Классный час семья это то что с тобой навсегда 6 класс
Внеклассное мероприятие «Семья – это то, что с тобою всегда!»
Эпиграф: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Цель: формирование отношения к семье как к ценности.
Оборудование: Наглядный материал, карточки с ситуациями, маркеры, карточки с буквами С, Е, Мь, Я.
Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
2. Мотивационный блок.
Определить тему урока, прослушав стихотворение:
Семья – это то, что мы делим на всех Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. | Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем! |
У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
Б) Упражнение “Ассоциации”.
Обучающиеся делятся на две группы (вытягивают листочки двух цветов, после этого используют листочки для написания ассоциаций)
С чем у вас ассоциируется слово “семья”?
Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.
Педагог зачитывает стихотворение:
Я над семьей
Дышу благоговейно
Скажу Вам правду,
Не кривя душой,
Что для меня
Слова: очаг семейный –
Несут понятие – святой.
Н.Белоусов.
А) Упражнение “Родословная”
Русская народная пословица гласит: “Вся семья вместе и душа на месте”.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями.
Многие из вас составляли свою родословную. Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.
Обучающиеся представляют свои родословные
– Знаете ли вы откуда вы родом?
– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите?
– В честь кого вас назвали?
Б) Упражнение “Семейное счастье”.
Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Время на подготовку – 7мин.
Варианты ответов – уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, готовность разделить с тобой беду и удачу, поддержка, доброжелательная атмосфера в семье.
Что может быть дороже сознания: ты нужен, необходим другим людям.
В) Упражнение “Обязанности в семье”.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в вашей семье?
Раздаются листы бумаги с заданиями: Как разделяются обязанности в вашей семье?
После выполнения задания обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.
Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
“Дом вести – не бородой трясти” Дом построить – не шапку на голову надеть”.
Г) Упражнение “Конфликты”.
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.
Ситуация 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?
Ситуация 2. Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (Он плохой!”). Как выйти из подобной ситуации?
Ситуация 3. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?
Вывод: Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.
Уверенное поведение – уважение, доверие к личности, родители говорят о своих переживаниях.
Педагог зачитывает легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (Терпение)
Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Д) Упражнение “Какая будет ваша семья?”
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?
Какая будет у вас семья?
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,
Сообразительная, спортивная и т.д.
Е – единственная, единая
Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная
Звучит стихотворение Э.Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в “стариках” и “предках”.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Педагог: Подумайте, какие еще ассоциации возникли у вас после нашего урока.
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
Сценарий «Семья — это то, что с тобой всегда» для среднего школьного возраста
Татьяна Кондратьева
Сценарий «Семья — это то, что с тобой всегда» для среднего школьного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ. С. А. ШМАКОВА Г. ЛИПЕЦК
Методическая разработка сценария
«Семья – это, что с тобой всегда!»
Кондратьева Татьяна Михайловна
Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания детей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями.
Данное мероприятие способствует формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждает желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; направляет детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Сценарий адресован организаторам внеклассной и внешкольной работы с детьми, педагогам образовательных учреждений, школьникам среднего возраста, а так же родителям.
Что же такое семья? Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же,родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Ведь семья – это та гавань, куда всегда может пристать ваш корабль после долгих странствий.
Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту…
•Цель: 1. Расширить представление детей о семье, её обязанностях, традициях. 2. Формировать доброе отношение к родным, близким людям.
•Задачи: 1. Способствовать укреплению престижа и роли семьи в обществе. 2.Содействовать воспитанию духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим, этические, познавательные. 3. Помочь сформировать правильное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям.
Сценарий
«Семья –это то, что с тобой всегда!»
для детей среднего школьного возраста
Действующие лица: 1 Ведущий, 2 Ведущий, 1Ученик, 2 Ученик, 3 Ученик
Оформление: высказывания «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Вся семья вместе, и душа на месте», «На что и клад, когда в семье лад», «Не будет добра, коли в семье вражда», «Счастливую семью и горе не берёт», компьютер, аудиозапись.
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе одной дружной семьёй. Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение. Без семьи человеку прожить очень трудно, поэтому её надо ценить и укреплять.
Послушайте, пожалуйста,притчу: «Поздней ночью над безводной, засушливой пустыней в небе зажглась маленькая, ярко светящаяся звездочка. Ей было очень одиноко.
Вдруг она увидела, идущего по холодному песку босыми ногами, странника, одетого в старую, потрепанную временем одежду. Но не смотря на это его сияли и внушали необыкновенные силы надежды.Звездочка сквозь печаль спросила у одинокого спутника:
• Почету ты так счастлив, ведь в пустыне так холодно и у тебя совсем ветхая одежда?
На что странник ей ответил:
• Милая звездочка, я спешу к домашнему очагу, к родным и близким людям, которые меня любят и ждут. И только мысль об этом согревает мне душу, добавляет сил и помогает выбрать правильный путь.
И странник радостно и бодро побрел дальше. А звездочка осталась одна в полуночной темноте на фоне все тех же холодных звезд.
Спустя некоторое время на небе появилась Луна. Увидев печальную звездочку, Луна решила узнать причину ее грусти. И звездочка рассказала Луне историю о счастливом страннике.
И тогда Луна разлила по темному небу свой свет, благодаря чему родилось множество маленьких звездочек. И наша звездочка очень обрадовалась, осознав то, что она теперь не одинока и у нее появилась семья.»
Ведущий 2: Да, сегодня мы с вами поговорим о семье. И тема нашего классного часа «Семья – это то, что с тобой всегда». Что мы узнаем и с чем познакомимся на нашем занятии?
— А какие ассоциации вызывает у вас слово семья? /психологический тренинг с мягкой игрушкой, которая передается из рук в руки по кругу/.
Выводы после завершения круга
Слово «СЕМЬЯ» вызывает у всех «теплые и нежные» чувства и слова. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же,родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Ведущий 1: Для матери и отца мы всегда остаёмся детьми – даже тогда, когда нам исполнилось 40, 50, 60… Каждый наш шаг, каждый поступок – и хороший и плохой – отзывается в родительских сердцах радостью или болью. В любви своей родители безгрешны. Но они порой забывают, что придёт время, когда у них не останется сил, чтобы давать ребёнку материальные радости бытия, а будет лишь возможность любить своё дитя. Знайте же, ребята, что человеческий долг детей – платить родителям за их заботы о вас, за их безграничную любовь и преданность. Долг перед родителями неизмерим никакой мерой.
Ведущий 2: Я вам расскажу одну легенду о семье.
В давние времена жила одна большая дружная семья из ста человек, и в ней всегда царили мир и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не сорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и на ней написал что- то. Ответ удивил правителя.
Как вы думаете, что написал глава семьи?
Терпение или понимание.
Ведущий 1: Ребята, а сейчас вам следующее задание. Придумайте как можно больше имён прилагательных или существительных, которые начинаются с букв, входящих в слово «Семья»
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,
Сообразительная, спортивная и т. д.
Е – единственная, единая
М – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Но счастливо жить одному невозможно!
Ученик 2. Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце на веки останется в нем!
Ведущий 1: Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Послушайте стихотворение Агнии Барто:
И в летние денечки?
О какой теплоте, говорила мама? (о душевной)
Ребята, каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (заботиться, помогать, поддерживать в трудную минуту)
Ведущий 1: Вспомним, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье.
Примеры пословиц (называют дети)
В гостях хорошо… а дома лучше.
Не красна изба углами… а красна пирогами.
Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
Каково на дому… таково и самому.
Дом вести… не бородой трясти.
Не нужен клад… когда в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ведущий 1. Мы предлагаем вам рассказать о своих семейных ценностях, традициях.
Ведущий 1. Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Ведущий 2: Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время.
Звучит песня «Родительский дом»
Ведущий 1. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
«Семья — это то, что с тобой навсегда». Подготовка и празднование «День семьи, любви и верности» Мы с детьми, как и многие в нашей стране, отмечаем сравнительно молодой, но очень светлый, добрый и важный праздник «День семьи, любви.
Фотоотчет о тренировочном лагере для детей среднего и старшего школьного возраста в Ичалковском бору Ичалковский бор – уникальное место в Нижегородской области. Бор расположен на возвышенности на правом берегу Пьяны. Здесь, в мощных пластах.
Мастер-класс для обучающихся среднего школьного возраста «Мозаика из природного материала «Замок» Мастер-класс мозаика из природного материала «Замок»[/i][/b] Мастер-класс на тему: Коллективная мозаика из деревянных бус «Замок» Подготовил:.
Сценарий для детей школьного возраста «Природа — это дом, в котором мы живем» Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.
Сценарий летнего развлечения ко Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!» Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста ко Дню.
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Пусть всегда будет мама!» для детей старшего дошкольного возраста МУЗЫКАЛЬНО – СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МАМА!»(для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Способствовать созданию положительных.
Сценарий новогоднего представления для детей среднего школьного возраста «Новогодняя путаница» Сценарий: «Новогодняя путаница» 1-я картина Фанфары Сказочница 1: Старый год кончается, Хороший добрый год. Не будем мы печалиться,.
Мастер-класс «Совместное творчество с детьми младшего и среднего школьного возраста «Пингвины» Автор: Сибирцева Е. А. Соавтор: Котова И. В. Зима, середина декабря, а на улице дождливая, пасмурная погода. Настроение не очень радостное,.
Спортивно-оздоровительная программа «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Цель: Пропаганда здорового образа жизни.
Театрализованное представление для учащихся среднего и старшего школьного возраста «Мы хотим жить!» «Мы хотим жить!» (театрализованное представление для учащихся среднего и старшего возраста) Ведущий 1. Уважаемые участники и гости! Отгадайте,.
Сценарий классного часа: «Семья это то, что с тобой навсегда. «
«СЕМЬЯ – ЭТО ТО, ЧТО С ТОБОЮ ВСЕГДА».
Цель: формирование нравственного долга детей перед родителями, осознание понятия о создании теплых семейных отношений в своей будущей семье; коррекция внутрисемейных отношений; развитие способностей коммуникативного общения; воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями, цветные листочки для «дерева чувств»); демонстрационный материал.
Форма проведения занятия, методы и приёмы, используемые на занятии: работа в микрогруппах; рассуждение, смысловое объяснение, решение ситуативных задач, рефлексия настроения.
Э пиграфом нашего классного часа будут слова А.С. Макаренко
“ Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека”
Ребята, вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
Моя семья – какое слово!
В нем много смысла и тепла.
Семья тебя поймет всегда.
Дороже семьи ничего не бывает.
Бездушные те, кто семью забывает.
Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
-Татьяна Евгеньевна: Так, что же такое семья в понимании детей и родителей? Давайте ответим на этот вопрос.
Тимофеева О. Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен.
Л.В.: По мнению детей и родителей, семья – это место, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Это самое ценное, что у нас есть.
Оля К. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
И интересно впятером.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Татьяна Евгеньевна в Казахстане День семьи, который отмечается в стране во второе воскресенье сентября.
Праздник День семьи был учрежден в Казахстане в 2013 году указом президента.
«Ведь именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги, ребенку заменить семью не могут”.
Смысловое объяснение: «Закончи пословицу».
Заключительное слово учителя.
Я хочу закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями другого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить
Ведь им не всегда щебетать на ветках
Когда-то им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить, И побывать в стариках и предках.
Дорогие ребята, группа в колледже это сейчас ваша большая семья. Уважайте друг друга, придите на помощь своему товарищу, порадуйтесь за него, поддержите его в трудный час и тогда ваша совместная жизнь станет спокойней и радостней. А когда приезжаете вы домой, не забывайте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
Разработка классного часа «Семья это то, что с тобой навсегда»
Открытый классный час
«Семья это то, что с тобой навсегда»
«Семья это то, что с тобой навсегда»
Цель проведения
— Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
— Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
— Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
— Изучение семей классного коллектива;
— Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Предварительная подготовка к классному часу
-Составление учащимися генеалогических деревьев;
-Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;
-Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;
-Сочинения учащихся по темам: «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена», «Семейная
Ход классного часа
Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые гости!
Сегодня никто никуда не спешит.
Ведущий 2:
Никто на работу с утра не бежит.
Собрались все вместе, сегодня, сейчас
Ведущие оба:
Какой замечательный праздник у нас!
Мы рады приветствовать вас на нашем празднике
«Семья – это то, что с тобою всегда»
Надеемся, что у вас сегодня с утра отличное настроение! И вы не забыли взять с собой…
Ведущий 1: (перебивает)
А что мы не забыли?
А вот догадайтесь сами. Я думаю, вы поймете, о чем идет речь, если внимательно послушаете песню.
Песня «Достань из кармана улыбку»
Если вы выходите из дома,
Проверьте всё ли взяли вы что нужно,
Очки, часы, профессорскую папку,
Платок для носа, записную книжку,
В другом кармане, что наверно справа,
Лежат без спроса спички, две булавки,
Но главный ключ к успеху вы забыли, конечно
Это ключ к своей улыбке.
Достань из кармана улыбку
Поверь нам улыбка исправит ошибку.
Исчезнет тоска или скука,
И ты обретёшь себе нового друга,
Достань из кармана улыбку и если душа запиликала скрипкой
Достань мы тебе говорим из кармана улыбку.
Если вы собрались утром в школу.
И у вас плохое настроенье, вы готовы лопаться
Не поможет вкусное варенье,
Сядьте и конечно успокойтесь
в зеркале постройте себе рожки
посидите так в своей прихожке
И вернётся к вам опять улыбка
Достань из кармана улыбку,
поверь нам улыбка исправит ошибку.
Исчезнет тоска или скука,
И ты обретёшь себе нового друга,
Достань из кармана улыбку
и если душа запиликала скрипкой
Достань мы тебе говорим из кармана улыбку
Ведущий 1: А давайте сейчас все достанем из карманов свои улыбки, подарим, их друг другу и громко похлопаем в ладошки. Раз, два, три!
Ведущий 2: А как это здорово у нас получилось! Молодцы!
Ведущий 1: А хотите знать, почему у нас так хорошо получилось?
Да потому что мы все вместе!
Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.
Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье. Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.
И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Учащиеся рассказывают о семейных традициях и реликвиях.
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
Рассказ и угощение гостей традиционным семейным блюдом
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Когда семья вместе, то и душа на месте
Яблоко от яблони не далеко падает
-Чем богаты, тем и рады.
-Мой дом – моя крепость.
-Гость на пороге – счастье в доме.
«Семья начинается с детей». А. Герцен
— Дом без хозяйки – сиротка.
В гостях хорошо, а дома лучше
— Не нужен клад, когда в семье лад
— Один в поле не воин
— Семья в куче, не страшны и тучи.
— Дома и стены помогают
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Исполнение песни «Это — моя семья»
Звёзды Кремлёвские, храмы Московские-
Звёзды Кремлёвские, храмы Московские-
И праздника яркий салют!
Истории наши этапы
Источник любви и добра.
Рефлексия: учащиеся создают сердце из ромашек
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.