Клетки образовательной ткани входят в состав чего
Строение и функции образовательной ткани растений (меристемы)
Главная функция образовательной ткани растений (меристемы) — рост и деление клеток. Они состоят из ядра, оболочки и пор. В цитоплазме диффузно расположены рибосомы. Для бурых водорослей свойственно нарастание таллом (побегов), что способствует активации меристемы. У высших спор происходит повторное образование тканей с целью ускорения процесса заживления раны.
Принципы классификации
С учетом морфологического признака биологи различают 3 типа меристем: пластинчатый, колончатый и массивный. В первую группу входят однослойные органоиды. Их особенность — образование эпидермы. Строение колончатых клеток:
Массивный вид представлен в виде многоугольных клеток, которые делятся в различных направлениях. Таким способом обеспечивается равномерное увеличение их объема.
В основе онтогенетической классификации находится способ ее образования:
Первичная проводящая ткань формируется из прокамбия (это клетки, которые находятся в наземных сосудистых растениях), а вторичная — из добавочного камбия (ему свойственно возвращаться из специального состояния к состоянию, схожему с эмбриональным). В растениях присутствуют раневые меристемы. Они восстанавливают участки, где присутствуют повреждения, включая листья, корн, побеги.
Постоянные компоненты образуют феллогену (пробковый материал), которая выполняет разделительную функцию. Она заключается в отделении внешней части пробки от внутренней.
Локализация структур
На рисунках со строением растений обозначаются апикальные меристемы как латеральные, краевые, интеркалярные структуры. Они входят в состав корня и стебля. В осевых органах размещены боковые, вставочные или латеральные меристемы. В их функции входит обеспечение вторичного роста, увеличение толщины и обхвата ствола.
Краевая ткань способствует образованию листовой пластинки, а интеркалярные клетки — вставочному росту. В комплексе образовательная ткань отвечает за удлинение междоузлия на первом этапе развития побега и черешков листьев. Она состоит не только из недифференцированных, но и из дифференцированных клеток.
Образовательная ткань состоит из 2-х типов клеток:
Зародыш формируется в верхушке побега, и такая образовательная ткань называется апикальной. При наступлении фазы цветения верхушка стебля преобразуется в соцветие. От него начинается флоральная меристема, которая образует лепестки, тычинки, плодолистики.
Функциональные возможности
Образовательная ткань отвечает за рост растений на протяжении их жизни. Она способствует дифференциации и специализации других типов тканей, которые присутствуют в растениях. Таким способом обеспечивается нормальное развитие клеток. Другие функции образовательной ткани:
Меристема сохраняет рост и активность клеток с учетом генетической определенности, которая заложена в геноме. Поэтому периодические изменения камбия — главная причина появления годичных колец у деревьев. Их внешний вид обусловлен следующей закономерностью: весной количество тонких и рыхлых структур увеличивается, а осенью — уменьшается. При достижении определенных размеров клетки образовательной ткани умирают. За счет подобного свойства меристема не присутствует в организме человека и животного.
Образовательная ткань растений — строение, классификация и функции
Развитие всех живых организмов начинается с деления одной клетки. Из этой маленькой структуры формируются внутренние органы и сложные части тела животных. Благодаря образовательной ткани растений происходит рост побегов, корней и листьев. В биологии выделяют несколько классификаций меристем.
Особенности строения
Совокупность клеток, которые имеют общее происхождение, строение и функции, называют тканью. Наибольшее значение для развития организма имеет меристема, или образовательная система. Она выполняет ряд важных функций:
Главная особенность этих клеток заключается в способности к постоянному делению. В процессе митоза образуются 2 структуры. Один элемент остаётся в составе меристемы, а второй дифференцируется и даёт начало новому виду ткани
. В перерывах между делениями в цитоплазме и ядерном материале накапливаются питательные вещества и энергия.
Способность к частому делению определяется специфическим строением. Образовательная ткань состоит из мелких многоугольных структур. Биологи отмечают и другие характерные особенности:
Рибосома обеспечивает синтез белков, а митохондрия является поставщиком энергии для осуществления митоза. Как правило, из-за частого деления клетки меристемы не успевают вырасти, поэтому они имеют небольшой размер.
Классификация меристем
В биологии выделяют несколько видов образовательной ткани. Учёные классифицируют меристему по топографическому, онтогенетическому и морфологическому признаку.
Инициальный и производный тип
В состав образовательной ткани входят инициальные и производные клетки. Они отличаются друг от друга по форме, размеру и количеству вакуолей. Инициальные структуры могут делиться неограниченное количество раз. Процесс дифференциации для них не характерен, поэтому они всегда остаются в составе меристемы. За счёт инициалей происходит рост растения в длину и ширину.
Производные структуры, которые по-другому называют гистогенами, выполняют образовательную функцию. Они делятся несколько раз, а затем включаются в состав новой системы. В процессе дифференциации меняется строение структурной единицы. Например, ядро становится меньше, а толщина мембраны, напротив, увеличивается. После завершения процесса дифференциации клетка может утратить способность к делению.
Локализация образовательных клеток
Образовательная ткань находится в местах роста растения. Этим обусловлено образование корней, побегов, стволов и листьев. Исходя из топографической классификации, выделяют несколько меристем:
Апикальная меристема локализуется в корнях и на верхушках стебля. При делении этих структур происходит рост растительного организма в длину. Латеральная или боковая ткань представлена камбием, добавочным камбием и феллогеном. Этот вид меристемы виден на поперечном срезе дерева. Кольца на стволе свидетельствуют об увеличении толщины растения. Вставочные меристемы располагаются в основании листьев, где со временем они превращаются в другие ткани. Краевые клетки дают начало листовой пластине.
Кроме этого, в биологии существует такое понятие, как раневые меристемы. Они появляются в местах повреждения корня, стебля или листьев. Специфические элементы отвечают за восстановление растения.
Онтогенетические и морфологические признаки
В соответствии со строением клеток выделяют пластинчатые, колончатые и массивные системы. Первый вид выглядит как однослойная ткань, состоящая из плоских структур. Эпидерма образована именно пластинчатой меристемой. Колончатая образовательная ткань представляет собой совокупность призматических структур, располагающихся рядами. Из неё состоит стебель растения. Массивная система представлена множеством многоугольных образований, из которой формируется спорообразующий орган.
Согласно онтогенетической классификации, образовательная система бывает общей и специальной. Это значит, что в процессе развития общая меристема зародыша преобразуется сначала в апикальные клетки, а затем в специальные образования. Например, в прокамбий, протодерму и в системы основной паренхимы.
Современные учёные до сих пор не изучили, каков истинный механизм дифференциации клетки. Каким образом из одинаковых структур формируются специализированные ткани, доподлинно неизвестно. Это и делает меристематическую систему растений уникальной.
Образовательная ткань
Образовательная ткань
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ(меристемы), ткани растений, состоящие из клеток, которые длительное время сохраняют способность к делению. Благодаря многократному делению этих клеток происходит рост растений в течение всей их жизни (у некоторых деревьев это сотни и даже тысячи лет). Второе важное свойство клеток меристем заключается в том, что они дают начало|начало специализированным клеткам, образующим постоянные ткани – покровные, основные, проводящие, механические, выделительные. В зависимости от распределения на теле формирующегося растения выделяют четыре вида меристем. Верхушечные, или апикальные, меристемы обеспечивают рост побегов и корней в длину. Боковые, или латеральные, меристемы обусловливают нарастание стеблей|стеблей и корней в толщину и называются камбием. Вставочные, или интеркалярные, меристемы временно сохраняются в междоузлиях стебля и в основаниях молодых листьев, обеспечивая рост этих участков, но затем превращаются в постоянные ткани. Раневые, или травматические, меристемы возникают в местах повреждения растения, где образуют защитный каллюс. Вопрос о том, каким образом из одинаковых меристематических клеток образуются различные ткани, т. е. как происходит клеточная дифференцировка, остаётся нерешённым.
Основная ткань — (ботан.) первичная образовательная ткань, остаток первичной меристемы после заложения протодермы и прокамбия. О. ткань состоит из довольно крупных паренхиматических клеток, между которыми обыкновенно остаются, наполненные воздухом, межклетные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Видео по теме : Образовательная ткань
Образовательная ткань
Меристема (образовательная ткань) растений
Меристемы, или образовательные ткани, обладают способностью к активномуросту за счёт деления и образования новых клеток. Меристемы формируют всё|всепрочие ткани и определяют длительный (в течение всей жизни) рост растения.Архитектура размещения тканей всего растения устанавливается на раннихэтапах меристематической деятельности. У животных меристемы отсутствуют,чем объясняется ограниченный период их роста|роста.Инициальные клетки меристем задерживаются на эмбриональной стадии развития в течение всейжизни растения, а их производные постепенно дифференцируются и превращаютсяв клетки различных постоянных тканей. Тело наземных растений — производноеотносительно немногих инициальных клеток.
К первичным меристемам помимо апикальных относят и их непосредственныепроизводные, несколько отстоящие от верхушек органов|органов. У этих производныхспособность к делению в определённой степени сохранена. Речь идёт преждевсего опротодерме,прокамбии и основной меристеме. В первичном теле растения они дают ещё в ходеэмбриогенеза три первичные системы тканейпокровную ткань (из протодермы),проводящую ткань (из прокамбия) и системуосновных тканей (из основной меристемы).
Существуют такжераневые меристемы. Они образуются в местах повреждения тканей и органов|органов и дают начало|началокаллусу — особой ткани, состоящей из однородных паренхимных клеток, прикрывающихместо поражения. Каллусообразовательная способность растений используется впрактике садоводства при размножении их черенками и прививками. Чеминтенсивнее каллусообразование, тем больше гарантия срастания подвоя спривоем и укоренения черенков.
Клеткиапикальных меристем более или менее изодиаметричны по размерам и многогранны поформе. Межклетников между ними нет, оболочки тонкие, содержащие мало|малоцеллюлозы. Полость клетки заполнена густойцитоплазмой с относительно крупнымядром, занимающим центральное положение.Вакуоли многочисленные, мелкие, но под световым микроскопом обычно не заметны.Эргастические вещества, как правило, отсутствуют.Пластид имитохондрий мало|мало, и они мелкие.
Клетки боковых меристем различны по величине и форме. Они примерносоответствуют клеткам тех постоянных тканей, которые из них в дальнейшемвозникают. Так, вкамбии встречаются какпаренхимныеинициали, так ипрозенхимные инициали. Из паренхимных инициалей образуются паренхимыпроводящих тканей, а из прозенхимных — проводящие элементы.
Образовательные ткани растений
Удивительным и бесконечно гениальным кажется то, что живые организмы берут начало от одной клетки. Задумайтесь, вы ведь тоже когда-то были всего лишь одной маленькой клеткой 😉
Как вы видите, на картинке схематично изображено месторасположение образовательной ткани. Главным образом это:
На внешний вид годичных колец оказывают весьма сильное влияние условия внешней среды. Так, при дефиците трофического компонента (питательных веществ), к примеру, у растений, растущих на болоте, годичные кольца выглядят тоньше своих обычных размеров.
Тема камбия и форм стволов растений весьма занимательна, и все-таки мы должны разобраться в строении самой образовательной ткани. Она представлена живыми мелкими быстро делящимися клетками с относительно крупным ядром. Объем цитоплазмы небольшой, она вязкая по консистенции, оболочка клетки тонкая. Это уязвимые клетки, которые растение оберегает по-своему, подобно тому, как животные оберегают только что появившееся потомство.
Топографическая классификация меристем
Спешу заверить, это отнюдь не сложная классификация, которой нужно бояться. Речь пойдет о взгляде на те же образовательные ткани с другой стороны. В переводе с греч. τόπος — место. Мы рассмотрим меристемы в соответствии с их месторасположением на растении.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Образовательная ткань растений
Всего получено оценок: 694.
Всего получено оценок: 694.
Образовательная ткань занимает особое место в организме растения. Благодаря её жизнедеятельности происходит рост растения и образование всех остальных тканей.
Особенности строения образовательной ткани
Второе название образовательной ткани растений – меристема. Слово происходит от греческого слова meristos – делимый. Основная особенность клеток меристем – постоянное деление, за счёт чего и происходит рост. Можно сказать, что эти клетки всё время или делятся, или готовятся к делению, накапливая энергию и нужные вещества.
Строение клеток соответствует их деятельности. Клетки меристем мелкие, так как не успевают вырасти. Они имеют тонкие оболочки и крупные ядра. В цитоплазме много рибосом и митохондрий. Рибосомы синтезируют белковые молекулы для новых клеток. Митохондрии являются поставщиками энергии для разных клеточных процессов.
Среди клеток меристемы есть два типа клеток:
Инициали выполняют только функцию деления и никогда не превращаются в клетки других тканей. Они способны делиться неопределённое число раз.
Остальные клетки меристем называются гистогенами (от греческих слов histos – ткань, и genesis – происхождение). Они делятся несколько раз, а затем оттесняются новыми клетками и перестраиваются в клетки других тканей.
которые читают вместе с этой
Всё тело растения берёт начало от инициалей. Некоторые деревья благодаря наличию этих удивительных клеток продолжают свой рост на протяжении нескольких тысяч лет.
Виды меристем
Разделение на виды у меристем происходит по размещению в теле растения. Выделяют 4 вида меристем:
Верхушечные меристемы расположены на верхушках корней и стеблей растения. При делении их клеток происходит рост корней вглубь, а стеблей вверх.
Боковые меристемы (камбий) размещены в корне и стебле. На поперечном срезе имеют вид кольца. При делении их клеток идёт утолщение осевых органов (корня и стебля).
Рис. 2. Поперечный срез стебля мяты.
Вставочные или остаточные меристемы – это небольшие участки меристемы, оставшиеся от верхушечной в основании листьев. Они существуют временно и постепенно превращаются в другие ткани.
Рис. 3. Вставочная меристема в стеблях однодольных.
Раневые меристемы образуются из других тканей в местах ранения растения. Они закрывают место ранения.
Уникальность меристем
Образовательные ткани ещё не изучены до конца. Их свойства удивляют учёных. Почему из одинаковых клеток возникают клетки разных тканей, столь непохожие друг на друга? Видимо, эта способность превращения заложена в меристемах, но сам механизм превращения пока не понятен.
Что мы узнали?
Мы узнали, что ткань растений меристем выполняет две важные функции: образует новые клетки тканей и осуществляет рост органов растения. Два основных вида меристем – это верхушечная и боковая. Клетки меристем постоянно делятся.