Классно урочная система что это

Классно- урочная система обучения

Классно урочная система что это. Смотреть фото Классно урочная система что это. Смотреть картинку Классно урочная система что это. Картинка про Классно урочная система что это. Фото Классно урочная система что это Классно урочная система что это. Смотреть фото Классно урочная система что это. Смотреть картинку Классно урочная система что это. Картинка про Классно урочная система что это. Фото Классно урочная система что это Классно урочная система что это. Смотреть фото Классно урочная система что это. Смотреть картинку Классно урочная система что это. Картинка про Классно урочная система что это. Фото Классно урочная система что это Классно урочная система что это. Смотреть фото Классно урочная система что это. Смотреть картинку Классно урочная система что это. Картинка про Классно урочная система что это. Фото Классно урочная система что это

Классно урочная система что это. Смотреть фото Классно урочная система что это. Смотреть картинку Классно урочная система что это. Картинка про Классно урочная система что это. Фото Классно урочная система что это

На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых система обучения потребностей в образовании. Онивызваны развитием различных от­раслей, ремесел и торговли, повышением роли духовной жизни — возрождением в литературе, искусстве, архитек­туре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллек­тивного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и ста­ла зародышем классно-урочной системы обучения. Теоре­тически эта система была обоснована и широко популя­ризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, пре­терпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже бо­лее 350 лет.

В чем суть классно-урочной системы как специфиче­ской формы организации учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые присущи этой системе. Важнейшими из них являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основ­ном постоянный состав на весь период школьного обуче­ния;

— класс работает по единому годовому плану и про­грамме согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок, струк­тура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;

— урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учеб­ные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

Классно-урочная система обучения со дня ее обосно­вания и по настоящее время занимает умы ученых- педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учеб­ных предметов, а также в трудах по педагогической пси­хологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно- урочная система обучения по сравнению с индивидуаль­ным обучением имеет ряд преимуществ.

Ее достоинства: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-вос­питательного процесса; простое управление им; возмож­ность взаимодействия детей между собой в процессе кол­лективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревнова­тельного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последователь­ность в их движении от незнания к знанию.

Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индиви­дуальных особенностей учеников в организационно- индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает органи­зованное обшение между старшими и младшими учащи­мися и др.

Работа в навязанном темпе, отмечала Е. Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно- урочной системы, это неволя, это лишение ученика сво­боды работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, навязывает учащимся искусственную орга­низацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, про­думать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни учащиеся пере­водятся в следующий класс, а другие — пусть слабые только по какому-либо одному предмету — остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жест­кости расписания еженедельных занятий в школе, навя­зывающего всем детям одинаковый темп работы незави­симо от их возможностей.

Классно урочная система что это. Смотреть фото Классно урочная система что это. Смотреть картинку Классно урочная система что это. Картинка про Классно урочная система что это. Фото Классно урочная система что это

Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с кон­ца прошлого века, в своей основе справедливы и послу­жили основанием для многочисленных поисков теорети­ков педагогики и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой — путей совершенство­вания, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.

Бель-ланкастерская ПеРвую попытку модернизации

система обучения классно-урочной системы орга-

низании обучения предприняли в конце XVIII — начале XIX в. английский священник А. Белль и учитель Дж. Ланка­стер. Толчком к этому явился переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии, потребовавшей большого количества рабочих, располагающих хотя бы элементар­ной грамотностью. Для их подготовки необходимо было увеличить количество школ, а следовательно, и контин­гент учителей, которые бы обучали значительно большее количество учащихся. Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под на­званием Белль-ланкастерская система взаимного обучения, названная по имени ее основателей и примененная ука­занными авторами в Англии и Индии. Она была вызвана стремлением ее основателей разрешить противоречие ме­жду потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением ми­нимальных затрат на подготовку учителей. Суть этой сис­темы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белль-ланкастерская система не получила широкого распространения.

система ке организационных форм обучения

обучения становится вопрос индивидуализации

„ Маннгеймская система, названная так

Маннгеймская nQ наименованию ГОрода Маннгейм,

система где она впервые была применена, ха­рактеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащие­ся, в зависимости от их сЛособностей, уровня интеллек­туального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних несильных.

Основатель этой системы Йозеф Зиккенгер (1858- 1930 гг.) предлагал создавать четыре класса соответствен­но способностям учащихся:

Отбор в классы осуществлялся на основе результатов психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов. Зиккенгер полагал, что в зависимости от ус­пехов учащиеся смогут переходить из одной последова­тельности классов в другую, но этого почти не происхо­дило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. Программные раз­личия в этих классах не способствовали созданию реаль­ных условий таким переходам.

Маннгеймская система обучения имела много сто­ронников, особенно в Германии в период, предшествую­щий Первой мировой войне. Некоторые положения этой системы положительно были восприняты во Франции, России, США, Бельгии и других странах мира. Элементы этой системы сохранились и сегодня в практике работы современной школы в Австралии, США и Англии. Так, в Австралии существуют классы для более и менее способ­ных учеников; в США практикуются классы для медлен­но обучающихся и способных учеников; в Англии манн­геймская система служит основанием для создания школ, контингент учащихся которых комплектуется на основе тестирования выпускников начальных классов.

В целом же теоретические постулаты этой системы в настоящее время подвергаются повсеместно справедливой критике, подчеркивается, что она построена на ошибоч­ном представлении о решающем влиянии биопсихологи­ческих факторов на конечные результаты развития уча­щихся; что она принижает влияние целенаправленной воспитательной деятельности на формирование личности учащегося, подрывает возможности развития у него соци­ально обусловленных потребностей и интересов. В силу этого концепция Зиккенгера и основанная им маннгейм­ская система организации обучения, предполагающая ин­дивидуализацию обучения на основе различия в уровне интеллектуального развития учащихся, оказалась явно несостоятельной, если брать ее как целостную. Единст­венным элементом этой системы, соответствующим осо­бенностям современного развития психолого-педаго­гической науки и практики работы передовых школ, яв­ляется так называемое специализированное обучение. В реальной педагогической действительности оно воплоща­ется в виде специализированных школ для исключитель­но одаренных детей, проявляющих способности к углуб­ленному изучению предметов определенных областей знания — гуманитарных, математических и т.п.

Для успешной учебной работы учащиеся снабжались все­ми необходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания относи­тельно того, как следует выполнять задания, а также пользовались консультациями учителя-специалиста по данному учебному предмету. Единого для всех расписа­ния занятий не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время — индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях. Чтобы стимулиро­вать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с достижениями других учащихся, учи­тель состаалял специальные таблицы, в которых ежеме­сячно отмечал ход выполнения учащимися положенных заданий.

Дальтон-план получил высокую оценку видных амери­канских педагогов супругов Дьюи и быстро стал распростра­няться в практике работы школ многих стран, но прижиться ему не было суждено ни в одной стране мира.

Так, в СССР в 20-е годы использовалась модификация дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной сис­темы. Задания по изучению курса, темы брала группа учени­ков (бригада). Они работали самостоятельно в лаборатори-

ях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. Однако очень скоро применяемая система продемонстриро­вала свою несостоятельность. Уровень подготовки учащих­ся неуклонно снижался, их ответственность за результаты обучения падала прежде всего потому, что им было не под силу без объяснения учителя справляться с заданиями. Все это и привело к тому, что существование в СССР этой сис­темы организации обучения в 1932 году прекратилось.

Значит ли это, что дальгон-план совсем был лишен каких-либо достоинств? Нет! К его достоинствам следует отнести прежде всего то, что он позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов работы и др. Но, как спра­ведливо утверждал в свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский, пустая голова не мыслит. А дальтон-план мало способствовал систематическому овладению учащи­мися системы знаний. Они были у них фрагментарны, не охватывали всего объема необходимой и достаточной ин­формации о природе, обществе, технике и культуре.

Кроме того, дальтон-план порождал нездоровое соперни­чество среди учащихся, зачастую приводил к затрате вре­мени на выполнение заданий. Все это обусловило то, что в педагогической действительности он не получил широ­кого распространения даже в период его интенсивной популяризации Дж. Дьюи, а впоследствии и вовсе был отвергнут. Отголоски его пропаганды начались вновь только в 50-60-е годы XX века в виде плана Трампа, раз­работанного профессором Ллойдом Трампом.

Суть плана Трампа как системы организационных форм обучения сводится к тому, чтобы максимально сти­мулировать индивидуальное обучение с помощью гибко­сти форм его организации. При таком обучении сочета­ются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших групп в 100-150 человек читают высо­коквалифицированные преподаватели, профессора. Ма­лые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лек­ции, ведут дискуссии. Здесь делаются дополнения к тому, что было услышано на лекции. Занятия в малых группах ведет либо рядовой учитель, либо лучший ученик из группы. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Время проведения означенных видов занятий распределяется так: на лекционные заня­тия отводится 40% учебного времени, на занятия в малых группах — 20%, на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях — 40%. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянный, он часто меняется. Система требует слаженной работы учителей, четкой ор­ганизации, материального обеспечения.

План Трампа получил широкую известность в США благодаря активной рекламе. И тем не менее по этому плану работает в настоящее время небольшое количество экспериментальных школ. Массовые же школы приме­няют в своей работе лишь отдельные элементы этого плана: обучение бригадой учителей, использование по­мощников учителей, не имеющих педагогического обра­зования, занятия в больших аудиториях, организация са­мостоятельной работы учащихся в кабинетах. 11*

На Западе в развитие плана Трампа имеются «негра- дуированные классы»: ученик по одному предмету может учиться по прсчрамме пятого класса, а по другому пред­мету быть в третьем классе. Имеются проекты и ведутся эксперименты по созданию «открытых школ»: обучение проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерски­ми, что ведет к разрушению самого института «школа».

В настоящее время повсеместно, как видим, идут по­пытки усовершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, техни­зации обучения. Такова история развития организацион­ных форм обучения.

Из этого беглого исторического анализа их развития можно констатировать, что наиболее устойчивой оказа­лась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы. Ее пре­имущества перед другими системами обучения проявля­ются прежде всего в том, что при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями классно- урочная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; предполагает тесную связь обязатель­ной учебной и внеучебной работы школьников; обеспе­чивает возможности сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; она, о чем уже упоминалось выше, экономична, особенно по сравнению с индивидуальным обучением.

Вместе с тем не следует забывать, что оправдавшееся вовсе не навсегда остается неизменным, что в нем нет никаких недостатков. О том, что классно-урочная систе­ма, будучи одним из самых эффективных способов орга­низации массового обучения, содержит в себе и ряд не­достатков, которые необходимо изживать, о необходимо­сти совершенствования обучения как в общеобразова­тельной, так и в системе профессионально-технического образования свидетельствуют многочисленные высказы­вания ученых-педагогов и учителей-практиков. В частно­сти отмечается, что школа далеко не полностью исполь-

Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе

зует большие возможности урока в организации учебной работы учащихся, в воспитании идейно-нравственных ка­честв школьников, подготовке их к жизни, труду, трудо­вой профессиональной деятельности и др. При этом ука­зывается, что основной причиной этого является недоста­точность разработки теории организационных форм обу­чения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе обучения.

Источник

Классно-урочная система обучения

Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я. А. Коменский; впоследствии система была развита и дополнена К. Д. Ушинским.

Основные признаки классно-урочной системы обучения:

* все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;

* содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;

* учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;

* для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;

* по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);

* изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;

определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.Термин «классно-урочная система» впервые ввел российский ученый Милослав Александрович Балабан. Впервые книга была опубликована в 1992 году в газете «Первое сентября». В ней автор проанализировал историю возникновения классно-урочной системы и предложил противопоставить ей систему «школа-парк», в которой одновозрастные классы, обязательные уроки и программы заменяются парк-студиями, открытыми для детей разных возрастов.

Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков.Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам.

Источник

Классно-урочная система обучения

Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Истоки классно-урочной формы обучения можно обнаружить в древних цивилизациях и в эпоху античности, например, агогэ — спартанская система воспитания, где форму класса представляли «агелы» — отряды.

Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс — один год», возникла в начале 16 века в Европе. Например, городская школа реформатора Иоганна Агриколы (учебный план Эйслебена) (1527), разработанная гуманистом и педагогом Филиппом Меланхтоном система организации немецких школ и университетов (Саксонский устав) (1528), Страсбургская гимназия Иоганна Штурма (1537), Вюртембергский учебный план швабского реформатора Иоанна Бренца (1559) и т. д.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков. [2]

Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы: мангеймская, дальтоновская, метод проектов, метод комплексов, система Френэ, школа Дьюи, модульная система и т. д., пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы — неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.

Самая решительная модернизация классно-урочной системы (Браун, Трамп, Пархерст и другие) основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях.

Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам. [3]

Источник

Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки

В наше время классно-урочная система обучения – это наиболее распространенная система обучения. Именно она обеспечила сначала повсеместную ликвидацию безграмотности, а затем и получение обязательного среднего образования широких слоев населения.

Основы классно-урочной системы

Начнем разговор о классно-урочной системе обучения с того, что дадим определение понятия.

Классно-урочная система обучения – это способ организации учебного процесса, которые предполагает выделение групп учащихся в классы с постоянным составом, проведение занятий в форме уроков.

С точки зрения дидактики хорошим урок считается в том случае, если в его ходе благодаря слаженной работе учителя и учащихся удается реализовать поставленные дидактические цели. Для этого необходимо уделять внимание структуре урока, которая может изменяться в зависимости от условий и закономерностей усвоения учебного материала.

Единая система организации классно-урочной системы предполагает два способа соединения классов:

Классно-урочная форма обучения – это общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса.

Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения

К очевидным достоинствам можно отнести:

Большая часть положительных аспектов системы обеспечиваются наличием урока как основной формой организации учебного процесса.

К минусам системы можно отнести:

В связи с этим наиболее прогрессивные преподаватели высказывают мысль о том, что классно-урочная система устарела морально и требует замены на более совершенную систему. Сторонники существующей системы в противовес выдвигают тезисы, согласно которым классно-урочная система, как и любая другая система с течением времени требует обновления и модификации.

В дополнение к урока разработаны и проводятся другие формы обучения, основными из которых являются:

Такое разнообразие форм учебного процесса позволяет организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, повысить качество учебного процесса в целом.

С точки зрения государства, классно-урочная система является экономной в плане затрат на обучение большого количества людей. Один учитель работает сразу с большим количеством детей, обеспечивает как урочную, так и внеурочную активность. На основе этого показателя достоинства и недостатки классно-урочной системы делают ее наиболее предпочтительной для обеспечения обязательного общего среднего образования.

Развитие классно-урочной системы

Обосновал и применил классно-урочную систему обучения педагог Я.А. Коменский, родом из Чехии. Для него классно-урочная система была не только эффективной педагогической системой, но также одним из основных и наиболее действенных способов демократизации школьного образования.

В 20 веке появилась возможность распределять учащихся по классам одной параллели в соответствии с их способностями и уровнем успеваемости. Появились программы, рассчитанные на «сильные» и «слабые» классы, тестовые задания, по результатам которых учащихся начали распределять по классам разного уровня.

До сих пор опыт выделения «сильных» и «слабых» классов вызывает много вопросов у педагогов. Озабоченность вызывает невозможность перехода учеников, попавших в «слабый» класс в более сильный класс на параллели, превосходство одних учеников над другими в умственном отношении. До сих пор научно обоснованных приемов разделения учащихся по способностям не существует.

В то же время, в классах, где состав учащихся неоднородный, есть различия в склонностях, возможностях и интересах, трудно. Преодолеть эту разнородность помогает сочетание разнородных видов преподавания, проведение факультативных занятий, разных форм внеклассной и внешкольной работы.

Отличительные особенности

Выделяют следующие особенности классно-урочной системы:

Классно-урочная система является достаточно гибкой системой и дает возможность применять самые разные виды и формы познавательной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *