Клеймо в тесте что это на фарфоре

Клейма европейского фарфора

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Знакомство с клеймами европейского фарфора правильнее всего начинать с немецких производителей. Они наиболее известны, служат образцом для подражания, больше других востребованы коллекционерами и, соответственно, чаще подделываются. Клеймо играет первоочередную роль в правильной атрибуции фарфора, но само по себе не может служить полной защитой от фальсификата. Необходимо обращать внимание и на другие факторы: стиль и качество изделия, тонкость проработки деталей, а также цветовое и пластическое решение.

Мейсен

Широко известно клеймо ведущей фарфоровой мануфактуры Европы – скрещенные мечи, которые были позаимствованы с герба курфюста Саксонии. Однако немногие знают, что в начале своей деятельности предприятие, копировавшее китайские и японские образцы, подражало им во всём, вплоть до маркировки. Мануфактура была основана в 1709 году в Дрездене, а год спустя переведена в укреплённый замок Альбрехтстбург – резиденцию саксонского правителя Августа Сильного, чтобы защитить свои секреты.

В 1710 году состоялось официальное открытие предприятия, которое в то время выпускало красный фарфор, напоминавший иссинскую глиняную посуду из Китая. Маркировка продукции тоже имитировала иероглифы Поднебесной, а иногда и прямо копировала их. Параллельно с этим использовался широкий набор букв и символов, не имевших систематизации. Они процарапывались непосредственно в тесте, без цветной составляющей.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

В 1713 году мануфактура перешла на твёрдый белый фарфор, которому с тех пор не изменяла. Активно велись опыты по улучшению художественного вида изделий, созданию глазурей и пигментов, стойких к высокотемпературному обжигу. В 1719 году Бёттгер умер, а директором Мейсена стал живописец Иоганн Грегор Херольдт, привлечённый к работе венским арканистом Самюэлем Штольцелем. Уже год спустя были достигнуты существенные успехи в фарфоровом производстве, а «шпионские страсти» вокруг него накалились до предела. Европейским керамистам не терпелось узнать секреты Мейсена, чтобы в свою очередь заняться изготовлением прибыльного и прекрасного «белого золота».

Главными конкурентами стали небольшие дрезденские предприятия и Венская мануфактура Аугартен, основанная в 1719 году при содействии Штольцеля. Копировался не только начавший формироваться в те годы мейсенский стиль, но и маркировка, что до сих пор создаёт путаницу при атрибуции. Причём дрезденские мастерские, не имевшие собственного производства, в основном расписывали бракованную продукцию Мейсена, выдавая её за свою. Об этом факте необходимо помнить современным коллекционерам. В 1720 году было принято решение о единой маркировке мейсенской продукции. Два года спустя появился логотип в виде скрещенных мечей, нанесённых синей подглазурной краской, но официально он «вступил в силу» с 1731 года.

Каталог клейм по годам

«Мечи» не были единственным видом маркировки Мейсена. В разное время использовались и другие клейма – их можно найти в каталогах фарфора Германии по годам.

Период (гг.)Маркировка
До 1730-хНаряду с мечами применялись и буквенные обозначения, связанные с названием и статусом фабрики:

K.P.M. – Königliche Porzellan-Manufaktur (Королевская фарфоровая мануфактура)

M.P.M. – Meissener Porzellan-Manufaktur (Мейсенская фарфоровая мануфактура)

K.P.F. – Königliche Porzellan-Fabrik (Королевская фарфоровая фабрика).

До 1730-го в некоторых случаях до 1733-гоЛичная монограмма Августа Сильного – AR. Изначально применялась только для изделий, поставлявшихся ко двору курфюста, а затем и его наследника Августа III. Позднее ею клеймили дипломатические подарки. Изделия с такой монограммой представляют сегодня наибольшую ценность.
1733 – 1734Вензель АF, только для курфюста Фридриха Августа II.
1756 – 1773Между крестовинами мечей поместили точку. Изменения ознаменовали переход от барокко к классическому стилю. В атрибутике данный период известен как «точечный». Большое внимание начинают уделять качеству наносимой маркировки, до того она делалась весьма небрежно.
1774 – 1814Директором становится граф Камилло Марколини, оказавший большое влияние на художественное развитие фабрики. В частности ему принадлежит идея бисквитной скульптуры и пышного многоцветного декора в подражание Севру. Клеймо наносят синей краской без последующего глазурования. Между крестовинами появляется звёздочка.
1814 – 1824Рукояти и лезвия мечей становятся прямыми. Между ними наносят небольшую вертикальную черту.
1825 – 1924Рукояти мечей изгибаются.
1924 – 1934Точка ставится между вершинами лезвий.
1945 – 1947В нижней части добавляют опрокинутый полумесяц.
1947 – 1973Период фарфора ГДР. Посуда клеймится мечами с прямой крестовиной. С 1948 года в тесте оттискивают годовые знаки.
1972Используется только логотип Meissen.
1972 – 1974Скрещенные мечи и внизу надпись Meissen.

В европейской традиции не отмечается сортность фарфора, как например, это было в СССР. Есть только высшая категория и брак, который не пускается в производство. Тем не менее, Мейсен разработал свою систему контроля качества, выраженную в чёрточках на маркировке. Это было необходимой мерой защиты от домашних художников, которые забирали на фабрике бракованное «бельё», расписывали и продавали под видом оригинальной продукции.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Обозначения брака

Чёрточки наносились на мечи. В разные годы они отличались по количеству и значению.

В 1740 – 1938 гг. на «бельё», которое продавалось без росписи, ставилась одна черта. Две косые линии с 1852 по 1870 гг. свидетельствовали о низком качестве предмета. Три наклонных чёрточки наносили на несортовые изделия с трещинами, сколами и другими видами брака с 1852 по 1870 гг.

Помимо официальной маркировки существовали всевозможные подвиды, применявшиеся очень короткий период времени. Поэтому при коллекционировании, лучше изучить полный и подробный каталог клейм мейсенского фарфора, например, на сайте «Антикварчик» или ему подобных. Здесь же можно найти список предприятий, так или иначе копировавших маркировку ведущей европейской мануфактуры. К ним относятся фабрики из Нассау, Берлина, Арнштадта, Бристоля и так далее.

Фюстенберг

Вторая по старшинству фарфоровая мануфактура Германии была основана в 1747 году герцогом княжества Брауншвейг-Вольфенбюттель – Карлом I. Предприятие прославило не отличавшиеся большим доходом и высоким уровнем жизни земли, получив немало уникальных привилегий. В частности, только его продукцию разрешали продавать в Берлине, наряду со столичной фабрикой KPM.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Фарфоровая мануфактура в Фюстенберге до сих пор выпускает великолепного качества посуду с ручной росписью в классическом стиле. Отличительной чертой предприятия считается ажурная резьба и золочение. Помимо роскошных сервизов, в ассортимент входят статуэтки, отлитые по формам XVIII века. Изначально они применялись для сервировки центральной части стола во время торжественных обедов высшей знати.

С 1753 года, официальным указом герцог учредил маркировку изделий синим вензелем «F», нанесённым подглазурно. Дизайн буквы незначительно менялся со временем. В 1758 году к ней добавлялась датировка.

Нимфенбург

Фарфоровую мануфактуру в Мюнхене создал курфюст Баварии, Максимилиан III Иосиф в 1747 году, однако регулярное производство здесь началось только 7 лет спустя. До настоящего времени предприятие работает преимущественно в стиле рококо, выпуская эксклюзивную продукцию люксового сегмента. Каждая деталь изготовливается вручную по старинным технологиям. Таких производителей, как Нимфенбургская фарфоровая мануфактура в мире насчитываются единицы. Особенно ценится скульптура производителя, в том числе и серия белых, не расписанных фигурок животных.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Маркировку Нимфенбурга легко выделить среди других клейм европейского фарфора. Это – силуэтное изображение герба Баварии с ромбическим шахматным рисунком. Знак отдавливался в тесте или наносился подглазурной синей краской. В 1895 – 1921 гг. использовался зелёный пигмент. На ранних изделиях изображалась также шестиугольная звезда – гексаграмма, синей подглазурной краской.

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине (КРМ) производит продукцию с 1751 года. Однако почти на старте она пережила банкротство, спровоцированное семилетней войной и только 10 лет спустя, в 1761 году заработала в полную силу. А ещё через два года фабрику выкупил король Пруссии – Фридрих II Великий, страстный поклонник фарфора. Он привлёк ведущих мейсенских мастеров, благодаря чему в короткие сроки удалось добиться высшего качества продукции.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Фридрих II, приобретавший посуду и предметы сервировки исключительно на Берлинской мануфактуре, пожаловал ей право использовать королевскую эмблему – синий скипетр, наносившийся поглазурной краской. В 1830 году к основному клейму добавили изображение державы и подпись КРМ. Однако позднее эта разновидность применялась лишь в особых случаях для обозначения эксклюзивности продукции.

С 1751 по 1757 гг. изделия маркировались буквой «W» по фамилии первого владельца фабрики – торговца шерстью Вильгельма Каспара Вегели. А в 1761 – 1763 гг. вензелем «G», принадлежавшим промышленнику Иоганну Гоцковски, возродившему мануфактуру после краха и банкротства.

Франкенталь

Антикварам и коллекционерам хорошо знаком город Франкенталь, где с 1755 по 1799 гг. работала Курфальцская фарфоровая фабрика. За свою недолгую историю предприятие успело прославиться малой пластикой, за которой до сих пор «охотятся» ценители. Основатель производства – Карл Хэннонг переехал с семьёй из Страсбурга после того, как Людовик XVI установил государственную монополию на фарфор для поддержки Севра. Французский керамист привнёс в продукцию Франкенталя утончённый шарм и яркую цветовую палитру, характерную для своей родины.

В 1760 году фабрика отошла к сыновьям Хэннонга – Йозефу Адаму и Полю Антону. Возникшие между братьями разногласия, касавшиеся состава сырья, привели к банкротству, после чего предприятие выкупил курфюст Баварии Карл Теодор. В этот период фабрика достигла расцвета. Её отличал не только изысканный декор, но и редкий для немецких производителей нежно-кремовый оттенок бисквитного черепка. По некоторым сведениям, рецепт сырья Франкенталя был продан Севру наследниками Хэннонга и позволил флагману французской индустрии перейти с фриттового на более прочный твёрдый фарфор.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Маркировка продукции фабрики тесно связана с её владельцами:

В разные периоды дополнительно использовался личный вензель Карла Хэннонга, обоих его сыновей, а также управлявшего фабрикой в 1800 году Франца Бартоло.

Источник

История 5. Самая грандиозная подделка фарфора: липовый Meissen

Эта статья вызовет большое негодование продавцов. Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфореИ понятно почему: 90% вещей, продаваемые на Ярмарке Мастеров под видом знаменитого фарфора Meissen на самом деле являются подделками.

И сегодня покажу и расскажу как их определить.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Для начала кратко про Meissen. Не буду вдаваться в историю мануфактуры, а определяю главное: по сути есть фарфор, а есть Meissen. Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфореЭто лучшее (и самое дорогое), что есть в немецком фарфоре в частности и в европейском в принципе. Конечно, есть и другие прекрасные мануфактуры, как в Германии, так и во Франции и Англии, но Meissen стоит обособленно и выше. Фарфор этой мануфактуры не просто дорогой, а очень дорогой и качественный. Причем и в этой очень дорогой посуде (по сравнению с другими фарфоровыми мануфактурами) есть и совершено сумасшедшие цены. Однажды мне довелось увидеть супницу Meissen, стоимость которой была…чуть больше 40 000 евро (да-да, я не ошибся с нулями Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре). Но это конечно самый шик, изделия подешевле начинают свою ценовую позицию от нескольких десятков евро минимум. Причина: Meissen –это непревзойденное качество и конечно бренд. Фарфор весь создается вручную и росписывается так же вручную, а секреты красок хранятся в тайне и используется технологии смешивания, как и сотни лет назад. В общем, это и правда лучшее, что есть в фарфоре.

Немцы даже марки выпускали на годовщину фабрики.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

И скажу сразу, клейма Meissen (настоящие и поддельные) я встречаю практически на каждой блошке, но я с ними не работаю. Слишком много подделок и подставить покупателя, продав ему подделку (даже отличного качества) не могу себе позволить. Только если абсолютно буду уверен в подлинности, то куплю… но абсолютную уверенность в полевых условиях блошки обрести трудно. Тем более, что количество подделок зашкаливает и бьет рекорды. А все потому что мейсеновский фарфор подделывают чаще всего. Это вообще целые отрасли!

И хотя зачастую подделку можно распознать, так как они настолько грубы и распознаются в деталях (подробно об этом ниже), все равно есть отличные подделки, которые практически не возможно распознать.

Самое важное, что нужно знать о клейме Meissen – это почти всегда сабли (или мечи, называют их и так, и так). Если же вы видите на клейме слово «Meissen», то, скорее всего это, подделка. Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфореИ во на этой такой простой и узнаваемой детали ловятся почти все покупатели. Увы, это правда.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

То есть первое и главное: Meissen – это мечи, а не слово на клейме (за редким исключением). Причем слово это пишется определенным шрифтом и наклоном букв и размером. Все остальное – липа.

А теперь познакомимся с самой известной аферой, когда посредственный фарфор выдается за Meissen. Мне повезло: на последней блошке в развалах я как раз нашел такую подделочку… вот она… и вот ее клеймо. Видно плохо, но это овал, в котором написано «Meissen».

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Запомните хорошенько это клеймо. Потому что это действительно самая большая афера, которая связна с Мейсеном из мне известных. Видите ли, секрет в том, что это настоящее клеймо, но…не Meissen, а совсем другой фабрики. Когда три сотни лет назад возникла мануфактура Meissen создатели сильно дали маху, что не использовали какое-то другое название, а взяли за имя –город, в котором был первый завод. Да-да, Мейсен (или Майсен) – это город в Германии, недалеко от Дрездена. И вот идут десятилетия и в городе Мейсен предприимчивые товарищи создают новую мануфактуру, имя дают ей по фамилии владельца, а вот клеймо… тут хитрый делец решает сделать своим клеймом слово «Meissen» и имеет полное право, так как мануфактура находиться в городе Мейсен, а значит законом не запрещено так клеймить посуду. Только никакого отношение эта фирма не имеет с настоящим Мэтру немецкого фарфора Meissen. Так же тут уместно вспомнить, что такое неприятное соседство испытывает и французский фарфор Лимож (Limoges) –там тоже на этой же территории открылось много маленьким мануфактур, которые штампуют свою продукцию не самого лучшего качества с меткой «Limoges» и далеко не все знают, что настоящий Limoges имеет определенный цвет и вид клейма.

Клеймо может быть либо нарисовано синим, либо выдавленно в тесте, либо вот и так и так, чтобы навернякаКлеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Вернемся в Германию, где в тени завода Meissen процветала фабрика одного не совсем корректного дельца, который клеймит свою посуду овалом с названием города. Что интересно – немцы в курсе, поэтому немцы такое не покупают обычно. Все знают, что клеймо Мейсена – это шпаги. А вот людям не сведущим толкнуть такую продукцию не совсем порядочные продавцы могут легко. Судите сами. пока я снимал вот этот кувшинчик, мужичок рядом нашел пачку тарелок в коробке с таким же липовым клеймом. И что удивительно – как оказалось наш мужичок, мы с ним по-русски говорили. Я спрашиваю, мол ты в курсе-то, что это подделка? Он хмыкнул и сказал: «я то в курсе, но мои дураки нет, прокатит». Не знаю, продаст ли он их или подарит родне, и кого он считает дураками, но вот такая реальная история.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Посуда с вот таким клеймо вообще-то не дорогая, качество обычное. Чаще всего в качестве рисунка используется знаменитый луковый узор (скорее всего, потому что мейсеновский луковый узор был очень популярен в свое время, считался шиком, но он-то был ручной работы, а не штамповка как этот). Тем не менее, я видел и другую продукцию этого «типо мейсена», например вот встретил на той же блошке, как видите такого «meissen» много.

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

То есть подведя итог, можно сказать, что клеймо-то настоящее, если смотреть с точки зрения клейма, но не Meissen это. И рядом по качеству не стоял. Но увы! Иименно эту продукцию чаще всего выдают за настоящий Мейссен, причем намеренно ставят цену выше, объясняя покупателям мол а что же вы хотели? Это же знаменитый Мейсен. Пока у меня был чудовищный акцент, мне тоже пытались продавать такое, но я знал что есть что. И когда ты резонно и резко замечаешь, что не надо сказок, то цена на такую продукцию падает в 10 раз… Продавцы же конечно в курсе, что продают подделку. Но понимают, что низкая цена за мейсеновский фарфор насторожит покупателя, поэтому ее завышают: мол, видите, стоит дорого, на клейме написанно «мейсен» — что еще нужно?

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Авторское право в Европе не пустой звук. И так было еще 100 лет назад. Поэтому если какая-нибудь мануфактура начинает подделывать что-то, то она очень и очень рискует. Штраф будет огромен, предприятие закроют, а владельца скорее всего посадят. Но подделку ведь еще нужно доказать. Поэтому если какая мануфактура (обычно маленькая частная) и решается копировать продукцию Meissen, то делает она это так, чтобы нельзя было связать концы с концами. То есть копии предметов и клейма будут все-таки сильно отличаться, чтобы в случае разбирательства сказать: «Ну что Вы! Разве похожи наши две скрещенные палки на знаменитее скрещенные мечи Meissen?» И таки да, если это будут палки – то тут отделаются малым штрафом. Вроде как палки –это совсем другое клеймо, а вот если будут мечи – тут все серьезнее. Поэтому подделку (причем не только мейсеновского фарфора) можно распознать именно по деталям. Полностью повторить оригинальное клеймо – это опасно и сильно наказуемо. Поэтому клейма и меняют, чтобы в случае чего, можно было откреститься мол похоже, но не такое же. А если покупатель не видит разницу, то, как говорится, его проблемы.

Так что подделки маленьких мануфактур распознать проще вот именно по этим несоответствиям. Вот подборочка клейм из моей коллекции, которые выдаются за Мейсеновские:

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

И еще два важных момента, которые мало кто знает про оригинальные клейма фарфора Meissen.

Во-первых, с 1948 года фирма Meissen, чтобы было легче определить год изделия, в тесте ставит определенный знак. Его называют «годовой знак», он каждый год разный. То есть помимо синих мечей (они всегда синие!) должен быть еще один из этих знаков, по которому и точный определяют год изделия. Вот так они выглядят:

Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Во-вторых, если вдруг что-то из фарфоровых вещей Meissen выходит не надлежащего качества (проверка очень строгая!), то такое изделия продают по дешевке маленьким частных художникам с обязательным условием, указывать на клейме, что это не первый сорт и не совсем оригинал. Для этого на оригинальном клейме Meissen ставят черточки как бы зачеркивая его или ставя под/над саблями черту. Положение черточек не случайно – что-то означало дефект росписи, что-то дефект самого изделия и т.д.

Надеюсь моя статья поможет Вам лучше разбираться в подделках. Спасибо за внимание.

Источник

Клеймо в тесте что это на фарфоре

Уважаемые участники форума,

Как вчера обещал, предлагаю сводные данные по штрихам на клеймах Meissen с кратким комментарием. Открыл новую тему, чтобы не засорять топик по тарелкам с цветами. Если открыл не в том разделе, прошу покорно модераторов перенести куда следует.

Клеймо перечеркнуто горизонтальными штрихами (Strich):

Период 1980-1986: штрихи наносились не на скрещенные мечи, а на голубую горизонтальную линию слева от клейма, у обода донышка. 2 штриха – 2 сорт, 3 штриха – 3 сорт, 4 штриха – 4 сорт
Перечеркнутое крест-накрест клеймо – изделие остается на мануфактуре, запрещено к реализации. Аналогичная метка – 4 штриха поперек и один вертикальный справа от клейма.

С 1 января 1987 г. система маркировки качества изменилась.
Предметы без изъянов получают Hauptsortierung, маркируются только клеймом.
Мельчайшие технические или эстетические дефекты переводят предмет во второй сорт (Zweitsortierung) и снижают цену на 25%. Маркируются одним штрихом под клеймом.
Присутствие существенных дефектов понижает сортность до Fehlware – маркируется 4 штрихами по клейму. Пользоваться ими можно, но стандартам мануфактуры такие предметы не отвечают. Разрешаются к продаже только работникам для личного пользования. Перепродажа запрещается.
Перечеркнутое крест-накрест клеймо или 4 штриха плюс один вертикальный означает, что предметы вообще не должны покинуть стен мануфактуры, но могли использоваться для внутренних нужд, например, в столовой. Вертикальный штрих также подразумевал белье, поскольку брак определялся уже на этапе производства.

Исключения и комментарии:

Наиболее полно этот вопрос освещен в The Book of Meissen. Анализ опирается, помимо работы с архивами, на мнения Chaffers, Cushion, Danckert, Kovel, Poche – все имена хорошо известны. Мнения этих экспертов различны. Мнение Chaffers, Danckert полностью соответствует TBM, Cushion не заморачивается и пишет, что нанесенные черты означают либо белье, либо дефекты. Poche предлагает довольно замысловатую систему, над которой TBM посмеивается. Высоко оцениваются работы J. Just (1970/71) и J. Kunze в Keramos 92, 96.

Самым ранним сохранившимся документом, в котором описана система маркировки штрихами и в котором утверждается, что горизонтальный штрих означает реализацию нерасписанных предметов и отсутствие дефектов качества, является решении о реализации большого сервиза испанцам (посланнику Испании в Саксонии) от ноября 1764 г. Этот документ ссылается на еще более ранний, который не пережил семилетнюю войну. Эта же система подтверждается прейскурантом 1814 года, в котором говорится, что на расписанный фарфор штрих никогда не наносился, а вот проданное белье маркировалось 1 штрихом.
В период 1850-1869 выпускалось много внутренних приказов относительно маркировки, но ни в одном из них нет упоминания о связи одного штриха с качеством изделия.
В 1898 г. мануфактура объявила о полном запрете на продажу белья, хотя без исключений не обходилось.
Во время 1 мировой войны, напротив, появились трудности с пигментами и рабсилой в связи с призывом на фронт. Соответственно, стали продавать много белья. Именно тогда ввели отдельную маркировку (вдавленное клеймо со словом weiss). Эта же ситуация повторилась во 2 мировую войну.

Исключение из этого правила, как минимум, было такое – в 1776 году брака на мануфактуре накопилось очень много, и Марколини открыл магазин в Дрездене для продажи белья низкого качества. Это белье с браком продавалось с нанесением одного горизонтального штриха на клеймо (что не отменяет белье). Клеймо – периода Марколини. Я его никогда живьем не видел, к слову о вчерашнем вопросе Рустама.

Вот, коротенечко, получилось так, если кому удалось дочитать до конца. Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото Клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку Клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про Клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото Клеймо в тесте что это на фарфоре

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *