русский храм в сан ремо

Русская церковь в Сан-Ремо

русский храм в сан ремо. Смотреть фото русский храм в сан ремо. Смотреть картинку русский храм в сан ремо. Картинка про русский храм в сан ремо. Фото русский храм в сан ремо

русский храм в сан ремо. Смотреть фото русский храм в сан ремо. Смотреть картинку русский храм в сан ремо. Картинка про русский храм в сан ремо. Фото русский храм в сан ремо

Зимний сезон 1874—1875 гг. царица Мария Александровна, супруга Александра III, провела в Сан-Ремо и положила начало традиции отдыха на итальянской Ривьере среди богатых и знаменитых россиян. В качестве символа своего благоволения она подарила городу пальмы, которые до сих пор можно видеть на променаде, и в качестве ответного жеста городской совет назвал променад в её честь. Идея выстроить в Сан-Ремо русскую церковь принадлежала Великому князю Сергею Михайловичу, который останавливался на вилле «Флора» в 1890 г., и была поддержана царицей.

В это время многие аристократические семьи: Олсуфьевы, Шереметевы, Демидовы — уже владели недвижимостью в Сан-Ремо, и ещё больше русских лечились здесь от туберкулёза. В городе уже были русская баня, пекарня и аптека. Строительство церкви какое-то время откладывалось из-за недостатка средств, и до 1908 г., когда была выстроена православная часовня на кладбище, богослужения проводились в домовых церквях — к примеру, на вилле «Глория», у госпожи Стрекаловой, или в здании на Виа-Рома, 22.

Наконец, в 1912 г. Николай II издал указ о строительстве церкви и лично пожертвовал на это дело 2000 рублей. Место для церкви было выбрано в центре города, напротив ж/д вокзала и, что было символично, прямо в начале променада императрицы. Автором первых эскизов церкви стал А. В. Щусев, эксперт по церковной архитектуре. Сам он никогда не был в Сан-Ремо, и воплотить в жизнь его проект довелось местному архитектору Пьетро Агости и инженеру Антонио Торнатори.

Краеугольный камень был заложен 26 ноября отцом Николаем Аквилоновым из Ментоны. Вскоре после этого началась кампания по сбору средств на строительство, но денег было собрано совсем не много. К концу 1913 г. церковь была выстроена только частично, но всё же здесь было проведено первое богослужение. Достроенную церковь освятили в честь Христа Спасителя, мученицы св. Катерины и св. Серафима Саровского, хотя сегодня её называют просто церковью Спасителя.

Пятиглавая церковь с куполами-луковками представляет собой очень богато декорированную постройку в московском стиле 16 века. Она сложена из красного кирпича, отделана декоративными крестами, песчаниковыми балясинами, кокошниками. Особенно выделяется разноцветная черепица на кровле и куполах и восьмиугольная колокольня с крышей шатрового типа, отделанной майоликой. Высота церкви — примерно 50 м.

Источник

Европейские зарисовки. Часть 13. Италия. Сан-Ремо. Часть 2.Храм Христа Спасителя.

русский храм в сан ремо. Смотреть фото русский храм в сан ремо. Смотреть картинку русский храм в сан ремо. Картинка про русский храм в сан ремо. Фото русский храм в сан ремо

русский храм в сан ремо. Смотреть фото русский храм в сан ремо. Смотреть картинку русский храм в сан ремо. Картинка про русский храм в сан ремо. Фото русский храм в сан ремо

Продолжаю осматривать Сан-Ремо. Сегодня фотоотчет о Храме Христа Спасителя. Что удмвило. что в отличии от Канн Храм реставрируется. Спросил на чьи средства? Сказали, что на средства частного инвестора из России, но он захотел остаться инкогнито…
Храм Христа Спасителя (итал. Chiesa di Cristo Salvatore, также просто Русская Церковь, итал. Chiesa Russa) — православный храм в городе Сан-Ремо (Италия). Построен по чертежам архитектора Алексея Щусева и под руководством архитектора Пьетро Агости в 1913 году в стиле московских церквей XVII века; украшен каменной резьбой и изразцами, рядом стоит колокольня с шатровой крышей.

