Клиническая психология что это
Психиатр и психотерапевт в чем разница
Психолог, психиатр и психотерапевт – в чем разница и что общего у этих специалистов? Каков базовый вид их образования и к какому из них следует обращаться в каждом конкретном случае? Почему многие не только пациенты, но и медики не понимают, чем отличается психолог от психиатра, а оба вместе от психотерапевта. Чтобы разобраться в этих вопросе, мы обратились за разъяснениями к Главному врачу медицинского центра «Гармония здоровья», психиатру, психиатру-наркологу и психотерапевту Владиславу Сиповичу.
Почему возникла путаница между понятиями психологии и психиатрии, психоанализа и психотерапии?
Искать корни проблемы надо в историческом прошлом развития этих сфер знания. Рождение психиатрии связано с изучением медициной XIX века способов лечения различных психических заболеваний. Психология же, возникшая как раздел философии приблизительно в это же время, занималась изучением и объяснением таких психических явлений как мышление, память и т.п. при нормально функционирующей психике.
Именно поэтому до сих пор считается, что удел психиатрии – лечение любых психических расстройств, а психологии – дача советов, объяснение и моделирование поведенческих реакций как варианта нормы.
Исторически эти две области знания двигались параллельно, но с разными целями. Объединяющим их фактором стал объект изучения – психика человека, а разъединяющим – целевые установки. Для психологии это были теоретические изыскания в области объяснения психических процессов, а для психиатрии – практическая цель излечения психических болезней.
В дальнейшем благодаря исследованиям Фрейда произошло сближение психологии и психиатрии, положившее начало развитию психоанализа как техники лечения и одновременно раздела науки по изучению психической деятельности человека.
Такой синтез стал возможен за счет того, что Фрейд, как психиатр, разрешил «говорить» своим пациентам как с психическими заболеваниями, так и без них. При этом его интересовали не только симптоматика, но и субъективные ощущения и представления пациентов, а также проявления нормальной человеческой психики в виде случайных оговорок, неожиданных забываний намерений (например, зачем я пришел в эту комнату), сновидений и т.п. Все это позволило ученому сделать вывод о том, что законы психической деятельности едины как для здоровой, так и для больной психики.
Что касается психотерапии, то ее возникновение также относится к первой половине XIX ст. и связано с исследованием явления гипноза, как метода научной психотерапии. На современном этапе психотерапия представляет собой процесс лечения с помощью определенных психотерапевтических методик с соблюдением определенных правил. Как правило, реализуется через взаимодействие психотерапевта и пациента, направленное на выявление и избавление последнего от болезненных и разрушающих психику переживаний.
Подытоживая, могу сказать, что основными направлениями изучения и коррекции психического состояния человека являются:
• Психология – научное направление по изучению закономерностей психической деятельности отдельного человека и различных социальных групп. Использует гуманитарный и естественно-научный подход. Психолог, фактически, это не профессия, а образование.
• Психиатрия – область медицины, изучающая методы диагностики, профилактики и лечения психических расстройств.
• Психотерапия – лечебное влияние на психику и через психику на человека. Не исключает использование и медикаментозной терапии в качестве вспомогательного средства. Включает три основных направления – психоанализ, когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и гештальт-терапию.
• Психоанализ – одно из направлений психотерапии, которое развилось благодаря работам Фрейда и фактически дало толчок формированию других психотерапевтических методологий. Психоанализ предполагает озвучивание пациентом своих фантазий, ассоциаций, сновидений для выявления скрытых, глубинных и неосознанных конфликтов, ставших причиной психических проблем пациента.
Фактически – это самое настоящее «копание» в душе пациента для выявления и разрешения причинно-следственных связей, негативно влияющих на характер и поведение личности.
Сравнительная характеристика специалистов каждого профиля, опирающаяся на информацию об образовании, практическом опыте, области решаемых задач, сфер деятельности и вопросов, с которыми люди могут к ним обращаться, позволит более детально осветить поле деятельности данных научных дисциплин.
Чем конкретно занимается психолог и где можно получить соответствующее образование?
Психология, как и любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. Объектом психологии является человек, что является бесспорным. А вот насчет предмета существуют различные мнения, меняющиеся исторически и в зависимости от направлений психологических изысканий.
Вначале это была душа, затем сознание, приспособляемость, психическая деятельность, поведение, бессознательное в психике, личный и практический опыт, поступление и анализ информации, а также другие аспекты. Все это привело к появлению огромного количества направлений и ответвлений в психологической науке. Среди главных можно выделить такие, как фундаментальная общая психология и множество прикладных, имеющих практическое значение отраслей:
• клиническая (медицинская);
• гендерная;
• детская;
• военная;
• криминальная;
• судебная;
• юридическая;
• инженерная;
• экономическая;
• онкопсихология.
Сюда можно отнести психологию спорта, труда, родительства и многие другие направления. Короче, их легион. Но главное, что важно для психолога – это практическое применение полученных знаний, умение помочь человеку при решении возникших проблем в семье, на работе, в творчестве, науке, учебе или бизнесе. Задача психолога не столько дать дельные советы, сколько помочь человеку самому разобраться в сложившейся конкретной ситуации и сделать выбор правильной модели поведения и отношения к ней. Такой подход позволит пациенту в дальнейшем более осознано и объективнее оценивать негативные ситуации и пытаться разрешить любую проблему без вхождения в стрессовое состояние и приобретения недругов. Психолог должен научить человека сопротивляться вызовам современной до предела урбанизированной окружающей действительности, сделать его психику устойчивой и одновременной гибкой, не ломающейся под действием постоянного стрессового напряжения, а способной найти выход из любой сложной ситуации с минимальными потерями.
Фактически опытный психолог может стать лучшим помощником в решении проблем поиска своего места в жизни, взаимодействия с социумом и душевного комфорта.
Психолог может выступать в разных ролях, специализируясь на психодиагностике или как консультант, тренер, коуч, психотерапевт. Но главным является получение фундаментального психологического образования на базе государственных ВУЗов – МГУ, Российского гуманитарного университета, НИИ «Высшая школа экономики», по клинической медицинской психологии можно получить образование в медицинских университетах имени Сеченова и Пирогова. В Санкт-Петербурге психологов готовят СПбГУ, Государственный педагогический университет им. Герцена. Знания по клинической психологии можно получить по программному обучению в СПб государственном педиатрическом медицинском университете, СПб государственном медицинском университете им. Павлова.
Кроме того, образование психолога можно получить в региональных гуманитарных ВУЗах. Кстати, образование – это один из ключевых моментов, чем отличается психолог от психиатра. Психиатрия – это отрасль медицины, которая требует получения обязательного медицинского образования, что позволяет врачу-психиатру назначать лечение и выписывать рецепты на медикаментозные препараты.
Психолог же этого права лишен и решает проблемы взаимодействия пациента с окружающим миром сугубо психологическими методами.
С какими проблемами следует обращаться к психиатру и какие критерии свидетельствуют о необходимости психиатрической помощи?
Существует такой термин – психические расстройства. Именно они составляют сферу компетенции врача-психиатра, имеющего высшее медицинское образование. Его главная задача – диагностика, лечение (в первую очередь медикаментозное) психических заболеваний. Кстати, психические заболевания и психические расстройства термины не совсем тождественные. В Международной классификации болезней используется термин психические расстройства, но мы будем использовать оба названия одного и того же состояния больной (нездоровой) психики.
Разработаны различные классификации психических расстройств, в основе которых лежат разные подходы (нозологический, синдромологический, прагматический, этиологический и др.). В РФ с 1997 года действует V Международная классификация 10-го пересмотра, выделяющая 11 основных категорий психических расстройств.
Фактически любое состояние психики, отличное от нормального (здорового) может считаться психическим расстройством. Как отличить нормальную психику от больной? Довольно просто. Психически здоровые люди способны адаптироваться к условиям жизни и решать возникающие проблемы. Если же личность не может справиться с грузом повседневных проблем в любой сфере, не умеет ставить и достигать личных целей, то это может свидетельствовать о той или иной степени психического расстройства, которая может варьировать от легкой до представляющей угрозу жизни. При этом наблюдаются изменения мышления, поведения, эмоциональной сферы и нередко сопутствующие соматические нарушения.
Психиатр, психолог и психотерапевт – в чем разница? Как стать психотерапевтом, нужны для этого определенные личные качества?
Психолог, как мы уже говорили, занимается проблемами человека, связанными с его социальными, семейными и личными отношениями, помогает найти свое место в этом мире и сделать его психику стойкой и готовой к любым испытаниям. Психиатр диагностирует и лечит расстройства психики, следуя испытанным методам клинической медицины – лекарственные препараты, инструментальные методики воздействия и т.п. Психотерапевт же совмещает в себе глубокое знание психологии, обширные познания в психиатрии, современные методики вербального и невербального воздействия на психику человека и особые личностные качества в виде эмпатии, способности сопереживать, развитой интуиции, умения слушать и слышать пациента, отслеживать и понимать его невербальные сигналы в виде мимики и жестов. Фактически хороший психотерапевт является своего рода менталистом с хорошей памятью, способностью быстро анализировать, владеющим гипнозом и искусством внушения. Психотерапевт по сути является проводником лечебного воздействия на психику пациента посредством своих личных психических сил.
Естественно, это требует огромного теоретического и практического ресурса, который формируется не только и не столько курсами специализации, сколько внушительным опытом психологической работы и/или врачебной практики.
Кто же может стать психотерапевтом? Психолог и психотерапевт, это один из самых перспективных дуэтов в образовании и практическом опыте одного человека для появления в его лице отличного психотерапевта. Фундаментальное знание психологии и ее методов позволяет максимально реализовать словесное воздействие, гипноз и невербальные сигнальные методики для коррекции психики человека.
Психиатр и психотерапевт – еще один не менее плодотворный путь вхождения в психотерапию. Кстати, в Советском Союзе психотерапевтом мог стать только дипломированный врач-психиатр со стажем работы в психиатрии не менее 3 лет и прошедший 4-хмесячные курсы специализации.
На современном этапе психотерапия согласно декларации ЕАП (Европейской Ассоциации Психотерапии) считается чисто гуманитарной наукой. Для того чтобы психиатр стал психотерапевтом, ему необходимо сойти с медикаментозных рельсов лечения и перейти на вербальные и невербальные методики. Лично я считаю, что плюсом сочетания специальности психиатра и психотерапевта является дифференциальная диагностика экстренных состояний и при угрожающих ситуациях своевременно оказанная психиатрическая помощь.
Итак, психотерапией может заниматься врач-психиатр или психолог с гуманитарным образованием, прошедшие последипломное обучение по курсу психотерапии. Единственный, но важный нюанс заключается в том, что в России сертификат психотерапевта может получить только врач-психиатр, а соответственно страховые компании оплачивают лишь лечение у сертифицированного психотерапевта с медицинским образованием. Если для пациента это не важно, то он может обратиться за помощью и к психологу, прошедшему курс по психотерапии и имеющему хорошие отзывы клиентов, но как говорится платить придется из своего кармана.
Психотерапевт и психоаналитик – в чем разница? Насколько оправдано для психокоррекции использование психоанализа?
Психоанализ как часть психотерапии основывается на так называемой психоаналитической интервенции в мир человеческого подсознания с целью поиска глубинных, скрытых защитными механизмами мозга воспоминаний, которые могут быть причиной невротических черт характера, психозов, страхов, депрессий и т.п. Психоанализ основывается на признании иррационального и бессознательного влечения, как одного из основных мотиваторов поведения человека. При этом считается, что определяющее влияние на развитие личности оказывают события, произошедшие в далеком детстве и надежно спрятанные в памяти от «свободного доступа» различными защитными механизмами.
Вытаскивая конфликтные воспоминая из глубин человеческой памяти методом ассоциаций, анализа сновидений, вербальных фантазий, психоаналитик интерпретирует их пациенту с целью осознания им причин своих проблем. Но достаточно ли этого для восстановления психического здоровья? К сожалению, лечебная эффективность психоанализа многими специалистами и учеными подвергается сомнению. Не всегда объяснение и понимание причин психического расстройства могут привести к его излечению. Кроме того, интерпретация психоаналитика имеет субъективный характер и не всегда соответствует действительности, да и сам процесс психоанализа в поисках иррационального и заблокированного в памяти может усилить эмоциональное напряжение и привести к психоэмоциональному срыву. К тому же, психоанализ процесс дорогостоящий и длительный, который может длиться годами с обязательными 2-3-хразовыми сеансами в неделю. Во время сеанса, который длится 45-60 минут, иногда наступает пауза: психоаналитик может ждать реакции от анализанта довольно долго, что требует от врача небывалого терпения, нервных и временных затрат и естественно приводит к удорожанию процедуры.
Альтернативой психоанализу являются более щадящие, гуманные, активные и безопасные для психического и физического здоровья такие направления психотерапии как:
• Когнитивно-поведенческая, основанная на признании ошибок мышления и навыков как главного этиологического фактора психических расстройств.
• Гештальт-терапия, предлагающая пациенту своеобразные воображаемые эксперименты и анализирующая феномен реакции на них.
В заключение хочу сказать, что в нашем медицинском центре «Гармония здоровья» работают представители всех трех профилей – психологи, психиатры и психотерапевты, способные на высоком профессиональном уровне оказать психологическую поддержку и психотерапевтическую помощь. Обращайтесь, всегда будем готовы помочь в любых, даже самых сложных ситуациях.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №1. Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья
Место проведения: аудитория.
Продолжительность: 2 часа.
Цель: Ознакомить с предметом клинической психологии, ее целями и задачами. Изучить личность с позиции психического здоровья.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов:
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2002.
2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005 г.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М.: Медицина, 2004 г.
4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004.
Исходный контроль уровня знаний:
Основные вопросы темы:
Итоговый контроль уровня знаний:
Содержательная часть. Предмет клинической психологии, задачи, методы
Клиническая психология-отрасль психологии, которая сформировалась нс стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: анализе условий возникновения (этиологии), диагностике, лечении и профилактики заболеваний у человека.
Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002).
Предметом клинической психологии являются многообразные особенности психики и личности, а также различные социально-психологические феномены.
Кроме изучения психики больного человека (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности), к основным функциям клинической психологии относятся изучение закономерностей общения и взаимодействия больных с их родственниками, медицинскими работниками, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.
Универсальность положений психологии здоровья
Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.
Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».
5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социальная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечеству. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.
Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и национальных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.
Задачи психологии здоровья
К задачам психологии здоровья следует отнести:
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:
Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:
Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.
Классификация методов развития личности
Перечень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозонологическому уровню.
Основным мотивом, привлекающим внимание к программам психологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как коррекция негативных личностных особенностей; модификация стереотипов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодолению вредных привычек и др.
Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.
Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к совершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.
Совершенствование биосоциального слоя. Этот слой относится к верхним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепроникающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее поведение человека.
Критерии психического здоровья
ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):
Качества зрелой личности
Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, составленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.
Зрелая личность:
Психологическое здоровье детей
Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрослых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребенка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребенку взрослеть, социализироваться, то есть адаптироваться к большому миру.
Перечислим уровни «психологического здоровья» детей.
Практическая часть
Аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев).
Цель: Выявление степени зрелости (здоровья) личности.
Среднее время проведения: 15 мин.
Текст опросника
Интерпретация:
Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».
Тестовый контроль знаний
1. В недрах какой науки зародилась психология:
4. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного:
5. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:
6. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:
7. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:
8. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:
9. Холистический подход психологии здоровья опирается:
10. Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умениеприобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к: