какую молитву читать перед едой в православии

Молитвы перед едой

Молитва сопровождает православного христианина везде — при пробуждении утром, перед выходом из дома, в дороге, при начале любого дела. Она является тем универсальным средством приобщения к Богу, которое доступно человеку на любом месте и в любое время. Указания на необходимость молитвы перед едой имеются в Священном Писании. Апостол Павел упоминает об условиях правильного принятия пищи — «если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:4-5).

Зачем читать молитвы перед едой?

какую молитву читать перед едой в православии. Смотреть фото какую молитву читать перед едой в православии. Смотреть картинку какую молитву читать перед едой в православии. Картинка про какую молитву читать перед едой в православии. Фото какую молитву читать перед едой в православии

Вся жизнь настоящего христианина — это подражание Господу Иисусу Христу. В Своей земной жизни Он часто совершал молитвы перед вкушением пищи. Св. Евангелист Марк описывает один из таких случаев: «Во время еды Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им…».

Назначение молитвы за еду:

Порядок молитв перед и после еды в разных семьях может отличаться. Иногда моление произносится всеми присутствующими вместе, иногда это делает один человек (обычно — глава семьи или почетный гость). В таком случае остальным рекомендуется повторять слова молитвы про себя. Стиль произношения также бывает разным — нараспев, чтение из молитвослова, своими словами.

какую молитву читать перед едой в православии. Смотреть фото какую молитву читать перед едой в православии. Смотреть картинку какую молитву читать перед едой в православии. Картинка про какую молитву читать перед едой в православии. Фото какую молитву читать перед едой в православии

Иногда помолиться вслух проблематично. Как правило, такая проблема возникает в публичных местах или, если часть членов семьи не веруют во Христа. В таком случае можно помолиться про себя, помня слова из Св. Писания «Бог, видя тайное, воздаст тебе явно».

Тексты молитв

Для удобства Церковь включила тексты православных молитв перед едой на русском языке в свои молитвословы. Кроме того, есть универсальная Молитва Господня «Отче Наш». Ее обычно читают или поют перед вкушением пищи в храмовых или монастырских столовых.

Молитва перед вкушением пищи (Отче наш)

Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Или можно читать эту молитву:

О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144).1

Перевод: Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

На благословение пищи и пития мирянам

Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Перевод: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Перевод: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас.

Источник

Молитвы перед и после вкушения пищи

М олитва перед вкушением пищи

O тче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

О чи всех на Тя, Го́споди, упова́ют, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тное благоволе́ния.

М олитва после вкушения пищи

Б лагодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси́ нас земны́х Твои́х благ; не лиши́ нас и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, мир дая́й им, прииди́ к нам и спаси́ нас.

Молитва перед вечерней трапезой

Я дят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

И благословляет священник трапезу: Х ристе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва после вечерней трапезы

Слава, и ныне: Б ысть чрево Твое святая трапеза, имущая небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Таже: В озвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся.

З наменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Посем мы глаголем: Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне: Г осподи, помилуй. (Трижды) Благослови.

Священник: С нами Бог, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Источник

Молитвы перед и после вкушения пищи

Ста­рец Нико­лай Гурья­нов перед вку­ше­ни­ем пищи, как обыч­но, про­чи­тал над ней дол­гую молит­ву. Рядом была ком­па­ния несми­рен­но настро­ен­ных моло­дых людей. Они это заме­ти­ли и реши­ли немно­го под­шу­тить над батюш­кой. Под­са­жи­ва­ют­ся и один из них гово­рит: – Батюш­ка, а у Вас там в дере­вен­ской забы­той глу­хо­ма­ни все так перед едой молят­ся? На что батюш­ка, не заду­мы­ва­ясь, отве­тил: – Да нет, милый чело­век, не все. Сви­ньи, соба­ки, да лоша­ди пря­мо так едят.

Перед каждым приёмом пищи

В дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки и Пас­ху молит­вы перед едой заме­ня­ют чте­ни­ем (пени­ем) празд­нич­но­го тро­па­ря. Тро­па­ри мож­но най­ти в молит­во­сло­ве или календаре.

Отче наш. Молитва Господня

Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небе­си́ и на зем­ли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не вве­ди́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Пере­вод: Отче наш, сущий на небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе. Хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день; И про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; И не вве­ди нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.

Или мож­но читать эту молитву

О́ чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (стро­ки из Пс. 144 ). 1

Пере­вод: Очи всех упо­ва­ют на Тебя, Гос­по­ди, и Ты даешь им пищу их в свое вре­мя; откры­ва­ешь руку Твою и насы­ща­ешь все живу­щее по благоволению.

На благословение пищи и пития мирянам

Чита­ет­ся сра­зу после одной из молитв, рас­по­ло­жен­ных выше

Го́споди, Иису́се Хри­сте́, Бо́же на́ш, бла­го­сло­ви́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Тво­ея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И пере­кре­стить пищу и питие)

Пере­вод: Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Боже наш, бла­го­сло­ви нам пищу и питие по молит­вам Пре­чи­стой Тво­ей Мате­ри и всех свя­тых Тво­их, ибо Ты бла­го­сло­вен во веки веков. Аминь.

Молитва после еды 1

Благодари́м Тя́, Хри­сте́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Тво­е­го́ Ца́рствия, но я́ко посре­де́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, при­и­ди́ к на́м и спа­си́ на́с.

Пере­вод: Бла­го­да­рим Тебя, Хри­сте Боже наш, что Ты насы­тил нас зем­ных Тво­их благ. Не лиши нас и Небес­но­го Тво­е­го Цар­ства, но как посре­ди уче­ни­ков Сво­их явил­ся Ты, Спа­си­тель, мир даруя им, при­ди и к нам, и спа­си нас.

Молитвы в особых случаях

Молитвосло́вия на поминальной трапе́зе

Если на поми­наль­ной трапе́зе при­сут­ству­ет иере́й, то сна­ча­ла совер­ша­ет­ся обыч­ная заупо­кой­ная лития, после кото­рой поет­ся О́ тче на́ш… и сле­ду­ет бла­го­сло­ве­ние трапезы.

Если же в чис­ле при­сут­ству­ю­щих нет иере́я, то после трех обыч­ных поклонов:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́ Бо́же на́ш, поми́луй на́с. Ами́нь.

Пере­вод: По молит­вам свя­тых отцов наших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Боже наш, поми­луй нас. Аминь.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с (Три́жды с поклонами.)

Пере­вод: Свя­той Боже, Свя­той Креп­кий, Свя­той Бес­смерт­ный, поми­луй нас.

Пере­вод: Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, ныне и все­гда, и во веки веков. Аминь. Пре­свя­тая Тро­и­ца, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наши; Вла­ды­ка, про­сти без­за­ко­ния наши; Свя­той, посе­ти и исце­ли немо­щи наши, име­ни Тво­е­го ради.

Го́споди, поми́луй (Три́жды).

О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небе­си́ и на зем­ли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не вве­ди́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Пере­вод: Отче наш, сущий на небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе. Хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день; И про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; И не вве­ди нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.

И заупо­кой­ные тро­па­ри́: C о ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́шу раба́ Тво­е­го́ (рабы́ Тво­ея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ во блаже́нней жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

Пере­вод: Со духа­ми пра­вед­ных скон­чав­ших­ся душу раба Тво­е­го (рабы Тво­ей), Спа­си­тель, упо­кой, сохра­няя ее в бла­жен­ной жиз­ни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси́ святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Тво­е­го́ (рабы́ Тво­ея́), я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Пере­вод: В месте упо­ко­е­ния Тво­ем, Гос­по­ди, где все свя­тые Твои обре­та­ют покой, упо­кой и душу раба Тво­е­го (рабы Тво­ей), ибо Ты Один – Человеколюбец.

Сла́ва: Ты́ еси́ Бо́г, соше́дый во а́д и у́зы окова́нных разреши́вый. Са́м и ду́шу раба́ Тво­е­го́ (рабы́ Тво­ея́) упоко́й.

Пере­вод: Ты – Бог наш, сошед­ший во ад и муки узни­ков пре­кра­тив­ший, Сам и душу раба Тво­е­го (рабы Тво­ей) упокой.

И ны́не: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́ (ея́).

Пере­вод: Еди­ная Чистая и Непо­роч­ная Дева, Бога во чре­ве носив­шая неиз­ре­чен­но, хода­тай­ствуй о спа­се­нии души раба Тво­е­го (рабы Твоей).

Затем три­жды про­из­но­сит­ся сия молит­ва с 15 покло­на­ми: П омя­ни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Тво­е­го́ (усоп­шей рабы́ Тво­ея́) и́мя (покло́н). Ели́ка в житии́ се́м я́ко челове́к согре­ши́, Ты́ же, я́ко Человеколю́бец Бо́г, поми́луй (покло́н), и ве́чныя му́ки изба́ви (покло́н), и Небе́снаго Ца́рствия прича́стником (при­част­ни­цей) учи­ни́ (покло́н), и душа́м на́шим поле́зное сотво­ри́ (покло́н).

После это­го поет­ся или чита­ет­ся в каче­стве пред­обе­ден­ной молит­вы О́ тче на́ш, за ней сле­ду­ет при­зы­ва­ние Божия бла­го­сло­ве­ния на тра­пе­зу по чину для мирян.

В нача­ле поми­наль­ной тра­пезы преж­де дру­гих сне­дей всем пред­ла­га­ет­ся кутия. А пред послед­ним слад­ким блю­дом, каким тра­ди­ци­он­но пода­ет­ся кисель с моло­ком (в пост­ные дни с мин­даль­ным или мако­вым), — при­но­сит­ся так назы­ва­е­мое пиво­ме­дие — слад­кий неал­ко­голь­ный напи­ток. В заклю­че­ние все вста­ют и, если тра­пе­за совер­ша­ет­ся в день погре­бе­ния или поми­но­ве­ния: в 9‑й, 20‑й, 40‑й дни по кон­чине и в первую годов­щи­ну — поют стихи́ру на гла́с 6‑й:

Зря́ще мя́ безгла́сна,/ и бездыха́нна предлежа́ща,/ воспла́чите о мне́, бра́тие и дру́зи,/ сро́дницы и зна́емии:/ вчера́шний бо де́нь бесе́довах с ва́ми,/ и внеза́пу на́йде на мя́ стра́шный ча́с сме́ртный;/ но прииди́те вси́ лю́бящии мя́,/ и целу́йте мя́ после́дним целова́нием,/ не кто­му́ бо с ва́ми похожду́/ или́ собесе́дую про́чее;/ к Судии́ бо отхожду́,/ иде́же не́сть лицеприя́тия:/ ра́б бо и влады́ка вку́пе предстоя́т,/ ца́рь и во́ин, бога́тый и убо́гий/ в ра́внем досто́инстве:/ ки́йждо от свои́х де́л/ или́ просла́вится, или́ постыди́тся./ Но про­шу́ все́х и молю́,/ непреста́нно о мне́ моли́теся Хри­сту́ Бо́гу,/ да не низведе́н (низ­ве­де­на) бу́ду по грехо́м мои́м на ме́сто муче́ния,/ но да вчини́т мя́, иде́же Све́т живо́тный.

Пере­вод: Видя меня без­глас­ным и без­ды­хан­ным пред вами лежа­щим (без­глас­ную и без­ды­хан­ную пред вами лежа­щую), вос­плачь­те (все) обо мне: бра­тья и дру­зья, род­ные и зна­ко­мые: ведь вче­раш­ний день я бесе­до­вал с вами, и вне­зап­но настиг меня страш­ный час смер­ти. Но при­ди­те, все любя­щие меня, и целуй­те меня послед­ним цело­ва­ни­ем: ведь не буду уже с вами ходить, или собе­се­до­вать впредь. Ибо к Судии я отхо­жу, где нет лице­при­я­тия: ведь раб и вла­ды­ка там вме­сте пред­сто­ят, царь и воин, бога­тый и бед­ный в рав­ном досто­ин­стве: ибо каж­дый от сво­их дел или про­сла­вит­ся, или посты­дит­ся. Но про­шу всех и молю непре­стан­но обо мне молить­ся Хри­сту Богу, что­бы не был я низ­ве­ден (не была я низ­ве­де­на) по гре­хам моим на место муче­ния, но да поме­стит Он меня туда, где свет жизни.

Если же поми­но­ве­ние совер­ша­ет­ся в дру­гих слу­ча­ях, кро­ме пере­чис­лен­ных, поет­ся стихи́ра, гла́с 8‑й:

Пла́чу и рыда́ю,/ егда́ помышля́ю сме́рть,/ и ви́жду во гробе́х лежа́щую/ по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́,/ без­об­раз­ну, безсла́вну,/ не иму́щую ви́да./ О чуде­се́! Что́ сие́ е́же о на́с бы́сть та́инство?/ Ка́ко преда́хомся тле́нию,/ ка́ко сопряго́хомся сме́рти?/ Вои́стинну Бо́га повеле́нием,/ я́коже пи́сано е́сть,/ Подаю́щаго преста́вльшемуся (преста́вльшейся) упокое́ние.

Зате́м иере́й: В о блаже́нном успе́нии рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) и́мя, преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Пере­вод: Во бла­жен­ном успе­нии веч­ный покой подай, Гос­по­ди, усоп­ше­му рабу Тво­е­му (усоп­шей рабе Тво­ей), и сотво­ри ему (или ей) веч­ную память!)

В отсут­ствие иере́я ста́рший из миря́н: Р абу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Все́: В е́чная па́мять (три́жды).

Пьют заупо­кой­ную чашу и вку­ша­ют послед­нее блю­до. Тра­пе­за окан­чи­ва­ет­ся обыч­ным благодарением.

Моли́тва на благослове́ние пасхальных сне́дей

Го́споди Иису́се Хри­сте́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Кре­ста́ и страда́ний Твои́х ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием все́х испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ ны́не и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Тво­е­го́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Благодари́м Тя́, я́ко по милосе́рдию Тво­е­му́ и неизрече́нному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с и трапе́зою пра́здничною в подкрепле́ние и услажде́ние немощно́й пло́ти. Те́мже мо́лим Тя́, бла­го­сло­ви́ се́й пасха́льный хле́б, мле­ко́ огусте́вшее, я́ица и про́чия пасха́льныя сне́ди, наипа́че си́и, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Це́ркви, в мимоше́дшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от пол­но­ты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, Воскре́сшаго, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Тво­е­го́ Отца́ и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молит­ва сия может быть про­чи­та­на иере­ем или ста­рей­шим из при­сут­ству­ю­щих на пер­вой празд­нич­ной тра­пе­зе вме­сто обыч­ной фор­му­лы бла­го­сло­ве­ния.

Молитва иная при скудной пасхальной трапе́зе

Го́споди Иису́се Хри­сте́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Кре­ста́ и страда́ний Твои́х, ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием вся́ испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Тво­е­го́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Мо́лим Тя́: бла­го­сло­ви́ и освя­ти́ хле́бы сии́, и́хже рабы́ Твои́ по ску́дости свое́й вме́сто пас­халь­ных сне́дей угото́ваша и пред Твое́ Свято́е Лице́ принесо́ша. Да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х ве́рным в сла́дость и утеше́ние, и ску́дость трапе́зы да не омра­чит пра́здничной ра́дости люде́й Твои́х. Све́том воскресе́ния да раз­се­я­ны бу́дут все́ ско́рби и печа́ли, да все́ и бога­тые и убо­гие, и изоби­лу­ю­щие, и в ску́дости сущие сла́вят Тя́, Воскре́сшаго, и в ско́рбях отра́ду на́м Подаю́щаго, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Тво­е­го́ Отца́ и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва на благословение скоромных 3 снедей в праздник Рождества Христова

(чита­ет­ся на пер­вой празд­нич­ной тра­пе­зе вме­сто обыч­ной фор­му­лы благословения)

Го́споди Иису́се Хри­сте́ Бо́же на́ш, изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди на зем­ли́ во пло́ти яви́тися и от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и неизрече́нно роди́тися! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ на́с, по́двигом поста́ пре­до­чи­стив­ших­ся, дости́гнути вели́каго пра́здника Тво­е­го́ Рож­де­ства́ и в ра́дости духо́вной со а́нгелами воспева́ти Тя́, с па́стырями славосло́вити, с волх­ва­ми поклоня́тися. Благодари́м Тя́, я́ко по вели́кому милосе́рдию Тво­е­му́ и безме́рному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с ны́не не то́чию изобиль­ною пи́щею духо́вною, но и трапе́зою пра́здничной.
Т е́мже мо́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, исполня́ющаго все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соот­вет­ству­ю­щую вре́мени и пра­ви­лам церко́вным, бла­го­сло­ви́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Тво­ея́, в мимо­шед­шии дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́, вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от пол­но­ты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Тво­е­го́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Успения Пресвятой Богородицы

(чита­ет­ся на пер­вой празд­нич­ной тра­пе­зе вме­сто обыч­ной фор­му­лы благословения)

О, Пресвята́я Гос­по­же́ на́ша, Де́во Богоро́дице, и по отше́ствии Твое́м от зем­ли́ люде́й правосла́вных не оставля́ющая, но при́сно мило­стя­ми Свои́ми посеща́ющая, ра́дости на́ши усу­губ­ля­ю­щая, ско́рби утоля́ющая! Благодари́м Тя́, я́ко и ны́не дарова́ла еси́ на́м ра́дость дости́гнути пра́здника честна́го Тво­е­го́ Успе́ния, уте́шитися торжество́м церко́вным, услади́тися пи́щею духо́вною — похвала́ми, во сла́ву Твою́ вос­пе­ты­ми. Ве́руем, Влады́чице, я́ко Тво­е­го́ ра́ди хода́тайства даро­ва­но на́м и утеше́ние теле́сное — трапе́за пра́здничная. Моли́ у́бо, Пречи́стая, Тво­е­го́ Сы́на и Бо́га на́шего, все́х бла́г Да́теля, да благослови́т О́н пра́здничныя сне́ди, наипа́че сия́, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Свято́й Це́ркви, пра­во­слав­ные лю́ди возде́рживались в мимоше́дшие дни́ поста́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вси́ мы́, вся́кое дово́льство теле́сное иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от пол­но­ты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити пита́ющаго и не по грехо́м на́шим ми́лующаго на́с Тво­е­го́ Боже́ственнаго Сы́на Хри­ста́ Бо́га на́шего, ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, и Тебе́, на́шей Ма́тери Бла­го­дат­ной, Предста́тельнице, Помо́щнице и Уте́шительнице, вку́пе со святы́ми апо́столами моле́бно и благода́рственно взыва́ти: Пресвята́я Богоро́дице, помога́й на́м все­гда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(Если празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы слу­чит­ся в сре­ду или пяток, молит­ва сия чита­ет­ся пред тра­пе­зой на сле­ду­ю­щий день).

Молитва на благословение скоромных снедей (в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла)

(чита­ет­ся на пер­вой празд­нич­ной тра­пе­зе вме­сто обыч­ной фор­му­лы благословения)

Го́споди Иису́се Хри­сте́ Бо́же на́ш! Благодари́м Тя́, я́ко дарова́л еси́ на́м, по́прище поста́ святы́х апо́столов пре­шед­шим, дости́гнути пра́здника сла́вных Пер­во­вер­хов­ни­ков Пет­ра́ и Па́вла.
М о́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, испол­ня­ю­ще­го все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соот­вет­ству­ю­щую вре́мени и пра­ви­лам церко́вным, бла­го­сло­ви́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Тво­ея́, в мимо­шед­шие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́ вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от пол­но­ты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Тво­е­го́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(Если празд­ник Пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов слу­чит­ся в сре­ду или пяток, молит­ва сия чита­ет­ся пред тра­пе­зой на сле­ду­ю­щий день).

2 Сокра­ще­ние «Сла­ва» сле­ду­ет читать как «Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу». Сокра­ще­ние «и ныне»: «и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.»

3 Скоро́мная пи́ща – про­дук­ты живот­но­го про­ис­хож­де­ния, не доз­во­лен­ные в пост: мяс­ные и молоч­ные про­дук­ты, яйца.

Источник

Обычай молиться перед едой

Пре­ди­сло­вие архи­манд­рита Мака­рия (Вере­тен­ни­кова)

Наш совре­мен­ник, подвиж­ник бла­го­че­стия, отец Сера­фим Выриц­кий († 1949) оста­вил такое настав­ле­ние: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за тра­пе­зой, не при­зы­ваем Божие бла­го­сло­ве­ние на пищу. Раньше все делали с молит­вой на устах: пахали – моли­лись, сеяли – моли­лись, соби­рали урожай – моли­лись. Сейчас мы не ведаем, какие люди гото­вили то, что мы вку­шаем. Ведь часто еда при­го­тов­лена с хуль­ными сло­вами, руга­нью, про­кля­тьями. Поэтому обя­за­тельно нужно окроп­лять тра­пезу Иор­дан­ской (Кре­щен­ской) водой, – она все освя­щает, и можно не сму­ща­ясь вку­шать то, что при­го­тов­лено.

Всё, что мы вку­шаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся при­рода и ангель­ский мир служат чело­веку. Поэтому перед тра­пе­зой нужно осо­бенно усердно помо­литься. Прежде всего мы при­зы­ваем бла­го­сло­ве­ние Отца Небес­ного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Гос­подь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Бого­ро­дице Дево, радуйся…» и тро­парь Ангель­ским Силам: «Небес­ных воинств Архи­стра­тизи…». Неда­ром мы гово­рим: «Ангела за тра­пе­зой» – и воис­тину Ангелы с нами за тра­пе­зой, когда мы с молит­вой и бла­го­да­ре­нием вку­шаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тро­парь свя­ти­телю Нико­лаю, при­зы­вая вместе с ним бла­го­сло­ве­ние всех святых на нашу тра­пезу.

Так и моли­лись всегда перед едой у батюшки, и он бла­го­слов­лял своих духов­ных чад неукос­ни­тельно соблю­дать это молит­вен­ное пра­вило» [Старец иерос­хи­мо­нах Сера­фим Выриц­кий (Васи­лий Нико­ла­е­вич Мура­вьев) (1885–1949), М., 1996. – с. 43, 45]. Эти мысли еще более акту­альны в наши дни, когда, с одной сто­роны, мы начи­наем всё больше осо­зна­вать необ­хо­ди­мость воз­рож­де­ния пра­во­слав­ных тра­ди­ций, а с другой сто­роны, в обще­стве воз­росло дей­ствие демо­ни­че­ских сил. Поэтому изда­ва­е­мая до сих пор лите­ра­тура с рецеп­тами блюд для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина важна, но ещё более важна куль­тура хри­сти­ан­ского при­го­тов­ле­ния пищи и бла­го­го­вей­ного её вку­ше­ния. Для этой цели пере­из­да­ется редкая ныне бро­шюра свя­щен­ника В. Шумова.

И, взяв пять хлебов и две рыбы, воз­зрел на небо, бла­го­сло­вил и, пре­ло­мив, дал хлебы уче­ни­кам… ( Мф. 14:19 )

В этих словах гово­рится о чуде, совер­шён­ном Спа­си­те­лем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слу­шали слово Спа­си­теля о цар­ствии Божием, слу­шали целый день и с таким насла­жде­нием пита­лись этою нетлен­ною пищей, что забыли о пище веще­ствен­ной, необ­хо­ди­мой телу. Быть может, они сами и долго ещё не вспом­нили бы об этой необ­хо­ди­мой потреб­но­сти, если бы не напом­нили о том Спа­си­телю Его уче­ники. Уче­ники подо­шли к Спа­си­телю и ска­зали: «Место здесь пустын­ное, а время позд­нее, отпу­сти народ, чтобы он в сосед­них горо­дах и сёлах купил себе хлеба». – «Вы дайте им ясти», – сказал Спа­си­тель. Но что было дать, когда после стро­гого обыска, ока­за­лось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое коли­че­ство, Спа­си­тель велел най­ден­ное подать Ему и, воз­зрев на небо, бла­го­сло­вил, эти хлебы и рыбы, и, пре­ло­мив, дал уче­ни­кам; уче­ники же пре­по­дали народу. И дивное дело, – ели все и насы­ти­лись, и даже ока­зался оста­ток, – собрано 12 коро­бов кусков, как бы в дока­за­тель­ство, что не в вооб­ра­же­нии было всё слу­чив­ше­еся, но на самом деле.

Такова сила и могу­ще­ство нашего Спа­си­теля! В Его боже­ствен­ных руках слабое и немощ­ное дела­ется мощным, малое и ничтож­ное обра­ща­ется в вели­кое. Кто не узнает здесь Того, Кото­рый из праха сотво­рил чело­века, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, – он при­знал Боже­ствен­ного Чудо­творца истин­ным Мес­сией и хотел поста­вить Его даже царем, но Иисус Хри­стос укло­нился от этой чести, потому что быть царем земным не вхо­дило в план боже­ствен­ного домо­стро­и­тель­ства о спа­се­нии рода чело­ве­че­ского. Цар­ство Его не от мира сего.

В чуде Хри­сто­вом для нас, между прочим, поучи­тельно то, как Иисус Хри­стос при­сту­пил к насы­ще­нию народа. «Воз­зрев на небо, бла­го­слови», гово­рит еван­ге­лист. Итак, обра­ще­ние к Отцу Небес­ному, про­слав­ле­ние Его, одним словом – молитва, вот что пред­ше­ство­вало этой бла­го­дат­ной тра­пезе. И у нас есть бла­го­че­сти­вый обычай пред вку­ше­нием пищи обра­щаться с молит­вой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освя­щён при­ме­ром самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали укло­няться от этого обычая. К чему и зачем, гово­рят, это делать? Это ничего не зна­ча­щий обряд. Но похо­дят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вку­ше­нием пищи и пития?

Пред­ставьте, что у вас есть вещь, пода­рен­ная вам вашим другом, бла­го­де­те­лем, люби­мым вами братом, отцом, мате­рью, сест­рой или женой. Как вы обра­ща­е­тесь с этою вещью? Когда уви­дите её или когда ста­нете упо­треб­лять её, вы непре­менно вспом­ните того, кто пода­рил её вам, и если тот чело­век жив, вы поже­ла­ете ему заочно доб­рого здо­ро­вья, а если умер – Цар­ства Небес­ного. Точно так и здесь. Что такое пища, вку­ша­е­мая нами? Это дар Отца Небес­ного, пода­ю­щего нам на всякий день без всяких со сто­роны нашей заслуг, един­ственно по Своей мило­сти. Как же, садясь за стол, не вспом­нить Того, Кто питает нас? Как не восчув­ство­вать и не ска­зать пред Ним так: «Ничего, Гос­поди, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас про­мыш­ляя, посы­ла­ешь всё нужное для нашей жизни. Бла­го­слови же упо­треб­лять дар Твоей бла­го­сти во славу Твою и с поль­зою для нас». Так мы должны испо­ве­до­вать свою зави­си­мость от Бога; так должны сви­де­тель­ство­вать, что чув­ствуем Его мило­сти к нам. А что же делают те, кото­рые не хотят молиться пред столом и после стола? Они не хотят при­знать себя в зави­си­мо­сти от Бога; они себе, своим силам при­пи­сы­вают то, что имеют; они таким обра­зом как бы отни­мают у Бога то, что дей­стви­тельно исхо­дит от Него, явля­ются гор­дыми, небла­го­дар­ными. А гор­дость и небла­го­дар­ность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих-то грехах виновны те, кото­рые не сле­дуют обычаю молиться Богу пред вку­ше­нием пищи. Но дей­стви­тельно ли от Бога дается нам пища? Непре­менно так. Труд зем­ле­дельца нико­гда бы не увен­чался успе­хом, если бы Гос­подь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое – теп­лоту сол­неч­ную. Да он не мог бы и тру­диться, если бы Гос­подь не даро­вал ему сил к трудам. Боль­ной разве спо­со­бен к чему-нибудь? И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Он не дал хоро­ших спо­соб­но­стей душев­ных, дру­гому – креп­ких сил телес­ных, тре­тьему – средств к обра­зо­ва­нию себя, чет­вёр­тому – бла­го­де­те­лей. Иной живёт в боль­нице или бога­дельне, ест чужой хлеб – но и это всё от Бога. Это Он посы­лает людям слабым, бедным бла­го­де­те­лей; это Он вла­гает в сердца людей бога­тых жела­ние помочь бедным, поза­бо­титься об участи их; ради Него – во Имя Его ока­зы­ва­ется и самая помощь. Значит, всё от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вку­ше­нием пищи и по вку­ше­нии.

Молитва делает пищу не только полез­ною, но и при­ят­ною. При молитве и самое про­стое, неизыс­кан­ное куша­нье ста­но­вится при­ят­нее, сла­дост­нее, чем рос­кош­ные яства бога­чей и сла­сто­люб­цев. Эту истину я поясню при­ме­ром. Неда­леко от Кон­стан­ти­но­поля в глу­бо­ком без­мол­вии жил святой отшель­ник. Все почи­тали этого пустын­ника, и многие для пользы душев­ной посе­щали его. Одна­жды в одежде про­стого воина пришел к этому старцу рим­ский импе­ра­тор. При раз­го­воре при­шед­ший гость, увидал вися­щую на стене кор­зину с сухим хлебом. Ему захо­те­лось вку­сить этого хлеба. Старец очень этому обра­до­вался, принес дере­вян­ную чашку с водой, поло­жил туда сухой хлеб и, помо­лив­шись, сел со своим гостем за тра­пезу. По окон­ча­нии стола старец принес свежей воды и подал гостю. После тра­пезы гость открылся, кто он, и потом сказал: «Вот я и родился царём, и теперь цар­ствую, но нико­гда не вкушал хлеба, не пил воды с такою при­ят­но­стью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» – «Мы, монахи, при­ни­маем пищу свою с молит­вой и бла­го­сло­ве­нием, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празд­но­сло­вием, и оттого бога­тые и рос­кош­ные тра­пезы бывают у вас без­вкусны – им недо­стает услаж­да­ю­щего бла­го­сло­ве­ния Гос­подня». Пой­мите из рас­ска­зан­ного, что значит молитва перед вку­ше­нием пищи.

Не сле­дуйте, братие, тем, кото­рые не молятся, садясь за тра­пезу. Такие люди в учи­тели нам не годятся. Навер­ное можно ска­зать, что они и в другое время или нико­гда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при поль­зо­ва­нии дарами Его, тот не посты­дится воз­не­сти к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помо­лясь Богу пред столом, и за столом будьте в молит­вен­ном настро­е­нии, с мыслью о Христе и тут не рас­ста­вай­тесь, – так и думайте, что вот с вами Хри­стос, неви­димо при­сут­ству­ю­щий. Потому и за столом избе­гайте смеха, празд­но­сло­вия, неумест­ных рас­ска­зов, шуток. Если во время стола силь­нее, чем в другое время, чув­ству­ется потреб­ность пого­во­рить, то гово­рите сте­пенно. Помните, что в других местах даже в мол­ча­нии вку­шают хлеб. Дай нам, Гос­поди, на всякое время и на всяком месте питать в себе чув­ство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать – пить или есть, или иное что тво­рить, по слову Апо­стола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.

изда­тель­ство Мос­ков­ского Подво­рья Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, Москва 1997

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *