Гигиена сна у детей дошкольного возраста
Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников
Опубликовано в журнале: ПРАКТИКА ПЕДИАТРА, Гигиена. Май, 2008
А.А. Силаев, О.Л. Попова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава
В понятие «суточный режим» входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов) [3, 6]. В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией аналогичные отклонения отмечаются и в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.
Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
— сон;
— пребывание на открытом воздухе (прогулки);
— воспитательная и учебная деятельность;
— игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
— самообслуживание, помощь семье;
— приемы пищи;
— личная гигиена.
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1). В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет. Причем на начальном этапе обучения в школе в условиях повышенных умственных и физических нагрузок также необходимо организовать дневной сон для первоклассников, который является фактором, обеспечивающим нормально протекающую адаптацию к образовательному процессу. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Таблица 1. Продолжительность сна у детей
Возраст | Продолжительность сна (часы) | ||
Дневного | Ночного | Суммарно | |
3-4 года | 2,15 | 10 | 12,15 |
4-5 лет | 2,0 | 9,5 | 11,5 |
5-6 лет | 1,45 | 9,45 | 11,3 |
6-7 лет | 1,45 | 9,45 | 11,3 |
7-10 лет | — | 10-11 | 10-11 |
10-12 лет | — | 9-10 | 9-10 |
12-14 лет | — | 9-9,5 | 9-9,5 |
14-17 лет | — | 8-9 | 8-9 |
Воспитательная и учебная деятельность.
Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).
Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку, продолжительность которой должна составлять не менее 2 часов для учащихся начальных классов и не менее 1,5 часов для учащихся средних классов. Самоподготовка (выполнение домашнего задания) должна начинаться не ранее 16:00 часов. Для первоклассников желателен послеобеденный пассивный отдых (сон) в течение 1-1,5 часов.
В период каникул и в выходные дни следует увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные занятия, соревнования, экскурсии, походы, больше отводить времени творческой деятельности учащихся. На этом важно акцентировать внимание родителей, поскольку даже в каникулярное время у детей преобладают статические виды деятельности (просмотр телепередач, занятия за компьютером).
Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Список использованной литературы находится в редакции.
Сведения об авторах:
Гигиена сна у детей дошкольного возраста
Устали от частых ночных пробуждений?
Короткие сны? Истерики? Ночные гуляния?⠀
Стоимость 390 рублей вместо 3500
Гигиена сна
Какие рекомендации можно дать родителям для соблюдения гигиены сна малыша?
1. Чтобы у ребенка не выработалась привычка засыпать с помощью родителей, важно укладывать его в кроватку, когда он сонный, но еще не спит.
2. Ввиду незрелости нервной системы малыша, важно укладывать спать ребенка по признакам усталости.
3. Не рекомендуется перед сном проводить активные игры. Почитайте книги с ребенком, складывайте мозаику, слушайте спокойную музыку.
4. Не перекармливайте карапуза на ночь. Пища должна быть легкой.
5. Время бодрствования проводите на свежем воздухе, чтобы организм ребенка мог выработать достаточно серотонина.
6. В ночное время в комнате должно быть темно и тихо, можно использовать белый шум.
7. В комнате для малыша создайте комфортный микроклимат (температуру, влажность).
Как правильно укладывать ребенка спать?
Искусственный или природный свет, без сомнения, является внешним фактором, влияющим на сон малыша. Он влияет не только на биоритмы ребенка, но и на чувство бодрости или сонливости. «Гормон сна», другими словами — мелатонин — вырабатывается только в темноте. Свет на него влияет губительно.
Для полноценного отдыха важно соблюдать темноту. В свою очередь, приглушение света перед сном, наоборот, помогает раннему укладыванию.
Чтобы малыш был готов уснуть, специалисты в области сна настоятельно рекомендуют приглушать свет в комнате за час до сна или использовать ночники. Полноценный сон — эта главная задача для родителей в первые годы жизни малыша.
Нет сомнений в том, что вы пытаетесь идти в ногу со временем. Представим ситуацию, что приходит домой бабушка и говорит: «Я была у подруги, у нее внук уже в 1,5 года умеет пользоваться телефоном, сам смотрит видео и фотографии, играет в детские игры». Вы начинаете думать, что тот ребенок очень умный, начинаете скачивать кучу приложений на телефон или планшет и даете своему чаду.
Но давайте посмотрим на последствия! Использование ребенком гаджетов перед сном приостанавливает выработку мелатонина (гормона сна). Включенный экран гаджетов перед сном может негативно сказаться на сне. Просмотр фильмов или мультфильмов перед сном оттягивает засыпание, сбивается привычный режим. Просмотр мультфильмов в утреннее время может стать ассоциацией на пробуждение. В таком случае чуткий утренний сон может прерваться.
Что делать, если ребенок все-таки требует использовать гаджеты? Объясните ему, что их действие плохо влияет на организм. Старайтесь сами меньше времени проводить с телефоном в руках. Помните о том, что вы — родители, а значит все решения, которые вы принимаете — во благо малышу. Родители ведут за собой, показывают пример.
Малышу уже полгода или даже год? Может, уже два? Казалось бы, что все трудности позади, но не все так просто. Ребенку важно помочь — научить засыпать самостоятельно. Этот процесс трудоемкий. Надо запастись терпением и набраться уверенности!
Опыт многих специалистов указывает на то, что нужно учитывать особенности ребенка и не переусердствовать в начинаниях. Ребенок обязательно должен привыкнуть к изменениям, не стоит его торопить.
Специалисты в области сна рекомендуют мамочкам, которые практиковали совместный сон с ребенком, укладывать его спать отдельно. Но тут я оговорюсь, что каждые родители делают так, как им удобно. Научить самостоятельному засыпанию можно и при совместном сне.
Если еще остались ночные кормления, то важно разделить грудь и сон. При этом не обязательно отлучать от груди. Просто приучите малыша к тому, что грудь — это не всегда сон. Сонного ребенка аккуратно перекладывайте в его кроватку еще до момента засыпания.
Движения ребенка становятся хаотичными, он может спать как захочет: на спине, животе или на боках. Если вы спите рядом с ребенком, то можете не выспаться. Хотя все мамы разные, и кому-то спящий ребенок рядом не мешает спать сладко-сладко. В первое время придется очень сложно. Вам будет тяжело успокоить плачущего ребенка без груди. Для этого перед разделением ассоциации грудь=сон постарайтесь расширить количество методов, успокаивающих малыша. Это могут быть похлопывание, поглаживание, шипение. Постарайтесь отдыхать днем, чтобы набраться сил. Попросите мужа некоторое время помогать делать вашу домашнюю работу.
Чтобы гигиена сна у детей до года особенно была максимально правильной, поговорим и про ритуалы отхода ко сну. Многие родители напрасно недооценивают их важность. Ведь дети чувствуют себя спокойнее при стабильном и понятном режиме. К самым важным качествам, которые вам пригодятся для создания ритуала, относится последовательность.
Около трети своей жизни мы спим. Сон — важнейшая часть нашего жизненного цикла. Он восстанавливает силы, повышает настроение и работоспособность. Природные ритмы очень серьезно влияют на процессы в организме человека. Учитывайте их.
В детском возрасте это имеет еще большее значение, ведь у малышей только начинает закладываться основа здоровья. Даже в том, как правильно будить ребенка, нужно соблюдать определенные правила. Но сейчас мы обсудим, как НЕ стоит будить детей.
Главное правило — никаких резких пробуждений. Это может испугать ребенка и стать причиной психологической травмы.
Поэтому ни в коем случае нельзя:
Гигиеническая организация детского сна. Памятка для родителей
Юлия Мисник
Гигиеническая организация детского сна. Памятка для родителей
Сон – это очень сложное явление и состоит из 2 сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного сна более продолжительная. Это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза – это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. Таким образом, во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода и восстанавливается функциональное состояние нервной системы. Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет от 12 часов 50 минут – для детей 3 лет, до 12 часов для детей старшего дошкольного возраста. Режим сна складывается из ночного (10 ч 30 мин – 10 ч 15 мин) и дневного (2 ч 20 мин – 1ч 45 мин).
В связи с вышеизложенным очевидно значение сна для детей дошкольного возраста, поэтому его организация требует должного внимания.
Детям перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао. Нельзя перед сном рассказывать страшные сказки, играть с ними в возбуждающие, подвижные игры, разрешать смотреть телевизионные передачи.
Рекомендуем в вечернее время совершить вместе с малышом прогулку на свежем воздухе. Следите за составом воздуха в помещении – лучшее средство засыпания является свежий прохладный воздух.
Каждый ребенок должен иметь свою индивидуальную кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для хорошего, спокойного отдыха, способствует легкому заражению инфекционному заболеванию.
Матрас у детей должен быть жестким, не рекомендуется слишком высокая подушка и на подушке должна лежать голова, а не корпус ребенка. На спящем должна быть свободная одежда, но подбирайте так, чтобы он в ней не запутался. Нельзя перед сном давать ребенку умственную работу и физическую нагрузку. Предложите ребенку перед сном сходить в туалет. Похвалите его за что-нибудь и поменьше допускайте посторонних раздражителей, так как различные шумы мешают малышу расслабиться и заснуть. Однако нет необходимости в полной тишине, так как он может привыкнуть к такой обстановке и будет чувствительным к малейшему шороху. Укладывайте детей в одно и тоже время.
Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Памятка для родителей Два раза по семь не Безопасность родителей и ребенка в открытых водоемах и в бассейнах. Дорогие родители начинается летний сезон. Напоминаем.
Памятка для родителей Памятка 1. На отдыхе используйте время для разговоров с ребёнком, для пополнения его словарного и интеллектуального багажа. 2. Расскажите.
Памятка для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Наиболее благоприятный возраст для адаптации • для девочек – 2 года • для мальчиков – 2,5 года (мальчики привязаны к матери сильнее чем.
Памятка для родителей по ПДД Сегодня хочется представить вашему вниманию памятку для родителей по правилам безопасности дорожного движения, которую мы с детьми сами.
Консультация для родителей «Организация сна у детей» Слайд № 1 Здравствуйте уважаемые родители сегодня я хочу рассказать вам как правильно должна проходить «Организация процедуры сна и подъёма.
Семинар-практикум для родителей «Организация свободного времени детей после прихода из детского сада» Организация свободного времени вечером, после прихода из детского сада очень важна. Продумайте как лучше организовать свободное время ребёнка,.
Памятка для родителей «Правила нашего детского сада» В нашем детском саду принято соблюдать некоторые правила. Эти условия несложны для выполнения и помогут нам с Вами скорее найти общий язык.
10 рекомендаций по гигиене сна для детей
До 40% детей и подростков испытывают трудности со сном. Эти проблемы могут иметь как внутренние причины (например, ночные кошмары, ночное недержание мочи, храп), так и внешние – условия для сна, еда и напитки, употребляемые перед сном, занятия ребенка перед сном. Большинство проблем со сном связано с внешними факторами, и их легко решить.
Сколько сна требуется ребенку?
Чтобы оставаться здоровыми, счастливыми и хорошо учиться, детям в начальной школе, требуется от 10 до 12 часов сна каждую ночь.
Организму за это время необходимо:
• отдохнуть и зарядиться энергией;
• вырасти (образуются новые клетки, гормон роста активизируется именно во время сна);
• восстановить поврежденные клетки (заживают ушибы и травмы);
• сохранить силу иммунной системы.
Мозгу также требуется сон, чтобы:
• сохранить и запомнить накопленную за день информацию;
• концентрировать внимание на важных вещах в течение дня;
• овладеть новыми навыками;
• решать задачи.
Чем грозит недостаток сна у детей?
Если ребенок не спит необходимых 10-12 часов, то могут возникнуть следующие проблемы:
поведение – агрессия, асоциальность, замкнутость, гиперактивность, неконтролируемость;
эмоции – плохое настроение, депрессия, тревожность, стресс, стеснительность, чувство незащищенность, раздражительность;
планирование – плохая организованность, забывчивость;
концентрация внимания – невнимательность, неумение сосредоточиться, отставание в школе;
творческие способности – ребенок не работает на пол;
мышление – проблемы с математикой, естественными науками, языками, абстрактным мышлением;
физические способности – неуклюжесть, меньше способностей к спорту, большая вероятность травм;
вес – склонность к полноте;
здоровье – ослабленная иммунная система, частые простуды.
Как организовать сон ребенка правильным образом, чтобы он мог быстро и легко засыпать?
Ребенку намного легче уснуть в комнате, где он чувствует себя комфортно. Для этого нужно продумать следующие моменты:
— режим сна;
— исключить просмотр телевизора, использование компьютера перед сном или других активностей, которые стимулируют нервную систему ребенка;
— для биоритмов ребенка также важно, чтобы свет в комнате, где он спит, был не очень ярким;
— предметы, которые помогают уснуть, например, ночник.
Выбор редакции Евы.Ру: Компания Philips разработала для детей светильники, которые очень помогают как детям, так и родителям. Благодаря им дети могут преодолеть страх темноты. Светильник Philips myBuddy предлагает три световых сценария для сна, бодрствования и пробуждения. Они помогают научить ребенка различать день и ночь, засыпать и просыпаться в нужное время, а яркий дизайн myBuddy делает его любимой игрушкой малыша.
Употребленные еды и напитков перед сном может помешать нормальному сну ребенка, особенно если они содержат сахар или кофеин (например, кока-кола или энергетические напитки). Необходимо договориться с ребенком, что за час перед сном он ничего не ест и пьет только воду или теплое молоко. Ребенок должен запомнить, что кровать – это место для сна, а не дня еды.
Поведение перед сном
Большинству детей перед сном нужно немного успокоиться, чтобы легко заснуть. Для этого лучше завести определенный распорядок. Не нужно разрешать детям играть в компьютерные игры, смотреть телевизор, звонить друзьям или делать что-то перед сном, что может взволновать их. Вместо этого нужно заниматься чем-то успокаивающим, например, приучить ребенка принимать горячий душ или теплую ванну, вместе читать книги или беседовать о прошедшем дне в школе.
10 рекомендаций по гигиене сна для детей (в возрасте до 12 лет) от Всемирной организации медицины сна
1. Укладывайте ребенка спать в одно и то же время, желательно до 21:00.
2. Составьте подходящее по возрасту расписание дневного сна.
3. Заведите определенный порядок подготовки ко сну.
4. Сделайте комнату ребенка комфортной для сна – прохладной, темной и тихой.
5. Научите ребенка самостоятельно ложиться спать.
6. Изолируйте ребенка от яркого света в ночное время и делайте как можно более освещенным пробуждение в утренние часы.
7. Избегайте тяжелой пищи и энергичных упражнений для ребенка перед сном.
8. Уберите всю электронику, включая телевизор, компьютер, мобильный телефон, из спальни ребенка и ограничивайте их использование перед сном.
9. Не давайте детям продукты, содержащие кофеин (включая кофе, чай, многие газированные напитки).
10. Следуйте четкому распорядку дня, соблюдайте режим питания.
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
2. Физиологическое значение сна…. 6
3. Требования к организации сна детей…. 13
3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13
3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14
3.3. Фазы детского сна…16
Список использованной литературы…20
Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?
Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?
Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.).
2. Физиологическое значение сна
Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.
Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.
Ночью у человека растут волосы и ногти.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.
Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.
6. Требования к организации сна детей
6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.
Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.
Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.
Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.
Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.
6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей
Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.
Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.
Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.
Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).
Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.
6.3. Фазы детского сна
По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.
Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
•Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:
1. От продолжительности сна;
3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.
• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.
• Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь».
• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.
(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)
2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Список использованной литературы
1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.
2. Дильман В. М. «Большие биологические часы», 1981
3. Дроздова И. В. «Удивительная биология», 2005.
4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон», 1976.
5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.
6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.
Обеспечение ранней социализации и интеллектуального развития детей в рамках организации работы детского мини-центра В сентябре 2011 года решением педагогического совета мы организовали Детский мини-центра «Зеленная дверца» по адаптации и социализации детей.
Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» «Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме». (Конвенции о правах ребёнка.
Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива «Россияночка» Введение В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов,.
Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.
Требования к личности воспитателя в коррекционных группах детского сада для детей с нарушениями речи Педагог дошкольного образования должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными.
Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.
Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.
Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания Пояснительная записка Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания.
Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного,.