Классный час на тему что такое милосердие
Классный час «Урок милосердия и доброты»
Классный час: «Урок милосердия и доброты».
Цель классного часа:
Формирование у обучающихся представления о добре, милосердии, сострадании; расширение знаний о роли милосердия в жизни каждого человека;
Задачи классного часа:
Развивать нравственные качества обучающихся и их творческие возможности
Ход классного часа:
Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Начнём классный час с высказывания великого русского писателя Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
— Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
— Доброта (Милосердие. Сострадание.)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
— Подберите синонимы к слову добрый.
— Милосердный, добродушный, чувствительный, участливый, сострадательный, благодушный, благосклонный, гуманный, человечный, велико душный, благородный.
Тема нашего классного часа «Урок милосердия и доброты».
Как вы думаете, что такое милосердие? (ответы).
В словаре Ожегова: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
Да, милосердие (милость сердца) – это постоянная помощь, внимание к больным, слабым, людям, возможности которых ограничены.
Пожалуйста, добрым будь!
Легко обидеть собаку,
а проще – бездомную кошку
И громко смеяться над другом,
поставив ему подножку.
Легко не слушаться маму,
а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,
но всё же играет с тобою.
Легко быть злым и упрямым,
на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,
души распахнув своей дверцы.
Тогда ты погладишь собаку
и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом
ты будешь смеяться звонко!
Увидишь, что маме плохо,
её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость
ты словно рукою снимешь.
Пожалуйста, добрым будь!
Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен
даже простой муравьишка…
Добро возвратится добром.
Улыбка улыбкой вернётся,
И в сердце горячем твоём
только добром отзовётся!
Л. Ерохина
Что значит быть милосердным? (ответы).
Быть милосердным – это, значит, поддержать человека добрым словом, помочь советом, а иногда и материально.
Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д.
А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:
— Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!
И мы наполняем свои корзинки. Вот только содержимое у каждого в них –разное. Заглянем в свою корзинку: что там у нас хранится?
(ВЕРА, НАДЕЖДА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ)
Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
Можно ли принудить человека быть добрым?
Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?
Умеете ли вы прощать?
А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?
Нужно ли милосердие в обычной, повседневной жизни? Почему? Если «да», то где можно проявить акт милосердия?
Нужно ли проявлять милосердие к людям возможности, которых ограничены? Обосновать.
Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия к таким людям?
Работа в группах. Сложить пословицы и поговорки о доброте и милосердии. Прокомментировать, как вы их понимаете.
На добрый привет. (добрый ответ).
Про доброе дело. (говори смело).
Жизнь дана на. (добрые дела).
Учись доброму. (дурное на ум не пойдет)
Творческое задание «Дерево Добрых дел».
Перед вами нарисовано дерево. Чего же не хватает на нём? (листьев).
Действительно, листьев. На столах у вас цветная бумага, чтобы наше дерево ожило, вам нужно вырезать листочки и написать на них те добрые дела, которые вы сделали или собираетесь сделать в ближайшее время, а затем прикрепить их на дерево. Вот и посмотрим, оживёт наше деревце или нет. Сделать это надо быстро, аккуратно.
Нравится вам ваше дерево?
Давайте прочтём, какие вы совершили дела. (зачитать несколько записей)
Мы «посадили» свое Дерево Добрых дел не забывайте добавлять к нему новые листочки – плоды нашего дерева.
«На сегодняшнем занятии я понял, я узнал …»;
«На этом занятии меня порадовало…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»;
«После занятия мне захотелось…»;
«Сегодня мне удалось…»;
Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:
Классный час «Уроки Милосердия»
Возрастная аудитория – 3-4 класс
Цель: воспитание гуманных чувств, формирование положительных нравственных человеческих качеств, как милосердие, сопереживание.
Задачи:
Оборудование: презентация Powerpoint «Уроки милосердия»;
цветная бумага для создания панно «Сердце милосердия»
Ход классного часа
I. Введение в тему классного часа
Ученик наизусть читает стихотворение:
Ирина Буслаева «Спасительная доброта»
Добротой не гордятся, словно списком заслуг.
Доброта – не богатство, а спасательный круг.
Доброта ходит тихо, ни о чем не крича…
Она с теми, где лихо, там, где гаснет свеча.
Она там, где устало чье-то сердце болит…
Чья-то вера пропала, а надежда скорбит…
Доброта – не реклама, дивидендов не ждет,
Она просто, как мама… и придет и спасет.
Руку нежно положит и заглянет в глаза…
И подняться поможет и минует гроза!
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём я хотела бы с вами сегодня поговорить?
– Только ли о доброте это стихотворение?
– К чему призывает автор?
– Как вы понимаете слова «Доброта – не реклама, дивидендов не ждёт»
– Для чего же человеку нужна доброта?
– Как называют человека, обладающего этим качеством? (Добрый, милосердный)
– Что значит «милосердие»? Слайд 2-4
Милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся (людям и всему живому). (Российская педагогическая энциклопедия)
Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел. (Википедия)
Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердечность. (Из толкового словаря В.И. Даля)
Тема нашего классного часа «Уроки милосердия»
II. Просмотр видеосюжета
Просмотр видеосюжета о Рейчел Беквис
Слайд 6
III. Дискуссия
– Какие чувства вы испытали, посмотрев это видеосюжет?
– Всё ли вам было понятно?
– Кого из данного сюжета вы могли бы назвать милосердным? Почему?
– Как называется акция, в которой участвовала Рейчел?
– Кто ещё принимал участие в данной благотворительной акции?
– Благодаря Рейчел в благотворительной акции приняли участие тысячи людей. Каждый из них внёс посильную лепту, а все вместе помогли такому огромному количеству нуждающихся!
– Как милосердие связано с благотворительностью?
– Что такое благотворительность?
Благотворительность – оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. (Википедия)
Слайд 7
IV. Просмотр презентации
– Ребята, по этой фотографии, что можете сказать о человеке? Слайд 8
Так вот этого дедушку зовут Добри, он из болгарской деревни, и ему 100 лет. Во время одной из бомбардировок Софии, от разорвавшейся рядом бомбы, почти полностью он потерял слух. В настоящее время живёт в небольшом домике на территории церкви «Святых Кирилла и Мефодия» в родном селе.
На протяжении многих лет он занимается сбором средств для восстановления церквей по всей Болгарии. Слайд 9
Дедушка Добри не касается ни одной копейки из денег, которые ему подают. Он живет на свою пенсию в 100 евро в месяц, а также на подаяния в виде фруктов и хлеба.
В 2010 году во время съемок документального фильма о соборе Александра Невского журналист болгарского телевидения сделал шокирующее открытие, разбирая церковные архивы: самое щедрое частное пожертвование, которое когда-либо получал собор, было сделано старым нищим, дедушкой Добри.
Живущий бедно Дедушка Добри отдал на ремонт и восстановление храмов Болгарии более 80 000 левов из средств, пожертвованных ему людьми.
Слайд 10
Также он оплачивал счета за коммунальные услуги детским домам
Слайд 11
Перед вами 79 – летний житель Австралии Джеймс Харрисон. Он донор. Сдавал кровь около 1000 раз. В его крови находятся антитела, помогающие выжить младенцам с тяжёлой формой анемии. Благодаря его крови удалось спасти около двух миллионов младенцев.
V. Беседа
– Вас что-либо удивило?
– А вы можете рассказать об известных вам примерах благотворительности из вашей жизни или жизни ваших родственников?
VI. Просмотр презентации
– Меня не удивляет то, что вы не называете всех акций, в которых принимали участие. Ведь в строках стихотворения, с которого мы начали классный час, говорится, что «Доброта ходит тихо, ни о чем не крича…».
Слайд 12-13
– Вы не вспомнили, что совсем недавно наш класс принимал участие в благотворительной акции, которую проводили детский центр «Наши Дети» и благотворительный фонд «Поможем детям». Ваши игрушки, сделанные вашими руками,приняли участие в выставке – ярмарке «Город мастеров» 23-24 сентября. Игрушки продавались за цену, которую предлагали покупатели. А собранные от продажи средства, пошли на оказание помощи в обучении детей с аутизмом. (Игрушки ученики нашего класса делали в рамках промежуточной аттестации за 3 класс по технологии «Защита творческого проекта. Игрушка из ткани и ниток» и изобразительному искусству«Защита творческого проекта. Народные промыслы России»)
Слайд 15
– Ежегодно вы вместе с другими учениками школы принимаете участие в сборе макулатуры. Часть вырученных денег школа передаёт приюту для животных «Верность» в Смоленске.
– Я благодарю вас за ваши добрые и отзывчивые сердца. (Во время проведения классного часа в школе в презентации были слайды с фотографиями участия нашего класса в вышеупомянутых благотворительных акциях. В прилагаемой презентации этих слайдов нет.)
VII. Рефлексия
– Как вы считаете, нужно ли рассказывать о благотворительных акциях и почему?
– Что вас сегодня удивило? Обрадовало?
– Что-то новое для себя вы поняли из нашего разговора?
– Чем бы хотели поделиться дома с родителями?
VIII. Создание панно «Сердце милосердия»
Слайд 15
– Сейчас я предлагаю вам начать делать панно «Сердце милосердия». Каждый вырежет бабочку, которая станет символом доброго дела. И если в вашей жизни была акция милосердия с вашей стороны, то вы приклеите эту бабочку на панно. И каждый раз, когда вы будете совершать благотворительность, будете приклеивать свою бабочку. Это панно и будет призывом «Твори добро!»
Ребята под песню «Твори добро» в исполнении ансамбля «Непоседы» создают панно.
Классный час на тему: «Что такое милосердие»
Подготовила учитель начальных классов
Иванова Ирина Ивановна
Классный час «Что такое милосердие?»
Цель : Формирование у обучающихся способности сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся и усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность». Формировать установки на нравственное поведение и духовное развитие.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимыми, толерантными;
Формы работы: коллективная, групповая
1.Мотивационно-целевой этап
а) Организационный момент.
Сегодня нам предстоит разговор об очень важной проблеме нашей жизни. О какой? Вы скажете сами.
Игра «Поводырь и слепой»
-Кто это такие? Этим людям легко жить или трудно?
-Что вы чувствовали, когда были в роли слепого или в роли поводыря?
-Вывод: есть люди которым нужна помощь и которым мы можем помочь.
2.Содержательно-познавательный этап.
а) Ознакомление с понятием «милосердие»
-Ребята, давайте закроем глаза и представим, что на зеленой поляне светит солнце, поют птички, веет ароматом цветов. Посмотрите, рядом с нами стоит красивый дуб! Взгляните на его листочки. Они резные с кружевными краями, каждый не похож на другой. Откройте глаза. Наши мысли тоже как кружево. Они вроде кружевной нитки пишут незаметно свои узоры. Давайте и мы слепим свой узор. И этот узор мы начнем со сказки. Хотите послушать сказку?
«Сказка о дубе»
На опушке леса у журчащего ручейка стоял большой раскидистый Дуб. Он был высок и могуч. Солнышко делилось с ним своим теплом, по¬тому что ему была приятна приветливость и теплый шелест его листьев. Дождик даже в самую жаркую погоду находил для Дуба влагу, потому что ему рядом с этим деревом было веселее и приятнее. А ветер самые интересные свои рассказы и события приберегал для Дуба, потому что он умел слушать. Эти качества привлекали к Дубу птиц, которые любили вить гнезда на его ветвях, и Дуб бережно охранял их птенцов. Под его ветвями резвились маленькие животные, которых он закрывал от хищников, и отдыхали те, кто приходил напиться у ручья. Всем было хорошо у Дуба, а он радовался этому и всегда хотел каждому сделать что-то приятное. Это помогало ему радоваться жизни и окружающему миру, потому что наполняло его жизнь смыслом и заботой о других.
— Понравилась ли вам сказка?
— А Дуб вам понравился?
— Давайте поразмышляем о том, чем же он так привлекателен?
— Что означает «заботиться»?
— Как можно заботиться о других, кто нуждается в нашей заботе?
— Как можно назвать одним словом все эти качества (Милосердие). А кто из вас может сформулировать тему нашей беседы?
— Как вы понимаете значение слова «МИЛОСЕРДИЕ»?
— Что значит быть милосердным?
— Ребята, а в наше время есть отзывчивые и добрые люди?
— В каких ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия?
— Из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДНЫЙ?
— О ком мы говорим МИЛЫЙ…Милость как понимаете значение этого слова?
— Как вы думаете – нужно ли милосердие в нашей жизни?
— Где же находится царство милосердия и доброты?
Сердце – синонимы слова – сердечный, доброе сердце…
— МИЛОСЕРДИЕ в словаре Ожегова означает готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
(В процессе обсуждения на доске вывешиваются слова: СОСТРАДАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ,ЖАЛОСТЬ)
— Погореловский С. Стань добрым волшебником
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы;
Не трудно узнать
Её думы-заботы:
“Вернусь-
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять”
И ты совершаешь
Весёлое чудо:
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
— Волшебник живёт в сердце каждого. Ведь, что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы. Теперь, когда мы знаем, кто такой волшебник, отправимся с вами в путь по волшебной дорожке жизни, которую будем мостить волшебными кирпичиками, наделёнными человеческими качествами. Открой своё сердце доброте!
б) работа в группах
1 группа: Помощь животным; (брошенное животное, животное попавшее в беду,холодно и голодно зимой)
2 группа: Помощь в семье;
3 группа: Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам…)
4 группа: Помощь пожилым, одиноким людям;
5 группа: Помощь городу, стране ( чистота во дворе, трагедии, стихийные бедствия…)
Представление результатов работы каждой группы, дополнения к ответам учащихся ребятами из других групп, коллективное решение о принятии предложений в «Банк добрых дел», а, значит, согласие на воплощение этих предложений в реальной жизни.
3. Оценочно-рефлексивный этап.
— Давайте, и мы с вами создадим свое дерево милосердия.
-Я предлагаю вам прикрепить на дерево свою частичку милосердия. Подумайте, напишите на фигурках слова, которые будут признаками милосердия, можно использовать те, которые вы видите на доске. (На доске плакат с изображением дерева, на дереве надпись- «милосердие». У каждой группы на столах цветы, бабочки, птицы. Написать и прикрепить на плакат)
-Закончить нашу беседу я хочу стихотворением С. Острового
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
— Я желаю вам солнечного дня, хорошего настроения и добрых людей вокруг.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Классный час «Милосердие – зеркало души»
Презентация к уроку
Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
Оборудование: компьютер, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
Подготовительный этап:
1. Класс делится на 3 группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, толковые словари.
2. На интерактивной доске картинка с надписью “Твори добро”.
3. На стенде выставка фотографий “Наши добрые дела”.
Содержание классного часа
Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и послушать песню “Твори добро”.
Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).
Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.
А теперь давайте прочитаем пословицы на слайде.
Слайд 6. На интерактивной доске пословицы о доброте:
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
Чему они нас учат? (доброте, заботе,)
Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и догадайтесь, какая же тема сегодняшнего классного часа.
“Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые. Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей. А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.
— Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.
— Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.
Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:
— Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
— Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
— Как это кем? Дочерью, конечно.
— Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:
— Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:
— Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут.
Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:
— Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?
— Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.(Виль Казыханов)
Вопросы для обсуждения в группах:
— Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старуха? Чем допекла ее собственная дочь?
— Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.
— Как можно назвать все это кратко?
— Безжалостность, жестокость и т.д.
— Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?
— Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.
— Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?
— О милосердности, доброжелательности в людях.
Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает “милосердность”? (отвечают дети)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.
(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)
Слайд 9. (Слайд с гиперссылками. Нажимая на подчеркнутые слова, можно переместиться на слайд с определением. Вернуться обратно на слайд со словами можно нажав на подчеркнутое слово.)
Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
сострадание | уважение | человеколюбие |
доброта | гуманность | альтруизм |
Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)
Ответы 2 группы:
Ответы 3 группы:
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.
А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.
(Каждое высказывание показывается на интерактивной доске по очередно.)
Карточка 1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).
Дети комментируют высказывания.
Карточка 2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).
Дети комментируют высказывания.
Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).
Дети комментируют высказывания.
Учитель: Отлично ребята! Спасибо!
А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.
1. Группа живущих вместе родственников.
2. Самое ценное, что есть у человека.
3. Самоотверженная, искренняя привязанность.
4. Проявление внимания к ближнему.
5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
10. Место обитания всех этих чувств.
Учитель: Молодцы!
А сейчас я предлагаю вам выразить цветом свое отношение к понятию “милосердие ”.
(Дети в группах обсуждают цвет “милосердия” и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
Объясните выбор цвета.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Начните творить добро прямо сегодня, у себя дома! Подарите тепло своего сердца своим бабушкам и дедушкам, старенькой соседке или соседу по площадке. Вы обязательно увидите, что мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей!
Ученик 1.
Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня.
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв.
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас. (слайд 15)
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л.Татьяничева)
Учитель:
На этом наш урок подошел к концу. Вы сегодня отлично поработали. Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Ученик 2:
Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Ученик 3:
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”
Ученик 4: