Что такое зона севера
Электронная библиотека
Зона Севера занимает около 70 % территории России, но в ней проживает 8 % населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся полностью или частично 28 субъектов Российской Федерации. Значение Севера для экономики России, прежде всего, определяется сырьевым потенциалом. Здесь добывается 72 % всей нефти и газового конденсата, 93 % естественного газа, практически все алмазы, заготавливается 37 % деловой древесины, производятся основная часть цветных, редких металлов и золота и многие важные виды продукции, обеспечивающие в целом до 60 % экспорта страны. Север дает 15 – 20 % суммарного ВВП и является в целом устойчивым донором федерального бюджета. В геополитическом и геоэкономическом аспекте Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна, а порты Арктики и Северный морской путь открывают России прямые выходы на важнейшие мировые рынки.
Регионы, относимые к Северу, существенно различаются по комфортабельности жизнедеятельности, условиям хозяйствования, и по этим причинам зона очень неоднородна по экономическому и социальному развитию. По производству ВВП на душу населения самый северный пояс субъектов федерации от Ненецкого до Чукотского автономного округа занимает по стране первые места. По величине денежных доходов на душу населения (даже с поправкой на прожиточный минимум) Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа находятся на втором и третьем местах, а Мурманская область и Красноярский край превышают средний уровень по России. Однако ряд регионов имеют слаборазвитую экономику и неблагоприятную социально-экономическую динамику, например, Эвенкийский, Таймырский (без Норильска) и Корякский автономные округа.
В целом общий (усредненный) диагноз экономики и социальной сферы российского Севера является нечетким и противоречивым. Север благодаря своему сырьевому потенциалу, играет позитивную роль в выживании российской экономики и создании предпосылок для выхода страны из экономического кризиса, но бедственное положение значительной части Севера, нуждающейся в финансовой поддержке государства, усугубляет трудности возрождения российской экономики.
Главными чертами экономики и жизни на Севере, делающими регион проблемным, являются такие, как: неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, большая удаленность от экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни и экологическая уязвимость и др.. Эти негативные факторы Севера настолько существенны, что в каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделять особый северный подтип. Феномен процветающих и благополучных северных регионов объясняется не тем, что в них в меньшей степени действуют негативные северные факторы, а наличием противостоящих сильных конкурентных преимуществ: высокоэффективных и уникальных природных ресурсов (минеральных, энергетических, биологических) и выгодного географического положения, особенно наличия незамерзающих морских гаваней. Если эти конкурентные преимущества перевешивают негативные факторы, то соответствующие регионы не попадают в группу проблемных, которые по определению не могут поддерживать саморазвитие на основе собственных ресурсов.
Все северные регионы России объединяет болезненность перехода от планово-административной экономики к рыночной. Прежняя экономическая система имела здесь наиболее законченные формы государственного и ведомственного администрирования, а монополизированная и узкоотраслевая экономика не обладала способностью к саморегулированию. Ликвидация централизованного снабжения нарушила регулярность завоза необходимой продукции из других регионов, а из-за либерализации цен и тарифов и коммерциализации кредитной системы предприятия и организации большинства отраслей попали в тяжелое финансовое положение. Инфляционный шок начала 1992 г. практически уничтожил оборотные средства предприятий, необходимые для сезонных закупок, и денежные сбережения жителей Севера, и вместе с этим уничтожил главный фактор, компенсирующий проживание в дискомфортных условиях.
Наиболее острой проблемой выживания Севера стало обеспечение завоза необходимой продукции, в первую очередь, продовольствия и топлива. Эта проблема не может быть решена только на основе рыночного саморегулирования, так как получатели продукции на Севере не имеют финансовых ресурсов для оплаты сезонного завоза, а товаропроизводителям из южных регионов поставки на Север невыгодны из-за несвоевременной их оплаты и высокого риска. Объединяющей весь Север экономической и гуманитарной проблемой является обеспечение жизнедеятельности коренных народов, общая численность которых составляет около 180 тыс. чел. Данная проблема заметно обострилась в условиях кризиса и распространения рыночных принципов хозяйствования. С целью смягчения процесса адаптации населения и экономики Севера к новым условиям государство применяет ряд специальных антикризисных и стабилизационных мер.
Общими для регионов европейского Севера проблемами являются нарастание безработицы (уровень зарегистрированной безработицы в 2 – 3 раза выше среднего по России) и значительный отток населения (особенно из Мурманской области, Коми, Ненецкого автономного округа).
Большинство северных субъектов федерации имеют признаки разных типов проблемных регионов. Регионы европейского Севера, за исключением Ненецкого автономного округа, схожи со старопромышленными депрессивными регионами, но с разным составом депрессирующих отраслей. В Мурманской области это, в первую очередь, рыбная промышленность. Увеличение экспорта непереработанной рыбы (даже без доставки ее на береговые базы) происходило при резком сокращении ее переработки. Так, береговые предприятия ранее крупнейшего в стране Мурманского рыбокомбината, производившие во второй половине 1980-х гг. ежегодно 132 тыс. т продукции, уменьшили ее выпуск в 1995 г. до 4,7 тыс. т.
В Карелии, Коми и Архангельской области значительное негативное влияние оказывает сокращение производства в лесном комплексе, а в Архангельской области к нему добавляется падение производства на предприятиях ВПК, среди которых выделяется крупнейший завод атомных подводных лодок в г. Северодвинске. В Республике Коми депрессирующей отраслью является угольная (Печорский бассейн), где добыча уменьшилась на 8 млн. т. Ненецкий автономный округ находится на переломном этапе. Здесь на фоне депрессирующих традиционных отраслей хозяйства коренного народа (оленеводство, рыбоводство, охота) разворачивается добыча нефти и газа, благодаря чему начался рост общего объема промышленного производства и ВВП.
Социально-экономическая ситуация в азиатской части российского Севера еще более неоднородна. Экономическое и социальное благополучие в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах держится исключительно на добыче нефти и газа, а поддержка на социально необходимом уровне других отраслей хозяйства и социально незащищенных слоев населения вполне осуществима из региональных бюджетов. Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский округа относятся к слаборазвитым регионам, имеющим отдельные промышленные очаги. Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Магаданская область имеют очаги депрессии, образовавшиеся по причине истощения запасов, ухудшения горно-геологических условий и потери конкурентоспособности добычи полезных ископаемых на ряде месторождений золота, олова, вольфрама и др. Многие горнодобывающие и обогатительные комплексы закрылись или сократили свое производство. В результате, уменьшилась занятость, например, в Магаданской области – на 61 % за 1991 – 1997 гг., возникли общая безработица и значительный отток населения в южные регионы.
Такая картина характерна также для северных частей Бурятии, Читинской области и Хабаровского края. В аналогичном положении оказались лесозаготовительные и лесоперевалочные комплексы Красноярского края и Иркутской области, а также поселения рыбаков в Камчатской и Сахалинской областях, Корякском автономном округе. Главными факторами кризиса здесь стали падение спроса и конкурентоспособности, особенно из-за увеличения транспортных тарифов и стоимости энергоресурсов. Все северные регионы Сибири и Дальнего Востока (за исключением Красноярского края) значительно отстают от среднего по России уровня по реальным доходам населения.
Улучшить социально-экономическое положение северных регионов можно за счет комплекса мероприятий, включающего, в первую очередь: организацию регулярного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечения; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения; выполнение принятых ранее решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере; нормализацию межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.
В ближайшие годы должно быть завершено строительство Амуро-Якутской железной дороги (АЯМ) и затем продолжено строительство Северо-Сибирской магистрали на запад от БАМ до выхода к портам Баренцева и Белого морей. Будущее Северного морского пути связано не только с регулярной навигацией вдоль побережья российской Арктики, но и с развитием трансокеанического транзита – кратчайшего пути между Европой и Восточной Азией, Европой и Северной Америкой.
Основные проблемы экономики Севера и жизнедеятельности населяющих его людей, сохранения экологического потенциала и последнего в мире резерва свободных территорий должны решаться как с позиций национальной стратегии России, так и перспектив северной экономики. Последние во многом связаны с расширяющимся освоением нефтегазовых месторождений побережья и шельфа морей Северного Ледовитого океана, месторождений алмазов и бокситов в Архангельской области, рудных месторождений Красноярского края, более комплексным использованием минерального сырья на базе новых технологий, а также цивилизованным освоением новых регионов.
