на чем играл гленн миллер
Прерванная серенада над Ла-Маншем
В марте 2014 года все истинные знатоки джаза отмечали 110 лет со дня рождения одного из величайших джазменов всех времен – Гленна Миллера. Из всей когорты великих музыкантов этого жанра его выделяют не только за талант, но и за его уход из жизни, который до сегодняшнего дня скрыт завесой тайны.
Олтон Глен Миллер родился 29 февраля 1904 года в небольшом городке Клоринда, что на юго-западе Айовы, штата, получившего прозвище кукурузной столицы США. Его семья (отец Элмер Миллер и мать Мэтти Лу) была небогатой, поэтому, так же, как и их предки – пионеры XIX века, они кочевали по стране в поисках лучшей жизни. До 1915 года Миллеры жили в Норт-Платте, штат Небраска, а затем перебрались в Грант-Сити, что в штате Миссури. В свободное время Гленн подрабатывал дойкой коров на соседних фермах. Благодаря этому в 1916 году он накопил достаточно денег, чтобы купить тромбон и записаться в городской оркестр. Спустя два года Гленну Миллеру опять пришлось все бросить и уехать вместе с семьей. На этот раз новым домом стал город Форт-Морган, штат Колорадо, где Миллер пошел в старшие классы. Осенью 1919 года он стал игроком школьной футбольной команды «Марунс», которая выиграла кубок Футбольной ассоциации Северного Колорадо в 1920 году. Гленн был признан лучшим левым нападающим штата Колорадо. Помимо своего нового увлечения футболом, юный Миллер не забывал и про музыку. В выпускном классе он увлекся новым направлением – эстрадным (танцевальным) оркестром. Он настолько заинтересовался этим стилем, что вместе с одноклассниками даже создал собственный оркестр. К моменту своего выпуска из школы в 1921 году Миллер окончательно решил, что хочет стать профессиональным музыкантом.
Интересный факт: В день вручения выпускных аттестатов Гленн Миллер сбежал из дома в соседний штат ради того, чтобы со своим оркестром сыграть на танцах в городке Лэрами.
В 1923 году Миллер поступил в Университет Колорадо, где почти сразу же попал в состав студенческого танцевального оркестра и стал членом университетского братства Сигма-Ню. Однако большую часть времени он проводил вдалеке от учебы. Его больше увлекали прослушивания и выступления на телевидении, например, в оркестре Boyd Senter’s в Денвере. Конечно, так не могло продолжаться долго, и, в конце концов, после того как он провалил 3 из 5 экзаменов в одном семестре, ему пришлось оставить университет. Зато теперь было больше времени для того, чтобы сконцентрироваться на карьере профессионального музыканта. Гленну даже удалось стать учеником одного из величайших музыкальных педагогов – Джозефа Шиллингера (Иосифа Моисеевича Шиллингера). Именно под его руководством молодой джазмен создает самое известное свое произведение «Moonlight Serenade».
В 1926 Миллер ездил в туры с несколькими группами, обосновавшись, в конечном счете, в бэнде Бена Поллака в Лос-Анджелесе. Он также играл для Виктора Янга, чей оркестр аккомпанировал Джуди Гарланд и Бингу Кросби, что дало ему возможность поработать под наставничеством профессиональных музыкантов. Вначале он был ведущим тромбоном оркестра, но когда в 1928 году к ним присоединился Джек Тигарден, соло Миллера были основательно урезаны. Он осознал, что его будущее не в том, чтобы играть на тромбоне, а в том, чтобы сочинять музыку. В 1928 году в Чикаго был опубликован его сборник под названием «125 джазовых композиций для тромбона Гленна Миллера». Во время работы с Поллаком Миллер самостоятельно сочинил несколько музыкальных аранжировок. Он также в соавторстве с Бенни Гудманом написал еще одну свою нетленную композицию «Room 1411». В 1928 году, когда оркестр приехал в Нью-Йорк, Миллер женился на девушке, с которой познакомился в колледже – Хелен Бюргер.
Миллер научился зарабатывать на жизнь, работая свободным тромбонистом в нескольких оркестрах. 14 ноября 1929 года вокалист Рэд МакКензи нанял Миллера, чтобы тот сыграл на двух записях, которые сегодня считаются классикой джаза – «Hello, Lola» и «If I Could Be With You One Hour Tonight». В 1930 году он стал членом оркестра Рэда Николса и играл в бэндах Strike Up the Band и Girl Crazy, которые были известны на Бродвее. В 1936 году Миллер впервые появился в фильме компании «Парамаунт пикчерс» в качестве члена оркестра Рэя Ноубела. В 1937 году Миллер собрал свою первую команду. Однако оркестр так и не смог создать себе узнаваемый имидж, поэтому распался, отыграв последний концерт в отеле Ритц 2 января 1938 года. Однако сразу после этого он собирает новый состав. Вторая попытка оказалась удачной. Оркестр Гленна Миллера обретает популярность, которая до этого не снилась ни одному джаз-бэнду США.
Интересный факт: У джазменов есть своеобразное поверие, что самые лучшие исполнители этого направления не живут больше сорока лет. Подтверждением служит тот факт, что всего две легенды джаза дожили до старости и умерли своей смертью – Луис Армстронг и Эдвард Эллингтон.
В 1942 году, на пике своей гражданской карьеры, Миллер решает сделать что-то полезное для обороны страны. В свои 38 лет Миллер был слишком стар для армии, поэтому в ВМС сказали, что не нуждаются в его услугах. Миллер написал письмо генерал-майору Чарльзу Янгу, и тот убедил армию США принять Миллера и назначить его ответственным за реорганизацию армейского оркестра. Миллер со своим гражданским оркестром отыграл последний концерт в Нью-Джерси 27 сентября.
Интересный факт: Чтобы понять, какой известности достиг Гленн Миллер со своим оркестром, перед тем как все бросить, достаточно посмотреть на его типичный распорядок рабочего дня. С самого раннего утра оркестр репетировал. Затем шла запись нескольких новых композиций для пластинок. Затем, начиная с обеда, шло живое выступление по радио, занимавшее несколько часов, а вечером оркестр давал концерт в одном их престижных танцевальных залов Нью-Йорка. За примерно пять лет своего существования оркестр Гленна Миллера записал столько музыкальных композиций, что их хватило на 50 компакт дисков (общая продолжительность одного диска примерно час).
Изначально Гленн служил в тренировочном центре ВВС в Монтгомери и руководил оркестром из 15 человек, а также вел еженедельную военно-агитационную радиопередачу. Так, в одном из выступлений, он прославлял женщин-авиамехаников, работающих с ним в тренировочном центре.
Вскоре еженедельная радиопередача Миллера переехала из Алабамы в Нью-Йорк, где пользовалась невероятным успехом. Этот фактор позволил расширить оркестр до 50 человек и отвезти их в тур в Англию. Там они дали примерно 800 выступлений перед солдатами и гражданскими. Благодаря этому громкому успеху американское командование решило устроить большой концерт для европейского радио-эфира с вещанием из недавно освобожденного Парижа, и, конечно же, такое событие не могло обойтись без Гленна Миллера.
15 декабря 1944 года легкий пассажирский самолет UC-64 Norseman с джазменом на борту взлетел с аэропорта в Клэпхэме в Великобритании, но в Париже он так и не приземлился. Его признали пропавшим без вести во время перелета через Ла-Манш. По сей день не установлено точно, что произошло с самолетом, и какая участь постигла музыканта.
Интересный факт: Миллер всегда боялся летать. Поэтому когда ему сказали, что он должен будет перелететь через Ла-Манш на маленьком самолете, тот не очень этому обрадовался. Существует даже легенда, что когда Миллер зашел в самолет, то увидел, что там нет парашютов. Это его сильно возмутило. На это второй пассажир, полковник Норман Бейселл, ему ответил: «В чем дело майор Миллер? Вы что, планируете жить вечно?»
Вокруг исчезновения Гленна Миллера до сих пор ходит множество слухов и домыслов. Так, согласно первоначальной версии, самолет с джазменом был сбит истребителями Люфтваффе. Затем в одной из газет появилась история о том, что Глен Миллер был похищен немецкими диверсантами во главе с Отто Скорцени. Немцы подвергли его жесточайшим пыткам, а затем забили до смерти. Однако после того как поступило официальное заявление, что в день перелета в этой области не было зафиксировано действий авиации противника, немецкая версия произошедшего сразу же отпала сама собой.
В подтверждение этой теории выступает и большая часть историков авиации Второй мировой. Так, согласно их мнению, коридор, по которому должен был двигаться Миллер, располагался в двух милях от той зоны Ла-Манша, куда сбрасывают бомбы. Однако в тот день был сильный туман, кроме того, пилот, переправлявший Гленна, не имел опыта полета в таких погодных условиях – ему нужно было либо подняться выше тумана, либо опуститься ниже. Так как самолеты Norseman не обладали системами борьбы с обледенением, пришлось прижиматься к воде. Все это вполне могло заставить пилота немного сбиться с курса и выйти в зону бомбометания. Так как самолет летел близко к воде, у него просто не было шансов.
Интересный факт: несмотря на то, что эта теория возникла в 1956 году, право на существование она получила лишь в начале 2000-х, так как только тогда удалось разобраться с деталью, которая окончательно связала все воедино. Дело в том, что согласно бортовому журналу, время выхода эскадрильи в зону бомбометания и время, когда там же должен был появиться «воздушный змей» Миллера, разнятся в час. Решение этой проблемы оказалось на поверхности. Дело в том, что британские летчики отмечали время по Гринвичу, а американские пилоты, проводившие расчеты, использовали местное время. Между ними разница как раз в час.
Однако, несмотря на существование достоверной версии случившегося, доказать или опровергнуть ее невозможно, так как самое главное доказательство покоится в водах Ла-Манша. Поэтому фанаты творчества Гленна Миллера, которые не могут примириться с его кончиной, и те, кто просто хочет дешевой славы, будут выдвигать различные теории о дальнейшей судьбе джазмена. Как бы то ни было, Гленн Миллер всегда останется жив, пока жива его музыка. Оркестр, собранный им перед войной, до сих пор гастролирует, и является национальным достоянием Соединенных Штатов Америки.
Интересный факт: Помимо основного оркестра имени Гленна Миллера, существуют также три лицензионных, которые обладают правами на выступления в старом свете: Glenn Miller Orchestra UK созданный в 1985 году, Glenn Miller Orchestra Scandinavia, получивший лицензию в 2010 году, и Glenn Miller Orchestra Europe, который был организован в 1990 году. Именно европейский состав получил в 2007 году право выступать на территории Российской Федерации, и за это время дал уже больше сотни концертов на нашей родине.
Гленн Миллер
Биография
Расцвет творческой биографии тромбониста, композитора и аранжировщика Гленна Миллера совпал с эпохой становления американского свинга, джаза и рок-н-ролла. В это время музыкант достиг вершины популярности, с 1939 по 1943 годы его записи продавались огромными тиражами и звучали в каждом развлекательном заведении США и многих стран Европы.
Возглавляя один из самых знаменитых оркестров Лос-Анджелеса, виртуоз подарил слушателям такие композиции, как «In the Mood», «Moonlight Serenade» и «Chattanooga Choo-Choo», до сих пор остающиеся лучшими образцами мировой музыки.
Детство и юность
Олтон Гленн Миллер родился в американской семье, проживавшей в городе Кларинде штата Айова, 1 марта 1904 года. Его родители Мэтти Лу Кавендер и Льюис Элмер Миллер были потомками людей, отправившихся осваивать западные земли в середине XIX века. Несколько поколений пытались заработать на сельском хозяйстве и занимались выращиванием и заготовкой кукурузных початков.
Так продолжалось до 1915 года, когда отец и мать будущего музыканта сорвались с насиженного места и переехали сначала в Миссури, а затем в штат Колорадо и в итоге обосновались в густонаселенном муниципалитете под названием Форт Морган. Там мальчик поступил в среднюю общеобразовательную школу и поначалу увлекся спортом, став членом юношеской команды, победившей на региональных соревнованиях по американскому футболу.
В старших классах Гленн заинтересовался танцевальной музыкой и приобрел навыки игры на мандолине, корнете и старом тромбоне, подаренном местным мясником. Кроме того, он с удовольствием участвовал в импровизированных домашних представлениях и слушал пение матери, сопровождавшееся игрой на небольшом органе. Вскоре юноша начал выступать в школьном оркестре и к 1921 году утвердился в желании сделать карьеру профессионального исполнителя.
Поступив в Государственный университет штата Колорадо, Миллер не ходил на занятия, вместо этого посещая прослушивания и концерты, проходившие в клубах центрального города округа Боулдер. Однажды ему посчастливилось участвовать в выступлении группы популярного инструменталиста Бойда Сентера в Денвере, и это окончательно отбило интерес студента к учебе.
В 1926 году Гленн покинул университет и занялся освоением системы музыкальной композиции под руководством профессора нью-йоркской школы искусств Джозефа Шиллингера, воспитавшего знаменитого кларнетиста Бенни Гудмена и пианиста и сочинителя Джорджа Гершвина. В результате юноша создал ряд самостоятельных произведений, включая фирменную мелодию «Серенады лунного света».
Тогда же Миллер гастролировал с несколькими группами и вскоре получил место солиста в лос-анджелесском ансамбле барабанщика и дирижера Бена Поллака. За 2 года выступлений молодой человек достиг вершины исполнительского мастерства и начал совершенствовать собственные навыки в сочинительстве и аранжировке.
Музыка
В конце 1920-х годов Миллер опубликовал первый сборник композиций под названием «Glenn Miller’s 125 Jazz Breaks for Trombone by the Melrose Brothers» и в соавторстве с Бенни Гудменом сочинил тему, известную как «Room 1411». Кроме того, музыкант играл в оркестре Реда Николса и участвовал в бродвейских шоу «Strike Up The Band» и «Girl Crazy».
В начале 1930-х годов появились первые студийные записи Гленна, сделанные для пластинок американского вокалиста Реда Маккензи, — «Hello, Lola» и «If I Could Be With You One Hour Tonight».
Чуть позже состоялись знакомство с Томми и Джимми Дорси и их совместные выступления в Брунсвике. В этот период Гленн сочинил песни «Annie’s Cousin Fanny», «Dese Dem Dose» и «Harlem Chapel Chimes», впоследствии вошедшие в репертуар оркестра прославленных братьев. Другим музыкантом, которому Миллер помог в организации бенда, стал британец Рэй Ноубл. Следствием этого сотрудничества был дебют на большом экране с композицией «Why Stars Come Out at Night».
Впрочем, успех совместных выступлений не был приделом желаний тромбониста и аранжировщика, и в 1937 году он собрал собственный коллектив исполнителей и отправился на гастроли по городам США. Вопреки ожиданиям, этот состав не приобрел популярности, но благодаря поддержке Бенни Гудмена Гленн не опустил руки и продолжил заниматься любимым делом.
На первом этапе музыкант понял, что нужно разработать уникальный звук, и решил свести к унисону партии кларнета и саксофона. В реализации этой мысли ему помог американец Уилбур Шварц, который играл настолько убедительно и полно, что последующие подражатели так и не смогли перенять это мастерство и манеру исполнения.
Другими участниками нового оркестра стали старые знакомые Миллера по инструментальному творчеству, а вокальные партии были поручены актрисе и певице Мэрион Хаттон и бывшему участнику группы братьев Дорси Рэймонду Эберли.
В таком составе обновленный коллектив получил финансовую поддержку видного бизнесмена с Восточного побережья и сделал ряд записей для одного из филиалов компании RCA Victor. После этого музыкантов начали приглашать в клубы и танцевальные залы, и вскоре они получили ангажемент в знаменитом казино «Glen Island», расположенном на территории тематического парка в округе Вестчестер штата Нью-Йорк.
Дебютное выступление оркестра Миллера привлекло рекордное число посетителей, и вскоре композиции Гленна зазвучали из каждого музыкального автомата страны. Кульминацией успеха стало появление коллектива в знаменитом «Карнеги-Холле», где к постоянным участникам присоединились джазовый скрипач Пол Уайтмен, кларнетист Бенни Гудмен и вокалист Фред Уоринг.
С 1939 по 1942 годы коллектив Миллера принимал участие в радиорекламе табачной продукции марки «Chesterfield» и записал более 200 композиций на студии RCA Victor. Пластинка, включавшая композиции «Поезд на Чаттанугу» и «Американский патруль», удостоилась золотого сертификата, а позже эти и другие песни прозвучали в фильмах «Жены оркестрантов» и «Серенада солнечной долины».
В это время оркестр Гленна был на пике популярности и всецело владел сердцами публики и музыкальных критиков. Правда, спустя десятилетия тромбониста и дирижера попытались обвинить в бездушности и погоне за наживой, но эти высказывания не имели под собой почву и были опровергнуты тем, что в годы Второй мировой войны Миллер отказался от материальных благ и возглавил модернизированный оркестр американской армии.
В 1942 году музыкант гастролировал по солдатским клубам с ансамблем из 15 человек, а затем при поддержке высшего офицерского состава собрал внушительный коллектив и внес изменения в жанр боевого марша. Усилиями Миллера ритмичная и энергичная музыка дополнилась танцевальной легкостью и джазовой витиеватостью и служила хорошим средством для поднятия боевого духа солдат, широко применявшимся американскими и британскими радиостанциями.
В итоге многочисленный оркестр вместе с руководителем перебрался в Англию и дал более 800 концертов, пропагандировавших свободу и веру в благополучный исход войны. Дослужившись до звания майора, Гленн записал серию пластинок на студии Abbey Road с использованием вокала Джонни Десмонда и Дайны Шор.
Личная жизнь
В отличие от многих музыкантов того времени Миллер был однолюбом, с юных лет ухаживавшим за дочерью окружного секретаря Хелен Дороти Бергер. Молодые люди познакомились в университете штата Колорадо и сразу нашли общий язык на почве увлечения музыкой и танцами. Ходили слухи, что в годы учебы избранница Гленна была помолвлена, но это не помешало началу романтических отношений и ее переезду в Нью-Йорк.
Embed from Getty Images Гленн Миллер и его жена Хелен
Финансовые трудности оттянули момент бракосочетания, но с помощью Бенни Гудмена оно все-таки состоялось, и 6 октября 1928 года Бергер стала законной женой Миллера.
Личная жизнь пары была безоблачной и счастливой, и вскоре музыкант с супругой стали родителями двоих приемных детей. Позже один из сыновей Гленна и Хеллен продолжил дело отца и создал блюзовую группу, в истории которой был эпизод совместного творчества с участником ливерпульской четверки Полом Маккартни.
Смерть
Смерть Гленна Миллера до сих пор остается одним из необъяснимых и загадочных происшествий в истории Второй мировой войны. 15 декабря 1944 года музыкант вылетел для подготовки выступления в освобожденный Париж на одномоторном самолете UC-64 Norseman и через несколько часов бесследно исчез в районе Ла-Манша. В течение 9 дней пресса не сообщала о случившемся, а когда новости о трагедии все-таки появились, в обществе одна за другой начали возникать версии о гибели великого музыканта.
Могила Гленна Миллера / Википедия
Самые интересные и фантастические факты появились в 1980-х и 1990-х годах и были основаны на заявлениях родственников погибшего и публикациях, взятых из европейских журналов. Общественность пребывала в шоке от сообщения о том, что музыкант благополучно приземлился в Париже и скончался в госпитале от рака легких, а правда не всплыла сразу из-за того, что Миллер всегда мечтал завершить жизненный путь как герой.
Документальный фильм «Тайна Глена Миллера»Таким же невероятным было предположение о том, что Гленн взял имя гражданина Советского Союза Юрия Владимировича Андропова и до 1984 года занимал должность генерального секретаря ЦК КПСС.
В итоге наиболее правдивая версия событий зимы 1944 года была озвучена в 1999-м, и причиной смерти знаменитого музыканта назвали ошибку пилотов британских бомбардировщиков. Документальным подтверждением этому стал бортовой журнал и показания пилота Фреда Шоу, появившиеся в документальном фильме «Последний полет Гленна Миллера».
Миллер Гленн
Миллер Гленн
Гленн Миллер Glenn Miller | |
Гленн Миллер во время службы в ВВС США | |
Дата рождения |
---|