Климатические проекты что это
Климатические проекты что это
Статья 9. Климатические проекты
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты.
2. Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Сведения о климатических проектах включаются в реестр углеродных единиц.
4. Для выпуска в обращение углеродных единиц результаты реализации климатических проектов, содержащиеся в отчете о реализации климатического проекта, подлежат верификации. Форма такого отчета и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Верификация результатов реализации климатических проектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
6. Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.
7. Выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.
8. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Правительство Российской Федерации вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.
2020 год в климатическом проекте Greenpeace
2020 год почти закончился, а значит, пришло время подводить итоги. Всем нам пришлось подстраиваться под новую реальность с бесконечными встречами в Зуме, работой из дома и меняющимися день ото дня прогнозами. А о потерях не стоит и говорить — с этим столкнулись многие, в том числе и наша организация.
Поэтому было бы проще составить список — чего нас лишил 2020, но мы решили вспомнить хорошее. Оказалось, что для климатического проекта это был насыщенный событиями год, который удался только благодаря вашей поддержке.
1. Начнём с того, что именно в 2020 году Greenpeace в России запустил климатический проект
Это стало исторической точкой отсчёта для российского офиса. Команда сделала несколько крупных проектов, а климатический кризис, благодаря усилиям самых разных организаций, стал темой, которую обсуждают на всех уровнях.
2. Greenpeace создал мультимедийный проект РРРЕАКЦИЯ , о котором вы наверняка слышали из большинства СМИ
3. Зелёный курс России
Помимо этого, Greenpeace запустил петицию за зелёный выход из кризиса, которую подписали свыше 100 тысяч жителей России. Эти подписи помогли привлечь внимание к теме на самом высоком уровне: мы смогли представить «Зелёный курс России» в СПЧ, а также обратить внимание федеральных органов власти на попытки ослабления природоохранного законодательства со стороны крупного бизнеса в период пандемии.
4. Глобальная углеродная нейтральность
Тем временем всё больше стран отказывается от ископаемого топлива и планирует достигнуть нулевых выбросов парниковых газов к 2050-2060 году. Этот год стал поворотным в переходе стран на зелёную модель экономики.
Уже сейчас крупнейшие экономики мира ставят для себя амбициозные планы по достижению нулевых выбросов парниковых газов к середине века:
Особенно важно отметить политику ЕС, который продолжает разрабатывать документы, необходимые для реализации «Европейского зелёного курса». В его основе — амбициозное зелёное восстановление экономики.
5. Реагирование на экологические катастрофы
Эксперты Greenpeace организовывали экспедиции на места катастроф, отбирали и испытывали пробы в сотрудничестве с крупными лабораториями. Также мы запустили петицию против грязных технологий, которую подписало свыше 200 тысяч человек.
6. Климатический активизм
А 25 сентября Москва присоединилась к международной акции в поддержку климата. Активисты Fridays For Future совместно с Greenpeace в России провели танцевальный флешмоб в постановке хореографа Мариам Нагайчук.
Как видите, год был продуктивным. Но ничего этого не произошло бы без вашей поддержки. Мы благодарим вас за каждую подпись петиции, пожертвования и посты в социальных сетях. Пусть 2021 год будет лучше, а наши новости — дадут надежду на позитивные изменения в вопросах климата. Спасибо, что были с нами.
Климатический проект
Чем занимается климатический проект
Цель нашего проекта — добиться от государства и бизнеса реального снижения выбросов парниковых газов во всех секторах экономики (включая нулевые чистые выбросы к 2050 году) благодаря переходу России на Зелёный курс, а также способствовать внедрению климатически дружественного образа жизни в обществе.
Климатический проект занимается широким спектром тем:
Как мы работаем
Рассказываем о климатическом кризисе простым языком
Создали первый в России веб-сериал о климатическом кризисе РРРЕАКЦИЯ, который озвучили известные люди: актриса Варвара Шмыкова, актёр Юра Борисов, музыкант Илья Лагутенко, актёр Никита Ефремов, ведущая Мария Ивакова, певица Монеточка, комик Андрей Бебуришвили, кинокритик Антон Долин, режиссёр Александр Фёдоров и другие.
Требуем перехода России на Зелёный курс
Остаётся всё меньше время для активных действий, которые замедлят климатический кризис. Именно поэтому в сентябре 2020 года Greenpeace представил программу «Зелёный курс России», которая предлагает конкретные шаги для перехода нашей страны на зелёные технологии.
Ключевая идея Зелёного курса — достигнуть нулевых выбросов парниковых газов уже к 2050 году.
Эта цель соответствует рекомендациям учёных и целям Парижского соглашения по удержанию роста средней глобальной температуры в пределах 1,5 °C.
Подобные меры уже внедряются в других странах: в 2019 году Евросоюз официально принял свой Зелёный курс в качестве главной стратегии развития. Цель по достижению углеродной нейтральности также установили в США, Великобритании, Южной Корее, Японии, Китае и даже в странах СНГ, например, в Казахстане и Узбекистане.
Объединяем усилия
Работаем с экспертами, бизнес-ассоциациями и общественными движениями, вовлекаем их в коалицию за Зелёный курс на одноимённой платформе. Уже двадцать одна организация оставила свои предложения по зелёному курсу на платформе. Взаимодействуем с региональными и федеральными властями, продвигаем предложения по переходу на устойчивые зелёные подходы и технологии.
Катастрофа в Норильске, которая произошла в мае 2020 года — яркий пример безответственного отношения промышленников к природе. Тогда в почву и воду попало больше 20 тысяч тонн нефтепродуктов, что стало крупнейшей аварией за Полярным кругом. Мы не хотим, чтобы подобные аварии повторились в будущем, поэтому предлагаем системные изменения, в том числе постепенный отказ от ископаемого топлива и переход к климатически дружественной политике.
Помогаем уменьшить личный углеродный след
Эксперты Greenpeace разработали уникальный калькулятор углеродного следа, с помощью которого можно подсчитать, как сильно образ жизни отдельного человека может влиять на климат.
Для создания калькулятора Greenpeace проанализировал большой объём данных, а также аналогичные сервисы и разработал собственный алгоритм подсчёта углеродного следа человека в части энергопотребления в быту и городского транспорта.
Калькулятор подсчитывает углеродный след в тоннах CO₂ и показывает, из чего он складывается, а чеклист даёт советы, как можно сократить своё влияние на планету уже сейчас.
Приглашаем наших сторонников стать участниками климатического движения
Расскажите, свидетелем каких климатических аномалий были лично вы, добавьте свою историю на карту КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ
Подпишите петицию за Зелёный курс
Мы будем рады, если вы поможете нашему проекту развиваться и добиваться целей.
Углерод упакуют в отчеты
Климатические проекты обретают первые очертания
Минэкономики разработало правила реализации климатических проектов в России — их критерии, порядок и форму отчетности. Эксперты отмечают соответствие этих документов международным стандартам — указывая, впрочем, на то, что результаты таких добровольных проектов компаний нельзя будет использовать для компенсации выбросов в рамках готовящегося трансграничного углеродного регулирования Евросоюза.
Минэкономики подготовило проекты трех ведомственных приказов, определяющих правила реализации климатических проектов. Напомним, в соответствии с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» компании могут запускать добровольные проекты по снижению выбросов и повышению поглощения парниковых газов (см. «Ъ» от 2 июня). Документы Минэкономики проясняют критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также вводят форму отчета об их реализации.
Указано, что климатическими могут считаться проекты, которые направлены в том числе на достижение целей Парижского соглашения, приводят к сокращению выбросов или к увеличению их поглощения, соответствуют принципам и целям устойчивого развития и являются дополнительными по отношению к обязательным требованиям законодательства РФ.
Относить проекты к климатическим будут аккредитованные верификаторы, которым компании будут представлять документы о планах реализации инициатив (или уже о ходе их исполнения). О положительном решении верификатора компания сообщит оператору реестра углеродных единиц. Отчеты о реализации климатического проекта (также верифицируемые) компании будут сдавать Минэкономики и оператору реестра.
«На сегодняшний день сформирована система стандартов, которая позволит присваивать статус углеродным проектам. Росстандарт до середины ноября утвердит все процессы. И начиная с конца года появится возможность аккредитовать органы по верификации и валидации парниковых газов, — сообщил вчера министр экономического развития Максим Решетников в ходе своего визита на Сахалин.— Мы уже в 2022 году сможем начать процесс верификации климатических проектов по российским стандартам».
РСПП уже направил Минэкономики информацию о планируемых бизнесом климатических проектах.
Среди них — проект компании «Русал» по авиационной охране лесов от пожаров, проект группы СУЭК по повышению эффективности использования ископаемого топлива при замещении котельных объектами когенерации и проект компании «ЕвроХим» по утилизации выбросов СО2 в производственном процессе и применению инновационных удобрений.
По словам директора отдела операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Владимира Лукина, документы Минэкономики «вполне отражают требования международных стандартов и лучшую практику реализации климатических проектов». Директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин назвал документы «работоспособными», отметив важность включения в критерии вопросов охраны природы и социально-экологических аспектов.
Хотя результаты климатических проектов нельзя будет зачесть для целей компенсации углеродного следа в рамках предлагаемого ЕС механизма трансграничного углеродного регулирования, в перспективе эта работа «создаст основу для привлечения инвестиций и внедрения низкоуглеродных технологий», отметил Владимир Лукин.
Заместитель председателя комитета ТПП по экологии и природопользованию Олег Плужников полагает, что на климатические проекты и углеродные единицы спроса не будет.
«Законом „Об ограничении выбросов парниковых газов“, к сожалению, не создано никаких стимулов для реализации проектов на национальном уровне. Правовых условий для зачета результатов проектов при расчете углеродного следа нет ни в ЕС, ни в России, ни в других странах мира, а добровольные углеродные рынки работают исключительно на развивающиеся страны», — считает эксперт.
Минприроды разработало правила реализации климатических проектов
М инэкономики подготовило первую версию концепции российской системы климатических проектов. Она описывает правила реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в РФ, что, по мнению авторов, создаст условия для зеленых инвестиций и снижения углеродного следа российской продукции. Эксперты приветствуют появление документа, но говорят о необходимости полноценной национальной системы углеродного регулирования.
Минэкономики направило коллегам первый вариант концепции системы климатических проектов РФ (есть у «Ъ»). Пока документ носит описательный характер: за три месяца Минэкономики совместно с другими ведомствами и Банком России должны подготовить проект «дорожной карты» его реализации.
Суть концепции — описание подходов к реализации проектов снижения выбросов парниковых газов или повышения поглотительной способности экосистем российскими компаниями.
Основным эффектом должно стать «создание условий для привлечения зеленых инвестиций и снижения углеродного следа продукции» за счет разработки национальных стандартов климатических проектов и создания их национального регистра и российского реестра углеродных единиц (де-факто — результатов проектов, выраженных в тоннах СО2-эквивалента, которые можно продать или зачесть, все операции будут фиксироваться в реестре). В Минэкономики отмечают, что концепция «синхронизирована с законопроектом о госрегулировании выбросов парниковых газов и Парижским соглашением (ПС)», и надеются, что российская система «может быть увязана с механизмами ПС и другими национальными и международными реестрами углеродных единиц».
Напомним, глобальный рынок углеродных единиц начал формироваться во времена действия первого периода Киотского протокола (2008−2012 гг.). В 2015 году утвержден новый глобальный климатический договор — Парижское соглашение, экономические механизмы которого еще вырабатываются (см. «Ъ» от 17 декабря 2019 года). Пока в мире действует ряд региональных схем, в том числе в ЕС, ряде провинций Китая, ряде штатов США и Канады (как правило, в виде систем квот и углеродных рынков), и добровольные схемы.
Опрошенные «Ъ» эксперты в целом приветствуют разработку документа.
«Это уже очень хороший шаг вперед», — говорит глава программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин, предлагая дополнить концепцию возможностью региональных проектов и включить в нее их общественное обсуждение.
В РСПП (его представители участвовали в подготовке документа) отметили «важность и актуальность концепции», заявив, что «основной фокус в РФ должен быть сделан на создании возможностей для российских компаний использовать результаты климатических проектов для снижения оценки углеродоемкости своей продукции — в том числе как защиту от рисков возможного европейского трансграничного углеродного регулирования (см. „Ъ“ от 6 августа), для участия в будущих международных механизмах ПС и для внешнеэкономической деятельности». Для этого, по мнению представителей бизнес-ассоциации, национальные стандарты и методологии должны полностью соответствовать международным.
Руководитель направления «Зеленая экономика» Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка Сергей Семенцов также заявил «Ъ», что поддерживает концепцию: она даст «стимулы для отечественного бизнеса реализовывать проекты, в результате которых будут снижаться выбросы СО2».
Советник президента по климату Руслан Эдельгериев считает, что «в современных условиях рассчитывать на иностранные инвестиции без полноценного национального углеродного рынка, основой которого должна стать плата за углерод, наивно».
По мнению главы климатического направления в «Деловой России» Олега Плужникова, без национальной системы углеродного регулирования «разработка концепции напоминает попытку поставить телегу впереди лошади», а «мотивации для роста инвестиций в климатические проекты не просматривается». Директор Института глобального климата и экологии РАН Анна Романовская также полагает, что сначала «необходимо сформировать климатический блок внутренней политики и мер».