и меньшей мощностью, в сравнении со своими «собратьями», в работе очень просты. Главная их особенность – безопасность. На большинстве моделей имеется возможность ограничения скорости и автономного отключения двигателя с помощью дистанционного пульта управления. Также на некоторых моделях имеется «шнур безопасности», который позволяет остановить двигатель, если ребёнок случайно выпадет из снегохода.
Детские снегоходы очень устойчивы благодаря широкому расстоянию между лыжами. Управляются при помощи руля, как правило, подогреваемого и регулируемого под рост ребёнка.
Бывают такие снегоходы бензиновыми и электрическими.
В настоящее время наиболее доступны по цене бензиновые снегоходы (цена моделей сильно варьируется, в пределах 15-150 тысяч рублей), а значит, они и наиболее популярны. Но в будущем, с удешевлением технологий, возможно, они уступят первенство своим экологически чистым электро-«собратьям».
На чем катались в старину зимой
Само слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.
Сани были усовершенствованной версией волокуши — конструкции из двух жердей, соединенных между собой. Задние концы волочились по земле, а к передним привязывали животное: собаку, лошадь, быка, оленя. Такое средство передвижения использовали не только в северных широтах. Еще в Древнем Египте подобная конструкция была обязательной частью похоронного обряда: покойного везли на волокуше, запряженной быками.
В Северной Европе и Скандинавии в XVII веке появились сани с парусом. С их помощью можно было передвигаться по замерзшим озерам и каналам. Например, по Гранд-каналу в Версале, который с наступлением холодов превращался в каток.
На Руси сани считались даже более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Качество дорог в допетровской Руси оставляло желать лучшего, а где-то их не было вовсе. Так что ездить на санях было, во-первых, удобно, во-вторых, дешево. А в болотистых и лесистых областях, например в Вологодской, Архангельской, Костромской губерниях, сани предпочитали другим доступным видам транспорта вплоть до ХХ века.
Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей сани превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего, конечно, украшали царские. В сани, в которых выезжал государь Алексей Михайлович и которые обычно предназначались для одного человека, могли поместиться стоя двое бояр на запятках и два стольника (придворные из дворян) у ног царя, сидевшие на специальных уступах.
На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы.
В каждой деревне строили ледяные горки — катания с них начинались с первого дня Масленичной недели: детвора съезжала на «чунках» — детских санках. В середине недели к ним присоединялись взрослые всех возрастов. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится в этом году лен.
Как минимум один раз должны были скатиться с горы молодожены. А холостые парни во время гуляний присматривали невест: съехал с горы с девушкой на коленях — можешь поцеловать. Катались обычно всей гурьбой: кто на санках, кто на рогоже, кто в плетеной корзине с обледенелым дном — прообраз современной ледянки.
Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.
После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.
Главной зимней забавой катание на санях и санках стало во времена правления Петра I, который предписал праздновать наступление нового года вместе с остальными европейскими государствами — 1 января, а не 1 сентября, как было заведено раньше. С появлением новой даты зимние праздники значительно растянулись — и появился отличный повод развлечься, катаясь с ледяных гор, не дожидаясь Масленицы.
Само слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.
Сани были усовершенствованной версией волокуши — конструкции из двух жердей, соединенных между собой. Задние концы волочились по земле, а к передним привязывали животное: собаку, лошадь, быка, оленя. Такое средство передвижения использовали не только в северных широтах. Еще в Древнем Египте подобная конструкция была обязательной частью похоронного обряда: покойного везли на волокуше, запряженной быками.
В Северной Европе и Скандинавии в XVII веке появились сани с парусом. С их помощью можно было передвигаться по замерзшим озерам и каналам. Например, по Гранд-каналу в Версале, который с наступлением холодов превращался в каток.
На Руси сани считались даже более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Качество дорог в допетровской Руси оставляло желать лучшего, а где-то их не было вовсе. Так что ездить на санях было, во-первых, удобно, во-вторых, дешево. А в болотистых и лесистых областях, например в Вологодской, Архангельской, Костромской губерниях, сани предпочитали другим доступным видам транспорта вплоть до ХХ века.
Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей сани превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего, конечно, украшали царские. В сани, в которых выезжал государь Алексей Михайлович и которые обычно предназначались для одного человека, могли поместиться стоя двое бояр на запятках и два стольника (придворные из дворян) у ног царя, сидевшие на специальных уступах.
На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы.
В каждой деревне строили ледяные горки — катания с них начинались с первого дня Масленичной недели: детвора съезжала на «чунках» — детских санках. В середине недели к ним присоединялись взрослые всех возрастов. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится в этом году лен.
Как минимум один раз должны были скатиться с горы молодожены. А холостые парни во время гуляний присматривали невест: съехал с горы с девушкой на коленях — можешь поцеловать. Катались обычно всей гурьбой: кто на санках, кто на рогоже, кто в плетеной корзине с обледенелым дном — прообраз современной ледянки.
Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.
После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.
Главной зимней забавой катание на санях и санках стало во времена правления Петра I, который предписал праздновать наступление нового года вместе с остальными европейскими государствами — 1 января, а не 1 сентября, как было заведено раньше. С появлением новой даты зимние праздники значительно растянулись — и появился отличный повод развлечься, катаясь с ледяных гор, не дожидаясь Масленицы.