на чем держится власть дикого и кабанихи
Что я думаю о темном царстве Дикого и Кабанихи
(Что бы я добавила к взглядам Кулигина как выразителя общественного мнения калиновцев)
А.Н. Островский родился и жил в Москве, на Малой Ордынке. В этом районе издавна обосновалось купечество. Он с детства примечал картины быта и своеобразные нравы этого купеческого мирка. И понятно, почему писатель в своих произведениях использовал прежде всего свой богатый запас наблюдений над бытом купцов, приказчиков и мещан. Ему был чужд и противен весь склад этой пустой, темной жизни. Островский написал 48 пьес, и все они имели большой успех, что говорит о небывалом таланте автора.
Одно из наилучших произведений А.Н. Островского – это драма «Гроза», написанная им в 1859 г. Она была написана в то время, когда на смену домостроевских порядков, на смену прогнившей, никому не нужной старины приходит стремление к учебе, к знаниям, стремление по-настоящему жить и свободно любить. В «Грозе» Островский показал типичных представителей «темного царства», «отцов» города Калинова, которые, опираясь на свое богатство, унижают и обкрадывают бедных людей, творят любые бесчинства как у себя дома, так и на улицах города.
Самый богатый калиновский купец – Савёл Прокофьевич Дикой. Это властный и суровый человек, привыкший, чтобы все окружающие подчинялись ему, а те идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневать его. Дикой чувствует свою власть над остальными жителями Калинова, и потому ему ничто не стоит обругать, обокрасть бедного человека и вытолкать его ногой за дверь. Ради денег он готов пойти на любое мошенничество и обман. И он прямо заявляет городничему: «Много у меня в год-то народа перебывает… не доплачу им по копеечке, у меня из этого тысячи составляются, так что оно мне и хорошо». Все члены семьи Дикого находятся в постоянном страхе, боясь хоть чем-нибудь прогневить своего хозяина самодура. Вот что говорит Кулигин: «Уж такого-то ругателя как Савёл Прокофьевич, поискать еще!»
Дикой очень темный и малограмотный человек. Когда механик-самоучка Кулигин объяснил ему, что такое гроза, он с возмущением воскликнул: «Какое еще там елестричество!? Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»
Кулигин советуется с Диким о постройке солнечных часов, громоотвода – всех тех вещей, которые необходимы в городе. Но этот богач настолько невежественный и темный, что не только не дает денег Кулигину, а угрожает ему тюрьмой за вольнодумие: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!»
Дикой – представитель старых порядков, он очень религиозен. Боясь прогневать господа бога, он в то же время бесчинствует над бедняками. У меня к Дикому имеется единственное чувство – это неприязнь, презрение. Как он подло поступил со своим племянником Борисом? Блеск золота довел этого купца до того, что он нарушил завещание своей матери и не отдал ту часть наследства, которая предназначалась его племяннику. Во всем своем облике этот человек ужасно противен. Страшный эгоист.
Вторым представителем калиновского купечества является Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Это лицо так же типично для представителей «темного царства», но еще более зловещее и мрачное. Кабаниха сурова и властна. Она ни с кем не считается и заставляет всю семью ползать на коленях перед ней.
Она строго соблюдает порядки домостроевской старины и пытается подчинить этим порядкам своих детей, которые, как она видит, живут уже по другим, совсем ей непонятным правилам. Она не представляет, как будут жить молодые люди после смерти их «премудрых» отцов и матерей: «… Что будет, как старшие перемрут, как свет будет стоять, уж и не знаю!»
Кабаниха, также как и Дикой, темна, невежественна. Страннице Феклуше она так отвечает, когда та рассказывает ей о новых удивительных машинах: «Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду».
Она зла и деспотична. Требуя повиновения, она не дает жить Тихону и Катерине, не дает им самостоятельно действовать. Невзлюбив Катерину за ее свободолюбие, гордость, за непослушание, она даже рада смерти этой прекрасной девушки, которая хотела жить и любить свободно, чтобы ее не связывали рамки домостроевщины. Властность Кабанихи сказывается и тогда, когда она заставляет Катерину вставать на колени перед Тихоном: «В ноги, в ноги!»
Дикой и Кабаниха сходны между собой, но в то же время у них есть резкие отличия: Кабаниха прежде всего умнее Дикого, она более сдержана, внешне бесстрастна и сурова. Она единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.
Кабаниха и Дикой типичные представители «темного царства», которые препятствуют развитию всего нового, передового.
По всему ходу драмы мы видим неизбежную обреченность «темного царства», всех Кабановых и Диких, которые мешают правильной свободной жизни.
«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»
«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».
Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями? В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.
В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!
Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.
Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.
Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.
Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского Гроза
Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.
Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды. Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим. Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.
Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.
Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.
Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций. Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.
Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.
Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов. Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы. Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.
Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых. Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи
В драме А.Н. Островского «Гроза» есть два отрицательных персонажа – Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой, живущие по старому укладу жизни.
Их отношение к окружающим можно назвать деспотичным, они любят власть и это для них главное.
Дикой постоянно гневается на свою семью, а племянника Бориса принудил прислуживать, угрожая оставить без бабушкиного наследства. Тихон и Варвара – дети Кабанихи живут в постоянном страхе, боятся разгневать мать. Она также не любит свою невестку и презирает ее. Марфа и Савел не дают своим близким жить спокойно и беззаботно.
Они привыкли находиться в центре событий. Чувство власти и вседозволенности не покидают их ни дома, ни в городе. Их поступки остаются безнаказанными, ведь никто не может осмелиться сказать слово против них. Дикой видит в окружающих червяков и в любой момент может их уничтожить.
Еще одной общей чертой персонажей является страсть к материальному благу. Они не хотят расставаться с деньгами, поэтому не платят честно заработанные деньги крестьянам.
Их образ жизни схож, они оба самодуры, без каких-либо высоких нравственных принципов и уважения к людям.
Дикого не волнует мнение людей, он не пытается что-либо скрывать. Открыт для всех, даже городничий для него не авторитет. Кабаниха же прячет свое истинное лицо за маской порядочной и отзывчивой женщины. Ей очень важно, что скажут люди, поэтому пытается для всех быть хорошей, показывая себя, исключительно, с лучшей стороны. А о том, что происходит в стенах ее дома, она старается умалчивать.
Марфа Игнатьевна, как личность, не особо образованна и умна, но любит всех поучать и раздавать советы, ставя себя выше других. Считает, что права в любой ситуации. Женщина не способна признавать свои ошибки и тем более перед кем-либо извиняться.
Савел Прокофьевич же может видеть и признавать собственные ошибки. Для него не составит труда попросить прощения у родного человека или у обычного крестьянина. Он не скрывает напряженную обстановку в своем доме, никого и ничего не боится. Будучи эгоистом, Дикой живет только для себя. Верит в свою вседозволенность и чувствует себя хозяином жизни.
Грубость и невежество Савела кажутся не такими страшными на фоне подлости и деспотии Кабанихи. Она не способна держать в себе гнев и злобу, поэтому постоянно выплескивает ее на детей, материнских чувств в ней нет. В итоге ее сын вырастает бесхарактерным юношей, дочь решается на побег, а невестка сводит счеты с жизнью.
Кабаниха и Дикой — сравнительная характеристика героев драмы А. Н. Островского «Гроза»
Социальное, материальное и семейное положение
Дикой и Кабаниха принадлежат к купеческому сословию. Савёл Прокофьевич очень богат, он «значительное лицо в городе». Марфа Игнатьевна — богатая вдова. Их богатство — причина того, что их считают главными в городе и очень влиятельными среди его жителей людьми.
В доме Кабановой проживает её семья: сама хозяйка дома Марфа Игнатьевна, её сын Тихон с женой Катериной и дочь Варвара. Сына, невестку и дочь она постоянно поучает и укоряет.
В доме Дикого проживает сам Савёл Прокофьевич, его жена и дочери-подростки. К семейству купца можно причислить и Бориса, его племянника, приехавшего из Москвы и живущего у дяди в услужении. К своему семейству Дикой относится очень грубо, даже жестоко.
