Что такое зуха намаз
Что такое зуха намаз
Всевышний Аллах сказал:
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (14:7)
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха («СубханаЛлах») есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха («АльхамдулиЛлях») есть милостыня. Каждое произнесение слов «ля иляха илля Ллах» («Нет бога, кроме Аллаха») – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха («Аллаху акбар») –милостыня. Побуждение к одобряемому – милостыня и удержание от порицаемого – это тоже садака (милостыня). Но всё это могут заменить собой два ракаата дополнительного намаза-зуха!» (Муслим)
В теле человека 360 суставов, и за каждый нужно давать милостыню, чтобы сохранить здоровье и целостность своего организма. Все тасбихи – это милостыня, благие поступки – это милостыня, однако ко всему этому приравниваются (такой же садакой являются) всего два ракаата дополнительного намаза аз-зуха (араб. الضحى — ад-Духа, аз-Зуха — «утро»).
Достоинства намаза-зуха
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Тот, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, получит награду, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Пророк, мир ему и благословение, трижды подтвердил полноценность такой молитвы.
Сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение, регулярно совершал намаз-зуха и говорил, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, будет из числа кающихся рабов (таваббин).
Когда совершать намаз-зуха?
Время намаза-зуха начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья относительно нашего зрения – приблизительно 3,5 м над горизонтом, и заканчивается в полдень, когда наступает время обеденного намаза. Лучшее время для него наступает по истечении 1/4 части светового дня.
Как совершать намаз зуха?
Самое меньшее количество ракаатов намаза-зуха – два ракаата. Можно совершать намазы в четыре, шесть или восемь ракаатов. Самое большее количество – двенадцать ракаатов.
Совершение ракаатов попарно является сунной Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Если вы намеревались совершить намаз-зуха, но пропустили его, является сунной возместить этот намаз.
Дуа, которое рекомендуется читать после намаза-зуха
اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين
Аллагьумма анна ззухаа зу-хаука, валь-бахаа бахаука, вальджамала джамалука, валь куввата кувватука валь-кудрата кудратука, валь-исмата исматука. Аллахумма ин кана ризки фиссамаи фа анзильху, ва ин кана филь арзи фа ахриджху, ва ин кана муассаран фаяссиргьу, ва ин кана хараман фаттаххиргьу, ва ин кана ба’идан факаррибху, би хакки зухаика, ва бахаика ва джамалика, ва кувватика, ва кудратика, атини ма атайта ибадака ссалихина.
Перевод: «О мой Аллах, и время зуха (время утра) – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество, и защита – Твоя защита. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану, – на небесах,– ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего (времени) зуха (утра), ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим».
Что такое зуха намаз
Если подумать, нормальный человек, когда встает утром в здравии (хвала Аллаху), его глаза видят, уши слышат, суставы двигаются, встал бодрым по милости Аллаха, он, сколько сможет, заплатит цену в благодарность Всевышнему за эти блага.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха (субханаллах) есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха (альхамдулиллях) есть милостыня. Каждое произнесение слов «ля иляхаилляллах» – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) –милостыня. Побуждение к одобряемому – милостыня и удержание от порицаемого – это тоже садака (милостыня). Но всё это могут заменить собой два ракаата дополнительного намаза-зуха!» (Муслим).
لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (14:7).
Если ты проявляешь благодарность Всевышнему за здоровье, то будь уверен, что Всевышний даст ещё больше здоровья по Своей милости.
Пророк (мир ему и благословение) однажды отправил отряд в поход, но они быстро вернулись с победой и большими трофеями, и сподвижники удивились и сказали: «Мы не видели короче и богаче похода, чем этот!» Тогда Пророк (мир ему и благословение сказал): «Поистине, кто совершит намаз-зуха – он быстрее этого похода и богаче трофеями». Представь себе, совершенные два ракаата зуха более полезны, чем тот отряд, который вернулся с большими трофеями!
Достоинства намаза зуха
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Пророк (мир ему и благословение) подтвердил три раза, что она полноценна, после этого как может человек упустить такое большое и, в тоже время, лёгкое в совершении действие.
Как много достоинств намаза-зуха: легок в совершении, самое меньшее количество ракаатов – два, некоторые учёные говорят– четыре, другие – восемь ракаатов, а третьи говорят, что нет ограничения. Но, однако, хватает совершения двух ракаатов, и потом, времени для намаза-зуха отпущено достаточно много: от восхода и поднятия солнца и незадолго до обеденного намаза. У человека есть возможность совершить намаз-зуха дома перед выходом на работу или на работе в офисе, это не займет больше двух или трёх минут, но взамен человек получает огромную пользу. Как может человек упускать такой шанс заработать милость Аллаха?!
Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал читать в намазе-зуха следующие суры из Корана: 91сура «аш-Шамси» и 93 сура «аз-Зуха». В одном из изречений Пророка (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане.
Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) регулярно совершал намаз-зуха и говорил, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, тот будет из числа кающихся рабов (таваббин). Этим качеством сам Всевышний восхвалял даже пророков (мир им): «Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда каялся и обращался к Аллаху». И если ты тоже будешь регулярно совершать намаз-зуха, Всевышний запишет тебя в число кающихся рабов.
Если ты любишь Всевышнего Аллаха и жаждешь довольства и любви Аллаха, и, узнав от Пророка (мир ему и благословение) о достоинстве этих двух ракаатов за такой промежуток времени, как же человек после этого может не воспользоваться этой возможностью?!
И пусть Всевышний Аллах дарует всем нам помощи в его регулярном совершении, тем самым, записывая в число кающихся, и соседства с господином всех посланников Мухаммадом (мир ему и благословение).
Стенограмма лекции шейха Мухаммада ас-Сакафа.
Лучшее время для совершения зуха-намаза
Одним из почитаемых дополнительных намазов является зуха-намаз. Зуха-намаз – это настоятельная сунна, источник благодати и большого вознаграждения.
Зуха-намаз также важен с точки зрения обретения довольства Аллаха Всевышнего и выражения благодарности Ему.
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Аллаха) сказал:
يُصْبحُ عَلَى كُلِّ سُلامَى منْ أَحَدِكُمْ صَدَقةٌ : فَكُلُّ تَسبيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحمِيدةٍ صَدَقَة ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكبيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأمْرٌ بِالمعرُوفِ صَدَقةٌ ، ونَهيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقةٌ ، وَيُجزِىءُ مِنْ ذلِكَ رَكْعَتَانِ يَركَعُهُما مِنَ الضُّحَى
«Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует подавать милостыню (садака) столько раз, сколько суставов у него в теле. Каждое произнесение слов «Субхана-Ллах» (пречист Аллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) есть садака, и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах велик) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два ракаата зуха-намаза (добровольного дополнительного суннат-намаза)». (Муслим, 720; Абу Дауд, 1286)
Время для совершения зуха-намаза начинается после восхода, когда солнце поднимается на высоту копья – приблизительно на 3,5 метров над горизонтом (примерно через 15-20 минут после восхода), и заканчивается в полдень, когда солнце стоит в зените, до наступления времени обеденного намаза.
В этот отрезок времени совершать зуха-намаз можно в любое время. Однако учёные богословы утверждают, что лучшее время для совершения зуха-намаза наступает по истечении четверти светового дня, хотя можно совершать его с восхода солнца и до того момента, когда солнце окажется в зените и начнёт клониться в сторону заката.
В промежутке между рассветом и обеденным намазом период зуха-намаза занимает такое же место, как и период предзакатного намаза – между обеденным и вечерним намазами. Это время (лучшее время для совершения зуха-намаза), когда солнце уже хорошо согревает землю и верблюжата ищут спасения от жары в тени взрослых верблюдов.
Доводом в пользу своих слов учёные приводят хадис, который передаётся от Аль-Касима Аш-Шайбани, согласно которому, увидев каких-то людей, которые совершали зуха-намаз (в мечети Аль-Куба), Зайд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَمَا لَقَدْ عَلِمُوا أَنَّ الصَّلَاةَ فِي غَيْرِ هَذِهِ السَّاعَةِ أَفْضَلُ، إِنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: صَلَاةُ الْأَوَّابِينَ حِينَ تَرْمَضُ الْفِصَالُ
«Поистине, они знали, что совершать этот намаз в другое время лучше, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Время молитвы кающихся (зуха-намаза) наступает тогда, когда земля начинает обжигать копытца верблюжат»». (Имам Ахмад, 19270; Муслим, 748; Ибн Хиббан, 2539; Табарани, «Му’джам аль-Кабир», 5108)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
وَفِيهِ فَضِيلَةُ الصَّلَاةِ هَذَا الْوَقْتَ قَالَ أَصْحَابُنَا هُوَ أَفْضَلُ وَقْتِ صَلَاةِ الضُّحَى وَإِنْ كَانَتْ تَجُوزُ مِنْ طُلُوعِ الشَّمْسِ إِلَى الزَّوَالِ
«В этом хадисе разъясняется достоинство молитвы в это время. Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) сказали: «Когда земля раскаляется до такой степени, что верблюжатам становится больно стоять на ней – это наилучшее время для совершения зуха-намаза, несмотря на то, что дозволено совершать его с восхода солнца и до того момента, когда оно начинает клониться в сторону заката«».
Абу Бакр Ад-Димяти в своей книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишет следующее:
والاختيار فعلها عند مضي ربع النهار أي ليكون في كل ربع من النهار صلاة، ففي الربع الأول الصبح، وفي الثاني الضحى، وفي الثالث الظهر، وفي الرابع العصر
«Лучше всего совершить зуха-намаз, когда пройдет одна четвёртая часть светового дня. Это делается так, чтобы в каждой четверти дня был совершен намаз. Так в первой четверти совершается утренний намаз, во второй – зуха-намаз, в третьей обеденный (зухр) намаз, а в четвёртой четверти – послеобеденный (‘аср) намаз».
Также Имам Аль-Куртуби в своей книге «Аль-Джами‘ ли-ахкам Аль-Куръан» об этом пишет следующее:
«Зуха-намаз является дополнительным желательным (мустахабб) намазом. Зуха-намаз утром занимает такое же место, как послеобеденный намаз в период между обеденным и вечерним намазами.
Не следует совершать зуха-намаз, пока солнце полностью не взойдёт, не пройдёт его мутность и оно не засияет своими лучами – так же, как послеобеденный намаз не следует откладывать до того времени, когда солнце побледнеет.
В сборнике хадисов Муслима от Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Время молитвы кающихся (зуха-намаза) наступает тогда, когда земля начинает обжигать копытца верблюжат».
Здесь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул именно верблюжат потому, что их копытца обжигаются раньше копыт их матерей до того, как воздействие солнца не сделает песок сильно раскалённым, ибо у них тонкая кожа.
Такое бывает, когда наступает лучшее время для совершения зуха-намаза или через некоторое время после этого. И этот отрезок времени приходится на середину периода времени между восходом солнца и зенитом до наступления времени обеденного намаза».
За совершение зуха-намаза в указанное время с соблюдением определённых условий можно получить огромное вознаграждение. Ведь в достоверном хадисе передаётся, что человек, который совершил утренний намаз в джама’ате, после которого остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два рак’ата зуха-намаза, получит награду, равноценную награде за совершение хаджа и умры.
Совершив всего лишь один суннат-намаз, человек исполняет Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха); восполняет милостыню каждого сустава; ему прощаются грехи и построят в Раю дворец из золота; при определённых условиях за совершение зуха-намаза он получает награду, равноценную награде за совершение хаджа и умры.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Намаз, совершение которого равноценно принятому хаджу и умре | ВИДЕО
Достоинства зуха-намаза многочисленны и судьбоносны для тех, кто делает его своей ежедневной привычкой. Это добровольный дополнительный намаз, состоящий как минимум из двух ракаатов, совершаемый между периодом времени от восхода солнца до обеденного намаза.
Зуха-намаз является настоятельной сунной и является источником благодати и множества наград. Зуха-намаз представляет важность с точки зрения обретения довольства Аллаха Всевышнего и выражения благодарности Ему.
Время для совершения зуха-намаза (духа) начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья – приблизительно 3,5 метров над горизонтом (примерно через 15-20 минут после восхода солнца), и заканчивается в полдень, когда солнце окажется в зените до наступления времени обеденного намаза.
Лучшее время для совершения зуха-намаза наступает по истечении 1/4 части светового дня. В промежутке между рассветом и обеденным намазом период зуха-намаз занимает такое же место, как и период предзакатного намаза – между обеденным и вечерним намазами. Это время, когда солнце уже хорошо согревает землю и верблюжата ищут спасение от жары в тени взрослых верблюдов.
В первом ракаате после «Аль-Фатиха» читают суры «Аш-Шамс» и «Аль-Кафирун», а во втором – «Аз-Зуха» и «Аль-Ихлас». В последующем в первых ракаатах читают «Аль-Кафирун», а во вторых – «Аль-Ихлас».
Зуха-намаз лучше совершать в мечети. Но лучше совершить его дома по истечении 1/4 части светового дня, чем слишком рано в мечети; то есть больше ценится время совершения этой молитвы, чем место. Если зуха-намаз пропущен, то его возмещение является суннатом.
После зуха-намаза рекомендуется читать следующее дуа:
اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين
«Аллахумма инна з-зухаа зухау-ка, ва-ль-бахаа бахау-ка, ва-ль-джамала джамалу-ка, ва-ль-куввата куввату-ка, ва-ль-кудрата кудрату-ка, ва-ль-‘исмата ‘исмату-ка. Аллахумма ин кана ризки фи ссамаи фа-анзил-ху, ва ин кана фи-ль-арзи фа-ахридж-ху, ва ин кана му‘ассаран фа-яссир-ху, ва ин кана хараман фатаххир-ху, ва ин кана ба‘идан фа-карриб-ху, би-хакки зухаи-ка, ва бахаи-ка, ва джамали-ка, ва куввати-ка, ва кудрати-ка, атини ма атайта ‘ибадака с-салихина».
(«О мой Аллах, и время зуха – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану – на небесах, ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего зуха, ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим»).
А в книге «И‘анат ат-талибин» написано, что рекомендуется ещё сорок или сто раз читать: «Рабби гфирли ва рхамни, ва туб ‘алайя иннака анта т-таввабу-р-рахим».
В хадисах много говорится о достоинствах молитвы зуха. Так, в одном из них, приводимом Табарани в сборнике «Авсат», говорится, что Пророк ﷺ сказал:
«В Раю есть врата, которые называются Зуха. В Судный день от имени Всевышнего Аллаха ангел возгласит: «О вы, рабы Аллаха, которые старательно совершали молитву зуха, где вы? Это ваши врата, войдите в них по милости Аллаха»».
В другом хадисе, приведённом Ибн Маджой и Тирмизи, говорится: «У того, кто постоянно совершает зуха, смоются все грехи, будь их даже столь много, сколько пузырьков в морской пене».
Это означает, что смываются мелкие грехи. Что касается грехов, за которые надо платить штраф (кафарат), или связанных с другими людьми, то сначала следует выплатить штраф, возместить долги, добиться прощения людей, по отношению к которым совершён грех, отдать им то, что причитается, и затем покаяться (совершить тавбу).
У человека 360 суставов, и на каждый из них каждый день возлагается милостыня. Двухракаатная молитва-зуха заменяет и эту милостыню.
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Аллаха) сказал:
يُصْبحُ عَلَى كُلِّ سُلامَى منْ أَحَدِكُمْ صَدَقةٌ : فَكُلُّ تَسبيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحمِيدةٍ صَدَقَة ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكبيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأمْرٌ بِالمعرُوفِ صَدَقةٌ ، ونَهيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقةٌ ، وَيُجزِىءُ مِنْ ذلِكَ رَكْعَتَانِ يَركَعُهُما مِنَ الضُّحَى
«Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует подавать милостыню (садака) столько раз, сколько есть в его теле суставов. Каждое произнесение слов «Субхана-Ллах» (пречист Аллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) есть садака, и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах велик) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два рак’ата зуха-намаза (добровольного дополнительного суннат-намаза)». (Муслим 720, Абу Дауд 1286)
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من صلى الضحى ثنتي عشرة ركعة بنى الله له قصرا من ذهب في الجنة
«Для того, кто совершит зуха-намаз в двенадцать рак’атов, Аллах возведёт в Раю дворец из золота». (Тирмизи).
При определённых условиях награда за совершение зуха-намаза равноценна награде за совершение хаджа и умры.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ صَلَّى الغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джама’ате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два рак’ата молитвы, это станет такой же наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и ‘умры». (Тирмизи 58)
Обратите внимание, какое огромное вознаграждение можно получить за зуха-намаз. Совершив всего лишь один суннат-намаз, человек исполняет Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха); восполняет милостыню каждого сустава; ему прощаются грехи и построят в Раю дворец из золота; при определённых условиях за совершение зуха-намаза он получает награду, равноценную награде за совершение хаджа и умры.
Стоит отметить, что получение награды, равноценной награде за совершение хаджа и умры, не означает, что этот человек совершил обязательные хадж и умру. То есть это не отменяет обязательность совершения хаджа и умры.
И да поможет нам Всевышний Аллах следовать Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) во всём.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Подготовил Нурмухаммад Изудинов
Намаз-зуха
В категорию желательных намазов, совершаемых индивидуально, входит и намаз-зуха.
Время намаза-зуха (духа) начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья относительно нашего зрения – приблизительно 3,5 м над горизонтом, и заканчивается в полдень, когда наступает время обеденного намаза. Лучшее время для него наступает по истечении 1/4 части светового дня. Самое меньшее количество ракаатов намаза-зуха – два ракаата. Можно совершать намазы в четыре, шесть или восемь ракаатов. Самое большее количество – двенадцать ракаатов. Совершение ракаатов попарно является сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В первом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают «ащ-Щамси» и «аль-Кафирун», а во втором – «ад-Духа» и «аль-Ихлас». В последующем в первых ракаатах читают «аль-Кафирун», а во вторых – «аль-Ихлас». Намаз-зуха лучше совершать в мечети. Но чем совершать рано в мечети, лучше совершить дома по истечении 1/4 части светового дня. То есть больше ценится время совершения этой молитвы, чем место.
После намаза-зуха рекомендуется читать ду’а:
اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين
Перевод: «О мой Аллах, и время зуха – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество, и защита – Твоя защита. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану, – на небесах,– ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего зуха, ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим».
Если намаз-зуха пропущен, является сунной возместить его.
Намаз-тахийят
Из категории желательных намазов, не совершаемых коллективно, – намаз-приветствие (тахийят).
Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.
В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить в желательном порядке два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом. Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершенным также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он считается выполнившим сунну относительно тахийят-намаза, но чтобы получить вознаграждение за него, пусть сделает вместе с совершающим намазом намерение и для намаза-тахийят. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахията, затем и другого намаза. Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т.п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.
Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть с намерением тут же встать, например, из-за усталости, или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести следующие славословия:
سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاللهُ أكْبَرُ
«Субхана ллахи ва-льхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар».
Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, и Аллах велик».
Сказано, что это замещает тахийят. Если в пятницу мусульманин войдет в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и другими, говорится:
«Когда один из вас зайдет в мечеть, пусть совершает двухракаатную молитву».
Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.
Намерение произносится так: «Я намерен совершить намаз-тахийят». В тахийяте разрешается совершать и более двух ракаатов. Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха.
Примечание:
Нужно быть предельно внимательным при совершении намерения для намаза-тахийят. Если сделать намерение, как обычно у нас принято, «я намерился совершит двухракаатный намаз, возвеличивая мечеть», то этим намерением нужно подразумевать – не просто возвеличивать саму мечеть, а именно возвеличивать Хозяина мечети, то есть Аллаха, а в противном случае намаз не засчитывается.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.