Что такое животворящий крест
Годеновский Крест Животворящий
Годеновский Крест: история святыни
Годеновский Крест — святыня, которая находится в Храме Святителя Иоанна Златоуста на подворье Переславского Никольского монастыря села Годеново неподалеку от города Переславля-Залесского.
Крест вырезан из липового дерева и представляет собой изображение Христа в человеческий рост. На Кресте есть слова «ставру икон», это означает «образ Креста».
История обретения
Обретение Животворящего Креста Господня относится к 1424 году. Тогда пастухи заметили на Сахотском болоте в восьми километрах от Годеново «свет неизреченный с Греческой стороны». Подойдя ближе, они увидели Крест как будто с Распятым Спасителем и стоящим у Креста Николаем Чудотворцем со Святым Евангелием в руках. Казалось, Крест висит в воздухе. Голос, идущий от Распятия, повелел возвести на этом месте храм и обещал всем, приходящим с верой и молитвой, исцеления и чудеса.
Сейчас на этом месте находится мужской монастырь Животворящего Креста.
Явление Креста произошло за тридцать лет до падения Константинополя. Многие рассматривают чудо как символ того, что Русь — преемница Византии.
Годеновский Крест в наши дни
Со времени чудесного явления святыни и до сегодняшних дней не иссякает поток паломников к Животворящему Кресту. Хотя был период, когда святыня была сокрыта от поклонения. В советское время храм на месте явления Креста закрыли, но верующие спрятали Крест и сохранили ее.
В 2002-2003 годах реставраторы из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга восстановили Крест, пострадавший в богоборческие времена. В наши дни к Годеновскому Кресту в дни празднования стекается до 10 тысяч человек в день.
Существует множество свидетельств об исцелении людей от болезней и о других чудесах, происходящих после вознесения молитв у чудотворной свытяни. В храме хранится книга, в которую записываются эти свидетельства.
Копии Годеновского Креста есть в храмах и монастырях многих городов:
Молитва
О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.
О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.
Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго. Аминь.
Читайте также:
Животворящий крест в Годеново: чудеса исцеления
В селе Годеново Ярославской области находится Животворящий Крест, от которого происходят чудеса и исцеления. Хотя святыня была широко известна и раньше, но в связи с событиями на Украине Крест прославился с новой силой.
Годеновский Животворящий Крест – уникальное явление в нашей жизни, заслуживающее отдельного внимания. Его происхождение и связанные с ним исторические явления сопровождаются удивительными и необъяснимыми событиями.
Годеновский животворящий крест: описание святыни
Крест – это особый символ, который выбрал Бог, чтобы искупить человечество от греха и смерти. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня празднуется всеми историческими церквями 14 и 27 сентября соответственно, в зависимости от календаря.
Знаменует этот день воспоминание, когда Константинопольской царицей Еленой был обретен Крест Спасителя. Крест животворящего древа обнаружил себя именно тем, что исцелил мертвого, когда царица Елена прикладывала все три голгофских креста к покойнику – церемония проходила мимо места раскопок – чтобы узнать какой из них Господский. С этих пор начинается изображение святыни для поклонения христианами. Таким был и Годеновский крест.
Согласно Преданию, Крест обнаружили пастухи – он находился среди болота висящим в воздухе в облаке света «несказанного». Это было Распятие необычной работы. Искусно выполненное и нетипичное исполнение свидетельствовало о явно чудесном происхождении образа. Здесь же они услышали голос от Распятия, который предсказывал, что на этом самом месте, где сейчас болото, будет дом Божий и великая благодать дана ему – приходящие помолиться с верой получат исцеления и чудеса.
События происходили в 1423 году – за 20 лет до захвата Византийской империи турецкими завоевателями. Существует версия, что Крест таинственным образом переместился именно оттуда, выбрав, таким образом, новое место для заступничества и благоволения Божьего. Догадка подтверждается еще и тем, что крест выполнен именно в том стиле, в котором выполнялись подобные работы константинопольскими мастерами. Кто знает, может быть, именно благодаря этому событию Россию в первый раз назвали преемницей Византии.
С тех пор прошло множество событий, и сегодня на месте явления Животворящего Древа Креста Господня стоит храм в честь Иоанна Златоуста, в котором хранится святыня по сей день. Непрекращающиеся явления чудес побуждает людей делать копии с Креста и уносить их с собой в города и страны.
Таким образом, список пришел и в Крым – случилось это накануне Майдана. Когда было еще все спокойно, в Севастополе готовились торжественно встретить святыню, которую уже изготавливали иконописцы. 13 декабря 2013 года, во время, когда на Украине началась кровавая бойня, Крест торжественно встретили и установили в главном соборе Севастополя – Владимирском, усыпальнице русских генералов. После этих событий произошло чудо – Крым бескровно перешел в состав России. Следом была изготовлена копия для Луганска – обитель, в которой находится Крест, чудесным образом избежала попадания снаряда и цела по сей день.
Животворящий Крест Господень: чудеса
Специальная книга со свидетельствами чудес и исцелений, которые присылают люди со всех концов света, хранится у сестер подворья Переславского Никольского монастыря в Годеново. Люди часто прилагают к своему свидетельству об исцелении документ соответствующего медицинского заключения. Таким образом, возле святыни сформировалась целая энциклопедия удивительных событий, которые имеют под собой подтверждающие документы. Ознакомиться с этой книгой можно у монахинь в с. Годеново.
О некоторых историях настоятельница монастыря игумения Евстолия рассказала лично:
Книгу чудес также можно просмотреть онлайн: на сайте Годеновского храма, где находится Животворящий Крест Господень, ведут «Книгу чудес», описывающую некоторые новые исцеления, но большинство – это свидетельства прошлых столетий.
Животворящий Крест в Годеново: как доехать
Посетить святыню можно через паломнические службы или самостоятельно. Выбрать первый вариант совсем несложно, так как святыня расположена в необычном месте – как сам Переславль Залесский, находящийся в нескольких километрах от Годенова, так и Кострома, которая, как правило, включает подобный маршрут – популярное место паломничества.
Все эти места – кладезь духовной мудрости России. Здесь расположено множество старинных монастырей и храмов, богатых историей и своими древними чудотворными иконами, мощами и, конечно же, Животворящим Крестом. В 60 км от Переславля находится Сергиев Посад – усыпальница Сергия Радонежского. С другой стороны – Ярославль, входящий в Золотое Кольцо России.
Само Годеново находится посередине между Ростовом (20 км) и Переславлем (40 км) вдалеке от трассы. Чтобы добраться до села нужно остановиться в ближайшем к нему городке – Петровском. Именно отсюда ходят автобусы. При самостоятельном выезде из Москвы можно воспользоваться электричкой или поездом. Прямой электрички нет, поэтому выбирая этот вид транспорта, потребуется пересадка, чтобы доехать до ближайших городов.
Поезда ходят с Ярославского вокзала Москвы. Также можно доехать до города автобусом. Они ходят от м. Щелковская. Необходимо будет доехать до станции «Петровск» и пересесть на другой автобус, который идет до Годеново.
При выезде из другого города будет удобно добираться прямиком до Петровского, расположенного по Ярославскому шоссе. Отсюда и ходит автобус до храма с Животворящим Крестом. Из крупных городов добраться до конечного пункта можно автобусом с пересадкой – вокзал и автовокзал находятся в городах, как правило, недалеко друг от друга.
Молитва Честному Животворящему Кресту Господню
Текст молитвы Животворящему Кресту, переведенный на современный русский язык:
Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Смотрите видео о Животворящем Кресте в Годеново.
Даже для людей, далеких от церкви факт того, что Животворящий Крест в с. Годеново производит чудеса и исцеления – неоспоримый факт. Свидетельств столько, что из них обязательно найдется одно, открывающее сердце и убеждающее человека в непреложности такого явления. Множество людей именно так и находят свой путь к Богу – через явное свидетельство Его присутствия в своей жизни.
Животворящий Крест Господень
Содержание
Исторический экскурс [ править ]
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил».
Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.
Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.
В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).
Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.
В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.
Описание [ править ]
За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флери[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста.
Местонахождение. Доступность для паломников [ править ]
В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.
Годеново: Чудотворный Крест
Годеново с высоты птичьего полета
Годеново. Паломники в праздничный день
Знамение державного строительства Руси
Чудотворный Крест. Деталь
XXI век: второе обретение
Реставрация
Чудотворный Крест перед реставрацией
Крест чудотворит
«Крестных ход» Годеновского Креста
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возносит молитву у Чудотворного креста
Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург
Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург
Схиархимандрит Илий у Годеновского креста
Крест провожают в Луганск
Копия креста отправляется в Вологду
Севастополь. Морской Крестный ход
Севастополь. Морской Крестный ход
Севастополь. Морской Крестный ход
Крест на борту космического корабля
скрыть способы оплаты
Уважаемые участники беседы. Милостию Божией. усилиями верующих людей история Животворящего Креста, явленного в 15 веке на Сахотском болоте получила широкую огласку. Вчера состоялся радиоэфир, посвященный этой теме. Информация, которая обсуждалась здесь год назад в отношении номинации Животворящего Креста и резолюции Патриарха, подтвердилась. Найдены архивные документы, посвященные переносу Креста в соседнее село.
Ниже привожу ссылку на архивную запись эфира, а также аннотацию, размещенную на сайте радиостанции.
Мария, спасибо. Не успела написать, а вы уже ответили. Скажу честно мне по душе ваш подход. Бессмысленно объяснять тем, для кого Крестный Ход- перенос Креста «туда-суда», к сожалению. Дело не в Кресте, а в ушах: обсуждается не наше мнение ( кому оно интересно), а Резолюция Святейшего Патриарха и наша готовность выполнить ее. Для тех, кто не слышит, но может еще видит:
ссылка http://www.patriarchia.ru/db/text/4350169.html
Дословный текст и вопрос: ЧТО НАМ МЕШАЕТ ВЫПОЛНИТЬ ТО, ЧТО УЖЕ РЕШЕНО?
Архиерейский совет Ивановской митрополии выработал предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Кирилла относительно ежегодного перенесения Креста Господня, явленного близ села Антушково22 января 2016 года состоялось заседание Архиерейского совета Ивановской митрополии, на котором были выработаны предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Кресте Господнем, явленном в 1423 году близ села Антушково и последние годы пребывавшем в храме в честь святителя Иоанна Златоустого села Годеново.
Святейший Владыка благословил, чтобы впредь в течение полугода крест находился в монастыре Животворящего Креста Господня села Погост Крест Шуйской епархии (Ивановская митрополия), а еще полгода — в храме святителя Иоанна Златоустого в селе Годеново Ярославской епархии. Для перенесения святыни Его Святейшество благословил два раза в год совершать крестный ход.
Архиерейский совет принял решение придать статус церковных торжеств на уровне Ивановской митрополии праздникам перенесения Животворящего Креста Господня из храма святителя Иоанна Златоустого села Годеново в монастырь Животворящего Креста Господня села Погост Крест и обратно.
В 1423 года на Сахотском болоте (ныне село Погост Крест Ильинского района Ивановской обл.) явился Крест Господень, через который были явлены многие чудеса. На месте явления по благословению архиепископа Ростовского Дионисия был построен деревянный храм, в который была помещена обретенная святыня. В XVIII веке вместо деревянного был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В течение XV — начала XX вв. от святыни были явлены многие чудеса, зафиксированные в письменных источниках. В период богоборчества храм был закрыт и разграблен. Около 1933 года Животворящий Крест ради его сохранения был перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого села Годеново.
В 1998 году в селе Погост Крест была образована монашеская община, позже преобразованная в монастырь. В 2004 году братией монастыря на историческом месте было завершено строительство Крестовоздвиженского храма. В настоящий момент монастырь полностью обустроен. В течение многих лет братия монастыря Животворящего Креста Господня и многочисленные паломники чествовали день обретения великой святыни, совершая торжественные богослужения и крестные ходы.
Верую этой горечи слёз
От скорбей перед вечною радостью.
Верую в бесконечность счастливейших дней
За небесною радугой.
Верую во Единого Бога Отца
Вседержителя, верую…
Верую, кто-то тихо мне шепчет
Молитву о Господе первую.
Верую, что пройдут эти скорби,
Земные страданья закончатся.
Верую, что на НЕБЕ венцы,
Кто терпел до конца – тем пророчатся…
Отрывок из стихотворения «Верую» Марины Стрельцовой
О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»
В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.
Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.
Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:
После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.
Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.
С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.
Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.
Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».
Из книги «Сказания о чудотворных иконах Богоматери». Публикуется с сокращениями.