Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон

Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон

Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Смотреть фото Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Смотреть картинку Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Картинка про Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Фото Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон

Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Смотреть фото Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Смотреть картинку Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Картинка про Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон. Фото Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон

Немецкий романтизм запись закреплена

В романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» важную роль играет символика. Самым значительным символом является символ голубого цветка, который появляется в самом начале во сне Генриха и сопровождает нас на протяжении всего романа.

В начале романа Генрих видит сон, который предопределяет дальнейшее повествование. Центром данного сна является голубой цветок:

„Was ihn aber mit voller Macht anzog, war eine hohe lichtblaue Blume, die zunachst an der Quelle stand, und ihn mit ihren breiten, glanzenden Blattern beruhrte. Rund um sie her standen unzahlige Blumen von allen Farben, und der kцstlichste Geruch erfьllte die Luft. Er sah nichts als die blaue Blume, und betrachtete sie lange mit unnennbarer Zдrtlichkeit. Endlich wollte er sie nдhern, als sie auf einmal sich zu bewegen und zu verдndern anfing; die Blдtter wurden glдnzender und schmiegten sich an den wachsenden Stengel, die Blume neigte sich nach ihm zu, und die Blьtenblдtter zeigten einen blauen ausgebreiteten Kragen, in welchem ein zartes Gesicht schwebte“.

В данном отрывке описывается сам голубой цветок, нежность, с которой Генрих его рассматривает. Снится ему голубой цветок с насквозь просвечивающими листьями, широкими, блестящими. Цветок стоит на краю у воды. Вдруг листья заблестели еще сильнее, прижались к стеблю, лепестки стали голубым воротником, облегающим чье-то милое лицо. В этот момент его будит голос матери. Генрих, пораженный увиденным сном, рассказывает его родителям. Как оказалось, его отец тоже видел в юности сон, который произвел на него большое впечатление и остался в памяти. Во сне отца Генрих узнает свой собственный сон. Также и отец видел голубой цветок. Но он, в отличие от Генриха, не придал сну особого значения. Таким образом, отец Генриха прилежно проработал всю свою жизнь ремесленником, так и не став поэтом. Различие между отцом и сыном состоит в том, что отец стал художником, пластиком, а сын несет в себе задатки поэта.

В том сне Генрих увидел свое предназначение стать поэтом, с этого момента он не сможет уже забыть голубой цветок и сделает все, чтобы его добиться. Здесь мы видим мотив цветка как движущей силы, которая является невидимой, но в то же время постоянно присутствует.

Увидев Матильду, дочь поэта Клингсора, учителя Генриха, он вспоминает, что именно ее лицо он увидел в голубом цветке. Это означает то, что Возлюбленная задолго была предопределена ему. Таким образом, Матильда также является символом, а именно символом поэзии. Увидевее, Генрихвоскликнул:

„O! sie ist der sichtbare Geist des Gesanges, eine wurdige Tochter ihres Vaters… Sie wird mich in Musik auflosen“.

Если Матильда является символом поэзии, а голубой цветок символом Матильды, то устанавливается взаимосвязь между голубым цветком и духом поэзии. В поэзии Генрих чувствует свое призвание.

В отношениях Генриха и Матильды речь идет не только о счастье двух влюбленных, но о чем-то большем, об идеале, который представляет собой голубой цветок.

Почему же Новалис выбрал для своего цветка именно голубой цвет? Как известно, каждый цвет, который мы видим, обладает особым качеством, действующим на наше сознание. Каждый цвет несет в себе определенную информацию. Об этом писал И.В. Гете в «Учении о цвете». Здесь он говорит о «нравственном действии» цвета. Причем под словом «нравственный» понимается не мораль в узком смысле, но духовное состояние человека.

По мнению Гете, голубой цвет воплощает в себе одновременно раздражение и спокойствие. Спокойствие исходит из того, что голубой цвет относится к темной гамме, он принадлежит «стороне ночи». Раздражение мы испытываем «не потому что он в нас проникает, но потому что он нас к себе притягивает». Такое восприятие цвета мы обнаруживаем в романе «Генрих фон Офтердинген»:

„Was ihn aber mit voller Macht anzog, war eine hohe lichtblaue Blume…“.

Настроение, которое передает голубой цвет, Новалис хотел привнести в свой роман. Все должно было дышать голубым цветом.

Символ голубого цветка в романе станет символом познания Мировой Души. Цветок является предметом высшего мира, отпечатком макрокосмоса, таким образом, он находится по другую сторону от человека. Новалис обращает внимание, в основном, на соцветие, которое является «символом таинственности нашего духа». Соцветие является наивысшим выражением неосознанно создаваемых жизненных сил природы, в то время как мышление является наивысшим выражением осознанно создаваемых жизненных сил человека:

„Das Denken ist, wie die Bluthe, gewi? nichts, als die feinste Evolution der plastischen Krafte – und nur die allgemeine Naturkraft in der Dignitaet“.

Таким образом, голубой цветок в романе является символом возвышенного сознания, которого стремится достигнуть Генрих фон Офтердинген.

Итак, в романе голубой цветок является символом поэтической мечты, романтического томления, тоски по идеалу, романтической любви, при которой любящие изначально предназначены друг для друга.

Источник

Генрих фон офтердинген после встречи с матильдой видит сон

Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

В романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» важную роль играет символика. Самым значительным символом является символ голубого цветка, который появляется в самом начале во сне Генриха и сопровождает нас на протяжении всего романа.

В начале романа Генрих видит сон, который предопределяет дальнейшее повествование. Центром данного сна является голубой цветок:

„Was ihn aber mit voller Macht anzog, war eine hohe lichtblaue Blume, die zunachst an der Quelle stand, und ihn mit ihren breiten, glanzenden Blattern beruhrte. Rund um sie her standen unzahlige Blumen von allen Farben, und der kцstlichste Geruch erfьllte die Luft. Er sah nichts als die blaue Blume, und betrachtete sie lange mit unnennbarer Zдrtlichkeit. Endlich wollte er sie nдhern, als sie auf einmal sich zu bewegen und zu verдndern anfing; die Blдtter wurden glдnzender und schmiegten sich an den wachsenden Stengel, die Blume neigte sich nach ihm zu, und die Blьtenblдtter zeigten einen blauen ausgebreiteten Kragen, in welchem ein zartes Gesicht schwebte“.

В данном отрывке описывается сам голубой цветок, нежность, с которой Генрих его рассматривает. Снится ему голубой цветок с насквозь просвечивающими листьями, широкими, блестящими. Цветок стоит на краю у воды. Вдруг листья заблестели еще сильнее, прижались к стеблю, лепестки стали голубым воротником, облегающим чье-то милое лицо. В этот момент его будит голос матери. Генрих, пораженный увиденным сном, рассказывает его родителям. Как оказалось, его отец тоже видел в юности сон, который произвел на него большое впечатление и остался в памяти. Во сне отца Генрих узнает свой собственный сон. Также и отец видел голубой цветок. Но он, в отличие от Генриха, не придал сну особого значения. Таким образом, отец Генриха прилежно проработал всю свою жизнь ремесленником, так и не став поэтом. Различие между отцом и сыном состоит в том, что отец стал художником, пластиком, а сын несет в себе задатки поэта.

В том сне Генрих увидел свое предназначение стать поэтом, с этого момента он не сможет уже забыть голубой цветок и сделает все, чтобы его добиться. Здесь мы видим мотив цветка как движущей силы, которая является невидимой, но в то же время постоянно присутствует.

Увидев Матильду, дочь поэта Клингсора, учителя Генриха, он вспоминает, что именно ее лицо он увидел в голубом цветке. Это означает то, что Возлюбленная задолго была предопределена ему. Таким образом, Матильда также является символом, а именно символом поэзии. Увидевее, Генрихвоскликнул:

„O! sie ist der sichtbare Geist des Gesanges, eine wurdige Tochter ihres Vaters… Sie wird mich in Musik auflosen“.

Если Матильда является символом поэзии, а голубой цветок символом Матильды, то устанавливается взаимосвязь между голубым цветком и духом поэзии. В поэзии Генрих чувствует свое призвание.

В отношениях Генриха и Матильды речь идет не только о счастье двух влюбленных, но о чем-то большем, об идеале, который представляет собой голубой цветок.

Почему же Новалис выбрал для своего цветка именно голубой цвет? Как известно, каждый цвет, который мы видим, обладает особым качеством, действующим на наше сознание. Каждый цвет несет в себе определенную информацию. Об этом писал И.В. Гете в «Учении о цвете». Здесь он говорит о «нравственном действии» цвета. Причем под словом «нравственный» понимается не мораль в узком смысле, но духовное состояние человека.

По мнению Гете, голубой цвет воплощает в себе одновременно раздражение и спокойствие. Спокойствие исходит из того, что голубой цвет относится к темной гамме, он принадлежит «стороне ночи». Раздражение мы испытываем «не потому что он в нас проникает, но потому что он нас к себе притягивает». Такое восприятие цвета мы обнаруживаем в романе «Генрих фон Офтердинген»:

„Was ihn aber mit voller Macht anzog, war eine hohe lichtblaue Blume…“.

Настроение, которое передает голубой цвет, Новалис хотел привнести в свой роман. Все должно было дышать голубым цветом.

Символ голубого цветка в романе станет символом познания Мировой Души. Цветок является предметом высшего мира, отпечатком макрокосмоса, таким образом, он находится по другую сторону от человека. Новалис обращает внимание, в основном, на соцветие, которое является «символом таинственности нашего духа». Соцветие является наивысшим выражением неосознанно создаваемых жизненных сил природы, в то время как мышление является наивысшим выражением осознанно создаваемых жизненных сил человека:

„Das Denken ist, wie die Bluthe, gewi? nichts, als die feinste Evolution der plastischen Krafte – und nur die allgemeine Naturkraft in der Dignitaet“.

Таким образом, голубой цветок в романе является символом возвышенного сознания, которого стремится достигнуть Генрих фон Офтердинген.

Итак, в романе голубой цветок является символом поэтической мечты, романтического томления, тоски по идеалу, романтической любви, при которой любящие изначально предназначены друг для друга.

+ голубой цветок – эдельвейс – цветок растет в горах, где его тяжело достать. Символ недосягаемого (Рахматулина).

Источник

Картина Ольги Кожевникововй, Россия

Сказочный Голубой цветок, благодаря немецкому натурфилософу, поэту и писателю Новалису прочно вошёл в литературу и стал символом немецкого романтизма. Писатель жил недолго, но сумел прожить очень насыщенную жизнь.

Новалис (Фридрих фон Харденберг) родился 2 мая 1772 года. Псевдоним взял от предков, которые называли себя де Новали. Он не дожил до своего 29-летия месяц и несколько дней, не успев воплотить в жизнь все свои начинания.

Новалис стоял у истоков немецкого романтизма в литературе и был для немецких романтиков образцом философа-поэта. Он написал такие строки: Внутрь нас ведет таинственный путь. В нас — и нигде больше — скрыта Вечность с ее мирами; прошедшее и будущее…

Новалис получил разностороннее образование, был знаком с писателем, поэтом, драматургом и переводчиком Людвигом Тиком, Фридрихом Шиллером и другими выдающимися людьми того времени.

Глубокий след в душе Новалиса оставила любовь к Софи фон Кюн, с которой он был помолвлен. Соединить свои жизни им не суждено было — девушка ушла из жизни в 15 лет. Образ Софи, как символ возвышенной любви, проходит через все работы Новалиса.

Главным произведением Новалиса стал неоконченный роман «Генрих фон Офтердинген». Замысел этого романа возник у Новалиса после прочтения воспитательного романа Гёте, «Годы учения Вильгельма». Он был решительно не согласен с перевоспитанием романтика по натуре в практичного человека.

Взяв за основу легенду о средневековом поэте-певце Генрихе фон Офтердингене, Новалис описывает становление Генриха как поэта и стремление его к постижению жизненного идеала.

Голубой цветок из немецких легенд и сказок олицетворяет в романе этот идеал, на поиски которого устремляется юный мечтатель Генрих. В народном фольклоре Голубой цветок символизирует иную реальность, тоску по бесконечности и несбыточной любви, уход от земных тягостей жизни. Новалис обращается к Голубому цветку, как символу, благодаря рисунку друга, художника Фридриха Шведенштайна. Потрясённый смертью возлюбленной, он рассказывает другу о своих переживаниях. Фридрих присылает ему акварель, на которой изображён увядший цветок василька.

Голубой цветок из романа Новалиса ворвался в души немецких романтиков. Он стал символом познания земной природы, Вселенной и своей души, всего неизведанного. Позднее Голубой цветок становится также символом странствий.

Вот как Новалис вводит в роман Голубой цветок, который, согласно легендам, указывает на клады, но открывает их лишь достойным: …Юноша метался на постели и думал о незнакомце и его рассказах. «Не сокровища так невыразимо привлекают меня, — говорил он себе самому, — жадность чужда моей душе: я мечтаю лишь о том, чтобы увидеть голубой цветок. Он неустанно занимает мои мысли, я не могу ни писать, ни думать о чем-либо другом. Я никогда не испытывал ничего подобного: точно все прежнее было сном, или точно я пронесся во сне в другой мир. В том мире, в котором я жил, никто бы не стал думать о цветах; а про такую особенную страсть к цветку я даже никогда и не слыхал…»

Голубой цветок Генрих увидел во сне. Во время путешествия он повстречал странствующего поэта и полюбил его дочь Матильду, а также узнал много сказок, легенд и поверий.

Таким вот увидел Генрих Голубой цветок в своём сне: …Но с наибольшей силой привлекал его голубой цветок, который рос у ручья, касаясь его своими широкими, блестящими листьями. Цветок окружали бесчисленные другие цветы всевозможной окраски, и в воздухе носилось чарующее благоухание. Но он ничего не видел, кроме голубого цветка, и долго разглядывал его с невыразимой нежностью. Наконец, ему захотелось приблизиться к цветку; но цветок вдруг зашевелился и вид его изменился; листья сделались более блестящими и прижались к растущему стеблю, цветок склонился к нему и лепестки образовали широкий голубой воротник, из которого выступало нежное личико…

У Новалиса Голубой цветок наполняется дополнительной символикой — олицетворяет недостижимый идеал, к которому стремятся поэты-романтики. Во второй, недописанной, части романа («Свершение») писатель хотел показать продолжение путешествия Генриха, в котором молодой поэт срывает Голубой цветок, увиденный во сне.

Вторая часть, сохранившаяся в форме отдельных фрагментов, посвящена поэзии, идущей в Золотой век. Голубой цветок в романе символизирует долгий путь к познанию своей души и самого себя.

Но понять неизведанное до конца нам не дано, в том и прелесть жизни — в вечном движении, в вечном познании. И, как ирония, а может, и знак судьбы — роман остался автором незавершённым…

Источник

Гейнрих фон Офтердинген

В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене. Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображённого Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы.

Роман состоит из двух частей. Первая, завершённая, называется «Ожидание». Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, иными словами — чистой поэзии и совершенной жизни. Ему не удаётся досмотреть свой сон до конца, поскольку к нему в комнату заходит мать и будит его.

Чуть позже Генрих покидает Турингию, дом своего отца, и вместе с матерью едет в Аугсбург, на её родину. Они путешествуют в сопровождении купцов, тоже направляющихся в Южную Германию. Генрих, которому предначертано стать большим поэтом, с трепетом прислушивается к рассказам своих попутчиков о поэтах и об их власти над душами всех живых существ. Купцы знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как некогда, в далёкие времена, одному прославленному поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища. В другой легенде речь идёт о дворе просвещённого, покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год её возлюбленный своими песнями и игрой на лютне настолько овладел сердцем её отца, что тот даровал им обоим прощение и принял в свои объятия их и своего новорождённого внука.

Через несколько дней путники останавливаются в замке старого воина и становятся свидетелями подготовки к новому крестовому походу. В его же владениях Генрих знакомится с молодой, привезённой с Востока пленницей Зулеймой. Она томится вдали от родины и оплакивает свою безрадостную судьбу.

Покинув замок, Генрих со своими попутчиками вскоре останавливается в предгорной деревне, где знакомится со старым рудокопом. Тот рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах, сокрытых в недрах земли. Под его предводительством они посещают в горах целую галерею пещер, где находят останки доисторических животных и знакомятся с отшельником фон Гогенцолерном, который после славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения, познания внутренней жизни своей души и изучения истории. Отшельник показывает им свои книги. В одной из них Генрих видит пещеру, самого себя, а рядом с собой — отшельника и старика, однако все одеты в непривычную одежду и надписи сделаны на непонятном ему языке. Постепенно он находит на других страницах восточную женщину, своих родителей и многих других известных ему людей.

Ознакомившись за время своего путешествия по стране с некоторыми тайнами истории и недр земли, Генрих фон Офтердинген наконец прибывает в Аугсбург, к своему деду — старому Шванингу. В доме у деда Генрих знакомится с поэтом Клингсором, величавым человеком, изображение которого он уже видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой. Между молодыми людьми с первого же взгляда зарождается любовь, а вскоре они становятся женихом и невестой.

Клингсор руководит духовным созреванием юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о его внутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном «пользовании» своими душевными силами. Призывает его развивать разум, а также постигать закономерность происходящих в мире событий и «сущность» любого дела, любого явления, чтобы душа его в итоге стала внимательной и спокойной. Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету, она столь же проникновенна, могущественна и незаметна, как свет.

Генрих рассказывает Клингсору о своём путешествии, и вся его речь, её строй и образность свидетельствуют о том, что молодой человек рождён быть поэтом.

По убеждению Клингсора, в поэзии нет ничего необычного, она есть «основное свойство духа человеческого». Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими её врагами. Эта история предвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии.

Вторая часть романа (её Новалис не успел закончить) называется «Свершение». Начинается она с того, что Генрих в облике странника, в состоянии равнодушного отчаяния, в которое он впал после смерти Матильды, бредёт по горам. Перед ним внизу расстилается Аугсбург, вдали блестит зеркало страшного таинственного потока. В стороне он как будто бы видит монаха, стоящего на коленях перед дубом. Ему кажется, что это старый придворный капеллан. Однако, подойдя ближе, он осознает, что перед ним всего лишь утёс, над которым склонилось дерево. Вдруг дерево начинает дрожать, камень — глухо звенеть, а из-под земли раздаётся радостное пение. Из дерева слышится голос, который просит Генриха сыграть на лютне и спеть песню и обещает, что тогда появится девушка, которую он должен взять с собой и не отпускать от себя. Генрих узнает в нем голос Матильды. В листве дерева перед ним возникает видение его возлюбленной, которая с улыбкой ласково на него смотрит. Когда видение исчезает, вместе с ним из его сердца уходят все страдания и заботы. Не остаётся ничего, кроме тихого томления и грусти. Проходят боль утраты и чувство пустоты вокруг. Генрих начинает петь и не замечает, как к нему подходит девушка и уводит его с собой. Она знакомит его со стариком, которого зовут Сильвестром, он врач, но Генриху кажется, что перед ним стоит старик рудокоп.

Оказывается, что давным-давно старика посетил и отец Генриха, в котором Сильвестр увидел задатки скульптора и познакомил его с драгоценным наследием древнего мира. Однако его отец не послушался зова своей истинной природы, и окружающая действительность пустила в нем слишком глубокие корни. Он сделался просто искусным ремесленником.

Старик желает, чтобы Генрих вернулся в свой родной город. Однако Генрих говорит, что лучше узнает свою родину, путешествуя по разным странам, и вообще люди, много путешествующие, отличаются от других более развитым умом и другими удивительными свойствами и способностями. Они ведут беседу о важности возобладания единой силы, силы совести надо всем сущим; о причине зла, которое, по мнению старика, коренится в общей слабости; о взаимопроникновении и единой «сущности» всех миров и чувств во вселенной.

Новалис не успел завершить эту вторую часть, в которой хотел выразить саму суть поэзии. Не успел он и оформить свою мысль о том, что все на свете: природа, история, война, обыденная жизнь — все превращается в поэзию, поскольку она и есть дух, оживляющий все сущее в природе. Во второй части Генриху предстояло более полно ознакомиться с окружающим миром. Он должен был попасть в Италию, участвовать в военных действиях, при дворе императора встретиться с сыном Фридриха II и стать его близким другом, побывать в Греции, совершить путешествие на Восток, вплоть до Иерусалима, затем вернуться в Турингию и вместе с Клингсором принять участие в знаменитом поэтическом турнире. Продолжение романа должно было превратиться в мифологическое и символическое повествование, в котором все: животные, растения и камни — должно было разговаривать и претерпевать волшебные превращения. Матильде, уже после своей смерти, в облике разных женщин предстояло часто встречать Генриха, который наконец наяву должен был сорвать «голубой цветок» из своего сна.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание романа Новалиса «Гейнрих фон Офтердинген»

нем. Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg. Heinrich von Ofterdingen · 1802
Краткое содержание романа
Читается за 8 минут, оригинал — 4,5 ч

В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене. Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображённого Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы.

Роман состоит из двух частей. Первая, завершённая, называется «Ожидание». Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, иными словами — чистой поэзии и совершенной жизни. Ему не удаётся досмотреть свой сон до конца, поскольку к нему в комнату заходит мать и будит его.

Чуть позже Генрих покидает Турингию, дом своего отца, и вместе с матерью едет в Аугсбург, на её родину. Они путешествуют в сопровождении купцов, тоже направляющихся в Южную Германию. Генрих, которому предначертано стать большим поэтом, с трепетом прислушивается к рассказам своих попутчиков о поэтах и об их власти над душами всех живых существ. Купцы знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как некогда, в далёкие времена, одному прославленному поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища. В другой легенде речь идёт о дворе просвещённого, покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год её возлюбленный своими песнями и игрой на лютне настолько овладел сердцем её отца, что тот даровал им обоим прощение и принял в свои объятия их и своего новорождённого внука.

Через несколько дней путники останавливаются в замке старого воина и становятся свидетелями подготовки к новому крестовому походу. В его же владениях Генрих знакомится с молодой, привезённой с Востока пленницей Зулеймой. Она томится вдали от родины и оплакивает свою безрадостную судьбу.

Покинув замок, Генрих со своими попутчиками вскоре останавливается в предгорной деревне, где знакомится со старым рудокопом. Тот рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах, сокрытых в недрах земли. Под его предводительством они посещают в горах целую галерею пещер, где находят останки доисторических животных и знакомятся с отшельником фон Гогенцолерном, который после славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения, познания внутренней жизни своей души и изучения истории. Отшельник показывает им свои книги. В одной из них Генрих видит пещеру, самого себя, а рядом с собой — отшельника и старика, однако все одеты в непривычную одежду и надписи сделаны на непонятном ему языке. Постепенно он находит на других страницах восточную женщину, своих родителей и многих других известных ему людей.

Ознакомившись за время своего путешествия по стране с некоторыми тайнами истории и недр земли, Генрих фон Офтердинген наконец прибывает в Аугсбург, к своему деду — старому Шванингу. В доме у деда Генрих знакомится с поэтом Клингсором, величавым человеком, изображение которого он уже видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой. Между молодыми людьми с первого же взгляда зарождается любовь, а вскоре они становятся женихом и невестой.

Клингсор руководит духовным созреванием юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о его внутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном «пользовании» своими душевными силами. Призывает его развивать разум, а также постигать закономерность происходящих в мире событий и «сущность» любого дела, любого явления, чтобы душа его в итоге стала внимательной и спокойной. Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету, она столь же проникновенна, могущественна и незаметна, как свет.

Генрих рассказывает Клингсору о своём путешествии, и вся его речь, её строй и образность свидетельствуют о том, что молодой человек рождён быть поэтом.

По убеждению Клингсора, в поэзии нет ничего необычного, она есть «основное свойство духа человеческого». Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими её врагами. Эта история предвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии.

Вторая часть романа (её Новалис не успел закончить) называется «Свершение». Начинается она с того, что Генрих в облике странника, в состоянии равнодушного отчаяния, в которое он впал после смерти Матильды, бредёт по горам. Перед ним внизу расстилается Аугсбург, вдали блестит зеркало страшного таинственного потока. В стороне он как будто бы видит монаха, стоящего на коленях перед дубом. Ему кажется, что это старый придворный капеллан. Однако, подойдя ближе, он осознает, что перед ним всего лишь утёс, над которым склонилось дерево. Вдруг дерево начинает дрожать, камень — глухо звенеть, а из-под земли раздаётся радостное пение. Из дерева слышится голос, который просит Генриха сыграть на лютне и спеть песню и обещает, что тогда появится девушка, которую он должен взять с собой и не отпускать от себя. Генрих узнает в нем голос Матильды. В листве дерева перед ним возникает видение его возлюбленной, которая с улыбкой ласково на него смотрит. Когда видение исчезает, вместе с ним из его сердца уходят все страдания и заботы. Не остаётся ничего, кроме тихого томления и грусти. Проходят боль утраты и чувство пустоты вокруг. Генрих начинает петь и не замечает, как к нему подходит девушка и уводит его с собой. Она знакомит его со стариком, которого зовут Сильвестром, он врач, но Генриху кажется, что перед ним стоит старик рудокоп.

Оказывается, что давным-давно старика посетил и отец Генриха, в котором Сильвестр увидел задатки скульптора и познакомил его с драгоценным наследием древнего мира. Однако его отец не послушался зова своей истинной природы, и окружающая действительность пустила в нем слишком глубокие корни. Он сделался просто искусным ремесленником.

Старик желает, чтобы Генрих вернулся в свой родной город. Однако Генрих говорит, что лучше узнает свою родину, путешествуя по разным странам, и вообще люди, много путешествующие, отличаются от других более развитым умом и другими удивительными свойствами и способностями. Они ведут беседу о важности возобладания единой силы, силы совести надо всем сущим; о причине зла, которое, по мнению старика, коренится в общей слабости; о взаимопроникновении и единой «сущности» всех миров и чувств во вселенной.

Новалис не успел завершить эту вторую часть, в которой хотел выразить саму суть поэзии. Не успел он и оформить свою мысль о том, что все на свете: природа, история, война, обыденная жизнь — все превращается в поэзию, поскольку она и есть дух, оживляющий все сущее в природе. Во второй части Генриху предстояло более полно ознакомиться с окружающим миром. Он должен был попасть в Италию, участвовать в военных действиях, при дворе императора встретиться с сыном Фридриха II и стать его близким другом, побывать в Греции, совершить путешествие на Восток, вплоть до Иерусалима, затем вернуться в Турингию и вместе с Клингсором принять участие в знаменитом поэтическом турнире. Продолжение романа должно было превратиться в мифологическое и символическое повествование, в котором все: животные, растения и камни — должно было разговаривать и претерпевать волшебные превращения. Матильде, уже после своей смерти, в облике разных женщин предстояло часто встречать Генриха, который наконец наяву должен был сорвать «голубой цветок» из своего сна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *