Клинчерные колеса что это такое
Клинчер
Взаимодействие клинчерных шин и обода
1) С кевларовым кордом
2) Со стальным кордом
5) грязевая с развитыми грунтозацепами
Типичный клинчерный обод
Благодаря крепкому «зацепу» обода с шиной позволяют накачивать такие шины до очень высокого давления (более 10 атм), что позволяет их использовать даже в профессиональном спорте. Так же имеют высокую ремонтопригодность, по сравнению с шинами-одотрубками, т.к. имеют отдельную камеру и покрышку. Решающим моментом для большинства юзеров выступает цена, которая значительно ниже, чем у шин-однотрубок, а так же более долгий ресурс (достигающий нескольких тысяч километров).
В полноценном виде клинчерные покрышки на совдеповские велосипеды не ставились, поскольку советская промышленность не выпускала обода под клинчеры (они не имели внутреннего зацепа), поэтому большинство крокодиловодов ставит современные покрышки на родные обода, но вынуждены ограничивать давление, что бы шину не выдавило с обода. Тебе, кто имеет более высокий бюджет (или утратили родные колеса), ставят связку «одинарные» клинчерные обода + клинчерные покрышка. Эта информация касается в первую очередь дорожных (Украина, Аист, Урал) и легкодорожных (Спутник, Турист) велосипедов.
Нескольколько иная ситуация с шоссейными и трековыми велосипедами (Стартон, Чемпион, Рекорд и пр. спецзаказы), которые с завода имели обода под шины-однотрубки. Ввиду запредельной стоимости современных трубок, владельцы Стартонов практически поголовно ставят клинчерные обода и резину, что бы сэкономить, а так же сильно упростить эксплуатацию своего педального коня.
Так же клинчеры бешено любят фиксеры, так как ходит миф, что трубки срывает при скиде (что просто объясняется неумением клеить трубки на обода, ну и нищебродством, т.к. ресурс трубок крайне мал), и сложностью их замены.
Карбоновые клинчерные колеса против бескамерных готовых колес
Карбоновые клинчерные колеса против бескамерных готовых колес
Какой из них выбрать?
Это норма для катания на горных велосипедах и любого другого велоспорта. Если вы используете шины для велотренажера, их будет больше, если вы выберете карбоновые клинчерные колеса.
Езда на велосипеде с бескамерными колесами стала трендом. Эта тенденция берет свое начало в катании на горных велосипедах. Помимо лучшего сопротивления качению, одним из основных преимуществ бескамерных колес является то, что вы продолжаете ездить на велосипеде, несмотря на небольшие проколы на шинах.
Самым большим недостатком бескамерных колес является то, что они дороже карбоновых клинчеров. К тому же сборка и подгонка отнимают много времени. Чтобы удалить их, вам понадобится много силы в хватке. Если есть большой разрыв или отверстие, вам понадобится запасная трубка, чтобы добраться до дома.
Посмотрите видео о разнице между Clincher Wheels, Tubeless Ready и трубчатыми.
Бескамерные готовые колеса относительно дороже, чем карбоновые клинчеры, поскольку первые являются новым продуктом, а их ассортимент ограничен. Кроме того, их очень сложно найти, особенно в короткие сроки.
Бескамерные шины стали легче и надежнее. Качество езды на таких колесах улучшилось по сравнению с предыдущими версиями. Что касается катания в горах или по пересеченной местности, бескамерные модели являются наиболее экономичными и надежными.
7.4. Целесообразно ли ездить на карбоновых клинчерах, если вы тяжеловес?
Если ваш вес близок к 100 килограммам или больше, не рекомендуется кататься на карбоновых клинчерах на горных спусках, потому что во время торможения будет выделяться много тепла. Вы все еще можете ездить на карбоновых клинчерах, когда пересекаете ровную местность.
Какой из них подходит вам?
ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ШИНАХ ДЛЯ ШОССЕЙНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ
Как единственная точка контакта между дорогой и велосипедом, шины являются одним из самых важных его компонентов. Но поскольку шины для шоссейных велосипедов в целом выглядят очень похожими, при выборе не всегда легко определить разницу между хорошей и плохой.
Кроме того, замена обычных (стоковых) шин вашего велосипеда на что-то лучшее, будь то стремление к снижению сопротивления качению, улучшенному сцеплению с дорогой или просто усиленной защите от проколов, может кардинально поменять ваши ощущения при езде.
Что замечательно, по сравнению с другими компонентами велосипеда, замена шин не требует больших затрат. Однако выбор из предлагаемых на рынке шин может оказаться отнюдь не лёгким. Давайте разберёмся, на что обращать внимание при покупке шин для шоссейного велосипеда.
Но для начала определимся с терминологией…
Типы шин для шоссейных велосипедов
Сегодня на рынке представлены три основных типа шин для шоссейных велосипедов: клинчерные, бескамерные и трубчатые.
Клинчерные шины, имеющие открытый корпус и требующие использования внутренней камеры, являются на сегодняшний день наиболее распространённым типом. Они устанавливаются на стандартные колёсные ободья с зацепами.
Бескамерные шины имеют такую же конструкцию с открытым корпусом, что и клинчерные шины, но, как и следует из названия, могут использоваться без камеры на специально разработанных бескамерных ободьях.
В трубчатых шинах используется трубчатый корпус, который сшит вокруг внутренней камеры. Такая шина приклеивается к специальному трубчатому ободу колеса, не имеющему боковых стенок или зацепов для бортов.
Клинчерная шина. Бескамерная шина. Трубчатая шина.
Размеры шин
В тексте ниже можно встретить такие числа, как, например, 700×25 мм. Имеется в виду размер шины.
Второе число обозначает ширину шины в миллиметрах после накачивания.
Если вы собираетесь покупать шины для шоссейных велосипедов размером более 25 мм, то необходимо убедиться, что ваша рама и вилка имеют для этого достаточный зазор по ширине.
Ещё не так давно у большинства шоссейных велосипедов был зазор только до 25-миллиметровых шин, поэтому, если ваш велосипед относительно не новый, то, к сожалению, вы не сможете перейти на шину 28 мм или шире.
Что такое TPI?
В корпусе с более низким TPI используют меньшее количество более толстых нитей, тогда как корпус с более высоким TPI содержит большее количество более тонких нитей.
Как правило, покрышки с более высоким TPI более эластичны и обеспечивают более комфортное ощущение при езде и более низкое сопротивление качению. Однако за всё нужно платить, эти шины обычно менее прочные и более склонны к проколам, чем шины с более низким TPI.
Конструкция корпуса также является частью уравнения при определении общего сопротивления качению шины.
Что такое сопротивление качению?
Сопротивление качению, часто называемое «коэффициент сопротивления качению», представляет собой потерю энергии при езде шины по поверхности дороги.
На твёрдых покрытиях, таких как асфальтные дороги, потери могут быть связаны в основном с деформацией шины и трением между поверхностью и протектором.
Сопротивление качению определяется рядом факторов, среди которых конструкция, состав резины, используемый для протектора, давление в шине, а также ширина шины и протектора. Подробнее читайте ниже.
Как правило, для использования на шоссе вам нужна гладкая шина (или шина с минимальным протектором) с гибким корпусом, накачанная до высокого (но не слишком высокого) давления.
РУКОВОДСТВО ПОКУПАТЕЛЯ ШИН ДЛЯ ШОССЕЙНОГО ВЕЛОСИПЕДА
Что мне искать в шине?
Идеальная велосипедная шина будет сверхлёгкой, полностью устойчивой к проколам и быстрой. К сожалению, такой шины не существует, поэтому обычно приходится довольствоваться максимум двумя из трёх этих параметров.
Выбор шин в конечном итоге должен зависеть от типа езды. Например, если большую часть времени вы проводите на просёлочных дорогах с гравием или в поездках по неровным городским дорогам, вам будет лучше выбрать шины, которые делают упор на защиту от проколов, пожертвовав в какой-то мере скоростью и весом.
Напротив, если вы часто ездите по гладким, без мусора и сухим хорошим дорогам, то лёгкие и быстрые гоночные шины будут для вас лучшим выбором.
Соотношение веса, защиты от проколов и сопротивления качению для большинства шин вы можете узнать, прочитав соответствующую информацию на упаковке или на сайте производителя.
Типы шин
Шины для шоссейных велосипедов бывают трёх типов: клинчерные, бескамерные и трубчатые.
Ваш шоссейный байк, вероятно, катит на клинчерных покрышках, потому что в настоящее время это самый распространённый тип шин. Они имеют открытый корпус, в котором находится отдельная внутренняя камера, и удерживаются на колесе зацепами обода.
Есть два типа клинчеров: со складными и жёсткими бортами. Разница заключается в материале, из которого изготовлен борт (часть, которая непосредственно прилегает к ободу).
Складные клинчеры дороже, но они легче и их значительно проще снимать с обода или монтировать на него. То, что они складываются, не слишком важно для езды, но обычно такие шины имеют немного меньшее сопротивление качению.
В течение некоторого времени бескамерные шины были основным выбором в мире маунтинбайка, а теперь они пришли и в шоссейный велоспорт.
Как следует из названия, в бескамерных шинах камера не используется. Они очень похожи на обычные клинчеры, но шина и специальный обод сделаны так, что герметично уплотняются друг с другом, чтобы обеспечивать воздухонепроницаемость и оставаться накачанными, как шины на большинстве современных автомобилей.
Такое герметичное соединение не достичь ни с одним старым ободом и шиной. Для бескамерной установки требуются не только специальные бескамерные шины (которые имеют специальный устойчивый к растяжению борт) и ободья, но и специальный клапан, вязкая жидкость-герметик и специальная ободная лента.
Идея в том, что отсутствие внутренней камеры снижает вес и сопротивление качению, а также можно использовать более низкое давление в шинах, не опасаясь пробить камеру, что даёт более комфортную езду и большее сцепление с дорогой.
Добавление герметика помогает устранить проколы от небольших острых предметов. Это особенно полезно для шин, предназначенных для езды по бездорожью и чувствительных гоночных шин, в которых используется тонкий корпус и нет дополнительного слоя от проколов, чтобы снизить сопротивление качению до абсолютного минимума.
Если прокол невозможно устранить при помощи герметика (например, потому что он слишком велик), у вас всё равно есть возможность установить внутреннюю камеру.
Бескамерные шины также намного сложнее устанавливать, поскольку для создания герметичной конструкции требуется быстро прижать борта к ободу, для чего при накачивании нужно подать большой объём воздуха за короткое время, и вам может понадобиться воздушный компрессор или специальный импульсный насос, чтобы успешно установить такую шину.
Некоторые бренды даже начинают выпускать бескамерные ободья для шоссе без зацепов. То есть, такие шины уже подходят лишь для бескамерного использования, поскольку обычные клинчеры (имеющие более эластичный борт) требуют зацепы для бортов, чтобы они не соскочили с обода при накачивании.
В трубках внутренняя камера интегрирована непосредственно в шину, которая затем приклеивается к трубчатому ободу. Несмотря на развитие технологий бескамерных шин, трубки по-прежнему используются большинством профессиональных гонщиков.
В отличие от ободьев, предназначенных для клинчеров, трубчатые ободья не имеют внутри боковин-зацепов для крепления шины. Чтобы надёжно держаться на ободе, трубки полагаются на давление в шинах и клей.
Некоторые гонщики по-прежнему предпочитают трубчатые шины, утверждая, что они обеспечивают превосходное ощущение езды. Во многом это можно объяснить тем, что до недавнего времени многие производители шин выпускали свои самые быстрые шины только в трубчатой форме.
Ощутимое преимущество трубчатых систем для шоссе состоит в том, что сопоставимые трубчатые ободья могут быть намного легче, чем ободья клинчерные или бескамерные. Это делает их чрезвычайно популярными среди одержимых лёгкостью велосипеда и фанатов горной езды.
Второе, довольно специфическое, преимущество заключается в том, что на трубчатых шинах можно ездить даже после прокола. В отличие от клинчеров, они не отделяются от обода, поэтому гонщик всё же может продолжить езду до тех пор, пока проколотое колесо не будет заменено, что жизненно важно в профессиональных гонках, особенно таких как «Париж-Рубе», где проколы очень распространены.
Недостатки трубчатых колёс, которые обычно важнее для обычных велосипедистов, чем для профессионалов, велосипеды которых обслуживают механики, заключаются в том, что необходимость приклеивать шины к ободу делает их монтаж трудоёмким (хотя клеящая лента для трубок несколько облегчает эту работу), а устранение проколов во время езды становится очень сложным.
У вас есть два варианта: использовать для накачивания баллончик CO2 с герметиком и надеяться, что он сможет закрыть отверстие, или оторвать проколотую трубку и заменить её другой, что означает езду с запасной трубкой.
Приклеить трубку тоже не так-то просто. Эта работа требует умения, внимания к деталям и большого терпения, ведь небрежность здесь может привести к тому, что шина соскочит с обода и станет причиной аварии.
Выше мы уже упоминали о том, что сопротивление качению шины определяется множеством факторов. Давайте рассмотрим их подробнее.
Конструкция шин
Шины с более тонким протектором и корпусом с более высоким TPI, как правило, более эластичны и, следовательно, требуют меньше энергии для деформации. Это значит, что теряется меньше энергии на гистерезис (явление, при котором шина, соприкасаясь с дорогой, деформируется с запаздыванием, а потом с запаздыванием возвращается (отскакивает) в первоначальную форму из-за внутреннего трения в своих компонентных материалах; во время деформации теряется энергия, раскручивающая колесо), что снижает сопротивление качению.
Точный состав резиновой смеси, используемой в протекторе шины, также имеет большое значение. Для уменьшения потерь на трение и гистерезис используются такие добавки, как диоксид кремния или графен, но каждый производитель очень тщательно следит за своим собственным точным рецептом и хранит его в тайне.
Увеличение толщины протектора и добавление полос или слоёв для защиты от проколов также может повлиять на сопротивление качению за счёт увеличения количества энергии, необходимой для деформации шины.
Скорость или защита?
Самые быстрые шины сочетают в себе гибкий корпус, тонкий протектор и резиновые смеси с низким коэффициентом трения. Недостатками этих шин, как правило, являются значительно сниженная защита от проколов и небольшой срок службы.
Шины с более толстым протектором и жёстким корпусом будут медленнее, но вы получите лучшую защиту от проколов и более длительный срок службы.
По этой причине многие гонщики переходят на более жёсткие и более защищённые шины зимой, когда сопротивление качению заботит меньше, чем перспектива устранения проколов в холод.
Это давно избитое клише, но всё же верно, что нет ничего медленнее, чем прокол. Шины для гонок на время вряд ли станут лучшим выбором для тренировок, спортивных состязаний на длинные дистанции или поездок на работу. Выбирайте шины, которые обладают правильным балансом характеристик для ваших личных потребностей.
Ширина шины
Главное, что вам нужно знать, это то, что более широкие шины, как правило, быстрее и удобнее.
Это потому, что при одинаковом давлении более широкие шины имеют более короткое пятно контакта с дорогой, чем узкие шины, что снижает деформацию шины и, соответственно, уменьшает сопротивление качению.
Конечно, в действительности мы, как правило, используем более широкие шины при более низком давлении, что может нивелировать некоторое преимущество в сопротивлении качению, но с более широкой шиной вы также получаете повышенный комфорт и сцепление с дорогой, что имеет большое значение.
Недостатками становится то, что более широкие шины увеличивают вес и аэродинамическое сопротивление, а это значит, что им требуется больше энергии для ускорения и продвижения сквозь воздушный поток. Однако на скорости, с которой ездит большинство из нас, преимущества более широких шин перевешивают эти незначительные потери.
Всё это имеет весомое значение только на более высоких скоростях, наблюдаемых в гонках на время или на треке (потому что чем быстрее вы едете, тем большее значение приобретает аэродинамика), но с современными колёсами, которые теперь сконструированы под шины диаметром 25 мм или шире, остаётся мало причин выбирать ширину шин 23 мм или уже.
Давление в шинах
На идеально гладкой поверхности, такой как роликовый станок или велотрек в помещении, более высокое давление означает меньшую деформацию шины и, следовательно, меньшее сопротивление качению.
Но, как хорошо известно большинству людей, в реальном мире дороги, по которым мы на самом деле ездим, не совсем гладкие. Действительно, если вы присмотритесь даже к самой ровной дороге, она будет полна мелких ямок и неровностей.
По этой причине шины, работающие под слишком высоким давлением, имеют тенденцию отскакивать от поверхности дороги. Это может показаться быстрым, но на самом деле это замедляет вас, потому что энергия, которую вы прилагаете на педали, не способствует движению велосипеда вперед, когда шина не касается земли.
Снижение давления в шине позволяет ей действовать как своего рода системе подвески, больше времени удерживая резину в контакте с дорогой, при этом тратится меньше энергии.
Необходимо найти правильный баланс между достаточно высоким давлением, чтобы сделать деформацию шины минимальной, и достаточно низким, чтобы поглощать вибрации и поддерживать контакт резины с поверхностью, по которой вы едете.
К сожалению, жёсткого правила, определяющего, какое давление необходимо именно вам, нет, потому что это зависит от ряда факторов: по какой местности вы катаетесь, какие колёса и шины вы используете и сколько вы весите.
Внутренние камеры и бескамерные
Внутренняя камера в клинчере или трубчатой системе также является источником некоторых потерь на трение и гистерезис.
Более тонкие и лёгкие камеры обычно улучшают качение, поскольку в них меньше материала, который нужно деформировать, а это значит, что они более гибкие.
Латексные камеры, хотя и более дорогие, чем стандартные бутиловые, обладают меньшим сопротивлением качению, поскольку латекс более эластичен, чем бутил, и требует меньше энергии для деформации.
Также стоит учитывать, что количество герметика, добавляемого в систему бескамерных шин, влияет на сопротивление качению (добавление герметика больше, чем необходимо, увеличивает сопротивление качению), поэтому рекомендуем точно следовать инструкциям производителя.
Анатомия шины
Борт: это то, что удерживает клинчерные и бескамерные шины на ободе колеса. Давление воздуха внутри шины выталкивает борта наружу, заставляя их цепляться за обод. Колеса с ободом без зацепов требуют использования покрышек с бортом, предназначенным для бескамерных шин, поскольку борта стандартных клинчерных покрышек могут сорваться с обода при накачивании.
Корпус: это тканевая основа, «сплетённая» вокруг бортов, которая составляет основную часть шины. Если в подавляющем большинстве шин используется нейлоновая ткань, то в более дорогих моделях может использоваться хлопок или даже шёлк. Значение количества нитей на дюйм (TPI) в корпусе имеет большое влияние на качество езды. Шины с низким TPI имеют более толстые нити, что вызывает большее сопротивление качению, но делает шину более устойчивой к проколам. В свою очередь, в шинах с высоким TPI используется более тонкие нити для меньшего сопротивления качению и меньшего веса, но такие шины более восприимчивы к проколам.
Боковина: резина, нанесённая по сторонам корпуса между протектором и бортами. Каждая шина имеет различный состав резины и толщину в зависимости от её назначения.
Протектор: это резина, которая непосредственно контактирует с дорогой. Он толще боковины и иногда имеет трёхмерный рисунок. Рисунок протектора – вопрос дискуссионный и многие утверждают, что шинам шоссейных велосипедов протектор не нужен совсем. Однако, по мнению, например, финской компании Wheel Energy, из-за разнообразия текстуры любого дорожного покрытия, некоторые рисунки протектора обеспечивают ощутимое механическое сцепление с поверхностью. Недавние испытания показали даже, что рисунок протектора может также влиять на аэродинамические характеристики шин.
Как часто следует менять шины?
Жёсткого правила для принятия решения о замене шины не существует. На некоторых шинах есть индикаторы износа (обычно ямка или бороздка на протекторе), которые исчезают по мере стирания протектора. Как только они пропадают, пора заменить шину. В большинстве случаев эти индикаторы довольно хорошо указывают на то, сколько ресурса осталось у ваших шин, но они не идеальны.
На шинах, у которых нет подобных маркеров, обратите внимание на повреждения и порезы на протекторе и боковинах, «квадратный» протектор или стёртую плоскую часть в середине шины, а также на любые неровные уплотнения или выпуклости. Если порезы и повреждения настолько глубоки, что вы можете видеть ткань корпуса под ними, или вы постоянно страдаете от проколов, пришло время заменить шину.
Клинчерные колеса что это такое
Хорошие колёса для шоссейного велосипеда, при наличии качественной рамы, бесспорно, будут лучшим апгрейдом вашего стального коня.
Будучи средством, приводящим систему в действие, колеса должны иметь качественные и надежные втулки, высокую жесткость для точности траектории, должны держать высокое давление в шинах, обеспечивать качественное торможение, а также при всем этом иметь настолько легкий вес, насколько возможно.
Обновление до колесной пары, которая достигает именно этих свойств в более полной мере, может вдохнуть в ваш велосипед новую жизнь. Улучшения могут также включать большую скорость, более чувствительные тормоза или просто легкий вес – то, что помогает и в ускорении, и в замедлении.
Выбор новых колес может поставить покупателя в тупик, т.к. вариантов тысячи. Эта инструкция поможет вам узнать, на что обращать внимание при выборе колес, разбираться в разных характеристиках и понимать общие термины.
Анатомия колеса шоссейного велосипеда
• Втулка – Колесо вращается вокруг втулки, расположенной в его оси. На заднем колесе присутствует механизм фрихаб (если только у вас не фикс), который позволяет байку катиться произвольно и ускоряться при надавливании на педали. Втулка включает в себя ось, которая является точкой крепления колеса к велосипеду.
• Спицы – Отрезки проволоки или чего-то похожего, которые соединяют втулки с ободом. При выборе важно как количество спиц в колесе, так и материал из которого они изготовлены.
• Пистоны – Спицы вдеваются в специальную гайку, называемую пистоном. Большинство колёс можно выпрямить, регулируя натяжение спиц через пистон.
• Обод – обод держит шину и обеспечивает тормозную поверхность на велосипедах с ободными тормозами.
Какой тип шоссейных колёс нужно покупать?
Сейчас, когда шоссейные велосипеды получают назначение в соответствии с их использованием (гоночные, эндуренс, аэро, туристические и т.д.), колеса для них подразделяют на такие же категории. Зная предпочитаемый вами тип езды и ваши предпочтения в отношении колес, можно упростить ваш выбор и сэкономить время.
Колеса для подъемов
Вес вращающегося колеса особенно сильно ощущается на подъеме, поэтому обычно для этих целей колеса делают легковесными. Такие колеса зачастую имеют узкопрофильные обода и небольшое количество спиц. При весе до 1,5 кг и без претензий на аэродинамику колесо можно отводить в категорию «для подъема». Если бюджет не ограничен, вес суперлегкого сета колёс должен варьироваться между 900 г и 1300 г.
Аэродинамические колёса
Аэродинамические колёса быстро набрали популярность среди тех, кто стремится к так скажем «профессиональному виду». Для них характерны обычно более глубокие обода с глубиной от 30 мм.
В последние годы аэродизайн усовершенствовался, и колёса средней глубины теперь, как и модели с более глубоким ободом также гарантируют баланс между низким весом, качеством езды и возможностями лучшего исполнения в езде против ветра.
Аэродинамические обода часто изготавливают из карбонового волокна, чтобы обеспечить их легкость. Однако, бюджетный вариант, скорее всего будет из алюминия, и поэтому будет тяжелее.
Аэродинамические колёса с глубоким ободом
Когда приоритетом становится скорость, 50-мм (или более) обода прорезают воздух с меньшей турбулентностью. Однако, дополнительная глубина может стать причиной проблем при езде на высокой скорости против ветра, а также часто влечёт за собой дополнительный вес, и поэтому колёса с ободами средней глубины становятся популярным компромиссом, если речь не идёт о тайм триалах или скоростных спринтах.
Те, кто катаются на глубоких аэродинамичных колесах, чаще всего имеют набор тренировочных колёс для повседневного использования, вне самих гонок.
Тренировочные колёса
Поскольку обода имеют свойство изнашиваться со временем от трения тормозов, лучшим вариантом станут тренировочные колёса из сплава. Стандартные наборы колёс, в которых замена спиц и ободов относительно недороги – станут хорошим выбором. Основные бренды предлагают бюджетные варианты колёс довольно прочных и с недорогими сменными комплектующими.
Для такого типа колес ожидается, что их вес, при довольно приемлемой цене, будет 1,5 – 1,8 кг. Бюджетный набор будет уже весить 1,9 кг и выше.
Колёса для туристического велосипеда
Езда по бездорожью и лесным тропкам, набирающая все большую популярность, сопровождается похожими требованиями к наборам колёс. Колёса должны быть просты в обслуживании и достаточно прочны. Для таких целей лучшим выбором станут колёса с большим количеством спиц (28-32).
Какой тип покрышек подойдет моим колёсам?
Существует три типа покрышек для шоссейных велосипедов, и каждый из них требует определённого специфического обода.
Клинчерные покрышки
Термин ‘clincher’ относится к стандартным покрышкам, которые используют отдельную внутреннюю камеру для удержания воздуха. Это наиболее часто встречающийся тип колёс для шоссейного велосипеда. В общем, если тип покрышки не указан, то можно считать, что это клинчерные.
Трубчатые покрышки
Трубчатые покрышки не представляют из себя никакого новшества. Они также используют внутреннюю трубку, интегрированную в саму покрышку, которая в дальнейшем приклеивается к ободу.
Поэтому очевидно, почему трубчатые покрышки лучшие для гонок. Хотя они остаются стандартом в профессиональных гонках, уже не так много велосипедистов могут запросто (или относительно просто) поменять их при внезапном проколе на дороге.
Бескамерные покрышки
Бескамерные обода – еще одна инновация, приобретающая все больше статус общеупотребимых.
Бескамерная технология хорошо укрепилась в горном велоспорте, в том числе среди многих известных велосипедных брендов.
Бескамерная покрышка – это воздухонепроницаемая клинчерная система без какой-либо внутренней камеры.
Материалы ободов шоссейных колёс
Современные шоссейные обода изготавливаются из двух материалов: карбоновое волокно или алюминий. Алюминий обычно используют в бюджетных и недорогих колесах. Карбоновое волокно стало стандартом для профессиональных гоночных колес, в которых абсолютным преимуществом является жесткость и легкость.
Алюминий по-прежнему задаёт стандарты для торможения, хотя карбоновые обода все время достигают успеха в этой области.
Диаметр шоссейных колёс
Стандартный размер обода шоссейного велосипеда 700с, что обозначает приблизительно взятые замеры диаметра колёса вместе со вставленной покрышкой. Редко когда современные шоссейники выходят за рамки этого размера колеса.
Если вы вблизи рассмотрите покрышку шоссейного велосипеда, вы увидите цифры, например, 23-622 или 25-622. Это международный стандарт размеров покрышек, первые цифры которого обозначают ширину покрышки(23с, 25с), а вторые – в данном случае 622 – это диаметр по кромке покрышки (BSD), созданный для сочетания с оболами 700с.
Ширина обода шоссейного велосипеда
Хотя 622мм – промышленный стандарт диаметра покрышки, в ширине обода такого стандарта нет. В последнее время наблюдается тенденция в сторону более широких ободов, т.к. они позволяют использовать более объемные шины и более жесткие колёса, что в свою очередь обеспечивает более комфортную езду, улучшенный контроль, более низкое сопротивление в движении и возможность более активной езды в целом. Для гоночных велосипедов более широкие обода становятся и более аэродинамичными.
Вводит в заблуждение то, что некоторые бренды берут за основу ширину внешней стороны обода, а другие – внутренней. Если считать по внутренней стороне, ширина до 14 мм считается очень узкой, а 19 мм и больше – широкой, а все, что между 14 и 19 мм – подходит под размер покрышек 23-25с.
Размеры оси
Если ваш велосипед был выпущен в последние 20 лет и у него ободные тормоза, скорее всего ширина задней оси эксцентрика будет 130 мм (указывается 130mm QR или 130x9mm), и 100 мм (100 QR, или 100x9mm) передняя.
Однако, появление дисковых тормозов спутало все карты, и теперь для велосипеда с дисковыми тормозами существует множество стандартов, многие из которых заимствуются от горного велосипеда. Чтобы уточнить, какие стандарты используются на вашей модели, лучше узнавать это у производителя вашего велосипеда.
Совместимость трансмиссии с фрихабом
Расположенный на правой стороне задней втулки, именно фрихаб держит кассету трансмиссии и позволяет управлять задним колесом. Хотя вопросы совместимости большинства 11-скоростных кассет остались в прошлом, нужно быть осторожным в вопросе совместимости бренда задней втулки с брендом вашей кассеты.
Фрихабы Shimano
Эта шлицевая система не менялась на протяжении 20 лет, за исключением 11-скоростной с более широкой задней втулкой. Последние совместимые с Shimano 11-скоростные колёса включают фрихаб для использования с 8-, 9- или 10-скоростной кассетами.
Если у вас 11-скоростная трансмиссия, вам следует убедиться, что колёса совместимы с ней.
Можно купить кассету, которая позволяет использовать 11-скоростную трансмиссию с 10-скоростными колёсами. Такая возможность есть у Token, Edco и другие. Просто знайте, что они вообще более дорогостоящие.
Убедитесь, что фрихаб соответствует вашей трансмиссии – играют значение количество звёзд и бренд. Например, Shimano на 10-скоростных колесах 2011-го года. Им подходила только более узкая 10-скоростная втулка с более высокими шлицами.
Кассеты SRAM используют шлицевую систему Shimano, поэтому они вполне взаимозаменяемы. Исключение здесь составляет новый специфический 1х11 XD-Driver от SRAM, у которого есть свои особенные стандарты.
Фрихаб Campagnolo
Диаметр втулки и шлицов фрихабов Compagnolo очень отличаются от этих элементов у Shimano/SRAM. Если у вас система звезд Campagnolo, убедитесь, что ваш фрихаб соответствует ей.
Дизайн и долговечность задних втулок
Внутренние механизмы втулок очень сильно варьируются от бренда к бренду и, как и любой механизм, требует использования определенных смазочных материалов и обслуживания вообще. Более дорогие дизайны позволяют делать менее дорогостоящее обслуживание механизма и иметь лишь небольшое количество незамысловатых инструментов. Некоторые более дешевые дизайны не всегда предусматривают дешевое обслуживание, в то время как определенные бренды (как Shimano) рекомендуют при износе выполнять замену всей втулки полностью.
Тормозные системы шоссейных колес
Ободные тормоза долгое время были стандартными для шоссейников. Но, как указывалось выше, дисковые системы тормозов, технологии, предпочтенные автомобилями, мотоциклами и горными велосипедами, быстро становятся популярными среди шоссейных велогонщиков.
И хотя большинство колес все еще проектируются под ободные тормоза, как вариант вы можете выбрать дисковые тормоза.
Колеса шоссейника с ободными тормозами
Многие колеса шоссейных велосипедов все еще проектируются под ободные тормоза, т.е. обода предусматривают устойчивую тормозную поверхность.
По прошествии времени и постоянном использовании тормозов в грязную погоду износятся не только тормозные колодки, но и сами обода. Износ тормозной дорожки может стать опасным, т.к. при высоком давлении шоссейных шин обод может треснуть и порваться. Проверяйте обод на наличие на его поверхности мелких ямочек и трещин – это показатели износа. Когда они начинают исчезать, самое время менять обод или колесо.
Карбоновые обода обычно менее долговечны и не служат так долго и надежно, как алюминиевые обода – особенно в сырую погоду. Помните об этом, если собираетесь приобрести карбоновые колеса для повседневного использования.
Шоссейные колеса с дисковыми тормозами
Для колес с дисковыми тормозами характерно наличие хаба с креплением для дискового ротора. Из-за большего веса эти роторы оказывают более сильное воздействие на колесо при торможении, поэтому в колесах с дисковыми тормозами количество спиц увеличено. Последние дизайны колес под дисковый тормоз полностью устраняют поверхность для ободного торможения и модифицируют этот по традиции металический участок для снижения веса.
Дисковые тормоза быстро набирают популярность среди непрофессионалов. На фото шлицевая система Shimano Centerlock крепления ротора дискового тормоза. Еще одна система – шести-болтовое крепление.
При покупке колес с дисковыми тормозами стоит помнить, что существует два типа роторных креплений: Center Lock и 6-bolt. Center Lock – это шлицевая система от Shimano, которая при использовании адаптера может также использовать роторы 6-bolt. Хабы 6-bolt могут подходить только под роторы 6-bolt.
Спицы
Спицы соединяют втулку с ободом. Вообще, колеса с бОльшим количеством спиц прочнее и служат дольше, но они также и весят больше.
Обычно спицы изготавливают из кусочков нержавеющей стальной проволоки холодной ковки с добавлением нити. Некоторые высококачественные колеса могут иметь алюминиевые спицы, карбоно-волоконные или даже титановые.
Когда речь идет о качественном изготовлении колес, критичным вопросом является правильное натяжение спиц. Если сильно недотянуть, спицы могут раскрутиться, и постоянное сгибание приведет к поломке спиц или треснутым ободам. Если сильно перетянуть, то повышается риск, что обод треснет в месте крепления спицы.
Покупка шоссейных колес б/у
Колеса могут быть очень дорогостоящими, но всегда можно воспользоваться предложениями на рынке б/у товаров. Но также, как и при покупке велосипеда, при выборе колес, бывших в использовании, критически важно знать их историю использования и ремонта. Во-первых, необходимо проверить, не погнуто ли оно. Крутните его и посмотрите, не изгибается ли оно. Также проверьте на наличие любых «отклонений» в профиле обода.
• Обода – Проверьте на износ тормозную поверхность – она должна быть ровной и без каких-либо вогнутостей. Затем проверьте весь обод на наличие трещин, особенно вокруг спиц.
• Спицы – убедитесь, что все спицы ровные и без вмятин и царапин. Сожмите по две спицы вместе – каждая должна давать ощущение жесткости. Любое несоответствие – признак изогнутости обода, который удерживается в форме натяжением спиц.
• Втулки – Подшипники должны крутиться свободно, без перескакиваний или щелчков. Фрихаб должен продолжать вращаться, когда вы продолжаете вращать колесо. Дважды проверьте соответствие фрихаба системе звезд (как упоминалась выше).