Да и мне не вернуть этих снов этой веры глубокой безличное
1. Укажи предложение с пунктуационной ошибкой и от
меть верный вариант объяснения.
а) Усиливался дождь, и море распевало мрачный
и торжественный гимн гордой паре красавцев-
цыган. (М. Горький)
б) Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем,
и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
(М. Горький)
в) В это самое мгновение где-то вдали неожиданно ударила молния и прогремел гром.
г) Начинало смеркаться, и провожающие заторопились.
I. Простое предложение с однородными членами,
соединенными союзом и.
II. Сложносочиненное предложение с соединительным союзом.
III. Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
2. Укажи предложение, в котором на месте пропуска
не нужно ставить запятую.
а) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили
круги_ да вздрагивали лилии, потревоженные ве¬
селою рыбой. (А.П. Чехов)
б) Окна во всех корпусах были ярко освещены_ и от¬
того на громадном дворе казалось очень темно.
(А.П. Чехов)
в) Сказал бы словечко_ да волк недалечко. (Посло¬
вица)
г) Ты цветешь одиноко, да_ и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой. (А.А. Блок)
3. Отметь предложение(-я), в котором(-ых) на месте про-
пуска(-ов) необходимо поставить запятые.
а) Либо рыбку съесть_ либо на мель сесть. (Посло¬
вица)
б) Прошло несколько минут_ и Сильвио прервал
молчание. (А.С. Пушкин)
в) Обольщенный моей славою, он стал было искать
моего дружества, но я принял его холодно_ и он
безо всякого сожаления от меня удалился.
(А.С. Пушкин)
г) Поднявшийся ветер мешал_ и застилал все звуки.
(И.С. Тургенев)
4. Укажи предложения, в которых запятые перед и не ста¬
вятся.
а) И перья страуса склоненные в моем качаются
мозгу и очи синие, бездонные цветут на дальнем
берегу. (А.А. Блок)
б) В лесу в это время снег лежал нетронутый и дере¬
вья стояли в снежных нарядах.
в) Опустясь по крутой тропинке, мы остановились
у самой реки и обнажили шпаги. (А.С. Пушкин)
г) Окно захлопывается и дом опять кажется необи¬
таемым. (Ю.П. Казаков)
5. Укажи предложение, в котором запятая перед и ставит¬
ся.
а) В это время из-за высоты показались новые кон¬
ные толпы и вскоре степь усеялась множеством
людей, вооруженных копьями. (А.С. Пушкин)
б) С нетерпением ожидал я ответа на письмо,
не смея надеяться и стараясь заглушить печаль¬
ные предчувствия. (А.С. Пушкин)
«Не сердись и прости. Ты цветешь одиноко…»
…и поздно желать,
Всё минуло: и счастье, и горе.
Не сердись и прости. Ты цветешь одиноко,
Да и мне не вернуть
Этих снов золотых, этой веры глубокой…
Безнадежен мой путь.
Мыслью сонной цветя, ты блаженствуешь много,
Ты лазурью сильна,
Мне — другая и жизнь, и другая дорога,
И душе — не до сна.
Верь — несчастней моих молодых поклонений
Нет в обширной стране,
Где дышал и любил твой таинственный гений,
Безучастный ко мне.
«Молитву тайную твори…»
Молитву тайную твори —
Уже приблизились лучи
Последней для тебя зари,—
Готовься, мысли и молчи.
Готовый, мыслящий, немой,
Взгляни наверх в последний раз,
Не хочет бог, чтоб ты угас,
Не встретив здесь Любви былой.
Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
«За туманом, за лесами…»
За туманом, за лесами
Загорится — пропадет,
Еду влажными полями —
Снова издали мелькнет.
Так блудящими огнями
Поздней ночью, за рекой,
Над печальными лугами
Мы встречаемся с Тобой.
Но и ночью нет ответа,
Ты уйдешь в речной камыш,
Унося источник света,
Снова издали манишь.
«В бездействии младом, в передрассветной лени…»
В бездействии младом, в передрассветной лени
Душа парила ввысь, и там Звезду нашла.
Туманен вечер был, ложились мягко тени.
Вечерняя Звезда, безмолвствуя, ждала.
Невозмутимая, на темные ступени
Вступила Ты, и. Тихая, всплыла.
И шаткою мечтой в передрассветной лени
На звездные пути Себя перенесла.
И протекала ночь туманом сновидений
И юность робкая с мечтами без числа.
И близится рассвет, И убегают тени.
И, Ясная, Ты с солнцем потекла.
«Какому богу служишь ты…»
Какому богу служишь ты?
Родны ль тебе в твоем пареньи
Передрассветное волненье,
Передзакатные мечты?
Иль ты, сливаясь со звездой,
Сама богиня — и с богами
Гордишься равной красотой,—
И равнодушными очами
Глядишь с нездешней высоты
На пламенеющие тени
Земных молитв и поклонений
Тебе — царица чистоты?
«Сегодня шла Ты одиноко…»
Сегодня шла Ты одиноко,
Я не видал Твоих чудес.
Там, над горой Твоей высокой,
Зубчатый простирался лес.
И этот лес, сомкнутый тесно,
И эти горные пути
Мешали слиться с неизвестным,
Твоей лазурью процвести.
«Она росла за дальними горами…»
«Я помню час глухой, бессонной ночи…»
Я помню час глухой, бессонной ночи,
Прошли года, а память всё сильна.
Царила тьма, но не смежились очи,
И мыслил ум, и сердцу — не до сна.
Вдруг издали донесся в заточенье
Из тишины грядущих полуснов
Неясный звук невнятного моленья,
Неведомый, бескрылый, страшный зов.
То был ли стон души безбожно-дикой,
И уж тогда не встретились сердца?
Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
Мой милый друг, враждебный до конца.
«Тебя в страны чужие звали…»
Тебя в страны чужие звали,
Ты собиралась в дальний путь.
Мы безнадежно провожали,
И многим привелось вздохнуть.
Зима подкралась незаметно,
И с первым снегом со двора
Ты унесла весь пыл заветный,
Которым жили мы вчера.
Прощай, мы смотрим на дорогу,
А вьюга заметает след.
Мы возвратимся понемногу
К безбожной лени прежних лет,
И над мистической загадкой
Уже не будем колдовать,
И поздней ночью, встав украдкой,
При бледном месяце мечтать.
«Внемля зову жизни смутной…»
Внемля зову жизни смутной,
Тайно плещущей во мне,
Мысли ложной и минутной
Не отдамся и во сне.
Жду волны — волны попутной
К лучезарной глубине.
Чуть слежу, склонив колени,
Взором кроток, сердцем тих,
Уплывающие тени
Суетливых дел мирских
Средь видений, сновидений,
Голосов миров иных.
«Прозрачные, неведомые тени…»
Прозрачные, неведомые тени
К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты,
Не отличишь его в толпе народной,
Не наградишь улыбкою его,
Когда вослед взирает, несвободный,
Вкусив на миг бессмертья Твоего.
Презентация «роль инфинитива в предложении» (8, 10-11 классы)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Синтаксическая роль инфинитива
Мастер-класс
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №17» г.Махачкала
Муртузалиева Виктория Игоревна
Описание слайда:
Цели и задачи
Обобщить сведения о синтаксических функциях инфинитива в предложении.
Формировать умение разграничивать инфинитив в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства цели.
Законспектировать новый материал с целью применения его на практике.
Описание слайда:
«Уборка в доме»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Описание слайда:
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
Описание слайда:
На «мясорубке» то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
Описание слайда:
На «мусорной корзине» то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
Описание слайда:
Что такое «инфинитив»?
Инфинитив
(от лат. modus infinivus
неопределённый способ) –
исходная форма, обозначающая
действие вне связи с лицом.
Другие названия инфинитива
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола
Описание слайда:
1)семантику предложения;
2)интонацию;
3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;
4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);
5)синтаксическое окружение.
Программа действия
Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить
Описание слайда:
Повторение изученного
в 5 классе.
Описание слайда:
Описание слайда:
Врага уничтожение – большая заслуга, но друга спасение – это высшая честь.
Выразительное чтение стихов – большое искусство.
Можно ли заменить существительное в роли подлежащего на глагол? В какой форме должен стоять такой глагол?
Описание слайда:
Инфинитив в роли подлежащего
Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.
Стихи выразительно читать – большое искусство.
Один из главных членов предложения выражен существительным в именительном падеже, а другой неопределенной формой глагола
Описание слайда:
1.Инфинитив в роли подлежащего
Описание слайда:
Потренируемся
Радоваться жизни — огромный талант.
Верить лжецу бесполезно.
Выбрать хорошую книгу — это значит найти себе друга.
Ходить сюда теперь становилось опасным.
Найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев — дело нелегкое.
Не ошибаться — значит не творить.
Описание слайда:
Инфинитив является подлежащим, если находится в начале предложения.
В таком случае в предложении в качестве сказуемого выступает существительное, предикативное наречие, другой инфинитив или прилагательное в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой.
вывод
Описание слайда:
Описание слайда:
Когда инфинитив может быть сказуемым?
Радоваться жизни — огромный талант.
Верить лжецу бесполезно.
Выбрать хорошую книгу — это значит найти себе друга.
Ходить сюда теперь становилось опасным.
Найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев — дело нелегкое.
Не ошибаться — значит не творить.
Описание слайда:
Когда инфинитив может быть сказуемым?
Не ошибаться — значит не творить.
Выбрать хорошую книгу — это значит найти себе друга.
Описание слайда:
Когда инфинитив может быть сказуемым?
Не ошибаться — значит не творить.
Выбрать хорошую книгу — это значит найти себе друга.
Описание слайда:
Повторение изученного
в 8 классе.
Описание слайда:
СОСТАВНОЕ
ГЛАГОЛЬНОЕ
СКАЗУЕМОЕ
=
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
ГЛАГОЛ
+
ИНФИНИТИВ
грамматическое
значение
лексическое
значение
Он начал писать сочинение.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Потренируемся
Я люблю читать исторические книги.
Я продолжаю учиться в гимназии.
Я хочу поступить в институт.
Я могу учиться только на отлично.
Я готов учиться
Мне нужно учиться
вспомогательный глагол, краткое прилагательное, наречие + инфинитив
Описание слайда:
2.Инфинитив в роли сказуемого
Описание слайда:
Описание слайда:
Безличные предложения
Да и мне не вернуть этих снов, этой веры глубокой.
Заняться бы тебе делом.
Описание слайда:
вывод
Здесь инфинитив является сказуемым в безличном предложении.
Описание слайда:
Описание слайда:
Различай инфинитив как:
часть сказуемого дополнение обстоятельство цели
Действие того же действие другого при глаголахлица лица движения
по сравнению со вспомогательным глаголом
Описание слайда:
.
Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
Юноша хотел разобраться в своих проблемах.
Описание слайда:
Инфинитив как часть составного глагольного сказуемого
Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
Юноша хотел разобраться в своих проблемах.
Действие того же лица
Описание слайда:
.
Леса учат человека понимать прекрасное.
Капитан приказал команде покинуть корабль.
Описание слайда:
Инфинитив в роли дополнения
Леса учат человека понимать прекрасное.
Капитан приказал команде покинуть корабль.
Действие другого лица
чему?
что?
Описание слайда:
3.Инфинитив в роли дополнения
Описание слайда:
Потренируемся
Он умолял об окончании этого дела поскорее.
Больной просил воды.
Старуха собрала ужин.
что?
чего?
о чем?
Описание слайда:
Потренируемся
Он умолял закончить это дело поскорее.
Больной просил попить.
Старуха собрала ужинать.
что?
чего?
о чем?
Описание слайда:
вывод
Здесь инфинитив соотносится с косвенным падежом объекта.
Это еще раз доказывает, что инфинитив был когда-то существительным.
Описание слайда:
Инфинитив в роли обстоятельства цели
Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы.
На юг я приехал работать над книгой.
На юг я приехал для работы над книгой.
При глаголах движения
в некоторых случаях такой инфинитив
можно заменить существительным
с какой целью?
с какой целью?
Описание слайда:
4.Инфинитив в роли обстоятельства
Описание слайда:
Инфинитив в роли определения
Не раз поднималось в её душе
непреодолимое желание высказать все без утайки.
Путешественники еще сделали усилие пройти вперед.
какое?
какое?
Описание слайда:
вывод
Инфинитив выступает в роли определения, если он зависит от существительного.
Описание слайда:
5.Инфинитив в роли определения
Описание слайда:
Я иду в школу
Мы смотрим телевизор
Жить – Родине служить.
Любить – значит прощать
Прошу вас не шуметь.
Командир приказал наступать
Желание учиться было у него постоянным.
Я поехал в горы подлечиться.
Наша семья летом поехала к морю отдохнуть
Описание слайда:
Я (что делаю?) иду в школу
Мы смотрим телевизор
(Что?) Жить – Родине служить.
(Что?)Любить – значит прощать
Прошу вас (о чём?) не шуметь.
Командир приказал (что?) наступать
Желание (какое?) учиться было у него постоянным.
Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться.
Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?) отдохнуть
Описание слайда:
Подводим итоги урока
Описание слайда:
Описание слайда:
Самоанализ
Теперь я могу…
Меня удивило…
Было трудно…
Описание слайда:
Описание слайда:
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
Описание слайда:
На «мясорубке» то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
Описание слайда:
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация «Роль инфинитива в предложении» предназначена для повторения синтаксической роли инфинитива в предложении (в качестве всех членов предложения).презентация может быть использована на уроках русского языка не только в 8 классе, но и в 10-11 классах при повторении.
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока на тему «Неопределённая форма глагола» (второй урок)
Конспект урока на тему «Неопределённая форма глагола»
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Значение и употребление глаголов в речи»»
Урок по русскому языку «Чередование гласных в корне слова»
Урок русского языка «Правописание пре и при»
Урок русского языка «Подготовка к ОГЭ»
Презентация по русскому языку «Фразеологизмы и профессии» (11 класс)
Урок по русскому языку «Наречие»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5385889 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
жизнь-156
О! Нету воли жить, и умереть нет сил!\ Да, все уж допито. Брось хохотать, Вафилл. \ Все допил, все доел. Но продолжать не стоит. В МАНЕРЕ НЕКОТОРЫХ\\ Томление. Поль Верлен. Перевод Г. Шенгели
О, гаревые колоски,\О, пережженная полова,Дожить до гробовой доски\И не сказать за жизнь ни слова? Григорий Корин Какой-то должен разговор
О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,
О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.
О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко
О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин
О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА «ДЕНЬ и НОЧЬ» N 3-4 2005г.
О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО
Письмо Татьяны к Онегину (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…