Кл час 9 класс на что потратить свою жизнь
Круглый стол « Ценности жизни: на что мы тратим жизнь?»
Круглый стол « Ценности жизни: на что мы тратим жизнь?»
Цель: формирование жизненных ценностей для личностной самореализации каждого обучающегося.
Задачи:- расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с термином «ценность», материалом о роли жизненных ценностей, ориентации и регулировании отношений людей и общества; формирование умений различать истинные и мнимые ценности;
— профилактика рискованного поведения посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров;
— формирование жизнеутверждающих установок, предупреждение появления суицидальных тенденций у студентов;
— развитие логического мышления, памяти и речи как показателя интеллектуального и общего развития учащегося;
— формирование у учащихся ценностных отношений к жизни; формирование приоритета духовных ценностей над материальными;
— развитие коммуникативных умений; развитие лидерских качеств: активности, скорости принимаемых решений, деловитости, терпимости и толерантности.
Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Говорю я вам и тем самым желаю вам здравия, здоровья. А что Вы хотели бы пожелать себе и своим одногруппникам?
(примерные ответы: успехов, удачи, счастья, благополучия, взаимоподдержки и т.д.)
Надеюсь, что ваши пожелания были искренними и ценными для вас.
Когда-то давно по этому поводу известный персидский поэт Омар Хайям сказал:
Один не разберёт, чем пахнут розы.
Другой из горьких трав добудет мёд.
Дай хлеба одному –навек запомнит.
Другому жизнь пожертвуй –не поймёт.
Классный руководитель: Как вы думаете, какая мудрая мысль скрывается в этих словах.
Учащиеся: (примерный ответ) Люди не умеют ценить то, что даёт им жизнь, окружающие люди.
Классный руководитель: Люди—существа удивительные и непредсказуемые. Мы тратим здоровье, чтобы заработать побольше денег, а потом тратим их, чтобы восстановить своё здоровье. В детстве мы мечтаем стать взрослыми, а когда взрослеем, хотим вернуться в детство. Сегодня мы не замечаем и переступаем то, что спустя годы может оказаться самой главной ценностью для нас.
Классный руководитель: ребята, подумайте и ответьте, пожалуйста, с чем ассоциируются у вас слово ЦЕННОСТЬ.
Классный руководитель: Действительно, ценность — это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
Откинув время повседневности,
В ночной целительной глуши
Хранимые на дне души.
Их у меня не так уж много,
Но больше и не надо мне.
При подведении итогов
Они не падают в цене!
Классный руководитель: (ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД) Любой выбор, поступок в жизни человека определяется системой ценностей. Перед вами перечень возможных жизненных ценностей. Подумайте, что в вашей жизни самое важное и ценное, без чего вы могли бы обойтись. То, что вы оставили, и есть основное в вашей жизни.
Классный руководитель: Итак, в результате для вас оказались важными следующие ценности: здоровье, семья, деньги, работа, любовь, жизнь, дружба.
Слово психологу. В нашем отделении психолог Инна Владимировна Сергеева провела опрос среди студентов с целью выявления их жизненных ценностей и приоритетов, и я предлагаю вам познакомиться с его результатами.
Все ли можно купить за деньги. Притча « Не в деньгах счастье».
Ученик спросил мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон. Еду, но не аппетит. Лекарство, но не здоровье. Слуг, но не друзей. Женщин, но не любовь. Жилище, но не домашний очаг, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.
Классный руководитель: Все ценности можно разделить на материальные и духовные. Какие ценности представлены перед нами? Распределите ценности по колонкам.
Духовные ценности, в отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей.
Мы сейчас посмотрим ролик и определим, какая ценность раскрывается в нем. (Ролик. «Отец и сын»- слайд №7) (любовь и уважение к старшим, терпимость, благодарность – эти ценности являются общечеловеческими и значимы во все времена.)
Православный монах Иоанн Лествичник в книге «Лествица» советует не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.
-Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?
Классный руководитель: Ценности бывают как индивидуальные, так и общечеловеческие. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик. Подумайте, какую ценность можно отнести к обеим группам, т.к. для многих это самая важная ценность во все времена. (Слайд 9- Смотрим видеоролик «Конрад III»).
Учащиеся: (отвечают) Семья.
Классный руководитель: Да, это действительно так. Это доказано временем и историческими фактами и примерами.
-Как вы можете прокомментировать данную статистику?
-Не являются ли эти данные, на ваш взгляд, наглядной иллюстрацией кризиса семьи в России?
-Почему распадаются семьи? (Истинный брак должен быть вечным. В Церкви допускается повторное венчание, но второй брак рассматривается уже как снисхождение к немощи человека). Церковь говорит, что между мужем и женой нулевая степень родства. Что это значит? А какая степень родства с моей ногой? Она – моя, часть моего тела. Моя жена – это часть меня, а не родственница мне. Раньше разводов не было. Ведь, если нога заболит, мы же не бежим к хирургу с просьбой отрезать ногу. Мы пытаемся лечить ее всеми силами, и только в крайнем случае решаемся на операцию. Также и с разводом – всеми силами мы должны пытаться сохранить семью.
Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня – острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок – это семья.
-Как с точки зрения Церкви отнестись к гражданскому браку? (Существует церковный брак – это венчание. Существует гражданский брак – это роспись в ЗАГСе, и существует незаконное блудное сожитие, без обязательств).
-Почему многие молодые люди официально не оформляют отношения, живут в гражданском браке? (не хотят ответственности, не хотят потерять свободу) Спать будем вместе, а остальное – врозь, в остальном мы друг за друга не отвечаем.
-Почему увеличивается количество неблагополучных семей?
Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обязательства берут на себя в таком браке?
В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Супружество без обязательств – гражданский брак.
Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака.
Сначала послушаем защитников гражданского брака.
Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.
Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.
Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.
Классный руководитель. Теперь слово противникам.
Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.
И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.
А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?
Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается». При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
-Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?
Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.
Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.
Нужно объявлять выговоры, штрафовать.
Вернуться к истокам, к вере.
Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.
-Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?
Вспомните пословицы о семье:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
На что клад, коли в семье лад.
В дружной семье и в холод тепло.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Классный руководитель: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Слайд 12. Притча о ценности жизни.
После шторма берег моря был усыпан морскими звёздами. Девочка очень любила морские звёзды и не хотела, чтобы они погибали. Она шла берегом моря, поднимая звёзды и отпускала их в волны, не останавливаясь и не отдыхая.
К ней подошёл серьёзный, взрослый и «трезво рассуждающий» человек.
Он с удивлением обратился: « Девочка, ты что делаешь? Ты всё равно не спасёшь всех! Это не имеет смысла!». Девочка, на минуту остановившись, посмотрела на него и ответила: «Это имеет смысл для тех, кого я уже спасла». А потом с таким же усердием продолжила своё дело. Мужчина медленно, задумавшись, побрёл домой. И никто так никогда и не узнал, понял он или нет, что каждая спасённая жизнь имеет огромную ценность для того, кто ею обладает.
-О какой ценности идет речь в этом ролике? (жизнь как ценность)
Но статистика современной жизни свидетельствует об обратном: частота суицидов среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась.
-Как вы можете прокомментировать такую печальную и страшную статистику?
-Почему в последние годы, на ваш взгляд, увеличивается число суицидов среди подростков?
-Добровольный уход из жизни – проявление силы или слабость?
Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
«Самоубиийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р.Алев).
-Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (Если внимательно рассмотреть жизненную линию каждого человека, то нетрудно заметить, что на ней чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач).
-Для чего нам нужны кризисы? (Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).
Классный руководитель: На протяжении человеческой жизни ценности меняются. Возрастает роль духовных, нравственных ценностей.
А какие ценности, материальные или духовные, важнее сейчас для вас?
Классный руководитель:У вас ребята, впереди – жизнь со всеми ее радостями и проблемами. Перед вами сейчас встает трудный вопрос: «Как строить свою жизнь дальше?»
Классный руководитель: У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым?
И что мы выберем, то и пожнем.
Притча о мудреце и бабочке (Слайды о бабочке)
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости шла далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.
И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет –мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, « кто из нас умнее». Так все и случилось.
Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.«…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)
Классный руководитель: Ребята, как вы считаете, выбор, сделанный вами, можно изменить? Может быть, клип, который мы сейчас посмотрим, даст нам ответ. Предлагаю вашему вниманию клип с песней Светланы Копыловой «Брошенный камень». (Слайд 16).
Классный руководитель: Какое впечатление на вас произвел клип? О каких ценностях идёт речь? Как меняется отношение к ценностям героя клипа?
Учащиеся: отвечают на вопросы.
Есть такая притча «Измени самого себя»:
Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, – самого себя.
А были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы меняли свои жизненные ценности?
Классный руководитель: Да, действительно, этот ролик говорит об истинных ценностях жизни. Ребята, вспомните, какую ценность вы выбрали в качестве самой важной и главной в начале нашего разговора. А сейчас кто- то хотел бы изменить вами выбранную ценность?
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
Классный руководитель: Какие чувства, мысли и эмоции вызвала у вас тема нашего классного часа? Что вам запомнилось, какие фрагменты нашли отклик в вашей душе?
Классный руководитель: Наш классный час мне хотелось бы закончить вместе с вами словами Андрея Дементьева
Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то:
На нудные дела, не нужные заботы.
В угоду обществу придумываем маски.
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласку.
Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На «имидж» и «престиж», не нужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь.
А надо бы на дружбу.
Боимся радости, боимся верить в сказки,
Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить.
На что мы тратим жизнь?!
А надо просто жить!
Классный руководитель: А вы согласны с автором стихотворения?
ЦЕНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ИМЕННО СЕЙЧАС, А НЕ ПОТОМ, НЕ ЗАВТРА, НЕ ЧЕРЕЗ ГОД.
Я хочу сказать спасибо всем присутствующим за внимание, активное участие. Мне было очень приятно с вами общаться.
Классный час «Можно ли стать счастливым» для 9 класса
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Энергетик»
Новоорского района, Оренбургской области
Классный час на тему: «Можно ли стать счастливым?»
Автор: Сиднина Ирина Владимировна –
классный руководитель 9 а класса
п. Энергетик, 2018 г.
Классный час «Можно ли стать счастливым?»
Цель: помочь подростку осознать свои цели и смысл в жизни.
-формирование у обучающихся навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье посредством использования технологии «равный обучает равного», повышение групповой сплоченности и оптимизация психологического климата в подростковой среде;
-развитие целеполагания и стремления к реализации личностного потенциала.
Оборудование: стрелки, карточки, мультимедийный проектор, листки-опросники, дерево жизни, жетоны.
Ход классного часа
Учитель читает Притчу о спрятанном счастье
Как-то раз боги, собравшись, решили поразвлечься. Один из них сказал:
– Давайте что-нибудь отберем у людей?
После долгих раздумий, другой воскликнул :
– Я знаю! Давайте отберем у них счастье! Проблема только в том, куда его спрятать, чтобы они не нашли.
Первый сказал:
– Давайте запрячем его на вершине самой высокой в мире горы!
– Нет, помни, что у них много сил, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдет один, все остальные сразу узнают, где счастье, – ответил другой.
Тогда кто-то выдвинул новое предложение:
– Давайте спрячем его на дне моря!
Ему ответили:
– Нет, не забывай, что они любопытны, кто-нибудь сможет сконструировать аппарат для подводного плаванья, и тогда они обязательно найдут счастье.
– Спрячем его на другой планете, подальше от Земли, – предложил кто-то еще.
– Нет, – отклонили его предложение, – помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда все обретут счастье. Самый пожилой, который на протяжении всего разговора хранил молчание и только внимательно слушал выступавших, сказал:
– Я думаю, что знаю, где нужно запрятать счастье, чтобы они его никогда не нашли.
Все повернулись к нему заинтригованные и спросили:
– Где?
– Спрячем внутри них самих, они будут так заняты его поисками снаружи, что им и в голову не придет искать его внутри себя.
Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках счастья, не зная, что оно спрятано в них самих.
Упражнение «Продолжи предложение»: определите, что для вас значит слово счастье, и продолжите фразу: «Счастье – это …».
Я тоже напишу своё значение этого слова: «Счастье – это путь»
Упражнение «СТРЕЛА ЖИЗНИ»
На листах бумаги можно нарисовать различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует вашему жизненному циклу. Можно предложить нарисовать и свои стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.
Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где сейчас вы находитесь на этой стрелке? Куда (к чему) стремится ваша «стрела жизни»? дети обосновывают свои ответы.
Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь, но эта жизнь зависит от многих факторов. Давайте попробуем поразмышлять о целях в жизни.
ИГРА «НА ЧТО ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ»
Цель: осознание необходимости осуществления выбора жизненных целей.
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. Готовы?
Итак, начинаем «торги»:
А. Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон).
Б. Новый спортивный автомобиль (1 жетон).
А. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона).
Б. Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона).
А. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон).
Б. Один настоящий друг (2 жетона).
А. Хорошее образование (2 жетона).
Б. Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).
А. Здоровая семья (3 жетона).
Б. Всемирная слава (3 жетона).
После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявите, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.
А. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон).
Б. Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона).
А. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон).
Б. Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона).
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
А.Чистая совесть (2 жетона).
Б. Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).
А. Чудо, совершенное ради любимого человека (2 жетона).
Б. Возможность заново пережить (повторить) любое событие прошлого (2 жетона).
А. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона).
Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры. Ответьте на следующие вопросы:
-Какой покупкой вы более всего довольны?
-Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
-Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Возможные предложения : «Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»; «Хотелось бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»; «Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов».
Считаете ли вы, что игра от этого станет более интересной?
Большинство ваших предложений действительно разумны и правильны. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как не возможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Выбор решения в каждой конкретной ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.
Если вам не хватило средств, для чего-то важного – вы слишком много потратили на вещи, значение который для вас не столь велико. Если у вас остались средства в конце игры – подумайте, может быть, вы не до конца используете данные вам возможности.
Это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы, возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
Вспомните, какие «ценные вещи» вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Кто-то пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».
Подросткам предлагается подумать над следующими вопросами: что вам может помочь достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей. Рисуется ладошка, на которой 5 черт своего характера.
Далее классный руководитель предлагает послушать Притчу о выборе.
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:
– Что за люди живут в этом городе?
– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.
– Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.
– Здесь то-же самое, – ответил мудрец.
Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.
– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.
– Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.
– Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.
– Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.
– Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.
Цель: осознание собственных жизненных целей и их приоритетности.
«Напишите на листке в столбик 10 своих жизненных целей-ценностей, затем напротив каждой цели напишите, что вы делаете или собираетесь сделать, чтобы данную жизненную цель достичь (создаём формулу успеха)». Проводится обсуждение нескольких формул участников по желанию.
«Далее напротив каждой цели напишите, что вы не делаете или не сделали, чтобы достижение вашей жизненной цели стало возможным (определение «барьеров-помех»)». Проводится обсуждение нескольких «барьеров-помех» участников по желанию.
«Теперь вычеркните 3 наименее важные для вас из этих 10 жизненных целей; затем вычеркните 3 из оставшихся 7; затем – 3 из 4; та цель, которая осталась – это и есть главная для вас жизненная цель, поэтому мы можем конкретизировать теперь вашу фразу: «Счастье – это …».
«Каждый выбирает для себя…»
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.
Оформите свои цели в виде зеленого листочка и наклейте на дерево жизни.
Ребятам предлагается ответить на вопрос о том, какие мысли о смысле жизни возникали у них по ходу занятия, или продолжить предложение: «Я живу для того, чтобы…».
Какое Счастье видеть и дышать,
Мечтать и Светом восхищаться,
Стихами Душу украшать,
Любовью к Миру причащаться.
Какое Счастье по Земле идти,
Лучами солнца умываясь,
Среди дорог свой путь найти,
Уже ни в чем не сомневаясь.
Стремиться и стремиться вверх,
Соединяясь над Землею,
С той Радостью — одной на всех,
С той Милостью — на всех одною.
Какое Счастье быть самим собою!
Закончить классный час можно записью «Песня о счастье» в исполнении Яака Йола и Людмилы Сенченой.
ПОДАРОК ПЕДАГОГА – открытка с напутствием (Счастье – это путь, а не судьба. Работайте так, как будто вы не нуждаетесь в деньгах, любите так, как будто ваше сердце никогда не ранили, танцуйте так, как будто вас никто не видит)