Гоголь портрет сколько раз снился сон
Тест по повести Н.В.Гоголя «Портрет»
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Гоголь портрет сколько раз снился сон
Главным героем повести Гоголя является Андрей Петрович Чартков, бедный дворянин. Герой снимает небольшую комнатку на Васильевском острове. В то же время судьба не обделяет Чарткова талантом, и он, создавая картины, мечтает о «щегольской жизни модных живописцев» [Гоголь, 1938: III, 85. Далее цитируется это издание, страницы указываются в скобках]. Однажды Чартков заходит в картинную лавку, где находит страшный портрет, с изображенным на нем ростовщиком с «живыми глазами» [116]. Герой «совершенно неожиданно» [83] покупает этот портрет, после чего с ним начинают происходить странные вещи…
Уже при первом знакомстве с текстом обращают на себя внимание многочисленные любопытные детали, побуждающие более пристально рассмотреть сны героя. Одной из таких интереснейших деталей становится синий цвет, на котором Гоголь неоднократно акцентирует наше внимание. В тексте «Портрета» мы видим, что первое упоминание синего цвета начинается после того, как Чартков, купив портрет ростовщика, возвращается домой: «красный цвет вечерней зари оставался еще на половине неба, а между тем уже холодное синеватое сияние месяца становилось сильнее» [83]. Придя домой, художник снова видит синий цвет, когда его слуга «в синей рубахе» [83] встает позади него. Как только Чартков вступает «в свою переднюю, нестерпимо холодную с мерзнувшими окнами» [84], мы снова видим оттеночные слова, ассоциирующиеся у нас с синим цветом.
Комментируя предыдущие обнаружения синего цвета, можно сказать, что синий сменяет красный, как холодная ночь сменяет теплый день, и для героя наступает время, привычное для сна, в результате чего даже реальность невольно подстраивается под этот колорит – отсюда именно синяя рубаха на слуге и мерзнувшие окна в прихожей. Далее мы встречаемся с синим цветом, когда герой понимает, что «на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо», и в этот момент «сияние месяца» озаряет комнату [86–87]. Именно это «сияние месяца» [87] будет постоянно встречаться во сне героя. Вскоре Чартков видит сон, в котором старик взял мешок, «развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: “1000 червонных”» [90].
Далее, изучая текст произведения, мы узнаем, что герой крадет у ростовщика один такой «синий сверток». Когда же к Чарткову приходят хозяин квартиры и квартальный, который по неосторожности «пожал, видно, слишком крепко раму портрета боковые досточки вломились во внутрь, одна упала на пол, и вместе с нею упал, тяжело звякнув, сверток в синей бумаге» [95]. Гоголь снова обращает наше внимание на «сверток в синей бумаге», но персонаж видит его уже в реальности. Чартков забирает себе сверток с колдовским золотом, благодаря которому получает жизненное обеспечение и первый успех, но в итоге золото ростовщика губит его.
[Баркова 2015]. Но в то же время, рассуждая о психологии цвета, Баркова говорит о том, что синяя одежда Девы Марии символизирует «печаль, скорбь о гибели сына», в таком контексте синий цвет обозначает святость, считается никак не цветом ада, зла и нечисти. Именно этот контраст дает нам возможность предположить, что в данной повести синий цвет используется в перевернутом и искаженном значении. Изучив психологию цвета, мы решили обратиться к тексту и посмотреть, как же символика цвета отражается на сне Чарткова. В своих статьях В.Ш. Кривонос дает анализ мотива сна героя «Портрета», исследователь убежден в том, что в этом произведении сон является трехступенчатым. Действительно, видимые границы сна дают нам понять, что сон трехступенчат, кроме того, он имеет форму шкатулки, в которой сны не просто сменяют друг друга, но и вкладываются один в другой, так что каждый последующий сон после пробуждения воспринимается героем как явь: «Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей сверток, употребил все усилие сделать движенье, вскрикнул и проснулся Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки» [90]; «И видит он: это уже не сон; черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто бы хотели его высосать … с воплем отчаянья, отскочил он и проснулся. „Неужели и это был сон?“
Да, он лежит на постели в таком точно положенье, как заснул» [91]; «И вот видит ясно, что простыня начинает раскрываться, как будто бы под нею барахтались руки и силились ее сбросить. „Господи, боже мой, что это!“ вскрикнул он, крестясь отчаянно, и проснулся. И это был также сон!» [91]. Однако позволим себе не согласиться с нашим предшественником, утверждавшим, что сон трехступенчат, так как далее герой снова засыпает, причем пребывает в состоянии, хотя и не сопровождающемся сновидениями, однако же близком к смерти: «Он вскочил с постели, полоумный, обеспамятевший, и уже не мог изъяснить, что это с ним делается: давленье ли кошмара или домового, бред ли горячки, или живое виденье он подошел к окну и открыл форточку. Холодный пахнувший ветер оживил его наконец почувствовал он приближающуюся дремоту, захлопнул форточку, отошел прочь, лег в постель и скоро заснул как убитый самым крепким сном» [92]). Мы решили продолжить изучение этого мотива.
Мы намерены доказать, что выявлены не все эпизоды, которые можно идентифицировать как сны персонажа, так как лексикостилистические маркеры текста позволяют предположить, что сновидение Чарткова началось гораздо раньше, а закончилось гораздо позже, в некотором смысле превратив всю его жизнь после обнаружения рокового портрета в сон. Андрей Белый в монографии «Мастерство Гоголя» исследует процентное соотношение цветописи Гоголя в разных произведениях и периодах его творчества. Его исследования показывают, что в первой группе, к которой относятся волшебные повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода», присутствие синего достигает 10,7 %. Но уже во второй группе, в которую входят бытовые повести «Миргорода» и петербургские повести, доля синего снижается до 6,1 % [Белый 1934: 144]. Иными словами, Андрей Белый отмечает существенное снижение упоминаний синего цвета при переходе от волшебных повестей к бытовым. С другой стороны, Ю.В. Манн в «Поэтике Гоголя» считает интересующий нас «Портрет» наиболее волшебным из петербургских текстов: «С точки зрения искусства тайны, пожалуй, на первое место должен быть поставлен «Портрет», где атмосфера тайны предельно сгущена сумеречным или ночным фоном действия и неоднократным напоминанием о существовании тайны. Чертков решает, что какая-то тайна, «может быть, его собственное бытие связано с этим портретом»; пользовавший Черткова доктор «старался всеми силами отыскать тайное отношение между грезившимися ему привидениями и происшествиями его жизни”. Ответом на эти вопросы служит вторая часть повести (рассказ сына художника), из чего, кстати, можно заключить, что фантастической предыстории принадлежит главная роль в снятии тайны». Важно, что в приведенной цитате Манн также отмечает сумеречный колорит повести, т.е. присутствие синего в ее цветовом решении [Манн 1988: 84–85]. Как соотнести это возвращение к мистическому синему с наблюдениями Белого об уменьшении доли этого цвета в бытовых текстах? Противоречие снимается при обращении к теории Манна о постепенном «снятии носителя фантастического» в творчестве Гоголя. В ранних текстах явная фантастика «идентифицировалась со сверхъестественной силой. Обычно повествование начиналось с какого-либо странного, необъяснимого события, то есть читатель с первых строк сталкивался с тайной. Напряжение тайны возрастало все больше и больше»
Тест на знание текста «Портрет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Гоголь портрет сколько раз снился сон
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Символика синего цвета и мотив сна в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Главным героем повести Гоголя является Андрей Петрович Чартков, бедный дворянин. Герой снимает небольшую комнатку на Васильевском острове. В то же время судьба не обделяет Чарткова талантом, и он, создавая картины, мечтает о «щегольской жизни модных живописцев» [Гоголь, 1938: III, 85. Далее цитируется это издание, страницы указываются в скобках]. Однажды Чартков заходит в картинную лавку, где находит страшный портрет, с изображенным на нем ростовщиком с «живыми глазами» [116].
Герой «совершенно неожиданно» [83] покупает этот портрет, после чего с ним начинают происходить странные вещи… Уже при первом знакомстве с текстом обращают на себя внимание многочисленные любопытные детали, побуждающие более пристально рассмотреть сны героя. Одной из таких интереснейших деталей становится синий цвет, на котором Гоголь неоднократно акцентирует наше внимание. В тексте «Портрета» мы видим, что первое упоминание синего цвета начинается после того, как Чартков, купив портрет ростовщика, возвращается домой: «красный цвет вечерней зари оставался еще на половине неба, а между тем уже холодное синеватое сияние месяца становилось сильнее» [83]. Придя домой, художник снова видит синий цвет, когда его слуга «в синей рубахе» [83] встает позади него. Как только Чартков вступает «в свою переднюю, нестерпимо холодную с мерзнувшими окнами» [84], мы снова видим оттеночные слова, ассоциирующиеся у нас с синим цветом.
Комментируя предыдущие обнаружения синего цвета, можно сказать, что синий сменяет красный, как холодная ночь сменяет теплый день, и для героя наступает время, привычное для сна, в результате чего даже реальность невольно подстраивается под этот колорит – отсюда именно синяя рубаха на слуге и мерзнувшие окна в прихожей. Далее мы встречаемся с синим цветом, когда герой понимает, что «на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо», и в этот момент «сияние месяца» озаряет комнату [86–87]. Именно это «сияние месяца» [87] будет постоянно встречаться во сне героя. Вскоре Чартков видит сон, в котором старик взял мешок, «развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: “1000 червонных”» [90]. Далее, изучая текст произведения, мы узнаем, что герой крадет у ростовщика один такой «синий сверток». Когда же к Чарткову приходят хозяин квартиры и квартальный, который по неосторожности «пожал, видно, слишком крепко раму портрета боковые досточки вломились во внутрь, одна упала на пол, и вместе с нею упал, тяжело звякнув, сверток в синей бумаге» [95].
Гоголь снова обращает наше внимание на «сверток в синей бумаге», но персонаж видит его уже в реальности. Чартков забирает себе сверток с колдовским золотом, благодаря которому получает жизненное обеспечение и первый успех, но в итоге золото ростовщика губит его. Из книги Браэма «Психология цвета» мы узнали, что синий цвет – это символ вечности; часто синий цвет символизирует чудеса, мечту, что-то загадочное и сказочное. В своем «Учении о цветах» Гете так описывает воздействие синего цвета на человека: «Странное воздействие этого цвета на глаз человека описать практически невозможно. Любая красивая вещь притягивает к себе наш взгляд. Также мы созерцаем и синий, не будучи способными остановиться. Этот цвет влечет за собою».
Действительно, видимые границы сна дают нам понять, что сон трехступенчат, кроме того, он имеет форму шкатулки, в которой сны не просто сменяют друг друга, но и вкладываются один в другой, так что каждый последующий сон после пробуждения воспринимается героем как явь: «Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей сверток, употребил все усилие сделать движенье, вскрикнул и проснулся Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки» [90]; «И видит он: это уже не сон; черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто бы хотели его высосать … с воплем отчаянья, отскочил он и проснулся. „Неужели и это был сон?“ Да, он лежит на постели в таком точно положенье, как заснул» [91]; «И вот видит ясно, что простыня начинает раскрываться, как будто бы под нею барахтались руки и силились ее сбросить. „Господи, боже мой, что это!“ вскрикнул он, крестясь отчаянно, и проснулся. И это был также сон!» [91]. Однако позволим себе не согласиться с нашим предшественником, утверждавшим, что сон трехступенчат, так как далее герой снова засыпает, причем пребывает в состоянии, хотя и не сопровождающемся сновидениями, однако же близком к смерти: «Он вскочил с постели, полоумный, обеспамятевший, и уже не мог изъяснить, что это с ним делается: давленье ли кошмара или домового, бред ли горячки, или живое виденье он подошел к окну и открыл форточку. Холодный пахнувший ветер оживил его наконец почувствовал он приближающуюся дремоту, захлопнул форточку, отошел прочь, лег в постель и скоро заснул как убитый самым крепким сном» [92]). Мы решили продолжить изучение этого мотива.
Мы намерены доказать, что выявлены не все эпизоды, которые можно идентифицировать как сны персонажа, так как лексикостилистические маркеры текста позволяют предположить, что сновидение Чарткова началось гораздо раньше, а закончилось гораздо позже, в некотором смысле превратив всю его жизнь после обнаружения рокового портрета в сон. Андрей Белый в монографии «Мастерство Гоголя» исследует процентное соотношение цветописи Гоголя в разных произведениях и периодах его творчества. Его исследования показывают, что в первой группе, к которой относятся волшебные повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода», присутствие синего достигает 10,7 %. Но уже во второй группе, в которую входят бытовые повести «Миргорода» и петербургские повести, доля синего снижается до 6,1 % [Белый 1934: 144]. Иными словами, Андрей Белый отмечает существенное снижение упоминаний синего цвета при переходе от волшебных повестей к бытовым. С другой стороны, Ю.В. Манн в «Поэтике Гоголя» считает интересующий нас «Портрет» наиболее волшебным из петербургских текстов: «С точки зрения искусства тайны, пожалуй, на первое место должен быть поставлен «Портрет», где атмосфера тайны предельно сгущена сумеречным или ночным фоном действия и неоднократным напоминанием о существовании тайны. Чертков решает, что какая-то тайна, «может быть, его собственное бытие связано с этим портретом»; пользовавший Черткова доктор «старался всеми силами отыскать тайное отношение между грезившимися ему привидениями и происшествиями его жизни”. Ответом на эти вопросы служит вторая часть повести (рассказ сына художника), из чего, кстати, можно заключить, что фантастической предыстории принадлежит главная роль в снятии тайны».
Важно, что в приведенной цитате Манн также отмечает сумеречный колорит повести, т.е. присутствие синего в ее цветовом решении [Манн 1988: 84–85]. Как соотнести это возвращение к мистическому синему с наблюдениями Белого об уменьшении доли этого цвета в бытовых текстах? Противоречие снимается при обращении к теории Манна о постепенном «снятии носителя фантастического» в творчестве Гоголя. В ранних текстах явная фантастика «идентифицировалась со сверхъестественной силой. Обычно повествование начиналось с какого-либо странного, необъяснимого события, то есть читатель с первых строк сталкивался с тайной. Напряжение тайны возрастало все больше и больше».
Литература Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М., 2005. Баркова А.Л. Синий Бык и Бог Земли: лекция 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litra.pro/sotvorenie-mira-boginya-matj-bog-zemli-bessmertnaya-vozlyublennaya/barkovaaleksandra-leonidovna/read/3. Загл. с экрана. Дата обращения: 18.01.2019. Белый А. Мастерство Гоголя: исследование. М.; Л., 1934. Браэм Г. Психология цвета. М., 2009. Гоголь Н.В. Портрет // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. В 14 т. Т. 3. Повести. М., 1938. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп. М., 1988. Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: пространство смысла. 2-е изд., испр. М., 2015.
А.Е. Саутина (Саратов)
Другие новости и статьи
Запись создана: Понедельник, 14 Сентябрь 2020 в 12:45 и находится в рубриках Новости.
«Портрет» Н. В. Гоголь Кратко
Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Портрет» Краткое содержание
В своей повести “Портрет” Николай Васильевич Гоголь на сравнении двух судеб героев рассмотрел насколько губителен для человека творческой профессии отказ от дара свыше во имя материального благополучия. Повесть состоит из двух частей, которые связывает мистический портрет, оказавший судьбоносное влияние на жизни главных героев-художников.
Очень краткий пересказ повести Н. В. Гоголя «Портрет»
Художник Чартков влачит жалкое существование, но не опускается до написания “коммерческих” портретов, работая над своим талантом. Однажды в лавке ростовщика он покупает на последнюю монету страшный портрет с “живыми” глазами и приносит его домой. Ночью герой видит жуткий сон, в котором старик с портрета пересчитывает огромные деньги, а на утро Чартков находит часть этих денег в раме картины. Счастливый он раздаёт долги, снимает хорошую квартиру, покупает себе дорогие вещи. Деньги меняют его взгляды на жизнь, и художник берётся за рисование бездарных портретов. Теперь у него есть деньги и поклонники, но больше нет претензий на истинный талант. Счастья деньги художнику не принесли.
Страшный портрет после смерти Чарткова вновь объявляется и на этот раз его продают на аукционе за приличную цену. Однако один из участников аукциона рассказывает публике историю своего отца, тоже художника, тоже пострадавшего от влияния портрета. Посетители мероприятия решают, что мистическую картину необходимо уничтожить. Однако проклятый портрет успевает бесследно исчезнуть.
Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Портрет»
Главные герои повести «Портрет»:
Второстепенные герои повести “Портрет”:
Эпизодические персонажи повести “Портрет”:
Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Портрет» подробно по частям
Часть I. История художника Чарткова
В небольшой лавке за символическую цену бедный художник Чартков приобретает неоконченный портрет. Среди прочего ширпотрёба эта работа ярко выделяется, она явно выполнена профессионально, талантливым мастером. Особенно художник был сражён техникой выполнения глаз на портрете, они смотрели с полотна словно живые.
Дома Чартков повесил картину на стену, узнал от своего единственного слуги, что хозяин квартиры заходил с квартальным, так как художник сильно задолжал за аренду. Затем герой улёгся спать на износившийся до дыр диван и ему приснился странный сон. Ростовщик вылез из портрета и пересчитывал огромные деньги, а затем, обронив один из столбиков с монетами, вновь вернулся в картину. Проснувшись, Чартков обнаружил тайник с деньгами в раме картины.
С этой находкой жизнь бедного художника кардинально изменилась. Он раздал все долги, купил дорогую одежду и снял хорошую квартиру. Но деньги ростовщика из “проклятой” картины не принесли счастья Чарткову. Он стал браться за хорошо оплачиваемые заказы портретов, выполнял их наскоро, без души, совершенно бездарно. После смерти художника картина на некоторый период времени исчезла.
Часть II. История происхождения страшного портрета
Картина появилась вновь на одном из аукционов. В процессе торга один из посетителей, молодой человек и начинающий художник Б.. рассказал её историю.
Картину эту написал его отец, художник, который задумал изобразить “духа тьмы”. Натурщиком для картины стал коломенский ростовщик, который прославился тем, что мог одолжить любую сумму денег. Однако его услуги оказывались фатальными для тех, кто обращался за займом. Люди вынуждены были выплачивать слишком высокие проценты, но не это самое страшное: после сделки с ростовщиком многие сходили с ума или кончали со своей жизнью.
Мистика не прекратилась и после смерти ростовщика. Его портрет, попав в чьи-либо руки менял жизнь человека до неузнаваемости и далеко не в лучшую сторону. Так получилось и с судьбой Чарткова…
Отец молодого художника, что рассказал гостям аукциона страшную правду о портрете, просил сына уничтожить картину. Все присутствующие согласились с этим. Но картина чудесным образом пропала…
Кратко об истории создания повести Н. В. Гоголя «Портрет»
Повесть Гоголя “Портрет” пережила две редакции автора. Над первой писатель работал в 1833-1834 годах. Повесть была издана в сборнике “Арабески”, но получила отрицательные отзывы. Это время относится к периоду переосмысления Гоголем своих взглядов на искусство, задачи и миссию творца. Возможно, в связи с последним, Николай Васильевич серьёзно подкорректировал и переиздал свою повесть. Обновлённый “Портрет” вышел в печать в 1842 в журнале “Современник”.