Север в антропоэкологическом отношении
Зону Севера можно разделить на несколько типов территорий по степени их комфортности для жизнедеятельности пришлого населения. Степень комфортности — интегральный показатель, который основан на анализе примерно 30 параметров окружающей среды: континентальность климата, продолжительность периодов с различными температурами воздуха, амплитуды годовых, месячных, суточных температур воздуха, обеспеченность населения водой для хозяйственно-питьевых целей, качество и доступность этой воды, наличие опасных природных явлений (сейсмичность, паводки и наводнения, лавины, сели), наличие природных предпосылок болезней и условий для их проявления, ведущая патология у различных групп населения. Уровень комфортности региона существенно влияет на характер его освоения и заселения. Он оценивается по пятибалльной шкале. Это единая для всей территории России шкала разработана таким образом, чтобы на основе ряда количественных показателей иметь возможность сравнивать между собой любые регионы в пределах нашей страны и даже за ее пределами. Это очень важно для объективной оценки условий жизни людей. Степень комфортности территории квантифицируется по следующей шкале:
1.Комфортные;
2.Прекомфортные;
3.Гипокомфортные;
4.Дискомфортные;
5.Экстремальные.
Самую обширную на Российском Севере площадь занимают экстремальные территории, в пределах которых практически круглогодично природные условия очень сильно воздействуют на человека, резко усложняют его труд, быт и отдых, а параметры отдельных факторов среды достигают критических для здоровья и жизни людей значений. Адаптация пришлого населения протекает здесь с очень сильным напряжением адаптационных систем организма человека с тенденцией к декомпенсации. Эти территории абсолютно непригодны для формирования постоянного населения из пришлых контингентов даже при создании специализированных систем жизнеобеспечения. Южная граница экстремальной подзоны на северо-западе проходит севернее Полярного круга, а к востоку от Мезени граница смещается к югу от Полярного круга и на северо-востоке страны она пересекает 60 о с.ш.
К экстремальной подзоне примыкают дискомфортные территории, где 9-10 месяцев в году природные условия значительно осложняют труд, быт и отдых людей, а отдельные природные факторы оказывают сильное негативное воздействие на здоровье населения (особенно детей, стариков и больных-хроников) в течение всего года. Адаптация переселенцев сопровождается сильным напряжением адаптационных систем организма с затрудненной компенсацией. Малопригодные для постоянного проживания и трудовой деятельности людей без создания специальных очень дорогостоящих систем жизнеобеспечения населения.
Значительную территорию (более 2,1 млн км 2 ) к северу от основной полосы расселения занимает гипокомфортная подзона, в пределах которой природные факторы в течение 8-9 месяцев осложняют нормальное течение процессов труда, быта, отдыха и формирования высокого уровня здоровья населения. Гипокомфортные территории пригодны для постоянного проживания пришлого населения при условии ликвидации влияния негативных факторов среды на жизнедеятельность людей. Для этого необходимо проведение сложных и дорогостоящих технических, социально-экономических, медико- санитарных, коммунально-бытовых и архитектурно-градостроительных мероприятий. Адаптация пришлого населения протекает с сильным напряжением адаптационных систем организма переселенцев с постепенной компенсацией.
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие уровень комфортности территории
Население северных районов России
Таблица 2. Численность населения в зоне Севера по административным территориям России
Территория / числ.в зоне Севера | Экстремаль- ные | Диском- фортные | Гипоком- фортные | Всего в зоне Севера |
Мурманская обл. | 158,0 | 830,8 | нет | 988,8 |
Республика Карелия | нет | 23,6 | 191,2 | 214,8 |
Архангельская обл. | 122,5 | 31,6 | 982,2 | 1136,3 |
Республика Коми | 317,2 | 132,8 | 692,5 | 1142,5 |
Пермская обл. | Нет | Нет | 93,7 | 93,7 |
Свердловская обл. | Нет | Нет | 97,4 | 97,4 |
Юг Тюменской обл. | Нет | Нет | 19,9 | 19,9 |
Ханты-Мансийск. АО | нет | 635,8 | 663,4 | 1299,2 |
Ямало-Ненецкий АО | 236,1 | 241,0 | нет | 477,1 |
Томская область | нет | нет | 212,7 | 212,7 |
Красноярский край | 354,4 | 28,1 | 255,6 | 638,1 |
Иркутская область | нет | 62,9 | 802,9 | 865,8 |
Читинская область | нет | 38,3 | 35,0 | 73,3 |
Республика Бурятия | нет | нет | 190,7 | 190,7 |
Республика Саха | 293,2 | 777,6 | нет | 1070,8 |
Амурская область | нет | 90,7 | 80,0 | 170,7 |
Хабаровский край | 17,8 | 7,7 | 800,3 | 825,8 |
Приморский край | нет | нет | 105,9 | 105,9 |
Камчатская область | 18,6 | 385,4 | нет | 404,0 |
Корякский АО | 35,4 | нет | нет | 35,4 |
Магаданская обл. | 258,2 | нет | нет | 258,2 |
Чукотский АО | 90,5 | нет | нет | 90,5 |
Сахалинская обл. | 4,6 | 130,1 | 379,5 | 514,2 |
Всего в зоне Севера | 1906,5 | 3416,4 | 4802,6 | 10125,5 |
Население северных районов характеризуется рядом особенностей, среди которых в первую очередь необходимо назвать: более молодой средний возраст, по сравнению с другими регионами России, а также преобладание мужского контингента в населении, более высокий по сравнению с остальной Россией естественный прирост населения, повышенную младенческую смертность. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в арктических районах ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Реальное представление об этом дает таблица 3.
Таблица 3. Средняя ожидаемая продолжительность жизни и младенческая смертность на Российском Севере (1996 год)
Регионы | Средняя ожидаемая | продолжительность | жизни | Младенческая смертность |
— | Все население | Мужчины | Женщины | — |
Россия | 65,9 | 59,7 | 70,6 | 17,4 |
Республика Коми | 63,8 | 58,2 | 70,4 | 16,9 |
Саха-Якутия | 63,6 | 58,2 | 69,9 | 19,1 |
Мурманская обл. | 65,6 | 60,1 | 71,5 | 17,3 |
Архангельская обл. | 64,8 | 58,5 | 72,1 | 15,9 |
Магаданская обл. | 62,0 | 56,2 | 69,0 | 19,1 |
Чукотский АО | 62,3 | 58,4 | 68,6 | 34,0 |
Коренное население Российского Севера
Среди многих народов России в специфическую группу объединяются двадцать шесть так называемых “малочисленных народов Севера”. Несмотря на небольшую численность (все вместе около 185 тыс. человек в 1989г.), эти народы на протяжении веков заселяли и обживали огромные районы Севера Евразии и в настоящее время они расселены от арктических тундр Таймыра на севере до предгорий Саян и широколиственных лесов Приморья на юге, и от Кольского полуострова на западе до Чукотки на востоке. Территории их обитания составляет больше половины всей России и административно входят в состав 16 северных краев, областей и республик, а также 7 автономных округов. В конце 1950-х годов младенческая смертность у народов Севера даже по заниженным (вследствие недоучета) официальным данным превышала 80 на 1000 новорожденных (по некоторым оценкам не менее 120), то в конце 1980-х годов она составляла менее 35 на 1000 новорожденных. Сокращение продолжалось весь последующий период, что отличается от ситуации во всей стране, когда в середине 1970-х годов наблюдался подъем младенческой смертности [8,10,11].
Менялась и структура причин смерти у народов Севера. В конце 1950-х годов основными причинами смерти были инфекционные заболевания, среди них главным образом туберкулез. Значительное улучшение медицинского обслуживания: строительство больниц и поликлиник в районах проживания народов Севера, насыщение их медперсоналом и медицинской техникой и другие подобные мероприятия привели к ощутимым результатам. Сильно снизились заболеваемость и смертность от инфекционных и паразитарных заболеваний. Росла доля умерших от болезней системы кровообращения, что полностью вписывается в теорию эпидемиологического перехода, однако особенно быстро росла смертность от несчастных случаев, самоубийств и убийств.
Уже в начале 1970-х годов бытовые и производственные травмы, убийства и самоубийства (в дальнейшем весь этот класс причин смерти мы будем называть просто “травмы”) стали главной причиной смерти народов Севера. К началу 1980-х “травмы” были причиной 40% смертей коренных жителей Севера. В разных районах и у разных народов ситуация отличалась друг от друга, но везде травмы находились на первом месте среди причин смерти и их доля в общем числе смертей колебалась от 30 до 60%. Большая часть смертей от травм так или иначе связаны с алкоголем.
Таблица 4. Средняя ожидаемая продолжительность жизни (для новорожденных)
Группа населения | Все население России | Народы | Севера |
— | 1988-1989 | 1978-1979 | 1988-1989 |
Мужчины | 64,5 | 44,3 | 54,0 |
Женщины | 74,4 | 54,1 | 65,0 |
1.Пика А.И., Прохоров Б.Б. Большие проблемы малых народов//Коммунист, 1987 N 16. с. 76-83.
2.Прохоров Б.Б. Экология человека: социально-демографические аспекты. М.: Наука. 1991. 112 с.
3.Прохоров Б.Б. Окружающая среда и здоровье человека в Арктике// Российская Арктика на пороге катастрофы. М.: Центр экологической политики России. 1996. С. 118- 123.
Что такое Зона Севера? Какие проблемы связаны с ее освоением? Как можно сохранить легкоранимую северную природу?
Зона севера – это большая часть России, она занимает практически 70% всей территории страны. На ее территории расположено 28 различных субъектов РФ, условия жизни в которых отличаются между собой, что говорит о неоднородности экономического и социального развития зоны.
Освоение зоны севера имеет ряд затрудняющих факторов, таких как: неблагоприятные климатические условия, вечная мерзлота, большая отдаленность от экономических центров. А впоследствии – дорогая жизнь, высокие транспортные расходы, высокая стоимость строительства и производства и т. д.
Зона севера богата полезными ископаемыми (нефть, газ, уголь, алмазы и др.), добыча которых приносит вред окружающей среде, сейчас много районов зоны являются зонами экологического бедствия. Для сохранения хрупкой северной природы необходимо: повторное использование сырья для снижения вреда, наносимого свалками; восстановление лесов; уменьшение вредных выбросов с заводов.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Зона Севера
Геоэкономическое и геополитическое значение российского Севера
Зона Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения.
Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала.
Российский Север это:
— 72% всей нефти и газового конденсата;
— 93% природного газа;
— 37% деловой древесины;
— основная часть цветных, редких металлов и золота;
— около 60%от объема российского экспорта.
В геополитическом аспекте Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Он обеспечивает России независимый выход на мировые рынки через порты Арктики и Северный морской путь.
Северные регионы существенно дифференцируются по уровню развития. С одной стороны, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа входят в первую пятерку субъектов федерации РФ по большинству социально-экономических показателей. С другой стороны, Эвенкийский, таймырский, Корякский автономные округа относятся к слаборазвитым территориям с низким уровнем хозяйственного освоения.
Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию этой территории. В соответствии с первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.
В соответствии со вторым подходом предполагается, что у всех северных регионов есть общие черты, которые позволяют определить их как проблемные независимо от текущего социально-экономического положения. Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно-климатических условий. Такими особенностями являются:
— неблагоприятный климат (от абсолютной до умеренной дискомфортности);
— удаленность от экономических и культурных центров.
Вышеназванные факторы существенно ухудшают условия хозяйственной деятельности в северных регионах, детерминируя высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокую стоимость жизни, экологическую уязвимость северных биоценозов. На сегодня данный подход представляется наиболее методологически оправданным.
Таким образом, благополучие ряда северных регионов России достигается не благодаря, а вопреки суровым климатическим условиям и это благополучие может очень быстро исчезнуть. В силу вышеназванных обстоятельств, определенные упреждающие стабилизационные мероприятия региональной политики необходимы и для наиболее благополучных регионов российского Севера.
Особенности и перспективные направления политики развития российского Севера
Существующая система нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает широкую систему государственной поддержки.
Обязательства по финансированию продекларированных форм поддержки лежат в основном на федеральном бюджете. Поскольку эти обязательства явно превышают реальные финансовые возможности, то они выполняются нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности регионов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся система господдержки пришла в противоречие с экономическими условиями и федеративными отношениями. Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим системный пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.
Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:
— реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;
— расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;
— регулирование состава населения и рынков труда;
— реформирование существующей системы северных гарантий;
— создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширение занятости в государственном и рыночном секторах;
— совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.
Необходимы экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях предприятий путем их внутренней реструктуризации (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем господдержка должна стимулировать постепенный переход от добычи первичного сырья к интенсивным наукоемким технологиям его переработки.
Миграционная политика государства на Севере в ближайшие годы должна быть ориентирована на переселение избыточного населения, в том числе пенсионеров и людей, отработавших в районах Крайнего Севера по трудовым договорам.
Одновременно должны вырабатываться подходы к привлечению сюда новых работников из других районов страны.
При осуществлении инвестиционных проектов и расширении хозяйственной деятельности должен получить применение вахтовый метод. Использование вахтового метода организации работ и договорных форм найма позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня.
Реформирование государственной северной политики требует четкого определения южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. Специальные меры государственной поддержки в приоритетном порядке будут осуществляться в арктической зоне, ввиду специфических черт, отличающих ее от других районов Севера, а также особых национальных интересов России.
Особое внимание будет уделяться обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.
Государственная поддержка поставок энергоносителей и продовольствия на Север должна осуществляться дифференцированно по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта РФ. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства.