Класс мкту для товарного знака что это

Как избежать плагиата в логотипе

И защитить свой бренд от копирования

Предприниматель может зарегистрировать логотип в качестве товарного знака в Роспатенте, чтобы защитить его от копирования и незаконного использования.

Того, кто будет пользоваться логотипом без вашего разрешения, можно будет привлечь к ответственности. Но есть проблема: каждый второй логотип, который разрабатывают для себя бренды, похож на уже зарегистрированный товарный знак.

Получается, что не каждый разработанный с нуля логотип разрешат зарегистрировать в Роспатенте, потому что часто он повторяет чью-то реализованную идею. Происходит это потому, что на данный момент на территории России действует уже больше 500 000 товарных знаков — сложно не повториться с идеями конкурентов.

Я работаю маркетологом в патентном бюро, и к нам обращаются клиенты, которые хотят получить юридическую защиту своего логотипа, то есть зарегистрировать его как товарный знак. Под руководством коллег — патентных поверенных — мы дорабатываем уже придуманные логотипы или разрабатываем новые, чтобы их можно было зарегистрировать.

Логотип — это изображение, эмблема или символика, которую используют организации и частные лица для идентификации своей деятельности и повышения узнаваемости. Вспомним, например, логотипы Nike — производителя спортивной одежды, «Яндекса» — поисковой системы, «Красного Октября» — кондитерской фабрики.

Я расскажу, как можно доработать логотип и что можно в нем изменить, чтобы не было проблем с регистрацией.

Для чего бизнесу регистрировать свой логотип

С помощью логотипа бизнес повышает узнаваемость, выделяет свою продукцию среди аналогов. Клиенты, увидев картинку на товаре, сразу понимают, кто его производитель.

Компании необязательно разрабатывать логотип и регистрировать его как товарный знак — работать можно и без него. Но регистрация товарного знака дает определенные преимущества — защиту от копирования, выход в торговые сети, возможность наказать нарушителя.

Защита от копирования и страховка от расходов. Вы будете спокойно пользоваться зарегистрированным товарным знаком и не бояться, что кто-то придет и заявит о плагиате. То есть у вас не будет штрафов за незаконное пользование логотипом, собственник товарного знака не потребует компенсации, и вам не придется проводить ребрендинг.

В 2020 году крупная сеть магазинов AllTime, которая занимается продажей часов и ювелирных украшений, подала в суд на Сбербанк за плагиат логотипа.

В марте 2021 года компания AllTime направила новый иск в суд по интеллектуальным правам, и его приняли к рассмотрению. Дело откладывали несколько раз, следующее заседание назначено на 15 сентября 2021 года.

Формулировка иска AllTime теперь немного другая: компания требует признать актом недобросовестной конкуренции регистрацию Сбербанком нового товарного знака.

Подобные иски не редкость, но этот по-своему примечателен. По данным РБК, стоимость разработки нового лого для Сбера составила несколько сотен миллионов долларов. То есть, уже потратив весомую сумму на ребрендинг, банк вынужден бороться с угрозой для своей деловой репутации из-за обвинения в плагиате и рискует понести дополнительные расходы на судебные издержки и выплату компенсации.

На практике, когда владелец товарного знака предъявляет претензии, компании-нарушителю приходится что-то менять, а то и вовсе переименовывать свой проект. В этом случае все вложения в разработку и продвижение бренда обнуляются, все приходится начинать сначала. А процедура ребрендинга весьма недешевая.

потребовалось кафе на ребрендинг

Например, одному из наших клиентов потребовалось около 420 000 Р на ребрендинг кафе. Эти затраты включили в себя:

Выход в торговые сети. Товарный знак обеспечит более легкий и безопасный выход в торговые сети, например «Ашан», «Лента», и на маркетплейсы — «Озон», «Вайлдберриз». Сейчас многие площадки стремятся обезопасить себя от рисков и требуют от продавцов определенный набор документов. Часть маркетплейсов вообще не сотрудничают с организациями, у которых нет свидетельства о регистрации товарного знака.

Например, «Ламода» запрашивает информацию о товарном знаке на продукцию до начала сотрудничества — ей как минимум нужно предоставить подтверждение, что знак находится на регистрации. «Вайлдберриз» достаточно номера заявки, которая бы подтвердила, что обозначение находится в процессе регистрации.

Возможность наказать нарушителя. Если кто-то воспользуется вашим логотипом, то с нарушителя можно будет взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей. Еще его могут привлечь к административной, а если своими действиями нарушитель нанес крупный ущерб, то и к уголовной ответственности.

Расширение бизнеса. Если вы будете продавать франшизу на свой бизнес, то товарный знак должен быть зарегистрированным. Ведь передавать право пользования можно только на официально зарегистрированные фирменные обозначения.

Как победить выгорание

Где регистрируют логотипы и какие они бывают

Логотипы регистрируют в качестве товарного знака в Роспатенте. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на схожесть и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.

Логотипы регистрируют словесными, изобразительными и комбинированными товарными знаками.

Словесный товарный знак. В логотипе только слова или фразы, без графических элементов.

Изобразительный товарный знак. Если слов или фраз нет — логотип регистрируют как изобразительный товарный знак.

Комбинированный товарный знак. В логотипе есть и рисунок, и слова.

Пример изобразительного товарного знака. Товарный знак № 807198. Правообладатель: АНКО по содействию в эмоциональном воспитании «Детям о важном» Пример комбинированного товарного знака. Товарный знак № 807107. Правообладатель: Тумасян Гарри Эдуардович, для кондитерской Mr.&Mrs. Shu

Перед тем как зарегистрировать новый товарный знак, Роспатент проверяет по своей базе, нет ли похожих слов и картинок, а если есть — насколько ваш вариант уникален. По закону есть всего два варианта неуникальности товарного знака:

Как проверить уникальность логотипа

Логотип нужно проверить на его охраноспособность и уникальность.

Охраноспособность означает, что название и картинка не противоречат закону. Например, в нем нет государственной символики, общепринятых слов, выражений, противоречащих моральным нормам.

Убедитесь, что ваш логотип не нарушает закон. Например, что он не похож на культурные объекты, в нем нет известных элементов вроде флага или герба страны.

Уникальность названия или картинки логотипа можно проверить через специальные сервисы.

Сайт Роспатента. Есть два варианта поиска: платный и бесплатный.

При бесплатном поиске ваше обозначение будет сравниваться только с уже зарегистрированными товарными знаками. По знакам, которые еще проходят регистрацию, проверка проводиться не будет. Также в этом случае не получится посмотреть и сравнить картинки логотипов: бесплатный поиск производится только по названиям.

На платной основе на сайте Роспатента можно проверять и изображения. Смотреть можно не только зарегистрированные товарные знаки, но и те, которые еще только регистрируются.

Платная проверка — это заказ услуг экспертов Роспатента, стоят они от 4130 Р до 47 200 Р в зависимости от вида обозначения и количества проверяемых классов МКТУ. МКТУ — это международная классификация товаров и услуг, признанная патентными поверенными и организациями во всем мире. В ней 45 классов: по 34 распределены все возможные группы товаров, по остальным 11 — услуги.

При регистрации товарного знака учитывается класс МКТУ, поэтому, например, средство для мытья посуды «Санлайт», товарный знак для которого получил регистрацию по классу с бытовой химией, не нарушает права известной ювелирной сети, товарный знак которой зарегистрирован в других классах.

Проверить комбинированный товарный знак стоит в два раза дороже отдельной проверки словесной части или изображения. Результат будет готов через 20 дней. Если проверку нужно провести срочно, то за это придется доплатить. Чем быстрее нужно проверить знак, тем выше будет доплата.

Система поиска на сайте Роспатента достаточно сложна, заполнить нужно большое количество граф. Новому пользователю, который впервые решил проверить свое обозначение, может быть непросто во всем разобраться.

По названию сервис может выдать несколько десятков схожих знаков. Чтобы сузить круг анализируемых названий, стоит проверять только интересующую вас отрасль, то есть сделать выборку по классу МКТУ.

«Линкмарк» — коммерческий сервис, в котором можно бесплатно проверить сходство логотипа по названию и по изображению. Однако система поиска здесь сложная: картинку надо описать словами и кодами в соответствии с Венской классификацией изобразительных товарных знаков.

Международная классификация изобразительных элементов товарных знаков (Венская классификация)PDF, 1,27 МБ

Это единая международная классификация изобразительных элементов товарных знаков. Ее придумали, чтобы было проще найти схожие товарные знаки и избежать бюрократических трудностей на международном уровне. Она включает в себя классы и подклассы для разных категорий объектов, но разобраться в том, как правильно описать логотип по Венской классификации самостоятельно, не так просто.

Также сервис предупреждает: его базы обновляются раз в неделю. Так как в день подается около 300 заявок на регистрацию товарных знаков, результаты устаревают быстрее.

«Онлайн-патент» — еще один сервис онлайн-поиска, в котором можно проверять логотипы по схожести названий.

По объему баз «Онлайн-патент» уступает «Линкмарку», а изображения на бесплатной основе не проверяет вообще. В полной мере воспользоваться поиском можно, только если купить услугу сопровождения регистрации товарного знака в Роспатенте.

Brand-search — бесплатный сервис поиска по товарным знакам, в том числе по заявкам на регистрацию.

Для работы с этим сервисом надо будет зарегистрироваться на сайте, но для получения полного отчета достаточно ввести свою электронную почту.

На Brand-search нет специального поиска по изображениям, так что проверить логотип получится только по названию.

Global Brand Database — это бесплатная открытая международная база товарных знаков. В ней есть поиск по названию и по изображениям.

Заметный минус сервиса: изображению тоже придется подбирать свой класс Венской классификации, как и на «Линкмарке», что сделать не так просто.

У этого сервиса самая сложная система фильтров, но это единственный вариант проверки товарного знака по международным базам, если требуется регистрация в другой стране. Например, при выходе бренда на заграничные рынки.

Как понять, что ваш логотип похож на чужой

Если вы нашли похожий на ваш логотип, то сначала убедитесь, что он относится к тому же классу МКТУ, что и ваше обозначение. Уже на этом этапе я рекомендую обращаться к специалистам по интеллектуальной собственности — юристам, патентным поверенным, — так как самому можно запутаться в терминах.

В этой классификации есть понятия «корреспондирующие классы» и «однородные товары», если ваш знак попадает под определение одного из них, это может препятствовать регистрации.

Когда Роспатент проверяет заявку, то ищет похожие знаки не только в заявленных классах МКТУ, но и в корреспондирующих. Если находит наименования или изображения, которые сочтет сходными, заявку отклонят.

Если классы МКТУ разные и не повторяются, ваш знак не подпадает под категорию однородных товаров, нужно сравнить логотип с уже зарегистрированными по определенным критериям.

Сравнение похожих логотипов проводят по критериям, предусмотренным для товарных знаков. Названия сравнивают по тому, как похоже они звучат, картинки — как они похожи между собой, логотипы в целом оценивают по смысловой схожести.

Звуковой. В Роспатенте оценивают схожесть логотипов по одинаковым звукам, слогам, близкой структуре гласных и согласных, а также по присутствию части одного наименования в составе другого. Например, «Дексапарин»/Desparin — названия схожи фонетически, а также структурой гласных и согласных.

Графический. В этом параметре логотипы оценивают по общему восприятию, схожести начертания и/или шрифта, похожему расположению элементов, а также по общности цветовой палитры.

Смысловой. Здесь оценивают близость понятий и идей, лежащих в основе знака, одинаковый логический акцент компонентов логотипа. Например, Begood — «быть хорошим» — и Igood — «я хороший». Здесь просматривается близость по смыслу.

Роспатент сравнивает вашу заявку с уже зарегистрированными товарными знаками и по тем, что проходят регистрацию.

Если вы увидели, что ваш логотип не уникален, или таковым его признал Роспатент, то вам остается только отправить логотип на доработку.

Как можно сделать логотип уникальным

У каждой разновидности товарного знака есть свои нюансы, на которых можно сыграть при регистрации. Например, мне довелось работать с компанией, которая хотела зарегистрировать логотип со словом «букет».

В Роспатенте смотрят на логотип в том числе с точки зрения словесной составляющей, а слово «букет» запатентовать нельзя. Поэтому единственный способ его зарегистрировать был таким: превратить слово «букет» в условно нечитабельное, чтобы эксперты рассматривали его не как слово, а как набор графических символов.

Обычно задача по доработке звучит так: максимально сохранить стиль, но уйти от сходства с противопоставленными знаками. Как решить эту задачу, я покажу на примерах.

Заменить текстовые элементы на графические. Хороший пример такой доработки — логотип компании Akvaline system. Роспатент отклонил изначальную версию из-за схожести с логотипом Aqualine. В техническом задании юристы указали, от какого вида сходства требуется уйти — фонетического и графического, а также обозначили, насколько существенной может быть переработка логотипа. Например, один из комментариев — «сделать логотип нечитаемым за счет замены некоторых букв на изобразительные элементы».

В этом же техзадании были перечислены похожие обозначения компаний, чтобы дизайнер мог понять, чему противопоставлять логотип, направленный на доработку. Сложность была в том, что таких противопоставлений было больше 10, а клиент настаивал, чтобы логотип сильно не меняли.

Источник

Что такое МКТУ. Объясняем простыми словами

МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) — сборник наименований товаров и услуг, используемый при регистрации товарных знаков.

МКТУ состоит из 45 классов:

Каждый класс имеет заглавие, в общих чертах описывающее те области, к которым относятся входящие в него товары или услуги. В качестве дополнительной информации даются пояснения к каждому классу, что к нему относится, а что — нет.

Перечни товаров и услуг в каждом классе расположены в алфавитном порядке.

Вот как это выглядит на примере описания первого класса:

Класс 1

Продукты химические, предназначенные для использования в промышленных, научных целях, в фотографии, сельском хозяйстве, садоводстве и лесоводстве; смолы необработанные синтетические, материалы необработанные пластические; составы для тушения огня и предотвращения пожаров; препараты для закалки и пайки металлов; вещества для дубления кожи и шкур животных; вещества клеящие для промышленных целей; мастики и другие наполнители пастообразные; компосты, удобрения, навоз; препараты биологические для промышленных и научных целей.

Описание

Класс включает в основном химические продукты, предназначенные для использования в промышленных, научных целях и сельском хозяйстве, в том числе входящие в состав товаров, относящихся к другим классам.

К классу относятся, в частности:

К классу не относятся, в частности:

Товары: Агар-агар для промышленных целей; Азот; Актиний; Алкалоид; Альгинаты для пищевой промышленности; Альгинаты для промышленных целей; Альдегидаммиак; Альдегид кротоновый; Альдегиды; Америций; Амилацетат; Аммиак; Аммиак летучая щелочь для промышленных целей; Аммиак жидкий безводный; Ангидрид уксусной кислоты; Ангидриды; Антидетонаторы для топлива двигателей внутреннего сгорания; Антинакипины; Антиоксиданты для производства косметики; Антиоксиданты для производства пищевых добавок и т. д.

Как это работает

МКТУ обязательно используют при регистрации товарного знака.

Товарный знак защищён законом только в тех категориях, в которых он зарегистрирован. Поэтому важно выбрать их правильно.

Перед тем как подать заявку на регистрацию, вы выбираете определённые категории МКТУ, к которым относится ваш товар или услуга.

Для этого надо смотреть каждый класс и искать в них совпадения со своими товарами/услугами.

Все классы, в которых обнаружены совпадения, указываются в заявке.

Лишние классы, в которых вы не собираетесь на самом деле работать, указывать не нужно — за каждый необходимо доплачивать.

При одобрении заявки товарный знак получает защиту от конкурентов из всех указанных в ней классов.

Пример употребления на «Секрете»

«Например, если вы хотите зарегистрировать товарный знак «Гардиум», то при проверке вы узнаете, что есть уже два таких знака. И оба они зарегистрированы, просто для разных классов МКТУ. «Гардиум», товарный знак № 504964, относится к 45-му классу МКТУ (юридические услуги). «Гардиум», товарный знак № 673804, — к 5-му классу (фармпрепараты). Оба наименования зарегистрированы в соответствии с законом: регистрировать одинаковые знаки для разных видов товаров и услуг можно. Поэтому крайне важно верно определить класс МКТУ».

(Патентный поверенный Елена Купцова — о том, как правильно зарегистрировать товарный знак.)

Проблема

В одном классе могут быть собраны очень разные наименования товаров, не близких между собой. Например, в 11-й класс включены абажуры, зажигалки, кофейные капсулы, поворотники для автомобилей, мусоросжигательные печи, ватерклозеты и др.

Это связано с большим количеством наименований, входящих в МКТУ, которые распределены всего по 45 классам, и состоять полностью из «родственных» товаров эти классы не могут. Поэтому при подборе классов для заявок на регистрацию товарного знака могут возникнуть сложности с поиском, если ориентироваться только на описание классов. Нужно или перебирать все несколько тысяч наименований, или обращаться к специальным консультантам.

Если подобрать нужное наименование товара согласно МКТУ не представляется возможным, то при указании в перечне редко употребляемых специальных терминов следует давать их разъяснения.

МКТУ и ОКВЭД

По принципу действия коды МКТУ схожи с кодами ОКВЭД, но есть отличия.

МКТУ применяется для регистрации товарных знаков, а ОКВЭД — для регистрации юрлиц и ИП. МКТУ относится к сфере патентных ведомств, ОКВЭД — к налоговой.

МКТУ действует в 88 странах, ОКВЭД — только в России.

В МКТУ 45 классов и 9200 наименований, в ОКВЭД — 21 раздел, 99 группировок и 2500 кодов.

Но, несмотря на эти различия, коды ОКВЭД могут быть полезны при подборе классов МКТУ.

Факты

МКТУ была принята в рамках Ниццкого соглашения 15 июня 1957 года на международной дипломатической конференции в Ницце. Тогда страны-участницы договорились применять единую классификацию, чтобы упростить порядок подготовки регистрации товарных знаков. С тех пор классификация несколько раз пересматривалась и изменялась, постоянно обновляется и дополняется новыми наименованиями.

Классификация разрабатывается на английском и французском языках. Национальные ведомства обязаны включать в свои официальные документы, а также в публикации о регистрации товарных знаков (например, официальный бюллетень патентного ведомства) номера классов МКТУ. Классификация имеет важное значение во многих странах, в том числе в России: объём исключительного права на зарегистрированный товарный знак определяется в том числе указанным в государственном реестре перечнем товаров и услуг, сгруппированных по классам МКТУ.

Источник

Вопросы и ответы

Регистрация товарного знака (от 2 мес.) проводится для конкретных производимых Вами (или подрядчиками) товаров или оказываемых услуг, входящих в МКТУ – Международный классификатор товаров и услуг. См. Калькулятор расчета стоимости регистрации. Согласно классификатору все товары и услуги поделены на 45 групп (классов).

Из них с 1 по 34 – классы товаров, с 35 по 45 – классы услуг. Именно в этих классах Вам будет предоставлена охрана товарного знака на территории России.
Внесение товарного знака в Таможенный реестр (ТРОИС) препятствует ввозу на территорию РФ контрафактной продукции.

Классы товаров 1-5

Химические продукты, предназначенные для использования в промышленных, научных целях, в фотографии, сельском хозяйстве, садоводстве и лесоводстве; необработанные синтетические смолы, необработанные пластические материалы; удобрения; составы для тушения огня; препараты для закалки и пайки металлов; препараты для консервирования пищевых продуктов; дубильные вещества; клеящие вещества для промышленных целей.

Краски, олифы, лаки; защитные средства, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разрушения; красящие вещества; протравы; необработанные природные смолы; листовые и порошкообразные металлы, используемые для художественно-декоративных целей и художественной печати.

Препараты для отбеливания и прочие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки; мыла нелечебные; парфюмерные изделия, эфирные масла, косметика, лосьоны для волос, зубные порошки и пасты нелечебные.

Технические масла и смазки; смазочные материалы; составы для поглощения, смачивания и связывания пыли; топлива (в том числе моторные бензины) и осветительные материалы; фитили и свечи для освещения.

Изделия фармацевтические, препараты медицинские и ветеринарные; изделия гигиенические для медицинских целей; диетическое питание и вещества для медицинских или ветеринарных целей, детское питание; пищевые добавки для человека и животных; пластыри, перевязочные материалы; материалы для пломбирования зубов и изготовления зубных слепков; дезинфицирующие средства; препараты для уничтожения вредных животных; фунгициды, гербициды.

Классы товаров 6-10

Обычные металлы и их сплавы, руды; металлические строительные материалы; передвижные металлические конструкции и сооружения; металлические тросы и проволока, неэлектрические; мелкие металлические и скобяные изделия; контейнеры металлические для хранения и транспортировки; сейфы.

Машины и станки; двигатели (за исключением предназначенных для наземных транспортных средств); соединения и элементы передач (за исключением предназначенных для наземных транспортных средств); сельскохозяйственные орудия, иные, чем орудия с ручным управлением; инкубаторы; торговые автоматы.

Ручные орудия и инструменты; ножевые изделия, вилки и ложки; холодное оружие; бритвы.

Приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографические, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, контроля (проверки), спасания и обучения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления электричеством; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; компакт-диски, DVD и другие цифровые носители информации; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, оборудование для обработки информации и компьютеры; программное обеспечение; оборудование для тушения огня.

Приборы и инструменты хирургические, медицинские, стоматологические и ветеринарные; протезы конечностей, глазные и зубные протезы; ортопедические изделия; материалы для наложения швов; терапевтическое и вспомогательное оборудование, предназначенное для людей с ограниченными возможностями; приборы для массажа; аппараты, оборудование и изделия для детей младенческого возраста; аппараты, приборы и товары для сексуальной активности.

Классы товаров 11-15

Устройства для освещения, нагрева, получения пара, тепловой обработки пищевых продуктов, для охлаждения, сушки, вентиляции, водораспределительные и санитарно-технические.

Транспортные средства; аппараты, перемещающиеся по земле, воде и воздуху.

Огнестрельное оружие; боеприпасы и снаряды; взрывчатые вещества; фейерверки.

Благородные металлы и их сплавы; ювелирные изделия, бижутерия, драгоценные и полудрагоценные камни; часы и хронометрические приборы.

Классы товаров 16-20

Бумага, картон; печатная продукция; материалы для переплетных работ; фотоснимки; писчебумажные товары, офисные принадлежности, за исключением мебели; клейкие вещества для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников и материалы для рисования; кисти; учебные материалы и наглядные пособия; листы, пленка и мешки пластмассовые для упаковки и пакетирования; шрифты, клише типографские.

Каучук, резина, гуттаперча, асбест, слюда частично обработанные и заменители этих материалов; пластмассы и резина частично обработанные; материалы для конопачения, уплотнения и изоляции; гибкие трубы неметаллические.

Кожа и имитация кожи; шкуры животных; дорожные сундуки, чемоданы; зонты от дождя и солнца; трости; хлысты, кнуты, конская сбруя и шорные изделия; ошейники, поводки и одежда для животных.

Неметаллические строительные материалы; неметаллические жесткие трубы для строительных целей; асфальт, смолы и битум; неметаллические передвижные конструкции и сооружения; неметаллические памятники.

Мебель, стекло (зеркала), обрамления для картин; контейнеры для хранения или транспортировки неметаллические; рог, кость, слоновая кость, перламутр, обработанные или частично обработанные; раковины; морская пенка; янтарь.

Классы товаров 21-25

Домашняя и кухонная утварь и посуда; расчески и губки; щетки, за исключением кистей; материалы для щеточных изделий; материал для чистки и уборки; необработанное или частично обработанное стекло, за исключением строительного стекла; изделия из стекла, фарфора и фаянса.

Канаты, веревки, бечевки; сети; палатки, навесы; тенты из текстильных или синтетических материалов; паруса; мешки, для транспортировки и хранения товаров без упаковки; набивочные материалы, за исключением бумажных, картонных, резиновых и пластических; материалы из текстильного волокнистого сырья и их заменителей.

Нити текстильные и пряжа.

Текстиль и его заменители; белье для бытового использования; шторы из текстильного и пластического материалов.

Одежда, обувь, головные уборы.

Классы товаров 26-30

Кружева и вышитые изделия, тесьма и ленты; пуговицы, кнопки, крючки и блочки, булавки и иглы; искусственные цветы; украшения для волос; искусственные волосы.

Ковры, циновки, маты, линолеум и прочие покрытия для полов; стенные обои и обивочные материалы (нетекстильные).

Игры, игрушки; аппараты для видео игр; гимнастические и спортивные товары; елочные украшения.

Мясо, рыба, птица и дичь; мясные экстракты; овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца; молоко и молочные продукты; масла и жиры пищевые.

Кофе, чай, какао и заменители кофе; рис; тапиока (маниока) и саго; мука и зерновые продукты; хлебобулочные изделия, кондитерские изделия; мороженое; сахар, мед, сироп из патоки; дрожжи, пекарные порошки; соль; горчица; уксус, приправы; пряности; лед для охлаждения.

Классы товаров 31-34

Сельскохозяйственные, аквакультуры, садово-огородные и лесные продукты, необработанные и непереработанные; зерно и семена, необработанные и непереработанные; свежие фрукты, овощи и ароматические травы; живые растения и цветы; луковицы, саженцы и семена; живые животные; корма и напитки для животных; солод.

Пиво; минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков.

Алкогольные напитки (за исключением пива).

Табак, курительные принадлежности; спички.

Классы услуг 35-45

Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба.

Страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью.

Cтроительство; ремонт; установка оборудования.

Транспортировка; упаковка и хранение товаров; организация путешествий.

Воспитание; образование; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.

Научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения.

Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания.

Медицинские услуги; ветеринарные услуги; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.

Услуги юридические; службы безопасности для физической защиты материальных ценностей и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц.

Какие товары и услуги нужно включать в заявку на товарный знак?

Товарный знак – обозначение, индивидуализирующее товары и услуги одного производителя по сравнению с товарами и услугами других производителей, – всегда регистрируется в отношении определенного перечня таких товаров и услуг. Все товары и услуги делятся на 45 классов Международной классификации (МКТУ). Если какая-то конкретная позиция отсутствует в принятой классификации, ее, как правило, можно отнести к тому или иному классу по однородности.

Регистрировать торговую марку «для всего» можно, но, во-первых, это дорого (поскольку размер оплачиваемых в Роспатент пошлин зависит от количества классов МКТУ), во-вторых – рискованно, так как если в течение трехлетнего периода Вы не используете Ваше обозначение для некоторых позиций, любое заинтересованное лицо может подать в Суд по интеллектуальным правам (СИП) исковое заявление о досрочном прекращении правовой охраны Вашего знака, и если Вы не докажете его использование, товарный знак будет аннулирован для определенных товаров и/или услуг, и кто-то другой сможет оформить его на себя. В третьих, чем шире перечень товаров и услуг, тем больше вероятность, что кто-то уже нечто подобное зарегистрировал или подал заявку на регистрацию товарного знака раньше Вас, и это послужит причиной вынесения экспертизой предварительного отказа в отношении всех или части заявленных товаров и/или услуг, указанных в Вашей заявке (Уведомление о проведенной экспертизе), что усложнит и удлинит срок регистрации товарного знака.

Можно ли добавить в заявку классы МКТУ?

Бизнес развивается непрерывно, постоянно меняются рыночные условия, расширяется ассортимент. Часто получается так, что уже после получения свидетельства или подачи заявления на регистрацию предприниматель сталкивается с необходимостью расширения правовой охраны своего знака, включения новых товаров и услуг. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли добавить в заявку новые классы?

После того, как знак зарегистрирован, никто не может без Вашего разрешения использовать его в отношении зарегистрированных товаров и услуг, и товаров и услуг, однородных зарегистрированным. Поэтому необходимо определить, однородны ли те новые позиции, для которых Вам нужна охрана, с теми, которые уже указаны Свидетельстве о регистрации товарного знака. Это значит, что, например, если у Вас в перечне товаров нет «сметаны», но есть «молоко и молочные продукты», правовая охрана Вашего знака действует и для сметаны тоже, поэтому дополнительных действий, как правило, совершать не нужно.

На практике же обычно все не так просто. Успешные производители решают открывать совершенно новые ассортиментные линейки, выходить на новые рынки. И начинают использовать свой бренд для той продукции, для которой изначально его использовать даже не предполагалось. Естественно, возникает необходимость иметь защиту знака и для этих новых наименований.

Однако в соответствии с законами РФ и нормативно-правовыми актами Роспатента, добавить в заявку или свидетельство новые позиции не получится, поскольку в этом случае происходит существенное изменение товарного знака, а именно, изменяется объем правовой охраны по отношению к первоначально заявленному.

При этом следует отметить, что сократить перечень товаров и услуг, указанных в зарегистрированном товарном знаке, возможно путем подачи в ФИПС заявления от владельца товарного знака с уплатой соответствующей пошлины.

Как расширить правовую охрану своего товарного знака?

Если Вы хотите получить охрану Вашего бренда для товаров и услуг, которых нет в первоначальной заявке или свидетельстве, Вам, к сожалению, придется подавать новую, полноценную заявку на регистрацию товарного знака. В ней Вы можете указать номер уже имеющегося у Вас свидетельства, для этого есть особое поле в соответствующей форме, однако, на процесс регистрации это никак не повлияет.

Экспертиза по заявке будет проводиться с самого начала, в те же сроки (до 12 месяцев, на практике сейчас — 8-10 месяцев с даты подачи заявки), будет проверяться наличие абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации. Наличие у Вас регистрации для неоднородных товаров и услуг, к сожалению, не гарантирует успешную регистрацию для «расширенного» списка.

Что делать, если кто-то уже зарегистрировал товарный знак для интересующих Вас позиций?

Если в процессе экспертизы такой новой заявки на дополнительные товары и услуги ведомство направляет Вам уведомление о том, что Вашей регистрации мешает ранняя регистрация или заявка третьего лица, есть несколько вариантов действий.

Первый вариант – попытаться договориться с тем заявителем/правообладателем, а именно, запросить у него письмо-согласие на Вашу регистрацию или выкупить его знак для интересующих Вас позиций перечня.

Второй вариант – подать заявление в Суд по интеллектуальным правам (СИП) о досрочном прекращении правовой охраны мешающего Вам знака в связи с его неиспользованием правообладателем.

Третий вариант – если Ваш знак и противопоставленное Вам обозначение не являются тождественными, можно пытаться доказать их несходство в рамках ответа на Уведомление экспертизы, приводя доводы в защиту регистрации Вашего знака. Вы можете сделать упор на разнице в графическом, семантическом или фонетическом восприятии двух знаков или же на приобретенной известности Вашего логотипа среди российских потребителей, предоставив подтверждающие документы.

Наконец, если Вы видите, что противопоставленное Вам обозначение было подано на регистрацию Вашим конкурентом, который пытается нажиться на Вашей репутации и выдать свою продукцию за Вашу, Вы можете предпринимать определенные действия против регистрации такого знака. Если это заявка с незавершенным делопроизводством, Вы можете направить в адрес экспертизы ФИПС протест против регистрации заявленного обозначения (возражение), ссылаясь, например, на то, что регистрация такого обозначения не на Ваше имя, а на имя иной компании/ИП будет вводить потребителя в заблуждение. Если знак уже зарегистрирован, Вы также можете попытаться оспорить такую регистрацию – на тех же основаниях, но только уже в Палате по патентным спорам.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, добавить в зарегистрированный товарный знак новые товары и/или услуги и зарегистрировать такое дополнение в «упрощенном» порядке невозможно. Необходимо подавать новую заявку на регистрацию, проходить весь процесс экспертизы заново и получать новое Свидетельство о регистрации товарного знака, с новым номером регистрации.

Оставьте нам свой контактный номер телефона или электронный адрес, и мы ответим на все Ваши вопросы касательно расширения перечня товаров и услуг Вашей регистрации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *