Класс энергоэффективности автомобиля а что это такое
Маркировка энергоэффективности автомобилей в Евросоюзе – европейская экомаркировка
Директива Евросоюза 92/75/EC от 22.09.1992 установила схему маркировки энергопотребления для большинства видов бытовой техники, электрических ламп и автомобилей. Все товары, предлагаемые для продажи или сдачи в аренду, в обязательном порядке должны иметь на видном месте этикетку (EU Energy Label). На ней указывается класс энергоэффективности.
Классы обозначаются буквами от А до G. Класс А соответствует наивысшему уровню эффективности, G – наименьшему. На этикетке также может указываться другая полезная для потребителя информация, дающая представление об особенностях конкретной модели, позволяющая сделать нужный выбор. Аналогичная информация должна быть размещена в каталогах, на сайтах производителей и интернет-магазинов.
В последующие годы в классификацию были добавлены классы A+, A++ и A+++. С 2010 года введено обозначение в виде пиктограммы вместо текстовой информации, что позволило производителям использовать единый тип маркировки для разных стран. С 31 июля 2011 года взамен директивы 92/75/EC вступила в действие директива 2010/30/EU.
Требования к маркировке
Маркировка должна содержать, по меньшей мере, четыре категории описания товара:
Особенности маркировки автомобилей
Для автомобилей вместо класса энергопотребления указывается эмиссия углекислого газа (СО2), измеряемая в граммах на километр пробега. Каждому классу соответствуют следующие нормы выбросов СО2:
A | B | C | D | E | F | G |
---|---|---|---|---|---|---|
>250 |
Следующая информация в обязательном порядке должна содержаться на этикетке:
Согласно требований директивы Евросоюза 1999/94/EC от 13 декабря 1999 года производители и дилеры обязаны информировать потребителей о нормах расхода топлива и уровнях выброса углекислого газа всех новых моделей легковых автомобилей. Эта информация должна в обязательном порядке содержаться не только на этикетке, прикрепляемой к автомобилю, но и в руководстве по эксплуатации, на видном месте на стендах в дилерских автосалонах и в рекламных материалах.
Подорожают ли автомобили после появления документа об энергоэффективности: мнение Минпромторга
С марта 2020 года вводятся новые правила продажи автомобилей. Все транспортные средства при продаже должны сопровождаться специальной этикеткой, где будет указана информация о норме потребления топлива и экологический класс авто. Ожидается, что данное нововведение не повлияет на цены, но не совсем понятна его целесообразность, поскольку при продаже каждый автомобиль сопровождается большим количеством документации, где уже прописаны данные значения.
Что такое этикетки энергоэффективности
Данная этикетка является дополнительным сопроводительным документом. С ее помощью производитель будет информировать потребителя о том, какое количество бензина, газа или электричества потребляет транспортное средство на каждые 100 километров пробега. Для автомобилей с электрическим двигателем будет дополнительно указываться запас хода на полном заряде аккумулятора, чтобы потребители могли получать более подробную информацию о транспортном средстве.
Считается, что это также поможет Росстандарту собрать статистику по выбросам углекислого газа в атмосферу и на основе этих данных сформировать политику регулирования вредных выбросов.
Согласно ГОСТу данная этикетка должна будет входить в комплект сопроводительных документов, которые передаются потребителю во время продажи автомобиля. Их демонстрация является обязательной при осмотре в автосалоне. Это касается не только легковых авто, но и грузовых с массой до 3,5 тонн. Исключение сделано лишь для мелкосерийных авто, которые выпускаются партиями не более 2000 в год.
На этикетке будет указан класс энергоэффективности транспортного средства. Он будет обозначен литерами от G до A++, в зависимости от количества выделяемого уровня CO². Самый высокий A++ будет присвоен электромобилям.
Зачем нужны этикетки автомобилям
Необходимость данного документа – весьма спорная. Возить с собой его не надо.
Этикетка энергоэффективности является дополнительной нагрузкой на продавца, а впоследствии и на потребителя.
Заявление пресс-службы Минпромторга
9 декабря 2019 года пресс-службы Минпромторга выступила с заявлением, что введение таких этикеток не повлияет на ценообразование автомобилей в РФ.
Но многие эксперты с данным мнением не согласны, поскольку введенная ранее сертификация для стран ЕАЭС уже потребовала дополнительных испытаний деталей, ввозимых на территорию России, что повлекло за собой увеличение стоимости. К тому же это приведет к введению на рынок специальных контор, занимающихся разрешительной документацией. А это уже коснется не только потребителей, но и всех налогоплательщиков.
Вычисляем энергоэффективность: в России на один автомобильный документ станет больше
Соответствующий ГОСТ вступит в силу весной следующего года. Согласно ему, потребителей необходимо информировать о показателях энергоэффективности машин.
Автопроизводители на добровольной основе начнут выдавать новые сопровождающие документы для машин, выпускаемых в обращение в России. Изменения коснутся «легковушек» и грузовых автомобилей массой до 3,5 т. Новый госстандарт, расширяющий список автодокументов, начнёт действовать 31 марта 2020 года.
Согласно этому ГОСТу, новые автомобили могут получить так называемую «этикетку энергоэффективности» транспортного средства (подобные используют для бытовой техники). В ней будет указано, сколько энергии и топлива потребляет определённый автомобиль. Речь идёт о расходе бензина, дизельного топлива, нефтяного или природного газа на 100 километров пути. В этой же этикетке напишут, сколько машина выделяет углекислого газа.
По данным RT, норма коснётся и электромобилей: в новом сопроводительном документе уточнят, сколько электроэнергии потребляет «розеточный» автомобиль, а также разместят информацию о том, какой у него запас хода на одной зарядке (по какому циклу будут вести расчёт, пока не ясно).
Всего будет 7 основных классов энергоэффективности для автомобилей. Самым высоким станет А++, его присвоят машинам с нулевыми выбросами углекислого газа. Под класс А попадут ТС с выхлопами до 50 г/км, под класс В – машины с показателем от 51 до 95 г/км, под класс С – от 96 до 120 г/км. Самым низким классом станет G (выбросы CO2 превышают 221 г/км).
В новом ГОСТе указано, что с весны 2020 года этикетка энергоэффективности войдёт в комплект сопроводительных документов, которые прилагаются к машине при её «продаже и демонстрации».
Отметим, этикетка энергоэффективности не нужна тем легковым и грузовым автомобилям массой 3,5 т, объём производства которых составляет менее 2 тыс. экземпляров в год.
В Росстандарте считают, что новая этикетка поможет получить российскую статистику по выбросам углекислого газа в атмосферу. По мнению ведомства, это позволит стране разработать собственные шаги по регулированию вредных выбросов. Отметим, в Европе постепенно всё сильнее и сильнее ужесточают эконормы, тогда как в России подобными вопросами власти озабочены меньше. К примеру, когда во многих странах отзывали автомобили с «дизелями» концерна VW, которые использовали специальное ПО, скрывающее реальный объём выхлопов, в РФ заявили, что даже реальный показатель проходит по «нашим» стандартам (хотя автомобили, по желанию производителя, отправили на сервис и в России).
Как сообщает «РГ» со ссылкой на первого зампреда комитета ГД по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, информация об объёме выбросов углекислого газа, потреблении топлива и экологическом классе указывается в сервисной книжке автомобиля. Он выразил надежду на то, что нововведение не повлечёт за собой подорожания машин, так как затраты на этикетку «абсолютно ничтожны».
Напомним, в конце лета текущего года сообщалось о том, что машины в России могут подорожать из-за перехода на электронные ПТС. Дело в том, что изначально власти планировали ввести субсидии для российских производителей (чтобы покрыть расходы, связанные с ранним переходом на электронные паспорта). Однако срок снова был перенесён, тем временем многие компании в РФ уже перешли на ЭПТС.
Класс энергоэффективности автомобиля а что это такое
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОЛОГИИ
Способы информирования потребителей
Motor vehicles. Energy-efficiency and ecology performance. Means of customers informing
Дата введения 2020-03-31
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 «Дорожный транспорт»
Введение
На основе этого принципа в техническом законодательстве Европейского союза (ЕС) серией директив и правил установлены методы информирования потребителей и заинтересованных лиц о показателях выброса и потребления энергии/топлива выпускаемым в обращение колесным транспортным средством, а также предельные величины выброса , стимулирующие производителей выпускать, а потребителей приобретать энергоэффективные транспортные средства.
В Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе применяется Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», устанавливающий методы определения выброса и потребления энергии на основе Правил ООН N 101.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на выпускаемые в обращение ТС категорий , в соответствии с [1], оборудованные:
— двигателем внутреннего сгорания или гибридным силовым приводом с таким двигателем;
— только электрическим силовым приводом (электромобили).
Настоящий стандарт не распространяется на ТС категории , если:
— в отношении типа двигателя, установленного на данном типе ТС, предоставлено официальное утверждение типа ТС на основании [2];
— общий годовой объем производства ТС данным изготовителем не превышает 2000 единиц всех типов.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 выпуск в обращение: Первоначальное действие по приданию ТС доступности на рынке, происходящее при переходе ТС из стадии изготовления в стадию поставки или использования.
2.2 тип транспортного средства: Совокупность ТС одного производителя, репрезентативных в отношении [3] и/или [4].
2.3 электромобиль: ТС, приводимое в движение только электрическим приводом.
2.4 модификация: Вариант (версия) ТС, отличающийся от других вариантов (версий), относящихся к одному типу.
2.5 силовой привод: Комбинация, состоящая из накопителя (накопителей) энергии, преобразователя (преобразователей) энергии и трансмиссии (трансмиссий), которая преобразует энергию накопителя в механическую энергию, передаваемую на колеса для приведения ТС в движение.
2.6 электрический силовой привод: Силовой привод, включающий один или несколько накопителей электроэнергии (например, аккумуляторную батарею, электромеханический маховик/генератор или суперконденсатор), одно или несколько устройств преобразования энергии и одну или несколько электрических машин, превращающих электроэнергию накопителя в механическую энергию, передаваемую на колеса для приведения ТС в движение.
2.7 гибридный силовой привод: Привод, имеющий не менее двух различных преобразователей энергии и двух различных накопителей энергии (на борту ТС) для приведения ТС в движение.
2.9 гибридное транспортное средство: ТС, приводимое в движение гибридным силовым приводом.
2.10 гибридное транспортное средство без внешней зарядки: Гибридное ТС, зарядка накопителя электрической энергии которого возможна только с помощью агрегатов или устройств самого ТС.
2.11 гибридное транспортное средство с внешней зарядкой: Гибридное ТС, зарядка источника электрической энергии которого возможна как с помощью агрегатов или устройств самого ТС, так и от внешних источников электроэнергии (электросеть, внешняя аккумуляторная батарея).
2.12 официальные значения показателей энергопотребления: Значения показателей энергопотребления: выбросов , потребления топлива, потребления электроэнергии и запаса хода, зафиксированные в документе*, подтверждающем соответствие требованиям [3].
* Таким документом может быть сообщение, касающееся предоставления официального утверждения типа ТС на основании [3] или сертификат, оформленный аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации и подтверждающий соответствие ТС требованиям [3].
2.13 экологический класс: Классификационный код, определяемый национальными нормативными документами в области безопасности ТС, характеризующий конструкцию ТС в зависимости от предельных значений выбросов вредных веществ, а также от уровня требований к системам бортовой диагностики, установленных в [4].
2.14 обозначение экологического класса: Экологический класс конкретного типа ТС, определенный при подтверждении соответствия ТС национальным нормативным документам в области безопасности ТС.
2.15 изготовитель: Лицо или организация, ответственные за подтверждение соответствия ТС обязательным требованиям и обеспечивающая сохранение этого соответствия в производстве вне зависимости от вовлеченности этого лица или организации во все стадии изготовления ТС.
2.16 показатели энергопотребления: Выбросы , потребление топлива ТС, приводимых в движение только двигателем внутреннего сгорания либо приводимых в движение гибридным электроприводом или потребление электроэнергии и запас хода на электротяге ТС, приводимых в движение только электроприводом (электромобилей).
2.17 энергоэффективность: Экономичность энергопотребления ТС на стадии выпуска в обращение.
2.18 потребители: Покупатели, владельцы и лица, временно использующие ТС.
2.19 заинтересованные лица: Органы, организации и лица, осуществляющие наблюдения, исследования и/или регулирование и контроль в сферах природопользования и охраны природы, организации дорожного движения и транспортной статистики.
2.20 этикетка энергоэффективности: Документ, содержащий гарантированные изготовителем ТС систематизированные данные в показателях энергоэффективности и экологии конкретной модификации (варианта, версии) данного типа ТС.
2.21 марка: Торговое наименование изготовителя ТС, используемое при оформлении документов, подтверждающих соответствие [3].
2.22 модель: Коммерческое обозначение марки, типа и, при наличии, модификации ТС.
3 Основные положения
3.1 Информирование потребителей и заинтересованных лиц о показателях энергоэффективности осуществляется изготовителем путем представления в составе сопроводительной документации на ТС этикетки энергоэффективности, форма которой приведена в приложении А.
3.2 Этикетка энергоэффективности составляется для каждой конкретной модификации (варианта, версии) данного типа ТС.
3.3 Этикетка энергоэффективности должна содержать следующие сведения:
— наименование и торговый знак изготовителя;
— схему градации всех классов энергоэффективности в отношении выбросов в соответствии с приложением Б;
— указание позиции конкретной модификации (варианта, версии) данного типа ТС по официальному значению показателя выбросов по отношению к градационной схеме энергоэффективности;
— официальное значение потребления топлива:
а) л/100 км для бензина, дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа (СНГ);
б) м /100 км для компримированного природного газа (КПГ).
3.4 Для ТС, оборудованных гибридной силовой установкой и внешней зарядкой устройства, и электромобилей этикетка энергоэффективности должна содержать следующие сведения:
— официальное значение потребления электроэнергии, Вт·ч/км;
— официальное значение запаса хода на электротяге, км;
— обозначение экологического класса ТС (кроме электромобилей);
— обозначение документов, в которых установлены официальные значения показателей энергопотребления и показатели, определяющие экологический класс* (кроме электромобилей).
* Таким документом может быть сообщение, касающееся предоставления официального утверждения типа ТС на основании [3] или сертификат, оформленный аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации и подтверждающий соответствие ТС требованиям [3].
3.5 Этикетка энергоэффективности должна входить в комплект сопроводительных документов, прикладываемых к ТС при его реализации, в местах продажи и/или демонстрации ТС.
Приложение А
(рекомендуемое)
Форма этикетки энергоэффективности транспортного средства
Что такое этикетка энергоэффективности на автомобиль?
Периодические изменения в нормативах, суть которых направлена на достижение общезначимой пользы, может затронуть различные сферы жизни человека. Отдельное направление – это требования к транспортным средствам, которые по статистике являются одним из основных факторов, негативным образом сказывающихся на природе и окружающей среде. Так, ГОСТ, в котором установлена необходимость в наличии этикетки энергоэффективности, с 31 марта 2020 года вступила в силу. Подобные нововведения подразумевает нужду в изучении указанных положений не только производителям транспортных средств, на которых в первую очередь направлено действие нового документа, но также и владельцам автомобилей.
Зачем потребовалась этикетка энергоэффективности автомобиля
На данный момент содержание сопроводительной документации транспортного средства состоит из следующих позиций:
В связи с введением нового ГОСТа, подразумевающего донесение до потребителей сведений о показателях энергетической эффективности и экологичности ТС, возникла необходимость в размещении на всех новых машинах соответствующей этикетки. Таким образом обеспечивается полное информирование граждан о технических характеристиках авто.
Аналогичное приложение к транспортной сопроводительной документации утверждено в Европейском союзе и действует с 2010 года. По мнению специалистов, подобные извещения побуждают производителей изготавливать, а потребителей покупать более энергоэффективные авто. Такое отношение способствует экономии природных ресурсов и позволяет снизить негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
На какие транспортные средства распространяется новый ГОСТ
С учетом положений нормативного документа требования ГОСТа закрепляются за автомобилями со следующими параметрами:
Какая информация должна быть отражена в этикетке
Документ должен содержать данные такого рода:
Текст этикетки энергоэффективности для электромобилей включает ряд дополнительных позиций:
Является ли документ обязательным
В соответствии с утвержденным новым ГОСТ этикетка энергоэффективности должна входить в комплект документов, которые необходимы для совершения сделок. То есть продажа, дарение или передача в наследство, в том числе и демонстрация, будут осуществляться при наличии данной информации.
Однако по последним пояснениям главы Росстандарта Российской Федерации А. Абрамова в первое время позиции нового ГОСТа будут применяться в добровольном порядке. При этом документ не является обязательным для уже эксплуатируемых транспортных средств.
Где получить этикетку энергоэффективности
Водителям нет необходимости задумываться о том, где оформлять данный документ. С учетом положений вводимых нормативных актов ответственным за информирование граждан назначается предприятие, на котором изготавливалось транспортное изделие.
При этом главой Росстандарта уточняется, что после вступления ГОСТа в силу не все новые автомобили сразу же будут обеспечены этикеткой энергоэффективности, так как дополнительно необходимо учитывать цикл производства ТС.
Какие возможны последствия от нововведений
Один из вероятных вариантов развития событий может затронуть бюджет рядовых граждан. Из-за введения ГОСТом новых требований к энергетической эффективности и экологичности транспортных средств может произойти подорожание автомобилей. Один из факторов, влияющих на стоимость машины – необходимость в проведении дополнительной экспертизы ТС, что требует капитальных вложений производителя авто, которые будут «отбиваться» за счет потребителей.
Также пока неясно, где получать этикетку энергоэффективности в случае ее утери. Несмотря на указание возможности придерживаться ГОСТа в добровольном порядке, информация о классе ТС все же является необходимой при совершении сделок, форма которых предполагает продажу или демонстрацию легковой машины и иных авто, попадающих под новые нормы. Если судить по устоявшейся практике, для приобретения копии документа придется обращаться непосредственно к производителю с соответствующим запросом. Как это будет обеспечено и урегулировано – станет известно после появления первого аналогичного случая.
В любом случае, изучение положений нового нормативного документа особенно важно для лиц, желающих приобрести транспортное средство у производителя. Отсутствие этикетки в дальнейшем может привести к значительным осложнениям, которые коснутся не только возможности провести сделку с автомобилем, но также и бюджета владельца ТС. Вполне вероятно, что впоследствии, после вступления ГОСТа в силу, будет утверждена отдельная статья в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, подразумевающая привлечение к ответственности и уплате штрафа за отсутствие этикетки энергоэффективности. Поэтому отслеживание всех изменения в нормативных актах – обязанность каждого гражданина.