Клеветникам россии пушкин о чем
«Клеветникам России» А. Пушкин
Дата создания: 2 августа 1831 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Клеветникам России»
События 1830 года, связанные с восстанием в Польше, всколыхнули не только Европу, но и Россию. В 19 веке территориальный передел носил особо острый характер, и в назревающий конфликт вмешалось российское правительство. Этот факт естественно, вызвал осуждение у европейцев и нашел отражение в творчестве многих поэтов, одним из которых стал Александр Пушкин.
Возмущенный необоснованной критикой, он в 1831 году опубликовал оду «Клеветникам России», в которой выразил свое отношение не только к польскому восстанию, но и к реакции Запада на попытки славянских народов найти общий язык. Обращаясь к тем, кто попытался обвинить Россию в экспансии, Пушкин отмечает: «Оставьте: это спор славян между собою». Являясь не только патриотом своей страны, но и хорошо зная историю, поэт справедливо считает, что Россия и Польша должны объединиться. Ведь в свое время существовало Великое княжество Литовское, в состав которого входили как русские, так и польские земли. И это государство было настолько мощным, что наводило страх на всю Европу.
Естественно, ни Германия, ни Франция, ни, тем более, Англия, не желали вновь оказаться на вторых ролях, поэтому даже намек на объединение Польши и России вызвал у политиков этих стран панический ужас. Однако поэт советует европейцам не вмешиваться, заявляя: «Уже давно между собою враждуют эти племена». В чью пользу будет решен новый спор, автор судить не берется. Но он прекрасно осознает, что мощь России и ее возможное продвижение на Запад заставляют сытую и благополучную Европу возводить горы лжи против страны, которая совсем недавно расправилась с армией Наполеона и принесла многих государствам долгожданную свободу. «Вы грозы на словах – попробуйте на деле!», – подтрунивает поэт над своими оппонентами, зная, что у европейских политиков найдется множество приверженцев и в самой России. Пушкин не хочет новой войны, но не исключает, что если Европа попытается отстаивать свои интересы на территории Польши, но русские воины встанут на защиту своих славянских братьев «от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая, стальной щетиною сверкая». Эта битва будет честной и беспощадной, ведь России не привыкать к войне. При этом поэт убежден, что европейских солдат ждет неизбежное поражение, заявляя: «Есть место им в полях России среди нечуждых им гробов».
Примечательно, что это стихотворение было лично одобрено императором Николаем I, но вызвало раскол в среде русской интеллигенции.
Александр Пушкин
Клеветникам России (+ Анализ)
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Евгений Онегин. Глава пятая
Анализ стихотворения «Клеветникам России» Александра Пушкина
1 вариант
Общеизвестна свободолюбивая позиция Пушкина и его, мягко говоря, незавидный статус среди русского высшего общества. Опасный вольнодумец на протяжении всей сознательной жизни находился на подозрении у царской власти. В связи с этим особый интерес вызывает стихотворение «Клеветникам России» (1831 г.), написанное Пушкиным по поводу польского восстания 1830 г. Характерно, что данное произвед ение вызвало критические высказывания в среде либерального дворянства.
Великого поэта трудно заподозрить в стремлении угодить российскому императору. Несомненно, что произведение «Клеветникам России» было написано им под влиянием искреннего чувства негодования. Оно обращено к французским публицистам, развернувшим активную кампанию в поддержку польского восстания и резко осуждавшим военное вмешательство России.
Прежде всего Пушкин считает иностранное вмешательство совершенно недопустимым. Он рассматривает русско-польские отношения как сугубо «домашний, старый спор» между двумя славянскими народами. Обращаясь к истории, поэт указывает, что военные столкновения русских с поляками уходят корнями в глубокую древность. Пушкин ни в коей мере не признает безусловного права России на господство. На протяжении веков военные успехи попеременно переходили от одного народа к другому. Упоминая Кремль и Прагу, поэт напрямую отсылает оппонентов к польской интервенции 1610-1612 гг. и ко взятию Суворовым в 1794 г. предместья Варшавы.
Пушкин делает предположение, что гнев французов проистекает из поражения Наполеона. Наводивший на всю Европу ужас великий полководец с позором бежал из России, бросив остатки своей армии на произвол судьбы. Поэт уверен, что только благодаря отсталой (!) России европейские страны сбросили иго тирании и вновь обрели «вольность, честь и мир».
Анализ стихотворения Пушкина «Клеветникам России»
2 вариант
События 1830 года, связанные с восстанием в Польше, всколыхнули не только Европу, но и Россию. В 19 веке территориальный передел носил особо острый характер, и в назревающий конфликт вмешалось российское правительство. Этот факт естественно, вызвал осуждение у европейцев и нашел отражение в творчестве многих поэтов, одним из которых стал Александр Пушкин.
Евгений Онегин. Глава Первая (Роман в стихах)
Примечательно, что это стихотворение было лично одобрено императором Николаем I, но вызвало раскол в среде русской интеллигенции.
Клеветникам России (стихотворение)
Клеветникам России
Тип стихотворения
Автор
Дата написания
«Клеветникам России» — стихотворение А. С. Пушкина в жанре политической оды впервые опубликованное в брошюре под названием «На взятие Варшавы». Являясь гражданским поэтическим ответом на русофобские выступления во французском парламенте и имея явно выраженный политически окрас оно за последующие два столетия удивительным образом не устарело и даже приобрело новую актуальность после событий на Украине в 2014 году.
Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности.
Содержание
История создания
Следует заметить, что стихотворение находится не только в русле общих взглядов Пушкина на польский вопрос и отношения к мнению европейцев, но и в пушкинском понимании народности, пониманием роли народа в исторических событиях.
Текст
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою Враждуют эти племена; Не раз клонилась под грозою То их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос. Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали; Вам непонятна, вам чужда Сия семейная вражда; Для вас безмолвны Кремль и Прага; Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага — И ненавидите вы нас… За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля. Так высылайте ж к нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов.
Толкование стихотворения
Стихи обращены к депутатам французской палаты и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству. В нём Пушкин выразил свое отношение к такой реакции Запада и к конкретным выступлениям во французском парламенте, который, как бы абсурдно это не звучало, создал в своих рядах Польскую партию. Парламент Франции поддерживал польское восстание поскольку это восстание было организовано масонским тайным обществом, членами которого являлись и многие деятели французском парламента. Чтобы подавить реакцию Россию, они требовали санкций против неё.
Примечательно, что эту кампанию возглавлял маркиз Жильбер Лафайет, ставший председателем Польского комитета, который в юности был начальником генерального штаба американской армии при Джордже Вашингтоне. Дело в том что Джордж Вашингтон был собратом Лафайета по массонской ложе и их связывали дружеские отношения, маркиз даже назвал в его честь сына (при том в качестве имени использовав и фамилию). Вероятно именно поэтому Пушкин использует слово «витии», термин масонства. [3]
Эти политические обстоятельства, создавшие необходимость ответа, определили и название стихотворения — «Клеветникам России». В стихотворении Пушкин вынужден объяснять клеветникам в чём они ошибаются говоря о России. Понятие «Россия» по Пушкину — это государство русское, это армия русского народа, отстаивающая свободу и независимость отечества. Поэт говорит «мы», то есть говорит от имени русских, от имени народа. И указывает что депутаты, призывавшие к интервенции, ненавидят Россию и русских.
После Пушкин задаётся вопросом, в чём корни их русофобии, и предполагает что в том, что Россия не покорилась Наполеону. Напомнить об этой героической странице отечественной истории ему позволила их угроза военного вмешательства в дела России. Так идейно-художественно оправданно в стихотворение вошла тема Отечественной войны 1812 года.
Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос!
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас.
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
********************************
Это больное ложное мнение европейских русофобов о России вообще и о русском человеке в частности добавили антирусские местечковые националисты:
«Нерусские народы стали изгоями на своих исконных землях, лишенными национальной государственности, права распоряжаться своими богатствами, свободно развивать свою культуру и язык. Фактически сведено на нет представительство нерусских народов в высших органах российской власти. Ведь в истории России были Багратион и Барклай де Толли. Они тоже были российскими деятелями, но, в сущности, лишь содействовали укреплению «тюрьмы народов». Кого из российских министров волнуют наши национальные заботы меньшинства и тревоги? Во всех проявлениях государственной и общественной жизни чувствуется рост русского шовинизма, негативное отношение к этническим меньшинствам. Об искренности и доверии в межнациональном общении нечего и думать. Сколько можно оставаться заложниками бесконечного русского идиотизма? Сколько можно мириться с навязываемой нам безысходной участью зависимых, воспитуемых, спасаемых народов? Довольно! У нас есть свои собственные национальные идеи и национальные интересы. Необходимо противопоставить широкое антирусское национально-освободительное движение – «Антирусский Интернационал. Только под лозунгом антирусизма можно объединить ради самосохранения и выживания национальные меньшинства. В своих протестах против державного шовинизма не надо бояться упреков в сепаратизме, экстремизме и терроризме. Россия и русский народ потерпели морально-политическое банкротство и оказались на обочине мировой истории. Мы не можем любить Россию-монстра. Любить эту страну все равно, что заниматься труположеством. Разлагающийся труп России заражает другие народы своим гниением. У современного русского человека нет ни одной действительно глубокой и сильной идеи, в которую он бы
по-настоящему верил и за которую мог бы отдать свою жизнь. Русские, как и их государство-кровосос, неуклонно деградируют, они не вправе притязать на объединительную и руководящую роль. Обратите внимание, каков внешний вид русского обывателя, – это заскорузлые, убогие, серые типы со зловещими и испитыми физиономиями. Вечно угрюмые, подозрительные, пришибленные, они кажутся существами, напрочь лишенными духа. Деградация русских проявляет себя и в их речи, в словах, которые они предпочитают, в особом пристрастии к определенной лексике. Адам Олеарий, видный немецкий ученый XVII века, отмечал, что у московитян «употребительны многие постыдные, гнусные слова и насмешки. У них нет ничего более обычного на языке, как «****ин сын, сукин сын, собака, ё… твою мать», и еще иные тому подобные гнусные речи. Говорят их не только взрослые и старые, но и малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни отца, ни мать, уже имеют на устах это:
«ё… твою мать» – и говорят это родители детям, а дети родителям».
*****
«Не правда ли, как это знакомо нам сегодня?
Бесстыдная похабщина, уголовный жаргон, мещанские вульгаризмы, бюрократические штампы, слова-недоноски, заимствованные из иностранных языков, – все это мутным сортирным потоком ежедневно хлещет с телеэкранов и газетных полос в языковую стихию наших республик. Спасти национальные языки от русского тлетворного влияния – еще одна наша насущная задача, наша обязанность перед потомками. «Антирусизм», как идеологический принцип позволит аккумулировать все протестные настроения, существующие в национально-государственных образованиях. Для нерусского населения России, ощущающего угроз своему существованию, антирусизм станет формой выражения оппозиции власти. Антирусизм открывает пути для оппозиции целенаправленного сотрудничества с правящими кругами Запада.
Все нерусские народы России, должны стать чеченцами по отношению к русским, должны политически и психологически освободиться от русского влияния, подобно украинцам, грузинам, молдаванам, литовцам, латышам, эстонцам. Они должны бить русских снаружи, а мы будем бить их изнутри. Только в этом залог нашего национального антирусизма. Одному народу, особенно малочисленному, будет неимоверно трудно победить русизм. Только совместные усилия нерусских народов российской империи, народов Содружества независимых государств и всех стран мира позволят достигнуть этой цели. Каждый из сотен и тысяч нерусских людей, составляющих народы, которым сегодня угрожает утрата национальной государственности, должен понять, что проблема русского нацизма, выродившегося в уродливую идеологию русизма, является его личной проблемой, что она затрагивает его непосредственно, и он не может от нее уклониться. Он не должен чувствовать себя беспомощным, потому что одновременно с ним эту же проблему ставят перед собой тысячи ему подобных во всех национальных республиках, чтобы, объединив силы, выступить в защиту свободы, суверенитета и независимости народов преступной империи»
Автор текста: Айал Ойуунов, Республика Саха.
*******
1) «Русский – дурак! Дураки составляют большинство. Нынешняя Россия производит почти исключительно дураков, но в промышленных количествах, превышающих любой спрос. Эти дураки преобладают во всех сферах русской жизни, включая интеллектуальную. Признаки дурака многообразны, но остановимся на сущностных.
2) Дурак склонен обсуждать всерьез очевидные вещи, то есть ставить под сомнение аксиоматику того общества, в котором живет. Мне возразят, что и Лобачевский поставил под сомнение аксиоматику Евклида; отлично, скажу я, — давайте отменим плоский мир Евклида и создадим другой, тогда и поставим под сомнение все аксиомы; но вы же не хотите! Вы хотите жить в постиндустриальном мире и при этом горячо спорить о национальном вопросе; хотите свободно ездить за границу — и ностальгировать по Сталину; желаете благополучия — и все-таки ненавидите свободу! Дураки спорят о том, хороши или плохи евреи, лучше ли всех русские, обязательно ли верить в Бога и не следует ли выслать из столицы всех инородцев, — и не понимают, что это не обсуждается, поскольку на дворе не Средневековье и за окном не Саудовская Аравия.
3) Дурак не умеет спорить. В споре его интересует только доминирование, аргументом ему служит только переход на личности, а точку зрения оппонента для него определяют только имманентные, врожденные признаки: живет за границей (или в русской провинции), является евреем (казаком), воспитывает детей (кота).То, что можно быть евреем, жить в провинции и воспитывать детей либо быть заграничным казаком и растить кота, уже не укладывается в сознании дурака.
4) Дурак не способен взглянуть на процесс вне устоявшегося контекста: для либерального дурака СССР однозначно плох и не содержит ничего прогрессивного; для тоталитарного дурака все, кто жил в СССР после Сталина, разваливали великую империю.
5) Дурак очень мало читает. Он вообще мало знает, но чтение в принципе дается ему с трудом: «Я этого не читал и не буду», «Это пусть читают п. сы», «Я лучше почитаю такого-то» (называется близкий друг или сосед, чаще всего завсегдатай
стихов.ру.
Александр Пушкин — Клеветникам России: Стих
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Анализ стихотворения «Клеветникам России» Александра Пушкина
Общеизвестна свободолюбивая позиция Пушкина и его, мягко говоря, незавидный статус среди русского высшего общества. Опасный вольнодумец на протяжении всей сознательной жизни находился на подозрении у царской власти. В связи с этим особый интерес вызывает стихотворение «Клеветникам России» (1831 г.), написанное Пушкиным по поводу польского восстания 1830 г. Характерно, что данное произведение вызвало критические высказывания в среде либерального дворянства.
Великого поэта трудно заподозрить в стремлении угодить российскому императору. Несомненно, что произведение «Клеветникам России» было написано им под влиянием искреннего чувства негодования. Оно обращено к французским публицистам, развернувшим активную кампанию в поддержку польского восстания и резко осуждавшим военное вмешательство России.
Прежде всего Пушкин считает иностранное вмешательство совершенно недопустимым. Он рассматривает русско-польские отношения как сугубо «домашний, старый спор» между двумя славянскими народами. Обращаясь к истории, поэт указывает, что военные столкновения русских с поляками уходят корнями в глубокую древность. Пушкин ни в коей мере не признает безусловного права России на господство. На протяжении веков военные успехи попеременно переходили от одного народа к другому. Упоминая Кремль и Прагу, поэт напрямую отсылает оппонентов к польской интервенции 1610-1612 гг. и ко взятию Суворовым в 1794 г. предместья Варшавы.
Пушкин делает предположение, что гнев французов проистекает из поражения Наполеона. Наводивший на всю Европу ужас великий полководец с позором бежал из России, бросив остатки своей армии на произвол судьбы. Поэт уверен, что только благодаря отсталой (!) России европейские страны сбросили иго тирании и вновь обрели «вольность, честь и мир».