Кликбейтный заголовок что это
Учимся использовать кликбейт с умом. Как создать кликбейтный заголовок или картинку
В этой статье разбираемся, какой бывает кликбейт, как он трансформировался с 2000-х и как его использовать в заголовках и картинках, чтобы не злить, а привлекать читателей.
Что такое кликбейт и зачем он нужен
Покажу пару примеров кликбейтных заголовков, и вы сразу поймете, о чем идет речь.
Вспомнили эти назойливые баннерные объявления? Кликбейт — это манипуляция эмоциями читателя, чтобы привлечь его интерес. Clickbait буквально переводится как «приманка для кликов». Обычно это примитивные эмоции: любопытство, злоба, сексуальность, зависть, жажда легких денег. То, что отзывается в глубине у каждого из нас под образованием, воспитанием и высокими моральными стандартами. Примерно на тех же принципах строится вирусный маркетинг.
Кликбейт используют для привлечения внимания, в заголовках и иллюстрациях. Чаще всего его можно встретить в баннерной рекламе, заголовках в СМИ, интернет-журналах и соцсетях.
Откройте для себя чат-бота
Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.
Какой бывает кликбейт
Классический кликбейт — это баннерная реклама всяких мошеннических схем, продуктов, казино, желтых СМИ. Такую рекламу размещают сайты с третьесортным контентом, которым платят за переходы. Однако подобного кликбейта становится все меньше: рекламные системы Яндекса и Google модерируют объявления, люди пользуются блокировщиками рекламы, соцсети и другие контент-платформы следят за качеством контента.
Типичная кликбейтная реклама
У общества вырабатывается «кликбейт-слепота»: мы уже горьким опытом научены, что скрывается за такими баннерами, и просто их не замечаем.
Современный кликбейт приобрел более культурную форму. Он не такой прямолинейный, больше заточен на целевую аудиторию и старается соответствовать содержанию контента. При этом им не брезгуют даже крупные СМИ, хотя есть сомнение в этичности таких приемов для серьезных новостей:
Кликбейтный заголовок на РИА Новости
Примеры кликбейта
Покажу еще больше примеров кликбейта — классического и не очень, на разных площадках и в разных форматах.
Для начала — классика. Баннерная реклама с зазывным заголовком и речевым штампом про «рай на земле».
Еще классика. Заголовки в одном из так называемых «СМИ2» — это площадки с желтушными новостями, прямо кладезь кликбейта. Причем такие площадки часто работают как агрегаторы: кликаешь на новость, а вместо этого еще переходишь на какой-то другой сайт.
Коллекция кликбейт-заголовков в желтом СМИ
Издания про лайфстайл тоже часто используют кликбейт. Скриншот ниже — с очень популярного сайта AdMe, тут в заголовках все классические кликбейт-приемы:
Здесь кликбейт уместен и оправдан — люди приходят отвлечься, почитать что-то легкое и забавное, дать голове отдых. Правда, иногда сложно вовремя остановиться и перестать кликать на один материал за другим.
Аналогично поступают и авторы «Яндекс.Дзена». Типичный кликбейт, построенный на эмоциях: сравнить себя с другими, пощекотать нервы и так далее.
Авторы на «Яндекс.Дзене» постоянно используют кликбейт в заголовках статей
Российское издание «Лайфхакер» тоже использует кликбейт, но умеренно и к месту. Издание делает полезные материалы на широкую аудиторию, и кликбейтные заголовки помогают привлечь людей, которые пока не в теме материала.
Заголовок к полезному материалу с кликбейт-приемом
Блогеры YouTube тоже любят кликбейт. Вот типичный прием с цифрами в заголовке:
Цифра в заголовке — один из приемов кликбейта
Заголовок к этому видео играет на жажде быстрого заработка:
Тема быстрого заработка часто используется в кликбейте
Любимое «до-после», где можно посмотреть на пухлых звезд и почувствовать себя лучше. Здесь не только заголовок, но и кликбейт-картинка:
Формат изображений «до-после» работает в качестве кликбейт-приема
Как сделать кликбейтный заголовок
Расскажу про темы и приемы, которые используются для создания кликбейта. Если использовать их с умом и по отдельности, можно сделать интересный заголовок.
Темы:
Приемы:
Как создавать кликбейтные картинки
Кликбейт-картинка, как и заголовок, должна цеплять глаз, заинтересовывать. Вот какие способы для этого можно использовать.
Непонятный объект. Пусть нельзя будет понять, что изображено — какая-то обычная вещь или нет.
Непонятно, что изображено на фото. Это вызывает интерес
Сравнение двух фотографий тоже отлично привлекает внимание. Например, это может быть «до» и «после».
Формат «до-после» — типичный прием из кликбейта
Текст на фото дополнит заголовок, подчеркнет нужную деталь. Можно позаимствовать прием у AdMe и обрывать его на самом интересном месте. Мозг не любит незаконченности, так что ваши читатели скорее захотят узнать, что внутри.
Попробуйте добавить на картинку незаконченное предложение, чтобы завлечь читателя
Яркость. Изображение должно быть ярким — цвет, детали, эмоции персонажей. Это привлечет внимание.
Яркие, эмоциональные изображения тоже привлекут внимание
Стоит ли применять кликбейт
Не сказать, что кликбейт — изящный метод, но может пригодится. Например, если вам нужно оживить тему, расшевелить блог, сделать кликабельную баннерную рекламу, привлечь внимание к посту в соцсетях. Но всегда старайтесь смотреть со стороны — не перешли ли вы грань от подогрева интереса к откровенной желтухе.
Кликбейт пойдет на пользу, если у вас неформальный стиль общения, вы и так делаете хороший контент и просто нужно привлечь к себе немного больше внимания. При этом вы должны знать своих читателей и понимать, что им понравится, а что взбесит.
Кликбейт категорически не нужен серьезным изданиям или экспертам: их аудитория приходит за пользой, за профессиональной ценностью. Грубые психологические приемы здесь будут выглядеть отталкивающе.
Кликбейт: что стоит запомнить
Кликбейт — от английского clickbait, «приманка для кликов». Это метод, который используется в заголовках и картинках, чтобы как можно больше людей открывали статьи и посты, переходили по рекламе. Он основан на базовой психологии и влияет на сильные и простые человеческие эмоции: любопытство, страх, сексуальность, желание быстро заработать или выздороветь.
Кликбейт постепенно трансформируется. От совсем «желтых» заголовков, которые рекламировали всякое мошенничество, он переходит в легкие и более цивилизованные формы. Такие можно увидеть на сайтах с развлекательным контентом — AdMe, YouTube, «Лайфхакер», «Яндекс.Дзен».
Кликбейт может пригодиться и вам — при условии, что ваша компания поддерживает не сильно формальное общение с аудиторией, делает хороший контент и понимает, как не скатиться в «желтуху». Проще всего протестировать новый подход в email рассылках — зарегистрируйтесь в SendPulse и запустите A/B тестирование рассылки бесплатно.
Рассказываю, как делать по-настоящему крутые email рассылки. Помогаю найти баланс между заботой о клиенте и успешными продажами.
Что такое кликбейт и стоит ли его использовать
Кликбейт (Clickbait) – это термин, который возник от сочетания двух английских слов, переводящихся как «щелчок» и «наживка». Так называют сенсационные и при этом недостоверные заголовки, которые пытаются привлечь внимание читателя.
Что представляет собой кликбейт?
В погоне за трафиком многие авторы выбирают слишком яркие названия для своих новостей. Поэтому кликабельные заголовки не всегда передают истинную суть материала – часто они содержат гиперболизированные, «громкие» фразы. Визуальный информационный контент может быть не только в виде заголовков, но и в формате гиперссылок, фотографий или баннеров.
Главная особенность кликбейтов – манипуляции эмоциями читателя для захвата его внимания. Количество просмотров и переходов растет, но пользователи вводятся в заблуждение. У них формируются завышенные ожидания от материала.
Считается, что чем бредовее заголовок, тем выше шанс, что по нему кликнут. Все из-за менталитета – людей привлекают нелогичные и безумные вещи, они склонны верить даже сомнительным заявлениям и с удовольствием посетят страницу с заголовком «Я смог заработать миллион за три дня – узнай как!». Хоть потом и разочаруются, прочитав очередную статью про онлайн-казино или игровые автоматы.
Эмоции, которые может активировать кликбейт, разнообразны. Это:
Сами заголовки могут содержать не только искаженный смысл, иногда они прямо противоречат новости. Контент становится нерелевантным тизеру в угоду высокому соотношению кликов к просмотрам.
Зачем нужны кликбейты и какими они бывают?
Цель любого громкого заголовка – максимальный показатель CTR. ЦА должна включить видео, перейти по баннеру или заголовку, просмотреть ссылку. Для этого используются наиболее «животрепещущие» тематики:
Помимо накрутки количества просмотров, с помощью кликбейтов могут продвигаться фейковые новости и вирусный контент, распространяться вирусное ПО. Они часто используются для заработка на реферальных программах.
Но сам метод привлечения внимания не всегда плох – если использовать его грамотно. Высокий уровень конкуренции за клики и большое количество информационного шума вынуждают пользоваться им даже честных блогеров и журналистов. Правда, в более «мягкой» форме.
Форматы
Направлений у такой рекламы несколько: ее можно встретить на видеохостингах, в желтой прессе, на сайтах «для взрослых» и сервисах, распространяющих пиратский контент. Нередко прием используется и в тизерных сетях.
Контент подобного типа, как правило:
Выбор типа кликбейта зависит от рекламируемого материала или услуги.
На Ютубе кликбейты имеют форму ярких обложек видеороликов и названий, написанных капслоком.
Превью дополняется яркими стрелками, выделениями, крупным шрифтом.
Примеры использования вирусных заголовков
Самый простой пример кликбейта – дешевая вирусная реклама по типу «Каждому пенсионеру выдадут 100 000 рублей уже завтра» или «С помощью обычной советской соды можно излечиться от рака». Несмотря на абсурдность таких заявлений, старшее поколение часто переходит по баннерам.
Создатели подобной навязчивой рекламы очень любят ощущение недосказанности – например, используют кликбейтные заголовки из серии «Я избавилась от головной боли, добавляя в пищу всего одну ложку…». Помимо них, в тексте может затрагиваться эзотерика, острые социальные проблемы, способы легкого заработка или улучшения внешнего вида, стихийные бедствия и катастрофы.
Рассмотрим несколько примеров.
На первой картинке мы видим популярную тематику (эзотерика, знаки зодиака), заголовок сразу вызывает эмоции страха и заинтересованности: «Что такое должно быть в моем гороскопе, если он меня ошарашит. Что-то плохое?». Вторая реклама тоже привлекает внимание, повышает интерес: «Что же сделала эта девушка, как она танцевала?».
А вот здесь взята известная личность, и реклама «давит» на ее поклонников (и ненавистников). Увидев баннер, пользователь не получает информации о состоянии звезды, но понимает, что с ней случилось что-то серьезное, поэтому очень хочет узнать – и переходит по ссылке.
Как насчет ощущения недосказанности? Есть волнующая проблема (страх инсульта), есть решение от врача – мы видим его на фото. Что нужно пить для предотвращения заболевания? Непонятно, поэтому нужно перейти и прочитать.
Иногда для повышения вовлеченности используется определение местоположения читателя. Например, я нахожусь сейчас в Ижевске – и вот какая-то «богачка», прямиком из моего города, хочет дать ценный совет по сохранению денег.
На самом деле, большинство «вирусных» кликбейтов похожи друг на друга, поэтому распознать их несложно.
Как определить, что перед вами кликбейт?
Часто используется повелительное наклонение, полные восторга или удивления неполные предложения, просторечия и фразеологизмы.
Значимость описанного сильно преувеличивается и гиперболизируется. Текст богат на эпитеты и содержит обещания:
Самый яркий признак того, что автор рекламы не гнушается на введение в заблуждение своих же читателей – в заголовке не раскрывается суть информационного повода, но создается интрига.
Стоит ли использовать вирусные заголовки?
Сам термин имеет негативную окраску. Среди специалистов по продвижению и рекламе, а также журналистов, применение кликбейтов считается моветоном. Они так или иначе отрицательно влияют на процент отказов, а это значит, что рейтинг сайта снижается. В результатах выдачи последний будет отображаться гораздо ниже, чем раньше.
Аналогичная ситуация и с YouTube – при низкой вовлеченности (когда большая часть пользователей выключает ролик раньше положенного или перематывает его несколько раз) оно перестает предлагаться другим зрителям.
Само доверие к сервисам, пестрящим завлекающей рекламой, все сильнее угасает. Выработавшаяся у современного человека «кликбейт-слепота» защищает его от странной рекламы. Посетители сайтов подсознательно понимают, что не получат ожидаемого при переходе на страницу.
Помните, что любой инструмент маркетинга нужно использовать в меру. Поэтому, проанализировав плюсы и сильные стороны кликбейтов, можно выделить некоторые «нейтральные» элементы и использовать их для написания собственных заголовков. Например, ту же недосказанность или усиление аргументации с помощью цифр.
Вы не повлечете репутационные риски, если у клиента не появится чувство «обманутости». Он перешел по интересующей ссылке, получил информацию – ожидания реализовались. Поэтому качественные заголовки всегда должны отображать, какой контент пользователь получит после клика.
Как создаются заголовки-кликбейты
Продюсер, специалист по продвижению брендов в Instagram
Кликбейт – заголовок, который цепляет и заставляет перейти по ссылке. Даже если читатель заранее понимает, что его там не ждет никакая заявленная сенсация. Все равно интересно, как в очередной раз журналисты «передернули факты», и какая чушь скрывается за громким привлекательным заголовком.
Слово кликбейт произошло от сочетания двух английских терминов: click – щелчок и bait – наживка. Фактически это заголовок, смысл которого сводится к привлечению внимания и мотивации обязательно «щелкнуть по ссылке».
Смысл кликбейта
Сводится, в общем-то, к простому и понятному целевому действию – переходу на страницу. А уже цель этого перехода может быть любой. Таким нехитрым способом нагоняют трафик на сайты, продают рекламу, подписку на группы Вконтакте.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ
Увеличьте прибыльность и избавьтесь от рутины:
В социальных сетях именно эта методика и была в свое время самой эффективной, когда в популярном сообществе публиковался «тизер», небольшой отрывок захватывающей истории, на самом интересном месте все прерывалось, и, чтобы прочитать дальше, нужно было перейти по ссылке. Только вместо продолжения читатель обнаруживал необходимость подписаться на какое-то сообщество, а вовсе не вторую половину любопытного текста. Впрочем, довольно быстро эту схему начали пресекать.
А вот кликбейты в СМИ, в тизерных сетях и даже в контекстно-медийной рекламе остались. И чувствуют себя прекрасно, потому что ничего лучше для быстрого и эффективного привлечения внимания не придумано. Яркие заголовки действительно цепляют.
Как создать кликбейт
По большому счету, кликбейт – это эмоциональная манипуляция и игра на любопытстве. Самый простой способ создать кликбейтный заголовок – это выбрать какую-то «горячую тему».
Простейший пример – «Песков признался, что любит Украину». Никто не удивится, когда выяснит, читая статью, что упомянутый в заголовке гражданин – это Песков Савелий Никитич, инженер второго разряда, проживающий в Харькове. Но любопытство все равно никуда не денется, людям очень хочется выяснить, что именно скрывается за громким заголовком.
Типичный кликбейт – это двусмысленность, гипербола, обрывочность и давление на любопытство.
Самые вирусные заголовки: топ-3
Как показывает практика маркетинга, самые вирусные заголовки – те, в которых содержатся словосочетания:
Давайте рассмотрим причины такой популярности.
Словосочетание «заставит вас» – это декларация влияния контента на пользователя.
Эти фильмы заставят вас плакать, даже если вы челябинский строитель.
Десять книг, которые заставят вас пересмотреть отношение к любимой работе.
Это заголовок-обещание, вызов читателю, и все – любопытный пользователь уже хочет узнать, заставит ли его рыдать фильм «Хатико», поэтому кликает на вирусный заголовок.
Заголовок, содержащий «ты не поверишь», обещает нечто совершенно невероятное.
И, наконец, только Х из… обещает предоставить лучший выбор из возможного. Любопытно же, да?
Эмоциональное воздействие
В социальных сетях, как показывает практика, прекрасно работают заголовки, содержащие в себе эмоциональные интонации:
Любопытная история
Начинаем с чего-то простого и совершенно неоригинального и обещаем «переломное событие»
А дальше произошло невероятное
То, что случилось после…
Это нужно знать, если вы…
И все, обязательно же надо знать, выяснить, что случилось и что же такого невероятного произошло после обыденного начала.
Типичные кликбейтные заголовки для любой тематики
Они делятся на три мета-группы
Социально-групповые выглядят так: «Ты родом из девяностых, если помнишь эти вещи» или наоборот – «Ты не поймешь, зачем нужны эти предметы, если не жил при СССР».
Кстати, последний относится также к числу провоцирующих. Они звучат как «Ты никогда не догадаешься», «Только 3% населения могут разгадать эту загадку».
Поясняющие заголовки содержат в себе конструкции типа «именно поэтому» или «вот в чем причина»). Снова подогревается любопытство – почему же? В чем же причина?
Как не надо писать кликбейты
Использовать странные междометия в духе «Ааааа!» «Оооо!»
Кликбейты и санкции сетей
Официально заголовки-кликбейты запрещены. Например, в правилах платформы Яндекс.Дзен об этом сказано прямым текстом. Тем не менее, вся лента заполнена вот такими материалами от самых разных, в том числе, очень уважаемых СМИ.
Как видите, история за этим заголовком скрывается самая банальная.
И здесь тоже ничего интересного
И снова шокирующая картинка и заголовок
А дальше текст ни о чем
Креативный кликбейт выглядит вот так
Или вот так – как видите, здесь и активный союз, и история очевидное-невероятное
То же самое происходит и здесь
Ничего сложного. Самые простые техники и манипулятивные «крючки», которые действительно работают, несмотря на весь примитивизм.
Нажать нельзя пропустить, или уместен ли кликбейт в маркетинге
В современном интернете сложно избежать заголовков-приманок, мотивирующих кликнуть по ним для перехода на страницу. «Благодаря этому актриса похудела на 40 кг», «Шок! Смотрите, пока не удалили» и прочие наживки. Даже если название кажется глупым, любопытство не дает покоя, а рука так и тянется кликнуть. Может это и есть секрет «успешного успеха» для продвижения? Разбираемся, что такое кликбейт, откуда он взялся и стоит ли использовать его в маркетинге.
Кликбейт – это громкий (кричащий) заголовок, от английского Clickbait (clic – щелчок мышью, bait — приманка), то есть приманка для кликов. Глядя на него, хочется нажать, чтобы узнать подробную информацию. После перехода пользователя постигнет разочарование, поскольку ожидаемого ответа он не найдет. Но это уже неважно – заголовок выполнил свою роль и принес клик.
Термин «кликбейт» получил место в Оксфордском словаре английского языка в 2016 году. Про повышение кликабельности в 1994 году говорил маркетолог Кен Маккартни.
Но в действительности кликбейт, как инструмент, зародился намного раньше. Его родиной можно считать СМИ. Еще в XIX-XX веках печатные издания привлекали читателей за счет интригующих заголовков.
Например, так выглядела реклама в дореволюционных газетах:
Это рекламные плакаты времен царской России:
А вот пример современных СМИ:
С развитием интернета кликбейт получил «новую жизнь». На фоне высокой конкуренции кликабельные заголовки быстро превратились в маст-хэв по привлечению аудитории. К тому же применить их можно практически к любому контенту – текстам, видео- и аудиоматериалам.
Но почему пользователи продолжают кликать на «желтушные» заголовки? По мнению Ника Пателя, все дело в том, что кликбейт затрагивает человеческие эмоции.
Команда сервиса BuzzSumo даже провела исследование кликбейтных заголовков, выявила самые вовлекающие фразы и выяснила, что пользователи в 73% случаев расшаривают заголовок, а не саму статью.
Как и до эпохи интернета, так и сейчас людей волнуют одни и те же ценности: любовь, здоровье, финансовое благополучие. Кроме того, человек по своей природе любопытен – присутствие некой загадки всегда привлекает внимание. Вот наиболее популярные способы создания кликбейтовых заголовков:
Если уж женщины переживают за каждый лишний килограмм, то возможность легко потерять около 50 кило их точно заинтересует:
Ну как же не посмотреть, что такого супер важного сказал проигравший Месси:
Непонятное название, бессмысленная картинка, но. документальный спецпроект 2019, который нужно смотреть всем. Конечно, надо кликать, что я хуже 5+ тысяч уже просмотревших:
Ну тут грех не кликнуть – кто не хочет стать по-настоящему богатым, да еще и бесплатно:
Трудно не заметить заголовок, написанный заглавными буквами, а уж про рабочие средства против изжоги точно нужно знать:
И снова YouTube – наверно, вы уже догадались, что на популярном видеохостинге примеров кликбейта масса. К примеру, здесь само слово «вдруг» становится загадкой:
«Лучше любого люксового крема» – дайте две:
Почему бы по-быстрому не прочесть о тайнах сантехников, вдруг это в жизни пригодится:
Бьюти-завтрак, с детокс-программой и специально для нас, да еще на первой странице поисковой выдачи – надо узнать поподробнее:
Шок! Это же почти как чудо чудное, кликаем непременно:
Как видите, главная цель заголовков – мотивировать к переходу на сайт посредством эмоционального воздействия.
Интригующие заголовки становятся довольно опасным инструментом при неумелом обращении. Использование классического кликбейта в маркетинге – заведомо проигрышная стратегия, поскольку:
Все вышеуказанные последствия гарантированно вас настигнут, если вы будете использовать заголовки вроде «ШОК! Инопланетяне вчера…» или «Ты не поверишь, что произойдет, если. ».
Но когда заголовок честен и содержит точную информацию, он может быть полезен для привлечения аудитории. Главное, чтобы после перехода читатель нашел то, о чем сказано в названии. Если заголовок статьи звучит как «5 способов выучить английский», то и говориться в ней должно именно о 5 вариантах изучения языка.
Кликбейт бывает честным, хотя и балансирует на грани. Можно использовать заголовки-интриги в маркетинговых целях. Главное правило: заголовок должен соответствовать контенту. Важно, чтобы читатель после перехода получил обещанную информацию и задержался на сайте. Если вы решили использовать кликбейт для привлечения трафика, позаботьтесь о высоком качестве контента.
Мотивом публикации послужил комментарий Piter Online в обсуждениях к статье об использовании YouTube для линкбилдинга. Спасибо за интересную идею! А что хотелось бы узнать вам? Пишите в комментариях.