Класс коррекции что случилось в конце
Смысл фильма Класс коррекции
Фильм молодого режиссёра Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» появился в кинопрокате осенью 2014 года, когда в его архиве уже значилось участие в крупных российских и международных фестивалях. В том числе – победа на юбилейном «Кинотавре» в номинации «Лучший дебют» (режиссёру на момент получения премии было только 25, и «Класс коррекции» – его первый игровой фильм). Любовь кинокритиков Твердовскому и его фильму была обеспечена – медиа просто взорвались положительными рецензиями – но как насчёт зрителей? Не бывает такого, чтобы фильм понравился всем, и у социальной драмы о подростках-учениках коррекционной школы, было не так много шансов стать всенародным кино. Главный зрительский аргумент в случае таких «неудобных» и проблемных фильмов: «зачем мне ходить на это в кинотеатр, я всё это вижу за окном». Хотя вряд ли среднестатистический россиянин регулярно сталкивается с людьми, похожими на героев фильма, и попадает в среду их обитания. Может, если попробовать как следует разобраться, в чём смысл фильма «Класс коррекции», то понимание, зачем кинорежиссёрам говорить на сложные темы, придёт само собой?
Кадр из фильма «Класс коррекции»
Режиссёр Иван Твердовский о смысле фильма «Класс коррекции»
«Класс коррекции» снят на основе одноимённой повести Екатерины Мурашовой, но сходство с книгой имеет небольшое. Столкнувшись с книгой Мурашовой, написанной в жанре фэнтези, Твердовский скорее заинтересовался темой, проблемами трудных подростков – саму повесть режиссёр считает бездарной. «Не моя задача критиковать, но то, как женщина средних лет представила себе мир подростков… в общем, там всё картонное, никакой жизни. Как психолог она что-то выстраивает, а в плане реалий — человек не знает, о чём пишет», – комментирует Иван в интервью порталу Colta.ru своё знакомство с повестью «Класс коррекции».
Почувствовав интерес к проблеме, Твердовский стал посещать коррекционные школы и наблюдать за жизнью их воспитанников и педагогов. «Надо снимать про то, что ты чувствуешь», – утверждает Иван, и при этом не заниматься бытописанием: ведь можно было снять документальный фильм о коррекционных классах. Но искусство потому и искусство, что всегда выбирается за пределы быта. Главным принципом работы режиссёр выбрал полное погружение: если вы видели фильм, то наверняка помните, как герои ходят на железнодорожные пути, чтобы полежать на рельсах под проносящимся оглушительным поездом. До начала съёмочного процесса Твердовский и артисты делали это на самом деле – заодно подыскивали натуру для съёмок.
Кадр из фильма «Класс коррекции»
Примечательно, что в российском кинематографе – как игровом, так и документальном – о жизни и проблемах коррекционных школ не говорил до Твердовского никто. Став первопроходцем, режиссёр не стремится воспользоваться темой и «нагнать сумрака», не нагнетает напряжение искусственно – всё, что нужно рассказать, находится в самой жизни – и создаёт в итоге не столько злободневный или даже конъюнктурный фильм о трудных подростках, сколько человечную историю любви и жестокости, предательства и взросления. Немаловажная мысль, которая формирует среди прочих, на наш взгляд, смысл фильма «Класс коррекции» – его герои не похожи на диковинных и опасных зверей в клетке зоопарка, не являются опасными преступниками, которых необходимо держать в полной изоляции от социума. В принципе, они такие же, как и мы.
Персонажи и их отношения в фильме «Класс коррекции»
Поговорим о сюжете фильма. Главная героиня, Лена Чехова (Мария Поезжаева), способна передвигаться только на коляске. У неё миопатия – неизлечимое нервно-мышечное заболевание, которое не позволит Лене дожить даже до тридцати. Тем не менее, Лена не относится к жизни как к несправедливому испытанию, а интересуется всем, что происходит вокруг неё. Много лет девочка находилась на домашнем обучении, и фильм начинается с того, что её переводят в общеобразовательную школу, в коррекционный класс, где учатся дети с различными особенностями физического и умственного развития. Ученики ждут комиссию, которая должна определить, переведут ли их в обычный класс и позволят закончить обучение, получив аттестат – или же оставят в классе коррекции, что фактически лишит их будущего, возможности найти хорошую работу и жить, насколько это возможно, полноценной жизнью.
Кадр из фильма «Класс коррекции»
Встретившись с новыми одноклассниками, Лена сталкивается не только с взаимовыручкой, искренней привязанностью и даже первой любовью (у Лены завязываются нежные отношения с Антоном Соболевым (Филипп Авдеев), больным эпилепсией), но также с ошеломляющей и внезапной подростковой жестокостью. Попутно режиссёр говорит о чисто бытовых проблемах коррекционной школы, с которыми неминуемо приходится бороться человеку на инвалидной коляске – например, отсутствии пандусов (и отсутствии изменений после его установки, потому что им оказывается невозможно пользоваться, неверно просчитаны размеры и конструкция). Но дело не только в создании условий, если не комфортных, то хотя бы приемлемых для жизни девочки-колясочницы в школе, но в первую очередь в человеческом отношении учителей и других сотрудников школы, от избытка которого Лена Чехова тоже не страдает. Классная руководительница не помогает, а скорее мешает Лене освоиться в школе, уборщица ругается из-за коляски, колёса которой оставляют на линолеуме чёрные полосы, и абсурдно требует завести сменную коляску или надеть на колёса чехлы. Любовь Лены и Антона натыкается на стену ревности со стороны одноклассников (как это часто бывает, в Лену влюбляются сразу все), и агрессивного непонимания со стороны обеих мам – в фильме есть сцена, когда одна даже вцепляется другой в волосы – и в принципе отношения взрослых к этой любви как к чему-то ненормальному. При этом сильный характер и поступки Лены не заслуживают такого отношения к девочке – с самого первого дня в коррекционной школе она становится флагманом для одноклассников, пытается помочь им поставить себе целью пройти пресловутую комиссию, чтобы стать полноценными членами общества, а не «клеить коробочки» весь остаток жизни.
Смысл финала фильма «Класс коррекции»
В ходе истории, которая рассказывается в фильме «Класс коррекции», Лене достаётся по полной: одноклассники пытаются её изнасиловать, влюблённый гопник Мишка (Никита Кукушкин) крадёт и поджигает в приступе злобной ревности её коляску, любимый Антон поддаётся на материнские провокации и предаёт Лену, переставая её замечать; наконец, комиссия не позволяет девочке перейти в обычный класс и оставляет в коррекционном. Кажется, закрываются все выходы, не остаётся никакой надежды – и тут происходит чудо. Кто-то прочитает смысл финала фильма «Класс коррекции» как божественное вмешательство, кто-то – с медицинской точки зрения, как целительную силу шока, кто-то метафорически – как победу индивидуальности в противостоянии жестокому миру. Но на экране все видят одно: Лена Чехова встаёт с инвалидной коляски и идёт по ненавистному школьному коридору.
Рецензия на фильм «Класс коррекции»
Давно у нас не было столь ярких, самобытных, объемных и серьезных историй о подростках. Крепкая режиссура, потрясающие актерские работы, операторское мастерство – слагаемые одного из лучших российских фильмов года
Потерявшая в результате болезни способность нормально двигаться Лена становится ученицей класса коррекции ближайшей школы. Ей непросто со своей неповоротливой коляской в новых условиях, но она очень скоро находит общий язык с одноклассниками и даже испытывает новое необыкновенное чувство влюбленности в Антона. Коррекционный класс постоянно находится под контролем педагогов, но по большому счету никто не желает тянуть такую нагрузку на себе, и класс заметно отстает от сверстников. Лена убеждает новых друзей в том, что учеба нужна им больше, чем учителям, хотя сама при этом оказывается предана и унижена.
Когда-то советское кино славилось своими необыкновенно сильными, пронзительными фильмами о школе, об умудренных опытом учителях и новом поколении, открывающем мир взрослых. На «Доживем до понедельника», «Большой перемене», «Розыгрыше», «Чучеле», «Дорогой Елене Сергеевне» вырастали поколения за поколениями, выпускались классы за классами, юные зрители узнавали себя в мальчишках и девчонках за партами, взрослые проникались проблемами отцов и детей. Вместе с перестройкой российского кино школьная тематика вымылась из числа прибыльных, обсуждаемых, популярных тем в кинематографе. Но актуальности не потеряла. И, наверное, это символично, что новые фильмы о школе снимает новое поколение режиссеров. Это правильно, это новое рождение, это новая надежда.
«Класс коррекции» Иван Твердовский спешат отнести к разряду артхаусных картин, тех, которых обычно зрители стараются избегать, опасаясь погружения в мрачный мир авторов очередного фестивального шедевра. «Класс», безусловно, тоже не леденец на палочке, но, при всей мрачности тематики и происходящего на экране, он далек от полного погружения в тлен и безысходность. Большую часть картины зритель смотрит с болью, со страхом, с переживанием, но и с надеждой. Со светлым чувством, с ощущением какой-то высшей справедливости, пусть и выражающейся в том, что мальчишки и девчонки с физическими пороками тоже бывают по-своему счастливы. Эти моменты эйфории постоянно прерываются очередной волной проблем, скандалов, конфликтов, но ожидание хеппи-энда остается – ну просто не должна сложиться иначе история с такими яркими персонажами, с такой текстурой событий, с таким нервом и страстью. Не должна, но складывается, увы.
Твердовский продемонстрировал зрителю такой мир, который обычно мы стараемся не замечать: отводим глаза на улице, не обращаем внимания на проблемы лиц с ограниченными возможностями, не вникаем в их простые повседневные проблемы. Режиссер даже гиперболизирует этот неосознанный бойкот – его герои учатся в отдельном крыле школы, огороженном решеткой, они изгои в школьном дворе, от них шарахаются учителя и родители. Фильм вообще наполнен символами, такими, например, как проносящиеся мимо поезда, подчеркивающие неустроенность героев, их дистанцированность от остального мира. Но и чувства учеников «Класса коррекции» от этого становятся еще ярче – любовь, ненависть, глупость, предательство, ярость и страх показаны оголенными нервами. Инвалиды сколь беззащитны перед внешним миром, столь и ранимы в мире внутреннем.
Фантастическую по глубине работу продемонстрировали ведущие актеры картины, которые фактически выступили дебютантами в большом кино. Невероятная Мария Поезжаева дарит зрителям персонаж такой мощи и глубины, что каждое ее появление в кадре перебивает дыхание. Филипп Авдеев с такой легкостью располагает к себе и героиню, и зрителей, что кажется, будто ты знал этого парня всегда. Весь класс, все окружение Лены и Антона очень скоро становится своим, близким. И тем страшнее развязка.
Развязка, к сожалению, единственный небольшой минус картины. В то время как неизбежные в качестве сравнения французский и эстонский одноименные фильмы «Класс» к финалу выходят на пик переживаний, фильм Твердовского финиширует скомканно и скорее переходит на уровень притчи и метафоры, чем оглушает реализмом. За это не нужно ругать, возможно, это лишь повод для диалога зрителей между собой и с создателями ленты, но неожиданная перемена настроения слегка ранит, словно автор не сказал всей правды, предпочел отделаться удобной ему концовкой.
Но даже при этом картина остается одним из самых ярких впечатлений текущего года в отечественном кино. Сделанное в непростых условиях, снятое энтузиастами с привлечением молодых театральных актеров, рассчитанное не на изменение мира, а на каплю понимания со стороны зрителя, это кино поражает зрелостью, проработанностью и искренностью. Проблем людей, лишенных элементарных жизненных благ, «Класс коррекции» не решит, но он подчеркивает их. И отворачиваться от этих проблем нам, нормальным и здоровым, теперь станет чуточку труднее.
Фильм «Класс коррекции». Что стоит за жестокой реальностью?
Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.
«Класс коррекции» – фильм Ивана Твердовского, вышедший на экраны в 2014 году, многие критики называют артхаусным кино. Мнения разделяются: отнести картину к «чернухе» или к выдающейся дебютантской работе, за которую автор получил награду на «Кинотавре». Молодой режиссер в своей работе старается пройти по тонкой грани между художественным и документальным фильмом. Он хочет показать злободневные темы как бы со стороны непосредственного наблюдателя-участника, иногда в почти любительской съемке. Что именно удалось автору, каждый зритель решит для себя сам.
Мы же посмотрим на эту социальную драму, используя системное мышление, и попытаемся понять истинные мотивы поведения героев, их желания, их мысли, их мечты. Все секреты нам раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Все начинается со школьного звонка
Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.
Чрезмерная строгость и даже жестокость со стороны педагогов к коррекционному классу, конечно, бросается в глаза. Директор школы отличается слишком требовательным, придирчивым отношением к ребятам, к их проблемам. Уровень учительского сочувствия, который логически должен расти в работе с нестандартными детьми, здесь практически иссякает. Отчеты, формальности, снятие с себя ответственности – вот то, что движет большей частью учителей в этой школе. Ученики класса коррекции даже не участвуют в праздничной линейке 1 сентября. В отдельном крыле здания, с отдельным коридором проходит вся школьная жизнь коррекционного класса. А после уроков они всей компанией бегут на «железку», где ради веселья ложатся под проезжающие поезда.
У нас в классе новенькая
Картина начинается с приходом в класс коррекции новенькой девочки, Лены Чеховой. Заболев и став инвалидом примерно в возрасте десяти лет, Лена провела шесть лет на домашнем обучении. А теперь в период ремиссии у нее появилась возможность снова учиться в школе, сдать экзамены и получить надежду на поступление в вуз.
1 сентября мама Лены везет дочь до школы в инвалидной коляске. На железнодорожном переезде они становятся свидетелями трагедии – мальчик, который учился в том же классе коррекции, что и Лена, попал под поезд и погиб. Этот эпизод с самого начала настраивает зрителя на тревожный лад.
Милая, нежная и красивая Леночка с кожно-зрительной связкой векторов сразу привлекает внимание всех одноклассников. С первого же дня она бессознательно объединяет вокруг себя, как кажется, добрых и вполне сочувствующих ребят, которые по очереди провожают ее со школы и помогают ей добраться до дома.
Проведя долгие годы на домашнем обучении, Лена искренне радуется новым друзьям. Будучи гораздо более развитой по сравнению со своими одноклассниками, она несет частичку культуры в класс коррекции. Через сочувствие к погибшему однокласснику, через страх за мальчишек, ложащихся под поезд, Лена реализует свойства зрительного вектора. Лена ведет себя согласно своей природной роли. Она несет в общество любовь, красоту, нежность, сочувствие.
Однако менее развитые одноклассники не могут ответить полной взаимностью на искренние чувства Лены. Цинично издеваясь над фотографией погибшего одноклассника и намазывая его изображение кашей, они абсолютно не чувствуют никакой утраты и соболезнования. «Вы ведете себя как звери, как уроды», – пытается пробудить в них сочувствие Лена.
Ей удается очень быстро создать эмоциональную связь с ребятами и стать сначала предметом обожания, а позднее и козлом отпущения для своих одноклассников. К сожалению, это тоже закономерность: во все времена кожно-зрительная женщина вызывала зависть и раздражение у своих соплеменниц тем, что привлекала всех мужчин. Такие же чувства вызывает Лена и у девочек-одноклассниц, которые в конце концов подталкивают мальчиков к страшному финалу.
Главное в жизни – любовь
Но пока мы наблюдаем зарождающуюся любовь между Леной и ее одноклассником Антоном. Выпускной класс – самое подходящее время для первого серьезного чувства. В этот период связь между детьми и их родителями ослабевает. Природа готовит ребят к взрослой жизни, чтобы в дальнейшем они смогли построить новую связь и создать свою семью. А пока проходит репетиция через испытание первой любовью.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, самые яркие чувства вспыхивают между двумя людьми со зрительным вектором. Жить чувствами для них так же необходимо, как есть и дышать. Так, кожно-зрительная Лена с первого взгляда влюбляется в обаятельного анально-зрительного Антона. Не сумев противостоять сумасшедшему запаху кожно-зрительной красавицы, Антон без стеснения целует Лену на глазах у одноклассников. Повинуясь бессознательному желанию накормить свою девушку, Антон собирает в столовой нетронутые конфеты и печенье и угощает Лену. Он заступается за Лену перед директором школы, выплескивая стакан воды в лицо женщине, когда та обзывает девочку.
В другой день Антон убегает от полиции с девушкой на руках. Своим поведением и заботой он дает Лене ощущение безопасности и защищенности, за которое она искренне желает отдать свою любовь и саму себя. Надев мамины чулки, она просит Антона смазать ей кремом ноги в школьном туалете. Но внезапно зашедшая уборщица обвиняет ребят в сексуальной связи и докладывает об этом директору школы.
Мама лучше знает
В фильме мы видим двух мам с анальным вектором. Мама Лены – добрая анально-зрительная женщина, лучшая мама на свете. Она все делает ради дочери, достойно вынося все сложности ухода за дочерью-инвалидом. На новость о связи Лены с Антоном она реагирует спокойно, объясняя это первой любовью. Несмотря на то что она мать-одиночка, она не несет в себе месть и обиду за то, что муж оставил их, узнав о болезни дочери. Она терпеливо тянет лямку, стараясь дать своей дочери все, что в ее силах.
Мама Антона – неразвитая кожно-анальная женщина, которая яростно набрасывается на Антона и Лену, когда застает их дома в раздетом виде. Не в силах сдержать свою злость, она набрасывается с кулаками и на мать Лены прямо в кабинете директора, когда их вызывают в школу обсудить любовную историю их детей. Для нее это – позор. Более того, столь ранние отношения, да еще с девочкой-инвалидом, не входят в планы мамы Антона. Она оплачивает сыну репетиторов, чтобы он смог сдать экзамены и затем поступить в нормальный вуз.
Под натиском матери и под влиянием оговора и травли девочки одноклассниками Антон даже не смотрит в сторону Лены в день комиссии, когда она вся в синяках, униженная и оскорбленная, приходит в школу. И эти синяки совсем не от падений, как предположили члены комиссии.
Ненависть объединяет
Несколькими днями раньше из подъезда исчезает инвалидная коляска девочки. Влюбленный в Лену одноклассник Миша в порыве мести разбивает и сжигает коляску.
Всеобщая зависть к красивой и милой, хоть и неходячей девочке, выросла в огромную неприязнь почти всего класса к Лене. Придумав план и обманом заманив Лену на «железку», ребята жестоко избивают девочку и пытаются изнасиловать ее. Понимая, что она еще девственница, и сняв напряжение всеобщим надругательством над бедной калекой, они убегают. На этот момент в фильме, несомненно, тяжело смотреть. Предательство, унижение, оскорбление, боль – вот, что получает Лена взамен ее искренней любви и дружбы.
Социальная драма
Получив отрицательный ответ от комиссии, Лене предлагают вернуться к домашнему обучению, а значит, вместо аттестата получить лишь справку о среднем образовании и всю жизнь «клеить коробочки и собирать выключатели».
В отчаянии мать Лены идет по школе в слезах, понимая, что все их старания оказались тщетны. А тут еще эта уборщица с анальным вектором, срывающая на ней свое зло из-за того, что она прошла по только что вымытому полу. Тогда мать девочки берет тряпку и начинает сама мыть пол, плача и причитая, что весь пол стал грязный именно от их инвалидной коляски.
Несмотря на всю тяжесть произошедшего, конец картины можно назвать даже позитивным и внушающим надежду на лучшее будущее для Лены. Режиссер показывает девочку, уверенно идущую своими ногами. Стрессовая ситуация сработала как лекарство от психосоматического заболевания, и хочется верить, что коляска ей больше не пригодится.
Можно предположить, что главная идея автора картины заключалась в том, чтобы обратить внимание на проблемы школьного воспитания, на отношения между здоровыми и не совсем здоровыми людьми, на предельно низкий уровень сочувствия в обществе и одновременно зашкаливающую неприязнь друг к другу. Почему инвалиды не признаются в обществе полноправными людьми? Почему над ними издеваются и вместо помощи выплескивают на них презрение и ненависть. Что мы видим? Жестокую молодежь, извращенцев, не толерантное общество?
Высокий уровень напряжения в обществе системно-векторная психология Юрий Бурлана объясняет тем, что все мы живем своей индивидуальной жизнью, ощущая и осознавая только себя, не понимая желаний и особенностей других людей. Мы и себя-то не понимаем в полной мере, это ведет к ошибочной реализации, к тому, что большая часть людей просто потеряна или занимается нелюбимым делом. Не испытывая удовольствия от жизни, а зачастую уходя в глубокие фрустрации и депрессии, люди пытаются добрать удовольствия за счет друг друга, выплескивают свои плохие состояния на других, чтобы хоть как-то снять напряжение.
Подростки – не исключение. Они – лишь калька того, что происходит в обществе. Видя жестокое отношение к себе, не получая правильного воспитания в соответствии со своими природными задатками, они не развивают свои качества, не нарабатывают культурный слой, который делает из нас людей. Это значит, что они вырастают неспособными испытывать сочувствие и сострадание к другим людям, не ощущают ценности чужой жизни, ведь именно в этом и заключается предназначение культуры.
Об этом фильм «Класс коррекции». О культуре, об обществе, о нас. И о нашем будущем. Ведь вчерашние старшеклассники уже выходят в самостоятельную жизнь и начинают создавать наше общее завтра. Каким оно будет? Жестоким или милосердным? Неприязненным или сочувствующим? Зависит от каждого из нас уже сегодня.
Екатерина Мурашова — Класс коррекции:
Краткое содержание
Глава 1
Петербург, конец 1990-х годов. Рассказчик – Антон Антонов, ученик 7 «Е» класса гимназии. «Е» – класс коррекции. У всех ребят какой-нибудь диагноз. Восьмого класса для них не будет, придется уходить. Их классная руководительница – немолодая Клавдия Николаевна. С просьбой о «милосердии» она приводит в класс новичка Юру Малькова, мальчика с ДЦП на инвалидной коляске. Он садится с Пашкой Зориным, «дурачком» с кулачищами.
Глава 2
Юрка, 12-летний улыбчивый голубоглазый паренек, болен с детства. Ходить он вообще-то умеет. На костылях. И в школе ему нравится.
Глава 3
Одноклассники Юрку не дразнят. Да и Пашка его в обиду не дает. А ученики других классов смеются. Но Юрке нипочем: он и сам умеет смеяться над собой. И материться отучил. И вообще слишком «нормальный» для класса коррекции. В чем его секрет? В этом классе каждый «по-своему урод». Вот и Юра тоже. А Антон, к примеру, тут за «хулиганство».
Глава 4
Юрка приглашает ребят на домашнюю вечеринку. Родители не против. Антон усмехается, представляя таких гостей в маминой коммуналке.
Глава 5
За столом Антон разглядывает собравшихся. Многие впервые в приличном доме. Вот замкнутая красивая Стеша, кокетливая Маринка, нерешительная Витька (Вика), смешливый Таракан, добрый Пашка, неуклюжий Митька (у него с Витькой любовь), полуслепой художник Мишаня, родители Юры – пожилые, душевные люди.
Глава 6
У класса новый учитель географии Сергей Анатольевич. Наверно, недолго продержится. Хотя пока ребята дурачатся и игнорируют его почти по-доброму. Им не до географии. Каждый подрабатывает, как может.
Глава 7
Юра открывает Антону свою тайну. Оказывается, мальчик умеет попадать в параллельный мир, где он здоров. Остаться там он и рад бы, да родителей жалко. И потом, можно ли жить в таком мире всегда? Они идут туда вдвоем. Вокруг лето, кабачок, жители, лошади. И вдруг этот мир рушится.
Глава 8
Оказывается, дело в «гипервозбудимости» Антона. Он «развалил» красивую летнюю картинку. «Столкнулись» желания Юры и Антона – и исполнились вот так.
Глава 9
Циничные парни из «элитных» старших классов заглядываются на молчаливую Стешу. Одноклассникам ее жаль. Она не сможет за себя постоять.
Глава 10
В классе переполох: Митькина мать куда-то ушла, а в доме младенец. Девчонки по очереди дежурят у Митьки. Мальчики приносят вещи младших братьев-сестер.
Глава 11
Таракан вступается за мать, его избивает пьяный отец. Ребята навещают его в больнице.
Глава 12
Юра с Антоном опять путешествуют по неведомому миру. Там вечное лето, красивый замок с «заколдованной принцессой», мирные жители. Антон предлагает взять сюда ребят из класса. Пусть порадуются.
Глава 13
Уговорили сходить в новый мир Мишаню. А Стеша с испугом отказалась. Она и так живет в своем «мире». В это же время географ воюет за ребят с завучем. Просит объединить классы, смешать ребят. Разве они «брак, некондиция»? Почему их нельзя водить на экскурсии?
Глава 14
Юра и Антон приводят ребят за гаражи. Отсюда лежит путь в новый мир. Они исчезают на глазах удивленного хулигана Димы Димуры.
Глава 15
Глава 16
Время идет. Таракан возвращается в школу обозленный. Митька напивается. Витька сидит с ребенком. А географ ведет желающих на экскурсию.
Глава 17
Антон с Маринкой слышат, что Клавдия Николаевна говорит географу о классе. Что все не так плохо, для учеников особые программы, их тянут. Что Витьки вообще нет в списках. Она просто ходит с Митькой. И ее оставили. «Школа – всего лишь слепок с общества в целом», всюду «разделение на классы», на успешных и не очень.
Глава 18
Юру чудом берут на экскурсию в Эрмитаж в автобус для маленьких богатеньких учеников из «А» класса. У него там приятель Вадик.
Глава 19
Антон отказывается посещать другой мир. Боится себя, своей непредсказуемости, агрессии. Не хочет там все испортить.
Глава 20
Мишаня признается, что влюблен в «принцессу из замка». И это – Стеша. Но какая-то другая. Юра болен. Но в параллельном мире не прячется. Решил больше жить в реальности.
Глава 21
Пропала Стеша. Ее обманом увел из школы Димура и продал каким-то парням. Одноклассники ищут ее вместе с географом.
Глава 22
Ребята хотят разобраться с похитителями по-мужски. Антон просит о помощи Мишаню: пусть идет в параллельный мир и отыщет там Стешу-принцессу.
Глава 23
Ребята прорываются в дом, где удерживают Стешу. Но их забирают в милицию. Тогда Антон и Юрка идут «сражаться» в параллельный мир.
Глава 24
Юрка слишком измотан, не может идти. Антон верхом на лошади в одиночку отправляется к замку.
Глава 25
Глава 26
Антон видит Мишаню и Стешу на высоком карнизе замка. Значит, они смогли убежать. Только вот беда: Мишаня в этот раз он тут полуслеп. Зато в реальном мире стал лучше видеть и слышать.
Глава 27
7 «Е» расформировали, его больше нет. Стеша спасена и живет в реальности. А Юрка умер. Ребята навещают его убитых горем родителей. Антон выдает им тайну сына. Уверяет, что Юра сейчас в том мире. А Витька оставляет им в утешение младенца Милку. Лучших родителей для девочки не найти.
Читательский дневник по повести «Класс коррекции» Мурашовой
Сюжет
В 7 «Е», классе коррекции, новый ученик: Юра Мальков, мальчик с ДЦП на инвалидной коляске. Здесь ребята из неблагополучных семей, с диагнозами, изгои в школе, но с добрым сердцем и совестью. Географ и классная руководительница верят в ребят. Лучший друг для Юры – Антон Антонов, умный паренек с «гипервозбудимостью» и нервными срывами. Юра ведет Антона, Витьку (Вику), Мишаню, Пашку в параллельный мир, где исполняются мечты. Он там здоров, Антон отдыхает душой, Мишаня хорошо видит, а у Пашки с Витькой появляется добрая мама.
Ребята и наяву, и в новом мире вызволяют из рук негодяев одноклассницу красавицу «принцессу» Стешу. Девушка замкнулась в себе после того, как разведенные родители «делили» ее со стрельбой. Спасенная Стеша вновь в контакте с миром и людьми. Борьба с негодяями подрывает здоровье Юры. Он умирает. Витька отдает его безутешным родителям Милку, малышку из неблагополучной семьи. Жизнь разводит друзей: их класс распускают.
Отзыв
Повесть о милосердии, настоящей дружбе, храбрости, борьбе с собой и злом в классе коррекции, где ученики – изгои со всей гимназии. Тема призвания учителя. Сила класса – в сплоченности, бескорыстии, взаимовыручке. Повесть учит сражаться с обстоятельствами, не терять надежду, сопереживать, судить людей не по внешности или статусу, а по поступкам.
Вопросы по повести «Класс коррекции»
Анализ повести «Класс коррекции»
Отношения в гимназии те же, что и в обществе в целом. Детей делят на бедных и богатых, успешных и нет, нормальных и не очень, здоровых и нет. Выживает страна, а с ней и самые беззащитные. Взрослые могут как помочь ребятам, так и погубить своим равнодушием, навешиванием ярлыков, дурным примером. Касается это и отношений в семье. У многих героев нет взаимопонимания с родителями. Они чувствуют себя ненужными, поэтому объединяются, чтобы выжить.
В повести сильна тема призвания учителя. Он должен не только учить, но и воспитывать, вести в жизнь. Тема ухода от реальности в воображаемый или параллельный мир, где каждый чувствует себя нужным, счастливым. Семиклассники побеждают трудности добротой, сочувствием, дружбой, бесстрашием, взаимовыручкой. Они учатся понимать себя и других, искать место в жизни. Ясно, что ребята не забудут уроки добра и справедливости, полученные в классе.