Что такое жети казына
Что считалось самым ценным для кочевников: 7 сокровищ казахов
У разных народов цифра 7 обладает необъяснимыми магическими силами. Даже если мы вернемся на тысячу лет назад, цифра 7 будет нести какой-то смысл.
Вот почему, перед тем, как отрезать, нужно 7 раз отмерить? В сказках сокровища были за семью дверями и семью замками. А исполнять желания мог только цветик-семицветик.
Так вот казахский степной народ также связал свою культуру, обычаи и названия с этой цифрой. Казахские мужчины, обладавшие 7 сокровищами, считались абсолютно счастливыми. Только вот под сокровищами они подразумевали семь составляющих: ер жігіт, сұлу, ақыл әйел, жүйрік ат, қыран бүркіт, жүйрік тазы, берен мылтық, білім.
Первой составляющей «жеті қазына» идет «ер жігіт». Казахи объясняли это тем, что в семьях всегда считался главой семьи – мужчина. Он должен был защищать весь род, содержать семью, иными словами быть кормильцем и добытчиком. Однако про жен говорили “Ақылды әйел – береке бар”, если у мужчины есть умная жена, то это огромный плюс или достаток семьи. Жены должны были не только содержать дом в чистоте и уюте, но и правильно распределять добычу, чтобы хватало всем и всегда. Когда мужчины находились на охоте, женщины занимались воспитанием детей, при этом им всегда ставить в пример отцов. Именно умная женщина по преданию “жеті қазына” приносила счастье в семью.
Также, необходимо отметить, что каждый член казахской семьи испокон веков должен был знать всех своих предков до седьмого колена. Для чего? Дело в том, что у казахов нельзя было создавать родственные браки, потому что у родившихся детей чаще всего появлялись генетические заболевания. Кстати, сейчас это научно доказано.
Кроме того, также по преданию «жеті қазына» у мужчины должно быть три друга, это верный конь, преданный пес и ловчий беркут. Ведь ни одна охота не обходилась без этих друзей. Кроме того, беркут приносил пользу не только при охоте, его считали птицей, которая оберегает от порчи, сглаза и зависти. Перья, лапки и крылья этих птиц подвешивались на почетном месте в домах.
Если речь идет о четвероногом друге, то это только собаки породы тазы. Щенков дрессировали и растили с особым трепетом, потому что с появлением такого друга в доме, считалось прибудет изобилие, достаток и счастье. А когда тазы ловил первую добычу на охоте, по этому поводу устраивали настоящие праздники.
Также охота не могла обойтись и без быстрого скакуна. Лошади были неотъемлемой частью в жизни степного народа.
Конечно сейчас, практически невозможно каждому казаху иметь лошадь, беркута и тазы, но все же остались те преданные хранители традиций, которые в настоящее время возрождают виды спорта с участием этих животных и птиц.
Нацбанк выпустил в обращение коллекционные монеты JETI QAZYNA («Сокровища степи»)
Об этом сегодня рассказали в пресс-службе банка.
Из СКО запрещен выезд на самолетах и ж/д транспорте без ПЦР-справок
Курс доллара продолжает падение в Казахстане
Аптечные организации Алматы оштрафованы на 28,4 миллиона тенге
В данном монетном проекте представлены:
биколорные циркуляционные монеты:
Биколорные циркуляционные монеты номиналом 100 тенге представлены в семи видах: ER JIGIT, SULÝ ÁIEL, QUMAI TAZY, AQYL BILIM, BEREN MYLTYQ, JÚIRIK AT, QYRAN BÚRKIT.
Эти монеты выйдут в обращение исключительно через банки второго уровня с последующим использованием в наличном денежном обращении наряду с обычными циркуляционными монетами. Это означает, что монеты из серии JETI QAZYNA являются законным платежным средством и обязательны к приему по всем видам платежей – ими можно расплачиваться за товары и услуги.
При этом технические и физические параметры монет (масса, диаметр, толщина, сплав металла) сохранены без изменений. Эти монеты по технических характеристикам полностью аналогичны монетам номиналом 100 тенге. В этой связи дополнительной перенастройки платежных терминалов и другой кассовой техники для приема монет JETI QAZYNA не требуется.
Коллекционные монеты JETI QAZYNA из золота, серебра и мельхиора отображают художественный образ всех семи сокровищ степи на одной монете. Блистерный набор состоит из одной коллекционной монеты из сплава мельхиор качеством рrооf-like номиналом 200 тенге и семи биколорных циркуляционных монет из сплава нибрасс/нейзильбер качеством brilliant uncirculated номиналом 100 тенге. Тираж данных блистерных наборов составляет 25 000 штук.
Коллекционные монеты JETI QAZYNA изготовлены:
1) из золота 999/1000 пробы качеством proof, номиналом 500 тенге, массой 7,78 г, диаметром 25 мм, тиражом 1000 штук;
2) из серебра 925/1000 пробы качеством proof, номиналом 5000 тенге, массой 777,5 г, диаметром 100 мм, тиражом 250 штук;
3) из серебра 925/1000 пробы качеством proof, номиналом 500 тенге, массой 31,1 г, диаметром 38,61 мм, тиражом 3000 штук;
4) из сплава мельхиор МН 25 качеством рrооf-like, номиналом 200 тенге, массой 15 г, диаметром 33 мм, тиражом 25 000 штук;
5) из сплава нибрасс/нейзильбер качеством brilliant uncirculated, номиналом 100 тенге, массой 6,45 г, диаметром 24,5 мм, по 25 000 штук каждого вида, общим тиражом 175 000 штук.
Монеты из золота номиналом 500 тенге, из серебра номиналом 500 и 5 000 тенге, блистерный набор, состоящий из одной коллекционной монеты из сплава мельхиор номиналом 200 тенге и семи биколорных циркуляционных монет из сплава нибрасс/нейзильбер качеством brilliant uncirculated номиналом 100 тенге, предназначены для продажи по коллекционной стоимости.
Монеты из золота и серебра выпускаются в сувенирной упаковке и снабжены номерным сертификатом качества Национального банка Казахстана на государственном, русском и английском языках. Монеты из сплава мельхиор качеством proof-like и из сплава нибрасс/нейзильбер качеством brilliant uncirculated выпускаются в блистерном наборе.
Все монеты обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей, а также для зачисления на банковские счета и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках Республики Казахстан.
Коллекционные и биколорные циркуляционные монеты изготовлены на Казахстанском монетном дворе. Информация о дате реализации коллекционных монет из драгоценных металлов и в блистерных наборах будет дополнительно размещена на официальном сайте Национального банка Казахстана.
Данные монеты можно будет приобрести во всех территориальных филиалах Национального банка, а также через интернет-магазин НБК.
Для казахов особенное значение имеют цифры 2, 3, 4, 7 и 9. Почему именно они?
Продолжаем знакомиться с традициями и обычаями наших предков. В новой главе моей книги «Қарашаңырақ» поговорим о том,
Как казахи делили мир
Интересно само по себе миропонимание кочевника. Его взгляд на мироустройство. Как подлинный художник и философ, он делил мир в своем воображении на разные составляющие. Тут и цифровые константы, и своеобразное восприятие законов природы, представление о загадках космоса и Вселенной.
Занимательно, что для кочевников Степи, а следовательно, и для нас, казахов, особенное значение имеют цифры 2, 3, 4, 7 и 9. Почему именно они? И каким образом так сложилось?
А вообще, понятия о правой стороне и левой присутствуют в нашей жизни настолько буднично, что мы этого даже не замечаем. Мало кто задается вопросом, почему надо есть правой рукой, а не левой, даже если ты левша? И почему здороваться нужно правой, а не левой. Сами слова «справа» и «правда» происходят от одного корня – «прав», «правота» («правда» по-русски). А сплевывают через левое плечо. Почему? А потому что там черт сидит. В него не лишним будет плюнуть. А вот на правом плече сидит ангел-хранитель. С ним надо вежливее. И поаккуратней.
Но вернемся к нашим праотцам. Как они понимали мир?
Как известно, кочевники Великой степи изначально были тенгрианцами. Многочисленные тюркские легенды и сказания описывают мироустройство весьма красочно, романтично и увлекательно. Во многих мифических сюжетах говорится о том, что все на свете поделено на Верхний мир и Нижний. Верх, то есть космос, связан с мужским началом. Низ – подземный мир, беспорядок, темень – с женским. Солнце – мужской символ. Отсюда и культ солнца. Оно считалось божеством. В его честь проводились ритуалы, приносились жертвоприношения, обычно лошади: «Быстрейшему на небе – быстрейшее на земле».
Считалось также, что заходящее солнце способно унести с собой болезни. Поэтому когда-то существовал обряд ұшықтау. Знахарь набирал в рот воды и прыскал ею в лицо больного. При этом он приговаривал: «Тфай, тфай, ұшық, кет пәле, кет, кет!» – «Уйди хворь, уйди, уходи прочь!»
Огонь ассоциировался у нас с тем же солнцем, поэтому к нему тоже относились как к божеству. Очаг, как уже говорилось, место особое. Святое. Поэтому он расположен в самом центре дома. Как и солнце на небе. И он должен гореть всегда. То есть нельзя было, чтоб очаг погас. Любой, даже самый малый уголек должен был тлеть. Погасший очаг ассоциировался с горем, нищетой, концом, со смертью.
Существовало множество и других обычаев, связанных с огнем. Нельзя было в огонь плевать, лить в него воду, касаться огня ножом. Считалось, что огонь обладает способностью очищения. Послы, приехавшие в ханскую ставку, должны были пройти меж двух огней. Кочевники, выезжая на выпасы, прогоняли стада меж пылающих костров. Клятвы давали, призывая в свидетели пламя…
День – это время мужчин, когда все ясно и понятно. Ночь, когда ничего неясно, таинственно и необъяснимо, – время женщин. Поэтому луна считалась женским символом. Она загадочна, притягательна и коварна. На нее нельзя показывать пальцем. Нельзя долго и пристально смотреть на нее. Считалось, что на луне сидит вредная старуха и, если ты уставишься на луну, она успеет сосчитать количество ресниц и тогда тебе каюк.
По ночам надо прекращать всякую суету. Ночь – время короткой смерти, то есть сна, поэтому запрещалось ходить за водой, выносить золу, стирать одежду.
С другой стороны, полная луна означала достаток и плодородие, и если девушка выходила замуж в полнолуние, то это воспринималось как хорошая примета. Значит у ней будет много детей. А еще имена поэтичные давали девочкам: Толганай – полная луна, Айсулу, Айгерим – луноликая, Айгуль – лунный цветок, Айжан – красивая как луна, луноподобная.
Есть выражение: «Айы туды оңынан» – «луна взошла справа». Опять же – правая сторона. В данном случае имеется в виду, что кому-то сильно повезло.
Ущербная луна означала, наоборот, угасание. Убыль. Несчастье. Поэтому на могилах и в мазарах часто изображали полумесяц, то есть ущербную луну.
Много поверий было связано с ночным небом. Со звездами.
Когда кочевник видел падающую звезду, он говорил: «Жұлдызы батты (сөнді)». Значит «оборвалась чья-то жизнь, погасла». Считалось, что у каждого живущего на земле горит своя звезда на небе. Она ведет его и незримо освещает путь. Звезды – это души людей. Поэтому, глядя на падающую звезду, кочевник обязательно произносил: «Менің жұлдызым жоғары» – «Моя звезда выше». Это означало «моя звезда еще горит, и мне еще отпущено время».
Кстати, на звезды также запрещалось указывать пальцем, а то бородавками обсыплет.
Цифра 3 говорит о совершенстве, поэтому она считается самой благоприятной из всех цифр. Триадность мира – это его законченность и гармония. Завершенность. Три стихии составляют этот мир: огонь, вода и земля. Время делится на три части: прошлое, настоящее и будущее. Казахи разделены на три жуза. Вернее, объединены. А еще тройка обозначает единство души, тела и разума.
Триадность сочетается с четырьмя сторонами света, четырьмя временами года и четырьмя стадиями человеческой жизни. Поэтому квадрат как символ земли часто присутствует в орнаменте кочевников: на одежде, на коврах, текеметах, сырмаках…
И здесь, я думаю, будет уместным вспомнить древнюю легенду о Коркыте. Знаете ли вы о том, как он родился? А между тем мать носила его в своем чреве три года и девять дней (тройка и девятка!). Потом Коркыт вырос и изобрел сакральный музыкальный инструмент – кобыз. Потом он стал покровителем баксы и шаманов. Потом он стал искать бессмертие. Потом… вы знаете… куда бы он ни приходил, а он побывал во всех четырех концах света, всюду натыкался на людей, что копали для него могилу. И тогда он отправился к самому центру земли, который нашел на берегах Сыр-Дарьи, и таким образом завершил свое последнее путешествие, символически очертив большой квадрат.
Тройка с четверкой в сумме дают семерку. И, пожалуй, это самое магическое число, оно почитается многими народами мира. Что касается кочевников, то они относились к семерке с особым пиететом. С ней связано очень многое, и в ней также присутствует завершенность.
Было и определение семи главных бед. Это: покинутая земля (обезлюдевшая), народ без предводителя (осиротевший), батыр, потерявший родину, старик, похоронивший всех своих ровесников, разорванные лоскуты бязи, невостребованное слово и озеро, на котором перестали гнездиться птицы.
В праздниках также присутствовала цифра 7. К примеру, наурыз-коже варят из семи компонентов. Затем ставят семь чаш с коже перед семью аксакалами. Кроме того, в этот день человек должен посетить семь домов и принять у себя семерых гостей.
В ночном небе светится Большая медведица, которую кочевники издавна называют «Жеті қарақшы» – «Семь разбойников». Это созвездие служило нашим предкам в качестве астрономических часов и помогало не заблудиться в степи.
Строенная тройка, в свою очередь, подводила к девятке. Эта цифра также считается сакральной у разных народов. Правда, у каждого по-своему. У нас же девятка ассоциируется в основном со свадьбой. Тут и объемы калыма, масштабы приданого, количество призов и подарков.
Также существовала традиция наказания за преступления. Тюрем и зинданов в степи не было, поэтому наказывали чаще всего штрафами. Преступник обязан был выплатить қун за свой проступок. Всякий раз в зависимости от тяжести преступления. Так за особо тяжкие налагали штраф «девяткой». Соответственно, три верблюда, три коровы и три барана. Если же преступник обвинялся в воровстве, то наказывали еще жестче – тройной девяткой.
Часто девятка встречается в изделиях прикладного искусства. В орнаментах и узорах. В архитектуре.
В последние годы набирает популярность древняя настольная игра «тоғыз құмалақ» – «девять камешков (катышков)». Что-то вроде шахмат, но заковыристее. Основу игры составляет цифра девять. Ее еще называют «алгеброй чабанов», потому что во время игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. При этом игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Любопытно, что в древности игроки могли обходиться и без игровой доски. Можно было просто вырыть лунки в земле и играть так.
И еще немножко о математике. О том, что цифра 9 особенная, говорит еще одно занимательное обстоятельство. Когда девятку умножаешь на любое другое число, в сумме всегда получается девять. Интересно, знали ли об этом наши предки? Мне кажется, как минимум догадывались.
В любом разе случайности тут исключены. За каждой цифрой стоял опыт, традиция и ритуал. Полагаю, знать и помнить об этом будет не лишним.
Самое ценное для кочевника: 7 сокровищ казахов
Особое место в мировоззрении казахского народа занимает понятие «жеті қазына» – семь сокровищ
Можно не обращать внимания на знаки и числа, можно даже не знать о силе их власти над судьбами людей, но от этого их магические свойства не становятся меньше. Во все времена у многих народов цифра семь считалась счастливым, завершённым, полным энергии и высшей духовности числом. С ним многое связано в религиях и верованиях людей, в искусстве и науке, в языке и культуре.
Присутствие семёрки чувствуется на каждом шагу в окружающем нас мире. Вспомните, 7 чудес света, 7 основных нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т. д.
У казахского народа с числом 7 также связано множество названий, изречений (жеті ырыс, жеті жарғы, жеті ғалам, жеті ата).
Семья
Почему первой составляющей «Жеті қазына» идёт «ер жігіт». Объясняется это тем, что у казахов, у кочевников главой семьи всегда был мужчина, он был добытчиком, кормильцем, защитником рода. Про женщин, жён говорят так: «Ақылды әйел – береке бар» («умная женщина – достаток есть»). Задача жены не просто хранить семейный очаг, но и правильно, с умом распределять «добычу» мужа, чтобы не получалось так: сегодня густо, завтра – пусто. Более того, именно на женщине лежит воспитание детей, достойных своего отца. Глава семьи детей не воспитывает – он находится постоянно в работе, в походе, на охоте. Мать даёт наставления детям уважать отца, смотреть на его действия, учиться у него. Вот почему красавица спутница жизни должна быть по преданию «Жеті қазына» – ақылды әйел (умной женщиной). Именно в этом счастье.
Кстати, помните наставление старших о необходимости знать своих предков до седьмого колена? Опять семёрка! У казахов этот «неписаный закон» «Жеті ата» до сих пор передаётся из поколения в поколение. Традиционно казахи всегда были против родственных браков. Чтобы иметь здоровое потомство, избежать генетических заболеваний, нельзя ни с кем родниться до седьмого колена. Сегодня высокая степень риска умственных и других заболеваний у детей, рождённых в родственных браках, научно доказана. Наши же предки действовали так интуитивно!
Три друга джигита
Ещё три сокровища настоящего мужчины в понятии кочевников – это три верных друга джигита: быстроногая лошадь, тазы и ловчий беркут. Ведь раньше что мужчина мог добыть голыми руками? А природный хищник, такой как беркут, способен добыть зайцев, лисиц и даже волков!
Более того, казахи верили, что дом, где есть беркут, избегает нечисть. Поэтому крылья, перья, лапы этой птицы вешали на почётное место или над изголовьем колыбели. Считали, что священная птица оберегает от сглаза и порчи, служит оберегом.
Верным другом на охоте был и пёс тазы. Поверье гласит, что с появлением щенка тазы в дом приходит изобилие, богатство и счастье. О щенке заботились с самого рождения, дрессировали, натаскивали и, когда он был готов, выпускали на зверя. Взятие псом первой добычи было настоящим праздником. Тазы вместе с ловчей птицей и скакуном всегда брали на большие тои и празднества – они были настоящей гордостью мужчины.
В казахском устном народном творчестве конь – незаменимый спутник героя. «Тот не джигит, кто хоть раз не сидел на коне», – говорят в народе.
А вы знали, что наиболее вероятным местом приручения лошади считаются Средняя Азия и, в частности, Казахстан? Даже сегодня, когда эти животные не имеют такого огромного значения для кочевников, как раньше, в Казахстане продолжают разводить большое количество лошадей. Степные скакуны остаются незаменимым элементом культурного наследия современной культуры страны. Одной из самых популярных здесь является местная казахская порода лошадей.
Животные этой породы универсальны, в равной степени хороши и как верховые, и как вьючные, и как мясомолочные. Ключевая особенность лошадей казахской породы – это их выносливость, необходимая для жизни в степных просторах: жара летом и мороз зимой. Это делает её пригодной, в том числе, для спортивных турниров, где важна именно выносливость, а не скорость животного.
Перечень «жеті қазына» завершают: хорошее оружие (у кочевников сабля, лук и стрелы, «қамшы-пышақ» – острый клинок, который был спрятан в рукояти плети и т.д.), которое не подведет в бою и всесторонние знания, которые помогут правильно идти по жизни и принимать мудрые решения.
…Безусловно, сегодня невозможно каждому иметь личного скакуна, тазы, беркута – цивилизация, городская жизнь диктуют свои правила и порядки. Но хранители этих традиций есть! Чаще всего это потомственные беркутчи, потомственные охотники и наездники. Благодаря им, их инициативам, в Казахстане в том числе действует Ассоциация национальных видов спорта, куда входит и охота с ловчими птицами, благодаря им проводятся слёты и фестивали сокольников, этно-фестивали, арт-симпозиумы, культивируются виды спорта, неразрывно связанные с лошадьми: байга, кокпар, кыз-куу. Благодаря им любой желающий может соприкоснуться с кочевой культурой казахского народа. Нужно только определиться, что наиболее близко вашему сердцу и можно отправляться в путешествие!
7 сокровищ казахов, или Что должно быть у каждого джигита
Во все времена у многих народов цифра семь считалась счастливой, завершенной, полной энергии и высшей духовности. С ней многое связано в религиях и верованиях людей, в искусстве и науке, в языке и культуре. Сведущие в нумерологии утверждают, что присутствие семерки чувствуется на каждом шагу в окружающем нас мире: 7 чудес света, 7 основных нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 дней недели и так далее.
Фото ©kazakh-tv.kz
Семья
Более того, именно на женщине лежит воспитание детей, достойных своего отца. Глава семьи детей не воспитывает, он находится постоянно в работе, в походе, на охоте. Мать дает наставления детям уважать отца, смотреть на его действия, учиться у него. Вот почему спутница жизни должна быть, по преданию «жеті қазына», ақылды әйел (умной женщиной). Именно в этом счастье.
almaty-akshamy.kz
Фото ©сурет:ok.ru
Три друга джигита
Более того, казахи верили, что дом, где есть беркут, избегает нечисть. Поэтому крылья, перья, лапы этой птицы вешали на почетное место или над изголовьем колыбели. Считали, что священная птица оберегает от сглаза и порчи, служит оберегом.
Верным другом на охоте был и пес тазы. Поверье гласит, что с появлением щенка тазы в дом приходит изобилие, богатство и счастье. О щенке заботились с самого рождения, дрессировали, натаскивали и, когда он был готов, выпускали на зверя. Взятие псом первой добычи было настоящим праздником. Тазы вместе с ловчей птицей и скакуном всегда брали на большие тои и празднества, они были настоящей гордостью мужчины.
Фото ©kazakhstan.travel
Кстати, по данным исследователей, наиболее вероятным местом приручения лошади считается Центральная Азия и, в частности, Казахстан. Даже сегодня, когда эти животные не имеют такого огромного значения для кочевников, как раньше, в Казахстане продолжают разводить большое количество лошадей. Степные скакуны остаются незаменимым элементом культурного наследия страны. Одной из самых популярных здесь является местная казахская порода лошадей.
Фото ©ru.wikipedia.org
Безусловно, сегодня невозможно каждому иметь личного скакуна, тазы, беркута: цивилизация, городская жизнь диктуют свои правила и порядки. Но хранители этих традиций есть! Чаще всего это потомственные беркутчи, потомственные охотники и наездники. Благодаря им, их инициативам, в Казахстане в том числе действует Ассоциация национальных видов спорта, куда входит и охота с ловчими птицами, благодаря им проводятся слеты и фестивали сокольников, этнофестивали, арт-симпозиумы, культивируются виды спорта, неразрывно связанные с лошадьми: байга, кокпар, кыз-куу. Благодаря им любой желающий может соприкоснуться с кочевой культурой казахского народа. Нужно только определиться, что наиболее близко вашему сердцу, и можно отправляться в путешествие.