Приход храма ныне относится к юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов (Константинопольский патриархат).
Первый камень заложили 26 ноября 1912 года, а в декабре 1913 года церковь освятили во имя Христа Спасителя.
Памятная доска донаторам храма
Храм был воздвигнут по инициативе православных жителей (курортников из России) города Сан-Ремо и его окрестностей, попечительского и строительного комитета во главе со следующими лицами: В. К. Саблер, В. С. Шереметьев, В. И. Галевич, Т. Деберо, А. М. Суханина, Г. Э. Тилло, инж. Торнаторе. Послевоенному восстановлению и продолжающемуся свидетельству о православии храм обязан городскому управлению города Сан-Ремо, адвокату Фузаро, А. Н. Власову, старостам М. А. Стансфильд, Ефремовой и Н. Сперарли-Бурмазович и настоятелю протоиерею Иоанну Янкину.

Во дворе церкви стоят два памятника: скульптурные изображения короля Италии Виктора-Эммануила III и его жены Елены Черногорской. Эта чета правила в Италии во время строительства Храма. Кроме того, Елена Черногорская была до замужества православной принцессой. Кстати, согласно завещанию, родители Елены Черногорской были похоронены в крипте храма (отец король Черногории Никола I Петрович — в 1921 году, мать — Милена Вукотич в 1923), но в 1989 году по требованию черногорских родственников останки королевской семьи перевезли на родину Елены.

Источник

Островок русского православия в Сан-Ремо

Сан-Ремо – место проведения знаменитого фестиваля итальянской песни и великолепный курорт, некогда популярный среди представителей русской аристократии, незаслуженно затерялся на фоне более крупных центров русского православия на Апеннинах. Сегодня многочисленные паломники в основном устремляются к мощам Святого Николая в Бари и Римини. Между тем в 2013 году православная церковь Христа Спасителя (Chiesa di Chiristo Salvatore) в Сан-Ремо, отстроенная по инициативе русского императорского двора, отмечает свой столетний юбилей.

русский храм в сан ремо. Смотреть фото русский храм в сан ремо. Смотреть картинку русский храм в сан ремо. Картинка про русский храм в сан ремо. Фото русский храм в сан ремо

Об истории этого малоизвестного православного храма Италии «Голосу России» рассказал священник Денис Байков:

«Наш храм в этом году будет отмечать свой столетний юбилей. Он был построен в 1913 году и освящен в декабре того же года. Храм построен на средства русской общины, которая была достаточно многочисленной в дореволюционное время.

Визитам аристократии в Сан-Ремо положила начало русская императрица Мария Александровна. С конца 19-го века Сан-Ремо стал достаточно известным курортом в Российской империи – очень многие люди, страдавшие заболеваниями (туберкулезом, легочными заболеваниями) приезжали сюда за замечательным климатом. Благодаря тому что некоторые из них покупали здесь виллы, дома, слава Сан-Ремо распространилась в том числе и в России, и постепенно в городе появилась достаточно большая русская община, которой, конечно же, недоставало храма. Ближайший храм был в Ницце, в Каннах и, поэтому представители русской диаспоры решили построить здесь храм. Это было трудно, так как нужно было собрать достаточное количество средств, которые в итоге удалось раздобыть благодаря инициативной группе и многим серьезным просветителям государственной власти Российской империи. В частности, благодаря обер-прокурору Саблеру, который в свое время отдыхал в Сан-Ремо. После того, как он занял этот пост, вопрос о строительстве храма получил одобрение на государственном уровне. В 1912 году императором Николаем был подписан высочайший императорский указ о сборе средств на нужды храма, в котором принял участие и он сам. Достаточно быстро, в течение года, храм был построен.

Храм известен среди туристов и итальянцев тем, что он был выполнен по эскизу известного архитектора Щусева, который спроектировал Мавзолей на Красной Площади. Однако окончательный проект был произведен итальянским архитектором Пьетро Агости. И в начале 1913 года в храме начались богослужения.

— Отец Денис, вы отметили роль русской общины в период строительства храма. Есть ли сегодня в Сан-Ремо крепкая русская диаспора? Помогает ли она вашему приходу?

К сожалению, той русской иммиграции уже нет, и к концу 80-х годов в Сан-Ремо остались лишь единицы потомков старых иммигрантов. Храм возобновил свою общинную жизнь только с падением коммунистического режима в России, когда в Европу и в Италию приехали на заработки многие люди из стран бывшего Советского Союза. Благодаря притоку новых иммигрантов, общинная жизнь и в Италии, и в Европе поднялась количественно. Например, в Сан-Ремо сегодня проживают и работают выходцы из Украины и Молдавии, в основном женщины, которые ухаживают за больными и стариками. Немало здесь также туристов, приезжающих по большей части из России и Германии (там есть большая русская община), в особенности летом. Они знают о нас и стремятся посетить наш храм.

— За последние годы православные церкви в Бари и Римини превратились в места активного паломничества. С этой целью были даже организованы специальные чартеры из России. Можно ли сказать то же самое про вашу церковь? Что вы делаете для привлечения внимания верующих?

— У нас нет такой специальной паломнической программы, потому что все-таки у нас нет мощей или чудотворных икон, которые могут быть в других храмах. Сан-Ремо не столь напрямую связано с православным паломничеством. К нам в основном заходят люди, которые приезжают отдыхать и совершенно случайно узнают, что на этом итальянском курорте есть православная церковь. Более того, многие из них впервые переступают порог православной церкви. И, конечно же, мы несем большую ответственность, представляя православие перед другими людьми.

— Совсем недавно у католиков появился новый папа. С вашей точки зрения, в какую сторону папа Франциск направит диалог между католицизмом и православием?

— Мы все достаточно позитивно смотрим на будущее развитие наших отношений, потому что мы впервые за многие столетия увидели на интронизации нового папы Патриарха Вселенского-Константинопольского Варфоломея, и, конечно же, это дает надежду на то, что отношения с католической церковью будут улучшаться. Например, у нас здесь на месте уже давно очень хорошие отношения с местной католической епархией. Мы регулярно участвуем в совместных конференциях, обмениваясь опытом пастырской и социальной работы, работы с молодежью. То есть у нас есть чем заниматься вместе, заботясь о том, чтобы христианство в Европе не угасло, а горело бы живой евангельской верой.

Отец Денис, рассказывая о том, как будет проходить празднование 100-го юбилея в декабре 2013 года храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, обратился с просьбой:

«Мы надеемся, что приедут священнослужители нашей епархии из Европы и Италии. Ожидаем также приезда нашего владыки. Это будет небольшой юбилей, который не будет связан с большими торжествами. Состоится богослужение, торжественная литургия в конце декабря, и, возможно, будет проведена какая-нибудь конференция, посвященная истории церкви.

К концу этого года, как раз к празднованию столетия, мы хотели бы сделать реставрацию куполов храма, потому что это его часть, больше всего нуждающаяся во внимании — у нас есть небольшая проблема с крестом центрального купола, который сейчас находится на реставрации. В связи с тем, что средств не хватает, наша община достаточно бедная – у нас нет крупных спонсоров, и мы живем от собственной деятельности, поэтому мы хотели бы обратиться к тем людям, которые готовы и хотели бы помочь нашей церкви, посильно приняв участие в этом благом деле. Нам хотелось бы, чтобы к столетию хотя бы центральная часть купола была бы завершена, и он вновь засиял бы всеми красками, как задумывалось при его строительстве».

Источник

История Храма

С середины XIX в. Сан-Ремо стал славиться как прекрасный курорт с теплым и ровным климатом, особенно полезный для страдающих легочными заболеваниями. На итальянской Ривьере зиму 1874-1875 гг. провела императрица Мария Александровна, супруга Александра II, в знак благодарности подарившая городу пальмы для нового приморского бульвара. Городские власти назвали этот променад проспектом Императрицы (Corso Imperatrice), и это название сохранилось доныне. Вслед за императрицей в Сан-Ремо на зимние месяцы стала приезжать русская знать, в том числе и члены Дома Романовых. В 1895 г. здесь лечился и умер от туберкулеза двадцатилетний Великий князь Алексей Михайлович. В 1890-х гг. на местной вилле Флора не раз отдыхал его старший брат, Великий князь Сергей Михайлович, которому, наряду с императрицей Марией Александровной, позднее приписывалась первоначальная идея создания русского храма. Многие аристократы — Олсуфьевы, Шереметевы, Демидовы и другие имели на курорте свои постоянные зимние дачи. Некоторые русские больные навсегда поселились в Сан-Ремо, где для них, как и для сезонных курортников появились русская баня, пекарня и аптека. К концу прошлого века мысль о постройке церкви окончательно утвердилась среди русских обитателей города, но дело откладывалось из-за отсутствия средств. До 1908 года, когда была сооружена часовня святителя Николая на городском кладбище Фоче, богослужения совершались на вилле Глория, принадлежавшей прежде Екатерине Челищевой. Она была освящена в 1898 г. с использованием антиминса бывшей походной церкви из Ментона. Два года спустя было получено разрешение освятить постоянный престол во имя св. Екатерины, как этого хотела Анна Стрекалова, дочь покойной Екатерины Челищевой.

Лишь в 1910 г. образовался попечительный (позднее — строительный) комитет во главе с бывшим обер-прокурором Синода, сенатором В. Саблером, который в 1882 г. по болезни полгода провел в Сан-Ремо. По его словам, «он лично видел, насколько необходима церковь в городе, посещаемом многими тысячами православных больных»; одновременно в Синод поступали жалобы, что «крайне тягостным является отсутствие возможности иметь духовное утешение в церковных службах». В 1911 г. Саблер вновь стал обер-прокурором Синода и санремское дело пошло быстрее. Высочайшим указом от 1 марта 1912 г. Николай II утвердил комитет, разрешив «производить в России повсеместный сбор пожертвований» и выделив на храм из собственных средств 2 тысяч руб. В мае 1912 г. комитет приобрел на имя Таллевича участок в центре города, напротив железнодорожного вокзала, в самом начале проспекта Императрицы. Отец Николай Аквилонов совершил 21(9) декабря 1912 г., в присутствии многочисленных горожан, закладку церкви во имя Христа Спасителя, великомученицы Екатерины и преподобного Серафима Саровского. Эскизный проект храма безвозмездно сделал работавший в Петербурге зодчий А. Щусев, которого об этом попросила его двоюродная сестра Анна Суханина, постоянно жившая на Ривьере. Рабочие чертежи выполнил местный архитектор Пьетро Агости при участии инженера Антонио Торнатори. Агости не только детально разработал окончательный проект, но и наблюдал за сооружением здания. Создавая свои проекты, Щусев и Агости обратились к московско-ярославскому зодчеству XV-XVII вв. (как прежде Преображенский для Флоренции), с его самыми характерными признаками. Кирпичные стены украшены крестами и декоративными изразцами, трехчастные окна — балясинами, венчают здание три ряда кокошников, создающие переход к компактно решенному пятиглавию, купола покрыты граненой полихромной черепицей. На полукруглой апсиде возвышается купол с главкой и крестом сложной формы. Храм почти кубического объема увенчан пятиглавием и имеет высоту около 50 метров. У южной стены высится колокольня — восьмерик на четверике с высоким восьмигранным шатром. Купол с главкой завершает невысокий притвор.

К концу 1913 года были завершены только самые основные работы, но “для того чтобы не оставить cъехавшихся в этом сезоне соотечественников без молитвенного утешения” было решено освятить храм и начать богослужения. Святейший Синод направил в Санремо епископа Владимира (Путята), который 23 декабря в присутствии членов русского дипломатического корпуса и русской общины совершил чин освящения храма. Во время первой литургии на клиросах пели два русских хора – из Ниццы и Ментона.

Церковь была освящена во имя Христа Спасителя, cвятой великомученицы Екатерины и преподобного Серафима Саровского, канонизированного незадолго до этого (первоначально предполагалось посвятить храм только Христу Спасителю, и так доныне в обиходе называют церковь).

Новый храм был приписан к Санкт-Петербургской епархии и отнесен к разряду “заграничных курортных”. Первым настоятелем стал насельник Александро-Невской лавры иеромонах Варсонофий. Справки по всем делам выдавал ментонский священник Николай Аквилонов, курировавший первые шаги русской общины в Санремо. В Петербурге устройством нового храма занимался святитель Вениамин Петроградский, тогда епископ Гдовский, мученически убиенный в 1921 г. и прославленный в лике святых в 1992 г.

Церковь, как указано выше, была освящена всего за несколько месяцев до трагических событий, изменивших ход мировой истории. Когда связь с родиной разорвалась, храм вошел в состав Западно-европейской русской епархии с центром в Париже (под омофором Константинопольского патриарха).

Положение церкви осложнилось судебным процессом, который начал в 1953 г. Граф Таллевич против Комитета Русской Церкви, – он потребовал вернуть аккредитованные им деньги. Процесс шел тринадцать лет и закончился в пользу общины. Удалось доказать что граф Таллевич, извлекая доходы из церкви, участка и церковного дома, давно вернул одолженную сумму. Успеху содействовали материальные жертвы генуэзского судовладельца А.Н.Власова (ум.1961) и усилия адвоката Ф.Фузаро. Общине удалось отстоять свой храм, ее положение упрочилось после того, как в 1966 году указом Президента Итальянской Республики приход получил статус юридического лица.

Большая заслуга в налаживании церковной жизни принадлежит протоиерею Иоанну Янкину из Ниццы (ум. 1996 г), cлужившего настоятелем в Санремо с 1963 г и получившего в 1988 г. почетное звание “Amico di Sanremo”.

С 1952 по 1973 гг. ведущую роль в общине играла староста прихода Мария Ефремова, в замужестве Стенсфилд, устроившая на своей вилле Девашан уголок русской культуры. После смерти М.Ефремовой, c 1974 г. общиной руководила Наталья Бурмазович, в замужестве Сперлари, сербского происхождения (ум. 1991). После смерти последней, старостой был Роберто Нобиле (ум. 2014). В настоящее время старостой прихода является Франческо Феррари.

Черногорский мемориал в крипте храма

Первого марта 1921 г. в Антибах (Франция) скончался черногорский король в изгнании Никола Первый из династии Петрович-Негошей. Согласно завещанию, король был погребен в крипте русской церкви “вплоть до торжества истины в черногорском деле”. Скончавшаяся через два года в Антибах королева Милена была погребена рядом со своим супругом. Затем к ним присоединили прах их дочерей Веры и Ксении. Внук короля Николы, бывший король Италии Убмерто Второй, проживавший в изгнании, дал средства на сооружение саркофага из черного мрамора.

В период распада Югославии и роста патриотических настроений в Черногории возникло движение за возвращение праха королей и принцесс на Родину. После совместного решения общины, муниципалитета Санремо и министерства иностранных дел Италии 29 сентября 1989 года в торжественной обстановке четыре гроба были вынесены из русской церкви и отправлены в черногорскую королевскую усыпальницу в Цетинье.

В том же году перед входом в церковь были установлены бюсты Виктора Эммануила Третьего и Елены Черногорской, (которые были изваяны в 1930 г. Е. Монти по модели Ф.Джонсона, а после свержения итальянской монархии помещены в запасники). Вновь водруженные бюсты сопровождены памятной доскoй.

Источник

Приход православной церкви в Сан-Ремо переходит из юрисдикции Константинопольского патриархата в РПЦЗ

Сан-Ремо, 28 января 2019 г.

Приход русской православной церкви в Сан-Ремо на Лигурийском побережье Италии переходит под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и принят в Западно-Европейскую епархию. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил в субботу настоятель исторического храма священник Дионисий (Байков).

По его словам, ранее приходской совет единодушно принял решение просить РПЦЗ принять храм в свой состав. Он пояснил, что согласно Уставу, приход управляется приходским советом и общим собранием и может сам избрать церковную юрисдикцию. К ее смене подтолкнуло решение синода Константинопольского патриархата от 27 ноября 2018 об упразднении экзархата для русских церквей Западной Европы, к которому относился приход и в составе которого пользовался автономией, и автоматическом переведении под юрисдикцию греческой митрополии. Приходская община считает это произволом и не согласна с таким решением.

Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо

Православный храм Христа Спасителя был построен в 1913 году в Сан-Ремо на Лигурийском побережье по проекту архитектора Алексея Щусева, автора православного храма в Бари (построен в тот же год), а также Русского павильона в Венеции, и является местной достопримечательностью. До 1989 года там была захоронена супруга первого короля Объединенной Италии Виктора Эммануила II дочь последней монаршей четы Черногории православная черногорская принцесса Елена. Затем ее останки были перенесена на историческую родину.

Первоначально русская православная церковь в Сан-Ремо, как все заграничные храмы, находилась в ведении Петербургской епархии. После трагического для верующих периода революции и гражданской войны в России в связи с утратой связи с «церковью-матерью» учрежденная в 1921 году архиепископия православных русских приходов в Западной Европе в 1931 добровольно вошла под покровительство Константинопольского патриархата. В виду последних решений патриархата, нарушающих как православные каноны, так и законы итальянского государства, приход считает себя свободным от власти Константинополя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *