Клоп маяковский о чем
Краткое содержание Маяковский Клоп
Проходит 50 лет, на месте трагедии проводятся строительные работы. Роя траншею, работяги обнаруживают замороженное тело человека в идеальном состоянии. Общественность в восторге, голосованием народа его решают воскресить в Институте человеческих воскрешений. Этим везучим индивидуумом из прошлого оказывается жених Иван. От осознания, куда он попал, тот падает в обморок. А Зоя, которая так и не смогла застрелиться 50 лет назад, помогала воскресить своего бывшего любимого.
Автор пытается высмеять образ жизни и мышления рабочего класса и говорит о том, что в будущем люди, по сути, вряд ли изменятся, сравнивая и главного героя, и зрителей с клопами.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Маяковский. Все произведения
Клоп. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Когда в доме внезапно погас свет, обеспокоенные соседи стали стучать друг другу в двери и строить догадки о причинах этого события. Потом все собрались около подъезда и стали обсуждать случившееся
В городе заселялись в многоэтажный дом жители. Первыми оказались несколько семей, ребята из которых познакомились и подружились. Они наблюдали за новоселами и всегда разглядывали мебель.
Семь лет французский король Карл вместе со своей многотысячной армией пытался завоевать Испанию. Много городов и крепостей было захвачено. Оставшихся в живых сарацин обращали в христианскую веру.
Во время войны небольшую группу раненых партизан в составе тяжело раненого Тихонова, беременной на последнем месяце радистки Клавы, пулеметчика из группы разведки Левчука
Клоп маяковский о чем
Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трёх картин — в 1929 г., остальных шести картин — в 1979 г.
Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс — парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше. С будущей тёщей Розалией Павловной, которой «нужен в доме профессиональный билет», Пьер Скрипкин разгуливает по площади перед огромным универмагом, закупая у лотошников все, по его мнению, необходимое для будущей семейной жизни: игрушку «танцующие люди из балетных студий», бюстгальтер, принятый им за чепчик для возможной будущей двойни, и т. д. Олег Баян (бывший Бочкин) за пятнадцать рублей и бутылку водки берётся организовать Присыпкину настоящее красное трудовое бракосочетание — классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество. Их разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина, работница, бывшая возлюбленная Присыпкина. В ответ на недоуменные вопросы Зои Присыпкин объясняет, что он любит другую. Зоя плачет.
Обитатели молодёжного рабочего общежития обсуждают женитьбу Присыпкина на парикмахерской дочке и смену им фамилии. Многие его осуждают, но некоторые его понимают — сейчас же не 1919 г., людям для себя пожить хочется. Баян обучает Присыпкина хорошим манерам: как танцевать фокстрот («не шевелите нижним бюстом»), как незаметно почесаться во время танца, — а также даёт ему другие полезные советы: не надевайте двух галстуков одновременно, не носите навыпуск крахмальную рубаху и т. д. Внезапно раздаётся звук выстрела — это застрелилась Зоя Березкина.
На свадьбе Пьера Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс Олег Баян произносит торжественную речь, затем играет на рояле, все поют и пьют. Шафер, защищая достоинство новобрачной, затевает ссору за ссорой, завязывается драка, опрокидывается печь, возникает пожар. Прибывшие пожарные недосчитываются одного человека, остальные все погибают в огне.
Спустя пятьдесят лет на глубине семи метров бригада, роющая траншею для фундамента, обнаруживает засыпанную землёй замороженную человеческую фигуру. Институт человеческих воскрешений сообщает, что на руках индивидуума обнаружены мозоли, являвшиеся в прошлом признаком трудящихся. Проводится голосование среди всех районов федерации земли, большинством голосов принимается решение: во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества индивидуума воскресить. Этим индивидуумом оказывается Присыпкин. Вся мировая пресса с восторгом сообщает о его предстоящем воскрешении. Новость передают корреспонденты «Чукотских известий», «Варшавской комсомольской правды», «Известий чикагского совета», «Римской красной газеты», «Шанхайской бедноты» и других газет. Размораживание проводит профессор, которому ассистирует Зоя Березкина, чья попытка самоубийства пятьдесят лет назад не удалась. Присыпкин просыпается, с его воротника на стену переползает размороженный вместе с ним клоп. Обнаружив, что он попал в 1979 г., Присыпкин падает в обморок.
Репортёр рассказывает слушателям о том, что в целях облегчения Присыпкину переходного периода врачами было предписано поить его пивом («смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых»), и теперь пятьсот двадцать рабочих медицинской лаборатории, хлебнувших этого зелья, лежат в больницах. Среди тех, кто наслушался романсов Присыпкина, исполняемых им под гитару, распространяется эпидемия «влюблённости»: они танцуют, бормочут стихи, вздыхают и проч. В это время толпа во главе с директором зоологического сада ловит убежавшего клопа — редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого.
Под наблюдением врача в чистой комнате на чистейшей кровати лежит грязнейший Присыпкин. Он просит опохмелиться и требует «заморозить его обратно». Зоя Березкина приносит по его просьбе несколько книг, но он не находит себе ничего «для души»: книги теперь только научные и документальные.
Посреди зоологического сада на пьедестале задрапированная клетка, окружённая музыкантами и толпой зрителей. Прибывают иностранные корреспонденты, древние старики и старухи, с песней подходит колонна детей. Директор зоосада в своей речи мягко упрекает профессора, разморозившего Присыпкина, в том, что он, руководствуясь внешними признаками, ошибочно отнёс его к «гомо сапиенс» и к его высшему виду — к классу рабочих. На самом же деле размороженное млекопитающее — человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью, откликнувшийся на данное директором зоосада объявление: «Исходя из принципов зоосада, ищу живое человечье тело для постоянных обкусываний и для содержания и развития свежеприобретенного насекомого в привычных ему, нормальных условиях». Теперь они помешены в одну клетку — «клопус нормалис» и «обывателиус вульгарно. Присыпкин в клетке напевает. Директор, надев перчатки и вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Тот вдруг видит зрителей, сидящих в зале, и кричит: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю?» Присыпкина уводят, клетку задёргивают.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание пьесы «Клоп» (В. В. Маяковский)
Любителям социальной сатиры рекомендуем читать краткое содержание пьесы «Клоп» – «феерической комедии» В. В Маяковского. Популярный советский поэт резко критикует мещанский образ жизни, которому присущи пошлость, показуха и невежественность.
Главные герои
Присыпкин (Пьер Скрипкин) – обычный советский гражданин, затянутый в «болото» мещанской жизни. Воскрешенный через пятьдесят лет после смерти, Присыпкин воспринимается в обществе будущего в качестве паразита, ничем не отличающегося от клопа.
Семья Ренесанс – типичные мещане эпохи НЭПа.
Зоя Березкина – обычная девушка; бывшая возлюбленная Присыпкина, которую он бросил ради эффектной Эльвиры Ренесанс.
Краткое содержание
Перед громадным универмагом ходят частники, торгующие самыми разными товарами. Слышатся заманчивые предложения купить пуговицы, куклы, яблоки, точильные камни, абажуры, воздушные шары, селедку, галантерею, клей, книги, духи.
В этой толпе появляются Присыпкин, Розалия Павловна и Баян. Присыпкин готовится к свадьбе и последующей семейной жизни. Он хочет, чтобы его дом был «полной чашей».
Присыпкин требует, чтобы будущая теща купила бюстгальтер (который он принимает за два чепчика), игрушки для еще не рожденных детей, пуговицы (чтобы избежать «брючных неприятностей»).
Сама Розалия Павловна останавливается перед продавцом селедок. Возмутившись высокой стоимостью, она заходит в универмаг, чтобы сравнить частные и государственные цены.
К Присыпкину подходит Зоя и с изумлением узнает о его готовящейся свадьбе. Из универмага выскакивает Розалия Павловна с купленными селедками. Они оказываются меньше, чем у частника, на «целый хвост». Взбешенная женщина ругает советскую власть.
Зоя в это время плачет, схватившись за рукав Присыпкина. Тот пытается вырваться. В «борьбу» вмешивается Розалия Павловна. Ситуация привлекает внимание милиционера, который требует прекратить «безобразную сцену».
В молодежном общежитии несколько человек обсуждают поведение Присыпкина. Случайно обнаруживаются заготовленные им визитные карточки с новым именем – Пьер Скрипкин. Это вызывает всеобщий смех.
Слесарь говорит, что Присыпкин собирается жениться на дочке парикмахера Эльзевире Ренесанс, которая работает кассиршей и маникюрщицей.
Возвращается Присыпкин, следом за которым идет Баян и несет покупки. Баян красочно описывает «культурную» жизнь, которая начнется после свадьбы. Он прощается и уходит.
Присыпкин примеряет новые вещи. На упреки товарищей он отвечает, что заслужил «хорошую жизнь» и отдых.
Внезапно раздается выстрел. В коридоре раздается крик о том, что застрелилась Зоя Березкина. Все, кроме Присыпкина и Слесаря, выбегают из комнаты.
Слесарь обвиняет Присыпкина в гибели хорошей девушки и вместе с вещами вышвыривает его из комнаты.
В парикмахерской проходит «красная свадьба» товарищей Пьера Присыпкина и Эльзевиры Ренесанс. Кроме родителей невесты за столом сидят: Баян, двое шаферов и шафериц, посаженные отец и мать.
Скрипкин требует подождать прибытия почетного гостя – секретаря завкома Лассальченко. Один из гостей сообщает, что Лассальченко не сможет приехать. Жених объявляет «свадьбу открытой».
Все быстро хмелеют. Баян произносит глупые тосты: «Нам удалось согласовать и увязать… классовые и прочие противоречия» жениха и невесты. В комнату затаскивают рояль. Баян играет на нем и поет песни.
Между пьяными гостями вспыхивает ссора, перерастающая в драку. В суматохе кто-то опрокидывает печку-буржуйку, что приводит к пожару.
Пожарные приезжают слишком поздно, потому что пьяные гости сами не смогли их вызвать. Из-за мороза вода замерзает на лету. На пепелище находят лишь обгоревшие трупы. Одного человека найти не удается, поэтому делается вывод: «сгорел по мелочам».
Проходит пятьдесят лет. После ряда опустошительных войн человечество создает Федерацию земли.
В огромном зале для голосований установлены радиораструбы, через которые поддерживается связь со всеми районами Федерации. На повестке дня важный вопрос. Во время раскопок был найдено обледеневшее тело человека. Уровень науки позволяет воскресить его.
В результате голосования всего населения планеты принимается решение о воскрешении.
Найденный человек – Присыпкин. Узнав об этом, на операцию по воскрешению приходит пожилая Зоя Березкина. Врачам удалось ее спасти после попытки застрелиться.
Зоя умоляет профессора не оживлять Присыпкина. В счастливом будущем для этого человека нет места.
Несмотря на все мольбы Зои, профессор начинает процесс размораживания и оживления. Вскоре Присыпкин открывает глаза и с недоумением оглядывается. Заметив на календаре год (1979), воскресший впадает в панику.
Присыпкин выбегает на улицу и не может понять, куда он попал. Его оглушают автомобильные сирены. С воротника Присыпкина на стену переползает клоп. Он пытается его поймать, но клоп уползает.
Падающего в обморок Присыпкина подхватывает Зоя.
В одном из скверов, где на деревьях фрукты растут прямо в тарелках, репортер рассказывает группе из четырех человек о загадочной болезни. Воскрешенный Присыпкин заражает этой болезнью людей. Уже можно говорить о настоящей эпидемии.
Первыми жертвами стали собаки, которых Присыпкин научил стоять на задних лапах. Затем заразились сотрудники лаборатории, где состоялось воскрешение. Они случайно попробовали ядовитый напиток (пиво), который потребовал Присыпкин.
Зараженные тоже хотят пива, поют странные песни, совершают дикие телодвижения, называемые в «древности» танцами. Еще одним опасным симптомом являются любовные приступы.
Внезапно в сквере появляется огромная толпа во главе с директором зоологического сада. Они пытаются поймать оживленного вместе с Присыпкиным клопа – давно вымершее насекомое. После долгих усилий директор ловит «зверя» и помещает его в ларец.
Грязный Присыпкин лежит в чистой комнате под присмотром профессора, стонет и просит опохмелиться. Стараясь не вдыхать ядовитые испарения, профессор наливает ему пива. Присыпкин требует заморозить его обратно. Его совершенно не устраивает общество будущего.
Навестить воскресшего приходит Зоя, которая приносит с собой стопку книг. Присыпкин просматривает их и говорит, что это совершенно не то, что ему нужно. Внезапно его внимание привлекает бумага, в которую были завернуты книги. Он хватает ее и с криком «Спасен» выбегает из комнаты.
В зоологическом саду собирается огромное количество людей со всех уголков земного шара. На трибуну выходит директор и рассказывает о появлении двух «паразитов» из прошлого. Один из них – вымершее насекомое, другой по внешнему виду напоминает человека. На самом деле они ничем не отличаются друг от друга.
Поймав клопа, директор подал объявление о поиске человеческого тела, которое бы служило местом проживания для этого насекомого. На объявление откликнулся оживленный Присыпкин. Сейчас оба «паразита» находятся в клетке.
С клетки сдергивают полог. Зрители видят лежащего на кровати Присыпкина с гитарой в руках. Вокруг разбросаны бутылки из-под водки и пива.
Директор, соблюдая крайнюю осторожность, выводит Присыпкина на трибуну и просит что-нибудь сказать. Тот смотрит в зал и внезапно кричит: «Братцы! Родные! Пожалте ко мне!».
Зрители испуганы. Раздаются крики: «Намордник… намордник ему…». Присыпкина возвращают в клетку и задергивают полог. Директор просит всех успокоиться и расходиться.
Маяковский поэма клоп история создания. Анализ «Клоп» Маяковский
О произведении
Пьеса была написана в 1928 году. Жанр произведения – феерическая комедия, его обозначил сам В. Маяковский. «Клоп» (краткое содержание подтверждает это) – сатирическая пьеса, в основу которой легли материалы, собранные автором в процессе работы в различных изданиях. Именно благодаря этим наработкам появились такие персонажи, как Олег Баяна и Присыпкин.
Впервые пьесу опубликовали в 1929 году в журнале «Молодая гвардия». А премьера спектакля состоялась в феврале того же года. Она имела большой успех у зрителей.
Пьеса «Клоп» (Маяковский): краткое содержание
Место действия – Тамбов. Время действия — 1929 год в начале спектакля, 1979 год – с середины и до конца.
Главный герой Иван Присыпкин – бывший рабочий и партиец. Свое имя ему не очень нравилось, поэтому он сменил его на Пьер Скрипкин. Итак, Присыпкин собирается жениться на дочке парикмахера Эльзевире Давидовне Ренессанс, которая работает кассиршей.
Иван со своей будущей тещей ходят по универмагу и закупают все необходимое для предстоящей семейной жизни. Среди его покупок фигурки танцующих балерин, бюстгальтер, который был принят за чепчики для близнецов, и т. п.
Не просто показать советскую действительность желает Маяковский. «Клоп» (краткое содержание это иллюстрирует) — пьеса, высмеивающая мещанские пороки. Именно их олицетворяет Присыпкин.
Организовывать свадьбу вызывается Олег Баян. За работу он просит бутылку водки и 15 рублей. Взамен обещает настоящее трудовое возвышенное бракосочетание в лучших традициях современной жизни. Обсуждение торжества слышит работница Зоя Березкина. Она когда-то была возлюбленной Присыпкина. Зоя не понимает, что происходит, и просит Ивана все ей объяснить. В ответ новоявленный Скрипкин говорит, что больше не любит девушку. Зоя начинает плакать.
Действие переносится в общежитие для рабочей молодежи. Здесь все обсуждают смену фамилии Присыпкина и его грядущую свадьбу. Некоторые его осуждают, другие стараются понять – пора бы и для себя жить начать.
Владимир Маяковский — Обряды кому и на кой ляд целовальный обряд: Стих
Верующий крестьянин или неверующий, надо или не надо, но всегда норовит выполнять обряды.
В церковь упираются или в красный угол, крестятся, пялят глаза, — а потом норовят облизать друг друга, или лапу поповскую, или образа. Шел через деревню прыщастый калека. Калеке б этому — нужен лекарь. А калека фыркает: «Поможет бог». Остановился у образа — и в образ чмок.
Присосался к иконе долго и сильно. И пока выпячивал губищи грязные, с губищ на образ вползла бациллина — заразная, посидела малость и заразмножалась. А через минуту, гуляя ради первопрестольного праздника, Вавила Грязнушкин, стоеросовый дядя, остановился и закрестился у иконы грязненькой. Покончив с аллилуями, будто вошь, в икону Вавила вцепился поцелуями, да так сильно, что за фалды не оторвешь.
Минут пять бациллы переползали с иконы на губу Вавилы. Помолился и понес бациллы Грязнушкин. Радостный идет, аж сияют веснушки! Идет. Из-за хаты перед Вавилою встала Маша — Вавилина милая. Ради праздника, не на шутку впился Вавила губами в Машутку. Должно быть, с дюжину, бацилла за бациллой, переползали в уста милой. Вавила сияет, аж глазу больно, вскорости свадьбу рисует разум. Навстречу — кум. «Облобызаемся по случаю престольного!» Облобызались, и куму передал заразу. Пришел домой, семью скликал и всех перелобызал — от мала до велика; до того разлобызался в этом году, что даже пса Полкана лобызнул на ходу. В общей сложности, ни много ни мало — слушайте, на́ слово веря, — человек полтораста налобызал он и одного зверя. А те заразу в свою очередь передали — кто — мамаше, кто — сыну, кто — дочери. Через день ночью проснулся Вавила, будто губу ему колесом придавило. Глянул в зеркало. Крестная сила! От уха до уха губу перекосило.
А уже и мамаша зеркало ищет. «Что это, — говорит, — как гора, губища?» Один за другим выползает родич. У родичей губы галоши вроде. Вид у родичей — не родичи, а уродичи. Полкан — и тот рыча перекатывается и рвет губу сплеча. Лизнул кота. Болезнь ту передал коту. Мяукает кот, пищит и носится. Из-за губы не видно переносицы. К утру взвыло всё село — полсела в могилы свело. Лишь пес да кот выжили еле. И то — окривели. Осталось от деревни только человек двадцать — не верили, не прикладывались и не желали лобызаться. Через год объяснил доктор один им, что село переболело нарывом лошадиным. Крестьяне, коль вывод не сделаете сами — вот он: у образо́в не стойте разинями, губой не елозьте грязными образа́ми, не христосуйтесь — и не будете кобылогубыми образинами.
Свадьба
Продолжаем изучать пьесу «Клоп» Маяковского. Краткое содержание описывает свадьбу Эльзевиры Ренессанс и Пьера Скрипкина. Веселье в самом разгаре. Баян встает, произносит поздравительную речь, все выпивают, затем он садится за рояль и начинает играть. Компания пьет и поет песни.
Однако шафер, вступаясь за честь новобрачной, затевает ссору с гостями. Постепенно словесные оскорбления переходят в драку, в ходе которой случайно опрокидывают печь. Начинается пожар. Пожарные не успевают прибыть вовремя. Они только констатируют гибель участников торжества в огне. Недосчитались только одного человека.
Свадьба главного героя
Большое внимание в пьесе Маяковского «Клоп» уделяется свадьбе главного героя. Олег Баян произносит на торжестве пафосную речь. Все поют под музыку на рояле и напиваются.
Заканчивается все дракой, которую затеял шафер невесты. Он оберегал ее достоинство, а в результате устроил пожар, опрокинув печь. Пожарным не удается никого спасти, все погибают. Правда, при разборе завалом спасатели не досчитываются одного человека.
Необычная находка
Действия в пьесе «Клоп» Маяковского (краткое содержание это подтверждает) возобновляются спустя 50 лет. Рабочая бригада роет траншею под фундамент будущего здания. Внезапно люди обнаруживают засыпанного землей и замороженного человека.
Находку передают в институт человеческих воскрешений, где обнаруживают мозоли на руках найденного. Из этого заключают, что этот гражданин принадлежал к рабочему классу. Среди всех районов федерации Земли проводится голосование, на котором принимается решение – воскресить индивидуума для исследования рабочего человека. Загадочным человеком из прошлого оказывается Присыпкин. Мировая пресса сообщает о воскрешении, возлагая на это большие надежды.
Разморозкой гостя из прошлого занимается профессор. Ассистирует ему Зоя Березкина – ее попытка покончить с жизнью не увенчалась успехом. Операция проходит успешно, и Присыпкин приходит в себя. Одновременно с этим оживает и клоп на его воротнике, который тут же переползает на стену. Присыпкину сообщают, что он в 1979 году. От этого известия несостоявшийся муж падает в обморок.
Адаптация
Журналисты передают последние новости из института. Присыпкину для облегчения переходного этапа было велено давать пиво – «смесь, отравляющую в огромных дозах и отвратительную в малых». Но вместе с ним напиток попробовали 520 рабочих, которые теперь находятся в больнице с диагнозом отравление. Есть пострадавшие от романсов под гитару, что исполнял Присыпкин. Их поразила эпидемия влюбленности – они вздыхают, танцуют, сочиняют стихи.
Одновременно с этим происходят не менее важные события. Директор зоологического сада с помощниками пытается поймать клопа. Это насекомое на сегодняшний день вымерло, но в начале 20 века было очень распространено.
В чистой палате лежит на белоснежных простынях грязный Присыпкин. Он просит опохмелиться и принести почитать что-нибудь «для души». Зоя Березкина доставляет ему книги. Но ни одна из них не нравится Присыпкину – они все или документальные, или научные.
Период адаптации
В сатирической пьесе Маяковского много забавных моментов, которые запомнились читателям и зрителям. Например, чтобы процесс адаптации проходил легче, врачи предписывают поить Присыпкина пивом, которое к тому времени ушло в прошлое. Теперь же работники медицинской лаборатории не удерживаются перед искушением его попробовать. 520 человек оказывается в больнице от этого зелья.
Присыпкин постоянно поет романсы под гитару. Среди тех, кто их слушает, развивается эпидемия настоящей влюбленности. Многие бормочут услышанные стихи и пританцовывают.
Параллельно директор зоологического сада вместе с многочисленными помощниками пытается поймать сбежавшего клопа. В 1979 году эту уникальный экземпляр уже вымершего к тому времени насекомого.
Присыпкин проводит время под постоянным наблюдением врачей в чистой комнате. Он недоволен своим положением. Все время требует опохмелиться и просит заморозить его обратно. По его просьбе, Березкина снабжает его литературой, но он не находит в книгах ничего интересного. Все они либо документальные, либо научные.
Развязка
Близится развязка, которую изобразил сатирически Маяковский. «Клоп» (краткое содержание по главам изложено в этой статье) завершается очень показательной сценой.
В центре зоологического сада расположена клетка. Со всех сторон ее окружают зрители. Слово берет директор зоосада. В своей речи он сообщает, что Присыпкин был ошибочно принят за гомо сапиенс высшего вида – рабочего. На самом деле это просто симулянт с человекоподобной внешностью, откликнувшийся на объявление директора о поиске человека, который бы согласился ежедневно подвергаться клопиным укусам. Теперь в клетку помещены и «обыватель вульгарис», и «клопус нормалис».
Присыпкина выводят из клетки. Он видит толпу и с радостью к ней обращается: «Братцы, и вас разморозили, идите ко мне». Присыпкина силой уводят и запирают в клетке.
Анализ
Мещанство – главное, что высмеивал в своем творчестве Маяковский. «Клоп» (краткое содержание, анализ служат этому доказательством) – не исключение. И здесь главный герой — мещанин. О лживости этого человека говорит уже двойное имя. Присыпкину не нравилась его приземленная, ничем не примечательная фамилия, и он взял более изысканную и уточненную — Скрипкин.
Но это не единственная попытка изменить свое происхождение, сделаться лучше и утонченнее – он начинает учиться этикету. Тот комизм, с которым Маяковский это изображает, подчеркивает всю нелепость подобных попыток.
И только в конце пьесы Присыпкина выводят на чистую воду – выясняется, что он не рабочий, а простой обыватель, старающийся выглядеть мещанином, и место ему в одной клетке с клопом.
Анализ комедии «Клоп» Маяковского В.В,
Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвящена одной из центральных тем его зрелого творчества — критике мещанства, разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. Главный герой имеет два имени. Одно приземленное, обыденное (Присыпкин). А другое — изысканное, утонченное (Пьер Скрипкин).
Женские образы противопоставлены по этому принципу: простое и скромное имя Зоя Березкина и изысканные иностранные (Эльзевира Давидовна, Розалия Павловна).
Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется прием многоголосья: рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйственных продуктов. Сдавались в аренду отдельные предприятия. Открывались мастерские.
Реплики продавцов создают в художественном пространстве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мелкобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискуссионном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Комический эффект усиливается тем, что Присыпкин называет их «аристократическими чепчиками».
Пошлость в этом образе сочетается с невежественностью. Когда Баян предлагает Пьеру сыграть эпиталаму о боге Гиме-нее, тот спрашивает в ответ: «Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи?».
Мещанскую психологию Присыпкина с возмущением критикуют его товарищи по общежитию. Дело не в том, что он покупает себе новый галстук, а в том, что достижение внешнего лоска становится для него самоцелью. При этом Присыпкин не соблюдает элементарный правил гигиены. Вместо того чтобы поменять носки, он замазывает дырку на них чернильным карандашом.
Романтическое начало соседствует в тексте пьесы вместе со сниженными образами. «Так, так, тихим шагом, как будто в лунную ночь, в мечтах и меланхолии из пивной возвращаетесь», — повествует Баян.
Центральное сюжетообразующее событие в пьесе — свадьба Присыпкина (Пьера Скрипкина) с Эльзевирой. Пошлость, показуха, желание героев шагать во всем в ногу с эпохой подчеркиваются даже в ремарках: «Пьер целует степенно и с чувством классового достоинства». Казенные штампы звучат м в репликах персонажей. «Какими капитальными шагами мы идем вперед по пути нашего семейного строительства!» — восклицает Баян. Подобные высказывания заставляют соотнести семейную историю с историей страны. Новая экономическая политика с тем разгулом мещанства, который она привнесла, явно не по душе автору пьесы. Свадьба не случайно заканчивается пожаром. В.В. Маяковский не видит перспективы в этой политике. Не о таком светлом будущем мечтает автор.
В построении сюжета пьесы В.В. Маяковский широко использует фантастику. В пятом действии возникает интересный образ — так называемый институт человеческих воскрешений. В нем как раз и воскрешают Присыпкина. Первое, о чем беспокоится герой, поняв, ч го попал в будущее, это то, что у него за пятьдесят лет «в профсоюз не плочено».
За это время ценности и привычки в обществе поменялись кардинальным образом. Пиво, например, стали называть отравляющей смесью. Сатирически высмеивает поэт и «приступы острой влюбленности». Ушли в прошлое и танцы далекой эпохи. В конце пьесы Присыпкин попадает в зоопарк вместе с клопом. Показывая его посетителям, директор зоопарка объясняет: «Их двое — разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и… «обывателиус вульгарис». Примечательны надписи на клетке: «Осторожно
— плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши — оно выражается».
Пьеса «Клоп» гневно высмеивает обывателей, стремящихся обрядиться в мещанские одежды. Таким образом, В.В. Маяковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как драматург. Его небольшое по объему драматургическое наследие внесло значительный вклад в развитие русской сатиры.