Классный час с чего начинается родина
Классный час по теме «С чего начинается Родина?»
Любовь к Родине начинается с семьи
В данной работе предпринята попытка разработки приемов воздействия на сознание младших подростков в ходе проведения классного часа с целью формирования патриотических представлений и понятий, формирования гражданской позиции школьника с опорой на семейные ценности.
Системообразующим компонентом системы патриотического воспитания школьников является цель – патриотическое воспитание младших подростков, которая раскрывается во внеучебной деятельности на основе решения следующих задач:
а) вооружение младших школьников знаниями о Родине, ее прошлом и настоящем;
б) воспитание любви к Родине, чувства долга и ответственности перед ней, формирование определенных способов поведения, позволяющих проявлять любовь к Родине и чувство долга перед ней в повседневной жизни;
в) формирование у младших школьников умений и навыков, позволяющих вести себя патриотически;
г) развитие качеств, характеризующих личность как активного творца во благо интересов Родины и служение ей.
Эффективность решения таких сложных воспитательных задач зависит от позиции школьника в этом процессе. Только в том случае, если эта позиция активна, воспитательное воздействие будет наиболее продуктивным. Именно поэтому классный час построен с использованием технологий активного обучения, с применением кооперативного обучения и приемов нейролингвистического программирования.
Гражданские ценности формируются у подростков с опорой на близкие и понятные им семейные ценности, с опорой на позитивный опыт семейного взаимодействия.
В ходе занятия используются методы, позволяющие активно использовать все модальности восприятия ребенка, приемы обращения к его внутреннему миру, актуальному жизненному опыту, его чувствам и разуму.
Занятие выстроено так, чтобы вызывать и поддерживать позитивные чувства подростка, опираться на них в работе, развивать способность ребенка к критическому продуктивному мышлению, самооценочные умения. Большое внимание уделяется эмоциональному закреплению позитивных мыслей и отношений.
Здоровьесбережение обеспечивается сменой видов деятельности, а также, включением в занятие игр-тренингов группового взаимодействия, предполагающих физическую активность детей.
1. Формирование у ребенка системы духовно-нравственных ценностей, связанных с понятиями семьи и Родины.
2. Развитие чувства ответственности и гордости за свою семью. Укрепление позитивного отношения к семье и государству, осознание их роли в жизни личности.
3. Формирование готовности к созидательной деятельности в интересах семьи и государства.
1. Организация обсуждения и позитивного переживания ребенком нравственных ценностей семьи и Родины.
2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, «малой Родине».
3. Овладение понятиями о способах выражения любви к семье и Родине. Критическое осмысление и анализ собственных поступков.
· проектор и мини-презентация;
· запись песни «С чего начинается родина»;
· бумажные заготовки для работы групп и индивидуальной работы, клей, скотч.
Классный час на тему: «С чего начинается Родина?»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА г.ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №105 г.ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Разработка классного часа на тему:
«С чего начинается Родина?»
Классный час на тему:
«С чего начинается Родина?»
1) развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
2) развивать устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли;
3) формировать навыки работы в группе.
Тип урока : урок творчества
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, музыкальное сопровождение, иллюстрации по теме.
Учитель: Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться.
Повзрослевшие юноши и девочки разлетятся по миру в поисках лучшей жизни. Многие осядут на чужбине, создадут семьи, бизнес. Проживут жизнь насущными проблемами. И вдруг наступит тот момент, когда воспоминания о Родине щемящей болью пронзят сердце. В ушах зазвенит колокол маленькой родной церквушки, зашумят, налитые зерном, колосья на ветру, заливисто запоют соловьи, заплещется прозрачная деревенская речушка. Родная земля голосом матери позовет домой и будет терпеливо ждать, седея белыми снегами.
Встреча с Родиной из укромных уголков души выплеснет те самые светлые помыслы и деяния, самые лучшие побуждения и, конечно, мечты, которые выльются благодатными слезами, омывая истерзанное разлукой сердце.
(Составление коллажа в группах по заданным строкам из пенсии. Песня звучит фоново):
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина.
— Что вы сейчас можете сделать для своей Родины, для Донбасса?
Учитель: Из чего вырастает огромная любовь человека ко всему, что умещается в одном слове Родина? Идешь по улицам родного города, по его площадям и тихим переулкам и сердцем своим ощущаешь: это твой город. Так же и Родина. Она есть у тебя, как есть мать, небо над головой, рябина под родными окнами, воздух, которым ты дышишь.
