Что такое кап на судне

Что такое кап на судне

Л
Лавировка — ход под парусами против ветра по ломаной линии — со сменой галсов (то правым, то левым галсом).
Лата — тонкая гибкая пластина (рейка, линейка), которую вставляют в нашитые на парус латкарманы для того, чтобы поддерживать выпуклую форму задней шкаторины.
Лавсан — синтетическая ткань, разработанная в СССР (по начальным буквам: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии Наук).
Левентик — нерабочее положение парусов, когда они стоят передней шкаториной прямо против ветра и полощут.
Леер — туго натянутый трос с обоими закрепленными концами; Л. ставятся, например, для ограждения палубы, для установки тента, для постановки дополнительных парусов и т.п.
Лекала — прочные деревянные шаблоны, воспроизводящие очертания теоретических шпангоутов; обычно набор Л. служит для постройки яхт, шлюпок и т.п. с дощатой или реечной обшивкой. Также — любая доска с кромкой, простроганной по обводу корпуса.
Лик — кромка паруса.
Ликтрос — трос пологой свивки, пришитый к шкаторине (лику) паруса для усиления.
Ликпаз — паз, выемка в мачте (гике) для крепления шкаторины паруса.
Линь — тонкий трос, выделанный из высококачественной пеньки.
Лопарь — см. ходовой конец.
Лопасть весла — рабочая часть — уширение весла, напоминающее лопатку.
Люверс — металлическое кольцо; Л. обделываются отверстия в парусе, служащие для его пришнуровки к рангоуту.
Люк — защищенное крышкой отверстие в палубе для входа во внутренние помещения (входной Л.), освещения и вентиляции (светлый Л.), погрузки (грузовой Л.).

М
Малка — заданный теоретическим чертежом корпуса угол между плоскостью обшивки и примыкающей к ней подгоняемой поверхностью детали набора.
Марка — заделка свободного конца троса обматыванием его прочной ниткой.
Мидель (мидель-шпангоут) — середина судна, средний шпангоут.
Мидельвейс — средняя идущая в ДП доска палубного настила.
Миля — единица для измерения расстояния на море, равная одной минуте дуги земного меридиана. В СССР принята стандартная морская миля, равная 1852 м.
Монотип — класс яхт, при постройке которых необходимо делать строго одинаковыми корпуса, парусное вооружение и оборудование. Например, все олимпийские классы яхт («Солинг», «Финн» и др.) являются М.

Источник

Что такое кап на судне

Краткий словарь наиболее употребительных морских и судостроительных терминов.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна.

Ахтерштаг — трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении с кормы.

Баллер руля — вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней — с румпелем.

Банка — сиденье прогулочного судна без спинки, предназначенное для размещения гребцов и пассажиров.

Бакштаг — курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость (ДП) составляет с линией ветра угол более 90 и менее 180°.

Бейдевинд — курс парусного судна, когда угол между ДП и направлением ветра, который дует с носа, менее 90°.

Бушприт — горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения вперед носовых парусов с целью улучшения поворотливости судна.

Багор-весло — отпорный крюк, объединяющий на одном древке наконечник багра и лопасть весла.

Бимс — поперечная подпалубная связь.

Буртик — продольная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного привального бруса.

Ванты — растяжки, прикрепленные к верхнему концу мачты (топу) и поддерживающие ее по сторонам.

Ватерлиния (ВЛ) — теоретическая кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды.

Веретено — стержень весла.

Валёк — утолщение в веретене для уравновешивания весла.

Весло-гребок — однолопастное весло с укороченным веретеном, предназначенное для гребли без применения уключин.

Галфвинд — курс парусного судна, при котором его ДП составляет с направлением ветра прямой угол.

Галс — положение ДП судна относительно направления ветра, применительно к парусному судну.

Гик — горизонтальный реек, прикрепленный шарнирно одним концом к мачте, по которому растягивается нижняя кромка паруса.

Глиссирование — вид движения быстроходных судов при высоких скоростях, напоминающий скольжение по воде, при этом только небольшой участок днища судна соприкасается с водой.

Дека — перекрытие между надувными бортами, закрывающее часть кокпита надувной байдарки.

Дрейф — перемещение судна под влиянием ветра или течения.

Дректов — канат, которым якорь крепится к судну.

Килеватость — форма днища лодки в виде двугранного угла.

Киль — продольный элемент корпуса судна, идущий в ДП и расположенный под днищем.

Кильсон — днищевая продольная внутренняя связь, расположенная над днищем.

Кокпит — внутреннее пространство лодки между бортами для размещения людей.

Карлингс — продольная подпалубная связь.

Комингс — конструкция в виде буртика, окаймляющая кокпит от захлестывания водой.

Кранец — приспособление, служащее для предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и стоянки у причала.

Леер — натянутая веревка, отрезки которой закреплены на бортах и служат для удобства удержания лодки людьми, находящимися в воде.

Левентик — положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не наполняются ветром.

Люверс — круглое отверстие, расположенное вдоль шкаторин парусов, тентов, рантовых швов корпуса лодки, сидений, отделанное металлическими кольцами. Люверсы служат для пришнуровывания парусов к реям, мачтам, тентов и т. п.

Мачта — вертикальная или наклонная часть рангоута судна с приспособлениями для крепления парусов, стоячего такелажа и блоков.

Мидель — слово, обозначающее «средний», например, мидель-шпангоут — средний по длине судна шпангоут. Под словом мидель иногда понимают наибольшую ширину судна.

Мидель-шпангоут (мидель-плоскость) — вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж.

Миля (морская) — длина 1 мин. дуги земного меридиана, является переменной величиной, зависящей от широты места. В СССР морская миля установлена длиной 1852 м.

Метацентрическая высота (МВ) — возвышение метацентра над центром тяжести. МВ рассматривается в судостроении как мера остойчивости судна.

Метацентрический радиус — радиус кривизны траектории, по которой перемещается центр величины (ЦВ) (центр тяжести воды, вытесненной корпусом судна) при крене.

Мореходность — свойства судна, определяющие его поведение на волнении — управляемость, устойчивость на курсе, гидродинамические удары, качка, заливаемость.

Мореходные качества — плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость.

Оверкиль — положение лодки днищем кверху после неудачного поворота или другого маневра.

Остойчивость — способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях и возвращаться в начальное положение после прекращения их действия.

Основная плоскость судна (ОП) — горизонтальная плоскость, проходящая через самую нижнюю точку наружной поверхности судна.

Поел (пайол, елань) — съемный днищевый настил прогулочною судна.

Перо руля — действующая плоская часть руля.

Привальный пояс (брус) — брус, идущий с внутренней стороны обшивки шлюпки на уровне или немного выше ватерлинии.

Плавучесть — способность судна держаться на плаву, имея заданную осадку при определенной нагрузке.

Подуключена — приспособление, представляющее собой гнездо для установки уключины.

Пиллерс — вертикальная подпалубная связь, служит опорой для бимса или другой горизонтальной связи корпуса.

Рангоут — элемент парусного вооружения, включающий в себя мачты, гик, реек с приспособлениями для крепления парусов, стоячего такелажа и блоков.

Редан — продольный, поперечный или стреловидный уступ на днище корпуса судна, способствующий уменьшению сопротивления воды в режиме глиссирования при высоких скоростях.

Рей — брус, прикрепленный к мачте или стеньге и служащий для привязывания к нему прямых парусов.

Румпель — одноплечий или двуплечий рычаг, с помощью которого осуществляется перекладка руля.

Руль — приспособление, служащее для изменения направления движения судна.

Рундук — ящик под сиденьем, используемый для хранения багажа.

Рым — металлическое кольцо (круглое, эллипсовидное и др.), соединенное с корпусом судна.

Слань — съемный днищевый настил прогулочного судна.

Спонсон — бортовая часть корпуса судна в виде уступа, предназначенного для улучшения гидродинамического качества и поперечной остойчивости судна.

Стаксель — первый от мачты передний треугольный парус, а также косой парус между мачтами.

Стаксель-фал — снасть бегущего такелажа, служащая для постановки стакселя.

Стеньга — часть рангоута, служащая продолжением мачты и идущая вверх от нее.

Стрингер — внутренняя бортовая продольная связь для крепления обшивки.

Степс — гнездо, в которое мачта устанавливается своим нижним концом (шпором).

Стропка — тонкая сплетенная снасть.

Страховочный трос — трос, соединяющий подвесной мотор с корпусом судна и предназначенный для удержания подвесного мотора при его падении за борт.

Такелаж — все снасти на шлюпке, служащие для крепления рангоута и для управления парусами, для уборки и постановки парусов, подъема тяжестей, для поддержания и укрепления рангоута.

Такелаж бегущий — подвижные снасти парусного вооружения.

Такелаж стоячий — тросы, которыми раскрепляется рангоут.

Траверса — поперечина, к которой крепятся какие-либо детали сооружения.

Траверз — направление, перпендикулярное к продольной оси судна. По названию борта различают правый и левый траверз.

Транец (транцевая доска) — плоская кормовая оконечность корпуса судна.

Транцевая накладка — пластина, предназначенная для предохранения транца судна от повреждения струбцинами мотора.

Топ — верхушка мачты.

Уишбон — гик в виде двух дуг, охватывающих парус.

Уключина — приспособление, предназначенное для шарнирного соединения весла с бортом судна и воспринятия упора весла при гребле.

Узел — единица скорости, равная одной морской миле в час (1,853 км/ч).

Утка — двурогая планка на палубе для временного крепления различных снастей.

Фал — снасть бегущего такелажа для подъема парусов или реек.

Фалинь — трос, привязанный в носу или на корме лодки, служит для швартовки или буксировки.

Фальшборт — легкая конструкция, расположенная над бортом для увеличения высоты надводного борта и служащая для защиты от бортовой волны.

Фальшкиль — продольный брус, крепящийся снаружи корпуса к килю судна для предохранения киля от повреждений о грунт.

Фордевинд — курс яхты относительно ветра, когда он дует в корму; попутный ветер.

Форштевень — наклонный или криволинейный брус, образующий носовую оконечность судна.

Шверт — устройство в виде плавника, убирающееся в корпус судна на мелкой воде и служащее в опущенном положении средством против дрейфа судна.

Швертовый колодец — устройство, в котором размещается шверт.

Шверцы — шверты, навешиваемые с бортов для противодействия дрейфу.

Шкот — часть бегущего такелажа, служащая для растягивания парусов и управления ими; принимает название того паруса, к которому она прикрепляется: гика-шкот, грота-шкот, стаксель-шкот.

Шкотовый угол — нижний задний угол паруса.

Шпангоут — поперечные бортовые связи корпуса.

Шпация — расстояние между двумя шпангоутами.

Шпринтов (шпринт) — реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.

Шпигат — отверстие, расположенное в нижней точке днища или транца для удаления воды за борт. Отверстие закрывается пробкой или снабжается невозвратным или возвратным клапаном.

Штаг — трос, идущий от верхней части мачты или стеньги к носу судна.

Штуртрос — гибкий трос, передающий усилия от органа управления на румпель.

Источник

Что такое кап на судне

Шахта машинного отделения (МО)

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Шахта машинного отделения (МО) (рис. 58) служит для изоляции судовых помещений от шума и атмосферы МО. Через шахту производится вентиляция и освещение МО. В определенных ситуациях шахта может защищать МО от попадания в него воды. Размеры шахты в плане позволяют погружать и выгружать самый большой механизм или агрегат, находящийся в МО. Через шахту выводят дымовые трубы от двигателей и котлов в кожух дымовых труб.

На стенках шахты монтируют мостовой кран небольшой грузоподъемности, позволяющий вести силами команды монтажные и демонтажные работы в МО. Стенки шахты — стальные листы толщиной 5—9 мм — подкрепляют стойками, которые ставят в плоскости основных шпангоутов.

Валопровод (рис. 59) служит для передачи вращения от главного двигателя движителю (гребному винту). Конструкция валопровода и его компоновка зависят от расположения МО по длине и размеров судна. Обычно длинный валопровод состоит из следующих элементов: гребного вала, на кормовой конец которого крепят гребной винт; одного или нескольких промежуточных валов, из которых набирается необходимая длина валопровода; вала-проставки, соединяющего промежуточный вал с двигателем.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Гребной вал почти полностью находится в дейдвудном устройстве, промежуточные валы и вал-проставка лежат в подшипниках скольжения. Различают опорные подшипники, которые воспринимают радиальную нагрузку от валопровода и его элементов, и упорные подшипники, которые воспринимают осевое усилие валопровода, создаваемое гребным винтом и толкающее судно вперед или назад в зависимости от режима работы двигателя. Упорный подшипник может входить пепосредственно в конструкцию двигателя. Для уменьшения трения при вращении на шейки валов надевают бронзовые облицовки, а вкладыши подшипников заливают баббитом. Подшипники валопровода устанавливают на фундаменты, связанные с набором корпуса. Трудоемкой операцией при укладке валопровода является центровка, которую осуществляют «по световому лучу» с помощью специальных мишеней или «по нагрузкам», добиваясь одинаковой или заданной нагрузки на подшипники.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Основные элементы одного из вариантов дейдвудного устройства представлены на рис. 1.25,а. Кормовой конец дейдвудной трубы крепят к ахтерпиковой переборке с помощью фланца или электросварки. Установленный на носовом конце устройства сальник предотвращает поступление забортной воды в корпус судна. В случае применения дейдвудных подшипников, залитых баббитом, сальник устанавливают и на кормовом конце устройства.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Туннель валопровода (рис. 61) служит для защиты валопровода от механических повреждений и его технического обслуживания, а также для обеспечения непотопляемости судна в случае неисправности сальника в дейдвудной устройстве. У грузовых судов с МО в корме туннель отсутствует. В носовом и кормовом концах туннеля делают уширения — рецессы. В носовой рецесс из МО ведет водонепроницаемая, клинкетная (скользящая) дверь. Из кормового рецесса часто устраивают запасный выход из МО через водонепроницаемую шахту на верхнюю палубу.

Как правило, туннель выполняют сводчатым. Листы обшивки подкрепляют ребрами жесткости, поставленными на каждом шпангоуте. Иногда туннель выполняют в виде двух продольных переборок, доходящих по высоте до платформы в трюме. Отсутствие выступа туннеля над вторым дном создает лучшие условия укладки грузов, а образовавшиеся по бортам диптанки служат для хранения жидких судовых запасов или приема балласта.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Фундаменты — это прочные жесткие опорные конструкции, служащие для установки и крепления на них различных судовых механизмов и агрегатов. Фундаменты воспринимают статические нагрузки от силы тяжести механизмов; знакопеременные нагрузки при работе неуравновешенных механизмов; инерционные силы, возникающие при качке; тепловое расширение; усилия, возникающие при изгибе перекрытия, на котором установлен фундамент.

Для создания лучшей опоры крупным механизмам и агрегатам, при работе которых возникает вибрация, продольные балки их фундаментов доводят до поперечных переборок. Фундаменты под небольшие механизмы и элементы судовых устройств (брашпили, насосы, кнехты и т. п.) устанавливают так, чтобы усилия передавались на набор, а не на обшивку.

Для плотного прилегания лап механизмов к опорной поверхности фундаментов применяют различные прокладки. Главные двигатели устанавливают на фундаменты, используя специально изготовленные по замерам с места металлические клинья или сферические прокладки (рис. 63). В последнее время с целью удешевления операции центровки и установки двигателя на фундамент применяют пластмассовые прокладки. Указанные прокладки формуют специальным приспособлением из тестообразной пластмассы марки ФМВ (формуемая, малоусадочная, волокнистая).

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Двигатель устанавливают на фундамент с зазором 20— 40 мм, ось его коленчатого вала центруется с осью валопровода, а затем в пространстве между лапами двигателя и лафетной полосой фундамента формуют пластмассовые шашки. Срок затвердевания (полимеризации) пластмассовых шашек 2—20 ч. Никаких предварительных замеров и никакой пригонки такая операция не требует. Срок установки двигателя сокращается в несколько раз. Для обеспечения демонтажа двигателя опорные поверхности лап смазывают техническим вазелином.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Под брашпиль, кнехты и другие палубные механизмы и элементы судовых устройств подкладывают дерево твердых пород (рис. 64, а) или несколько слоев парусины, между которыми накладывают тестообразную шпаклевку, которая через некоторое время затвердевает. Вспомогательные механизмы часто устанавливают на амортизаторы, рис. 64, б. Это снижает вибрацию и предотвращает появление трещин в сварных швах и металле корпуса.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

На рыболовных судах стойки фальшборта устанавливают через две шпации, а в районе размещения бортовых траловых дуг—на каждом шпангоуте. По верхней кромке фальшборта крепится планширь, чаще из полособульбового профиля. На некоторых крупных обрабатывающих и приемно-транспортных судах фальшборт приваривают к ширстреку. Стойки фальшборта устанавливают с большим интервалом, а для удаления больших масс воды с верхней палубы предусматривают штормовые портики — продолговатые вырезы в фальшборте, ограждаемые металлической решеткой (стальными прутками).

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Привальный брус (рис. 66) служит для предохранения борта судна от повреждений во время швартовных операций. Как правило, на морских транспортных судах привальный брус не устанавливают, так как причалы имеют амортизационные устройства. На буксировщиках привальный брус необходим. Он может устанавливаться в один или два ряда по высоте борта. Привальные брусья бывают стальными, деревянными со стальной защитной полосой или без защитной полосы (из дерева твердых пород) и резиновыми. В носовой части палубы буксиров-кантовщиков в последнее время стали устанавливать вращающийся на вертикальной оси кранец в виде резинового колеса большого диаметра. Это облегчает перемещение толкающего буксировщика вдоль борта судна. Упомянутый кранец снабжен тормозом.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Скуловые кили (рис. 67) служат для уменьшения размахов бортовой и частично килевой качки. Они выполняются однослойными или двуслойными. Кили устанавливают на скуле судна по обоим бортам перпендикулярно к обводам скулы так, чтобы они не выступали за габариты корпуса. Протяженность скуловых килей до 0,5 L, высота 150—800 мм.

Волноотвод (рис. 65) устанавливают на палубе бака. Конструкция его аналогична конструкции фальшборта. Попавшая на палубу вода благодаря волноотводу сливается за борт. Уменьшается заливаемость главной палубы. Высота волноотвода до 1,5 м.

Ветроотражатель устанавливают на носовой части фальшборта ходового мостика. Благодаря особой конструкции ветроотражателя поток встречного воздуха с большой скоростью отводится вверх. Таким образом, даже при сильном встречном ветре на мостике, у фальшборта, обеспечиваются нормальные условия работы.

Дымовая труба состоит из стального кожуха, подкрепленного ребрами жесткости, в котором размещаются газоотводные трубы от главных и вспомогательных двигателей, котлов и т. д. Форма дымовой трубы существенно влияет на внешний вид судна (его боковой силуэт). Ее аэродинамические качества должны обеспечивать полный отвод продуктов сгорания в атмосферу, без захвата каких-либо районов судна. Внутри дымовой трубы могут устанавливаться утилизационные котлы, устраиваться сушилки или при соответствующей изоляции оборудоваться служебные помещения.

Что такое кап на судне. Смотреть фото Что такое кап на судне. Смотреть картинку Что такое кап на судне. Картинка про Что такое кап на судне. Фото Что такое кап на судне

Литература

Источник

Морской словарь для сухопутных читательниц

И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.

Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.

Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.

Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?

Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.

Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.

АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.

АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.

БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.

БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.

БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.

БУКВАРЬ – книга, инструкция.

ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.

ВАХТИТЬ – нести вахту.

ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.

ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия

ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.

ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.

ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.

ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.

ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.

ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.

ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.

ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.

КАМБУЗ- кухня на судне.

КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.

КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.

КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.

КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.

КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.

КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.

ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.

ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.

ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.

МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.

МАШКА – судовая швабра.

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.

НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.

НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.

НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.

НОС- передняя оконечность судна.

ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.

ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.

О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)

ПОДВАЛ – машинное отделение.

ПОСУДИНА – лодка, судно.

ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.

ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.

РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.

СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.

СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.

СТЕНКА – причал, пирс.

СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.

ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.

ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.

ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.

ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.

ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.

ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.

ПОДЗОР- свес кормы судна.

ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.

РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.

РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.

РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.

РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.

СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.

СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.

СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.

СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.

СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.

СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.

СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.

ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.

ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.

ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.

ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).

ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.

УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.

ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.

ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.

ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.

ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.

ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.

ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.

ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.

ЧЕРДАК – навигационный мостик.

ЧИРИК – четвертый механик.

ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.

ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.

ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.

ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.

ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.

ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.

ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.

ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.

ЯМА – машинное отделение.

ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.

ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *