Что такое жэс гужа
Что такое ЖЭК, ЖЭУ, ЖЭС, ЖКС, ЖЕУК?
Владельцы и арендаторы квартир в многоэтажных домах сталкиваются с работниками жилищно-коммунальной сферы. Их называются по-разному, наиболее распространенное название ЖЭК – это жилищно-эксплуатационная контора. Но в реальности это название условное, заменяет наименование несуществующей организации. Ему на смену пришли другие.
Что такое ЖЭК, и почему это понятие устарело?
Сама аббревиатура ЖЭК появилась в СССР. Его создали в качестве местной исполнительной организации жилищно-коммунального хозяйства. Именно это хозяйство и называли ЖЭКом.
Но в разных городах это название менялось. Встречались такие наименования:
Располагались они на придомовых территориях, не выходили за границы микрорайонов. В задачу всех этих организаций входило обеспечение многоквартирных домов всем необходимым для нормальной жизнедеятельности, а именно:
После распада СССР начался процесс перевода жилищного фонда из государственной в частную собственность. Повсеместно внедрили процесс приватизации. ЖЭКи переходили под управление в муниципальные власти, под них создавались соответствующие департаменты.
В середине нулевых годов XXI столетия вступил в силу новый ЖК РФ. Им закрепилась проведенная реформа в жилищном хозяйстве. ЖЭКи упразднялись, их задачи возложены на следующие организации:
То есть, управление коммунальным хозяйством МКД передано в частные руки. При этом собственникам предоставили выбор – напрямую заниматься всеми вопросами, создавать ТСН или отдать все заботы на аутсорсинг УК.
Другие обозначения коммунальщиков
Управляющие компании на рынке изначально зарекомендовали себя неважно. По сути, остались одни и те же руководители ЖЭКов, их работники, сменилось только название и правовая форма предприятия, а также стоимость услуг в платежках. При этом их качество осталось на прежнем уровне.
УК по-прежнему в обиходе называли ЖЭК. Поэтому часть из них стали именоваться следующим образом:
По этой причине граждане нередко продолжают путать УК с ЖЭК, склоняясь к последней терминологии. Но это неверно. В целом они имеют дело именно с частными управляющими компаниями. В дальнейшем все эти компании для упрощения именуются ЖЭС – это жилищно-эксплуатационная служба.
Особенность деятельности ЖЭС
Еще раз – разница существует между ТСЖ/ТСН и УК/ЖЭС. От того, как называется управляющая компании, ее сущность, обязанности и права не меняются. Они определяются:
Договор определяет объем предоставляемых услуг. Если они только частично обеспечивают нормальное функционирование МКД, остальные услуги должны выполняться собственниками напрямую или посредством созданного ТСН. Такой способ управления МКД называется смешанным, рекомендуется как наиболее оптимальный для эффективного и экономного управления.
ЖЭС отвечает за совместное имущество МКД, которое не входит в квартиры жильцов, следит за его целостностью. Исключение – системы центрального отопления. За батареи также отвечает ЖЭС, если они не меняются собственниками лично без ведома коммунальщиков.
Это важная особенность, о которой собственники узнают только в случае аварий и затопления соседей. В такие моменты устанавливают виновное лицо. И если батареи не менялись, виновным за залив оказывается именно ЖЭС. К ней предъявляются претензии и иски о возмещении материального и морального ущерба.
ЖЭС повсеместно сталкиваются с тем, что жильцы не вовремя или не в полном объеме оплачивают коммунальные услуги: свет, газ, воду, отопление. Они не бесплатные, но, если что-то собственниками не оплачивается, за них это делают муниципальные власти. Эта особенность снижает риски ЖЭС, делает это занятие прибыльным.
В случае невыполнения обязанностей ЖЭС привлекается к административной ответственности, а именно:
Также через суд деятельность ЖЭС могут приостановить на срок до 3 месяцев. Для нее это означает, что все обслуживаемые ею МКД перейдут под управление других компаний. Впоследствии это станет причиной для ликвидации или прохождения процедуры банкротства.
ТСЖ, ЖЭК, ЖЭУ, ЖКХ, управляющая компания: что это такое и как они работают?
Все жители многоквартирных домов в нашей стране обслуживаются управляющими компаниями. Каждый из нас ежемесячно оплачивает их услуги и периодически обращается к сотрудникам ЖКХ. А многие ли задумывались, что это за организации, откуда они взялись и почему нас обслуживают? На каких условиях построены отношения коммунальных служб и жильцов многоквартирных домов? Попробуем подробно разобрать данные вопросы.
Что такое ТСЖ, ЖКХ, ЖЭК, ЖЭУ, УК?
Жилищно-эксплуатационное управление (ЖЭУ) — это местная исполнительная организация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), созданная еще в Советском Союзе и продолжившая свою работу в РФ. Находились данные ведомства на придомовых территориях, в границах микрорайона. В зависимости от города они имели различные названия:
Все данные учреждения были созданы для содержания многоквартирного жилого фонда. После распада Союза Советских Социалистических Республик, когда начался перевод жилья из государственной в частную собственность, местные органы жилищно-коммунального хозяйства были переданы в ведение муниципалитета и выделены в отдельный департамент.
С начала весны 2005 года начал работать новый Жилищный кодекс Российской Федерации. В нем прописана реформа ЖКХ, с созданием вместо жилищно-эксплуатационных управлений, управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ). Все домоуправляющие компании являются частными. В большинстве своем они созданы на базе ЖЭКов и возглавляются теми же руководителями, что и раньше.
Вся инфраструктура, которая раньше принадлежала ЖЭУ, перешла в собственность УК. Эта организация по сути своей остается жилищно-эксплуатационной конторой, сменившей форму собственности и название. По старинке многие жильцы до сих пор называют управляющие компании ЖЭКом, хоть юридически это уже и не верно.
О том, какие услуги предоставляет нам ЖЭК, поговорим далее.
Услуги
Количество услуг, которые оказывают организации входящие в систему ЖКХ (ЖЭка и т.д.), варьируется от одного до нескольких десятков. Требования к срокам и порядку коммунального сервиса постоянно совершенствуются и меняются.
В нашей стране никаких бесплатных услуг, которые оказывают ЖЭК, не существует. Ведь если даже жильцы неприватизированных квартир не оплачивают какой-либо сервис домоуправляющей компании, то за них это делает муниципалитет.
В современных реалиях отношения между УК и жильцами строятся на коммерческой основе. Все граждане обязаны своевременно оплачивать коммунальные услуги, а ЖЭУ качественно и в установленные сроки выполнять весь сервисный перечень.
Список оплачиваемых коммунальных услуг:
Все услуги и работы, оказываемые ЖЭКом, делятся на две категории: обязательные и необязательные. За обязательные услуги мы платим ежемесячно. Они включены в графу «ремонт и обслуживание дома» или «за содержание и ремонт жилья». Как пример — ремонт кровли, промывка отопительной системы или замена лампочек в подъезде. Необязательные — это установка новых отопительных элементов, нестандартной сантехники или пластиковых оконных блоков. Заказывать подобные услуги и оплачивать их — дело сугубо индивидуальное.
Обязательные услуги осуществляются с различной периодичностью:
И да, не стоит забывать, что при необходимости, вы можете получить выписку из домовой книги также в управляющей организации.
А теперь мы расскажем о том, от чего зависят тарифы на услуги ЖКХ.
О способах пожаловаться на действия коммунальщиков рассказано в следующем видео:
От чего зависят тарифы
Какие расходы предусматривает плата за управление многоквартирным домом, мы рассматривали в предыдущем разделе. А если брать каждое сооружение в отдельности, то все они разные и требуют различных затрат по содержанию. Поэтому оплата графы «за содержание и ремонт жилья» разнится для всех жилых зданий. Она определяется исходя из дефектных ведомостей и смет.
Расходы по обслуживанию и ремонту рассчитываются исходя из сметы, требующейся на содержание общедомовых инженерных систем, на снятие показаний с приборов учета, содержание, расчет и хранение данных и многие другие статьи. От того, какие объем и частота проводимых работ будут запланированы собственниками жилья, будет зависеть и стоимость обслуживания.
О расторжении и заключении договора с управляющей компаний или ЖКХ пойдет речь далее.
О том, как пожаловаться на слишком высокие тарифы рассказывает следующее видео:
Договор обслуживания многоквартирного дома с управляющей компанией
Главным документом, который устанавливает отношения между «коммунальщиками» и собственниками квартир, является договор на управление многоквартирным домом. Если владельцы на общем собрании выбрали домоуправляющую компанию, то договор заключается с каждым из них в индивидуальном порядке.
Когда УК выбрана товариществом собственников жилья, то договор подписывает ТСЖ от лица всех хозяев квартир. И наконец, если дом принадлежит муниципалитету, то договор на конкурсной основе подписывается между ЖЭУ и местными органами власти.
Надо ли составлять?
Сразу ответим: обязательно надо. Ведь в нем регулируется количество и стоимость коммунальных услуг и частота их проведения. Пункты, которые обязательно указываются в договоре:
Что будет, если не заключен договор?
Итак, я не заключал договор с управляющей компанией, что из этого?
В соответствии с заключенным между владельцами жилья и УК документом, собственники имеют право требовать от коммунальной организации отчетности о проделанной работе и проверить качество и частоту оказываемых услуг. В случае обнаружения нарушений необходимо требовать от руководства ЖЭУ немедленного устранения. При отказе нужно ссылаясь на договор пожаловаться в контролирующие органы. Например, в Государственную жилищную инспекцию и Роспотребнадзор.
Очень надеемся, что наш небольшой очерк помог вам разобраться, для чего нужна управляющая компания, что она из себя представляет и чем отличается от ЖЭКа. Не забывайте вовремя оплачивать коммунальные платежи и требовать качественной работы от коммунальных организаций. И обязательно посмотрите, заключен ли у вас или вашего ТСЖ договор с УК. Если нет, сделайте это незамедлительно. При недобросовестном исполнении «коммунальщиками» своих обязанностей не стесняйтесь обращаться в надзорные организации или суд. Кстати, если вам захочется организовать паркинг во дворе дома, то и тут стоит прежде обсудить этот вопрос с УК.
Следующий видеосюжет посвящен юридическим аспектам наиболее частых вопросов в отношении ЖКХ:
Что такое ЖЭК, расшифровка аббревиатуры, обязанности, как написать жалобу?
Аббревиатура «ЖЭК» находится на слуху каждого отечественного обывателя, независимо от того, является ли он владельцем квартиры, частного дома, или пользуется недвижимостью на правах коммерческой аренды или социального найма. ЖЭК расшифровка – жилищная эксплуатационная контора (инспекция), это государственная структура по благоустройству города и управлению многоэтажными домами, придомовыми территориями и территориями частного сектора.
Что такое ЖЭК?
Такие компании начали возникать на территории современной Российской Федерации более ста лет назад. Это были исключительно госструктуры, которые в рамках закона занимались облагораживанием территорий города. Со временем сущность организации несколько изменилась. Теперь в России можно встретить и частные отделения ЖЭК, которые дополнительно исполняют управляющие функции многоквартирных домов. Ныне их принято называть УК – управляющая компания.
О бесплатных услугах ЖЭКа
ЖЭК это расшифровка, которая на практике применяется уж больше по привычке, нежели для обозначения конкретного органа. А на его смену пришли домовые хозяйства и управляющие компании. Каждый житель (независимо от наличия у него прав собственности на недвижимость) может направить заявление в ЖЭК на получение бесплатных услуг. К таковым относятся:
Если бесплатные услуги своевременно не предоставляются, то есть необходимость написания жалобы руководителю УК или же в вышестоящий орган. Что касается тараканов, то их травление проводится не может. Поскольку оно подразумевает использование ядов в общественных местах, от которых могут пострадать дети или домашние животные.
О платных услугах ЖЭКа
Предусмотрены также и платные услуги, за каждую из которых предусмотрена индивидуальная цена. Если жильцы будут отказывать в оплате, то ЖЭК имеет право отказать в исполнении вверенных функций. Так, к платным обязанностям ЖЭКа относятся:
О замене ЖЭКом технических средств
ЖЭК (УК) — это организация, которая не только контролирует чистоту и комфорт эксплуатации дома, но также гарантирует безопасность использования сооружения. Поэтому в обязанности инспекции входит бесплатная смена некоторых приспособлений, расположенных внутри квартир. Компенсируются затраты из оплаченной квартплаты и из ранее удержанных налогов. Так, граждане могут претендовать на следующую помощь:
Определение права на такие услуги не зависит от возраста жильца, финансового положения или срока владения квартирой. Главное, подтвердить период эксплуатации конкретного предмета и написать письмо в ЖЭК для осуществления его замены.
О техническом обслуживании
Заявление в ЖЭК оформляется по образцу, но со своей стороны специалисты конторы должны самостоятельно проявлять инициативу на проверку состояния работы технических средств и коммунальных сервисов. Так, администрация органа должна следить за проведением таких проверок:
Перед тем как вызвать сантехника на дом из ЖЭКа или другого специалиста, нужно уточнить, относится ли помощь к платной и как будет происходить оплата услуг.
Об обслуживании: отопление и канализация
Можно вызывать специалиста на дом для исполнения бесплатных и платных функций. Так, ЖЭК не может отказать в вызове работника, если есть риск причинения время имуществу, здоровью жильцов из-за возможности аварии (например, риск затопления соседей).
Так, при оборудовании водопроводных и отопительных труб специалист уполномочен осуществлять следующие мероприятия:
При ремонте отопления предстоит учитывать следующие нюансы:
За качество исполненных работ специалист несет соответствующую ответственность. Если работы исполнены плохо, то нужно жаловаться администрации ЖЭКа.
Об аварийном обслуживании: электроснабжение и ликвидация аварий
Заявление на вызов из ЖЭУ мастера оформляется письменно или устно по телефону. Есть еще один способ, как вызвать электрика на дом из жэка, попросить телефон специалиста, чтобы договориться с ним лично. Электрик осуществляет следующие работы:
Аварийные ситуации в сфере ЖКХ могут включать:
При выявлении поломок, требующих оперативного вмешательства, специалисты вызываются в срочном порядке и сразу приступают к устранению поломки.
Порядок действий при обращении в ЖЭК
Как показывает практика, пожаловаться в контору на выявленные нарушения и поломки у граждан получается не всегда. Это связано с незнанием порядка подачи ходатайств и правил их оформления. На сегодняшний день предусмотрены следующие способы обращения:
Кроме персонального письма можно подготовить коллективное обращение. Как правило, на базе каждого дома существует самоуправление, действующее от имени всех жильцов.
Оформление жалобы
Есть несколько инстанций, куда жаловаться на действия ЖЭК. Так, заявления могут писаться:
В последнее время наблюдается рост популярности УК – частных управляющих компаний. Для жильцов преимущество в том, что это коммерческие организации, а потому и требования к ним более суровые. УК, в отличие от ЖЭКа, в полной мере должны исполнять свои функции и делают это на платной основе.
Со своей стороны владельцы квартир могут защитить свои права в прокуратуре и правоохранительных органов, а Служба защиты прав потребителей уполномочена ликвидировать фирмы, на которые поступают жалобы.
ЖЭС Жилкомсервис. Найдите пять отличий
Говорят, что новая метла сильнее метет только для того, чтобы пустить пыль в глаза. Давайте попробуем разобраться, действительно ли это так в случае всем нам знакомой сферы ЖКХ. Тем более что вышеупомянутый инструмент имеет к этому самое непосредственное отношение.
В начале 2005 года жилищно-коммунальная сфера Петербурга претерпела значительные изменения. ЖЭСы (Жилищно-коммунальные службы) стали называться Жилкомсервисами, а то и вовсе были заменены на частные обслуживающие конторы. За последние годы, живя в этой непростой стране России, мы, россияне, уже привыкли от любых перемен ожидать неприятностей, после которых если уж и не пойдешь на паперть, то в себя будешь приходить достаточно продолжительный промежуток времени. Даже от смены времен года ждем какого-нибудь подвоха.
Так и в этом случае никто не надеялся на чудо. Происходящее воспринималось как просто смена табличек с официальными названиями служб на такие же таблички с другим набором букв славянского алфавита. По традиции последствия перемен не заставили себя долго ждать и уже в этом месяце многие получили (а если еще нет не расстраивайтесь, это счастье вас не минует) квитанции на оплату услуг ЖКХ, в которых итоговая сумма несколько подросла, а в недалеком будущем станет еще больше.
Но был бы толк. Что у нас убыло, мы без труда заметили. А что прибыло? А вот с этим и будем разбираться. За советом я обратился в один из городских Советов. К тем, кто повседневно сталкивался в своей работе с ЖЭСом, а теперь и с Жилкомсервисом. И вот что мне там рассказали: оказывается отличия у этих организаций есть, хотя там продолжают работать те же самые люди. И отличия есть как положительные, так и отрицательные.
Начнем, пожалуй, с самого простого положительных моментов. Если кто не знает, в бытность ЖЭСов деньги, которые мы с вами, уважаемые читатели, платили по розовеньким бумажкам, оседали в Жилищном комитете правительства Петербурга, а потом распределялись по районам, так сказать на нужды. Только вот распределение это было далеко не равномерным, а если, как говорил незабвенный Михаил Сергеевич, углубиться в суть проблемы, то и не равноправным: жилищные агентства центральных районов города получали денег больше (понять, конечно, можно, ведь центр лицо Петербурга), а спальные районы соответственно меньше. То есть раньше те, кто жил на окраине, оплачивали удобства проживания жителей центра. И вот тут-то и есть первый плюс теперь, по новым правилам, деньги жителей остаются в Жилкомсервисе, который обслуживает их территорию.
Плюс второй: раньше у каждого сантехника и электрика коммунальных служб был свой, строго регламентированный оклад, выше которого не прыгнешь. Стимул к работе заключался только в ненормативных сборах с жильцов, которые не хотели ждать по нескольку лет, чтобы устранить течь в своем унитазе. Теперь же, если работник начинил больше унитазов, то и денег он за это получит больше, чем составляет его оклад.
На этом, собственно, положительные стороны дела и заканчиваются. Перейдем к отрицательным. Несмотря на то, что жилкомсервисы стали сами распоряжаться деньгами населения и у директоров новоявленных фирм появилась возможность финансово стимулировать своих подчиненных, не каждый руководитель к этому стремится. Главным показателем отчетности стала прибыль. Не столь важно показать вышестоящему руководству, а оно есть у каждого жилкомсервиса, количество отремонтированных унитазов и другой сантехники, сколько отчитаться о полученной прибыли. Отсюда появляются недоплаты и обрезание премиального фонда для тех же электриков и сантехников. Вернулись к тому же стимула к работе нет. Соответственно страдаем снова мы жильцы, продолжающие платить, а теперь еще больше, за услуги, которые не дополучаем.
Минус второй: есть неформальная установка на то, чтобы в первую очередь обслуживались жители подъездов, которые объединились в товарищества собственников жилья и где установлены металлические двери с домофоном или кодовым замком, наконец. Опять упираемся в неравноправие платят-то все квартплату одинаково.
А уж если ваша квартира приватизирована, то можете смело начинать посыпать пеплом свою голову как и год и два назад в услугах ремонтников на территории вашей частной собственности будет отказано.
Вот такая картина складывается. Осталось сложить плюсы и минусы и сделать вывод о том, как конкретно на Вас отразилась реформа ЖКХ. Правда, бытуют мнения, что новая структура обслуживания населения только начала свою работу и пока не развернулась. А уж как развернется тогда ух! Что же, время покажет.
Контроль и надзор: чем ЖКХ районов отличаются от ЖРЭО
Проводимые в жилищно-коммунальной сфере реформы постепенно вытесняют из лексикона минчан аббревиатуры «ЖЭС» и «ЖРЭО».
Первые раньше входили в состав вторых. При этом ЖРЭО совмещало в себе функции заказчика и подрядчика: само определяло фронт работ и выполняло их силами подведомственных служб. Такая схема не способствовала тому, чтобы объективно оценивать качество работ и привлекать к ответственности исполнителя за недоделки и нарушение сроков. В то же время количество ЖЭС в столице увеличилось до 130, и у каждой – свой директор, бухгалтер, главный инженер. Руководящее звено оказалось слишком раздутым.
В ходе реформирования, как рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ), две-три рядом расположенные ЖЭС объединили в один ЖЭУ (жилищно-эксплуатационный участок) – хозрасчетную организацию со статусом юридического лица, которая подчиняется администрации района. Теперь в каждом районе несколько ЖЭУ под номерами 1, 2, 3 и так далее. У каждого свой руководитель и штат работников. К какому участку относится конкретный дом, можно узнать, позвонив по номеру 115 или заглянув на сайт ЖКХ района (бывшего ЖРЭО). Также эту информацию размещали в жировках. Основная функция ЖЭУ осталась прежней – это техническое обслуживание жилых домов, а также содержание (включая уборку и благоустройство) дворовых территорий.
– КУП ЖКХ района (служба заказчика) выступает в роли заказчика на проведение работ по техобслуживанию, ремонту, уборке, платным услугам, обращению с отходами, а также контролирует выполнение этих мероприятий, – объясняет заместитель генерального директора МГЖХ Алексей Герасимчик. – Отношения с ЖЭУ как с подрядчиком строятся на деловой договорной основе. За нарушение условий договора – наказание рублем. По такому же принципу налажено сотрудничество с другими коммунальными службами, например по вывозу отходов, и частными организациями. Последних привлекают для выполнения текущего ремонта фасадов, кровли, дворовых проездов. Их доля достигает 60 % по отдельным видам работ. Предварительно проводится конкурс по выбору подрядчика. В нем могут участвовать любые заинтересованные предприятия, в том числе ЖЭУ, которые располагают необходимыми техническими средствами и специалистами.
К примеру, поясняет А. Герасимчик, утеплить стены жилого дома выше определенного этажа возможно только с привлечением промышленных альпинистов, а таковых в ЖЭУ нет. Более того, недавно стартовал конкурс на техобслуживание жилфонда, в котором могут участвовать и частные организации.
Также районные ЖКХ должны защищать права и интересы жителей как потребителей жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству, отмечают в МГЖХ. Но это не значит, что эти предприятия являют собой открытую жалобную книгу. По вопросам, касающимся техобслуживания, ремонта, благоустройства, платных услуг горожанам следует звонить в контакт-центр ЖКХ Минска по номеру 115, где заявку зарегистрируют, отправят в ЖЭУ и проконтролируют ее исполнение. Вместе с тем жители могут адресовать свои пожелания, замечания письменно или в электронном виде в ЖКХ района. Кроме того, к руководителям ЖКХ районов и ЖЭУ можно либо обратиться по телефону, либо прийти лично в приемные дни и часы.