Клавесин и фортепиано в чем отличия
Фортепиано и клавесины 2021
Фортепиано против клавесина
Основное отличие, которое можно видеть между фортепиано и клавесином, заключается в использовании их струн. Хотя молотки используются, чтобы ударить по струнам пианино, струны щипают в клавесине.
Сравнивая их происхождение, клавесин был первым инструментом, который использовался в музыкальных кругах. Клавесин стал популярным в XIV веке, но с введением фортепиано в 18 веке клавесин медленно исчез со сцены. В 20-м веке клавесин снова воскрес в музыкальных кругах.
Звуки, созданные на фортепиано, отличаются от звуков, созданных на клавесине. В то время как клавесин поставляется с пятью октавами, фортепиано имеет семь октав. В отличие от фортепиано динамика клавесина более мягкая, а это означает, что ноты сохраняются очень мало. Более того, восхождения, декресендо и крещендо невозможны с клавесином.
При сравнении их ключей ключи клавесина более тонкие. Хотя вы можете кидать пальцами на фортепианные клавиатуры, это невозможно сделать с помощью клавесина. При клавесине каждая нота должна воспроизводиться отдельно. С другой стороны, клавиши пианино можно просто ударить.
Еще одно отличие, которое можно видеть между фортепиано и клавесином, состоит в том, что у последнего больше сопротивления. Можно также видеть, что тон может поддерживаться на пианино, в то время как это невозможно сделать с клавесином.
Для сравнения, фортепианный игрок будет иметь полный контроль над объемом звука, созданного, в то время как игрок-клавесин не имеет такого контроля. С помощью фортепиано можно воспроизводить мягкие и громкие звуки.
1. Когда молотки используются, чтобы ударить по струнам пианино, струны щипают в клавесине.
2. Клавесин стал популярным в XIV веке, но фортепиано было представлено только в 18 веке.
3. В то время как клавесин поставляется с пятью октавами, фортепиано имеет семь октав.
4. Сравнивая их ключи, ключи клавесина более тонкие.
5. Тон может поддерживаться на пианино, в то время как это невозможно сделать с клавесином.
6. Пианино будет полностью контролировать громкость звука; можно воспроизводить мягкие и громкие звуки. С другой стороны, клавесинный игрок не имеет такого контроля.
Небольшой обзор *родственников пианино*.
Спине́т (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.
Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.
Вирджина́л, устар. виргина́л, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета. Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами. Важнейшая рукопись нотированной музыки для этого инструмента известна под названием Вирджинальная книга Фицуильяма.
Вирджинал имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинале сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (например, клавесин). В современной терминологии вирджинал — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).
Первое упоминание вирджинала находится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» (около 1463 г.):
Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32 хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.
Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и первую половину XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая школа вирджиналистов, крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс.
Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него, — Вирджинальная книга Фицуильяма (содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года), Книга леди Невел (англ.; 1591 год), сборник «Партения» (англ.; напечатан около 1611 года).
В XVIII веке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал».
Мюзела́р (фр. muselar от нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.
В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на мюзеларе происходит ближе к её середине.
Быстрые репетиции звука при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.
Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах.
Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.
Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.
Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano[1], фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.
Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.
«Камерный» звук молоточкового фортепиано заметно отличается от привычного «концертного» звука современных роялей. Он суше, тише, не столь богат обертонами и не обладает широкой динамической амплитудой. В высоком регистре звук молоточкового фортепиано близок клавесинному. В низком регистре аккорды в тесном расположении на молоточковом фортепиано звучат не столь густо и «жирно», их структура прослушивается лучше.
Лютневый клавесин, также ла́утенверк, лютневый клавир, теорба-клавесин (итал. arpicordo leutato, нем. Lautenklavier, Lautenwerck, Theorbenflügel, англ. lute-harpsichord) — музыкальный инструмент, разновидность клавесина с жильными струнами, распространённая в эпоху барокко. Звук инструмента напоминает звук лютни (отсюда название).
Лютневый клавесин мог быть одномануальным, либо иметь несколько (два, реже три) мануала. Корпус напоминал раковину (как у лютни). Жильные струны предназначались для среднего и верхнего регистров (как у лютни или арфы). В отличие от клавесина струны защипывались значительно дальше от нижнего порожка, что давало гораздо более мягкую атаку звука.
Исторические экземпляры лютневого клавесина не сохранились. Предполагается, что именно его имел в виду немецкий теоретик Себастьян Вирдунг под инструментом, описанным им под названием harpventif («Musica getutscht», 1511); по другой точке зрения, Вирдунг описывал «арфовый» клавесин, т.е. клавишный инструмент, имитировавший звучание арфы.
Лютневый клавесин под названием arpicordo leutato описал в пособии для органистов «Звучащий орган» («L’organo suonarino», 2-я ред., 1611) итальянец Адриано Банкьери. По-видимому, лютневый клавесин во времена Банкьери был весьма распространён, так как автор на страницах трактата предложил новую басовую модификацию инструмента (для игры basso continuo). Эту модификацию он назвал arpitarrone, от сочетания слов arpicordo (клавесин) и chitarronе (китаррон, басовая разновидность лютни).
В Германии XVIII века лютневые клавесины различной конструкции изготавливали Иоганн Кристоф Фляйшер (обозначал его как «теорба-клавир», Theorbenflügel), Захария Хильдебрандт, Иоганн Николаус Бах. Якоб Адлунг посвятил лютневому клавесину главу своего трактата «Musica mechanica organoedi» (часть II, 1768). Он описывал Lautenwerk как «красивейший из всех клавишных инструментов после органа. инструмент близок лютне не только по тембру, но и по диапазону и по изяществу звучания». Единственный недостаток лаутенверка заключался в отсутствии динамической палитры — оттенков громкости, которые доступны обычной лютне.
Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.
Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).
Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона.
В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта».
Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем).
Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель напоминает скорее фортепиано в верхних регистрах и ближе к клавесину в нижних.
Считается, что специально для тангентенфлюгеля предназначен ряд клавирных сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха. О своей симпатии к «шпетовскому клавиру» (нем. spättische Clavier) говорит в письме 1777 года Вольфганг Амадей Моцарт, хотя и в контексте своих изменившихся предпочтений (в направлении инструментов работы Иоганна Андреаса Штайна, то есть собственно фортепиано). К концу XVIII века тангентенфлюгель был совершенно вытеснен фортепиано.
Орфотонофониум Артура фон Эттингена.
Courtesy of the Sciense Museum, London. Пэм Флюк (Солтэйр, Англия) у клавиатуры энгармонической фисгармонии Р. Х. М. Бозанкета
Индийская фисгармония (Гармоника).
Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.
Чем отличается пианино от фортепиано и рояля
Иногда бывает сложно разобраться в большом количестве терминов, которые, на первый взгляд, тождественны по отношению друг к другу. Попытаемся дать максимально понятную и краткую информацию о том, чем отличается пианино от фортепиано с небольшим экскурсом в историю. Разберемся, в чем их отличие от рояля, и дадим определения всем клавишным инструментам. Если душа лежит к фортепианной музыке, то полезно узнать, что цифровое пианино ничем не хуже, чем классический акустический инструмент.
В период, когда был популярен клавесин, музыкантам хотелось иметь больше возможностей для экспрессии. Механизм работы клавесина не позволял играть произведения с разной громкостью – щипок струн всегда совершался с одной и той же амплитудой. Тогда инженеры того времени придумали систему понижения и повышения громкости. Это были довольно массивные рычаги, которые было нельзя использовать налету, во время игры.
Эти инструменты стали популярными, и распространились по всей Европе с незначительным изменением вида механизма, и в обиходе такие клавишные стали называться фортепиано (громко-тихо).
Чем отличается рояль от пианино
Теперь мы знаем, что термин «фортепиано» одинаково подходит для обозначения рояля и пианино. Этим словом мы обозначаем механизм извлечения звука. Обучаясь игре на фортепиано, музыкант постигает возможности управления экспрессией, повышая и понижая громкость, регулируя её силой нажатия на клавиши. Именно эта особенность делает звучание фортепиано таким красивым и богатым.
Получившийся инструмент был достаточно громоздким, и без лишних проблем он мог поместиться либо в концертном зале, либо в огромных комнатах королевских замков. Название «рояль» происходит от английского слова «royal», в переводе означающее «королевский». Такой титул новый клавишный инструмент получил и за богатое звучание, и за свои королевские габариты.
Помимо размеров, важным отличием пианино от рояля является отсутствие репетиционного механизма, внедренного Себастьяном Эраром. Его суть в возможности быстрого повторяющегося нажатия на клавишу. Пианист, не отпуская палец до конца, производит повторное нажатие. Это удобно для создания трелей и скоростной игры. Вертикальный механизм пианино лишен такой особенности. Поэтому самые сложные произведения для фортепиано играют на рояле виртуозные исполнители.
Рояль отличается от пианино горизонтально расположенными струнами, более насыщенным звуком, более чувствительной клавиатурой.
Акустическое пианино – струнно-клавишный инструмент с молоточковым способом звукоизвлечения и вертикально расположенными струнами.
Чем отличается цифровое пианино от электронного
Цифровое фортепиано, вне зависимости от формы корпуса, воспроизводит все нюансы работы молоточкового механизма и производимых им звуков, отзвуков и призвуков. В этом ему помогает встроенный цифровой процессор и записанные звуки, которые по-разному воспроизводятся в зависимости от силы нажатия на клавиши.
Клавиатура электронного пианино полностью соответствует тактильным ощущениям от игры на механических молоточковых клавишах фортепиано.
Что такое электронное пианино и что такое цифровое пианино
Как в случае с фортепиано и клавесином, электронные инструменты тоже могут похвастаться интересной историей возникновения нового звука.
Пытаясь воспроизвести и усилить звук фортепиано, музыкальные инженеры в середине 50х годов ХХ века решили использовать встроенные звукосниматели. В отличие от синтезаторов, звук электронного пианино не был полностью синтезированным, а скорее походил на звучание электрогитары, где колебания струн воспринимает магнитный звукосниматель.
Конструкторы добились подключения к системе усиления звука, но оригинальный акустический тембр стал звучать несколько иначе.
Эксперименты с усилением звука продолжались, использовались различные схемы подзвучки струн, однако тембр электропианино стал выделяться в отдельную категорию, ведь он уже не являлся на 100% акустическим, и все еще не был полностью синтетическим. Звучание, походившее на электрогитару и виброфон, вскоре полюбилось эстрадным исполнителям, и заняло своё место в истории музыки.
Электропиано использовали такие музыканты как Стиви Уандер, The Doors, ABBA, Led Zeppelin и многие другие.
В наше время, некоторые цифровые инструменты имеют встроенные тембры электронного пианино.
Таким образом, цифровые клавишные могут содержать в себе винтажные тембры электропиано, но это разные инструменты.
Фортепиано и пианино: в чем разница?
Первые занятия в музыкальной школе ребенок начинает за фортепиано. Чтобы овладеть другими инструментами, нужна обязательная пианистическая база. Начинающие музыканты и многие слушатели не знают, в чем разница между фортепиано и пианино, и к какой группе их правильно относить.
Фортепиано и пианино: в чем разница?
Фортепиано – это общая группа инструментов, в которую входит рояль, пианино и синтезатор. Музыкант может называть пианино и рояль «фортепиано». А вот на синтезатор и на рояль говорить «пианино» – это уже не правильно. Пианино отличается от рояля размерами, внутренним строением и звуковыми характеристиками.
Музыкальные инструменты подразделяются на группы:
Клавишные можно разделить на такие типы:
Инструмент фортепиано имеет две разновидности:
Струны, с помощью которых извлекается звук у рояля, расположены горизонтально. Поэтому у инструмента такой большой размер (чтобы разместить все струны в длину, необходимо много места).
Пианино – относительно компактный музыкальный инструмент. Если открыть крышку задней стойки, можно обнаружить струны, натянутые вертикально.
Рояль и пианино могут называться «фортепиано», так как относятся к его разновидности. Пианино некорректно называть роялем. Причина в различном внутреннем устройстве струн, с помощью которых извлекаются звуки.
Происхождение фортепиано
Самым популярным инструментом после церковного органа в 15-17 веках был клавесин. Звуки из инструмента извлекались с помощью щипка струн специальным устройством. Механизм работал при нажатии клавесинистом на клавиши. По форме клавесины были грузные, занимали много места. Самый большой недостаток инструмента – отсутствие возможности в процессе игры менять силу звука. Чтобы изменить тембр, музыканту нужно было отвлечься и переключить специальные рычаги.
Над изобретением фортепиано трудился итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Его работа длилась более 10 лет и была закончена в 1709 году. Принципиальное различие в новом инструменте заключалось в том, что звук извлекался при помощи маленького молоточка, ударявшегося о струны при нажатии на клавишу. Мастер добился желаемого эффекта, музыкальные произведения имели более выразительную динамику звука и певучесть. В переводе с итальянского языка «форте» – это громко, «пиано» – это тихо.
На протяжении нескольких веков устройство фортепиано претерпевало значительные изменения. Инструмент менял форму, совершенствовался в качестве передаваемого звука, прочности механизма. Но принцип удара молоточком о струны до сих пор остается неизменным.
В конце 1800 г. американцем Дж. Хокинсом было изобретено пианино. Через несколько месяцев, вначале 1801 г. оно было сконструировано австрийцем М.Мюллером. Через 20 лет пианино начало производится мастерами Тишнером и Виртой в России.