Классный час что такое буллинг
Классный час на тему «Буллинг. Травля» для обучающихся 5-9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17» города Усть-Илимска
Классный час на тему «Буллинг. Травля» для обучающихся 5-9 классов
Автор: учитель технологии Шубина Валентина Альверьевна
· формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг,
· формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
· формирование толерантного отношения к сверстникам;
· закрепление понятий буллинг, как резко отрицательных явлений жизни.
Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.
Наглядный материал: компьютерная презентация.
Формулировка темы занятия
Послушайте отрывок из известной сказки:
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:
— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»
-Что происходило на птичьем дворе?
-Как можно назвать сложившуюся ситуацию? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?
-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей?
К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”.
-Определите из всего сказанного тему нашей беседы.
Дети высказывают свои предположения.
Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Сегодня мы будем говорить о насилии в виде травли.
Учитель: С травлей вы все сталкивались ни раз. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?
Демонстрация презентации, пояснения учителя.
Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.
Виды психологического насилия:
· Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)
· Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
· Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)
· Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);
· Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр)
Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.
Активизация моральных чувств.
Учитель: ребята, я предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друга, с вами никто не общается.
Учитель: вы представили себя на месте человека изгоя.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
— как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?
— какие бы эмоции вы испытывали?
— чего бы вам хотелось?
Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь, и кто ею болеет.
В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.
Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.
Преследователи, наблюдатели – все остальные.
Причины присоединения последователей к зачинщикам:
— подчинение стадному чувству;
— желание заслужить одобрение лидеров класса;
— от скуки или ради развлечения;
— из страха оказаться на месте жертвы;
Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что ты станешь жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…
Зачинщиком может стать кто угодно.
Последствия травли опасны для всех.
Самые тяжелые последствия для жертв:
— снижение уверенности в себе;
— уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;
— поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;
— последствия для здоровья;
— переживание постоянных негативных эмоций;
— возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;
— последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.
— потеря уважения к себе;
— проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);
— проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);
— зависимость от чужого мнения.
Ребята, я читала вам отрывок из сказки в начале нашей беседы. Это сказка про гадкого утенка. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А куру и гуси? Они так и останутся неспособными ни сочувствовать, ни сопереживать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто я в этой истории.
Если вас травят в сети (кибербуллинг):
Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.
Учитель: Надеюсь, правила, которые вы сами сформулировали и приняли, будут работать, и наш класс не будет болеть болезнью под названием «травля»
Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Классный час: «Школьные конфликты. Буллинг»
«Школьные конфликты. Буллинг»
(Занятие для учащихся 5-7 классов)
Цель: раскрыть понятие «буллинг» и найти пути решения школьных конфликтов.
— актуализировать знания подростков о конфликте;
-выслушать личный опыт участия каждого в школьных конфликтах;
-найти пути решения школьных конфликтов.
Оборудование: проектор, листы бумаги, цветные карандаши, бланк для обратной связи.
Добрый день, ребята! Начать нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с определением темы беседы, для этого необходимо послушать отрывок из известной сказки:
Слушаем. (Можно включить запись или зачитать)
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры».
Итак, ребята, кто вспомнит, как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей ) («Гадкий утенок» — сказка Г. Х. Андерсена)
Кто сможет сказать, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Хорошо. Вы все по-своему правы.
(1 слайд) Итак, тема нашей сегодняшней встречи «Школьные конфликты. Буллинг» (на экране появляется первый слайд презентации)
Итак, мы продолжаем. Давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)
Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.
Кто-то сможет продолжить сказку? (ответы детей)
«Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».
— Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку?
— Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?
Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.
-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)
На самом деле, эта проблема существовала во все времена, во всех школах, среди любой молодежи.
Почему же одни люди издеваются над другими? (ответы детей)
Многие задиры считают, что таким образом они показывают силу характера, самоутверждаются, поднимают свой авторитет среди сверстников. Не секрет, что в школе многих травят, иногда даже учителей. Обидчикам кажется, что так они будут круче всех! На самом деле те, кто издевается, просто не в силах выделиться каким-то другим способом.
