Клеймо мю4 что означает
Пробирование ювелирных изделий: это должен знать каждый — пробы, клейма, именники
Музей торговли — Товарный словарь — Ювелирные изделия (Часть 2)
Ювелирные изделия (Часть 1)
Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.
Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)
Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП; Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР; Пудреницы ПДН; Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ; Серьги С; Солонки СЛ; Стопки СТ; Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН; Щипцы для сахара Щ.
Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.
Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.
С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).
Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».
Рекламно-популяризаторскую роль выполняло внешнее оформление ювелирных магазинов, в частности их витрины. В витринах выставляются обычно по группам: украшения для женщин, предметы туалета, предметы сервировки стола и украшения интерьера, сувениры, письменные принадлежности и т. п. Изделия подбирались либо в одной цветовой гамме, либо, наоборот, принимается контрастное решение как по цвету, так и по фактуре различных материалов (например, группа изделий из серебра с эмалью наиболее красочно выглядит в соседстве с хрустальными изделиями, предметы из слоновой кости приобретают большее декоративное звучание рядом с чёрными коробками из папье-маше с живописной росписью и т. п. ). Новинки размещались непосредственно за стёклами в передней (фасадной) части витрины. Вся площадь заднего стекла витрины обычно драпировалась театральным тюлем или другой полупрозрачной тканью. Для освещения витрин применялись располагавшиеся в верхней части люминесцентные источники света, закрытые молочным стеклом или светорассеивающей решёткой. Со стороны улицы и магазина на витринное стекло в верхней его части наносились матовые полоски, что создавало поверхность, рассеивающую свет. Иногда (главным образом для показа прозрачных, например хрустальных, изделий) применялся скрытый источник света, заключённый в светильник лёгкой конструкции. В целях использования всего пространства витрин на различной высоте и в разных планах, на незаметных (капроновых) нитях подвешивались прозрачные лёгкие полочки из стекла или пластмассы и небольшие щитки, на которых размещались ювелирные изделия, часть пространства задрапировывалась лёгкими тканями. Для оформления витрин использовались также увеличенные фотографии, силуэты, изготовляемые из гнутой проволоки, искусственные и живые цветы, вспомогательные планшеты и манекены. Лёгкий передвижной инвентарь позволял часто менять оформление витрин. Обычно оформление витрин художник-декоратор подчинял единому сюжетному замыслу: времена года, новинки сезона, способы применения различных украшений, выставка-продажа того или иного ассортимента, янтарные украшения, русские самоцветы, сувениры и подарки и т. п. Для внутримагазинного оформления и оборудования торгового зала использовались пристенные шкафы и горки, в которых выставлялись ювелирные изделия. Наиболее выразительными для показа мелких женских украшений являлись большие щиты-стенды, разбитые на отдельные участки в виде кругов, прямоугольников и других фигур, затянутых одноцветными плательными тканями, с наколотыми на них отдельными ювелирными изделиями, — брошами, кольцами, серьгами, браслетами. Для облегчения выбора товаров применялись плакаты, надписи и аннотации, характеризующие те или иные ювелирные изделия.
Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.
Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.
Список именников ювелирных предприятий
Главная / Статьи / 12. Ломбардный ликбез / Список именников ювелирных предприятий
Список именников ювелирных предприятий
Системы золотых проб
В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.
В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.
В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.
На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.
Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Сообщение Нелунатик-увы » 13 май 2014, 19:10
Что-то мелковато получилось . Попробую разбить на пару частей.
Re: Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Сообщение Нелунатик-увы » 14 май 2014, 20:28
О схеме. Хочу проговорить один момент.
Связь Московской ювелирной фабрики и Московской Ювелирно-Часовой фабрики довольно хорошо просматривается на аналогичных предметах, которые изготавливали на обоих предприятиях. Например, подстаканники Лебеди, Слоны.
Две Амфоры с клеймом МЮФ и МЮЗ
Нашла за и против двойного переименования:
За: из книги Максима Токарева «Тайна ордена Побыды»: «5 ноября 1943 года окончательный эскиз и представленный образец ордена были одобрены правительством. Переливающийся бриллиантами орденский знак настолько понравился Сталину, что он тут же поручил руководству Московской ювелирно-часовой фабрики изготовить 30 экземпляров ордена. ». В книге Токарева приводится много исследовательских фактов о ордене Победы. Но, честно говоря, слышала мнения, что в там встречаются и некоторые несоответствия.
Спасибо Кириллу за предоставленный документ из годового отчета за 1944 год, в котором содержится перечень фабрик и мастерских Ювелиртога Наркомторга (хранение в РГАЭ).
Согласно ему в 1944 году в Москве работала Московская Ювелирно-часовая фабрика.
Re: Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Сообщение Нелунатик-увы » 20 май 2014, 17:41
О схеме думала давно. Присматривала однотипные изделия, старалась найти вещи в серебре или элементами серебра, чтобы было понятно время изготовления. Опиралась на справочники Постниковой-Лосевой и Троепольской, в которых имеются клейма и их привязка к названиям предприятий (хотя с чем-то у меня получились практические нестыковки). Очень помогли темы по производителям, клеймам, упаковочным коробочкам ))).
В таблице оказались незаполненные клеточки – не все клейма смогла найти. Думаю, что выпуск изделий в эти годы не прекращался, поэтому решила «дозаполнить» сама серыми клеймами, предположу, что они выглядели бы так.
Re: Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Сообщение Нелунатик-увы » 25 авг 2015, 18:25
Пора уточнить раскладку. Артель «1-ая Ювелирно-серебряная фабрика» возникла в 1929 году:
viewtopic.php?f=13&t=735
Re: Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Сообщение Нелунатик-увы » 27 апр 2018, 22:07
Пора уточнить раскладку. Артель «1-ая Ювелирно-серебряная фабрика» возникла в 1929 году:
http://podstakanoff.net/forum/viewtopic.php?f=13&t=735
Очень мало документального материала. Очень. Первый раз про 1ЮФ я прочитала в Справочнике «Художественные промыслы РСФСР», 1973 года
Получалось, что 1ЮФ (год образования 1934) объединился с ЮХА (год образование 1930) и образовалась артель Мосювелир.
Потом пришло уточнение по году образования 1ЮФ. Согласно «Справочника по художественным промыслам системы Всекопромсовета», 1939 года:
Недавно просматривала книгу А.А. Пупарева «Художественная эмаль«, 1948 года. В конце ее есть информация по предприятиям СССР. Есть небольшой раздел по Ювелирно-художественной артели:
Re: Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Сообщение Нелунатик-увы » 24 июн 2018, 11:19
Re: Московские ювелирные предприятия. Схематичная раскладка
Сообщение Нелунатик-увы » 08 авг 2019, 19:08
Нашла за и против двойного переименования:
За: из книги Максима Токарева «Тайна ордена Побыды»: «5 ноября 1943 года окончательный эскиз и представленный образец ордена были одобрены правительством. Переливающийся бриллиантами орденский знак настолько понравился Сталину, что он тут же поручил руководству Московской ювелирно-часовой фабрики изготовить 30 экземпляров ордена. ». В книге Токарева приводится много исследовательских фактов о ордене Победы. Но, честно говоря, слышала мнения, что в там встречаются и некоторые несоответствия.
Спасибо Кириллу за предоставленный документ из годового отчета за 1944 год, в котором содержится перечень фабрик и мастерских Ювелиртога Наркомторга (хранение в РГАЭ).
Согласно ему в 1944 году в Москве работала Московская Ювелирно-часовая фабрика.
Вот еще один документ о существовании Ювелирно-часовой фабрики в 1943 году, газета Труд, осень 1989 года:
Советские ювелирные заводы: какие клейма и надписи стоят на советских украшениях
Что означают эти странные цифры на шинке Вашего кольца? И как определить, каким заводом было создано это украшение по именникам и клеймам?
Приветствую Вас, дорогой читатель на моем канале! Здесь регулярно выходят видео и статьи о ювелирных украшениях, драгоценных камнях и природных самоцветах. Буду рада Вашему обществу, присоединяйтесь))
«СТРАННЫЕ ЦИФРЫ» НА ШИНКЕ ВАШЕГО УКРАШЕНИЯ
Драгоценности СССР из золота, серебра и платины имели характерные клейма и именники.
«Голова рабочего с молотом»
Переход на метрическую систему стал не единственной новинкой 1927 года. Появилось новое клеймо, на котором была изображена голова рабочего с молотом.
Следующее кардинальное изменение советское клеймо претерпело в 1958 году. Теперь на нем изображались серп и молот внутри пятиконечной звезды. Примечательно, что изначально звезда имела выпуклую форму.
Помимо звезды, серпа и молота на изделие обязательно ставилось обозначение конкретной инспекции пробирного надзора, а также установленная трехзначная проба.
Кольцо «Малинка» с бриллиантами и синтетическим корундом в огранке «кабошон», золото, 583 проба
КАКИМИ БЫЛИ КЛЕЙМА?
Также появляется дополнительное клеймо в виде буквы «Р», которое ставилось на изделиях, подвергшихся реставрации.
В 1965 году звезда приобрела плоскую форму. Именно такой вариант пробирного клейма сохранялся вплоть до 1994 года, когда при новой смене власти было принято решение изменить клеймо, вернув профиль девушки в кокошнике.
Секрет про «цифры»
Надеюсь, Вы смогли «прочитать» информацию, спрятанную на шинке Вашего украшения. Интересно, украшения какого завода сохранились у Вас?
Сегодня советские ювелирные украшения принято ругать за все подряд, а мне кажется, это очень интересное направление винтажных украшений, спрос на которые со временем будет только расти.
Клеймо мю4 что означает
Заглянула в Каталог клейм Постниковой-Лосевой. Не нашла клейма МЮФ (может, он появился позже?).
Но появились еще вопросы…
Московская ювелирно-часовая фабрика 1953-1955 годов – клейма МЮ3, МЮ4, МЮ5.
Московская ювелирная фабрика 1956-1962 годы – клейма МЮ6, МЮ8, МЮ0, МЮ1, МЮ2.
Что получается? В 1956 годе переименовали предприятие? Или это 2 разных предприятия?
А Мосювелир как к ним относится?
Но главным остается вопрос: как правильно расшифровать клеймо МЮФ?
Пожалуйста, помогите, знатоки клейм! А то я совсем запуталась!
Хотя можно вспомнить тему Дениса, когда он показывал своих гусей-лебедей. Там был аналогичный подстаканник, но с клеймом 7БЮ:
https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=16139&highlight=%E3%F3%F1%E8-%EB%E5%E1%E5%E4%E8
Заглянула в Каталог клейм Постниковой-Лосевой. Не нашла клейма МЮФ (может, он появился позже?).
Но появились еще вопросы…
Московская ювелирно-часовая фабрика 1953-1955 годов – клейма МЮ3, МЮ4, МЮ5.
Московская ювелирная фабрика 1956-1962 годы – клейма МЮ6, МЮ8, МЮ0, МЮ1, МЮ2.
Что получается? В 1956 годе переименовали предприятие? Или это 2 разных предприятия?
А Мосювелир как к ним относится?
Но главным остается вопрос: как правильно расшифровать клеймо МЮФ?
Влодимир, а я уже запуталась. А МЮФ тогда с какого бока?
МЮФ была в период с 1927 по 1946 год.:-X:-[
А вообще в запасниках у меня где-то есть московская энциклопедия по истории всех районов города, только вот руки и глаза никак не дойдут до сих прелестных страниц =) там про фабрики наверняка есть*yes*
Сергей Васильевич, так я ваш не поняла, обещаетесь найти прелестниц :-P?
Ольга и Наталья! Помните был такой американский фильм «День сурка»?
Так вот тему МЮФ,МЮЗ и т.п.. мы уже обсуждали в этом же разделе: см. «Клейма Мосювелир» стр.7 за 13.06.11.
Мне ли не помнить этот фильм!
Пошла пересматривать *yes*.
Ольга и Наталья! Помните был такой американский фильм «День сурка»?
Так вот тему МЮФ,МЮЗ и т.п.. мы уже обсуждали в этом же разделе: см. «Клейма Мосювелир» стр.7 за 13.06.11.
Владимир, фильм посмотрела. Тему тоже. Поправьте, пожалуйста, где я неправа.
Владимир Мих., Вы знаете ответы на эти вопросы: МЮФ и Московская ювелирно-часовая фабрика как-то связаны? Это одно и то же предприятие? И как правильно записать в каталоге?
Владимир, спасибо за информацию! Она очень познавательна и интересна! Но я бы не стала на 100% доверять Википедии, все-же народная энциклопедия и каждый, даже не особо грамотный, может внести туда свою информацию.
Шифры именников
Ничего не найдено
Приведены данные об организациях и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в реестре спецучета Пробирной палаты РФ (декабрь 2020).
Именник – это знак изготовителя ювелирных изделий, который проставляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на изготовленных ими изделиях.
Именник заключен в единый контур, все именники проходят ежегодную регистрацию/перерегистрацию в территориальных органах (подразделениях территориальных органов) Федеральной пробирной палаты. У разных изготовителей не может быть двух одинаковых именников.
Изготовители получают именники на основании Постановления Правительства РФ от 21 октября 2015 г. N 1127 «Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков».
Именник действует в течение календарного года, в котором был зарегистрирован. По окончании срока действия именник подлежит уничтожению изготовителем, при этом сведения об именнике остаются в реестре (списке) именников.
Именник содержит в зашифрованном виде информацию о годе изготовления изделия, территориальном органе (подразделении территориального органа) Федеральной пробирной палаты, в котором зарегистрирован изготовитель и изготовителе изделия.
С 2001 года по настоящее время установлен следующий порядок обозначения шифра в именнике: первый знак – это буква русского алфавита, обозначающая год изготовления изделия.