как рыбы приспособлены к месту своего обитания
Образ жизни и приспособляемость рыб
Приспособляемость рыб
Поразительное разнообразие форм и размеров рыб объясняется долгой историей их развития и высокой приспособляемостью к условиям существования.
Первые рыбы появились несколько сот миллионов лет назад. Ныне существующие рыбы мало похожи на своих предков, но в форме тела и плавников есть определенное сходство, хотя тело многих первобытных рыб было покрыто крепким костным панцирем, а сильно развитые грудные плавники напоминали крылья.
Древнейшие рыбы вымерли, оставив свои следы лишь в виде окаменелостей. По этим окаменелостям мы и строим догадки, предположения о предках наших рыб.
Еще труднее говорить о предках рыб, не оставивших никаких следов. Были и такие рыбы, которые не имели ни костей, ни чешуи, ни панцирей. Подобные рыбы и сейчас есть. Это миноги. Их называют рыбами, хотя они, по выражению знаменитого ученого Л. С. Берга, отличаются от рыб, как ящерицы от птиц. Миноги не имеют костей, носовое отверстие у них одно, кишечник похож на простую прямую трубку, рот в виде круглой присоски. В прошлые тысячелетия миног и родственных им рыб было много, но они постепенно вымирают, уступая место более приспособленным.
Акулы — также рыбы древнейшего происхождения. Предки их жили более 360 миллионов лет назад. Внутренний скелет акул хрящевой, но на теле есть твердые образования в виде шипов (зубов). У осетровых строение тела более совершенно— на теле пять рядов костяных жучек, в головном отделе есть кости.
По многочисленным окаменелостям древних рыб можно проследить, как развивалось и изменялось строение их тела. Однако нельзя считать, что одна группа рыб непосредственно обращалась в другую. Было бы грубейшей ошибкой утверждать, что от акул произошли осетровые, от осетровых — костистые. Нельзя забывать, что, кроме названных рыб, существовало громадное множество других, которые, не сумев приспособиться к условиям окружавшей их природы, вымерли.
Современные рыбы тоже приспосабливаются к природным условиям, и в процессе этого медленно, подчас незаметно, изменяется их образ жизни и строение тела.
Удивительный пример высокой приспособляемости к окружающим условиям представляют двоякодышащие рыбы. Обычные рыбы дышат жабрами, состоящими из жаберных дужек с прикрепленными к ним жаберными тычинками и жаберными лепестками. Двоякодышащие же рыбы могут дышать и жабрами, и «легкими» — своеобразно устроенными плавательными и впадает в спячку. В таком сухом гнезде удавалось перевозить протоптерусов из Африки в Европу.
Лепидосирен населяет заболоченные водоемы Южной Америки. Когда водоемы в засуху, длящуюся с августа по сентябрь, остаются без воды, лепидосирен, подобно протоптерусу, зарывается в ил, впадает в оцепенение, и его жизнь поддерживается пузырями. Пузырь-легкое двоякодышащих изобилует складками и перегородками с множеством кровеносных сосудов. Он напоминает легкое земноводных.
Чем объяснить такое строение дыхательного аппарата у двоякодышащих? Эти рыбы живут в мелких водоемах, которые на довольно длительное время высыхают и настолько беднеют кислородом, что дыхание жабрами становится невозможным. Тогда обитатели этих водоемов — двоякодышащие рыбы — переключаются на дыхание легкими, заглатывая наружный воздух. При полном высыхании водоема они зарываются в ил и там переживают засуху.
Двоякодышащих осталось очень мало: один род в Африке (протоптерус), другой — в Америке (лепидосирен) и третий — в Австралии (неоцератод, или чешуйчатник).
Протоптерус населяет пресные водоемы Центральной Африки и имеют длину до 2 метров. В засушливый период он зарывается в ил, образуя вокруг себя камеру («кокон») из глины, довольствуясь ничтожным количеством проникающего сюда воздуха. Лепидосирен— крупная рыба, достигающая 1 метра длины.
Австралийский чешуйчатник несколько больше лепидосирена, обитает в тиховодных речках, сильно заросших водной растительностью. При низком уровне воды (в засушливое в ремя) в речке начинает гнить трава, кислород в воде почти исчезает, тогда чешуйчатник переходит на дыхание атмосферным воздухом.
Все перечисленные двоякодышащие рыбы употребляются местным населением в пищу.
Каждая биологическая особенность имеет какое-то значение в жизни рыбы. Каких только придатков и приспособлений нет у рыб для защиты, запугивания, нападения! Замечательное приспособление имеет маленькая рыбка горчак. Ко времени размножения у самки горчака вырастает длинная трубка, через которую она откладывает икру в полость двустворчатой ракушки, где икра и будет развиваться. Это похоже на повадки кукушки, подкидывающей свои яйца в чужие гнезда. Не так легко достать икру горчака из твердых и острых створок ракушки. А горчак, свалив заботу на других, торопится убрать свое хитрое приспособление и снова гуляет на вольном просторе.
Глава 1. Рыбы и среда их обитания
Биологические особенности рыб и их анатомия
Каждый вид имеет признаки, отражающие приспособленность его к определенным условиям. Все особи вида могут скрещиваться и давать потомство. Каждый вид в процессе развития приспособился к известным условиям размножения и питания, температурному и газовому режимам и другим факторам водной среды.
Очень разнообразна форма тела, которая вызвана приспособлением рыб к различным, иногда очень своеобразным, условиям водной среды (рис. 1.). Наиболее распространены следующие формы: торпедовидная, стреловидная, лентовидная, угревидная, плоская и шаровидная.
У большинства рыб тело покрыто чешуей. Ее нет у рыб, плавающих с незначительными скоростями. Чешуя обеспечивает гладкость поверхности тела и предотвращает возникновение складок кожи на боках.
Рыбы пресноводных водоемов имеют костную чешую. По характеру поверхности различают два типа костной чешуи: циклоидную с гладким задним краем (карповые, сельдевые) и ктеноидную, задний край которой вооружен шипиками (окуневые). По годовым кольцам костной чешуи определяют возраст костистых рыб (рис. 2).
Возраст рыбы определяют также по костям (кости жаберной крышки, челюстная кость, большая покровная кость плечевого пояса-клейструме, срезы жестких и мягких лучей плавников и др.) и отолитам (известковые образования в ушной капсуле), где, как и на чешуе, образуются наслоения, соответствующие годовым циклам жизни.
Скелет рыб может быть хрящевой (осетровые рыбы и миноги) и костный (все остальные рыбы).
Рис. 3. Схема обмера и расположения плавников рыбы
Дыхательным органом являются жабры, которые расположены по обе стороны головы и прикрыты крышками. При дыхании рыба заглатывает воду ртом и выталкивает ее через жабры наружу. Кровь от сердца поступает в жабры, обогащаясь кислородом, и разносится по кровеносной системе. Карп, карась, сом, угорь, вьюн и другие рыбы, населяющие озерные водоемы, где часто не хватает кислорода, способны дышать кожей. У некоторых рыб плавательный пузырь, кишечник и специальные добавочные органы способны использовать кислород атмосферного воздуха. Так, змееголов, греясь на мелководье, может дышать воздухом через наджаберный орган. Кровеносная система рыб состоит из сердца и сосудов. Сердце у них двухкамерное (имеет лишь предсердье и желудочек), направляет венозную кровь через брюшную аорту к жабрам. Вдоль позвоночника проходят самые мощные кровеносные сосуды. У рыб только один круг кровообращения. Пищеварительными органами рыб являются рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, заканчивающийся анальным отверстием.
Ноздри расположены впереди каждого глаза, ведут в слепой обонятельный мешок.
Органы вкуса в виде микроскопических вкусовых клеток находятся в оболочке ротовой полости и на всей поверхности тела. У рыб осязание хорошо развито.
Гидростатическим органом, обеспечивающим плавучесть рыб, является плавательный пузырь, наполненный смесью газов и расположенный над внутренностями. У некоторых придонных рыб плавательный пузырь отсутствует.
Температурное чувство рыб связано с рецепторами, находящимися в коже. Простейшей реакцией рыб на изменение температуры воды является переход в места, где температура для них более благоприятна. Рыбы не имеют механизмов терморегуляции, температура их тела непостоянна и соответствует температуре воды или совсем незначительно отличается от нее.
Рыбы и внешняя среда
В воде живут не только различные виды рыб, только различные виды рыб, но и тысячи живых существ, растения и микроскопические организмы. Водоемы, где живут рыбы, отличаются друг от друга физико-химическими свойствами. Все эти факторы влияют на биологические процессы, протекающие в воде и, следовательно, на жизнь рыб.
Взаимоотношения рыб с внешней средой объединяют в две группы факторов: абиотические и биотические.
К биотическим факторам относится мир животных и растительных организмов, окружающих рыбу в воде и действующих на нее. Сюда же относятся внутривидовые и межвидовые отношения рыб.
Физические и химические свойства воды (температура, соленость, содержание газов и т. д.), действующие на рыб, называют абиотическими факторами. К абиотическим факторам также относятся размеры водоема и его глубина.
Без знания и изучения этих факторов невозможно успешно заниматься рыбоводством.
Антропогенным фактором называется воздействие на водоем хозяйственной деятельности человека. Мелиорация способствует повышению продуктивности водоемов, а загрязнение и забор воды снижают их продуктивность или превращают в мертвые водоемы.
Абиотические факторы водоемов
Водная среда, где обитает рыба, имеет определенные физические и химические свойства, изменение которых отражается на биологических процессах, протекающих в воде, а, следовательно, и на жизни рыб и других живых организмов и растений.
Температура воды. Разные виды рыб живут при разнообразной температуре. Так, в горах Калифорнии рыбка лукания живет в теплых источниках при температуре воды+50° С и выше, а карась проводит зиму в спячке на дне замерзшего водоема.
Температура воды является важным фактором для жизнедеятельности рыб. Она влияет на сроки икрометания, развитие икры, скорость роста, газообмен, пищеварение.
Теплолюбивые рыбы (сазан, лещ, плотва, сом и др.) зимой концентрируются в определенных для каждого вида участках глубинной зоны, они проявляют пассивность, питание их замедляется или совершенно прекращается.
Рыбы, которые ведут активный образ жизни и в зимний период (лососевые, сиговые, судак и др.) относятся к холодолюбивым.
Распределение промысловых рыб в больших водоемах обычно зависит от температуры в разных районах этого водоема. Оно используется для ведения лова рыбы и промысловой разведки.
Соленость воды также действует на рыб, хотя большинство из них выдерживают ее колебания. Соленость воды определяется в тысячных долях: 1 промилле равно 1 г растворенных солей в 1 л морской воды, и оно обозначается знаком ‰. Отдельные виды рыб выдерживают соленость воды до 70‰, т. е. 70 г/л.
По местообитанию и по отношению к солености воды рыб подразделяют обычно на четыре группы: морские, пресноводные, проходные и солоновато-водные.
К морским относятся рыбы, живущие в океанах и прибрежных морских водах. Пресноводные рыбы постоянно живут в пресной воде. Проходные рыбы для размножения переходят либо из морской воды в пресную (лососи, сельди, осетровые), либо из пресной воды в морскую (некоторые угри). Солоновато-водные рыбы обитают в опресненных участках морей и во внутренних морях с пониженной соленостью.
Углекислый газ играет важную роль в жизни водоема, образуется в результате биохимических процессов (разложение органического вещества и т. п.), он соединяется с водой и образует угольную кислоту, которая, взаимодействуя с основаниями, дает бикарбонаты и карбонаты. Содержание углекислоты в воде зависит от времени года и глубины водоема. Летом, когда водные растения поглощают углекислоту, ее в воде очень мало. Высокие концентрации углекислоты вредны для рыб. При содержании свободной углекислоты 30 мг/л рыба питается менее интенсивно, рост ее замедляется.
Сероводород образуется в воде при отсутствии кислорода и вызывает гибель рыб, причем сила действия его зависит от температуры воды. При высокой температуре воды рыба от сероводорода быстро гибнет.
При зарастании водоемов и гниении водной растительности в воде повышается концентрация растворенных органических веществ и меняется цвет воды. В заболоченных водоемах (бурый цвет воды) рыба вообще не может жить.
В большинстве пресных водоемов рН равен 6,5-8,5. Летом при интенсивном фотосинтезе наблюдается повышение рН до 9 и выше. Зимой при накоплении углекислоты подо льдом наблюдаются более низкие его значения; рН изменяется и в течение суток.
В прудовом и озерно-товарном рыбоводстве устанавливают регулярный контроль за качеством воды: определяют рН воды, цветность, прозрачность и ее температуру. Каждое рыбоводное хозяйство для ведения гидрохимического анализа воды имеет свою лабораторию, оснащенную необходимыми приборами и реактивами.
Биотические факторы водоемов
Биотические факторы имеют большое значение для жизни рыб. В каждом водоеме взаимно существуют иногда десятки видов рыб, которые отличаются друг от друга по характеру питания, по месторасположению в водоеме и другим признакам. Отличают внутривидовые, межвидовые взаимоотношения рыб, а также взаимоотношения рыб с другими водными животными и растениями.
Внутривидовые связи рыб направлены на обеспечение существования вида путем образования одновидовых группировок: стаи, элементарные популяции, скопление и др.
Элементарная популяция представляет группировку рыб в основном одного возраста, близких по физиологическому состоянию (упитанность, степень полового созревания, количество гемоглобина в крови и др.), и сохраняется пожизненно. Элементарными их называют потому, что они не распадаются ни на какие внутривидовые биологические группировки.
Стадо, или популяция,- одновидовая разновозрастная самовоспроизводящаяся группировка рыб, населяющая определенный район и привязанная к определенным местам размножения, нагула и зимовки.
нерестовые, возникающие для размножения, состоящие почти исключительно из половозрелых особей;
миграционные, возникающие на путях движения рыб на нерест, нагул или зимовку;
нагульные, образующиеся на местах кормежки рыбы и вызываемые главным образом концентрацией пищевых объектов;
зимовальные, возникающие в местах зимовки рыб.
Колонии образуются как временные защитные группировки рыб, обычно состоящие из особей одного пола. Они образуются на местах размножения для защиты кладок икры от врагов.
Характер водоема и численность в ней рыб влияют на их рост и развитие. Так, в небольших водоемах, где много рыб, они мельче, чем в крупных водоемах. Это видно на примере сазана, леща и других видов рыб, которые стали более крупными на Бухтарминском, Капчагайском, Чардаринском и других водохранилищах, чем они были раньше в бывшем оз. Зайсан, Балхашско-Илийском бассейне и в озерных водоемах Кзыл-Ординской области.
Увеличение числа рыб одного вида часто приводит к уменьшению количества рыб другого вида. Так, в водоемах, где много леща, сокращается количество сазана, и наоборот.
Между отдельными видами рыб существует конкуренция из-за пищи. При наличии в водоеме хищных рыб пищей для них служат мирные и более мелкие рыбы. При чрезмерном повышении численности хищных рыб сокращается количество рыб, служащих для них пищей и вместе с тем ухудшается породное качество хищных, они вынужденно переходят на каннибализм, т. е. употребляют в пищу особей своего вида и даже своих потомков.
Питание рыб разное, в зависимости от их вида, возраста, а также времени года.
Кормами для рыб служат планктонные и бентосные организмы.
По характеру питания рыб внутренних водоемов делят на:
1. Растительноядные, которые в пищу употребляют в основном водную флору (белый амур, толстолобик, плотва, красноперка и др.).
2. Животноядные, которые употребляют в пищу беспозвоночных (вобла, лещ, сиги и др.). Они делятся на две подгруппы:
планктофаги, которые питаются простейшими, диатомовыми и некоторыми водорослями (фитопланктон), некоторыми кишечнополостными, моллюсками, яйцами и личинками беспозвоночных и др.;
бентофаги, которые питаются организмами, обитающими на грунте и в грунте дна водоемов.
3. Ихтиофаги, или хищные, которые питаются рыбой, позвоночными животными (лягушки, водоплавающие птицы и др.).
Однако такое деление условно.
Рыбы отличаются и по характеру откладки икры в период нереста. Здесь выделяют следующие экологические группы;
мантийной полости моллюсков и иногда под панцири крабов и других животных (горчаки).
Рыбы находятся в сложных взаимоотношениях между собою, жизнь и их рост зависят от состояния водоемов, от биологических и биохимических процессов, протекающих в воде. Для искусственного разведения рыб в водоемах и для организации товарного рыбоводства необходимо хорошо изучить имеющиеся водоемы и пруды, знать биологию рыб. Рыбоводные мероприятия, осуществляемые без знания дела, могут нанести только вред. Поэтому в рыбохозяйственных предприятиях, совхозах, колхозах должны быть опытные специалисты-рыбоводы и ихтиологи.
Урок по биологии для 7 класса на тему «Приспособления рыб к водной среде обитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Надкласс Рыбы.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Насчитывается около 20 тыс. видов рыб Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ
Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания
Факторы водной среды Большая плотность Прозрачность Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода Текучесть Высокое давление на больших глубинах Сильное поглощение солнечных лучей
Применив прием «Фишбоун», опишите приспособления рыб к обитанию в водной среде.
Применив прием «Фишбоун», опишите приспособления рыб к обитанию в водной среде. Проблема или вопрос вывод Признаки или факты Следствие или проявление
Форма тела Обтекаемая Между головой и туловищем нет шеи
Форма тела Сплюснутая с боков Торпедообразная Сплюснута сверху и снизу
Чешуя Чешуя костных рыб растёт неравномерно (циклически), образуя годичные кольца.
Окраска тела Подходит под цвет окружающей среды – покровительственная
Окраска тела Сверху – темная. На фоне темного дна водоема рыбу не видно сверху. Снизу – светлая. Рыбу не видно, глядя снизу на фоне светлого неба.
Зеркальный карп Сом
Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде? 1. Прочитайте текст. 2. Рассмотрите рисунок. 3. Ответьте на вопросы. 4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы
Движение при помощи плавников Повороты Движение вперед Поддержание равновесия Парные – брюшные и грудные Хвостовой Непарные – спинной, анальный
Жабры – орган водного дыхания Косная основа – жаберная дуга. Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров. Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.
органы чувств Глаза Орган слуха Ноздри (1) Органы вкуса (2) 1 2
Хрусталик не меняет кривизны Рыбы «близоруки», хорошо видят на расстоянии 2-3 м. Зрение рыб зависит от свойств воды Рыбы видят предметы и в наземно-воздушной среде Век и ресниц нет – рыба видит в т. ч. назад Рыбы спят с открытыми глазами органы зрения
Орган слуха и равновесия «Нем как рыба», а слышат ли рыбы? Звук в воде усиливается На поверхности головы органа слуха не видно Звук воспринимается всей поверхностью тела рыбы и височными костями черепа У рыб отличный слух
1. Из каких отделов состоит тело рыбы?
2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?
3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?
4. Есть ли у рыбы «паспорт»?
5. Где у рыбы находится вещество страха?
6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?
7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?
8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?
9. Почему рыбы не могут дышать на суше?
10. Какие органы чувств есть у рыб?
11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?
12. Какие плавники рыба использует как весла?
Оцените свою активность на уроке Работал активно Работал, но не очень активно Был пассивен
Выбранный для просмотра документ план конспект.docx
Открытый урок по биологии в 7 классе
Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»
Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.
2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми
организмами, работать с текстом учебника, воспринимать
учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
Изучение новой темы
Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.
Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов
для работы на занятие.
1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.
Держали в Древнем Риме и Греции.
В Европе впервые появились только в XVII в.
В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.
В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.
Сказочный персонаж, исполняющий желания.
2. Есть такой знак зодиака
Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.
И постанавливают тему урока.
Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.
1) Познакомимся с чертами строения рыб.
2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать
учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.
1) Изучат черты строения рыб.
2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать
учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.
4. Изучение новой темы.
Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб
— Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.
I стадия – Вызов (мотивация).
Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?
Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?
Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.
II стадия – содержание.
Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:
1 задание. Посмотреть видео фрагмент.
С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.
Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).
(Она приспособлена к жизни в воде).
Ребята записывают тему урока в тетрадь.
Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.
Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.
Ограниченное количество кислорода.
Вода – растворитель (соли, газы).
Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).
Вывод : приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).
— Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?
Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).
В чем особенности покровов тела рыбы?
Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?
Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ ( гормон страха)
ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.
Каковы особенности окраски рыбы?
Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.
Что такое боковая линия и каково ее значение?
Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.
Снижение трения воды