Мы все стремимся найти что-то свое, уникальное, «выделиться», стать кем-то выдающимся. У кого-то получается хорошо петь, у кого-то танцевать, кто-то хороший спортсмен, или легко учит языки, а у кого-то хорошо получается только самоутверждаться в своей силе на сверстниках. Часто они просто завидуют и поэтому так себя ведут. Такие люди были, есть и будут. Нужно уметь с ними находить общий язык или защищаться.
(2 слайд.) Такое явление мы называем «буллинг» в переводе с английского это травля, издевательства, оскорбления, агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Сейчас я предлагаю посмотреть, а потом обсудить фрагмент фильма «Чучело», г лавную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте.
(показ ролика из к/ф «Чучело»)
— Что чувствовала главная героиня?
— Почему возникла травля?
— Был кто-то из одноклассников на её стороне?
— Какую тактику героиня выбрала для решения конфликта?
-Помогла ли ей эта тактика?
— Как бы вы поступили на ее месте?)
(3 слайд) Работа в группах.
А теперь давайте вместе подумаем, какие же ЧУВСТВА испытывает тот, на кого направлены эти негативные действия.
Разбейтесь по группам, по 4 человека. Проще всего это сделать, так. Первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой и т.д.
Выберите из слов, которые находятся у вас на столах те, которые обозначают эти чувства. На пустых карточках напишите, какие еще чувства испытывает подросток, которого травят.
(Перед участниками карточки со словами: ненависть, печаль, испуг, спокойствие, равнодушие, радость, обида, тревога, раздражение и др.)
Обсуждение. Каждая группа высказывается, аргументирует свой выбор
Как вы думаете, чем отличается конфликт от буллинга? (Отвечают дети)
(4 слайд) Можно выделить 5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли (буллинга)
1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы . В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной.
2. Конфликт чаще возникает спонтанно . Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей.
3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее . В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.
4. Конфликт длится недолго . Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии
5. Конфликт можно разрешить . Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).
Что же делать, если по какой-то причине, вас обижают? (ответы детей)
(5 слайд) Если по какой-то причине, вас обижают, можно обратиться к людям, которым вы доверяете.
— обратиться к родителям
— школьному психологу или социальному педагогу
— в школьную службу медиации
— по телефону доверия
(6 слайд) Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Словесное оскорбление влечет за собой административную ответственность. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет. Если ребенок не достиг возраста уголовной ответственности, то за его проступки будут отвечать его родители или законные представитель.
Подведение итогов. Рефлексия
Я хочу, подготовила вам буклет, информация в котором может быть кому-то полезной.
Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:
— Что вам на занятии понравилось или не понравилось….
— Что вы нового и интересного узнали…
(ответы детей могут как в устной, так и в письменной форме)
Классный час «Буллинг и его профилактика»
Классный час «Буллинг и его профилактика»
Цель: формирование адекватной самооценки личности учащегося и его поведения, ориентируясь на существующие законы.
Задачи: познакомить учащихся с понятием «буллинг», с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями и жертвами преследования; выработать навыки поведения при столкновении с преследованием; способствовать воспитанию законопослушного гражданина.
Ход классного часа
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
— Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем ктос какой целью пришёл на эту встречу?
Упражнение «Мои ожидания»
Мы узнали кто какую цель преследует сегодня. Кто достигнет своей цели, а кто нет мы узнаем в конце классного часа, а теперь давайте вспомним правила работы в команде, которые нам помогут на этой встрече:
Правило «Один голос» (одновременно может говорить только 1 человек)
Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об
участниках должна остаться здесь и не обсуждаться за пределами этого круга после окончания встречи).
Правило «Активность» (участие во всех упражнениях).
Сегодня мы поговорим о таком явлении как буллинг. Думаю, что не каждый из вас слышал это слово, однако многие сталкивались с его проявлением и это явление, к сожалению,нам хорошо известно…
Сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
— Является ли буллинг правонарушением и есть ли за это ответственность?
— Как избежать буллинга в своей жизни?
В переводе с английского языка буллинг ( bullying ) означает преследование, запугивание, третирование, что часто можно встретить в школьнойсреде. Такое давление на личность может быть, как психологическим, таки физическим…
«Буллинг: понятие и особенности»
Косвенный (психологический) буллинг может выражаться по-разному. Так, например, если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё иунижающие её чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге. Это чаще всего проявление вербальной агрессии – от сплетен и интриг довымогательств и шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве ина фоне моральных издевательств, вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями либо личных вещей жертвы. Когда человека унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая издевательские ярлыки, мы имеем дело со словесным буллингом. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или через другие электронные устройства.
Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередковозникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному подростку властвовать над другим.
Для того, чтобы ответить на наш второй вопрос, давайте вспомним:
— Что такое правонарушение?
Ответы детей. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
— Какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних согласно УК РБ. (Выступления детей)
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Актуализировав свои знания, давайте ответим на вопрос:
— Буллинг – это правонарушение? Ответы и обоснование.
Жертва буллинга не появляется случайно. Для преследователя это целенаправленный поиск того, на кого можно навесить «ярлык». Выборжертвы и навешивание «ярлыка» не всегда зависит от того, какими способностями, характером и поведением выделяется человек. Иногда жертва и сама не понимает, почему она стала жертвой. Каково жить с «ярлыком»? Давайте попробуем это прочувствовать на себе в следующем упражнении…
Описание упражнения. По окончании обсуждения предыдущего упражнения педагог предлагает учащимся взять по листу бумаги, ручку и в течение одной минуты записатьв столбик 10 слов, определяющих особенности своей личности – как положительные (5 слов), так и отрицательные (5 слов). В заданное время необходимо уложиться.
Затем педагог просит участников отложить свои листы бумаги и говорит о том, что им придётся ещё раз к ним вернуться, но позже.
Сейчас мы с вами попробуем составить «портреты» участников буллинга, то есть описать основные характеристики, черты, признаки, особенностии мотивы поведения всех героев этого явления. Для этого предлагаю вам разделиться на две группы.
Упражнение «Портрет» (работа в малых группах)
Описание упражнения. Все участники формируются в две группы.
Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.
На выполнение предложенного задания группам даются пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.
КАКИЕ ПОДРОСТКИСТАНОВЯТСЯ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯМИ?
привыкшиедобиваться своих целей, подчиняя себе других;
легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением;
не умеющие сочувствовать своим жертвам;
желающие быть в центре внимания, стремящиеся к лидерству;
уверенные в своем превосходстве над жертвой;
с высоким уровнем притязания;
агрессивные, «нуждающиеся» в жертве для своего самоутверждения;
не способные на компромисс;
со слабым самоконтролем;
интуитивно чувствующие силу и слабость других членов группы.
КАКИЕ ПОДРОСТКИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ БУЛЛИНГА?
пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
тревожные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой;
склонные к депрессии;
без друзей среди сверстников, предпочитающие общение с взрослыми;
физически более слабые, чем их сверстники;
уже имеющие негативный опыт общения со сверстниками;
из неблагополучных семей;
подвергаемые физическим насилиям дома;
с развитыми комплексами неполноценности;
предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах;
не умеющие просить помощи и не верящие в то, что могут получить защиту отвзрослых;
уверенные в том, что заслуживают быть жертвой, и потенциально готовые кпринятию насилиясо стороны преследователей, смирившиеся с этим насилием;
те, чьё поведение не стандартно для конкретной группы и вызывает раздражение у других членов данной;
подростки с внешними особенностями и особенностями психофизического развития.
— А теперь посмотрите в свои листы, на которых вы писали 10 слов о себе. Проанализируйте свой список молча, наедине с самим собой. Возможно среди тех особенностей, которые вы выделили в своей личности, есть качества, которые могутвас отнести к одной из групп риска – преследователи или жертвы преследования. Я думаю каждому из нас сейчас есть над чем подумать… Возможно, кто-из вас захочет высказаться?
-Оказавшись жертвой буллинга, человек не всегда способен спокойно оценить ситуацию и принять правильное решение для защиты себя. Здесь,сегодня, в этой эмоционально комфортной обстановке есть возможностьдать объективную оценку героям ситуаций, которые оказались жертвами давления и преследования. Давайте обсудим эти ситуации и попробуем высказать свою позицию в каждой из предложенных историй…
Описание метода. На четырёх углах (стенах) комнаты вешаютсятабличкиформата А4 с надписями: «Я поступил бы также», «Это не всегда работает», «У меня свояпозиция», «Не одобряю такое решение». Затем участникам зачитываются по одному истории, участники анализируют и выбирают позицию у той или иной таблички. После каждой истории предлагается обсуждение выбранных участниками встречи позиций.
-Сейчас я буду зачитывать вам реальные истории из жизни подростков, которые оказались жертвами школьного буллинга и по-своему справились со сложившейся ситуацией. После прослушивания истории, вам необходимо занять позицию возле одного из углов, табличка на котором совпадает с вашим мнением.
«Перевелась в новую школу, влилась в коллектив замечательно – по началу. Но, когдастала находить друзей, завоёвывать авторитет, лидеры класса почувствовали конкуренцию и ополчились против меня. Моих новых друзей стали перетягивать на свою сторону в качестве союзников. Ну и начались дразнилки. Сначала отшучивалась, потом сталадраться. Все прекратилось, когда избила одного из лидеров. Потом зауважали, трогатьперестали».
«Меня травили целый год. Травила одноклассница, с помощью своих старших подружек. Потом эти подружки «выпустились» из школы. Поддержки у неё теперь не стало, никто за неё задачи по математике не решал, а у неё с этим большие проблемы.И ей не оставалось ничего делать, как извиниться передо мной и попросить у меняпомощи. Я не смогла ей отказать. Сейчас нормально общаемся, но обиду помню. Потому что было тяжко, дома рыдала, боялась в школу идти. А травлю я пережила простополным «игнором».
Я уверен, что как только начинают тебя травить –сразу переходи в другую школу. У нас в классе девочку обижали все, особенно один парень. Она ему отпор давала, а он ещехуже лез. Потом она ему врезала по физиономии, на что он ударил ее в живот изо всейсилы. Но эти не закончилось. Он её фотографию в непристойном виде с пошлой надписью разместил в сети. Конечно он там что-то «подфотошопил», но не все это поняли. Еёпотом все позорили и гнобили в школе. Она взяла и перешла в другую школу и все покавроде нормально, Унее там друзья и даже любовь с одним из одноклассников.
Вопросы для обсуждения:
— Что вы чувствовали, слушая чужие истории?
— Легко ли вам было представить себя на месте героя?
— Какая из ситуаций оказалась вам наиболее близкой?
— Какие модели поведениявы для себя отметили как самые эффективные?
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
— В завершении нашей встречи давайте подумаем о том, как избежать попадания в ситуацию буллинга…
Упражнение «Логическая цепочка»
— Вы, конечно, убедились в том, что состояние наших проблем зависит оттого, как мы к ним относимся. В ситуации давления и преследования тожеочень важно, как мы реагируем на вызов, брошенный нам. Чтобы не стать жертвой буллинга, учитесь давать себе только позитивные установки иотвечать уверенно и с юмором тем, кто пытается манипулировать вашими эмоциями. Давайте потренируемся…
— Давайте ещё раз обратимся к листам с нашими качествами. Кто может озвучить свое отрицательное качество? Необходимо озвучить своё отрицательное качество и предложить ответ на эту фразу-вызов. Например, фраза-вызов «Я толстая!». Участник может предложить в ответ на эту фразу следующее: «Ну и что! Зато у меня нет проблем с аппетитом»или «Ну и что! Зато я хороший человек, потому что меня всегда много».
Рефлексия. Упражнение «Мои ожидания»
Давайте вспомним, с какими целями и ожиданиями вы пришли на эту встречу, насколько ваши цели оказались в итоге реализованными, какие вы испытали эмоции и какой вывод сделали?
Что делать ребёнку – жертве травли?
1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу.
Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего вбеду.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой.
Запомните: Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
3. Если вастравят винтернете, обязательно сохраняйте всепереписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Еслинельзя – несчитайте себя виноватыми.