на чем держится экономика китая

Экономика Китая —
путь лидера

Недавно прошел 11-ый саммит G20, основной темой которого стало строительство инновационной, здоровой мировой экономики. Он состоялся в Китае (Ханчжоу), и в этом мероприятии страна играла ключевую роль. На саммите был поставлен вопрос о расширении роли Китая в мировой экономике и международных организациях, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирный банк (ВБ). По словам заместителя директора по научной работе Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН и руководителя Центра социально-экономических исследований Китая Андрея Островского, на сегодняшний день доля Китая в этих организациях незначительна, а фактически он в числе лидеров по объемам внешней торговли, по покупательской способности и по росту ВВП. Неудивительно, что, учитывая темпы роста китайской экономики и ее качество, международные организации признали это.

Китай сегодня и вчера

В Китае верят: основа успеха — сильное государство, четкие цели и долгосрочное планирование. «По-китайски» для многих означает «быстро, качественно, технологично, с умом». Сегодня Китай — это экономическая сверхдержава, по многим показателям (объему торговли, производства, паритету покупательской способности) обогнавшая даже общепризнанного мирового лидера США. Но так было далеко не всегда.

Страна переживала разные времена. Например, в начале XIX века (в 1820 году) экономика Китая составляла около трети мирового ВВП, потом Поднебесная утратила позиции, и уже с начала XX века известные государственные деятели Китая прикладывали усилия, чтобы возродить былое величие и влиятельность страны.

Современная история развития Китая стартует с так называемого «нового курса», провозглашенного Дэном Сяопином в конце 1978 года. Речь идет о строительстве рыночной экономической системы с китайской спецификой и политике «реформ и открытости». Реформы в Китае происходили постепенно, по мере эволюции системы, технологий и мышления людей, при этом приоритет отдавался именно экономическим реформам (а не политическим), модернизации и развитию внешнеэкономических взаимоотношений.

Базой реформ, безусловно, была поддержка государства. При этом китайские лидеры и экономисты изучали и творчески переоценивали экономический опыт многих стран с поправкой на местную специфику, а также историю взлетов и падений зарубежных экономик. В частности, в Китае произошла реформа платежной системы.

Источник

Китайское экономическое чудо: объясняем в графиках и цифрах

на чем держится экономика китая. Смотреть фото на чем держится экономика китая. Смотреть картинку на чем держится экономика китая. Картинка про на чем держится экономика китая. Фото на чем держится экономика китая

Автор фото, Getty Images

1 октября в Китае отмечают 70-летний юбилей создания Китайской народной республики. Би-би-си объясняет, как за это время КНР превратилась из бедной аграрной страны в экономическую сверхдержаву.

В течение последних 40 лет Китай провел серию рыночных реформ, которые открыли страну для торговли и иностранных инвестиций, вытащив из бедности сотни миллионов человек.

В 1950-е произошла одна из крупнейших гуманитарных катастроф XX века. Политика «Большого скачка вперед» была попыткой председателя КНР Мао Цзедуна быстро индустриализировать экономику Китая.

Она провалилась, и одним из последствий этого провала стал голод 1959-1961 годов, унесший жизни от 10 до 40 миллионов китайцев.

Автор фото, Getty Images

В середине XX века Китай был бедной аграрной страной

«Мастерская мира»

После смерти Мао фактическим руководителем страны стал Дэн Сяопин. Он инициировал реформы, которые в корне изменили экономику Китая.

Крестьянам было разрешено работать на себя, а не только на коммуны. Китай стал открываться для иностранных инвестиций.

В 1979 году были восстановлены дипломатические отношения с США. Американские компании активно вкладывались в китайскую экономику, привлеченные дешевой рабочей силой и низкими издержками.

Автор фото, Getty Images

В 1970-е Китай стал открываться миру

За этим последовало «возможно, самое невероятное экономическое чудо» в мировой истории, считает Дэвид Манн, главный экономист британского банка Standard Chartered.

С середины 1990-х китайская экономика начала бурно расти благодаря двум событиям: присоединению Гонконга и вступлению во Всемирную торговую организацию.

Гонконг борется против усиления влияния Китая

Через Гонконг хлынул капитал со всего мира. Он обеспечивает Китаю более 70% прямых иностранных инвестиций, благодаря которым растет экономика и богатеет страна. И через него же проходит почти 60% китайских внешних прямых инвестиций, что позволяет Пекину расширять рынки, наращивать торговлю и укреплять влияние в мире.

С другой стороны, присоединение к ВТО в 2001 году открыло Китаю новые горизонты. Тарифы и ограничения на торговлю с другими странами снижались, и вскоре китайские товары продавались по всему миру.

Он стал «мастерской мира», по определению Манна из Standard Chartered.

Источник

Почему Си Цзиньпин хочет замедлить темпы роста экономики Китая?

на чем держится экономика китая. Смотреть фото на чем держится экономика китая. Смотреть картинку на чем держится экономика китая. Картинка про на чем держится экономика китая. Фото на чем держится экономика китаяТоварищ Си Цзиньпин высказался в пользу необходимости замедлить темпы роста экономики страны. Во имя благосостояния ее народа, как выясняется Фото: kremlin.ru

Замедляемся, товарищи!

Тема экономического чуда Китая, не сходящая со страниц прессы последние лет пятнадцать, получила новое — и весьма неожиданное — продолжение. Раньше — кто-то с восторгом, а кто-то с зубовным скрежетом (последних было больше) — писали об удивительно быстром росте китайского ВВП. Реальные 7-8% годовых — кто ещё на такое способен? Но вот теперь обнаружились первые признаки крутого поворота. Товарищ Си Цзиньпин высказался в пользу необходимости замедлить темпы роста экономики страны. Во имя благосостояния её народа, как выясняется. Поскольку большой размер ВВП далеко не всегда означает, что это самое благосостояние у основной массы населения находится на должном уровне (сюрприз!)

«Рост ВВП Китая в третьем квартале 2021 года оказался на 4,9% меньше, чем ожидалось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — отмечает аналитик портала GZERO Карлос Сантамария. — Это большое отставание от расчётных перспектив. И для китайской экономики, которая была единственной среди крупных мировых, показавшей рост во время пандемии, данный факт означает, что теперь она рискует не достичь целевого показателя роста в 6% за весь 2021 год».

В другое время такое резкое замедление темпов роста привело бы правящую в Китае Коммунистическую партию в волнение. Но на этот раз руководство КПК, правительство и лично товарищ Си демонстрируют изумительное спокойствие. Более того, китайский лидер считает, что «торможение прогресса» (не научно-технического, а экономического) — это цена, которую государство должно заплатить за реализацию своих грандиозных планов по обузданию растущего имущественного неравенства. Нынешняя идея вступает в противоречие с традиционной постановкой вопроса последних десятилетий, звучавшей как «развитие экономического потенциала страны опирается на развитие среднего класса, а оно достигается превыше всего благодаря высоким темпам роста производства, сельского хозяйства и торговли».

Неужели Си Цзиньпин признал этот курс непогрешимой КПК ошибочным? Ни в коем случае! Просто настали другие времена, для которых требуются другие песни. Мысли китайского руководителя, объективно говоря, идут параллельно с идеями, высказанными российским президентом Владимиром Путиным на Валдайском форуме. Случайно или нет, но два руководителя двух великих держав пришли к выводу, что «существующая модель капитализма себя исчерпала», потому что в её границах «клубок общественных противоречий» становится «всё более запутанным и выхода из него нет».

Почему замедлился рост ВВП?

Во-первых, в одной временнóй точке сошлись: а) рост цен на уголь, газ и, как следствие этого — на электроэнергию; б) необходимость ужесточения регулирования производства энергии (читай: ограничение на выработку электричества с помощью ископаемого топлива, обвиняемого в негативном влиянии на климат); в) стремительный рост спроса на товары китайского производства в большинстве стран мира. Чтобы произвести больше товаров, требуется больше энергии, недостаток которой восполняется сейчас возобновлением работы ранее закрытых старых угольных ТЭС и запуском новых газовых. Чем больше расходуется энергии и больше затрат на её производство — тем выше цена продукта. Финансовые возможности потребителя, таким образом, не успевают за растущим предложением. А раз так, ему (предложению) и расти незачем.

Во-вторых, жёсткие меры, принятые Пекином в отношении чрезмерных заимствований в секторе недвижимости, на который приходится почти 30% экономической активности страны. Тот самый Evergrande, который сегодня у всех на устах, и другие крупные застройщики не соблюдают сроки платежей по кредитам и останавливают проекты домов, которые уже продали ещё до того, как построили. Но возводить их застройщикам, тем не менее, не на что (куда утекли деньги — на это в данной статье отвлекаться не будем).

И, наконец (это в-третьих), нельзя забывать о влиянии пандемии с её строгими локальными ограничениями, которые нанесли немалый ущерб китайской розничной торговле и туризму, особенно зарубежному.

Лидер Китая считает, что экономический спад, каким бы болезненным он ни был в краткосрочной перспективе, окупится в перспективе долгосрочной. КНР должна пойти на сознательное снижение темпов роста, потому что экономике необходимы структурные реформы, чтобы сократить разрыв в доходах между богатыми и бедными (за счёт подъёма благосостояния последних). Только так, уверен Си, можно достичь «всеобщего процветания».

Богатые тоже платят

В речи, ошеломившей бизнес-сообщество два месяца назад, Си подтвердил, что «общее процветание» означает значительное расширение среднего класса Китая, отчасти за счёт повышения налогов для богатых. Он хочет, чтобы часть этого богатства была перераспределена, чтобы сделать Китай «более сбалансированным обществом». Причём добиться выравнивания правительство намерено путём притормаживания скорости обогащения богатых и создания преференций для малосостоятельных граждан с целью побуждения их к занятию бизнесом, да и просто повышением заработной платы низкодоходным категориям населения. Деньги для этого возьмут в меньшей степени из бюджета, а в большей — у нынешних денежных мешков. Не только благодаря повышению налогов: государство надеется, что толстосумы проявят гражданскую сознательность, которая их просто-таки обяжет пожертвовать изрядные суммы на благотворительность.

«Действительно, одно только упоминание лидером Китая о регулировании „чрезмерно высоких доходов“ побудило нескольких моментально запаниковавших генеральных директоров немедленно пожертвовать миллиарды на благотворительность, как раз тогда, когда Си начал заниматься промышленным сектором», — констатирует обозреватель испанской El Confidencial Карлос Сантамария.

Экономика Китая

Председатель КНР хочет, чтобы ВВП страны продолжал расти, но менее амбициозными темпами — тогда, по мнению Си, у китайских рабочих появится не только возможность «в спокойной обстановке сделать свой труд более производительным, а заодно и получать за него более высокое вознаграждение». По его словам, Китаю следует отказаться от производства многочисленных видов дешёвых товаров, главным образом идущих на экспорт. Ширпотреб, производимый на китайских фабриках в течение нескольких последних десятилетий, только загрязняет планету — такова новая технологическая установка КПК. Нужно сосредоточиться на производстве высококачественных и экологически чистых товаров для внутреннего рынка.

Западные аналитики считают этот шаг довольно рискованным. Снижение экономической активности до уровня 2-3-процентного годового роста, какой присущ зрелым экономикам (США и Германия, например) будет сложной задачей для Китая. Обещание «вялого роста» экономики, да ещё при условии, что такое положение будет существовать на протяжении не одного года, может оттолкнуть инвесторов (главным образом зарубежных, разумеется) и спровоцировать социальные волнения, если безработица станет слишком высокой.

Замедление экономического роста Китая будет иметь серьёзные волновые последствия для остального мира, учитывая огромную роль Китая в мировой экономике. Так называемая «фабрика мира», вероятно, продолжит экспортировать множество товаров, но перечень их может сильно сократиться, поскольку руководство страны намерено, как отмечалось выше, изменить структуру экспорта и отправлять за рубеж по большей части высокотехнологичные товары. Местные компании также, вероятно, передадут большую часть своего производства на аутсорсинг соседям, таким как Бангладеш или Мьянма, рабочие руки в которых намного дешевле. А бóльшая часть продукции, произведённой собственно в Китае, станет ощутимо дороже.

Достижение Поднебесной «общества всеобщего процветания» по Си Цзиньпину сопряжено со многими рисками для колоссальной экономики Китая. Но если Си удастся выполнить своё обещание, у власти он останется надолго.

Источник

Экономика Китая

Несмотря на размеры Китая, богатство ресурсов, а так же тот факт, что около одной пятой населения мира живет в пределах его границ, роль страны в мировой экономике была относительно небольшой до конца 20-го века. Однако с 70-х годов прошлого века Китай значительно расширил свое взаимодействие с международной экономикой и стал доминирующей фигурой в мировой торговле.

Внешняя торговля и валовый национальный продукт (ВНП) страны показывают устойчивый и быстрый рост, особенно с тех пор, как иностранные фирмы начали использовать Китай в качестве платформы для экспорта товаров, производимых там.

По сути, китайская экономика находится в переходном состоянии с конца 1970-х годов, когда страна отошла от экономической системы советского типа. Китайцы отказались от коллективной модели в сельском хозяйстве (коммун), частный несельскохозяйственный сектор стремительно вырос, а приоритеты правительства сместились в сторону легкой и высокотехнологичной, а не тяжелой промышленности.

Основные проблемы

Тем не менее некоторые моменты долгое время продолжали сдерживать рост экономики. Доступной энергии было недостаточно для запуска всех промышленных мощностей страны, транспортная система не справлялась с требуемыми объемами перемещения таких критически важных товаров, как уголь, а система связи и логистики была не в состоянии удовлетворить потребности централизованно планируемой экономики масштаба и сложности Китая.

Неразвитая транспортная система Китая — в сочетании с существенными различиями в доступности природных и людских ресурсов в промышленной инфраструктуре — привела к значительной разнице в региональной экономике. Три самых богатых региона расположены вдоль юго-восточного побережья, в центре которого находится дельта реки Чжуцзян, вдоль восточного побережья с центром в нижнем течении реки Янцзы, и возле внутреннего моря Бо Хай. Последний район включает в себя Пекин, Тяньцзинь, провинцию Ляонин и др.

Именно стремительное развитие этих областей оказывает наиболее значительное влияние на азиатскую региональную экономику в целом, и политика правительства Китая направлена на максимальное устранение препятствий для ускорения роста в этих и так богатых регионах. В то же время, основным приоритетом правительства является экономическое развитие внутренних районов страны, чтобы помочь им догнать более процветающие прибрежные регионы.

Страна обладает величайшими запасами полезных ископаемых, занимая по этому показателю первые строчки мирового рейтинга, но разработаны природные богатства лишь частично. В течение последних десятилетий Китай приобрел некоторые высокотехнологичные производственные мощности благодаря иностранным инвестициям и совместным предприятиям с иностранными партнерами. Технологический уровень и стандарты качества во многих отраслях промышленности быстро и резко улучшились.

Рабочая сила и система ценообразования все еще вызывают озабоченность правительства. Неполная занятость распространена как в городских, так и в сельских районах, и существует серьезный страх перед разрушительными последствиями, которые может вызвать широко распространенная безработица.

Цены на некоторые ключевые позиции, особенно промышленное сырье и основные промышленные товары, все еще определяются государством. Тем не менее доля товаров находящихся под его контролем, продолжает снижаться. Основным исключением является производство энергии – сфера, которую правительство продолжает контролировать полностью.

Роль правительства

В 1949 году, после серии затяжных военных конфликтов, Китай объявил себя социалистическим государством. Практически весь последующий период правительство играло доминирующую роль в экономике. Например, в промышленном секторе государство долгое время владело практически всеми предприятиями. Доля общих производственных мощностей, контролируемых правительством, постепенно снижается, хотя тяжелая промышленность остается в основном государственной.

В городах правительство устанавливало цены на основные товары, определяло уровень и общее распределение инвестиционных фондов, устанавливало целевые показатели для крупных предприятий и отраслей, распределяло энергоресурсы, устанавливало уровни заработной платы и целевые показатели занятости, запускало оптовую и розничную сеть, контролировало финансовую политику и банковскую систему. В сельской местности с середины 1950-х годов правительство предписывало структуру посева, устанавливало уровень цен и целевые показатели по всем основным культурам.

К началу 21-го века большая часть вышеуказанной системы находилась в процессе изменения, поскольку роль центрального правительства в управлении экономикой уменьшилась, а роль частной инициативы и рыночных сил возросла. Тем не менее правительство продолжает играть доминирующую роль в городской экономике, и его политика по таким вопросам, как закупки сельскохозяйственной продукции, по-прежнему оказывает значительное влияние на показатели в сельском секторе.

Эффективное осуществление контроля над экономикой требует целой армии бюрократов и сложной структурной иерархии, простирающейся сверху вниз до уровня отдельного предприятия. Коммунистическая партия Китая оставляет за собой право на решения по экономическим приоритетам и политике. Аппарат правительства во главе с Государственным советом несет основное бремя управления экономикой. Госплан и Министерство финансов также занимаются вопросами функционирования практически всей экономики.

Процесс планирования включает в себя масштабные консультации и переговоры. Основным преимуществом включения проекта в годовой план является то, что сырье, трудовые и финансовые ресурсы, а так же рынки сбыта гарантированы директивами, имеющими силу закона. В действительности, однако, значительная часть экономической деятельности выходит за рамки подробного плана, и существует тенденция к его сужению, а не расширению.

Классификация экономической деятельности

Всю экономическую деятельность в Китае можно разделить на три группы:

Вторая и третья категории постепенно выросли из первой, но товары общегосударственного значения и почти все крупномасштабное строительство остались под системой обязательного планирования. Рыночная экономика, как правило, регулирует мелкие или скоропортящиеся товары в пределах местных рынков.

Оперативный надзор за экономическими проектами возложен в основном на провинциальные, муниципальные и окружные правительства. Кроме того, сами предприятия приобретают все большую самостоятельность в сфере деятельности. Таким образом, в целом китайская промышленная система представляет сложную структуру взаимосвязей. В целом, Государственный совет осуществляет относительно жесткий контроль над ресурсами, которые имеют решающее значение для работы всей экономики. Менее важные аспекты системы передаются на более низкие уровни для принятия детальных решений и управления.

Хотя в 1950-х-60-х годах сельское хозяйство контролировалось государством, в конце 1970-х годов в систему были внесены изменения. Народные коммуны и подчиненные им команды и бригады были либо упразднены, либо значительно ослаблены. У крестьянства появились материальные стимулы, как за счет повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством, так и за счет разрешения продажи излишков на свободном рынке.

Дается определенная свобода выбора в принятии решения, какие именно культуры выращивать. Система квот на закупки (фиксированная в форме контрактов) постепенно сокращается, хотя государство все еще может закупать сельскохозяйственную продукцию и контролировать излишки, чтобы влиять на рыночные условия.

Экономическая политика

Первая пятилетка (1953–57 гг.) сделала акцент на быстрое промышленное развитие, частично за счет других секторов экономики. Основная часть инвестиций государства направлялась в промышленный сектор, в то время как сельское хозяйство, в котором было занято более 4/5 экономически активного населения, вынужденно полагалось на собственные скудные ресурсы для обеспечения своих потребностей в средствах.

В промышленности первостепенная роль была отведена металлургии, электроэнергетике, тяжелому машиностроению и т.п. В соответствии с советской практикой основной стратегической целью определялось строительство крупных сложных и дорогостоящих заводов. Огромное количество таких заводов было построено с технической и финансовой помощью СССР, и доля тяжелой промышленности быстро росла.

«Большой скачок» — влияние на экономику

В 1958 году началась вторая пятилетка, вошедшая в историю как «Большой скачок». В сельском хозяйстве были сформированы коммуны и упразднены индивидуальные участки. Предполагалось увеличение объемов производства за счет более тесного сотрудничества и больших физических усилий жителей таких коммун. Крестьяне должны были не только заниматься сельским хозяйством, но и развивать промышленное производство, самостоятельно изготавливая для нужд коммуны различный сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства.

В промышленности продолжалось строительство крупных заводов, но помимо этого был объявлен курс на кустарную металлургию — повсеместно при коммунах строились небольшие печи для выплавки стали. Однако в результате отсутствия элементарных знаний и должного оборудования на выходе получался лишь низкокачественный чугун.

Разнообразные эксперименты, порой не имеющие под собой разумного научного обоснования (как, например, кампания по уничтожению воробьев) привели к впечатляющему падению сельскохозяйственного производства и появлению большого количества дорогостоящих некачественных товаров. Трудности еще больше усугубились после прекращения технической и материальной помощи со стороны СССР вследствие разрыва отношений между странами в 1959 году. К концу 1960 года страна столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом.

Неудачи заставили правительство приостановить начатые реформы и частично вернуться к индивидуальному хозяйству. Крестьянам были возвращены частные участки, размер коммун уменьшился, а производство получило большую независимость. Произошел также массовый перевод безработных промышленных рабочих в сельскую местность, а инвестиции в промышленность временно сократились, чтобы освободить ресурсы для сельскохозяйственного сектора, что практически мгновенно улучшило ситуацию.

Культурная революция и экономика

В 1966 году началась Великая пролетарская культурная революция, в отличие от Большого скачка, не имевшая явной экономической философии. Однако последующее десятилетие растерянности и раздоров среди правящей верхушки сильно повлияло на промышленное производство, что привело к трудным последствиям для китайской экономики.

В промышленности произошла заморозка заработной платы и отмена премий. В сочетании с политикой раздутости штатов для устранения безработицы это действие по существу лишило рабочих стимула трудиться. В сельском же хозяйстве объем производства на душу населения в 1977 году был не выше, чем в 1957 году.

Политика реформ и открытости

После смерти Мао Цзэдуна, долгие годы возглавлявшего правительство КНР, коммунистическая партия объявила о новой «политике реформ и открытости». Сельская экономическая реформа 1979 года началась со значительного повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. К 1981 году акцент сместился на дробление пахотных полей на участки, арендовавшиеся частниками. К тому времени размер индивидуальных участков (земли, фактически принадлежащей частным лицам) был увеличен, и большинство ограничений на продажу сельскохозяйственной продукции на свободных рынках снято.

В 1984 году стали поощряться все более долгосрочные контракты на землю (как правило, 15 лет и более), и концентрация земли путем субаренды участков была признана законной. В 1985 году правительство объявило о ликвидации системы плановых закупок с выделенными государством квотами производства в сельском хозяйстве. Крестьянам, которые перестали обрабатывать землю, предлагалось искать работу у частников в сельской местности или в небольших городах.

Основные направления городской экономической реформы заключались в более полной интеграции Китая в мировую экономику, возложении на предприятия ответственности за свои прибыли и убытки, снижении роли государства в управлении и распределении ресурсов. Из металлургической и машиностроительной отраслей инвестиции были перенесены в легкую и высокотехнологичную промышленность, но при этом сохранялся акцент на устранение узких мест в энергетике, транспорте и связи.

Был разработан ряд связанных с этим мер, направленных на усиление стимулов для руководителей предприятий в целях повышения эффективности их фирм. Замена системы освобождения от уплаты налогов системами налогообложения и заключения контрактов, разработанными для поощрения менеджеров, позволила предприятиям значительно нарастить производство. Премиальная система была восстановлена, а управленческий авторитет менеджеров внутри фирм вырос. Менеджеры также получили расширенные полномочия нанимать, увольнять и продвигать работников.

Сокращение планирования центрального правительства сопровождалось разрешением предприятиям покупать и продавать излишки товаров по существу на основе свободного рынка, и полученные таким образом цены часто были намного выше, чем на товары, произведенные для удовлетворения плановых квот. Часть ресурсов была перенаправлена в сектор легкой промышленности. Государство, например, отдает приоритет в энергопотреблении некоторым предприятиям легкой промышленности, которые производят товары высокого качества.

Сокращение объема обязательного планирования основалось на предположении, что рыночные силы могут более эффективно распределять большинство ресурсов. Это предположение, в свою очередь, потребовало рациональной системы ценообразования, учитывающей существующие технологии и недостатки. Однако, поскольку в экономическую систему были встроены значительные субсидии, реформа ценообразования стала чрезвычайно деликатным вопросом.

Страх инфляции также послужил сдерживающим фактором. Тем не менее тот факт, что продукты, произведенные сверх плана, могут продаваться в большинстве случаев по ценам свободного рынка, создал двухуровневую систему цен, предназначенную для того, чтобы отучить экономику от административно фиксированных цен более ранней эпохи.

Усилия по созданию более свободного рынка труда также явились частью общего курса на достижение большей эффективности. Как и в случае с ценовой реформой, вмешательство в систему, которая позволяет многим гражданам жить более комфортно и безопасно, чем экономически более рациональная система, могли привести к напряженности в отношениях с общественностью.

Политика открытых дверей

В 1978 году было принято решение разрешить прямые иностранные инвестиции в нескольких небольших «особых экономических зонах» вдоль побережья. Позднее эти зоны были увеличены до 14 прибрежных городов и трех районов. В этих местах обеспечили благоприятный налоговый режим и другие преимущества для иностранного инвестора.

Были также приняты законы о контрактах, патентах и ​​других вопросах, представляющих интерес для иностранных предприятий, с целью привлечения международного капитала для содействия развитию Китая. В значительной степени бюрократический характер экономики поставил трудноразрешимые проблемы для иностранных фирм, желающих работать на китайской территории, и правительству постепенно пришлось вводить все больше стимулов для привлечения иностранного капитала.

Изменения в экономическом мышлении и стратегии Китая с 1978 года были настолько значительными, с потенциальными последствиями для важных корпоративных интересов, и настолько сильными, что фактическая практика неизбежно значительно отставала от декларативной политики. В течение этого периода были заметны колебания в экономической политике между упором на рыночные реформы и возвращением хотя бы частичной зависимости от централизованного планирования.

В 2015 году экономика Китая вступила в кризисный период. Обвал фондового рынка вследствие «перегрева» экономики привел к панике, отразившейся, в том числе, и на мировых фондовых биржах. До сегодняшнего дня относительные периоды затишья и стабилизации чередуются с очередными обвалами фондового рынка страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *