Кластер для чего нужна речь
Прием кластер — технология критического мышления
Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.
Прием кластер: метод критического мышления
На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».
Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.
Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.
Принципы составления кластера
Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.
Правила создания кластера на уроке
То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.
Рекомендации по составлению кластера
Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.
Применение метода кластер
Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.
Пример использования приема кластер на уроке
В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.
Достоинства приема
Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:
Какие умения развиваются у ребенка
В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:
Какая польза для детей
Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.
Заключение
Педагогический прием «составление кластера» предполагает создание некоторой схемы, обобщающей имеющиеся факты и дающей ответы на сформулированные в начале работы вопросы. Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. При использовании нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе, у детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» Педагогический факультет Кафедра теории и методики начального образования
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМА «КЛАСТЕР»
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное общество требует от образования воспитания компетентной и активной личности. Чтобы стать успешным учеником, недостаточно обладать определенной суммой знаний в той или иной области. Важно, чтобы ребенок, который оканчивает школу и вступает во взрослую жизнь, не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, высказать свое мнение по определенной проблеме, мог участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы. В центре внимания современного образования должны быть не только учебные предметы, а так же различные виды деятельности, развивающие мышление школьника. Общая цель образования сегодня – это воспитание культуры личности, составляющие которой: культура мышления, культура общения и поведения.
Актуальность применения данного приема в начальных классах обусловливается тем, что при использовании его в обучении, материал представляется лаконично и логично, с соблюдением взаимосвязей. Прием «Кластер» необходим при обучении младших школьников также в силу того, что у детей преобладает наглядно образное мышление. При представлении им информации в виде кластера-схемы, уровень запоминания становится намного выше, а также при самостоятельном составлении детьми кластеров по предложенным темам, у них в памяти сохраняются важные моменты: основные определения, формы, виды тех или иных понятий.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Целью исследования является изучение теоретических и методических аспектов развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка посредством приема «Кластер».
Задачи исследования:
Изучить критическое мышление, его понятие, специфику.
Охарактеризовать приемы развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка.
Исследовать использование кластеров на уроках русского языка для развития критического мышления младших школьников.
Обобщить опыт учителей начальных классов по исследуемой проблеме.
Разработать кластеры, способствующие развитию критического мышления младших школьников на уроках русского языка.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предметом исследования является развитие критического мышления младших школьников на уроках русского языка посредством приема «Кластер».
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Младший школьный возраст – значимый период в жизни человека. Именно в этом возрасте ребенок познаёт мир, учится с ним взаимодействовать, обнаруживает и развивает свои способности. Очень важно с первых лет жизни учить ребёнка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение, и принимать взвешенные решения на основе полученной информации.
Особый вид мышления, фундамент которого нужно закладывать как можно раньше, ещё в дошкольный период, – критическое. Это сложный мыслительный процесс, который включает в себя получение ребёнком информации, обдуманное решение и формирование собственного отношения. Это способность выносить суждения о том, насколько идея или действие соответствуют здравому смыслу или реальности, умение ставить под сомнение поступающую информацию, убеждения.
В настоящее время возрастает актуальность формирования критического мышления и у младших школьников. Это означает, что обучение должно носить проблемный характер, то есть учащиеся должны иметь возможность самостоятельно открывать знание и четко понимать, для чего оно им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных проблем.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Критическое мышление младших школьников: понятие, специфика
О.М. Деменюк считает умение критически мыслить свойственно ученику, постоянно работающему над собой.
Г.К. Селевко считает, что критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
Б. Мур и Р. Паркер под критическим мышлением понимают тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения, то есть должны ли они его принять, отвергнуть, отложить, учитывается степень уверенности, с которой это делается.
Большинство приводимых определений узки и не выявляют всех признаков определяемого понятия. В них рассматриваются лишь отдельные стороны понятия «критическое мышление». Определённые условия и подходы развивают критическое мышление младших школьников. Если учащиеся располагают временем и возможностью практики в критическом мышлении, поощряются учителем в ходе учебного процесса, в классе создана атмосфера, в которой нет насмешек и иронии над чьи-либо мнением, принимаются разнообразные идеи и мнения, тогда происходит формирование нового стиля мышления, которому характерны рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка:
«Мозговой штурм» – креативное вырабатывание идей.
«Инсерт» – чтение текста с пометками.
«Бортовой журнал».
«Ролевая игра» – инсценировка.
«Корзина идей».
«СИНКВЕЙН» – пятистишие.
«Толстый и тонкий вопросы» – фактический ответ и ответ
обстоятельный, развернутый.
«Верные и неверные утверждения».
«Кластер» – «гроздь винограда», составление информационной
карты в графическом виде.
Перепутанные логические цепочки.
«Двухчастный дневник» – дневник состоит из двух частей:
цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается
внимание на цитаты, которые заставляют задуматься.
«ЗХУ» – таблица «Знаю», «Хочу узнать, «Узнал».
«Продвинутая лекция» – лекция с активным участием учащихся.
Взаимоопрос – взаимоопрос учителя и учеников.
Ассоциации.
Ромашка Блума
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Использование кластеров на уроках русского языка для развития критического мышления младших школьников
Одним из приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности младших школьников, является «Кластер». Он широко применяется учителями при изучении дисциплины «Русский язык», ввиду своей наглядности и простоты восприятия.
Е.В. Белоглазова считает, кластер – это прием, основывающийся на графической организации информации, в которой выделяются главные смысловые моменты, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними.
В начальных классах прием «Кластер» может применяться на всех этапах урока русского языка: как способ актуализации знаний учащихся, как способ направить эти знания в нужное русло, и как способ организации размышления над полученными знаниями.
На этапе вызова учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них уже имеются, а также все ассоциации и предположения.
На этапе осмысления кластер позволяет структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно- следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ
Используя прием «Кластер» на уроке русского языка, можно применять абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся.
Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.
В зависимости от планируемых результатов урока учитель объясняет младшим школьникам определенный способ оформления кластера – графический или художественный.
Младшие школьники могут составлять как сжатые, так и развернутые кластеры.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
ВИДЫ КЛАСТЕРОВ:
Классический кластер.
Кластер (гроздья).
Бумажный кластер.
Кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов (арт-кластер).
Обратный кластер.
Наиболее популярные подвиды кластера:
«Фишбоун»
«Планета и её спутники»
Блок-схема.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Обобщение опыта учителей начальных классов по исследуемой проблеме
Нами изучен опыт учителей в использовании приема «Кластер» на уроках русского языка.
П.В. Абдуллина считает, что одним из приемов повторения и систематизации знаний является «Кластер».При составлении кластера учитель предлагает учащимся расположить материал по принципу «от простого к сложному». Таким образом, в работу вовлечен весь класс, учащиеся с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы друг друга.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
При составлении кластера на тему «Члены предложения», М.З. Захарова также предлагается использовать вместо названий графические обозначения, чтобы не тратить время и облегчить работу.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
С нашей точки зрения, данный прием весьма эффективен на уроках русского языка при изучении нового материала, а также для повторения ранее пройденного. Он позволяет за один урок систематизировать уже имеющиеся знания у школьников, восполнить пробелы, проявить критичность мышления.
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Разработка кластеров, способствующих развитию критического мышления младших школьников на уроках русского языка
Раздел «Язык и речь»
Речь
Собственно внутренняя речь
Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание». Тема «Словосочетание».
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже
Зависимость слова выражается лексически, образуется при помощи наречий, инфинитивов и деепричастий
Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа
Зависеть от родителей
Громко читать стихи
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Раздел «Слово в языке и речи». Тема «Части речи».
Прием «Кластер» на уроках русского языка в начальных классах
Учитывая, что в начальных классах формируются важные основы развития личности, мы считаем необходимым начинать формирование критического мышления уже с младшего школьного возраста. Анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о недостаточном уровне развития критического мышления. Учащимся начальных классов не достаточно доступны такие мыслительные операции, как умение самостоятельно добывать знания, продвигаться от конкретного – к общему, способность к умозаключениям, сравнение и т.д.
Критическое мышление учащегося младших классов является фактором его функционирования и развития, поэтому проблема формирования критического мышления у учащихся приобретает особое значение.
Графические приемы организации учебного материала можно использовать на любой стадии урока, что дает положительный эффект для формирования критического мышления младших школьников.
Одним из приемов, развивающих критическое мышление младших школьников, является «Кластер». Он помогает решить одну из основных причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Этот прием помогает наглядно и понятно представить логику изложения изучаемой темы. Визуальное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация. Разрабатывая кластер, младшие школьники учатся конкретизировать направление развития темы.
Создание кластера на уроках русского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла
на уроках русского языка
Учитель начальных классов:
Коряковцева Елена Ивановна
Создание кластера на уроках русского языка
1. Прием кластера как способ графической организации материала
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.
выделение смысловых единиц текста
графическое оформление их в виде схемы.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
2. Виды кластеров на уроках русского языка
На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
Существуют различные виды кластеров:
планета и её спутники
кластер с нумерацией слов для составления рассказа
кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
Последовательность действий при создании кластера проста и логична:
1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;
2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;
3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.
Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:
Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.
Анализ имени существительного
Определить часть речи:
Определи форму слова:
В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.
Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.
При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.
Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.
Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.
Роль в предложении
Кластер с нумерацией слов.
Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.
Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.
Арт-кластер (кластер с картинками)
Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)
Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.
Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.
Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».
На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.
3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка
Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:
1) коллективное составление кластера вместе с учителем;
2) коллективное составление кластера учащимися;
3) составление кластера в группе;
4) создание кластера в паре;
5) индивидуальная работа школьника на уроке.
Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.
Учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.
На втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.
На третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.
На уроке повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков. По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.
Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.
В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.