Клиент не оплатил товар что делать
Возврат покупки: как отказать покупателю
Это вторая статья о возвратах покупок. В первой статье готовились к возвратам: искали эксперта, учились не отказывать сразу и проверяли, кто покупатель.
В статье разбираем, что делать, если покупатель хочет обменять или вернуть качественную покупку. Статья для обычных магазинов — интернет-магазинам повезло меньше, поэтому поговорим о них отдельно.
С возвратами помогает разобраться адвокат Дмитрий Гриц.
Какую качественную покупку можно вернуть
По закону о защите прав потребителей, покупатель вправе обменять или вернуть качественную покупку. Качественная покупка — та, с которой вcё в порядке, но она не подошла покупателю. В законе есть критерии, почему покупка может не подойти:
Покупка не подходит
Пример
Разонравился цвет платья
Девушка решила, что платье слишком обтягивающее
Стул слишком низкий и узкий. Пример подходит, только если речь о стуле, а не гарнитуре
Родители купили ребенку набор для игры в доктора. Оказалось, что в наборе не хватает нескольких предметов. Предметов не было на упаковке, но родители хотели их получить в наборе
Что обязан делать магазин с качественной покупкой и в какие сроки, описывает 25-я статья закона о защите прав потребителей.
Чем рискует магазин
Сам по себе возврат или обмен покупки — обычное дело для магазина. Может, покупатель случайно ошибся или передумал, так тоже бывает. Принять покупку — значит, позаботиться о покупателе, а это главное в продажах.
Проблема в недобросовестных покупателях. Есть схема: купить дорогую сумку, взять с собой на вечеринку и через два дня вернуть. Вроде как не подходит по цвету. Фотографии в инстаграме есть, отлично. Получается, сумка напрокат.
У меня нет статистики, сколько обманных возвратов в России, но, по словам знакомых владельцев магазинов, много. Чтобы не терять деньги на обмане, можно отказывать всем покупателям, но это рискованно.
Если отказать неправильно, магазин рискует получить иск, проиграть дело и заплатить больше, чем стоит покупка.
Реальный случай: мой доверитель купил дубленку для холодной поездки. Он понял, что она короткая, пришел в магазин ее возвращать, а ему отказали.
В итоге мы взыскали с магазина стоимость дубленки, судебные расходы, моральный вред и штраф, который умножил всю сумму в полтора раза.
Чтобы не рисковать деньгами, надо найти законный повод для отказа. Для этого магазин проверяет:
Обо всем по порядку.
Проверить срок возврата
Первое, с чего надо начать, когда покупатель приходит с возвратом или обменом, — проверить срок. У покупателя четырнадцать дней на возврат.
Бывает, что магазины ошибаются на день и зря отказывают покупателю. Срок начинается на следующий день после покупки.
Покупательница купила платье первого апреля, срок возврата начинается второго числа. Получается, второе апреля плюс четырнадцать дней — платье можно вернуть пятнадцатого числа.
На календаре — срок возврата, если покупательница купила платье первого апреля:
В срок возврата входят нерабочие дни магазина. Если последний день срока выпадает на нерабочий день, покупатель вправе вернуть или обменять покупку в следующий за ним рабочий день.
Покупательница купила платье девятнадцатого декабря, ее две недели с учетом дня покупки истекают второго января. Второго января магазин не работает, значит, вернуть платье можно в ближайший рабочий день магазина — третьего числа:
Предупредить об оплате экспертизы
У магазинов есть шанс отбиться от неоправданных возвратов. По закону о защите прав потребителей, чтобы вернуть качественную покупку:
Если перевести, закон говорит вот что:
девушка купила платье и носила → возвращать нельзя;
платье пролежало в шкафу десять дней, и на одиннадцатый день она передумала → возвращать можно.
Магазин и покупатель вправе провести экспертизу покупки. Обычно ее заказывают, чтобы выяснить, откуда появился недостаток. Магазин продавал пальто без пятна, а покупатель возвращает с пятном и говорит, что оно сразу было. Экспертиза помогает выяснить, кто прав.
Экспертизу можно проводить, чтобы понять, использовал клиент покупку или нет. Есть покупатели, которые знают, как спрятать следы носки — например, они аккуратно носят пальто или сдают его в химчистку. Зато экспертиза умеет находить следы.
В экспертизе важны не только результаты — еще важно, кто за нее платит. Экспертиза может стоить и пять тысяч, и сто.
Магазин обязан провести экспертизу за свой счет. Но если экспертиза покажет, что покупатель использовал покупку, например, носил костюм, покупателю придется возместить стоимость экспертизы.
Чтобы риск оплатить экспертизу сработал, надо предупредить покупателя об оплате. Это можно сделать так:
— Иван, я не вправе сам оформлять возврат костюма.
При возвратах магазин должен понять, использовал покупатель товар или нет. Это решает независимый эксперт.
Я передаю костюм на экспертизу, и эксперт говорит, что делаем дальше.
Хочу предупредить, что экспертиза платная. Средняя стоимость для костюма — пятнадцать тысяч рублей. Если эксперт решит, что костюм носили, покупатель возмещает магазину стоимость экспертизы. Это требование закона о защите прав потребителей.
Если покупатель знает, что виноват, его может испугать риск потерять пятнадцать тысяч или разбираться из-за них. Возможно, он откажется от возврата или обмена, и экспертиза будет не нужна.
Как найти эксперта и сколько это стоит, рассказываю в первой статье о возвратах. Вот что главное: если видите, что покупатель возвращает платье после вечеринки, не надо спорить и доказывать обман покупателя. Пусть это сделает эксперт.
С экспертизой нельзя затягивать. У магазина три дня, чтобы решить, отказывать в возврате или нет.
Использовать заявление для доказательств
Зачем нужно заявление на возврат — в статье Дела
Переговоры по возвратам лучше начинать с заявления. В заявлении покупатель описывает, что возвращает или меняет и почему.
Заявление помогает предупредить об оплате экспертизы. Если продавец расскажет об оплате голосом, покупатель может решить, что его запугивают, и начнет защищаться, а это вредит магазину. Пусть заявление станет плохим полицейским и покажет, что покупателю придется платить.
В законе нет строгой формы для заявления на возврат, главное — соблюдать права покупателя. В шаблоне заявления об экспертизе можно написать так:
«Я уведомлен (а), что в случае если экспертиза подтвердит, что товар был использован по назначению или недостатки товара возникли не по вине продавца, я обязуюсь возместить продавцу стоимость проведенной экспертизы».
Нельзя просто так принимать покупку. На форумах для покупателей юристы советуют:
«Никогда просто так не передавайте обувь магазину, делайте фотографию и описывайте, как она выглядит. А если продавец будет спорить, угрожайте Роспотребнадзором».
Я советую то же самое: не принимать покупку просто так, а осмотреть и описать ее. Задача — найти следы носки. Всё, что нашли, записываете в заявление на возврат. В заявлении можно написать, что осматривали с камерой телефона.
Описывать покупку можно самим или попросить покупателя, а потом что-то добавить, если понадобится. В любом случае покупатель должен расписаться на заявлении. Подпись доказывает, что он видел то же самое, что вы.
Если покупатель не хочет описывать покупку или подписывать заявление, попробуйте убедить, что это полезно для него:
«Я не могу принять, если вы не подпишете описание обуви, которую передаете. Так мы вас страхуем.
А то получится: я принимаю у вас чистую обувь, наш кладовщик ее заденет и испачкает. Но я сравню обувь с фотографией и заявлением и пойму, что дело не в вас, а наших сотрудниках».
Заявление — это не бюрократическая формальность, а инструмент, чтобы получить законные поводы для отказа.
Проверить невозвратный список
Не каждую качественную покупку законно возвращать и менять, если она не подошла из-за фасона, цвета или других причин из закона о защите прав потребителей. Есть невозвратный список, в нем:
Невозвратный список есть в постановлении правительства № 55. Со списком не всё просто. Правило такое: в зависимости от того, с какой вы стороны, старайтесь доказать, что товар входит или не входит в список.
Есть магазины, которые отказываются принимать телефоны. Они считают, что сотовые телефоны — бытовая радиоэлектронная аппаратура и относится к технически сложным товарам бытового назначения. Такие товары возвращать нельзя.
Я согласен с этой логикой, когда представляю интересы магазинов в судах, но, если у покупателя умный юрист, тут можно найти подвох.
Есть сертификат соответствия. Он отвечает за разные задачи, но полезно, что он показывает, что это за вещь.
Согласно сертификату, сотовый телефон — «радиостанция носимая» и относится к средствам радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения. Значит, сотовый — не товар бытового назначения. По этой логике сотовые телефоны возвращать можно.
Нельзя дать универсальный ответ, что из ваших товаров однозначно попадает в невозвратный список, а для каких надо перепроверять ГОСТы и сертификаты соответствия. Советую разобрать список со специалистом, понять, какие товары можно не принимать для обмена и возврата, и проработать аргументы для спорных ситуаций.
Магазин, который продал подушку «Асконы», доказал, что подушка относится к невозвратному списку, хотя это не так очевидно.
Покупатель считал, что подушка относится к постельным принадлежностям, а постельные принадлежности возвращать можно.
Магазин не согласился, вот его аргументы:
Вывод: ортопедическая подушка «Аскона» относится к швейным изделиям, возвращать и менять ее нельзя.
Есть магазины, которые пользуются тем, что покупатели не знают закон и навязывают свое. Например, с тем же телефоном: «Его нельзя возвращать». Я знаю, что это срабатывает. Кто-то из покупателей верит, а кто-то не хочет разбираться.
Проблемы начинаются, когда вместо обычного покупателя телефон покупает юрист или юридически подкованный человек, а вернуть или обменять не может.
Не факт, что каждый юрист подаст иск к магазину, но риск есть. Рисковать или нет — решает магазин, надежнее подстраховаться и понять, когда опасно отказывать в возвратах, а когда нет.
Сначала предложить обмен
Если качественная покупка не подошла, например по размеру или цвету, покупатель вправе обменять ее на другую, которая подходит.
Девушка покупает платье сорок четвертого размера, оказывается, оно большое, поэтому возвращает. Магазин предлагает замену — платье той же марки, фасона и цвета, но на размер меньше.
Есть магазины, которые забывают о своих правах. По закону о защите прав потребителей, магазин обязан вернуть деньги, только если у него нет такой же покупки на замену.
Возможно, покупатель будет имитировать, что ему «всё не подходит», и тогда придется возвращать деньги, но попробовать уговорить на обмен стоит. Может, девушка останется довольной платьем другого размера.
У магазина три дня, чтобы вернуть деньги за покупку. Три дня считаются с момента, когда клиент вернул покупку в магазин. Пока покупка у клиента, время не идет.
Когда нельзя отказать
Есть два мифа о возврате и обмене. Первый миф: покупателю можно отказать, если нет чека на покупку. Это не так, об этом говорится в законе.
Вместо чека покупатель может попросить свидетелей подтвердить факт покупки. Свидетелями могут быть посетители магазина или друзья покупателя.
В качестве доказательств подходит выписка по карте, смс от банка за оплату и даже баллы на карту лояльности. В общем, не советую отказывать, если нет чека. Если покупатель платил за покупку, доказательства найдутся.
Второй миф о возврате: якобы можно отказать, если вскрыта упаковка. Это тоже не так. В законе речь только о ярлыках и пломбах, но ни слова об упаковке. Ее вскрывать можно.
В законе нет четкой формулировки, что считается упаковкой.
Книга продается в подарочной коробке. Книгу можно читать без коробки, никакой особой информации в ней нет. В этом случае коробка — это упаковка, ее можно вскрывать.
На платье — вшивная бирка с составом ткани. Если отрезать бирку, и магазин не может вшить или приклеить ее сам и без производства, при этом новый покупатель не сможет выбрать платье — значит, вшивной ярлык отрезать нельзя.
В целом правило такое: если магазин может восстановить первоначальный вид ярлыков и бирок без участия производителя, даже срезанные бирки — не основание для отказа.
Придумать свой способ обойти обман
Кроме юридических советов, как обойти обманный возврат, есть бизнесовые.
Мы для одного доверителя — магазина одежды — придумали вот что: перед праздниками, например выпускными или Новым годом, магазин проводит розыгрыш. Каждая девушка, которая покупает платье, оставляет свой ник в соцсетях на стикере и бросает в барабан. А через две недели — итоги.
Если кто-то из покупателей возвращает платье, продавцы проверяют профиль в соцсетях. В половине случаев они видят девушку на фото в этом платье. Значит, девушка его надевала, и возвращать такое платье нельзя.
Суды вполне принимают такие доказательства, да и до суда можно попробовать объяснить, что девушка неправа. Это часто срабатывает.
Не факт, что неюридические способы помогут справиться с обманами, но лучше попробовать. Судиться с покупателями может выйти дороже самой покупки или занять больше времени, чем разработка идей для защиты.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Что сделать
Проверить срок возврата и невозвратный список
Предупредить, что магазин проведет экспертизу покупки. Если эксперт решит, что покупку использовали, покупателю придется платить за экспертизу
Что делать, если контрагент задерживает оплату
Финансовый кризис обострил проблемы с ликвидностью у российских компаний. Растут долги компаний по зарплате и по расчётам друг с другом. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как поторопить контрагентов.
Финансовый кризис обострил проблемы с ликвидностью у российских компаний. Растут долги компаний по зарплате и по расчётам друг с другом. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как поторопить контрагентов.
Теория
1. Проверить статус контрагента
До возникновения проблемных ситуаций с контрагентом желательно его промониторить. Проверьте в Едином государственном реестре регистрации юрлиц правильность предоставленных данных о компании. Изучите на сайте Арбитражного суда сведения о судебных тяжбах будущего партнёра по бизнесу. Выясните через Федеральную службу судебных приставов, не ведётся ли в отношении контрагента исполнительное производство. Убедитесь на сайте ФМС в действительности паспорта представителя фирмы, уполномоченного заключать договоры.
2. Поговорить с партнёром
Не стоит избегать личного общения и заменять его перепиской. Полезно выяснить, когда должник планирует произвести платёж и почему он задерживается, особенно если у вас давние деловые отношения с контрагентом. Может быть, получится найти приемлемое решение, например зачёт встречных требований.
3. Перечитайте договор
Конечно, внимательно читать договор надо с юристом до подписания. Но когда возникает конкретная проблема, полезно перечитать положения соглашения. Случается, что в договоре право на получение самого платежа или штрафных санкций за просрочку зависит от своевременного направления претензии или счёта либо совершения других действий со стороны кредитора.
4. Направить контрагенту письменную претензию
Претензию составляют в двух экземплярах в свободной форме. Один экземпляр передают представителю контрагента, на втором экземпляре он оставляет роспись, подтверждая, что документ получен, указывает число, фамилию, инициалы и должность. Претензию также можно направить на юридический адрес контрагента заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Текст должен содержать указание на нарушенные контрагентом пункты договора и размер суммы, подлежащей уплате. Претензия может содержать предупреждение о том, что в случае невыполнения требований в указанный срок последует обращение в суд и все судебные издержки будут возложены на контрагента. Такой порядок является обязательным в случае, если придётся обращаться за защитой нарушенных прав в суд.
5. Перепроверить контракты
Заказчик отказывается платить. Что делать, чтобы не идти в суд?
Компания договорилась с клиентом об оказании определенного ряда услуг/работ, которые были прописаны в договоре. Договор был на стадии подготовки, но фактически не подписан. Компания уже оказала услуги/выполнила все работы по договоренности. Теперь клиенты отказывается оплачивать полную стоимость работ, ссылаясь на то, что недоволен качеством услуги/работ. Что делать в такой ситуации компании-исполнителю заказа?
Ситуация, в которой оказалась компания-исполнитель, в юридическом плане не редкость. Законы и судебная практика сформировали достаточный арсенал механизмов для защиты прав таких компаний.
Когда договориться не получается, но и обращаться в суд не хочется ради сохранения партнерских деловых отношений с заказчиком, можно прибегнуть к процедуре медиации. Благодаря такому механизму конфликт точно не перейдет в публичную плоскость и останется конфиденциальным — сведения будут раскрыты только медиатору.
Процедура медиации представляет собой альтернативный суду порядок разрешения спора при участии третьего лица — посредника (медиатора). Медиатор, используя свой профессионализм и опыт, старается помочь сторонам выработать совместное решение их конфликта. Несомненными плюсами такой процедуры являются добровольность, оперативность, конфиденциальность и беспристрастность посредника.
Стоит отметить, что медиатор не обладает властными полномочиями и поэтому не принимает обязательное для сторон решение по итогам переговоров, он призван содействовать в выработке сторонами взаимовыгодного для них решения.
Согласие сторон разрешить спор путем медиации и их нацеленность на достижение взаимовыгодного соглашения, вовлеченность в решение конфликта — показатель здоровых предпринимательских отношений между контрагентами.
Если вы понимаете, что единственный для вас выход — судебная форма защиты прав, то начните с оформления претензии. Это необходимое условие для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по договору. Отнеситесь к подготовке претензии серьезно. При необходимости привлеките специалиста, так как претензия — это основа для будущего иска.
Заключенность договора — это достижение сторонами соглашения обо всех существенных условиях оказания услуг или выполнения работ. Следовательно, отсутствие договора, заключенного с заказчиком в письменной форме, не должно останавливать исполнителя в защите своих прав. Это не всегда равно тому, что у исполнителя нет обязательств по оказанию услуг или выполнению работ, а у заказчика встречного обязательства по оплате этих услуг или работ.
Приготовьтесь к тому, что в суде вам придется доказывать факт заключения договора и обосновывать причины, по которым этот договор не был заключен в письменном виде. Доказательствами недвусмысленного согласия заказчиком заключить с вами договор могут быть:
Общая тенденция судебной практики по спорам о признании договоров незаключенными — это оценка судом обстоятельств и доказательств в их совокупности и взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательств.
Что касается качества оказанных услуг или выполненных работ, то оно должно соответствовать договоренностям сторон. Но если это не было должным образом оговорено, то нужно ориентироваться на требования, которые обычно предъявляются к качеству соответствующих работ или услуг. Следовательно, суду необходимо будет также представить доказательства соответствия качества результата услуг или работ этим условиям.
Несмотря на то, что судебный порядок разрешения подобных споров универсален, лучше всего закреплять все договоренности сторон заранее письменно.
Грамотно составленный договор — необходимая составляющая деловых партнерских взаимоотношений. Если он составлен так, что каждая сторона однозначно понимает предмет и объем своих обязательств, вам будет проще работать, а заказчику легче оценить проделанную вами работу и заплатить за нее. От текста договора зависит и то, насколько легко исполнителю будет доказать заказчику (а если потребуется, то и суду), что услуги были оказаны в полном объеме.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина