Что такое живое общение
Чем общение через Интернет отличается от общения вживую
Интернет-коммуникация, общение через Интернет — это виртуальная реальность, а общение лицом к лицу, то есть, вживую — это реальный мир. Чем они отличаются? Что есть такого в реальном, живом общении, чего нет в виртуальном?
Как Вы считаете, есть предположения? Читайте дальше, чтобы узнать.
Общение через Интернет может осуществляться видео-чатом через приложения Skype, Viber или Facebook. А общение живьем осуществляется путем посещения реальных мест, назначенных или случайных встреч.
Что отсутствует в интернет-связи?
Вы можете ясно видеть человека на другом конце, наблюдать за его движениями и слышать его голос. Но большая дистанция между собеседниками может создавать помехи для потока данных, что иногда делает голос искаженным, а изображение и движения размытыми.
На самом деле Вам очень повезло, если Вы явно можете рассмотреть хорошее изображение человека на экране наряду с его четким голосом и движениями. Кстати, многое зависит от скорости интернета на обоих устройствах собеседников.
При общении вживую есть возможность не только улавливать взгляд собеседника, но также можете заметить некоторые другие качества, например, такие как теплота или холодность человека.
Вы можете почувствовать человека физически, например, с помощью рукопожатия, похлопывания по плечу, обнимания или прикосновения к руке. Такие контакты упрощают общение, помогают лучше понять собеседника.
По каким еще причинам интернет-коммуникация проигрывает живому общению? Хотя программные средства для общения с другим человеком через Интернет хорошо развиты, виртуальная реальность по-прежнему остается лишь на вашем экране, и нельзя составить полное, целостное впечатление, разговаривая с другим человеком на большом расстоянии. Это кажется искусственным, роботизированным, и Вы можете в конечном итоге не найти контакта с человеком на другом конце, чувствуя отсутствие чего-то, что невозможно определить через монитор компьютера.
Что есть при живом общении?
Общение лицом к лицу более оживленное и интересное. Можно поговорить с человеком по душам, возможно, стать друзьями или партнерами. Главное — излучать позитив и найти общие интересы при живом общении с человеком.
Все это отсутствует в интернет-общении. Хотя благодаря современным технологиям возможность проведения беседы в Интернете работает отлично, тем не менее, иногда можно упустить что-то большее, что могло бы удовлетворить Вас целиком и составить такое же полноценное впечатление, как при живом общении.
Подведем итоги. Были описаны некоторые из вещей, которыми виртуальное общение отличается от общения вживую, и это причины, по которым живая беседа всегда будет иметь преимущество перед другими способами связи.
Живое общение
Один журналист меня спросил:
«Есть ли вероятность, что благодаря социальным сетям и Интернету живое общение вообще пропадёт из жизни людей, что люди разучатся общаться?
Есть ли вероятность, что настанет пора полного дистанционного обучения, и людям вообще не будет нужды общаться в живую?».
На мой взгляд, это маловероятно. Потому что именно живое общение дает нам живые эмоции. Человек существо социальное, и вряд ли кто-то захочет общаться с ботом.
Еще каких-то 25 лет назад в мире был дефицит информации, мы получали ее из книг, журналов, радио и телевидения. А потом Интернет стал общедоступным, люди погрузились в пучины многообразия и доступности информации и долгие годы «наедались» ею до отвала.
Люди хотят эмоций. Сейчас в какие новости ни зайди, везде увидишь что-то про Бузову. Интернет-сообщество разделилось на тех, кто ее терпеть не может, и тех, кто ее обожает, а равнодушных единицы.
Мне как психологу стало интересно, в чем секрет такой популярности, ведь есть и красивее, и моложе, и талантливее, и с более богатыми спонсорами, а ее популярность растет как на дрожжах. Я заглянул в ее Инстаграм и понял: она дает живое общение своим подписчикам, она с ними говорит, ведет дискуссии, советуется, как с подружками. В общем, это не просто фотографии, как у большинства пользователей, а настоящее общение через видеоистории, где она смеется, плачет и что-то эмоционально и искренне рассказывает.
В чем отличие общения в реале от виртуальной переписки?
Как известно, мы почти 90% информации получаем невербально, это:
Всего этого нет при виртуальном общении, там только написанные слова и смайлики, которые иной раз не знаешь, как трактовать: то ли человек мило улыбнулся, то ли саркастически смеется над тобой.
В таком общении остается много недосказанности. Теряется полный смысл сообщения. И совсем другое дело, когда вы можете вложить в сообщение свою улыбку, взгляд, мимику.
Хорошо, что сейчас есть для этого возможность видеообщения. Но опять же нельзя виртуально прикоснуться к человеку, почувствовать его запах и вкус поцелуя. А это уже привилегия реального живого общения.
Также недавно много обсуждался онлайн психолог, созданный на основе искусственного интеллекта. Это любопытно, интересно, но все же живой психолог предпочтительней.
А потому мы приходим к выводу, что живое общение будет цениться всегда. Возможно, с развитием IT технологий его будет становиться все меньше и меньше, но тем выше оно и будет цениться.
Человеку нужен человек: почему живое общение — важнейший фактор эффективного обучения
Александра Иваницкая
Образование не стоит на месте: с каждым годом появляется все больше методов и программ для людей разного возраста. Но не любое обучение эффективно: одним из важнейших факторов являются взаимоотношения между студентами, преподавателями и сотрудниками сопровождения.
Казалось бы, образовательного контента стало так много, что можно научиться чему угодно самостоятельно. Но почему тогда люди по-прежнему ищут живого человека, который поможет им осваивать новые знания? Разбираемся вместе с Нетологией, как общение влияет на эффективность обучения и как оно реализуется в офлайне и онлайне.
Ксения Игнатова
Продуктовый методолог по направлению «Бизнес и управление» в Нетологии
Эффективность обучения и роль живого общения
На эффективность освоения знаний влияет множество факторов: насколько четко студент формулирует свою цель, какой преподаватель на курсе, как проходит процесс обучения и организована группа. В каждом из этих аспектов участвует общение.
В процессе обучения студент, как правило, взаимодействует с преподавателем, одногруппниками и сотрудниками образовательной организации. Зачастую на первый план выходит общение с преподавателем. То, как оно построено, формирует отношение к процессу обучения в целом. Когда у преподавателя с учеником хорошо налажен контакт, между ними возникает доверие и создается безопасная среда. Тогда студент не боится делать ошибки и задавать вопросы, а значит, эффективность обучения повышается.
Особенно это необходимо людям с начальным уровнем знаний. Например, тем, кто меняет профессию: в новой сфере для них много неизвестного, и постоянно возникают вопросы. Важно, чтобы рядом был человек, который поможет им сориентироваться и даст ответы. Иначе повышается риск потеряться в массе информации и не закончить обучение.
Учащиеся, которые уже имеют определенный уровень знаний, не так сильно нуждаются в общении с преподавателем: например, если человек приходит на курс с целью освоить конкретный рабочий инструмент или сложный навык в своей профессии. В этом случае приоритетной становится возможность познакомиться в группе с коллегами из сферы и обмениваться опытом.
Общение студента и преподавателя в офлайне и онлайне
У многих из нас был опыт, когда преподаватель в университете читал лекцию, как говорящая голова, а студентов воспринимал как пассивную аудиторию. В такой форме сложно удерживать внимание, и информация плохо усваивается. Чтобы обучение было эффективным, учащиеся должны быть вовлечены в процесс, а это достигается посредством общения. В офлайне и онлайне это реализуется по-разному.
Связь с преподавателем
Когда преподаватель готов взаимодействовать со студентами, между ними формируется связь. В офлайне этого проще добиться: вы видите преподавателя, а он вас, и реакции считываются гораздо быстрее. Хотя так бывает не всегда, но внимательный преподаватель сразу заметит, что студентам сложно или они в сомневаются, и остановится, чтобы это обсудить.
В онлайне от открытости коммуникации напрямую зависит результат обучения. Поэтому на курсах, где он важен, стремятся построить доверительные отношения с учащимися. Преподаватели здесь открыто общаются с учениками: интересуются их мнением, дают рекомендации и, как правило, активно общаются в групповом чате.
При этом и в офлайне, и в онлайне важно, чтобы преподаватель был заинтересован в успехе своих студентов и всегда был готов помочь.
Возможность задать вопрос
В ученик может пообщаться с преподавателем вживую. Достаточно просто поднять руку или подойти к нему после занятия. Взаимодействие здесь происходит мгновенно, и можно сразу получить ответ. При этом общение ограничено пределами занятия и перерыва, но некоторые преподаватели остаются на связи и во внеучебное время.
В онлайне задать преподавателю вопрос можно в чате вебинара и для ответа, как правило, выделяется несколько перерывов. А если вопрос появился уже после занятия, его можно в любой момент отправить на платформе или в мессенджере. Даже если преподаватель ответит не сразу, не придется дожидаться следующего занятия.
Активное участие
Сидя в аудитории, проще настроиться на обучение. Даже если занятие проходит в форме лекции, в офлайне не получится полностью отключить внимание. Присутствие преподавателя и других студентов дисциплинирует само по себе.
В онлайне отвлечься гораздо проще: соцсети, имейлы, домашние дела и другие вкладки браузера — все мешает сосредоточиться. Поэтому преподавателям и методологам постоянно приходится бороться за внимание учащегося. Здесь все чаще уходят от формата привычных лекций и стараются разнообразить занятия разными активностями: преподаватель делает паузы с ответами на вопросы, просит ставить реакции в чате и дает небольшие практические задания.
Как устроено общение в онлайне
На рынке онлайн-образования появляется все больше онлайн-школ, которые предлагают разные форматы контента. Далеко не все из них предполагают общение студента с преподавателем, и это может усложнить процесс обучения, особенно для начинающих.
Классические онлайн-курсы делятся на синхронные и асинхронные:
При обучении на синхронных курсах используются длинные видеолекции и вебинары, есть расписание занятий, требуется соблюдать сроки изучения материалов и сдачи заданий.
На асинхронных курсах учащимся предоставляют доступ к материалам с чаще всего предзаписанными короткими видео, а задания можно проходить в своем темпе.
В Нетологии большинство курсов проходит в синхронном формате. Чаще всего мы проводим занятия в форме вебинаров, поскольку они оказываются более эффективны. По нашим исследованиям, их открывают в 100% случаев, а видеолекции — только в 96%. Причем вебинары досматривают до конца чаще. Это подтверждает, что живое общение с группой и преподавателем повышает заинтересованность и ответственность учащихся.
Но одних вебинаров для создания атмосферы живого общения в онлайне недостаточно — требуются разные форматы занятий. В Нетологии мы проводим воркшопы, сессии вопросов и ответов, разборы домашних заданий. Для этого мы используем две платформы:
ClickMeeting для вебинаров. Здесь студенты видят и слышат преподавателя, а сами могут писать в чате. При этом на занятии требуется активное участие: преподаватель задает вопросы, дает задания и спрашивает мнения. Это поддерживает внимание во время занятия и способствует усвоению информации.
Татьяна Андреева
Руководитель клиентского сервиса в Нетологии
Роль сопровождения в процессе обучения
В учащемуся бывает сложнее сконцентрироваться на обучении, и риск потерять мотивацию выше. Чтобы этого не случилось, в процессе участвует целая команда специалистов:
Куратор помогает решать организационные и учебные вопросы. Его задача — наладить связь с группой и поддерживать в ней атмосферу открытого общения. Это помогает студентам погрузиться в образовательную среду и активно использовать все доступные инструменты обучения.
В Нетологии куратор проводит вводный вебинар, где рассказывает, как проходит курс, какие есть возможности, сроки, и дает все контакты. В процессе обучения он постоянно общается с группой в чате, а студенты всегда знают, к кому обратиться.
Служба поддержки помогает разобраться с техническими сложностями и организационными вопросами. Ее задача — обеспечить беспрепятственное и комфортное обучение.
Консультанты подключаются в начале и в конце обучения. На начальном этапе специалист помогает сориентироваться в многообразии курсов и сделать правильный выбор. Особенно это необходимо тем, у кого пока нет четкого запроса. Поскольку процесс принятия решения бывает долгим, мы стараемся построить открытые и доверительные отношения. Так человек знает, что всегда может обратиться к консультанту за советом.
В конце обучения на курсах профессионального образования, как в Нетологии, студенту часто требуется помощь карьерного консультанта. Ведь даже человеку с опытом трудоустройства сложно сориентироваться и конкурировать в новой сфере. Он не знает, где искать вакансии, как выгодно подать себя на собеседовании и что включить в резюме и портфолио для новой специальности, — карьерный консультант может все это подсказать. Это помогает выделиться среди других кандидатов и повышает шансы на успех.
Роль общения в группе
Кроме того, важной частью обучения является общение с другими студентами. Наличие группы и налаженная коммуникация повышают эффективность обучения. Это объясняется несколькими причинами:
Совместно пережитый опыт обеспечивает эмоциональное закрепление знаний. В группе человек может поделиться своими успехами и обсудить сложности. Он получает помощь и поддержку от тех, кто испытывал те же трудности и проходит тот же путь.
Человек чувствует принадлежность к группе со схожими целями и понимает, что находится на правильном пути. Он стремится не отставать от других, быть лучше и продолжает учиться.
Группа дает возможность расширить круг общения и профессиональные контакты. В зависимости от специфики обучения и целей студента он может найти потенциальных работодателей, познакомиться с сотрудниками интересующей компании, встретить бизнес-партнеров, найти сотрудников и просто завести друзей.
В Нетологии мы активно используем элементы группового взаимодействия: студенты делают совместные задания на воркшопах, вместе работают над учебным проектом и на протяжении всего курса общаются в общем чате в Telegram или Slack. Некоторые группы так сплачиваются, что остаются на связи и после окончания обучения. Конечно, не все взрослые готовы активно общаться и вовлекаться в групповую работу, но наша задача — обеспечить им эту возможность.
Вывод
И в офлайне, и в онлайне общение играет одинаково важную роль. Если у ученика формируется связь с преподавателем, сотрудниками образовательной организации и одногруппниками, это помогает ему сохранять мотивацию и ощущать поддержку от живых людей. В таких условиях человеку проще преодолевать сложности в процессе обучения, он эффективнее осваивает знания и с большей вероятностью пройдет этот путь до конца.
Совершенствование личности
Как стать успешным и счастливым, всесторонне развивая свою личность.
О важности живого общения.
В наше время, когда в мире так много средств связи (сотовая связь, интернет со всеми его возможностями общения), в любую минуту мы можем связаться с тем человеком, с которым захотим поговорить, и часто это намного удобней, чем лично встречаться с человеком, чтобы обсудить какой-то вопрос или же просто поговорить на какие-то общие темы.
Поэтому мы, порой, забываем, что такое общаться по-настоящему, без всяких устройств, а тема важности живого общения становится все более и более актуальной. Давайте и мы с вами поговорим на эту тему…
Но перед тем, как мы начнем, сразу хочу сказать, что я вовсе не являюсь ярой противницей современных устройств и технологий. Просто иногда, думая над тем, сколько времени мы тратим за компьютером, зависая в социальных сетях, погружаясь в виртуальный мир, отгораживаясь от своей семьи и от тех полезных дел, что мы могли бы сделать, я понимаю, что все должно быть в меру, иначе мы многое можем потерять.
Давайте мы с вами попробуем разобраться. Почему нам так необходимо общаться с себе подобными вживую? Чем же только заочное общение с людьми может навредить развитию нашей личности?
Виртуальный мир ни в коем случае не сможет заменить живое общение. Общаясь в соц сетях, зависая за телевизором и компьютерными играми, мы заменяем живое общение тем виртуальным миром, который удобен и красив для нас. Мы создаем его таким, какой хотим, в то же самое время отдаляясь от реальности и все больше и больше погружаясь в него.
Создавая свой виртуальный мир и погружаясь в него с головой, мы значительно ограничиваем себя в живом общении и из этого вытекают множество последствий.
Дело доходит даже до таких случаев, что миллионы людей назначают себе виртуальные свидания, изображая себя теми, кем они на самом деле не являются, выставляя желаемое за действительное, тем самым все больше и больше погружаясь в придуманную сказку, и развивая в себе комплекс к живому общению.
Подобное общение не просто нежелательно, оно неприемлемо для развития личности человека. Как следствие, у человека появляется ложное мировоззрение, которое уводит его все дальше и в придуманный мир. Человек таким образом обманывает себя и других, даже не замечая, насколько сильно он погряз в этом.
В связи с описанной выше проблемой (и не только с этой проблемой) во многих странах мира уже поговаривают о том, чтобы ограничить доступ к некоторым социальным сетям, так как это перерастает уже в довольно серьезную общественную болезнь.
Таким образом, когда человек пытается заговорить со здоровым нормальным человеком, перед ним стоит высокая стена из-за того, что возникшие комплексы давят на его самооценку и мешают общению с нормальными людьми.
Проблема настолько серьезна, что люди, у которых резко по какой-то причине исчезает возможность быть в своем виртуальном мире, легко впадают в стресс, их нервная система находится на срыве и у них преобладает неуравновешенное психическое состояние.
Вспомните, когда в последний раз вы были на концерте оркестра, в театре, в путешествии или просто сидели в кафе вместе с друзьями или семьей. Вспомните, какие чувства вы испытывали там. Такие чувства в оригинале не может дать виртуальный мир интернета или общение по телефону. Это живые чувства, а значит, они передаются напрямую при прямом взаимодействии людей. Поэтому необходимо живое общение, чтобы быть эмоционально здоровым.
Давайте выясним, зачем нам еще нам необходимо живое общение и что оно реально нам дает. Для этого ответьте, пожалуйста, на несколько нижеследующих вопросов:
Или же вы все-таки хотели бы по-настоящему жениться или выйти замуж и провести всю свою жизнь с человеком, который близок вам не только физически, но и духовно? У которого хорошее чувство юмора и с которым легко и приятно общаться…
Такие вопросы бесконечны, поэтому продолжать перечислять их не будем. Если хоть на какой-то из подобных вопросов вы ответите «да», то уже становится само собой понятно, что нам важно и нужно работать над своими способностями общаться с людьми вживую, что нужно поменьше сидеть в своем виртуальном мирке!
PS: Ваши комментарии к статье приветствуются!
Человеку нужен человек: почему живое общение — важнейший фактор эффективного обучения
Александра Иваницкая
Образование не стоит на месте: с каждым годом появляется все больше методов и программ для людей разного возраста. Но не любое обучение эффективно: одним из важнейших факторов являются взаимоотношения между студентами, преподавателями и сотрудниками сопровождения.
Казалось бы, образовательного контента стало так много, что можно научиться чему угодно самостоятельно. Но почему тогда люди по-прежнему ищут живого человека, который поможет им осваивать новые знания? Разбираемся вместе с Нетологией, как общение влияет на эффективность обучения и как оно реализуется в офлайне и онлайне.
Ксения Игнатова
Продуктовый методолог по направлению «Бизнес и управление» в Нетологии
Эффективность обучения и роль живого общения
На эффективность освоения знаний влияет множество факторов: насколько четко студент формулирует свою цель, какой преподаватель на курсе, как проходит процесс обучения и организована группа. В каждом из этих аспектов участвует общение.
В процессе обучения студент, как правило, взаимодействует с преподавателем, одногруппниками и сотрудниками образовательной организации. Зачастую на первый план выходит общение с преподавателем. То, как оно построено, формирует отношение к процессу обучения в целом. Когда у преподавателя с учеником хорошо налажен контакт, между ними возникает доверие и создается безопасная среда. Тогда студент не боится делать ошибки и задавать вопросы, а значит, эффективность обучения повышается.
Особенно это необходимо людям с начальным уровнем знаний. Например, тем, кто меняет профессию: в новой сфере для них много неизвестного, и постоянно возникают вопросы. Важно, чтобы рядом был человек, который поможет им сориентироваться и даст ответы. Иначе повышается риск потеряться в массе информации и не закончить обучение.
Учащиеся, которые уже имеют определенный уровень знаний, не так сильно нуждаются в общении с преподавателем: например, если человек приходит на курс с целью освоить конкретный рабочий инструмент или сложный навык в своей профессии. В этом случае приоритетной становится возможность познакомиться в группе с коллегами из сферы и обмениваться опытом.
Общение студента и преподавателя в офлайне и онлайне
У многих из нас был опыт, когда преподаватель в университете читал лекцию, как говорящая голова, а студентов воспринимал как пассивную аудиторию. В такой форме сложно удерживать внимание, и информация плохо усваивается. Чтобы обучение было эффективным, учащиеся должны быть вовлечены в процесс, а это достигается посредством общения. В офлайне и онлайне это реализуется по-разному.
Связь с преподавателем
Когда преподаватель готов взаимодействовать со студентами, между ними формируется связь. В офлайне этого проще добиться: вы видите преподавателя, а он вас, и реакции считываются гораздо быстрее. Хотя так бывает не всегда, но внимательный преподаватель сразу заметит, что студентам сложно или они в сомневаются, и остановится, чтобы это обсудить.
В онлайне от открытости коммуникации напрямую зависит результат обучения. Поэтому на курсах, где он важен, стремятся построить доверительные отношения с учащимися. Преподаватели здесь открыто общаются с учениками: интересуются их мнением, дают рекомендации и, как правило, активно общаются в групповом чате.
При этом и в офлайне, и в онлайне важно, чтобы преподаватель был заинтересован в успехе своих студентов и всегда был готов помочь.
Возможность задать вопрос
В ученик может пообщаться с преподавателем вживую. Достаточно просто поднять руку или подойти к нему после занятия. Взаимодействие здесь происходит мгновенно, и можно сразу получить ответ. При этом общение ограничено пределами занятия и перерыва, но некоторые преподаватели остаются на связи и во внеучебное время.
В онлайне задать преподавателю вопрос можно в чате вебинара и для ответа, как правило, выделяется несколько перерывов. А если вопрос появился уже после занятия, его можно в любой момент отправить на платформе или в мессенджере. Даже если преподаватель ответит не сразу, не придется дожидаться следующего занятия.
Активное участие
Сидя в аудитории, проще настроиться на обучение. Даже если занятие проходит в форме лекции, в офлайне не получится полностью отключить внимание. Присутствие преподавателя и других студентов дисциплинирует само по себе.
В онлайне отвлечься гораздо проще: соцсети, имейлы, домашние дела и другие вкладки браузера — все мешает сосредоточиться. Поэтому преподавателям и методологам постоянно приходится бороться за внимание учащегося. Здесь все чаще уходят от формата привычных лекций и стараются разнообразить занятия разными активностями: преподаватель делает паузы с ответами на вопросы, просит ставить реакции в чате и дает небольшие практические задания.
Как устроено общение в онлайне
На рынке онлайн-образования появляется все больше онлайн-школ, которые предлагают разные форматы контента. Далеко не все из них предполагают общение студента с преподавателем, и это может усложнить процесс обучения, особенно для начинающих.
Классические онлайн-курсы делятся на синхронные и асинхронные:
При обучении на синхронных курсах используются длинные видеолекции и вебинары, есть расписание занятий, требуется соблюдать сроки изучения материалов и сдачи заданий.
На асинхронных курсах учащимся предоставляют доступ к материалам с чаще всего предзаписанными короткими видео, а задания можно проходить в своем темпе.
В Нетологии большинство курсов проходит в синхронном формате. Чаще всего мы проводим занятия в форме вебинаров, поскольку они оказываются более эффективны. По нашим исследованиям, их открывают в 100% случаев, а видеолекции — только в 96%. Причем вебинары досматривают до конца чаще. Это подтверждает, что живое общение с группой и преподавателем повышает заинтересованность и ответственность учащихся.
Но одних вебинаров для создания атмосферы живого общения в онлайне недостаточно — требуются разные форматы занятий. В Нетологии мы проводим воркшопы, сессии вопросов и ответов, разборы домашних заданий. Для этого мы используем две платформы:
ClickMeeting для вебинаров. Здесь студенты видят и слышат преподавателя, а сами могут писать в чате. При этом на занятии требуется активное участие: преподаватель задает вопросы, дает задания и спрашивает мнения. Это поддерживает внимание во время занятия и способствует усвоению информации.
Татьяна Андреева
Руководитель клиентского сервиса в Нетологии
Роль сопровождения в процессе обучения
В учащемуся бывает сложнее сконцентрироваться на обучении, и риск потерять мотивацию выше. Чтобы этого не случилось, в процессе участвует целая команда специалистов:
Куратор помогает решать организационные и учебные вопросы. Его задача — наладить связь с группой и поддерживать в ней атмосферу открытого общения. Это помогает студентам погрузиться в образовательную среду и активно использовать все доступные инструменты обучения.
В Нетологии куратор проводит вводный вебинар, где рассказывает, как проходит курс, какие есть возможности, сроки, и дает все контакты. В процессе обучения он постоянно общается с группой в чате, а студенты всегда знают, к кому обратиться.
Служба поддержки помогает разобраться с техническими сложностями и организационными вопросами. Ее задача — обеспечить беспрепятственное и комфортное обучение.
Консультанты подключаются в начале и в конце обучения. На начальном этапе специалист помогает сориентироваться в многообразии курсов и сделать правильный выбор. Особенно это необходимо тем, у кого пока нет четкого запроса. Поскольку процесс принятия решения бывает долгим, мы стараемся построить открытые и доверительные отношения. Так человек знает, что всегда может обратиться к консультанту за советом.
В конце обучения на курсах профессионального образования, как в Нетологии, студенту часто требуется помощь карьерного консультанта. Ведь даже человеку с опытом трудоустройства сложно сориентироваться и конкурировать в новой сфере. Он не знает, где искать вакансии, как выгодно подать себя на собеседовании и что включить в резюме и портфолио для новой специальности, — карьерный консультант может все это подсказать. Это помогает выделиться среди других кандидатов и повышает шансы на успех.
Роль общения в группе
Кроме того, важной частью обучения является общение с другими студентами. Наличие группы и налаженная коммуникация повышают эффективность обучения. Это объясняется несколькими причинами:
Совместно пережитый опыт обеспечивает эмоциональное закрепление знаний. В группе человек может поделиться своими успехами и обсудить сложности. Он получает помощь и поддержку от тех, кто испытывал те же трудности и проходит тот же путь.
Человек чувствует принадлежность к группе со схожими целями и понимает, что находится на правильном пути. Он стремится не отставать от других, быть лучше и продолжает учиться.
Группа дает возможность расширить круг общения и профессиональные контакты. В зависимости от специфики обучения и целей студента он может найти потенциальных работодателей, познакомиться с сотрудниками интересующей компании, встретить бизнес-партнеров, найти сотрудников и просто завести друзей.
В Нетологии мы активно используем элементы группового взаимодействия: студенты делают совместные задания на воркшопах, вместе работают над учебным проектом и на протяжении всего курса общаются в общем чате в Telegram или Slack. Некоторые группы так сплачиваются, что остаются на связи и после окончания обучения. Конечно, не все взрослые готовы активно общаться и вовлекаться в групповую работу, но наша задача — обеспечить им эту возможность.
Вывод
И в офлайне, и в онлайне общение играет одинаково важную роль. Если у ученика формируется связь с преподавателем, сотрудниками образовательной организации и одногруппниками, это помогает ему сохранять мотивацию и ощущать поддержку от живых людей. В таких условиях человеку проще преодолевать сложности в процессе обучения, он эффективнее осваивает знания и с большей вероятностью пройдет этот путь до конца.