Классное руководство в техникуме с чего начать
Функции классного руководителя в колледже
Функции классного руководителя (куратора учебной группы) в учреждениях УНПО и УСПО
Содержание деятельности классного руководителя или куратора учебной группы определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.
Основными аспектами воспитательной деятельности классного руководителя (куратора учебной группы) в соответствии с «Концептуальными подходами к созданию системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования» являются:
• Создание благоприятных условий для развития личности.
• Содействие формированию учебной группы как коллектива.
• Ведение педагогически обоснованных наблюдений за обучающимися, их социальным окружением.
• Содействие социальному профессиональному становлению обучающихся.
• Организация и осуществление психолого-педагогической профилактики.
• Взаимодействие с инженерно-педагогическими работниками учебного заведения, родителями, общественными институтами воспитания.
• Содействие в реализации индивидуальных планов воспитания, самовоспитания обучающихся.
В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых.
Традиционно среди педагогических функций преобладает функция воспитания учащихся (студентов). Перед классным руководителем (куратором) стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.
Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита подростка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития подростков и молодежи, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития личности в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя (куратора) по социальной защите обучающихся (студентов) — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего подросткам и их родителям получить социальную поддержку и социальные услуги.
Социальная защита как функция классного руководителя — это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие старшеклассников и формирование их индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, классный руководитель должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от подростка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя (куратора) в широком и узком смысле слова. Социальная защита в узком смысле слова — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту подростков и молодежи, оказавшихся в особо трудном положении: детей из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и других, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми обучающимися и их родителями в различных направлениях.
Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все учащиеся (студенты) учебной группы, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ученика или студента, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные — это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни подростка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т. д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности молодых людей их социальной защищенностью.
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты подростков и молодежи являются стержнем, вокруг которого строится вся система деятельности классного руководителя (куратора) и наполняется соответствующим содержанием.
Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты обучающихся классный руководитель должен решать ряд задач, связанных с формированием отношений учащихся (студентов) со своими сверстниками в учебной группе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.
Главное назначение классного руководителя (куратора) — поддержка положительной инициативы учащихся или студентов, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды УНПО или УСПО.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся (студентов): познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся (студентов), являющееся частью досуга обучающихся.
В процессе работы с учебной группой немаловажную роль играет функция сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.
Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.
Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности обучающихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ученика (студента), их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель (куратор) может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности, во-вторых, диагностировать сформированность социально значимых качеств личности.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с обучающимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста ребят и интеллектуального уровня, сформированности коллектива учебной группы доля участия классного руководителя (классного воспитателя, куратора) в этом процессе будет изменяться.
В работе классного руководителя можно выделить стратегические и тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т. д.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Цели воспитательной работы во многом определяют содержание планов классного руководителя. Планирование воспитательной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу учебной группы в рациональной организации деятельности. Назначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой — негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя с классом как в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива учебной группы в целом или отдельных учащихся (студентов). Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя, куратора) существенно повышает эффективность воспитательного процесса с молодежью.
Методические рекомендации классным руководителям и мастерам групп первого курса
проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации классным руководителям и мастерам групп первого курса»
Методические рекомендации
классным руководителям групп нового набора
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют классному руководителю оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
— проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в колледже, профессиональному ориентированию;
— ознакомление классного руководителя с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
— изучение формирующейся системы межличностных отношений в учебной группе;
— развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
— оказание помощи в научной организации труда студентов;
— оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Перечислим основные задачи, стоящие перед классным руководителем на начальном этапе формирования профессиональных интересов учащихся нового набора:
— выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение;
— определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии;
— определение степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
— диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Классному руководителю необходимо основное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие у студентов познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов, например, посещение научно-технических выставок, предприятий и заводов соответствующего профиля и т.п.
Авторы многих исследований отмечают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
При выполнении перечисленных задач основой деятельности классного руководителя выступает планирование, содержащее алгоритм работы и общую логику его деятельности с учебной группой, в целом отражающие требования к его работе.
Среди требований к классному руководителю можно перечислить следующие:
1. Постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента.
2. Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.
3. Помощь в вопросах, связанных учебным расписанием, занятиями, сессией.
4. Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе.
5. Привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов.
6. Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации.
7. Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в колледже, так и с теми, кто стремиться к более глубокому изучению учебных дисциплин. Вопросам взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями, личным проблемам студентов классный руководитель также должен уделять внимание.
8. Работа с родителями: доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в колледже.
9. Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в колледже; привитие интереса к культуре и искусству.
Общие подходы к работе классного руководителя:
1. Заочное знакомство с группой
Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа классного руководителя в этот период заключается в подготовки списка группы (занесением его в журнал классного руководителя), ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Всю необходимую информацию занести в журнал классного руководителя на листы для заметок.
2. 1 сентября: девиз дня – «Мы вам рады»
В первый учебный день классного руководителя:
– присутствует вместе со студентами группы на торжественном собрании первокурсников (как на факультете, так и на общеуниверситетской);
– помогает разобраться с учебным расписанием;
– организует первое знакомство с группой;
– представляет преподавателей, которые ведут занятия в группе в этот день (а лучше, если представить всех преподавателей перед их первым занятием в группе);
– проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах колледжа;
– настраивает студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, к жизни в колледже, бережное отношение к материальным ценностям предоставленным в их пользование (мебель, оборудование, литература и т.д.).
Желательно, чтобы классный руководитель провел большую часть дня 1 сентября с группой: это поможет вам быстрее узнать студентов, а им чувствовать себя увереннее.
3. Знакомство с колледжем, специальностью
Знакомить студентов с колледжем (историей, традициями, особенностями, требованиями к студентам) можно начать уже 1 сентября и продолжить в течение ближайших месяцев.
Знакомить студентов с учебным заведением и специальностью можно следующим образом:
– заочное знакомство: беседы с группой, просмотр фильма об истории колледжа и отделения данной специальности;
– экскурсия по колледжу, по наиболее интересным и необходимым для студентов местам (главный корпус, актовый зал, спорткомплекс, библиотека и т.д.);
– знакомство со студенческой жизнью в колледже: с системой студенческого самоуправления, с подразделениями воспитательной системы, с общественными организациями;
– знакомство и пояснение Устава колледжа, прав и обязанностей студентов.
4. Знакомство в группе
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы необходимо провести знакомство студентов в группе.
Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное количество информации о студентах.
Для того чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя-качество», «Я не умею» и др.). Можно знакомиться просто во время беседы: задавать вопросы и вызывать к ответу различных студентов. Главное для классного руководителя во время проведения знакомства внимательно наблюдать за группой (наблюдения необходимо затем занести в журнал куратора).
Можно обратиться в психологическую службу колледжа, чтобы педагог-психолог провел тренинг «Знакомство», во время которого в живой и непринужденной форме студенты смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение. Проведение в группе бесед и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающей у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации, и поможет студентам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг их психологических знаний и представлений.
5. Выбор актива группы
Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время может быть назначен временный староста). Состав актива группы зависит от существующей системы студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляют староста, заместитель старосты и профорг.
Выборы актива проводит классный руководитель или временный староста в присутствии классного руководителя. До того как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Также необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. И не забудьте провести перевыборы в апреле-мае месяце!
Задача классного руководителя во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не верным).
6. Классный час
Классный час проводится один раз в неделю. Тематика классного часа:
– решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
– обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
– встречи с выпускниками колледжа, специалистами, представителями общественными организаций и др.;
– проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
– индивидуальные беседы со студентами по возникающим проблемам.
Классный руководитель может приглашать в группу на классный час психолога по темам, разработанным в психологической службе колледжа или со своими предложениями.
7. Мероприятия с группой
Кроме классного часа преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на отделении и в колледже.
Классный руководитель в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Направления данных мероприятий:
– посещение культурных мест нашего города: театров, выставок, музеев;
– спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.);
– пешие походы, выезды на природу;
– поездки в другие города, по историческим местам;
– интеллектуальные игры;
– Дни именинников;
– издание настенной газеты;
– мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;
– дискуссионные клубы и др.
8. Подведение итогов первого семестра и учебного года
Подведение итогов проводится на собрании группы в конце учебного семестра. Итоги подводятся по нескольким позициям:
– успеваемость;
– посещаемость;
– социальная активность студентов;
– сплоченность коллектива, возникающие в этом плане проблемы;
– перевыборы актива группы (в конце учебного года);
– степень реализации поставленных целей и задач.
Отчет классного руководителя.
По окончании каждого учебного семестра необходимо составить письменный отчет и сдать его заместителю директора по воспитательной работе.
1.Общие сведения о группе:
— курс, специальность;
— количественный, половозрастной состав группы;
— социальная характеристика группы (городские/сельские, малообеспеченные, благополучные/неблагополучные семьи и т.п.);
— успеваемость студентов группы (заинтересованность в учебе, способности, динамика успеваемости за год)
— социометрическая и психологическая характеристика группы (взаимоотношения в коллективе, группы общения, интересы студентов, уровень ответственности, активности и т.д.).
2. Проведенная классным руководителем работа:
— периодичность работы с группой
— план работы: мероприятия и дела, индивидуальная работа со студентами группы (если проводились).
— анализ проведенной работы со студентами: какой эффект дали проведенные мероприятия, беседы, классные часы, индивидуальная работа (если проводилась).
— работа с родителями (проводилась ли, дала ли эффект и т.д.)
3. Выводы о проделанной работе, пожелания.
Отчет составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы, графики и т.д.).
13 советов начинающему классному руководителю
Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.
Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.
Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:
Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.
Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.
Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.
Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.
Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера
Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:
Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.
2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.
Начнём с правил:
Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.
Теперь про алгоритмы:
Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.
3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка
Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.
Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников
Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.
4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями
Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции. Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.
5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий
Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.
Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.
6. Признавайте свою вину и просите прощения
Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.
Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки
Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.
7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции
Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.
5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей
Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.
8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми
Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.
9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.
10. Играйте с детьми
Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.
11. Шутите!
Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.
12. Избегайте рутины
Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.
13. Не живите только работой и не жалейте себя
Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:
Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.
Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (jossnat)