Это школа, где вы слово «родина» впервые прочитали по слогам.
Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Ёе можно лишь чувствовать, как чувствует жизнь появившийся на свет младенец. Она захватывает тебя постепенно, проникая в самые потаённые уголки твоего сердца. Она смешена с воздухом родного города. Мы дышим ею, пытаясь вобрать в себя частичку маленького мира по имени «Родина». И в такие минуты мы, как будто становимся единым целым, кончиками пальцев ощущаем ёе безграничное тепло. Пожалуй, это чувство можно сравнить лишь с тем, что испытывает ребенок, прижавшись к материнской груди. Так и мы, дети одной земли, разбрелись кто куда в поисках неведомого счастья. Но каждый ребенок рано или поздно возвращается к теплу домашнего очага, давшему ему жизнь.
«… С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…»
А, может, она начинается с жестокой гражданской войны?
С расстрела «неправильной» нации во имя единой страны?
С чего начинается Родина? Для каждого здесь и сейчас
Она начинается с гордости за непобедимый Донбасс,
За граждан Донецкой республики, что шли, не скрывая лица,
На эту войну не за рублики, и будут стоять до конца.
С чего начинается Родина? С тех мест, где родительский дом,
С пейзажа любимого города, что с самого детства знаком.
Со школьных друзей и учителя, к которому шёл в первый класс…
Спасибо от каждого жителя за наш непокорный Донбасс!
Классный час «С чего начинается Родина?»
Классный час «С чего начинается Родина?»
Цель классного часа : воспитание гражданственности, чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
Основные воспитательные задачи:
— доказать на конкретных примерах, что наша Родина для школьников начинается со школьного порога, с больших и малых классных дел;
— развить у ребят стремление к самостоятельному анализу, к ответу на вопрос: «Может ли данное дело быть частицей нашей Родины, а если да, то почему?»;
— каждый ученик должен рассказать о своем участии в общих классных делах, тем самым доказывая, что только совместно можно сделать большое нужное для нашей Родины дело.
1. «С чего начинается Родина?» ( звучит фонограмма песни)
2 .Вступительное слово классного руководителя
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
— С чего для вас начинается Родина? (Ответы уч-ся)
А сейчас давайте послушаем одну историю.
3. Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: “Не “моя страна”, не “мой народ”, а “эта страна”, “этот народ”.
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. “Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути”, – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, “на душе кошки скребут”
– Давайте подумаем: когда так говорят?– Почему же Человек заскучал?
Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: “моя страна”, “моя Родина”. Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.
4. Классный руководитель
«Ассоциации со словом «Родина»
Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина”.
Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
Вы родились в Донбассе. Какие ассоциации у вас с этим словом?
На каждую букву из слова Родина назовите ассоциацию.
( Р – родина О – особенная, одна, огромная Д – душевная, добрая, дорогая, И – искусная, историческая, идеальная, Н – надежная, нравственная, настоящая, А – аз – первая буква славянского алфавита, с которой все начинается..
5.С тихотворение 3. Александровой
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
Или степь, от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Классный руководитель . Родина—это наше БУДУЩЕЕ, то, что будет… Это надежда на радость и счастье. Это, уверенность: здесь нам лучше всего будет жить. Родина—это всё то, без чего человек не может жить.
Происхождение слова «Родина»,
Родина, родной край—это все, что нас окружает, это то, что с первых дней нашей жизни становится для нас очень дорогим, как воздух, вода, еда, как улыбка близких людей. Это место, где живёт твой род, где мы растём, учимся, трудимся. Родина-это то, что есть сегодня: наши города и сёла, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но и то, что было раньше: наша история и культура, памятники и традиции. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, живущие рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках.
У вас было дом.задание: принести в класс что-то, что вам особо дорого. Расскажите, что вы принесли нам?
Вывод: человек с трепетом относится к тому, что ему дорого. Он это бережет и защищает. С этим у него и складывается понятие Родина.
Для нас всех наша Родина – это Донбасс.
«Люблю тебя, родной Донбасс!»
Люблю ли я тебя, моя земля?
Да что, скажи, я без тебя бы значил!
Ты есть — в тебе поэзия моя!
Ты есть — и я с тобой стократ богаче.
Люблю тебя, родной Донецкий край,
Прошла здесь через сердце жизни трасса.
И где бы ни был ты, не забывай,
Что мы с тобою родом из Донбасса.
Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от всяческих невзгод и житейских передряг, учит нас человеческой доброте, взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви.
Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться.
Идешь по улицам родного города, по его площадям и тихим переулкам и
сердцем своим ощущаешь: это твой город. Так же и Родина. Она есть у тебя, как есть мать, небо над головой, рябина под родными окнами, воздух, которым ты дышишь.
Учитель: давайте вспомним имена людей, которые родились у нас, на Донбассе, внесли весомый вклад в историю нашего края.
(Иллюстрации выдающихся людей Донбасса: И.Кобзон (певец), С.Бубка (легкоатлет), Л. Подкопаева (гимнастка), Георгий Береговой (космонавт), Вадим Писарев (танцор балета), В. Соловьяненко (певец), Никита Хрущев ( первый секретарь ЦК КПСС председатель Совета министров СССР), Владимир Даль (русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка ».) Сергей Прокофьев (музыкант), Леонид Быков – артист кинематографа,
Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Ёе можно лишь чувствовать.
«… С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…»
А, может, она начинается с жестокой гражданской войны?
С расстрела «неправильной» нации во имя единой страны?
С чего начинается Родина? Для каждого здесь и сейчас
Она начинается с гордости за непобедимый Донбасс,
За граждан Донецкой республики, что шли, не скрывая лица,
На эту войну не за рублики, и будут стоять до конца.
С чего начинается Родина? С тех мест, где родительский дом,
С пейзажа любимого города, что с самого детства знаком.
Со школьных друзей и учителя, к которому шёл в первый класс…
Спасибо от каждого жителя за наш Богом данный Донбасс!
Родной Донбасс, тебя не узнаю.
Здесь все не так. все стало по-другому,
Здесь смех не слышен, птицы не поют,
И поросла травой дорога к дому.
Совсем недавно ты благоухал,
Казалось, мир настолько бесконечен.
О, ты, Донбасс, тогда еще не знал,
Как о погибших зажигают свечи.
Учитель
Мы будем помнить… Это никогда не забыть…
Любая война закончится, но останется боль войны. Останутся слёзы матери того, кто никогда не узнает, погиб он победителем или побеждённым. Останутся те истории и взаимоотношения между странами, народами и людьми, которые вы будете пытаться объяснять детям и внукам. И как бы вы не хотели участвовать в войне, и на каком бы далёком краю вы не построили бы свои хаты — в людях, живущих на Донбассе останется память. И это не только память высказываний о политике. Прежде всего — это память свистящих пуль, артобстрелов и вой сирен… Память страха за родной город, за свою семью, друзей и за своих земляков…
Да. Во время войны врут все. В войне не может быть правды. Правда остаётся в искалеченных сердцах и телах тех, кто живёт на Донбассе, каждого кого коснулась война. Правда остаётся в тех, кто целится в живых людей и кто принимает смертоносный свинец. Правда останется в тех обелисках погибших и пропавших без вести, которые появятся на земле донбасской. Правда останется в тех, кто подвергся пыткам и насилию… Это реальность и это происходит в 21 веке…
Любая война закончится и в каждом, кто её переживёт, останется правда такого хрупкого мира…
Мы будем помнить…
ДОСКА
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
1. Скажите, а легко ли быть молодым в наше такое нелегкое время?
2. Что вы сейчас можете сделать для своей Родины, для Донбасса?
А сейчас я предлагаю вам выразить свою любовь к Донбассу вот на этих маленьких сердечках. Напишите на них ваши пожелания соей Родине и прикрепите на доску.
(Ученики пишут, крепят на доску, учитель комментирует.)
Что значит: Родина моя?
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу,
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Потом пшеничные поля
Все это Родина твоя,
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Живи в веках, любимый наш Донбасс,
Ты никогда не станешь на колени!
Во имя жизни новых поколений
Живи в веках, любимый наш Донбасс!
Живи, Донбасс, земля моих отцов!
Здесь на просторе вольный ветер веет,
Здесь в вышине орёл свободно реет,
Живи, Донбасс, земля моих отцов!
Живи, Донбасс, земля моих отцов,
Здесь полит кровью каждый метр степи!
Край металлургов и шахтёрской крепи,
Живи, Донбасс, земля моих отцов!
Живи, живи в веках, родной Донбасс,
Живи и крепни силой, край любимый!
Ты выстоишь, наш край непобедимый,
Живи в веках, любимый наш Донбасс!
Вот и подошел к концу наш урок.
А я еще раз хочу пожелать вам мира, любви, терпения, сил, творческих успехов на вашем долгом веку.
Людям Донбасса-неба без тучек.
Людям Донбасса-солнышка лучик.
ПУСТЬ ПРЕКРАТИТСЯ ЭТА ВОЙНА.
Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»
Классный час «С чего начинается Родина?»
Классный час «С чего начинается Родина?».
Цели и задачи мероприятия:
1.Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.
2.Привлечь их внимание к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.
3.Показать значение Родины в жизни каждого человека.
1.Расширять кругозор, изучая исторический материал о своей малой Родине.
2.Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
3.Развивать навыки устной и письменной речи.
1.Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города.
2.Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
3.Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю.
Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, материалы детских сочинений, выставка рисунков и плакатов, методическая разработка, презентация мероприятия.
Учащиеся получают домашнее задание:
Собрать сведения об истории своей семьи, своего края и изложить в форме мини-сочинения.
Найти определения «Родина», «малая Родина», «патриотизм».
1 группа. Найти пословицы о Родине, нарисовать их, оформить стенд.
2 группа. Провести анкетирование учащихся параллельных классов на тему «Знаю ли я свою малую Родину?»
Класс делится на группы по 4 – 6 человек.
Сценарий классного часа
Учитель: Добрый день!
Я рада приветствовать вас на классном часе, посвященном очень сложной, но вместе с тем, очень важной теме – нашей малой Родине.
Звучит куплет песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?».
Ученик: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина–край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным. Что для вас значит Родина? С чем ассоциируется у вас это слово? Что в вашем понимании малая Родина?
(Идет беседа с детьми, можно прочитать выдержки из сочинений, лучшие сочинения ребята читают сами, обобщение делает учитель).
Учитель: Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм? Какие определения этому слову вы нашли? Как вы сами его понимаете? Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову «патриот». Патриот – это какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 5 минут (идет работа в группах).
Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашего обсуждения. (Обсуждение результатов работы).
Ученик: У каждого листочка,
Есть главное на свете –
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей
Для беленькой березки
Есть ветки у листочка,
У каждого на свете
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Мы Родиной зовём. (А. Казанцева)
Учитель: В рамках подготовки данного классного часа ребятами 1-ой группы были найдены различные пословицы, высказывания видных людей о Родине. Ребята оформили стенд, где разместили рисунки, на которых они нарисовали некоторые из найденных пословиц. На этом стенде вы также можете ознакомиться с высказываниями видных людей о Родине. А, мы с вами сейчас поиграем в игру «Собери пословицу». У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части от пословиц. Каждая пословица может быть разделена на две, три или четыре части. Ваша задача за 3 минуты собрать как можно больше пословиц (идет работа в группах).
Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашей работы (зачитывают собранные пословицы).
Ученик: Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Только вот им верить не приходится —
Все они изменчивы, как водится.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами.
Горы есть со снеговыми шапками
И поселки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного.
Такие строки написал кузбасский поэт Виктор Баянов о своем крае. Этот край носит несколько названий: Кемеровская область, К узнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля Кузнецкая…Ребята, кто из вас знает, когда была образована Кемеровская область? (26 января 1943 года.)
Учитель: Ребятами 2-ой группы проводилось анкетирование на тему: «Знаю ли я свою малую Родину?». Результаты данного анкетирования сейчас вам будут представлены (учащиеся рассказывают о результатах анкетирования, обобщение делает учитель).
Учитель: Есть ли среди вас те, кто хотел бы дополнить результаты анкетирования рассказами о своей малой Родине? (рассказы учеников). Закрепить знания о своем крае я предлагаю в ходе игры. Своя игра «Хорошо ли я знаю историю своего края?». Презентация вопросов (приложение)
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей.
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
(М. Лисянский)
Учитель: Благодарю всех, кто принял участие в игре (награждение победителей).
Учитель: Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее. Чувство Родины весомо.
И я верю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
Анкета «Что я знаю о своей малой Родине?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род
деятельности, место жительства)?
Знаю все о своих родителях
Знаю все о своих родителях и бабушках, дедушках
Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным сибиряком (3 и более поколения Вашей семьи
проживали в Кемеровской области)?
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
4.Знаете ли Вы историю своего города (области)?
Владею информацией частично
5.Хотели бы Вы свои пополнить знания?
Об истории области и города
Примерные вопросы для игры «Хорошо ли я знаю историю своего края?»
Рудознатец, открывший уголь в районе нынешнего города Кемерово (Михайло Волков, 1721 год).
Вопрос 2.
Кто из лётчиков-космонавтов жил в Кузбассе? (Алексей Леонов родился в селе Листвянка Тисульского района, учился в г. Кемерово. Борис Волынов житель г. Прокопьевска)
Кто из известных в стране и за рубежом мастеров театра и кино начинал свой путь в искусство играя на сцене кемеровского театра? (Владимир Самойлов, Георгий Бурков, Михаил Светин, Евгений Гришковец, Андрей Панин ).
Откуда появилось название «Кузнецкая земля»? (Оно появилось ещё в 16 веке. Коренные жители (шорцы) занимались здесь кузнечным делом)
Как выглядит Герб города Кемерово? Какие элементы он в себя включает?
Опишите флаг Кемеровской области.
Кто является автором гимна Кемеровской области? (Слова: Геннадия Юрова
Музыка: Евгения Лугова).
Когда и кем был принят Закон о символике Кемеровской области? (29 мая 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области)
Какова длина нашей красавицы реки Томь? (827 км)
Назовите республики, граничащие с нашей областью (Алтай, Хакасия).
Назовите полезные ископаемые, добываемые в Кузбассе. (Уголь, железная руда, бокситы, алмазы, мрамор, гранит, огнеупорные глины, песок, известняк, фосфориты, минеральные воды, золото, марганцевые руды, киноварь (руда и ртуть), кварц)
Где в Кузбассе создано искусственное «море»? (Беловское море на реке Ине)
Раздел «Города Кузбасса»
Название старинного города нашей области, который славится деревянными резными украшениями домов (Мариинск).
Вопрос 2.
Как называется город, находящийся между двух рек? (Междуреченск)
Вопрос 3.
Город, название которого в переводе с шорского означает «каменный лог» (Таштагол).
Самый молодой город области (Полысаево, год образования 1989).
Назовите основные лекарственные растения, распространённые в Кузбассе. (Берёза, подорожник большой, крапива двудомная, мать-и-мачеха, зверобой, тысячелистник, череда, ромашка, малина, черёмуха, шиповник, левзея, рябина, калина, пижма, боярышник, хвощ, смородина, полынь и др.)
Какие хвойные деревья распространены на территории Кемеровской области? (Пихта, сосна, кедр, ель, лиственница)
Назовите птиц, которые зимуют в нашей области. (Ворона, сорока, сойка, тетерев, глухарь, рябчик, белая и серая куропатка, воробьи, дятлы, синица, поползень, снегирь, щегол, клёст, чечётка, оляпка и др.)
Какая дикая кошка встречается в лесах нашей области? (Рысь)
29 мая 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон о символике Кемеровской области.
Герб Кемеровской области
Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной в виде стилизованной чащи.
Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита – зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет – это традиционный цвет молодости и надежды. В центре щита – треугольник черного цвета, усеченный с боков и окаймленный узкой полосой золотого цвета, террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные кузнечный молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства.
Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл. Герб обрамлен дубовым венком, определяющим статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации, наделенного правами государственной власти.
Нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 год – год образования Кемеровской области.
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, символизирующей богатства Кузбасса.
Флаг Кемеровской области
Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну треть длины. В верхней части синей полосы, посередине помещается герб Кемеровской области. Отношение ширины флага к его длине – 1 : 2.
За основу флага Кемеровской области взят флаг РСФСР, но есть и отличие; у нашего синяя полоса от древка несколько шире. Благодаря этому лучше сочетаются цвета при изображении на флаге герба Кемеровской области.
Впервые о символике Кузбасса заговорили в 1992 году. Представленные варианты получили отрицательное заключение Государственной геральдики при Президенте России. В 1997 году был объявлен новый конкурс, на который представили 27 вариантов герба и 16 вариантов флага. Конкурсная комиссия отобрала по три из них, вобравших лучшие элементы всех представленных эскизов. Затем депутаты областного Совета остановились на варианте герба и флага, после чего проект получил одобрение Государственной геральдики.
Литература и интернет-ресурсы: