Классный час на тему ответственность и безответственность что прячется за этими словами
Классный час на тему:»Ответственность и безответственность».
Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;
— формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
— развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.
1. Мотивация и целеполагание.
-Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке « Perasperaadastra » («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).
— Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)
Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.
2. Определение темы.
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)
— Как вы считаете, прав ли король? Почему?
— Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?
-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).
3. Определение понятия «ответственность».
— Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?
Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).
Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД
Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье. Отвечать ПЕРЕД собой, другими.
— Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.
Учащиеся делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:
Учащиеся работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.
Притча « Мальчик и звезда»
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.
На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»
между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».
Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.
Вывод: Что же скрывается за этими словами: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.
Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)
— Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить? (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).
Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.
(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.
— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
— Как вы понимаете пословицу?
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
— Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.
Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.
Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.
— Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.
Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
— В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.
Вывод : От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.
— Как ведет себя в речном потоке рыба ? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)
— Что происходит с плавающим на поверхности бревном?
— В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном?
— Годы своего детства и юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способна плыть по течению, так и против него.
Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.
Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.
— А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?
Главное- человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельства в своих представлениях.
— Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.
1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.
2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…
3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.
— Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!
Разработка классного часа на тему: «Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему: «Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»»
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Специальность: 53.02.01 Музыкальное образование
«Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;
— формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
— развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.
Технологическая карта занятия
Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».
Морфемный разбор слова,
анализ терминологического аппарата.
Умение работать с понятиями, выделять главное,
Формировать умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.
Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.
Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Формировать умение отстаивать свою точку зрения
Защита выбранной позиции
Умение заинтересовать аудиторию.
Выделить качества ответственного человека.
Актуализация личного опыта.
умение правильно оценить себя
7. Просмотр мультфильма
Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности».
Имитация ситуации «озарения».
Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.
1. Мотивация и целеполагание.
— Добрый день! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).
— Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)
Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.
2. Определение темы.
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)
— Как вы считаете, прав ли король? Почему?
— Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?
-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).
3. Определение понятия «ответственность».
— Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?
Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).
Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД
Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье. Отвечать ПЕРЕД собой, другими.
— Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.
Студенты делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:
Студенты работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.
Притча « Мальчик и звезда»
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.
На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»
между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».
Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.
Вывод: Что же скрывается за этими словами: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.
6. Ситуационное задание «Как поступить?»
Учебная группа делится на подгруппы.
Классный руководитель предлагает малым группам решить ситуационное задание. Студенты получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания (Приложение 2).
Задание «Как поступить?»
Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить
Вопрос преподавателя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.
Студенты работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа. Студенты задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения, предложенной проблемной ситуации преподаватель совместно со студентами делает вывод.
Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса.
Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.
7. Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца»
Для закрепления материала преподаватель предлагает студентам посмотреть флештренинг «Притча про бабочку и мудреца» (Презентация).
Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:
– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было ще-котно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Прежде чем прозвучит ответ Мастера, студентам предлагается подумать и ответить за Мастера. Потом классный руководитель и студенты смотрят окончание презентации, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».
Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.
III. Заключительная часть
Рефлексия «Всё в наших руках!»
Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:
А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются пазлами символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.
Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней
Классный час «Ответственность и безопасность»
ГККП «Западно – Казахстанский индустриальный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»
П роводила: классный руководитель 51 группы
2016 – 2017 учебный год
Тема классного часа: «Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;
— формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
— развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.
Технологическая карта занятия
Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».
Морфемный разбор слова,
анализ терминологического аппарата.
Умение работать с понятиями, выделять главное,
Формировать умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.
Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.
Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Формировать умение отстаивать свою точку зрения
Защита выбранной позиции
Умение заинтересовать аудиторию.
Выделить качества ответственного человека.
Актуализация личного опыта.
умение правильно оценить себя
7. Просмотр мультфильма
Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности».
Имитация ситуации «озарения».
Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.
1. Мотивация и целеполагание.
— Доброе утро! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).
— Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)
Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.
2. Определение темы.
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия. (А я здесь при чем? Это дядя виноват.)
— Как вы считаете, прав ли король? Почему?
— Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?
-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).
3. Определение понятия «ответственность».
— Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?
Подберите однокоренные слова к слову ответственность (ответственность – ответ – отвечать).
Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД
Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье. Отвечать ПЕРЕД собой, другими.
— Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.
Студенты делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:
Студенты работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.
Притча « Мальчик и звезда»
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.
На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»
между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».
Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.
Вывод: Что же скрывается за этими словами: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.
— Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.
Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
7. Просмотр мультфильма «О человеческой ответственности». Рефлексия.
— В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.
— Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.
1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.
2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…
3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.
— Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!
Классный час «Ответственность и безответственность»
Тема: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НАДО ЛИ С ЭТИМ БОРОТЬСЯ» – дискуссия.
Цель: формирование нравственного потенциала личности воспитанника.
1. Учить детей быть вежливыми, терпимыми и справедливыми к другим людям.
2. Развивать коммуникативные навыки детей: умение задавать вопросы, давать полные ответы, отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, толерантное отношение ко всем людям, населяющим нашу страну.
Истинная сущность воспитательной работы
заключается не в разговорах с ребенком, не
в прямом воздействии на ребенка, а в
организации жизни семьи, личной и
общественной жизни родителей и ребенка. А.П.Макаренко
Вступительное слово воспитателя. Дети века. Какие они, наши дети? Можно сказать: умные, деловые, целеустремленные, трудолюбивые, знающие, много понимающие и много умеющие, ответственные. И это будет правдой.
Можно сказать: упрямые, самолюбивые, легкоранимые, обидчивые, трудноуправляемые и безответственные. И в этом тоже есть правда.
Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждодневно открывающиеся какими-то новыми гранями своих неустойчивых, только еще складывающихся характеров.
Не все нас устраивает в этой стремительно растущей смене. Она как бы возвращает нам наши прошлые ошибки, неверные взгляды, постоянные суждения, непродуманные методики – человек есть продукт нашего воспитания, и дети становятся родителями быстрее, чем меняется некоторые наши представления о них. Но за эти ошибки ответственны не только воспитатели. Юность сама не менее ответственна за свое настоящее и будущее.
Собрание можно начать стихотворением Дмит рия С., осужденного на 5 лет.
Все избито, искалечено,
И душа моя стонет в груди,
Рана сердца никем не замечена,
А ведь жизнь вся еще впереди.
Надоело все, опостылело,
Я и сам такой жизни не рад.
Говорю себе — счастье было ли?
Оглянуться надо назад.
А что будет, что случится:
Радость встреч иль боль разлук,
В голове моей все кружится,
Дай ответ мне, мой милый друг.
Это стихотворение подчеркивает тему нашего собрания и важность вопроса ответственности.
Под юридической ответственностью понимает ся реакция государства на вред, совершенный пра вонарушителем. Содержание юридической ответ ственности может быть разным: дисциплинарные взыскания, материальная ответственность, адми нистративная ответственность и уголовное наказа ние. Уголовная ответственность отличается от дру гих видов юридической ответственности по характеру совершаемых деяний, за которые она предус мотрена, и по применяемым санкциям за них. Это самый строгий вид юридической ответственности, который включает в себя в том числе и лишение свободы. Уголовная ответственность применяется только по приговору суда и от имени государства. Согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответ ственности является совершение преступления, со держащего все признаки состава преступления, пре дусмотренного Уголовным кодексом.
Помимо юридической ответственности человек также несет ответственность нравственную. Но если совершение правонарушения очевидно, то амораль ный поступок в среде подростков не может быть однозначно определен. Носителями нравственнос ти являются как общество в целом, так и отдель ные микроколлективы. Основным носителем нрав ственности остается семья. Однако подросток в воз расте 11—12 лет активно впитывает и нравствен ные принципы той микросреды, в которой он про водит время вне семьи.
Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, человек совершает моральный (нравственный) поступок. Большинство людей та кой поступок одобрит, потому что люди, в основ ном, стремятся к добру. И наоборот, совершая по ступок, не одобряемый в обществе (аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение.
Если в семье у вас серьезно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажет ся, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а право охранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живет честно, а лов чит, обходит законы, старается жить за чужой счет. В результате взрослые недооценивают то влияние, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон фор мирования психологического оправдания амораль ных поступков и формируя тем самым у своих де тей психологическую предрасположенность к не правоправным поступкам.
К таким предпосылкам можно отнести мораль ную распущенность и духовную нищету подрост ков.
Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для несовершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными по ступками: плохо учились, а потом и бросали шко лу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т.п.
Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрос лые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.
Важным фактором, на который необходимо об ращать внимание в воспитании детей — этот фор мирование духовного богатства. Отсутствие духов ности приводит к духовной нищете. Как же она формируется?
Первый источник — пренебрежительное отно шение к учебе, знаниям. Подавляющее большин ство правонарушителей еще до осуждения к лише нию свободы, как правило, бросили школу.
Второй источник — стремление к примитивно му времяпрепровождению. Современное общество, озабоченное процессом накопления капитала, взра щивает поколение так называемых «тусовочных детей». Этот термин как нельзя лучше характери зует сложившуюся ситуацию. Подростки «тусуют ся», интересуясь только развлечениями.
Третий источник — преобладание материальных потребностей. Так 90% ростовских правонаруши телей в качестве основной цели жизни назвали при обретение различных материальных благ: «были бы деньги, а остальное мы купим».
Ну, и, конечно же, стоит отметить в качестве одного из основных факторов совершения подростками правонарушений — чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, еще не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.
Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определенно сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.
Некоторые могли бы назвать это идеалистичес кой утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по срав нению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жестких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о пра вовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплоченности человеческих общностей.
Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности?
Ответственность – это обязанность отвечать за свои действии и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. Ответственность – важное моральное качество личности. Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять на себя вину за свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится в полную меру своих сил и возможностей.
Ответственность воспитывается с ранних лет жизни ребенка. Родители обращают внимание на то, как ребенок выполняет порученное дело (в срок и до конца ли), оказывают помощь, приучают отвечать за собственные поступки, приучают к мысли о том, что каждый поступок имеет последствия, приучают анализировать свое поведение.
У школьника ответственность должна стать устойчивой чертой личности, характеризующей уровень его нравственной воспитанности. Ответственность связана с такими волевыми качествами личности, как дисциплинированность, настойчивость, организованность, сознательность в поведении, требовательность к себе и другим. В школе ответственность воспитывается, прежде всего, в процессе учебы, выполнения общественно полезных дел, разнообразных общественных поручений.
В воспитании у детей ответственности родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений. Для этого необходимо включать ребят в деятельность по активному овладению знаниями и по выполнению поручений с учетом их интересов. А также родители должны приучать ребят выполнять и неинтересную работу, быть готовыми к осуществлению любого дела в разных ситуациях, быть непримиримыми к нарушениям общественных требований, уметь преодолевать трудности. Большое значение в воспитании ответственности имеет авторитет и личный пример родителей. Уклад самой жизни семьи, ее нравственная атмосфера, характер взаимоотношений между отцом и матерью, родителями и детьми, оказание детям помощи, приучение к самоконтролю, заинтересованность делами детей в школе и дома способствуют наиболее успешному воспитанию ответственности.
Старшеклассникам было предложено ответить на вопрос: «Перед кем вы несете, и будете нести ответственность во взрослой жизни?»:
Перед потомками – 4 ответа.
И. Кон говорил: «И жесткая дисциплина, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана формирования личности, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой она не может родиться. Личность формируется всем стилем жизни, побуждающим с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность». Мы все помним слова Н.Г.Чернышевского о том, что без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «какова широта взглядов, такова широта и решений…» Процесс становления личности всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность.
Психологи выделили ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности «я», самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу.
Заключительное слово воспитателя. Пройдет совсем немного времени, и ваши дети уйдут во взрослую жизнь. Какой будет их жизнь, во многом зависит от того, как они умеют вести себя в этой жизни, как общаются с людьми, как разговаривают, как умеют себя вести в различных жизненных ситуациях.
Как их встретит взрослая жизнь – во многом зависит от них самих, во многом зависит от вас, взрослых людей.
Сегодня ваша задача состоит в том, чтобы в оставшееся время делать все возможное, чтобы сформировать в своем ребенке чувство взрослости и ответственности, а оно проявляется в первую очередь в умении выражать свои мысли и чувства, проявлять культуру собственной речи.
Сегодня нам хотелось обратить Ваше внимание, родители, на необходимость настойчивого воспитания, особенно у учащихся-старшеклассниках, ответственности за свои дела и поступки; формировать понимание того, что старшеклассники – это взрослые люди, имеющие право на свободу мнения и ответственность принятия решения.