Где застал сон царя с царицею

Василий Жуковский — Спящая царевна:
Краткое содержание

У доброго царя Матвея и его царицы нет детей. Наконец, рак-пророк из ручья радует царицу новостью: «У тебя родится дочь». Так и вышло. Царь закатил пир, куда позвал 11 «чародеек молодых». А двенадцатую не пригласил. Не потому, что старая и хромая. Просто из набора золотых блюд одно украли. Царю неудобно ей подать простое блюдо.

Чародейки объявили, что девочка будет «чудо красоты», умница и скромница, проживет счастливую жизнь. Но явилась старая незваная чародейка и напророчила, что девушка, оцарапавшись веретеном, умрет на шестнадцатом году. Одна молодая чародейка дополнила это пророчество своим: девушка не умрет, а заснет на 300 лет вместе со всем царством. А потом все проснутся. Царь приказал, чтоб в царстве не было ни веретен, ни прях. Но в 15 лет царевна обошла дворец и нашла в укромном уголке прявшую старуху. Та протянула царевне веретено – и оно «укололо руку ей». Все вмиг уснули, включая коней и мух.

Много смельчаков ходило в темный бор будить царевну, да никто из них назад не вернулся. Спустя 300 лет пришел туда один царевич. Видит дворец, спящих на его пороге царя и царицу, потом прекрасную чернокосую девушку. Не удержался молодец – поцеловал красавицу. Вмиг она проснулась. И все царство с ней. На радостях сыграли свадьбу. «И я там был и вино на свадьбе пил; по усам вино бежало, в рот же капли не попало».

Читательский дневник по сказке «Спящая царевна» Жуковского

Сюжет

По предсказанию рака у доброго царя Матвея и его царицы рождается долгожданная дочка. На пир царь пригласил 11 чародеек (для 12-той старухи не нашлось золотого блюда). Они пожелали девочке красоты, доброты и счастья, а незваная старуха – смерти от веретена в 15 лет. Одна молодая чародейка успокоила всех: не смерти, а сна на 300 лет. В царстве уничтожили все веретена, но в комнатке дворца старуха нарочно подала царевне веретено. Та оцарапалась – и уснула. И все вместе с ней. Через 300 лет царевич разбудил ее поцелуем. В проснувшемся царстве сыграли свадьбу.

Отзыв

Сказка о победе любви над бедой и смертью. Тема судьбы и чуда, пути к счастью через испытания, тема доброты и злопамятства. Идея, главная мысль: ошибка может дорого обойтись, понадобится время и помощь, чтобы ее исправить. Не стоит обижать злопамятных людей. Сказка учит не терять надежду, быть бесстрашным, верить в чудо, силу любви, бороться за счастье.

Источник

Тест с ответами по теме: “Спящая царевна” В.А.Жуковский

1. Где уснули царь с царицей:
а) на ступенях лестницы +
б) в кровати
в) на траве перед дворцом

2. Назовите имя царя:
а) Елисей
б) Матвей +
в) Тимофей

3. На каком году, по словам ведьмы должна была случиться беда:
а) на 18-ом
б) на 25-ом
в) на 16-ом +

4. Пир был дан в честь:
а) победы царя над врагом
б) Дня Рождения дочери +
в) прибытия заморских гостей

5. Произведение было написано в этом году:
а) 1841
б) 1836
в) 1831 +

6. На пир столько чародеек:
а) 12
б) 11 +
в) 15

7. Царь в произведении охарактеризован с помощью этого эпитета:
Отчего ж так оплошал
Наш … царь …? :
а) разумный +
б) честный
в) справедливый

8. Когда гости собрались на пир:
а) не пришла царица
б) украли блюдо +
в) ром загремел

9. Спасать царевну от мёртвого сна едет:
а) князь
б) царевич Матвей
в) сын царский +

10. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец:
а) взял живую воду
б) молитву прочитал +
в) перекрестился

11. «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты:
а) губы
б) волосы
в) щёки +

12. Что пробудило ото сна царевну:
а) прикосновение к кольцу
б) поцелуй +
в) живая вода

13. Сравнение представлено в этом варианте:
а) Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет… +
б) У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых…
в) В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.

14. Постоянные эпитеты представлены в этом варианте:
а) На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь ОГРОМНЫЙ царский дом…
б) Лес ДУШИСТ, ПРОХЛАДЕН, ТИХ,
И ничто НЕ СТРАШНО в нём.
в) Даже облака небес
На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес
Не навеет ветерок. +

15. Необходимо указать год первой публикации сказки:
а) 1832 +
б) 1831
в) 1842

16. Царице о том, что у неё родится дочь, сообщил:
а) рак +
б) ведьма
в) добрый волшебник

17. Почему не позвал на пир царь двенадцатую чародейку царь:
а) он испугался её
б) потому что она была хромоногая, старая, злая +
в) так захотела царица

19. Кто подполз(а) к царевне в начале сказки:
а) рак +
б) ужик
в) змея

20. По словам ведьмы, царевна должна была умереть:
а) от стрелы
б) от яда
в) от веретена +

23. Кем на самом деле была старушка-пряха:
а) злой колдуньей +
б) переодетой царицей
в) служанкой

24. Как сбылось предсказание колдуньи:
а) царевна заснула
б) царевна умерла
в) заснул весь дворец +

25. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», автор использует:
а) сравнение
б) эпитет +
в) гиперболу

26. Какую сказку Пушкина напоминает это произведение:
а) о мёртвой царевне и семи богатырях +
б) о золотом петушке
в) о попе и его работнике Балде

27. Что разрушило силу сна:
а) гром и молния во время грозы
б) поцелуй царевича +
в) царевну разбудил царь

29. Люди пробыли во сне столько лет:
а) 33
б) 133
в) 300 +

30. Сказка закончилась:
а) смертью колдуньи
б) пиром +
в) всеобщим пробуждением

Источник

Спящая царевна

Информация для родителей: Спящая царевна — сказка Василия Жуковского в стихах. У царя родилась дочь, пригласил он в честь этого всех на пир, кроме одной старой злой волшебницы. За это она заколдовала маленькую принцессу. Сказка «Спящая царевна» увлечёт своим сюжетом детей в возрасте от 7 до 10 лет. Можно читать перед сном.

Где застал сон царя с царицею. Смотреть фото Где застал сон царя с царицею. Смотреть картинку Где застал сон царя с царицею. Картинка про Где застал сон царя с царицею. Фото Где застал сон царя с царицею

Читать сказку Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу,

Горько плакала она.

Вдруг глядит, ползёт к ней рак;

Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесёшь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь».

«Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак…»

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав её речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал — сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царём Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд

Было в царских кладовых;

А двенадцатого нет

Знать об этом не дано).

«Что ж тут делать? — царь сказал. —

Так и быть!» И не послал

Он на пир старухи звать.

Гости, званные царём;

За приём благодаря,

Стали дочь его дарить:

«Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь, всем на радость, ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Жизнь твоя пройдёт шутя

Меж знакомых и родных…»

Словом, десять молодых

Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черёд

Но ещё она сказать

Не успела слова — глядь!

Над царевной и ворчит:

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Триста лет продлится он;

Срок, назначенный, пройдёт,

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

Скрылась гостья. Царь грустит;

Он не ест, не пьёт, не спит:

Как от смерти дочь спасти?

И, беду чтоб отвести,

Он даёт такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретён

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон».

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот.

Дни проходят; дочь растёт;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

«Дай, — сказала наконец, —

Осмотрю я наш дворец».

По дворцу она пошла:

Пышных комнат нет числа;

Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьётся лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Всходит вверх и видит — там

Гребень под носом торчит;

«Веретенце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Все исчезло из очей;

На неё находит сон;

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом;

Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце её отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьём в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

У ворот собаки спят;

В стойлах, головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,

Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мёртвым сном;

И покрыл окрестность бор;

Из терновника забор

Дикий бор тот окружил;

Он навек загородил

К дому царскому пути:

Долго, долго не найти

И приблизиться беда!

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит,

На дремучий, тёмный лес

Вот уж полный век протёк;

Словно не жил царь Матвей —

Так из памяти людей

Он изгладился давно;

Знали только то одно,

Что средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

Много было смельчаков

(По сказанью стариков),

В лес брались они сходить,

Чтоб царевну разбудить;

Даже бились об заклад

И ходили — но назад

Не пришёл никто. С тех пор

В неприступный, страшный бор

Ни старик, ни молодой

За царевной ни ногой.

Время ж все текло, текло;

Вот и триста лет прошло.

Что ж случилося? В один

День весенний царский сын,

Забавляясь ловлей, там

По долинам, по полям

С свитой ловчих разъезжал.

Вот от свиты он отстал;

И у бора вдруг один

Очутился царский сын.

Бор, он видит, темён, дик.

С ним встречается старик.

С стариком он в разговор:

«Расскажи про этот бор

Мне, старинушка честной!»

Все старик тут рассказал,

Что от дедов он слыхал

О чудесном боре том:

Как богатый царский дом

В нём давным-давно стоит,

Как царевна в доме спит,

Как её чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждёт,

Что спаситель к ней придёт;

Как опасны в лес пути,

Как пыталася дойти

До царевны молодёжь,

Как со всяким то ж да то ж

В лес, да там и погибал.

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший тёмный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нём.

Едет гладким он путём

Час, другой; вот наконец

Перед ним стоит дворец,

Зданье — чудо старины;

В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит;

Тот, не двигаясь, идёт;

Тот стоит, раскрывши рот,

Сном пресекся разговор,

И в устах молчит с тех пор

Тот, вздремав, когда-то лечь

Собрался, но не успел:

Сон волшебный овладел

Прежде сна простого им;

И, три века недвижим,

Не стоит он, не лежит

И, упасть готовый, спит.

Царский сын. Проходит он

Между сонными к дворцу;

Приближается к крыльцу:

По широким ступеням

Хочет вверх идти; но там

На ступенях царь лежит

И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.

«Как же быть? — подумал он. —

Где пробраться во дворец?»

Но решился наконец,

Он шагнул через царя.

Весь дворец обходит он;

Пышно все, но всюду сон,

Вдруг глядит: отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьётся лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Он взошёл. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет её ланит,

Меж ресницами блестит

Ночи темным темней,

Кудри чёрной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен лёгкий сарафан;

На трепещущих грудях;

Сжаты в лёгких сапожках

Ножки — чудо красотой.

Видом прелести такой

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружён.

Царь на лестницу идёт;

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Приворотный лает пёс;

На конюшне свой овёс

Доедает добрый конь;

Повар дует на огонь,

И, треща, огонь горит,

И струёю дым бежит;

Небывалый царский сын.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало. Вот и сказке Спящая царевна конец, а кто слушал — молодец!

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 12 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке В. Жуковского «Спящая царевна» для 5 класса

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей. «, «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

Источник

Контрольно-оценочный материал к уроку литературы в 5 классе по произведению В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Где застал сон царя с царицею. Смотреть фото Где застал сон царя с царицею. Смотреть картинку Где застал сон царя с царицею. Картинка про Где застал сон царя с царицею. Фото Где застал сон царя с царицею

Контрольно-оценочный материал к уроку литературы в 5 классе

по произведению В. А. Жуковского «Спящая царевна».

1. Назовите имя, отчество Жуковского.(Василий Андреевич)

2. Где родился поэт? (В Тульской губернии)

4. Кому из великих поэтов Жуковский стал другом и наставником на всю жизнь? (А. С. Пушкину)

6. Как зовут царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)

7. Кто напророчил царице дочь? (Рак)

8. Сколько чародеек позвал на пир царь? Почему? (11. 12-ой не хватило блюда)

9. Закончите речь незваной ведьмы:

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём.

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»)

10. Как исправила предсказание оставшаяся чародейка? Завершите её речь:

Без пути ругаться ей

Триста лет продлится он.

Срок назначенный пройдёт,

11. Что запретил указом царь? (Сеять лён, прясть, сучить, прях выслать из царства)

12. Где увидела царевна старушонку с веретеном? (В покоях дворца)

13. Где застал сон царя с царицею? (На крыльце)

14. Чем был загорожен путь к царскому дворцу?(Диким бором, забором терновника)

15. От кого узнал царский сын о спящей царевне? (От старика)

16. Почему царевичу удалось попасть на царский двор? (Прошло 300 лет: терновник сменил молодой кустарник, бор расступился)

17. Что сделал царевич, прежде чем переступить через спящего царя? (Сотворил молитву)

18. Подберите синонимы к словам: чело, ланиты, уста. (Лоб, щёки, губы)

19. От чего проснулась царевна? (От поцелуя царевича)

20. Чем закончилась сказочная история? (Все во дворце проснулись. Сказка закончилась свадьбой молодых)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *