Кликушество что это такое на руси
Кликушество или одержимость бесами на Руси
В славянской мифологии и христианстве бес это зловредный дух, демон. С развитием церковных традиций представления о бесе в народной демонологии развивалось и расширялось.
Согласно поверьям, бесы могут не только являться людям, но и вселяться в них. На Руси последнее породило такое явление, как одержимость, бесноватость или кликушество.
Врач Н. Краинский в книге «Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни» (Новгород, 1900, с. 213) пишет: «Кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль».
Кликушество было распространено по всей России.
«Очень часто в разных местностях появлялись беснующиеся и кликуши: в особенности они селились там, где была какая-нибудь чудотворная икона или мощи святого, — вообще места, прославленные религиозной святостью. Кликушами они назывались оттого, что выкликали или кликали на кого-нибудь, то есть указывали, что такой-то их испортил. Припадки их усиливались также еще во время литургии» (Забылин М.).
Кликушеству были подвержены все возрасты от 12 лет до глубокой старости. Наиболее типичная форма припадка состоит в том, что кликуша начинает «кричать на голоса», произносит бессмысленные звуки с различной интонацией. Ее крик напоминает всхлипывания, голоса животных, собачий лай или кукареканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками.
Иногда кликуша сразу начинает выкрикивать определенные слова, например, она может кричать, что в нее насажали чертей, что ее «испортили», при этом она часто выкрикивает имя того, кто будто бы ее испортил. Припадок обычно не ограничивается одним криком.
«Порченая» падает на землю, начинает биться и метаться по сторонам с неудержимой силой; изо рта показывается пена, глаза становятся мутными. Это продолжается от 10 минут до 2—3 часов.
Подобные явления имели место и на Западе, и так же, как и в Западной Европе, в России они порой носили эпидемический характер.
«В хуторе Букреевском Екатеринославской губернии весною 1861 года на людях появилась болезнь, от которой заболевающие падают без чувств на землю и одни из них хохочут, другие плачут, некоторые лают по-собачьи и кукукают по-птичьи и в припадке болезни рассказывают, как они попорчены и кто еще через несколько суток будет поражен такою болезнью, причем некоторые из предсказаний скоро сбывались.
Пораженных такой болезнью 7 душ». Одна из таких эпидемий кликушества, развившаяся в 1879 году в деревне Врачево Тихвинского уезда Новгородской губернии, кончилась даже сожжением подозреваемой в “порче людей” крестьянки Игнатьевой.
Убеждение, что Игнатьева колдунья, находило себе поддержку в нескольких случаях нервных болезней, которым подвергались крестьянки той местности, где поселилась Игнатьева». (Бехтеров В. Гипноз. Донецк, 1999, с. 230—231).
Не понимая истинной причины кликушества, народ выработал свои меры лечения этого недуга. Один из общепринятых способов успокоения кликуш заключался в том, что на них надевали пахотный хомут, причем предпочтение отдавали такому, который снят с потной лошади. По мнению крестьян, баба, лежа в хомуте, охотнее укажет, кто ее испортил.
Хорошим средством считался ладан, собранный из 12 церквей и 12 раз в одно утро вскипяченный в чугунке и по ложечке слитый в штофы: этот настой давали пить больной. Кроме ладана признавалась целебной и даже оказывающей решающее действие на перелом болезни и изгнание беса, крещенская вода, освященная в прорубях рек и озер.
Не менее действенным считалось «отчитывание» кликуш священниками. По народным убеждениям, основанным на своеобразном толковании происхождения кликушества, страдающая этим недугом не может быть вылечена врачебным вмешательством: «порча» может быть снята тем же колдуном или ведьмой, или каким-либо другим, более сильным колдуном, или, наконец, путем чудесного исцеления при проявлении божественной благодати.
Отношение к кликушам было особое. Нередко им приписывали дар пророчества. В действительности же способность к ясновидению кликуш объясняется обостренностью их чувств во время припадка или же их особенно сильной внушаемостью.
Примечательно, что среди кликуш было немало и здоровых женщин, которые притворялись «порченными», преследуя те или иные цели. И в этом отношении весьма показателен царский указ о поимке кликуш и приводе в приказы для розыску от 7 мая 1715 года.
Несмотря на указ Петра I и официальное признание, что порчи не существует, кликушество в России не прекращалось. Это побудило императрицу Анну Иоанновну подтвердить указ 20 мая 1731 года. Однако и он, и последующие указы действия не возымели.
Так, в 1820 году в деревне Сибирцевой Уст-Тартеской волости Каннского округа проводилось следствие, начатое по ходатайству всего сельского общества о том, что крестьянка Дарья Горчакова и солдатка Афимья Бесстрашникова портят женщин и девок. Из числа испорченных 13 человек нередко приходили в беснование, икали, кричали по-птичьи, лаяли по-собачьи и кусали себе руки.
По заключению Каинского лекаря, «случающееся с сей жонкой беснование происходит не от порчи, а от недугу, печали, сетования, горести, излишней радости и при всех душевных возмущениях».
Так впервые было сказано об истинных причинах этого явления.
В. Бехтерев писал: «Кликушество, являясь своеобразным истерическим психозом, в значительной мере обязано своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа. Очевидно, что своеобразные суеверия и религиозные верования народа дают психическую окраску того болезненного состояния, которое известно под названием порчи, кликушества и бесноватости».
И еще: «Само по себе кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму благодаря воззрениям простого народа, допускающего возможность “порчи людей” различными способами со стороны мнимых колдунов и ведьм, что и приводит к развитию приступов истерии с разнообразными судорогами и кривляниями и с выкликаниями имен лиц, по мнению больных их испортивших, особенно во время наиболее торжественных молитвословий в церквах» (Бехтерев В., с. 235, 229).
Кликуши — провидицы или одержимые дьяволом?
В стародавние времена на Руси слово «кликать» означало «предсказывать будущее». Женщины-кликуши считались провидицами, и к их пророчествам относились довольно серьёзно.
Со временем отношение к кликушам изменилось, и их стали считать бесноватыми. Первые православные священники даже совершали над ними обряды экзорцизма. Но законно бороться с явлением кликушества начали в XVII веке. Кем были презираемые всеми женщины: больными, вещуньями или всё-таки одержимыми бесами?
Как становились кликушами
Женщин, бьющихся в припадках и выкрикивающих пророчества, в давние времена называли кликушами. Значение этого слова происходило от глагола «кликать» или «клечетать», то есть пророчествовать. Но время и меняющиеся общественные устои были неумолимы к кликушам. Примерно в XVI веке кликуш, или икотниц, стали считать одержимыми бесами. Тому было несколько причин.
Как правило, в кликуши записывали молоденьких девушек из хороших семей, подверженных припадкам. Но нередко икотницами были и женщины в возрасте. «Доказательством» того, что они одержимы бесами, было их поведение. Часто кликуши падали на землю и бились в конвульсиях. Кроме этого, во время припадков они могли издавать животные звуки и даже говорить чужими голосами, периодически икая. И чаще всего такие припадки случались рядом со священниками. Проявлялось кликушество у одержимых и в церквях, и во время крестного хода, совершаемого рядом с ними.
Нередко кликушество носило характер заразной болезни. Если в деревне появлялась кликуша, то вместе с ней становились одержимыми и другие люди. Чаще всего в этом обвиняли колдунов, якобы наведших на село порчу. Колдуны подвергались страшным наказаниям, в отличие от кликуш. К последним относились с презрением, но в то же время и со снисхождением. Считалось, что они сами не являются злом, а только лишь его жертвой. Но это нисколько не помешало православной церкви и властям расправляться с кликушами.
Церковь против кликуш
Впервые упоминание кликуши как бесноватой женщины было зафиксировано в 1606 году. Тогда был описан случай в Перми, где несколько женщин были одержимы икотой. А в 1666 году напечатали историю о неком мальчике, пошедшем в церковь и нашедшем калач, завёрнутый в платок. Когда мальчик откусил калач, на него напала икота. Очевидцы посчитали его икоту происками дьявола. Получается, что как раз в то время кликушество стали считать бесноватостью. И справляться с этим явлением предстояло священникам.
Чаще всего православные священники читали над бесноватыми женщинами специальные молитвы. Таким образом они проводили обряд экзорцизма. Но бывали и случаи, когда сами икотницы излечивали своих «коллег». Например, известно об одной кликуше, которая ударом по голове излечивала других кликуш. Впрочем, вполне вероятно, что она была простой шарлатанкой с компанией свой подельниц. Ведь нередко кликушами притворялись, чтобы избежать наказания или тяжёлой работы.
Законная борьба с икотницами
Первым в обмане кликуш заподозрил Пётр I. Во время его правления считалось, что имя, выкрикиваемое кликушей в припадке, было именем того, кто наслал на неё порчу. А после того, как над бесноватой проводили обряд экзорцизма, то и «колдуна» тоже пытали. Поэтому многие стали притворяться одержимыми, чтобы свести счёты с врагами. Тогда император издал указ о том, что и кликуш тоже нужно пытать. Случаи одержимости резко сократились, но не исчезли совсем.
В 1845 было издано Уложение о наказаниях. В нём кликушество было определено как умышленный обман. И согласно нему икотниц сажали на год за решётку. Совсем такими методами с бесноватыми расправиться не удалось. Упоминания о кликушах встречались и в XX веке и продолжают встречаться и в наши дни.
Кликуши
С самых древних времен люди верили, что в человека может вселиться бес. Такой несчастный как бы раздваивается: говорит то от себя, то от имени живущего в нем беса, или же с ним случаются припадки, во время которых он кричит по-звериному, бранится, богохульствует. На Руси и в восточной Белоруссии таких бесноватых называли кликушами, и чаще всего это были женщины, причем считалось, что кликуши не выносят христианских символов, не могут подойти к причастию [183].
Сведения о кликушах встречаются в древнерусских памятниках с XI в. В «Сказании о Петре и Февронии Муромских» рассказывается, как бес вселился в молодую жену князя. В житии протопопа Аввакума есть описание кликуши: она, когда «нападал на нее бес, начинала собакой лаять и козою блекотать и кукушкой куковать». Кликуш преследовали светские и духовные власти, однако еще в 1820 г. в деревне Сибирцевой Каинского округа производилось следствие о том, что крестьянская жена Дарья Горчакова и солдатка Афимья Бесстрашникова испортили 13 женщин и девушек, которые то и дело приходили в беснование, икали, кричали по-птичьи, лаяли по-собачьи, ругали всякого, кто им встречался, ломали и кусали себе руки, щипали тело. На следствии некоторые показали, что их испортила Горчакова, Бесстрашникова же разносила порчу, причем называли обеих женщин «матерями». А Уложение о наказаниях 1845 года называло кликушество обманом, за который положено наказание: «…так называемые кликуши, которые делают на кого-либо изветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман заключению в смирительном доме на время от 6 месяцев до 1 года». Но и это не дало результата. В 1887 году в Торжке крестьяне Архипов и Дорофеев обвинялись в насылании порчи на молодых женщин, отчего в деревне Новинки стало много кликуш. В жалобе говорилось, будто один из этих крестьян обращает в кликуш посредством своего волшебного дыхания, но и лечит кликушество, употребляя для этого заговоры и хлеб с ладаном. В одной из вологодских челобитных читаем: «Мельник, имея за собой колдовство, портит людей, садит икоты под названием кликуш». Он якобы испортил собственного племянника, который на людях кидался на своего дядюшку и утверждал, что тот впустил ему в утробу воробья с золотыми крылышками. Крестьяне подали жалобу на мельника с просьбой отправить его в Сибирь «за зловредные действия и порчею людей напусканием кликуши или икоты, от которой порчи люди страждут».
В отличие от ведьм, колдунов, волколаков, которые в народном сознании близки к нечистой силе, кликуша — живой человек, принадлежащий к христианскому миру, но ощущающий себя вместилищем злого духа. Кликуша никому не причиняет зла, она — жертва сидящего в ней беса, он мучит ее, и она старается от него избавиться. Поэтому к кликушам обычно относились участливо и снисходительно, жалели их и старались помочь чем могли.
Злой дух, его называют икывка, соловейко, икота, обычно проникает в человека через рот. После изгнания из человека или после его смерти злой дух может до сорока дней жить вне человеческого тела, сидя на коле или на заборе и присматривая себе новую жертву. Часто он показывается в виде мелкого животного или насекомого: крысы, мыши, воробья, лягушки, мухи.
Кликушество насылается разными способами: колдун пускает злого духа по ветру, заговаривая его на имя, — тогда дух поселяется в первом встречном человеке, носящем такое имя. Или же колдун насылает кликушество на определенного человека, но болезнь может «попасть» и на другого с таким же именем. Вот как об этом рассказывает сама кликуша.
Есть колдуны, со зла сделают. Бывает, что не мне лажено, а мне попало. Кричала я, что невинно страдаю, что лажено не мне, а брату и невестке. Бес во мне выкрикнул: «Я в петле сидел! В это время девушка несла пиво, я в ноги ей и вскочил!» Я все выкрикивала. Бывало, что во мне три беса сидели. Кто знает, до каких пор он меня мучить будет. Раньше могла предсказывать. За несколько домов знала, что какая баба делает. Кричала я в последнее время на невестку, что от нее дано. Чародеи эти, если им время на свадьбе придет, не могут, чтобы кого-нибудь не испортить.
Колдун может передать порчу через какой-либо мелкий предмет или насекомое (муху, жука) — человек, случайно проглотивший насекомое с питьем или едой, становится кликушей. На Русском Севере рассказывали, будто колдунья набросала мышей в прорубь, откуда все село брало воду, чтобы заразить людей кликушеством.
В Пинеге много народу дурачится, людей портит. Мужик на мужика рассердится, да на жену икоту напускает, по ветру напускают и всяко, наговорит на что-нибудь и плюнет. И положит на дорогу. Ты пойдешь, спотыкнешься и скажешь: «Ну, те, леший с тобой». Этого слова икота не любит, ну и скачет тогда в тебя. Она, говорят, перед смертью выскочит в другого человека или на кол сядет до времени и нападет на женщину с тем же именем. Про нашего свата Максима говорят, что Максим — икотник. Я с тех пор болею, как он дал мне стакан вина на свадьбе. Максим не может утерпеть, чтобы не напустить. Кто учится этому делу, должен отца-мать проклясть и крест под пятой держать.
Мне колдун Морозенко дал выпить рюмку вина. Я выпил и поперхнулся, точно мне в глотке гвоздь поперек встал. Страшно как-то мне стало, жар со мной такой сделался. Лег я и заснул. И вижу — стоит передо мной белый кот и мяучет и зеленые глаза на меня уставил. Проснулся в испуге — нет кота. Засну — опять белый кот да кинется на меня, да вцепится в горло зубами. Утром встал — тоска такая, туда, сюда брожу, места не найду, и все бес меня к реке гнал, заставлял смерти искать. Но только вспомнишь, где я, перекрестишься, — и легче станет. Бить меня начало, бес во мне кричать начал.
Некоторые поверья говорят о том, что злой дух не может войти в человека, если тот не согрешит, но как только человек выругается или осудит кого-либо, болезнь сразу же вселяется в него. Если спросить у икоты, сидящей в человеке: «Икота, икота, как ты к ней попала?», то икота ответит: «Я на колышке сидела, а она шла за травой, разорвала сарафан за сучок и сказала: «Черт с тобой!» — на эти слова я и попала».
Кликуша, как правило, ведет себя необычно: она говорит от двоих — от себя и от беса. Речь от беса произносится измененным более высоким голосом. Испорченная девочка сама рассказывает о своей болезни как бы от лица сидящего в ней беса.
Она была в доме одна. У окна сидела. В это время мимо ее окна проезжала свадьба. Жених показался ей некрасивым, и она в душе осудила его, назвала длинноногим. Во время свадьбы я сел на ноги новобрачного, потому что он вышел из церкви без молитвы, когда же эта девочка осудила молодого, то я перешел к ней и буду сидеть в ней тридцать лет. До этого я сидел восемнадцать лет в крестьянке и оставил ее месяц назад по случаю ее смерти.
В Юромской волости явилось многое число женского полу людей в икоте, в том числе на Олисаве Григорьевой дочери, а Василия Кукина жене. И оная Олисава говорит икотою и называет отцом и батюшкой этой же волости Никифора Кирилова сына Салмина. Он напустил икоту и на других женщин, которых оная Олисава называет сестрицами своими, что де у нас у всех один батюшка Никифор Кирилов Салмин. Да оная же Олисава говорила икотою: «Батюшко мой Никифор Кирилов ходит к кривому дереву и велит матушку мою заморить, чтобы икота не говорила, а икота говорит: меня не заморишь, разве только матушку мою заморишь».
А вот современная запись разговора этнографа с женщиной, в которой «сидит икота». В разговоре участвует этнограф, хозяйка-икотница и ее икота.
В субботу в баню сходила, тут и началось! Как умираю. Из бани пришла — ничего не пила, не ела. Мне рот разжимали, лили в рот с иконы воду. После этого я заухала. Заухала икота, ухала целый год. Год не работала, была, как уголь, черная. Врачи не стали признавать эту мою болезнь. К старухам возили — куда попало. Воду дадут — пила, а что шептали, я не знаю. Как заухаешь — на все село. Тогда не говорила — только ухала. Говорить стала лет восемь — что хочет, то и скажет. К лекарю ездила, его не угостила, вот и сделал это. Он приехал, наговорил. И сейчас икота ухает, матерится, что попало говорит. Когда езжу — в стороне сижу, неудобно перед народом. Этнограф : Сколько вам лет? — Икота : Ей? Шестьдесят один — икоточка отвечает. Ей поставьте на вид, чтобы она всю жизнь на дороге была. Этнограф : Кто? — Икота : Да Анна Ивановна. Этнограф : Ну, мы икоту выпустим на дорогу лучше или вот туда — в магнитофон загоним. Икота : Ну, икоточка, вот тебя и окастрировали. Ой, икоточку уберут. Этнограф : Да, и хорошо будет. Икота : Она мешать не будет, мешаться. Хозяйка : Я живу — все равно что мучаюсь… [184]
Во время припадков кликуша обнаруживает такую силу, что несколько мужчин не в состоянии ее удержать. Она ощущает непонятную боль во всем теле, слабость, тошноту, отвращение к еде или, наоборот, болезненное пристрастие к определенным видам пищи, которое необходимо удовлетворить, чтобы «задобрить» беса. Считают, что если беременная женщина, больная кликушеством, не будет есть то, что нравится сидящему в ней злому духу, он может «съесть» ребенка в животе у женщины.
Припадки особенно часты у кликуш на Рождество и Пасху, а также в церкви, особенно во время пения молитвы «Иже херувимы…», во время причастия, при попытках священника отчитать кликушу молитвами. Кликуши не выносят креста, икон, святой воды, запаха ладана, во время церковной службы бранятся и богохульствуют. Часто они не терпят запаха табака.
Кликуша обладает ясновидением, способностью предсказывать будущее. Чтобы узнать у нее что-либо, нужно назвать имя того беса, который в ней сидит, после чего кликуша начинает биться, кричать, а потом падает замертво. Считается, что в это время бес рыскает по свету, ища требуемые сведения, после чего возвращается в тело кликуши и начинает рассказывать.
Вылечить кликушу — значит изгнать из нее нечистый дух, что посильно лишь немногим знахарям и священникам. Важно узнать имя колдуна, испортившего кликушу. Если она сама не «выкликает» его имя, об этом ее спрашивают через раскрытую дверь посторонние женщины, надев на кликушу хомут и подведя к порогу, окутав ее колокольным канатом, повесив ей на грудь замок с ключом. Во время припадка накрывают больную пасхальной скатертью, поят водой, освященной на Богоявление или квасом, приготовленным за один день, берут кликушу за мизинец левой руки и читают воскресную и богородичную молитвы, курят ладаном с трех сторон, оставляя свободным проход к дверям, чтобы вытравить наружу находящегося в больной беса, надевают на нее хомут с потной лошади, бьют по нему кнутом и говорят: «Хлещу, хлещу — беса выхлещу».
Церковь видела в кликушестве род беснования, поэтому существуют молитвы, которыми отчитывают больных, и другие способы изгнания беса. Больные совершали паломничества по монастырям, к чудотворным иконам, к старцам и пустынникам. Целительницей от кликушества считалась св. Параскева Пятница. Наиболее известными местами паломничества кликуш были московские храмы: часовня Иверской Божией Матери, Симонов монастырь, часовня св. Пантелеймона. Кликуш поили святой водой, мазали лампадным маслом, елеем. Считалось, что не все священники способны отчитывать кликуш и бесноватых, а только праведные. Верили, что во время лечения бес выходит из кликуши в виде мелкой твари: лягушки, крысы, мухи и т. п. и из той части тела, через которую он зашел в человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Кликушество что это такое на руси
Согласно поверьям наших предков, нечистая сила могла запросто вселиться в любого человека. Вследствие этого тот становился одержимым или, как говорили на Руси, кликушей. Однако глагол «кликать» первоначально никак не относился к бесноватости, а по смыслу равнялся глаголу «предсказывать». Так кем же были русские кликуши: бесноватыми, пророками или просто больными?
История понятия
Понятие «кликушество» является производным от слова «клечътание», которое первоначально обозначало действия или предметы, присущие различным мифическим существам. Например, вещи, принадлежавшие русалкам, назывались клечальными. Помимо многих других магических качеств, герои мифов умели предсказывать будущее. Отсюда и глагол «кликать», то есть «вещать», «пророчествовать». Однако с течением времени значение данного термина изменилось и, начиная с XVI-XVII веков, приобрело исключительно дьявольский смысл. Между тем сведения об одержимых бесами встречаются в литературе еще в XI столетии.
Характеристика кликуш
Чаще всего кликушами становились молодые здоровые девушки из зажиточных семей. Об этом писал и русский психиатр Краинский. Однако подобной напасти могли подвергнуться и пожилые женщины, и даже мужчины. Свидетельством их бесноватости становилось их собственное поведение, которое обычно выражалось в припадках и истерических состояниях. Кликуши кричали, лаяли, кукарекали, блеяли, говорили мужскими голосами, икали, рыгали, падали на землю, бились в конвульсиях. Происходило это в большинстве случаев в церкви во время богослужений, крестного хода или просто при виде священника.
Нередко народ приписывал кликушам и дар пророчества. Считалось, что в момент припадка устами кликуши разговаривает сам дьявол, от которого можно было узнать о своем будущем или о местонахождении пропавшего предмета или человека.
Примечательно, что, согласно историческим данным, кликушество зачастую носило характер своеобразной эпидемии. Там, где появлялась одна кликуша, чаще всего начинали страдать одержимостью и еще несколько человек. Обычно виноватыми в кликушестве считали местных колдунов, которые таким образом наводили на своих земляков порчу.
Исторические хроники
Первое свидетельство о кликушах как таковых относится к 1606 году, в котором упоминаются «икотницы» (одержимые икотой), проживающие в городе Пермь. В 1666 году был описан случай кликушества, произошедший с ребенком в селении Шуя. Мальчик по имени Иаков по пути в церковь нашел на дороге платок, в который был завернут калач. Мальчик съел калач и «прииде на него великая икота». А Анна Филиппова из деревни Елизариха ни с того ни с сего вдруг начала тосковать, «и нача у нее нутр болети, потом нача беспрестанно икати, кричати птицею кокушкою». А вот еще одно описание очевидца о некой Анне из Тобольска: «… нападе на нее бес, учала кричать и вопить, собакою лаять, и козою блекотать».
Как боролись с настоящими и лжекликушами?
Исцелением кликуш занимались священники, знахари и колдуны. «…Священнослужитель «закричал: «Запрещаю ти, именем господним, полно тебе, бес, мучить ее!» Бес же изыде из нея, и бысть здрава душею и телом». Это описание излечения вышеупомянутой Анны из Тобольска.
Русский историк и публицист Мордовцев рассказывал о колдунье, которая, навлекая на своих сородичей кликушество, сама же их и избавляла от него. Она била кликуш по темени, и те тут же делались здоровыми. Современные ученые предполагают, что ведунья попросту гипнотизировала несчастных, а после прикосновением выводила их из гипнотического состояния.
Однако были среди одержимых и симулянты, которые, прикрываясь своим состоянием, тем самым отлынивали от работы или мстили кому-либо за нанесенную обиду, указывая, что тот и виноват в их кликушестве. Именно поэтому одним из самых действенных средств от подобной напасти стали розги. Так Даль, который был врачом по специальности, писал: «…необходимо собрать их (кликуш) всех вместе и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства».
Историки же связывают феномен кликушества с суевериями, развитие которых было обусловлено расколом церкви после никоновских реформ. Даже психиатр Краинский утверждал, что кликушество необходимо рассматривать скорее как бытовое явление, нежели болезнь.