Говорящие фамилии и имена
Имя Марфа — это русская форма имени Марта, которое в переводе с древнееврейского означает «хозяйка», «наставница», «владычица». Калиновцы прозвали эту купчиху Кабанихой, от этого прозвища веет чем-то грубым, недобрым.
Сравнение характеров Дикого и Кабанихи
Характеры Кабанихи и Дикого имеют сходство, но в них имеются и существенные различия.
Сходство
Объединяет Дикого и Кабаниху основная черта характера — властолюбие. Из-за своего богатства и солидного возраста они считают себя главными в семье и во всём городе. Эти люди гордятся своим умом, которого у них, на самом деле, не очень много. Они не понимают, что вредят своим близким, унижая их, требуя безоговорочного подчинения, постоянно ругая их беспричинно.
Властолюбивая Марфа Игнатьевна всегда пресекала в своих детях стремление к самостоятельности в суждениях и поступках. Поэтому у неё сын бесхарактерный и слабовольный, а дочь научилась обманывать мать и живёт по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
Объединяет Дикого и Кабаниху ненависть ко всему новому. Они похожи тем, что держатся за старые порядки, не желают видеть, что жизнь меняется, им не по душе прогресс: железные дороги, громоотводы и т. п.
Различие
Деспотизм и самодурство Дикого и Кабанихи проявляется неодинаково. Деспотично Марфа Игнатьевна ведёт себя только с домочадцами, а перед калиновцами старается выглядеть хорошей матерью и хозяйкой.
Дикой же не старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Он ругает не только своих домочадцев, но и других людей. У него почти всегда плохое настроение, и поэтому он может отругать любого, а своих домашних и побить. А плохое настроение у Дикого от его патологической жадности: его расстраивает, что работники за свой труд просят у него деньги. Он так злится на них и ругается, что некоторые, спасаясь от его агрессии, уходят без оплаты — а ему того и надо. Вряд ли такой жадный человек помогает нищим.
А вот Кабаниха нищих и странниц оделяет щедро, так как хочет казаться набожной. Помогая нищим, эта ханжа мучает своих домочадцев ворчанием и придирками.
Если Дикой — человек искренний, то Кабаниха не приемлет искренних проявлений чувств. Она считает, что вести себя нужно, соблюдая патриархальные ритуалы (например, жене полагалось выть подольше, если муж уехал хоть и ненадолго).
Эти герои создали в своих домах особую атмосферу: у Дикого в доме царит атмосфера страха, а у Кабанихи — атмосфера лицемерия, весь уклад её дома держится на обмане.
Взаимоотношения Дикого и Кабанихи
Отношение этих персонажей друг к другу выявляется из их разговора (диалог Кабанихи и Дикого — действие 3, сцена 1, явление 2). Хмельной Дикой на вопрос Кабанихи почему он бродит так поздно, ответил сердито и грубо. Но Марфа Игнатьевна сразу пресекла его ругань. Савёл Прокофьевич попросил её: «…разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всём городе умеешь меня разговорить». Оказалось, что его с утра рассердили работники, просившие денег за свой труд. Кабаниха вовсе не одобряет поведение Дикого и укоряет его: «А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь?» Действительно, купец, когда видит, что у него что-то просить хотят, нарочно накидывается на домашних, чтобы рассердиться — тогда к нему такому сердитому просители боятся даже подойти.
Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого (таблица)
Сравнительные параметры | Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) | Савёл Прокофьевич Дикой |
Социальное, материальное и семейное положение | Купчиха, богатая вдова. В её доме живут сын с невесткой и дочь. | Купец, богат, является значительным лицом в Калинове. Он женат, у него есть дочери-подростки. В его доме живёт и племянник Борис. |
Значение имён | Марфа — в переводе с древнееврейского означает «наставница», «хозяйка», «владычица». | Имя Савёл напоминает имя «Савл», которое носил евангельский персонаж, гонитель христиан. |
Сходство характеров | Эти персонажи эгоистичны, властолюбивы, склонны к деспотизму. | |
Различие характеров | Ханжа, лицемерка, хладнокровна, любит показывать свою набожность. Она зациклена на соблюдении старых обрядов и ритуалов и требует этого же от своих детей и Катерины. | Злобный, агрессивный, жадный, грубый человек, не признающий никаких правил. У него очень горячий нрав. |
Взаимоотношения | Не боится Дикого, не одобряет его поведения, может успокоить, когда он сердится. | Уважает Кабаниху. |
Отношение к другим людям | Постоянно поучает своих домочадцев, ворчит на них. Нищим и странницам помогает. | Домашних своих держит в страхе. С другими людьми тоже часто ведёт себя агрессивно. |
Вывод
Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
На чем держится власть кабанихи и дикого. Дикой и Кабаниха (по пьесе А
Общие черты
Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой – представители старого уклада жизни.
Характеристика Дикого и Кабанихи часто сливаются воедино, так как главное в их жизни – это власть. Оба персонажа являются настоящими деспотами.
Дикой постоянно гневается на свою семью. В ходе повествования читатель узнает о том, что племянник Дикого Борис обязан прислуживать ему, чтобы получить бабушкино наследство.
Кабаниха держит в постоянном страхе собственных детей: Тихона и Варвару. Жену Тихона Катерину Кабанова сразу же невзлюбила, поэтому она относится к ней с презрением и жестокостью. Кабаниха, как и Дикой, не дает свои родственникам шанса на свободную и счастливую жизнь.
Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что они постоянно находятся в центре внимания. Герои чувствуют свою власть не только в собственных семьях, но и во всем городе. Кабаниха и Дикой делают абсолютно все, что им вздумается. Деспотизм персонажей остается безнаказанным, никто не решается пойти против Дикого и Кабановой. Дикой считает всех людей червяками, которых он может с легкостью раздавить.
Еще одна черта, которая свойственна и Дикому, и Кабанихе, – страсть к деньгам. Дикой не любит прощаться с ними, поэтому он не выплачивает честно заработанные крестьянами деньги. Это же касается и любых материальных благ: чтобы получить наследство, которое даже не принадлежит Дикому, Борису приходится идти у Дикого на поводу.
Представители темного царства
В «Грозе» Островского Дикой и Кабаниха олицетворяют «тёмное царство». Они считают себя главными в этом мире, а их самодурство не знает границ. Персонажи проживают в городе Калинове, в котором вся власть принадлежала не городничему, а купцам. Ведь они за счет своих денег и связей легко смогли заручиться поддержкой вышестоящей власти. Купцы издеваются над мещанами и обманывают беззащитных бедняков. Сильнее всего негативные черты этого класса проявляются в характере Савела Прокофьевича Дикого — он держит в страхе всех горожан, дает в долг только под большие проценты и наживается на других купцах.
В город не могут проникнуть новые технологии и знания. Так происходит, потому что горожане очень темны и со страхом и недоверием относятся ко всему новому и боятся, даже чтобы здесь что-то основали новое или построили. Большинство жителей города, так же как Дикой и Кабаниха, негативно относятся к переменам и это их объединяет.
Различия
Несмотря на похожий образ жизни и их самодурство, Кабаниха и Дикой все же имеют различия.
Если Дикой не беспокоится о том, что о нем скажут другие люди, то Кабанова заботится о своем положении в обществе. Дикой не боится даже городничего. Он открыт перед всем обществом, ничего от него не скрывая. Кабаниха же старается показать себя с лучшей стороны, чтобы все вокруг думали о ней только хорошо. Для этого Кабаниха ходит в церковь и помогает нуждающимся. Героиня скрывает все то, что происходит в стенах ее дома.
Также Кабаниха, совершенно ничего из себя не представляя, любит поучать окружающих, давать им советы, которые связаны с традициями старины. Именно они являются первостепенными в жизни Кабановой.
Отличительной особенностью является то, что Дикой признается в том, он во многих ситуациях ведет себя неправильно. Он утверждает, что иной раз извиняется перед своими близкими за совершенные проступки. Дикой рассказывает, что может извиниться и перед обычным мужиком, которого он когда-то обидел. Кабаниха же считает себя правой в любых обстоятельствах. Она не способна просить у кого-то прощение.
Устаревшее мышление персонажей
Марфа Игнатьевна всячески настаивает на соблюдении старых традиций. Женщина требует, чтобы люди делали элементарные вещи, к примеру, здоровались, выражали свои эмоции и общались, также как это было во времена ее молодости. Но при этом ее совершенно не беспокоят проблемы людей и соответствие этих действий реальному миру. К примеру, Кабанихе нет дела до пристрастия к спиртному сына, главное, чтобы он слушался ее во всем.
Для образа Марфы Игнатьевны присущи внешняя обрядовость и атрибутивность. Она привыкла все делать напоказ. Кабаниха подобным образом относится и к религии. Как примерная русская женщина, она еженедельно посещает церковь, но забывает об основных заветах Бога и что вера должна идти из сердца. В сознании представителей «темного царства» православие смешалось с языческими суевериями, что становится заметно в их отношении к грозе. Дикий считает, что это наказание людям от высших сил и не способен поверить в научное объяснение явления.
Марфа Кабанова считает, что планета держится на тех, кто соблюдает старые законы и убеждает в этом Дикого. Из их диалога становится заметна определенная иерархия в их отношениях. Савел сам осознает, что у Кабанихи очень сильный характер и острый ум, прекрасно видит ее лидерские качества. Он понимает, что неспособен на такие манипуляции, которым каждый день поддает женщина свою семью.
Сравнивая персонажей, невозможно не отметить, что самодурство Дикого больше направлено на внешний мир, в то время как от деспотизма Кабанихи страдают только ее родственники, на людях же она получила репутацию хорошей матери и хозяйки.
Марфа и Савел почему-то абсолютно не переживают, на какие темы ведутся разговоры вокруг их особ и в какие сплетни верят люди. Ведь абсолютно уверены, что они правы и все делают верно. Ни одного из них не волнуют чувства близких и они не беспокоятся об их счастье. Для них, особенно для Кабанихи, отношения строятся исключительно на страхе и угнетении.
Сравнительная таблица
Чтобы понять общие и различные черты, поможет следующая таблица:
Кабаниха | Дикой | |
Общее | Представители старого уклада жизни | |
Настоящие деспоты, разрушающие жизни членов своей семьи | ||
Любят деньги и другие материальные ценности | ||
Различия | Ханжа и лицемерный человек, для которого важно мнение общества | Человек, который никого не боится |
Окружающие люди уважают Кабаниху, считают ее милосердной женщиной | Окружающие боятся Дикого и не пытаются идти против него | |
Скрывает домашнюю обстановку | Не скрывает домашнюю обстановку | |
Все свои поступки оправдывает соблюдением традиций | Эгоист, думающий только о себе и уверенный в своей вседозволенности | |
Уверена в своей правоте в любых ситуациях, не способна на извинения | Признает свои негативные черты, может просить прощение за свое поведение |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи», рассмотрит общие и различные черты характеров персонажей.
Образец 4
Провинциальный город Калинов, в котором происходит действие пьесы «Гроза», расположен на высоком берегу Волги. Казалось бы, жизнь обитателей города на фоне красивого пейзажа должна была протекать спокойно и ровно. Но это не так. За внешним спокойствием кроются жестокие нравы. Кулигин, механик-самоучка, рассказывая Борису о тяжелом положении простых жителей города, говорит: «А богатые-то что делают. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. »
Изображая быт и нравы города, А.Н. Островский обличает хозяев жизни в лице купцов Дикого и Кабанихи.
Савёл Профьич Дикой – деспот, невежа, грубиян. Он требует от всех беспрекословного повиновения. Страдают его домашние: от гнева Дикого они прячутся, чтобы не попасться ему на глаза. Тяжелее всех приходится Борису, племяннику Дикого, который зависит от него материально. Дикой держит в руках весь город, издевается над людьми. Унижает Кулигина, когда тот просит у него деньги на солнечные часы для города. Деньги для Дикого – всё, он не может с ними расстаться. Ради денег готов пойти на обман и мошенничество. Своим работникам он недоплачивает. Жаловаться на Дикого бесполезно, он в приятельских отношениях с самим городничим. За грубость и ругательства приказчик Кудряш называет Дикого «пронзительный мужик».
Марфа Игнатьевна Кабанова – глава дома Кабановых, тиран и деспот. В доме всё всегда происходит только по её воле. Она полностью контролирует семью и держит в страхе весь дом. Кабаниха – ярая сторонница старых основ жизни, обычаев и обрядов. Говорит, что следует соблюдать «Домострой», но сама берет оттуда лишь наиболее жестокие нормы, оправдывающие ее деспотизм. Кабаниха суеверна, посещает все церковные богослужения, подает деньги нищим, принимает в доме странниц. Но это показное благочестие. А самое ужасное в том, что Кабаниха не сомневается в своей правоте.
Свои жертвы Кабаниха мучит и преследует изо дня в день, подтачивая, «как ржа железо». Ее сын Тихон вырос безвольным и бесхарактерным человеком. Он любит свою жену и пытается ее успокоить после нападок матери, но изменить что-либо не в силах и советует Катерине не обращать на мать внимание. При любой возможности Тихон старается вырваться из дома и напиться. Кабаниха свела в могилу Катерину. Варвара, сестра Тихона, приспособилась к такой жизни, она научилась скрывать от матери правду. Но и Варвара не выдерживает, уходит из дома после гибели Катерины. Нравы этого дома способны погубить каждого человека, попавшего туда.
Патриархальный мир, представителями которого являются Дикой и Кабаниха, силен и беспощаден, но он уже на грани распада.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Любима Торцова в комедии Бедность не порок↑ ОстровскийЛюбовь в пьесе Бедность не порок →
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Вариант 2
В своей пьесе «Гроза» Островский затрагивает наиболее актуальные вопросы того времени, показывая нам всю неграмотность простого народа. Большая часть населения остается непросвещенной, от того основная масса бедных людей представлена перед нами слабыми и безвольными, неспособными противостоять несправедливости. В свою очередь богатые, не замечающие положения низших слоев общества, обращают своё положение в безнаказанность, вседозволенность. События повествования происходят в несуществующем городе на берегу реки Волга. Как и в большинстве литературных произведений в этой пьесе мы сталкиваемся с положительными и отрицательными героями.
Главная героиня пьесы Катя. Её свекровь Марфа Ивановна Кабаниха и дядюшка её возлюбленного Бориса Савел Прокофьевич Дикой, безусловно, относятся к отрицательным героям произведения. Алчность, корысть и злословие их объединяет. По их обоюдному мнению, все отношения людей строятся и держатся на богатстве. Если им и ведомо чувство любви, то это любовь к деньгам и власти. И Дикой и Кабаниха издеваются, держат в постоянном страхе своих домашних.
Савел Прокофьевич считает себя значительным и важным, ему всё дозволено, его боятся. В городе нет человека, кто мог бы ему, в чём-либо противиться. Он считает себя хозяином жизни. Люди просто его избегают, а за глаза над ним смеются. Кабаниха «праведная», имеет большое влияние на местных жителей, а свою злобу и неуважение маскирует под маской добродетели. Сильная и властная, чувства ей неведомы, эмоции отсутствуют, требует только беспрекословного подчинения порядку. Чем очень мучает своих детей. Оба они яркие представители купечества, едва ли не самые богатые люди в городе, но благочестивыми их назвать нельзя. Кроме того, их поведение носит разный характер. Если Кабаниха имеет огромное влияние на жителей Калинова, то Дикого всерьез не воспринимают. Общаясь с горожанами с позиции высокомерия, между собой их диалоги носят дружеский характер. Дикой опасается хамить Кабанихе, зная её сильный характер. Только в присутствии «кумы» он спокоен и миролюбив. Автор указывает нам на пошлость и низость их поступков. Дикой и Кабаниха — два образа самодурства.
Эта драма показала нам «мрачное царство», где человеческие чувства и стремления грубо подавляются. Устаревший порядок абсолютного подчинения старшим, приводит в итоге к кошмарной трагедии. С тех времён мало что изменилось в людской психологии. Всё так же — кто имеет богатство и власть, тот вправе вершить судьбы людей.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Екатерины Катерины↑ ОстровскийХарактеристика города Калинов в пьесе Гроза →